The legacy краткое содержание сюжета

Обновлено: 08.07.2024

19 июня выйдет одна из важнейших игр 2020 года — The Last of Us Part II. Это прямое сюжетное продолжение зомби-драмы The Last of Us, а потому браться за продолжение, не зная событий оригинала, — преступление. Но не у всех найдётся пятнадцать лишних часов на то, чтобы (пере)пройти первую часть. Для всех, кто хочет быстро вникнуть в лор этой вселенной или просто освежить воспоминания, Игромания подготовила краткий пересказ сюжета The Last of Us. Главные герои, явления и события — всё, что вам стоит знать перед запуском сиквела.

Каждый кадр Part II кричит о том, сколько времени, усилий и средств было в неё вложено. Сейчас в индустрии делать такие проекты умеют и решаются считанные единицы. Надо ценить.

Познакомьтесь с Джоэлом

Игра начинается с пролога, который происходит за двадцать лет до основных событий игры. В нём главный герой Джоэл предстаёт перед нами угрюмым небритым трудягой около тридцати. Он живёт в Техасе, зарабатывает на жизнь строительством и в одиночку растит дочь, двенадцатилетнюю Сару. Джоэл рано женился и стал отцом, из-за чего ему пришлось оставить мечты о музыкальной карьере и найти более практичный способ обеспечивать семью. О том, кто его бывшая супруга и почему их брак распался, сценаристы нам не сообщают.

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Короткий вступительный эпизод посвящён тому дню — а точнее, ночи, — когда произошла первая вспышка неизвестного заболевания. Заражённые стали терять рассудок и нападать на окружающих, кусая их и распространяя инфекцию. На улицах города воцарился хаос. В прологе Джоэл вместе с Сарой и его младшим братом Томми пытаются выехать за пределы города, но трасса уже закрыта: военные быстро оцепили заражённую территорию, дабы избежать распространения заразы по всей стране.

Потеряв автомобиль в аварии, герои пытаются продолжить путь пешком, но натыкаются на солдата из оцепления. Несмотря на то, что с Джоэлом ребёнок, по рации военного звучит однозначный приказ: ликвидировать всех, кто попытается вырваться из карантинной зоны. К счастью, Джоэл успевает увернуться от пуль, а следом на помощь приходит Томми — он убивает солдата выстрелом в голову. Но, увы, слишком поздно: оказывается, автоматная очередь задела Сару. Девочка погибает прямо у отца на руках, и на этом пролог завершается.

Что вызвало эпидемию?

Кордицепсная церебральная инфекция (КЦИ) — болезнь, вызванная паразитическими грибом кордицепсом однобоким (лат. Ophiocordyceps unilateralis). Поражает центральную нервную систему и ткани тела.

Симптомы: спутанное сознание, вспышки агрессии; грибковые наросты на теле; выброс спор из полостей тела носителя.

Пути заражения: вдыхание спор кордицепса, контакт с биологическими жидкостями больного (например, при укусе).

Диагностика: диагноз подтверждают биохимическим методом (анализ крови) и при внешнем осмотре с помощью микроскопа или специального сканера.

Профилактика: использование противогаза, избегание заражённых и закрытых невентилируемых помещений (подземные стоянки, цокольные этажи, тоннели, канализации).

Лечение: вакцины от КЦИ не существует. Средства, позволяющие задержать распространение инфекции, науке неизвестны.





Лето: Бостон, Линкольн, Питтсбург

Инфекция, попавшая в Штаты из Южной Америки вместе с партией зерна, за считанные годы уничтожила больше половины населения Земли и отбросила человеческую цивилизацию далеко в прошлое. Политические режимы пали, а вместе с ними — и сами государства. Пандемия оставила людей без средств массовой информации, мобильной связи и интернета.

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Как раз в одной из таких карантинных зон — в Бостоне — мы снова встречаемся с Джоэлом. С момента событий пролога и смерти Сары прошло двадцать лет; Джоэлу уже под пятьдесят, он заметно постарел, стал ещё более угрюмым и неразговорчивым. Вместе со своей напарницей Тесс Джоэл подрабатывает контрабандой: они устраивают тайные вылазки за пределы города, ищут там ценные ресурсы, а потом продают их местным жителям за продуктовые талоны.


Познакомьтесь с Элли



Джоэл не хочет продолжать поиски: он предлагает Тесс просто вернуть Элли домой. Но напарница не соглашается, а в качестве последнего аргумента показывает свою шею — на ней виднеется свежий укус. Чтобы не погибать впустую, Тесс решает остаться и отвлечь на себя прибывший отряд военных. Напоследок она просит Джоэла позаботиться об Элли, зная, что тот не сможет отказать подруге в последнем желании.

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Скрываясь от преследования в одном из домов, герои знакомятся с братьями Генри (ему около 25) и Сэмом (ровесником Элли), которые присоединяются к протагонистам и помогают им сбежать из города, не без труда миновав патрули бандитов. К несчастью, история братьев заканчивается трагично: утром после успешного побега укушенный Сэм превращается в зомби. Его убивает Генри — а потом сам, не выдержав ужаса от произошедшего, пускает пулю себе в висок.


Осень: Вайоминг, Колорадо

Дорога до Вайоминга отнимает несколько месяцев: к моменту, когда герои наконец добираются до нужного штата, на дворе уже осень. Там герои набредают на гидроэлектростанцию, а внутри неё неожиданно встречают Томми — но не только его. Оказывается, за прошедшие годы он успел присоединиться к небольшой коммуне размером в двадцать семей и жениться на её главе, женщине по имени Мария.

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Зима: Сильвер-Лейк

Элли добирается до курортного городка Сильвер-Лейк. Здесь ей приходится ещё несколько недель ухаживать за Джоэлом, который лежит в лихорадке, и самой охотиться в лесу с луком. Во время одной из таких вылазок Элли встречает двух мужчин, которые готовы дать ей антибиотик для Джоэла в обмен на тушу убитого оленя. Полная энтузиазма, девочка поспешно возвращается в укрытие и вводит Джоэлу пенициллин. Но радость длится недолго: вскоре Элли похищают те самые мужчины из леса. Выясняется, что они — не просто мирные отшельники, а члены банды каннибалов.

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Весна: Солт-Лейк-Сити

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Вопросы, на которые хочется получить ответ в сиквеле

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Что творится в других штатах и за их пределами. Сколько ещё существует карантинных зон? Как другие страны справляются с инфекцией? Приблизился ли хоть кто-то к созданию эффективной вакцины?

Краткий пересказ сюжета The Last of Us. Всё, что надо знать перед запуском второй части

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

The Legacy: краткое содержание, описание и аннотация

Кто написал The Legacy? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Роберт Сальваторе: Гаунтлгрим

Гаунтлгрим

Роберт Сальваторе: Возвращения домой: Герой

Возвращения домой: Герой

Роберт Сальваторе: Два меча

Два меча

Роберт Сальваторе: Беззвёздная ночь

Беззвёздная ночь

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Роберт Сальваторе: Нашествие Тьмы

Нашествие Тьмы

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Exile

Sojourn

Promise of the Witch King

Homeland

The Ghost King

Mortalis

The Legacy — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

(The Legacy of the Drow - 01)

The rogue Dinin made his way carefully through the dark avenues of Menzoberranzan, the city of drow. A renegade, with no family to call his own for nearly twenty years, the seasoned fighter knew well the perils of the city, and knew how to avoid them. He passed an abandoned compound along the two mile-long cavern's western wall and could not help but pause and stare. Twin stalagmite mounds supported a blasted fence around the whole of the place, and two sets of broken doors, one on the ground and one beyond a balcony twenty feet up the wall, hung open awkwardly on twisted and scorched hinges. How many times had Dinin levitated up to that balcony, entering the private quarters of the nobles of his house, House Do'Urden?

House Do'Urden. It was forbidden even to speak the name in the drow city. Once, Dinin's family had been the eighth-ranked among the sixty or so drow families in Menzoberranzan; his mother had sat on the ruling council; and he, Dinin, had been a Master at Melee-Magthere, the School of Fighters, at the famed drow Academy.

Standing before the compound, it seemed to Dinin as if the place were a thousand years removed from that time of glory. His family was no more, his house lay in ruins, and Dinin had been forced to take up with Bregan D'aerthe, an infamous mercenary band, simply to survive.

"Once," the rogue drow mouthed quietly. He shook his slender shoulders and pulled his concealing piwafwi cloak around him, remembering how vulnerable a houseless drow could be. A quick glance toward the center of the cavern, toward the pillar that was Narbondel, showed him that the hour was late. At the break of each day, the Arch-mage of Menzoberranzan went out to Narbondel and infused the pillar with a magical, lingering heat that would work its way up, then back down. To sensitive drow eyes, which could look into the infrared spectrum, the level of heat in the pillar acted as a gigantic glowing clock.

Now Narbondel was almost cool; another day neared its end.

Dinin had to go more than halfway across the city, to a secret cave within the Clawrift, a great chasm running out from Menzoberranzan's northwestern wall. There Jarlaxle, the leader of Bregan D'aerthe, waited in one of his many hideouts.

The drow fighter cut across the center of the city, passed right by Narbondel, and beside more than a hundred hollowed stalagmites, comprising a dozen separate family compounds, their fabulous sculptures and gargoyles glowing in multicolored faerie fire. Drow soldiers, walking posts along house walls or along the bridges connecting

multitudes of leering stalactites, paused and regarded the lone stranger carefully, hand crossbows or poisoned javelins held ready until Dinin was far beyond them.

That was the way in Menzoberranzan: always alert, always distrustful.

Dinin gave one careful look around when he reached the edge of the Clawrift, then slipped over the side and used his innate powers of levitation to slowly descend into the chasm. More than a hundred feet down, he again looked into the bolts of readied hand crossbows, but these were withdrawn as soon as the mercenary guardsmen recognized Dinin as one of their own.

Jarlaxle has been waiting for you, one of the guards signaled in the intricate silent hand code of the dark elves.

Dinin didn't bother to respond. He owed commoner soldiers no explanations. He pushed past the guardsmen rudely, making his way down a short tunnel that soon branched into a virtual maze of corridors and rooms. Several turns later, the dark elf stopped before a shimmering door, thin and almost translucent. He put his hand against its surface, letting his body heat make an impression that heat-sensing eyes on the other side would understand as a knock.

"At last," he heard a moment later, in Jarlaxle's voice. "Do come in, Dinin, my Khal'abbil. You have kept me waiting far too long."

Dinin paused a moment to get a bearing on the unpredictable mercenary's inflections and words. Jarlaxle had called him Khal'abbil, "my trusted friend," his nickname for Dinin since the raid that had destroyed House Do'Urden (a raid in which Jarlaxle had played a prominent role), and there was no obvious sarcasm in the mercenary's tone. There seemed to be nothing wrong at all. But, why, then, had Jarlaxle recalled him from his critical scouting mission to House Vandree, the Seventeenth House of Menzoberranzan? Dinin wondered. It had taken Dinin nearly a year to gain the trust of the imperiled Vandree house guard, a position, no doubt, that would be severely jeopardized by his unexplained absence from the house compound.

There was only one way to find out, the rogue soldier decided. He held his breath and forced his way into the opaque barrier. It seemed as if he were passing through a wall of thick water, though he did not get wet, and, after several long steps across the flowing extraplanar border of two planes of existence, he forced his way through the seemingly inch-thick magical door and entered Jarlaxle's small room.

The room was alight in a comfortable red glow, allowing Dinin to shift his eyes from the infrared to the normal light spectrum. He blinked as the transformation completed, then blinked again, as always, when he looked at Jarlaxle.

The mercenary leader sat behind a stone desk in an exotic cushioned chair, supported by a single stem with a swivel so that it could rock back at a considerable angle. Comfortably perched, as always, Jarlaxle had the chair leaning way back, his slender hands clasped behind his clean-shaven head (so unusual for a drow!).

Just for amusement, it seemed, Jarlaxle lifted one foot onto the table, his high black boot hitting the stone with a resounding thump, then lifted the other, striking the stone just as hard, but this boot making not a whisper.

The mercenary wore his ruby-red eye patch over his right eye this day, Dinin noted.

To the side of the desk stood a trembling little humanoid creature, barely half Dinin's five-and-a-half-foot height, including the small white horns protruding from the top of its sloping brow.

"One of House Oblodra's kobolds," Jarlaxle explained casually. "It seems the pitiful thing found its way in, but cannot so easily find its way back out."

The reasoning seemed sound to Dinin. House Oblodra, the Third House of Menzoberranzan, occupied a tight compound at the end of the Clawrift and was rumored to keep thousands of kobolds for torturous pleasure, or to serve as house fodder in the event of a war.

"Do you wish to leave?" Jarlaxle asked the creature in a guttural, simplistic language.

The kobold nodded eagerly, stupidly.

Jarlaxle indicated the opaque door, and the creature darted for it. It had not the strength to penetrate the barrier, though, and it bounced back, nearly landing on Dinin's feet. Before it even bothered to get up, the kobold foolishly sneered in contempt at the mercenary leader.

Jarlaxle's hand flicked several times, too quickly for Dinin to count. The drow fighter reflexively tensed, but knew better than to move, knew that Jarlaxle's aim was always perfect.

When he looked down at the kobold, he saw five daggers sticking from its lifeless body, a perfect star formation on the scaly creature's little chest.

Jarlaxle only shrugged at Dinin's confused stare. "I could not allow the beast to return to Oblodra," he reasoned, "not after it learned of our compound so near theirs."

Dinin shared Jarlaxle's laugh. He started to retrieve the daggers, but Jarlaxle reminded him that there was no need.

Смысл фильма

Смысл фильма

Сюжет фильма

С помощью Моргана девушка узнает и о любовнице отца, и о его взяточничестве. Посчитав его хорошим человеком, девушка отпускает мужчину на свободу, дав денег и самолет.

Пытаясь разобраться в ситуации, девушка обнаружила, что самолет Моргана так и не вылетел, а адвокат их семьи убит. Мужчина похитил Кэтрин и спрятал в бункер. При встрече с Лорен он рассказывает правду: тридцать лет назад мужчина похитил супругу Монро, накачал наркотиками и изнасиловал. Арчер хотел убить этого человека, но по дороге они сбили человека насмерть. Также девушка узнала, что в смерти отца мужчина тоже повинен — на нем Морган использовал яд, который должен был убить самого пленника. Морган признается, что является биологическим отцом Лорен. Кэтрин и Лорен убивают Моргана и вместе с его трупом сжигают место его пленения.

Смысл фильма

Лорен — не просто главная героиня, она особенная. На фоне своей семьи она кажется странной, ведь ее главные ценности — честь и справедливость. Сразу становится понятно, почему девушка поверила Моргану. Он предстал перед ней как узник, невиновный, заточенный по своей глупости. Он знает о ее семье гораздо больше, рассказывает, как отец семейства вел себя и что делал противозаконного.

Фильм претендует на шокирующую концовку, но она кажется максимально логичной в данном случае. Финал оставляет чувство напряженности, хотя вряд ли шокирует зрителя. Одним простым признанием рушатся все идеалы девушки. Ей приходится делать выбор между правдой и своей семьей. Лорен приходится принять самую страшную правду о ее рождении. Эта ситуация позволяет сохранить определенный настрой до самого конца фильма. Именно поэтому можно сказать об очень удачном выборе Лили Коллинз на роль Лорен.

Несмотря на частые перемещения, есть ощущение будто бункер — единственное место событий фильма. Неудивительно, ведь бункер оказался тем самым местом, где протекает другая реальность, будто прошлое и будущее соединяются воедино.

Если давать краткий пересказ сюжета The Last of Us 2, невозможно избежать спойлеров, потому предупреждаем, что вся эта мини-статья - один сплошной таковой. В ней мы разберем лишь ключевые события и очень кратко. В той хронологии, в какой они происходили, а не в какой подавались игроку в виде флешбэков.

Вскоре на гулянке в баре Элли целуется с подругой Диной, что не нравится одному из посетителей, который грубо обзывает девушек. Джоэл встревает, заступаясь за них, Элли требует не вмешиваться. Однако затем все же идет диалог на улице, где Джоэл ей говорит, что будь у него возможность вернуться назад во времени - он бы поступил точно так же бесконечное количество раз. Элли говорит, что попробует его простить.

Вскоре Элли и Дина отправляются в патруль, Джоэл с братом Томми отправились по другому маршруту еще ранее. Элли информируют, что Джоэл не вернулся, значит, с ним что-то случилось. Выйдя на его след, она находит заброшенное шале в горах, где в одном из помещений и натыкается на прибывших "гостей" из Сиэтла из группировки ВОФ и пленного Джоэла с Томми. Первый в очень плачевном состоянии с разбитой головой и простреленной ногой. На глазах Элли его жестоко добивает атлетического телосложения девушка Эбби - она так мстит за своего отца-хирурга, которого убил Джоэл в той же клинике в Солт-Лейк-Сити. Прибывшие чужаки уходят, оставляя в живых всех, кроме Джоэла.

Элли настроена мстить - она видела нашивки ВОФ на форме чужаков и знает, что они базируются в Сиэтле, отправляется туда. Томми отправился также с задачей мести немногим ранее. С Элли следует и Дина. Разведка по месту проходит шероховато: удается добывать по частям информацию о возможном местонахождении Эбби, но саму цель отыскать не выходит. Попутно Элли находит и убивает всех ее друзей, пытаясь выбить нужную информацию. Затем возвращается в театр, используемый ею и Диной, оказавшейся беременной от бывшего парня Джесси, чтобы спланировать дальнейшие действия, там же находится Томми и упомянутый выше Джесси.

Путь оказался неблизким и опасным, попутно Элли получила серьезную рану и просто значительно вымоталась. У Эбби, пытавшейся выйти на остатки Цикад, дела еще хуже: она с Левом попадает в руки работорговцев, которые вскоре решили ее казнить, прицепив к столбу и оставив помирать от голода, жажды и жары. Элли находит ее, срезая веревки и, кажется, на зная, что делать дальше. Эбби идет к берегу, где пришвартованы лодки, чтобы покинуть это проклятое место. Но Элли в итоге говорит, что не отпустит ее и принуждает сражаться на смерть. В ходе затяжной битвы ослабленная и утратившая мышечную массу Эбби все же умудряется откусить Элли кончики двух пальцев на руке, однако все же бой проигрывает - Элли насела и топит ее в воде.

Однако за буквально считанные секунды до того, как Эбби захлебнется в воде, Элли вспоминает последний диалог с Джоэлом, в котором обещала ему постараться простить и. отпускает Эбби, оставаясь сидеть в воде на берегу океана, плача. Возвращается в тот самый фермерский домик, однако в нем больше нет Дины и ее вещей - она ушла. Осталась лишь старая расстроенная гитара, подаренная главной героиней когда-то Джоэлом, на которой она пытается играть, но не выходит из-за утраты кончиков пальцев на одной руке. Она оставляет гитару у окна и уходит куда-то в даль, после чего начинаются финальные титры. Вот такой пересказ сюжета The Last of Us 2.

Читайте также: