Тинейджер обучающийся в школе проходит стадию социализации

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса [2; 22; 25; 31]:

  1. Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
  2. Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.

В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий [31]. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности [21; 23].

Показателями успешной социализации личности являются [23]:

  1. Включение личности в систему общественных отношений.
  2. Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
  3. Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
  4. Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
  5. Активное воспроизводство системы социальных связей.

А.И. Ковалева выделяет следующие критерии социализированности личности [25]:

  1. Содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей;
  2. Адаптированность личности, ее нормотипичное поведение;
  3. Социальная идентичность.

Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм [31].

Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие [31]:

  1. Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
  2. Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.

Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность [3; 31]. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение [3].

Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения [3; 31]. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.

Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит [3; 25; 31]. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте [23]. Изучая возрастные особенности социализации, многие авторы подчеркивают значительные различия в специфике протекания процесса социализации в различные возрастные периоды.

Таким образом, особенности социализации подростка соотносятся с его потребностями в самостоятельности и независимости, самоопределении, общении со сверстниками. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах образцы поведения в обществе, продолжает усваивать новые образцы в уже расширенной социальной среде, стремится найти свое место в системе социальных отношений, обрести определенный, как можно более высокий социальный статус, достичь общественного признания. При этом он ориентируется преимущественно на оценки своего поведения взрослыми и сверстниками, на особенности референтных групп.

К основным факторам социализации подростка относятся особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п. [31]. Т.е. основными институтами социализации подростка являются семья, неформальная группа и школа.

Таким образом, современное общество характеризуется неблагоприятными условиями социализации подростков, основным источником которых исследователи считают повышенную занятость родителей на работе, приводящую к их физическому отсутствию в семье, и недостаточный уровень внимания, уделяемого родителями детям и подросткам.

Накопление объема, разных форм общественно полезных дел приводит на второй стадии данного периода, в 12-13 лет, к развертыванию потребности в общественном признании, осознании не только своих обязанностей, но и прав в обществе … Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к … развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающему, стремлению найти свое место в коллективе – выделиться, не быть заурядными, потребности играть определенную роль в обществе.

Поэтому конкретные проявления социальных отношений подростков заключаются не только в расширении сфер социальной активности и повышении общего уровня социальной активности, но и в изменении характера отношений с родителями, сверстниками, учителями, противоположным полом и т.д. и их значимости для подростка.

Гост

ГОСТ

Специфика социализации детей подросткового возраста

Социализация личности происходит на протяжение всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом, а также в юношеском возрасте. Некоторые авторы, акцентируя внимание на возрастных особенностях процесса социализации, подчеркивают, что в процессе присутствуют достаточно значительные различия, выражающиеся в специфике протекания данного процесса в различные возрастные периоды человека.

По мнению отечественных авторов (например, по мнению А. В. Петровского), в подростковом возрасте человек стремится к проявлению своей индивидуальности. Как следствие, активно осуществляется индивидуализация личности. Социализация может помочь разрешить противоречие, с которым сталкивается человек в этот период времени: с одной стороны, он идентифицирует себя с обществом, но, с другой стороны, он обособляется от общества, потому что стремится выявить в себе уникальные черты.

То есть, успешный процесс социализации подростка предполагает следующее:

  1. Адаптацию человека к обществу и общественной системе, ее нормам и правилам, ценностям;
  2. Саморазвитие человека, выявление его уникальных черт, которые будут делать акцент на его уникальности, а не на возможностях быть похожим на всех остальных членов общества.

Особенности социализации в подростковом возрасте следует рассматривать с точки зрения нескольких фаз жизненного пути человека. Во-первых, это детство, когда активно происходит именно адаптация. Во-вторых, отрочество как символ индивидуализации человека. Юность, в свою очередь, становится интеграцией человека с сохранением его уникальных черт.

В юности, как и в подростковом возрасте, человек стремится стать частью какого-либо объединения, которое в дальнейшем даст ему возможность раскрыться с новых сторон. Между фазами также могут возникать некоторые противоречия, которые или мотивируют человека к более организованной и целесообразной деятельности, или дадут ему понять, что необходимо примерить на себя новые социальные роли, приобщиться к иным особенностям и чертам социализации, ее ценностям и ориентирам.

Готовые работы на аналогичную тему

Потребности подростка в процессе социализации

Социализация всегда предполагает удовлетворение потребностей тех лиц, которые входят в данный процесс. Так, особенности социализации человека в подростковом возрасте соотносятся с потребностями в таких аспектах, как самостоятельность и независимость, самоопределение и непосредственное общение со сверстниками для обмена опытом и знаниями. Каждый подросток сталкивается в желанием показать, что он уже созрел для принятия решений, а также может быть независим от своих родителей.

Это вполне оправданные желания, которые вполне могут осуществиться. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах своей социализации знания и навыки, а также образцы поведения, которые могут быть как приемлемы, так и не приемлемы в обществе. Но они не останавливаются на достигнутом, ведь продолжают усваивать новые образцы поведения, но в уже более расширенной социальной среде. Подросток стремится занять свое место в системе социальных отношений, пользоваться авторитетом у сверстников. Это стремление можно назвать стремлением в приобретении как можно более высокого статуса в обществе, достижении общественного признания.

В поиске своего места в обществе подросток может потерять себя. Его психика крайне нестабильна, очень гибка, и в этом возрасте ему можно навязать ложные нормы и ценности, которые будут восприняты как единственно верные. К тому же, подросток очень часто меняет свое окружение. Это связано с занятиями в кружках и секциях, поиске по-настоящему интересного дела, которое займет подростка. На пути к хобби ему предстоит испробовать много других видов деятельности, а значит сменить много других социальных групп.

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствам массовой информации образцам и эталонам успешных людей и тем, кто себя выдает за таковых. Таким образом, к ключевым факторам социализации подростков следует отнести особенности воспитания и проведения досуга в рамках семьи, отношение к каким-либо объектам, процессам и явлениям в обществе. немаловажны приоритеты и установки, семейные ценности, неформальное окружение подростка и компания, в которой он проводит свое свободное время. Большую роль играют образовательные институты (например, школа), и отношение подростка к той системе ценностей, которая прививается во время школьного обучения. То есть, основными институтами социализации подростка являются такие, как:

Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. Изучая возрастные особенности социализации, многие авторы подчеркивают значительные различия в специфике протекания процесса социализации в различные возрастные периоды.

Изучая непосредственно социализацию подростков, авторы подчеркивают ее выраженные особенности. Именно в этом возрасте расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации выступает общение со сверстниками. Однако, основным механизмом взросления в этот период является присвоение подростком различных категорий ценностей, образцов поведения и т. п. И именно роль взрослых в демонстрации такого рода образцов должна быть ведущей.

Таким образом, особенности социализации подростка соотносятся с его потребностями в самостоятельности и независимости, самоопределении, общении со сверстниками. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах образцы поведения в обществе, продолжает усваивать новые образцы в уже расширенной социальной среде, стремится найти свое место в системе социальных отношений, обрести определенный, как можно более высокий социальный статус, достичь общественного признания. При этом он ориентируется преимущественно на оценки своего поведения взрослыми и сверстниками, на особенности референтных групп.

Поиски подходящего места в обществепридают социальному поведению подростка характернуюнестабильность. Формирование социального опыта подростков осуществляется путем зондирования всякого рода ситуаций, в которых он оказывается. Доказательством этого служит неустойчивость интересов, частая смена окружения (кружки, секции, клубы, дворовые компании, группы по интересам), своеобразный поиск оптимальной для себя группы сверстников по уровню развития или запросов. Расширение зоны самостоятельности, опора только на имеющийся опыт отношений предыдущего этапа развития, не всегда полных и адекватных представлений о мире взрослых придает этому периоду неустойчивую характеристику.

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствами массовой информации образцам и эталонам так называемых успешных людей. Другой момент воздействия касается запроса на успешного человека, он затрагивает и мотивационную сферу подростка, начинает запускать программу – любыми средствами добиться признания. Подросток, испытывающий в жизни затруднения – социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, отсутствие самореализации, боязнь быть непризнанным в группе и т. д. – начинает сравнивать себя с транслируемыми образами СМИ. Механизмы следования за готовыми формами поведения и образами, которые преподносятся зачастую однобоко, фрагментарно, позволяют быть причастными к тем группам, которые уже заявлены в обществе и механизм конформизма вступает в действие.

К основным факторам социализации подростка относятся особенности воспитания и проведения досуга в семье, отношение к чему-либо, приоритеты, установки, ценности в семье подростка; неформальное окружение, компания; школа, отношение подростка к системе ценностей, прививаемых школой и т.п.. Т.е. основными институтами социализацииподростка являются семья, неформальная группа и школа.

Однако в конце прошлого века возник и весьма динамично получил развитие такой принципиально новый социальный институт как Интернет. Интернет отвечает одному из важнейших критериев социального института - это удовлетворение устойчивой социальной потребности за счет реальных функций, которые он выполняет. Эти функции весьма многообразны - среди них ведущей является коммуникативная, через которую реализуются и другие функции, такие, как содействие упрочению социальных отношений за счет трансляции информационных моделей поведения и деятельности.

Как и другие, традиционные социальные институты, Интернет воздействует на личность подростка, социальную группу, формирует сходное поведение в конкретных типовых ситуациях, открывает возможности для согласования интересов и потребностей, корректировки способов удовлетворения этих потребностей.

Трудности социализации в подростковый период
и роль школы в этом процессе

Изобова Елена Анатольевна,
социальный педагог ГБОУ школа №525
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в XXI веке проблема социализации подростков приобретает не только общенациональный, но и международный характер. Обучение и воспитание, в том числе и социальное, стали рассматриваться как средство развития человека не только как индивида, но и как члена социума, способ стабилизации социальных, политических и идеологических отношений. В соответствии с таким подходом во многих развитых странах разрабатываются государственные программы образования и культурного развития всех членов общества, в которых находят отражение потребности гуманизации и демократизации общества, создания на этой базе условий для развития личности. Кроме того, социализация определяется потребностями общества на каждом этапе своего существования в обеспечении преемственности, в постоянном совершенствовании, которое эффективно при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества.

Интеграция России в мировое сообщество способствует расширению спектра дружественных и профессиональных контактов, что ставит перед образованием задачу развития таких качеств личности, как толерантность, открытость, коммуникабельность, предприимчивость, ответственность, академическая мобильность. Общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, способного творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира.

Формирующийся в настоящее время социальный заказ на человека будущего, конкурентоспособного на рынке труда, ставит перед школой проблемы, на решение которых нацелена данная статья.

Подростковый возраст завершает активный период социализации. Кто же имеется в виду под понятием “подросток”? Каковы хронологические рамки выделенного объекта?

Для детального рассмотрения будет взят возраст 15 ‑ 17 лет. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Подростковый возраст ‑ это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Это – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

· несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан их возрастом;

· несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;

· противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые – собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

Итак, рассмотрев трудности социализации в подростковый период можно установить, что одной из них является ролевой конфликт, как следствие низкого социального статуса подростка и заниженной самооценки.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациям среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. В это время происходит становление, развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.). Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

· Освоение учениками нормативного поведения;

· Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения подростка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции.

В теории и практике воспитания существуют разнообразные подходы к проблеме развития личности ребенка, среди которых особое место занимает средовый.

Социальная среда подростка ‑ это окружающие его люди и сообщество, их деятельность, связи, отношения. Это общественная атмосфера, это мораль и нравственные нормы, воплощенные в реальном ближнем и дальнем окружении конкретного ребенка. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей.

В современных условиях кардинального изменения социокультурной ситуации, возрастания социальной напряженности вопрос о том, как превратить среду в средство управления развитием личности, приобретает особую остроту и злободневность. Известно, что любое движение или поступок человека возникает в ответ на какие-то импульсы, толчки, раздражение извне, из среды его жизнедеятельности. Поэтому поведение ребенка — это не что иное как процесс взаимодействия его со средой. Изменяя в нужном направлении среду жизнедеятельности, взрослые воспитывают его, при этом имеет место опосредованное управление развитием школьника.

В системе общественных наук проблему взаимодействия школы и среды, личности ребенка и среды, как природосообразной и наиболее истинной в гуманистическом воспитании, разрабатывали П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.Н.Иорданский, М.В.Крупенина, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.С.Моложавый, П.А.Сорокин, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Н.В.Шульгин и другие.

Современное решение проблемы предлагают ученые Л.П.Буева, В.А.Караковский, Л.Н.Коган, А.Т.Куракин, Ю.С.Мануйлов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, И.Б.Первин, В.Д.Семенов и другие.

Исследования данных авторов приводят к пониманию среды как сферы, интегрирующей внутреннее и внешнее, субъективное и объективное. Взаимодействие школьников с одной и той же макро- и микросредой может быть различным. Одни влияния школьник воспринимает, другие отвергает, к третьим относится индифферентно. Задача педагогов заключается в том, чтобы в своей пространственно-временной зоне преобразовать реальную среду образовательного учреждения в среду наиболее благоприятную для развития сущностных сил ребенка, его индивидуальности и гражданского становления.

Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы часто является продолжением общественной жизни. Школа продолжает работу по социализации ребенка, начатую в семье.

Определяя место школы в процессе социализации подростков, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей.

Проблема социализации личности в учебном процессе ставит учителя перед необходимостью проанализировать свою деятельность и увидеть те внутренние резервы учебного процесса, которые в большей степени способствуют социализации личности ученика. Бесспорно, подобный анализ наряду с объективными факторами, влияющими на этот процесс, высветит и ряд субъективных, которые связаны непосредственно и с личностью самого учителя, и того общего духа, атмосферы, которые царят в той или иной школе.

Социализация подростков происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. С одной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой ‑ поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своей жизни, на самовоспитание.

На социализацию личности ученика должно быть активно направлено как содержание обучения, технологии преподавания, так и организация тех условий, которые ставят ученика в более активную позицию, делают его субъектом учения.

Это дает возможность учителю выбрать для каждого школьника наиболее оптимальные условия для организации его активной познавательной деятельности, которая бы способствовала развитию творческих способностей, а значит и созданию для него как внешнего, так и внутреннего комфорта, формированию уверенности в свои силы при общении со сверстниками.

Педагогические коллективы школ сегодня не могут игнорировать, не учитывать другие воспитывающие силы. Современный школьник пользуется различными каналами и источниками информации, подвергается многочисленному спектру влияний и воздействий. Это повышает требования к учителю, изменяя его роль, ответственность и функции. Его авторитет зависит не только от полноты знаний и эрудиции, но и от умения в учебно-воспитательной работе использовать возможности всех социальных институтов окружающей среды.

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации подросток приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Подростку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и, именно, школа должна помочь ему в осознании себя членом этого общества.

Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно‑познавательную, общественно‑политическую, трудовую, культурно‑досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.

Нельзя сказать, что только внешняя среда оказывает негативное влияние. Стоит обратить внимание на состояние и готовность самой личности.

Социализация формирует подростка как члена общества, которое желает сформировать определенный тип человека, соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.

Задача школы, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

В социализации подростков школа, как основное базисное звено в современном образовании, играет ведущую роль. В отличии от дошкольного и внешкольного (дополнительного) образования, которое охватывает лишь часть детей и подростков, школьное обучение является всеобщим: школа гарантирует постоянное и глубокое взаимодействие между участниками образовательного процесса, в результате которого молодой человек получает не только определенные знания, но и открывает для себя новые каналы социальных коммуникаций, имущественного, должностного и статусного продвижения, расширяет границы своей социокультурной идентичности.

Роль школы, как канала социализации, не сводится только к передаче знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь.

Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Так, французский социолог П. Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в школе имеет двойственный характер ‑ не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

Сегодня школа должна не только предоставить условия для развития личности, но и создать механизм самозащиты подростка, юноши от разрушительного влияния социума. В связи с этим, заметно обогащаются возможности школы как института социализации, расширяется сфера педагогического творчества учителей.

Столь значительная социальная роль школы остро ставит вопрос о методах повышения эффективности её воспитывающей деятельности, преодоления тех отрицательных тенденций, которые обедняют её возможности и делают её объектом критики со стороны родителей, учащихся, педагогов.

Перед человечеством, разделенном на государства, расы, нации, этнические группы, все более настоятельной становится проблема перехода от непримиримой конфронтации к осознанию своего единства перед лицом природы и космоса. Но осознание этого единства и выработка совместных действий по обеспечению выживания человечества в сложной экологической и социально-политической обстановке не могут происходить вне развития диалога и коммуникативных процессов, составляющие одну из отличительных, родовых характеристик человека.

Система образования формировалась как институт сознательной целенаправленной социализации. Целью образования является действенное участие в формировании и развитии разносторонних качеств личности. Основной задачей образования видится создание условий для саморазвития личности. Это предполагает гармонизацию интересов индивида и общества в целом: удовлетворение потребности человека в образовании, удовлетворение нужд общества в работниках разных специальностей ‑ обеспечение развития всех членов социума. Цели общества и индивида связаны между собой определенным образом, и чем менее образован человек, тем более расходятся его спонтанные цели со средне- и дальнесрочными целями обучающих.

Следует подчеркнуть, что между семьёй и образованием существует тесная взаимосвязь, проявляющаяся также и в следующем. От того, какое образование, профессию получил человек, в немалой степени зависят и характер, особенности всего процесса социализации подростков в его собственной семье, методы и стиль их воспитания (как целенаправленной деятельности).

Образование как социальный институт оказывает стихийное воздействие на учащихся (нередко и их родителей), педагогов, сотрудников учебного заведения посредством своей атмосферы, неписанных правил, стиля общения, традиций. В то же время руководство сознательно поддерживает доброжелательную атмосферу заведения, добрые традиции. Роль образования как процесса обнаруживается в том воздействии, которое на социализацию личности оказывают содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности, характерные для различных этапов образовательного процесса. Что в значительной степени определяет соотношение сознательности и стихийности в социализации в системе образования. Образование как результат учебно-воспитательной деятельности способствует дальнейшей самодетерминации личности, во многом определяя жизненный путь человека.

Степень стихийности социализирующего влияния образования несколько возрастает по мере движения к верхним её ступеням. И опять-таки следует отметить, что планомерная сторона социализации в системе образования (также как и в семье) проявляется не только в прямом, явном воспитательном воздействии, но и в целой системе мер по опосредованному воздействию на учащихся. Организовывать, осуществлять такие меры — одна из важнейших задач учителей, сотрудников системы образования с опорой на специалистов в области педагогики, психологии.

Сегодня школа должна не только предоставить условия для развития личности, но и создать механизм самозащиты подростка от разрушительного влияния социума. В связи с этим, заметно обогащаются возможности школы как института социализации, расширяется сфера педагогического творчества учителей.

Подводя итог рассуждениям о роли школы в социализации подростков, и выяснив, что большинство трудностей в подростковый период являются следствием низкого социального статуса и заниженной самооценки подростка, а также учитывая, что процесс социализации по своей природе тотален (происходит постоянно и воздействует на человека во всех отношениях), можно сделать вывод, что назначение школы – привнести в этот процесс вектор направляемой и относительно социально контролируемой социализации и этим помочь подростку понять, как он сам может управлять своей социализацией в дальнейшем, сознательно выстраивая собственный баланс между своей адаптированностью к обществу (имеется в виду мера согласованности самооценок и притязаний человека с его возможностями в реалиях наличной социальной среды) и обособленностью от общества (имеются в виду ценностная, психологическая, эмоциональная и поведенческая автономии личности).

Читайте также: