Краткое содержание дырявый кафтан

Обновлено: 05.07.2024

Когда читаешь сказы Донбасса, невольно возникает вопрос о хронологической их привязке. Как ни странно, они охватывают период только с ХVIII по начало ХХ в. Нет сказов, которые можно было бы отнести к современности. У этого феномена, наверное, несколько причин. С одной стороны, для того, чтобы те или иные события превратились в сказ, необходимо время. Во-вторых, для рождения сказа необходим фактор неожиданности. Он с избытком был при освоении Донбасса. Сюда сходились большие массы людей - преимущественно это были крестьяне. Они попадали в новые условия жизни, занимались непривычным и опасным трудом. Всё это усиливало фантазию – первоисточник сказов.

Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях следующие обозначения:

Герои как сказа, так и сказки, могут быть реальными или вымышленными, даже волшебными.

Сказ ведётся от лица сказителя. То есть рассказывает о событиях их непосредственный участник.

В сказке речь ведётся от третьего лица и роль рассказчика минимальна.

Сказ – это всегда импровизация, его сюжет и оттенки повествования могут меняться в зависимости от аудитории, её настроения. Также очень важно отношение сказителя к истории.

В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами и поговорками. В сказке художественная составляющая лексики особой роли не играет.

Позже появились литературные стилизованные сказы, например, П.П. Бажова и Н.С. Лескова. Их основа всегда фольклорная, а повествование имитирует разговорную речь. Это умышленная художественная имитация будто бы не подготовленного заранее монолога сказителя. Словно он импровизирует для каждого слушателя.

Некоторые исследователи (Тынянов, Виноградов, Эйхенбаум) различают два типа сказа.

Первый – это сказ, в котором создается иллюзия бытовой обстановки. В нём используется только лексика определенной аудитории, чей быт и отражен в сказе. Это текст из уст очевидца, но не персонажа. Вся история предстает именно сквозь отношение рассказчика к ней, его точку зрения.

Выводы :

1. Сказ рассказывает о ______________________________________________ _________________________________________________________________ . 2. П.П. Бажов, Н.С. Лесков написали __________________________________ _________________________________________________________________ . 3. Различают два типа сказа. Первый – это сказ _________________________ _________________________________________________________________ . 4. Во втором типе сказа сказитель ____________________________________ _________________________________________________________________ .

Дырявый кафтан

Про наш донецкий уголёк много диковинного говорено. Самого царя Петра Великого, чуть не крёстным отцом поминают. Сказывают, что так и есть. Только пустое это. Ведь ещё до Петра про уголь знали. Степные хуторяне войска Донского, к примеру, уже давно ковыряли из ямок уголёк. Да мало ли ещё кто! Вот, к примеру, в ногайских песнях уголь поминается, а когда это было. Седая старина!

Однако коли начал я с петровского времени, то доскажу: пошёл царь Петр Азов у турок воевать. До холодов простоял с войском у стен, так и не взял крепости. Понял государь московский, что не осилить ему Азова без пушек. Идёт степью на Москву, а за собой полвойска ведет. Половину потерял. В дневное время в балках хоронится в оврагах глубоких, а ночью – ходу. Это оттого, что татарва крымская наскоками покою не дает. Кони у неё скорые, стрелы острые да меткие – так и разят.

Как-то под утро велит царь привал делать. Разожгли костры. Выставили дозоры. Отдыхают люди после ночного перехода.

Сидят у огня два солдата. Василий-туляк да Еремей из Ельца. Кашу варят. А денёк хоть и осенний, но тёплый такой, аж жить охота. Как поели они, значит, полевой каши, Василий и говорит:

— А что брат Еремей, не загасить, ли нам костра? Жарковато и без него!

— Да, пожалуй, только нечем. Воды-то нет поблизости!

— А вот видишь, сколько камня чёрного вокруг да поодаль! Забросали служивые костер этими камнями, а сами опять улеглись. Прокинулись они от великого жара. У Василия кафтан прогорел. Дыра образовалась. Тут офицер прибежал:

— Что такое? Почему горите?

А им и самим невдомёк: что за чудеса, сколько на свете живут, а такого не видали, чтоб камни горели. Рассказал офицер об этом царю. Думал потешит рассказом. Пётр же на него глаза как выпучил, да как рявкнет:

— Звать паленого сюда! Немедля!

Приводят перепуганного туляка, а царь как бы шутя говорит ему:

— Ты что ж это солдат, царское сукно огню придаёшь? А?

— Не ведал я, что горюч камень тот!

— Горюч! – совсем весело переспрашивает его царь.

— Так вот, солдат, ведай: коли много у нас такого камня, то для отечества нашего великая будет от него польза! Ты, солдат, вот что: бери две подводы и доверху нагружай их тем камнем. Как прибудем в столицу, мне напомни. Иди с богом!

Три недели тащилось усталое войско только до Валуек, и лишь к середине зимы пришло на Москву.

Разместились Василий с Еремой в Замоскворечье на подворье у купца Сейфулина. Жалование получали справно. Снедь была хорошая прямо с купеческой поварни. Служивые отращивали животы и скучали. Две подводы с углем стояли тут же под навесом и охранялись свирепыми псами. Поначалу наведывался к ним какой-то офицер-немец в парике, но и он через полгода куда-то запропал.

Однажды к середине лета, ворота широко распахнулись и во двор втащилась золоченая карета. Сейфулин побежал встречать государя. Солдаты выпрямились и вытянули подбородки. Петр сурово глянул на молодцев и спросил кратко:

— Мы при подводах!

— Что за ересь? – переспросил Петр.

Василий выступил вперед и отчеканил:

— Две подводы с углём из Азовского походу!

— Ах, да! – вспомнил царь и распорядился: - На пробу!

Определили и их на литейный завод. Заправляли тут всем только немецкие мастера. Были тут, правды, и русские мастеровые, но так переделанные на иноземный лад, что и на своих уже не походили.

Определили Василия с Еремой в подсобщики – это значит в тягловую силу на клади так сказать. Работают, трудятся в поте лица. Одного разу вечером сидят это они молчком. Каждый о своем думает. Слышат говор какой-то. И говорит один по-русски, только скверно очень:

— Ты так царю доложи – негодный это уголь. Золы много. Ничего из него не выйдет. Очень плох русский уголь, очень плох!

А другой голос отвечает:

— Как же так, уголь что на пробу лучше вашего вестфальского в несколько раз оказался!

— Пойми, голова, что будет, если Пётр не станет покупать у нас уголь? Разоренье ведь! Ты уж скажи царю, как я прошу! А за это – вот тебе подарочек…

— Покупаешь, значит! — возвысился голос. — Уйди прочь! И сребники мне твои не нужны!

Говоривший швырнул что-то тяжёлое в дощатую изгородь. Вскоре всё стихло. Солдаты подобрали деньги и уже у себя в каморке пересчитали. В мешочке оказалось пятьдесят червонцев. Закопав их у забора, возбужденные долго не могли уснуть.

Наутро по заводу разнеслась весть: русский офицер-механик был найден мёртвым у казенной избы. На завод по этому делу приехал обер-прокурор. Смекнули тут служивые что к чему. Василий, тот побойчее был, говори:

— Пойду расскажу, что знаю! А Ерёма ему:

— Не нажить бы беды! Василий тут всхорохорился:

— Ну и пень же ты, братец! Мало того, что немчура уголье наше охаять желают, и тем отечество грабят, так они же русского человека живота лишили!

. А уголёк-то наш и вправду лучше всяких углей во всём свете оказался. Наезжали тут всякие знатные знатоки из разных стран. Только языками цокали:

— Хорош уголь! Ну до того хорош – лучше не бывает! Где ж залегает такой?

— Да тут, совсем рядом! В Донецкой степи!

Задание

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Цель: рассказать о значении фольклора в жизни народа, характеризовать его как источник знаний по менталитету и особенностям народного характера; научить работать с художественным текстом, наблюдать, обобщать и делать выводы; воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Материал для изучения

Устное народное творчество. Фольклор ( от английских слов folk – народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа. Малые жанры фольклора.

Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни.

Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

Поговорка – это фраза, содержащая скрытый смысл и заставляющая задуматься над продолжением мысли.

Загадка – это мудрёный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому, загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Сказ – это всегда импровизация, его сюжет и оттенки повествования могут меняться в зависимости от аудитории, её настроения. Также очень важно отношение сказителя к истории. В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами и поговорками. В сказке художественная составляющая лексики особой роли не играет.

Бывальщина (быль) – в народном творчестве краткий устный рассказ о невероятном происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. В бывальщинах повествуется о духах природы, колдунах, привидениях, мертвецах, волшебных кладах и др. Самого известного духа шахтёрских бывальщин, сказов зовут Шубин.

Попробуй отличить пословицу от поговорки. Распредели высказывания в столбики таблицы.

1. Шахтерский забой – фронт передовой. 2. Шахтёру слава, когда много угля даёт лава. 3. На шахту пойдёшь – счастья не найдёшь. 4. Закон шахтёрский не забудь – стыдись работать как-нибудь. 5. Шахтёрское правило простое – работай без аварий и простоя. 6. У нас тому почёт, у кого уголь, как река – на-гора течёт. 7. Суди о человеке по его труду. 8. Красен горняк не улыбкой сладкой, а трудовой хваткой. 9. Уголь рубаем – а хлеба не знаем.

Развиваем умения отстаивать свою точку зрения.

Истории появления Шубина

Есть еще версия, что Шубин – это не фамилия, а профессия. Были такие люди в шахте, которые проводили взрывные работы, углубляя горные выработки. Они спускались в шахту в шубе, вывернутой наизнанку, чтобы предохранить себя от ожогов. С динамитными шашками, которые и закладывались при взрывных работах.

Впрочем, взрывники есть и сейчас, правда их уже давно не называют шубиными. Изменилась техника безопасности, хотя до сих пор профессия шахтера остается в числе самых опасных. Но я хочу рассказать не об этом.

Так вот, работал на одной шахте шубин-взрывник. В обязанности шубиных входило (не у всех шахтовладельцев) выжигание рудничного газа. Что само по себе невероятно опасно.

Выжигать его можно было, только если газа немного, но особо жадные, не могли ждать, когда концентрация газа упадет до нужного уровня. Ведь шахта все это время простаивает. Вот и послали одного шубина выжечь газ, заранее зная, что человек не вернется…

— И все заграбастал хозяин! – с грустью думал он о своей работе. Стараясь не смотреть на Андрейку, Шубин говорил ему:

Задание Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи и сегодня. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль. Собери части пословиц по смыслу:

В шахте, ребятки, стыдись работать как-нибудь

Пополненье молодое никогда не отличиться

Закон шахтёрский не забудь не играют в прятки

Кто в забое горячиться нет вернее брата

Обушок и лопата – мало в угле замараться

Чтоб шахтёром называться, закаляется в забое

Языком болтать коль дал слово – сдержи

Красен горняк не улыбкой сладкой, а трудовой хваткой

Честью горняк дорожи – не кайлом махать.

Задание Сопоставь загадки с ответами:

Два быка бодаются – вместе не сойдутся. Муравьи

Кругом вода, а с питьём беда. Овца

Шли плотники без топоров, срубили избу без углов. небо и земля

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. Море

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Курица

Не часы, а тикает Сердце

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку. Лес

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает Подсолнух

Посреди двора – золотая голова Коса

Учимся анализировать художественное произведение

Про наш донецкий уголёк много диковинного говорено. Самого царя Петра Великого, чуть не крёстным отцом поминают. Сказывают, что так и есть. Только пустое это. Ведь ещё до Петра про уголь знали. Степные хуторяне войска Донского, к примеру, уже давно ковыряли из ямок уголёк. Да мало ли ещё кто! Вот, к примеру, в ногайских песнях уголь поминается, а когда это было. Седая старина! Однако коли начал я с петровского времени, то доскажу: пошёл царь Петр Азов у турок воевать. До холодов простоял с войском у стен, так и не взял крепости. Понял государь московский, что не осилить ему Азова без пушек. Идёт степью на Москву, а за собой полвойска ведет. Половину потерял. В дневное время в балках хоронится в оврагах глубоких, а ночью – ходу. Это оттого, что татарва крымская наскоками покою не дает. Кони у неё скорые, стрелы острые да меткие – так и разят. Как-то под утро велит царь привал делать. Разожгли костры. Выставили дозоры. Отдыхают люди после ночного перехода. Сидят у огня два солдата. Василий-туляк да Еремей из Ельца. Кашу варят. А денёк хоть и осенний, но тёплый такой, аж жить охота. Как поели они, значит, полевой каши, Василий и говорит:

— А что брат Еремей, не загасить, ли нам костра? Жарковато и без него!

— Да, пожалуй, только нечем. Воды-то нет поблизости!

— А вот видишь, сколько камня чёрного вокруг да поодаль!

Забросали служивые костер этими камнями, а сами опять улеглись. Прокинулись они от великого жара. У Василия кафтан прогорел. Дыра образовалась. Тут офицер прибежал:

— Что такое? Почему горите?

А им и самим невдомёк: что за чудеса, сколько на свете живут, а такого не видали, чтоб камни горели. Рассказал офицер об этом царю. Думал потешит рассказом. Пётр же на него глаза как выпучил, да как рявкнет:

— Звать паленого сюда! Немедля!

Приводят перепуганного туляка, а царь как бы шутя говорит ему:

— Ты что ж это солдат, царское сукно огню придаёшь? А?

Василий лепечет:

— Не ведал я, что горюч камень тот!

— Горюч! – совсем весело переспрашивает его царь.

— Так вот, солдат, ведай: коли много у нас такого камня, то для отечества нашего великая будет от него польза! Ты, солдат, вот что: бери две подводы и доверху нагружай их тем камнем. Как прибудем в столицу, мне напомни. Иди с богом!

Три недели тащилось усталое войско только до Валуек, и лишь к середине зимы пришло на Москву. Разместились Василий с Еремой в Замоскворечье на подворье у купца Сейфулина. Жалование получали справно. Снедь была хорошая прямо с купеческой поварни. Служивые отращивали животы и скучали. Две подводы с углем стояли тут же под навесом и охранялись свирепыми псами. Поначалу наведывался к ним какой-то офицер-немец в парике, но и он через полгода куда-то запропал. Однажды к середине лета, ворота широко распахнулись и во двор втащилась золоченая карета. Сейфулин побежал встречать государя. Солдаты выпрямились и вытянули подбородки. Петр сурово глянул на молодцев и спросил кратко:

— Мы при подводах!

— Что за ересь? – переспросил Петр. Василий выступил вперед и отчеканил:

— Две подводы с углём из Азовского походу!

— Ах, да! – вспомнил царь и распорядился:

- На пробу! Определили и их на литейный завод. Заправляли тут всем только немецкие мастера. Были тут, правды, и русские мастеровые, но так переделанные на иноземный лад, что и на своих уже не походили. Определили Василия с Еремой в подсобщики – это значит в тягловую силу на клади так сказать. Работают, трудятся в поте лица. Одного разу вечером сидят это они молчком. Каждый о своем думает. Слышат говор какой-то. И говорит один по-русски, только скверно очень: — Ты так царю доложи – негодный это уголь. Золы много. Ничего из него не выйдет. Очень плох русский уголь, очень плох!

А другой голос отвечает:

— Как же так, уголь что на пробу лучше вашего вестфальского в несколько раз оказался!

А немчура своё:

— Пойми, голова, что будет, если Пётр не станет покупать у нас уголь? Разоренье ведь! Ты уж скажи царю, как я прошу! А за это – вот тебе подарочек…

— Покупаешь, значит! — возвысился голос.

2 Герои сказа могут быть реальными или вымышленными

3 Сказ ведётся от лица непосредственного участника

4 Сказ – это всегда импровизация, его сюжет и оттенки повествования могут меняться в зависимости от аудитории, её настроения

5 В сказе очень важен язык, имитирующий разговорную речь, образную и богатую архаизмами и поговорками

7 Тематически сказы Евгения Коновалова объединяются в две группы: сказы об исторических личностях и животных 8

Сказителями донецкой земли слывут старые коногоны, саночники, крепильщики, углежоги и др.

11 Солдат Василия с Еремой определили на шахте в подсобщики

12 Именно крепостной Григорий Капустин в начале XVIII века открыл уголь вблизи притока Северского Донца.

Ключ к тесту:

Коновалов-2.JPG

Про наш донецкий уголек много диковинного говорено. Самого царя Петра Великого, чуть не крестным отцом поминают. Сказывают, что так и есть. Только пустое это. Ведь еще до Петра про уголь знали. Степные хуторяне войска Донского, к примеру, уже давно ковыряли из ямок уголек. Да мало ли еще кто! Вот, к примеру, в ногайских песнях уголь поминается, а когда это было. Седая старина!

Однако коли начал я с петровского времени, то доскажу: пошел царь Петр Азов у турок воевать. До холодов простоял с войском у стен, так и не взял крепости. Понял государь московский, что не осилить ему Азова без пушек. Идет степью на Москву, а за собой полвойска ведет. Половину потерял. В дневное время в балках хоронится в оврагах глубоких, а ночью — ходу. Это оттого, что крымчаки наскоками покою не дает. Кони у них скорые, стрелы острые да меткие — так и разят.

Как-то под утро велит царь привал делать. Разожгли костры. Выставили дозоры. Отдыхают люди после ночного перехода.
Сидят у огня два солдата. Василий-туляк да Еремей из Ельца.
Кашу варят. А денек хоть и осенний, но теплый такой, аж жить охота. Как поели они, значит, полевой каши, Василий и говорит:
— А что брат Еремей, не загасить, ли нам костра? Жарковато и без него!
— Да пожалуй, только нечем. Воды-то нет поблизости!
— А вот видишь, сколько камня черного вокруг да поодаль!
Забросали служивые костер этими камнями, а сами опять улеглись. Прокинулись они от великого жара. У Василия кафтан прогорел. Дыра образовалась. Тут офицер прибежал:
— Что такое? Почему горите?
А им и самим невдомек: что за чудеса, сколько на свете живут, а такого не видали, чтоб камни горели. Рассказал офицер об этом царю. Думал потешит рассказом. Петр же на него глаза как выпучил, да как рявкнет:
— Звать паленого сюда! Немедля!
Приводят перепуганного туляка, а царь как бы шутя говорит ему:
— Ты что ж это солдат, царское сукно огню придаешь? А?
Василий лепечет:
— Не ведал я что горюч камень тот!
— Горюч! — совсем весело переспрашивает его царь.
— Так вот, солдат, ведай: коли много у нас такого камня, то для отечества нашего великая будет от него польза! Ты, солдат, вот что: бери две подводы и доверху нагружай их тем камнем. Как прибудем в столицу, мне напомни. Иди с богом!

Три недели тащилось усталое войско только до Валуек, и лишь к середине зимы пришло на Москву.
Разместились Василий с Еремой в Замоскворечье на подворье у купца Сейфулина. Жалование получали справно. Снедь была хорошая прямо с купеческой поварни. Служивые отращивали животы и скучали. Две подводы с углем стояли тут же под навесом и охранялись свирепыми псами. Поначалу наведывался к ним какой-то офицер-немец в парике, но и он через полгода куда-то запропал.

Однажды к середине лета, ворота широко распахнулись и во двор втащилась золоченая карета. Сейфулин побежал встречать государя. Солдаты выпрямились и вытянули подбородки. Петр сурово глянул на молодцев и спросил кратко:
— Почему здесь?
— Мы при подводах!
— Что за ересь? — переспросил Петр.
Василий выступил вперед и отчеканил:
— Две подводы с уголем из Азовского походу!
— Ах, да! — вспомнил царь и распорядился: — На пробу!

Определили и их на литейный завод. Заправляли тут всем только немецкие мастера. Были тут, правды, и русские мастеровые, но так переделанные на иноземный лад, что и на своих уже не походили.
Определили Василия с Еремой в подсобщики — это значит в тягловую силу клади таскать. Работают, трудятся в поте лица. Одного разу вечером сидят они молчком. Каждый о своем думает. Слышат говор какой-то. И говорит один по-русски, только скверно очень:
— Ты так царю доложи — негодный этот уголь. Золы много. Ничего из него не выйдет. Очень плох русский уголь, очень плох!
А другой голос отвечает:
— Как же так, уголь то на пробу лучше вашего вестфальского в несколько раз оказался!
А немчура свое:
— Пойми, голова, что будет, если Петр не станет покупать у нас уголь? Разоренье ведь! Ты уж скажи царю, как я прошу! А за это — вот тебе подарочек…
— Покупаешь, значит! — возвысился голос. — Уйди прочь! И сребники мне твои не нужны!
Говоривший швырнул что-то тяжелое в досчатую изгородь. Вскоре все стихло.
Солдаты подобрали деньги и уже у себя в каморке пересчитали. В мешочке оказалось пятьдесят червонцев. Закопав их у забора, возбужденные долго не могли уснуть.

…А уголек-то наш и вправду лучше всяких углей во всем свете оказался. Наезжали тут всякие знатные знатоки из разных стран. Только языками цокали:
— Хорош уголь! Ну до того хорош — лучше не бывает! Где ж залегает такой?
— Да тут, совеем рядом! В Донецкой степи!

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 4

Ответ

+

1 В книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли. (пословицы о книге)Велико ли перо, а большие книги пишет. (пословицы о книге)
Выбирай книгу так, как выбираешь друга. (пословицы о книге)
Грамотею и книга в руки. (пословицы о книге)
Глядит в книгу и видит фигу. (пословицы о книге)
Держи в порядке книжки и тетрадки! (пословицы о книге)
Дом без книги – день без солнца. (пословицы о книге)
Ему и книги в руки. (пословицы о книге)
2 Народная мудрость
3 не знаю
ВСё я всё забыла поэтому прости меня

Читайте также: