Тетя мотя краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Роман-матрешка или Что в имени тебе моем?

"Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. "
Толстой "Анна Каренина"

Начну издалека, после будет понятно, почему. Героиня "Медвежьего угла" Бакмана воспринимает свое имя как дар, а возможность в абсолютном большинстве случаев быть единственной его носительницей считает своего рода привилегией. Девочку зовут Майя, не самое распространенное имя, но и не запредельно редкое, как Даздраперма или Кукучапо, к примеру. Ладно, то экстрим, но Ариадна, Артемида, Аглая еще реже встречаются, что не мешает двум Глашам, которых жизнь сводит в одном пространстве, испытывать друг к другу дружелюбие. Однако, помнится дочитав бакманов роман до места, где героиня говорит, что Майя должна быть одна, испытала восторг абсолютного узнавания - да-да-да, именно так мы это воспринимаем!

Что-то в энергетике имени, ревниво оберегающее его, своего рода "моя прелессть!" Тем более курьезное, что в деревнях Майкой каждую вторую козу и телку кличут. Это сейчас чтобы объяснить: главным препятствием к тому, чтобы прочесть "Тетю Мотю", как ни дико прозвучит, было в моем случае имя автора. Оно же стало причиной неприязненного скепсиса, с каким приступала к чтению, эта книга очаровывала меня постепенно, проделывая бреши в обороне, беря редут за редутом. Пока не заставила улыбнуться с той же радостью узнавания, когда Майя Кучерская, говорит, что героиня всегда воспринимала свое имя самым ценным родительским даром.

Неважно, что речь о Матреше, так называл Марину отец, который очень скоро исчез из ее жизни. Импринтинг уже сработал - мой человек. Хотя матрешка в книге неслучайна (в хороших книгах случайного не бывает). Это не только расшифровка заглавия и объяснение "сниженной" самоидентификации героини, но в немалой степени, ключ к трактовке произведения. Снаружи, яркой матрешкой со свекольным румянцем - история адюльтера, внутри которой роман воспитания, исторический роман и семейная сага, социальная проза с глубоким исследованием изменений института семьи, религиозно-философские размышления. Все очень плотно упаковано и до самой маленькой из куколок у читателя меньше шансов добраться, чем гоголевской птице долететь до середины Днепра.

Молодая женщина по имени Марина, хотя сама она называет себя Тетей Мотей, шесть лет мается в безрадостном браке с человеком из чуждой социокультурной среды. И не то, чтобы муж нехорош: симпатичный, пьет умеренно, зарабатывает не лучше, но и не хуже многих.Но вот эта разница потенциалов, которая на старте нивелировалась, с годами проступает все отчетливее. Она должна иметь возможность говорить со своим человеком обо всем и совсем не зациклена на сексе. Он должен иметь домовитую хозяюшку, безотказную в койке. Каждый обманут в своих ожиданиях, но оба согласны мириться и терпеть, .

Хрупкое равновесие нарушается появлением на Тетином горизонте блестящего (во многих местах) изрядно пожившего принца. Ну, не принца, ладно, мистера Дарси. На самом деле, роман куда ближе к английской литературе, чем может на первый взгляд показаться. Глубинная рациональность героев достаточно далеко отстоит от культивируемого Великим русским романом обыкновения рвать рубаху, бить себя в грудь, рубить мерзких старушек топором и кидаться под паровоз - как маркера духовности. Мне даже кажется, знаете, здешняя Тетя в куда большей степени выражение пиетета к хрупким изящным тетушкам английских романов, чем отсылка к затурканным жизнью теткам нашей ментальности.

В традициях британского ratio и некоторая отстраненность героев, привычка к саморефлексии. И то, что из калечащих в традиционном русском романе ситуаций они выходят потрепанными, но целыми, даже сумевшими извлечь урок, порой с ощутимой выгодой. Разумеется, я теперь говорю не о финансово-материальной, но о даруемом опытом умении не наступать на грабли. Анатомия адюльтера исследуется в романе подробно, жёстко, с сильно различных между собой женской и мужской позиций. Не оправдывая участников, но и не осуждая их.

Да, иногда, когда давление бессмысленно-беспощадной обыденности становится невыносимым, возможность увидеть восхищенный интерес в глазах другого человека может быть спасением. Нет, это одноразовый инструмент, из которого ни в коем случае не стоит делать дежурного транспорта в Страну Радости. Решившим воспользоваться, следует помнить, что и за одну поездку придется платить недешево. Кучерская говорит об этом устами своих героев без достоевского надрыва и толстовской назидательности, однако совершенно доходчиво.

Параллельно к основной линии дня сегодняшнего неспешно развивается сюжет из конца XIX, начала XX веков, где героями выступают члены семьи провинциального священника отца Ильи. Тетя читает семейную биографию, присланную школьным учителем истории и создателем краеведческого музея в редакцию, где она работает. Вообще, это трендовая для русской литературы десятых тема, с которой очень хороши Алексей Иванов, Сухбат Афлатуни, Эдуард Веркин. Майя Кучерская со своим учителем-подвижником оказывается здесь в превосходной компании.

Неочевидная, на первый взгляд, связь истории семьи Адашевых с жизнью героини, на самом деле прослеживается достаточно ясно. Она в преемственности культурной традиции, канона, в том, что протянутая издали рука друга может помочь в решающий момент как никто и ничто другое. В том, что книжница Марина, изначально убежденная в собственном высочайшем профессионализме, выходит с этой рукописью, прочно ввязанной в новые любовные отношения, на иной, виток погружения в текст, о каком прежде и помыслить не могла. Умение не покинет ее, это приобретенная superpower (тот самый бонус за синяки на самооценке, о каком говорила прежде).

"Тетя Мотя" образец великолепно структурированной и стилистически безупречной прозы, не то, чтобы выступающей антитезой Великого русского романа - такого рода заявления слишком отдают скандальностью - но во многом переосмысливающая его с позиций современности.

По мере возможностей стараюсь читать книги, выставляемые на конкурсы. Вот и эту, участвующую в номинациях конкурса "Ясная поляна", - выловила в сети название, нашла, скачала.

И вдруг - луч света в тёмном царстве: Тётя влюбляется в коллегу Михаила Ланина, сначала заинтересовавшись его статьями и безукоризненным языком ("Она его за язык полюбила, а он её - за сострадание к. ").
Ланин женат, но с женой у него тоже далёкие от идеальных отношения, хотя там ещё и неизлечимая болезнь жены присутствует, которая Ланину часто помогает отбиться от посягающих на него женщин, в плане упрочить отношения созданием с ним, Ланиным, семьи.

В роман вливается линия самого Сергея Голубева, (вот тебе и аналог Константина Лёвина - сельского интеллигента, только не пахаря, а учителя-историка), расследующего историю своего рода и постепенно выходящего на местного поэта Адашева, уже покойного, но уроженца подярославских земель, дворянина. Его усадьба Утехино – памятник дворянской культуры, интересует Голубева, он ездит туда и постепенно опять же знакомится уже с историей того рода – Адашевых.
Голубев находит дневник Аси, жены сына поэта Владимира Алексеевича Адашева, из которого выясняется, что он, Голубев, внук Владимира Алексеевича Адашева, у которого был сын Сергей. И ещё в этих дневниках смутно делается намёк, что Вл.Ал. был женат как бы не на своей дочери, прижитой им с управляющей его именем (экономкой, надо полагать).

Ещё один персонаж из этой струи романа – Ася, та самая жена Вл.Алексеевича, получается бабушка Сергея Голубева (по линии матери – он сын Ирины, дочери того самого разуверящегося в церкви священника Ильи), будучи молодой, оказалась в ситуации Тёти – в неё влюбился некий дворянин, и она не осталась к нему равнодушной, но отвергла его ухаживания.

Кстати, у Тёти с Колей получается почти та же история, только Коля никуда не уходит, а встречается с буддийским монахом, который открывает ему суть вещей, и Коля преображается.
Вообще, весь роман пронизан этим влиянием высших сил на духовную жизнь героев и персонажей.
Но присутствует в нём и предостережение от фанатизма – эпизод, когда директор школы, страстно верующий, в деревянном музее зажигает втихаря лампадки перед хранимыми там иконами, от чего музей однажды вспыхивает и сгорает почти дотла, за исключением чудом спасшейся иконы Богоматери, которая вскоре очищается самочинно от пожарной копоти.

Читался роман в электронном виде, рекомендую, но, полагаю, в книжном варианте он более привлекателен.

Тетя Мотя, Майя Кучерская - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

Краткое содержание

Майя Кучерская - прозаик, литературный критик; автор романа "Бог дождя" (премия "Студенческий Букер") и книги "Современный патерик. Чтение для впавших в уныние" ("Бунинская премия"). Тетя Мотя (настоящее имя Марина) - в прошлом учитель русского и литературы, сейчас корректор еженедельной газеты и - героиня одноименного романа Кучерской. "Адюльтер - пошлое развлечение для обитателей женских романов", - утверждает Тетя Мотя, но… внезапно обнаруживает себя в центре романтических отношений. И закрутилось: любовная связь, которой она жаждет и стыдится, душная семейная жизнь, сумасшедший ритм газеты… И тут ей в руки попадает дневник сельского учителя: неспешная жизнь уездного городка, картины исчезнувшего русского быта, сценки с Нижегородской ярмарки и чайных плантаций на острове Цейлон. Остается только понять, где настоящая жизнь, а где ее имитация.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Майя Кучерская Тётя Мотя

Тётя Мотя: краткое содержание, описание и аннотация

Майя Кучерская: другие книги автора

Кто написал Тётя Мотя? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Майя Кучерская: Ты была совсем другой: одиннадцать городских историй

Ты была совсем другой: одиннадцать городских историй

Майя Кучерская: Тётя Мотя

Тётя Мотя

Майя Кучерская: Бог дождя

Бог дождя

Майя Кучерская: Константин Павлович

Константин Павлович

Майя Кучерская: Евангельские рассказы для детей

Евангельские рассказы для детей

Майя Кучерская: Бог дождя

Бог дождя

Кучерская Майя: Современный патерик

Современный патерик

Майя Кучерская: Современный патерик

Современный патерик

Майя Кучерская: Евангельские рассказы для детей

Евангельские рассказы для детей

Майя Кучерская: Плач по уехавшей учительнице рисования (сборник)

Плач по уехавшей учительнице рисования (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Тётя Мотя — читать онлайн ознакомительный отрывок

Забыла закрыть занавески, и комнату затопил мягкий утренний свет. Ветер качнул форточку — плеснуло сырым, свежим, согретым. Вторую неделю стояла ласковая обманчивая теплынь.

На пороге в детскую она замирает. Смотрит на косяк двери в отметинах — 2000, 2001, 2003, в этом году померить забыли, смотрит, готовясь к следующему шагу, и вдруг понимает: фальстарт. Накатило и отошло. Обычного утреннего отчаяния нет. Не может быть, она вслушивается. Но правда, правда нету. И сейчас же предчувствие благого перелома, близкого, накрывает ее с головой, обнимает и заполняет легкие, живот, ноги. Все изменится очень скоро, если не сегодня вообще. Если не прямо сейчас! Тетя ежится, поводит плечами, промакивает ладонью тут же выступившие слезы, шмыгает носом, сбрасывает с себя морок — все-таки почудилось, помстилось. Но в детскую она заходит с улыбкой.

Мальчику ее не хватает — у нее неправильная работа, часто она возвращается, когда он уже спит. Он не знает, что все подстроено нарочно и такая работа у нее, чтобы… Он не знает ничего.

Она оставляет его досыпать, еще несколько минут, идет на кухню.

Через полчаса сын умыт и накормлен овсяной кашей, которую, по счастью, любит. Особенно если на каше нарисовать вареньевую рожицу или кота. С вареньем полный порядок — свекровь шлет из деревни банку за банкой. Ест Теплый хорошо, а одеваться быстро не умеет, Тетя ему помогает, натягивает прогулочные штаны, футболку, которую он надел сам, снимает и переодевает нормально, не задом наперед. Завязывает шнурки. В пять без малого лет пора одеваться самому. Но она слишком редко его видит.

Дверь в третью комнату плотно закрыта — там папа, он спит, сегодня не его очередь.

Читайте также: