Тест тулуз пьерона готовность к школе

Обновлено: 05.07.2024

Для диагностики минимальных мозговых дисфункций у детей в возрасте от 6 до 14 лет необходимо использовать:

Как известно, в тесте Тулуз-Пьерона стимульным мате­риалом являются восемь типов квадратиков, различающих­ся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены чер­ные полукруг или четверть круга. На бланке в левом верх­нем углу располагаются образцы, а ниже — строчки со случайно расположенным стимульным материалом, в кото­рых следует зачеркивать квадратики, идентичные образцам, а остальные подчеркивать (рис. 9). Время работы с каждой строчкой ограничено и составляет 1 мин. По своему харак­теру работа с тестом — монотонная, несложная деятель­ность, требующая постоянного напряжения внимания и во­левого усилия. Задания простые, решаются наглядно, по­средством сравнения с образцами. К преимуществам теста относится его независимость от культурной принадлежно­сти, уровня вербального и социального интеллекта обсле­дуемого; существенные речевые, слуховые и зрительные (ношение очков или контактных линз) дефекты не влия­ют на результативность его выполнения. Согласно Т. Кол-ларику и В. Черны, тест стандартизован на нескольких вы­борках, распределение результатов является нормальным, валидность доказана по множественным корреляциям с родственными тестами; на взрослой выборке результаты стабильны во времени [86].


Рис. 9. Фрагмент ответного бланка к тесту Тулуз-Пьерона

Для разных групп учащихся разработаны четыре типа стимульных бланков:

• дошкольников и учащихся 1-2-х классов;

• учащихся гимназических классов начальной школы;

• старшеклассников 9-11 -х классов;

Так, для 6-9-летних детей предлагается упрощенный ва­риант методики, разработанный с учетом еще не полного их сенсомоторного развития и ограниченного объема опера­тивной памяти. Использовать тест (даже в упрощенном ва­рианте) для детей младше 5,5 лет не рекомендуется, т. к. он перестает замерять то, на что направлен.

Таблица 4 Возрастные нормативы точностивыполнения теста Тулуз- Пьерона


Таблица 5 Возрастные нормы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона


Многолетний опыт диагностической работы в образова­тельных учреждениях показывает, что методика Тулуз-Пье­рона является адекватным, быстрым и простым способом косвенной диагностики ММД (по ближайшим нарушени­ям психической деятельности). Методика применима для группового использования. Она не имеет ограничений для повторного применения, поэтому удобна для анализа дина­мики ММД, оценки эффективности лечения или коррек­ции. Еще одно преимущество методики состоит в том, что она фактически является экспресс-методом (тестирование занимает не более 15 мин), пригодным для массовых обсле­дований.

Основными расчетными показателями теста Тулуз-Пье­рона являются:

1) скорость выполнения теста;

2) коэффициент точности выполнения теста (или пока­затель концентрации внимания).

Особенно часто агрессивное поведение формируется и закрепляется у детей с реактивным типом ММД. Если по­казатели точности и скорости выполнения теста в норме, то только по сходству внешнего вида обработанного ответ­ного бланка с каким-либо из профилей делать вывод о на­личии ММД недопустимо.


Рис. 10. Типологические профили ММД

В психиатрической и дефектологической литературе обычно описываются два типа ММД, легко выделяемые по поведенческим признакам: астеничный и гиперактивный.


Рис. 10. Типологические профили ММД (продолжение)

Результаты наших исследований с использованием теста Тулуз-Пьерона позволили выделить и описать еще три ти­па, которые трудно отличимы от нормы по внешнему пове­дению, т. к. представляют собой более легкие формы нару­шений. Наиболее полной будет классификация, включаю­щая следующие пять типов ММД:

В предлагаемой классификации астеничный тип соответ­ствует традиционно выделяемому под этим наименованием типу. Гиперактивному типу соответствует реактивный. Пред­ставляется, что данное наименование типа в большей степе­ни отражает его сущностные характеристики, т. к. актив­ность, понимаемая обычно как самостоятельно направляемая деятельность, у детей данного типа полностью отсутствует. (Встречающееся определение этого типа как двигательно рас­торможенного является также достаточно точным.)

На рис. 10 графически представлены различные сочета­ния особенностей мозговой деятельности и соответствую­щие им типы проявления ММД. Естественно, что все типы ММД располагаются вне рамок нормы.

Все пять типов ММД легко диагностируются по харак­теру профиля, полученного на ответном бланке теста Ту­луз-Пьерона. Они характеризуются также своеобразием по­веденческих проявлений и функционирования психичес­ких процессов. Формирование типов ММД связано с сочетанием и выраженностью следующих факторов:

1) ослабленностью мозговой деятельности;

2) неуправляемостью, рассогласованностью деятельно­сти отдельных подструктур мозга;

3) дисбалансом процессов возбуждения и торможе­ния [96].

Использование методики Тулуз-Пьерона в комплексе с другими психодиагностическими тестами, а также проводив­шееся в течение ряда лет наблюдение за детьми с ММД позво­лили более детально изучить особенности каждого из выде­ленных типов. Ниже приводятся их характеристики, которые позволяют четче представить своеобразие проблем ребенка и, соответственно, конкретизировать психолого-социальную по­мощь. Однако следует помнить, что не всегда удается одно­значно отнести данные диагностики к какому-либо одному из выделенных типов.

Для детей астенического типахарактерным является ис­ключительно повышеная умственная утомляемость, которая выступает основой их дефекта вообще. Однако среди астенич-ных детей далеко не все тихие, бледные, ослабленные, утомлен­ные. Есть дети вполне нормально развитые физически, упитан­ные и розовощекие, занимающиеся плаванием или бальными танцами. Повышенная истощаемость может быть характерна только для их умственной деятельности. В одиночестве они оказываются не в состоянии читать или делать уроки, необхо­димо, чтобы рядом находился взрослый и побуждал их к рабо­те. В противном случае такой ребенок может часами смотреть в окно или просто перед собой, время от времени переклады­вать или листать книжки и больше ничего не делать.

Объем кратковременной памяти у астеничных детей очень мал. Без опоры на вынесенные вовне стимулы ребе­нок не может держать в уме информацию и оперировать ею. У астеничных детей бывает затруднен переход освоенной информации в долговременную память. Последняя быва­ет слегка ослаблена, но может и не страдать.

Возможность нормализации работы мозга в первую оче­редь зависит от общего состояния здоровья ребенка. Часто в латентной и ослабленной форме отдельные проявления ММД остаются на всю жизнь. Обычно ребенок для нормали­зации здоровья и взаимодействия с окружающими нуждает­ся в комплексном лечении.

Дети реактивного типавыглядят исключительно дея­тельными (их и называют гиперактивными), но фактически это двигательная расторможенность, вынужденная, неуправ­ляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбуди­мостью, переключаемостыо и утомляемостью. Их мозг моментально откликается на любой внешний стимул, и гиперак­тивными они становятся как раз тогда, когда вокруг много лю­дей, яркое освещение, шумная обстановка. В одиночестве и в тишине такой ребенок выглядит сонным и вялым, как лю­бой ребенок с ММД. Поэтому для его нормального развития характер окружающей обстановки особенно важен. Если его воспитанием и обучением руководит терпеливый взрослый, спокойно, тихо разговаривающий, готовый без раздражения несколько раз повторять одно и то же объяснение и проделы­вать всю необходимую работу совместно с ребенком, то про­явления гиперактивности могут полностью отсутствовать. Напротив, в школе (и не только на перемене, но и на уроке) такой ребенок постоянно получает интенсивную, динамич­ную зрительную и слуховую стимуляцию и, соответственно, ведет себя исключительно безобразно. К концу учебного дня, с накоплением усталости, поведение таких детей обычно рез­ко ухудшается. Они могут на последних уроках, не обращая внимания на замечания учителя, вставать с места, ходить по классу, задевать одноклассников, затевать ссоры и драки. Если в группе продленного дня много детей, то реактивный ребенок продолжает вести себя и там таким же образом. К вечеру из-за накопленной усталости реактивные дети становятся совсем не­управляемыми. Ссоры и скандалы перед сном в таких семьях, к сожалению, типичны. Реактивного ребенка все круглосуточ­но ругают, и у него достаточно быстро формируется и закреп­ляется сначала защитно-агрессивное, а потом и просто агрес­сивное поведение.

Присутствие учителей или родителей не является для ре­активных детей сдерживающим фактором. Они и при взрос­лых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя толь­ко при их отсутствии. Часто одноклассники развлекаются тем, что провоцируют этих детей на грубые выходки и драки в при­сутствии учителей, которые начинают считать их хулиганами.

Судьба таких детей во многом зависит от отношения окружающих, особенно членов семьи. Если в семье сохраня­ется понимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения ММД все отрицательные стороны в по­ведении исчезают. В противном случае даже при излечении патология характера остается, а может и усиливаться.

Обучаемость у реактивных детей объективно лучше, чем у астеничных. Среди них нередко встречаются действительно оригинальные, талантливые дети. Но и случаи задержек психи­ческого развития у реактивных детей не являются редкостью.

Эмоции могут оказывать исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут ее активизировать, но при некотором повышении эмо­ционального фона нормальное общение становится невоз­можным, деятельность может быть полностью дезорганизо­вана, а все только что усвоенное — разрушено. Эмоциональ­ные реакции реактивных детей бурные, в состоянии усталости достаточно типична инерция эмоционального поведения (т. е. продолжение бурного реагирования при отсутствии при­чины), бывают характерны и резкие смены настроения. Бога­тые внешние проявления эмоций могут сочетаться с неглубо­кими внутренними переживаниями.

Обычно необходимо медикаментозное лечение, уменьша­ющее реактивность, чтобы дети этого типа могли без кон­фликтов посещать школу. Особенно важна для оптимизации обучения и развития ребенка организация спокойного, раз­меренного образа жизни. Если его образ жизни не изменяет­ся, то даже лечение не дает желаемого эффекта.

Если взрослые продолжают следовать своей тактике, то дети могут не только впасть в ступор, но и дать резкий аг­рессивный отпор. Очень часто детей наказывают и за упрям­ство, и за грубость, хотя взрослые сами спровоцировали по­добное поведение.

В интеллектуальном и личностном отношении такие дети могут нормально развиваться, если родители и учителя пони­мают суть проблемы, достаточно терпеливы и готовы учить их мысленному планированию собственной деятельности. Если ребенок может представить последовательность собственных действий и мысленно как бы проследить ее, то и реальное их выполнение может происходить без задержек. Проблема со­стоит в том, что планирование деятельности представляет определенную сложность даже для нормально развивающих­ся детей и становится возможным только к 3-5-му классу. Обучить этому ребенка с ММД оказывается еще труднее.

В целом же если ригидный ребенок хорошо подготовлен к школе, взрослые умеют правильно с ним общаться, а так­же обеспечивают ему здоровый образ жизни, то часто даже без специального лечения работа его мозга может полно­стью нормализоваться к 5-6-му классу (иногда и раньше) и упрямо-агрессивное поведение не закрепляется.

Дети активного типапо внешним поведенческим проявле­ниям могут быть похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей без ММД. Они активно включаются в лю­бую деятельность, но работают не долго, т. к. быстро утомляют­ся и не могут произвольно регулировать свою работоспособ­ность. Поэтому их часто ругают за лень, безволие, нежелание потрудиться, довести начатое дело до конца. Их можно и нуж­но отличать от здоровых неорганизованных детей.

Если здоровые, но несобранные дети под влиянием увле­чения, группового настроя или контроля взрослых могут долго продуктивно работать, доводя начатое дело до завер­шения, то дети с ММД зависят от ритма работы своего моз­га, и никакие упреки или контроль не могут увеличить вре­мя продуктивной деятельности.

Детей с ММД активного типа постоянно воспитывают и в школе, и дома. Их не считают тупыми, как ригидных, или хулиганами, как реактивных. От них не пытаются избавиться. Напротив, они кажутся способными, но несобран­ными. Поэтому взрослые стараются помочь им в воспитании воли, чтобы дети смогли реализовать имеющийся у них по­тенциал. Для этого в школе их вовлекают в тренинги само­управления, в которых дети только переутомляются и безоб­разно себя ведут. К концу занятий они обычно с кем-нибудь ссорятся или дерутся. Дома же отцы по-своему пытаются сде­лать их волевыми, а мамы — аккуратными и организованны­ми. Часто их отдают в различные спортивные секции, но это тоже не приводит к желаемому улучшению поведения.

Хорошо, если от детей все отступаются, устав от бес­плодных попыток перевоспитать их. Тогда работа мозга по­степенно сама (даже без лечения) нормализуется примерно к 5-6-му классу.

Если изначально не было педагогической запущенности, то развитие мышления детей ММД активного типа в школь­ные годы не страдает. Память у них тоже бывает в норме, но объем оперативных процессов (памяти, мышления) обыч­но недостаточен. О своих дефектах они не подозревают, от­ключения не чувствуют, и это порождает проблемы. Учатся дети этого типа неровно, но в школы для детей с ЗПР не по­падают. (Основной контингент коррекционных классов и вспомогательных школ составляют, как правило, предста­вители трех рассмотренных типов.)

Дети субнормального типане отличаются чем-то осо­бенным. Выделить их можно только на основании теста Тулуз-Пьерона. При заполнении теста эти дети работают со средней или хорошей скоростью, которая несколько возра­стает к 4-5-й строчке и слегка снижается в конце. На ответ­ном бланке профиль заполненных сточек имеет сглажен­ную, полукруглую форму (рис. 10). Ошибки могут по­являться, начиная со 2-3-й строчки, но их количество нарастает так, что точность выполнения теста оказывается низкой (К


Тест Тулуз-Пьерона - разновидность корректурной пробы, которая также как и остальные корректурные пробы используется для измерения возможностей внимания.

С помощью теста Тулуз-Пьерона вы можете определить свои показатели работоспособности - в том числе утомляемость, устойчивость работоспособности, а также концентрацию внимания. Здесь вы можете пройти тест Тулуз-Пьерона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды. Для устройств с небольшим размером экрана предусмотрены таблицы в две, три или четыре строки на один ряд теста, выберите соответствующую ссылку, ориентируясь на иконку перед ссылкой. Однако имейте в виду, что заполнять ячейки вам необходимо последовательно - слева направо, сначала верхнюю строчку, и только потом строчку ниже, иначе результат будет сильно искажён. Кстати, для тех, кто не в курсе, первый ряд чисел - пробный, он нужен для того, чтобы привыкнуть к прямоугольникам, которые нужно выделить в ряду.

Инструкция к тесту Тулуз-Пьерона:

На заполнение одного ряда дается ограниченное время - либо одна минута - для школьников, либо 30 секунд - для взрослых. Перед собой вы видите несколько рядов прямоугольников, состоящих из двух сегментов - верхнего прямоугольника с рисунком для вычеркивания и нижнего прямоугольлника для подчеркивания. Ваша задача - последовательно с лева направо заполнить за это время как можно больше прямоугольников в ряду, а именно - если рисунок сегмента совпадает с заданными двумя или тремя рисунками, выделяете верхний прямоугольник с таким же рисунком, если сегмент не совпадает, выделяете нижний прямоугольник. После переключения окна сразу же приступайте к следующему ряду. Потренируйтесь, чтобы лучше разобраться, как здесь всё устроено.

Инструкция к тесту Тулуз-Пьерона

Тест Тулуз Пьерона, взрослый вариант

Вариант теста Тулуз-Пьерона для взрослых. Здесь вам необходимо выделить в таблице прямоугольников прямоугольники с двумя конкретными направлениеми черного полукруга, расположенного по разным углам прямоугольника. Время на выполнение теста Тулуз-Пьерона онлайн - 15 минут - по 30 секунд на каждый ряд.

    Тест Тулуз-Пьерона для взрослых (классический вариант теста Тулуз-Пьерона на 30 строк).


Тест Тулуз-Пьерона для взрослых


Тест Тулуз-Пьерона для взрослых (для небольшого экрана)


Тест Тулуз-Пьерона для взрослых (для маленького экрана)

Вариант теста Тулуз-Пьерона для школьников. Здесь вам необходимо выделить в таблице прямоугольников прямоугольники с двумя конкретными направлениеми черного полукруга, расположенного по разным углам прямоугольника. Время на выполнение теста Тулуз-Пьерона онлайн - 10 минут.

    Тест Тулуз-Пьерона для детей от 6 лет до 1 - 2 класса.


Первый вариант теста Тулуз-Пьерона


Первый вариант теста Тулуз-Пьерона для небольшого экрана (в две строчки)


Первый вариант теста Тулуз-Пьерона для маленького экрана (в три строчки)


Второй вариант теста Тулуз-Пьерона


Второй вариант теста Тулуз-Пьерона для небольшого экрана (в две строчки)


Второй вариант теста Тулуз-Пьерона для маленького экрана (в три строчки)


Третий вариант теста Тулуз-Пьерона


Третий вариант теста Тулуз-Пьерона для небольшого экрана (в две строчки)


Третий вариант теста Тулуз-Пьерона для маленького экрана (в три строчки)


Четвертый вариант теста Тулуз-Пьерона


Четвертый вариант теста Тулуз-Пьерона для небольшого экрана (в две строчки)


Четвертый вариант теста Тулуз-Пьерона для маленького экрана (в четыре строчки)

Тест Тулуз-Пьерона теория:

Тест был придуман фрунцузским психологом Анри Пьероном, одним из основателей института психологии Франции. В качестве испытуемых для оценки способностей объема и качества произвольного внимания изначально были выбраны дети мшадшей школы. Тест представляет собой бланк с изображением геометрических фигур (обычно это прямоугольник с нарисованным с одной из 8 сторон темной областью) в 10 рядах по 60 фигур в каждом ряду, среди которых испытуемым следует найти и отчеркнуть фигуры с двумя задаными направлениями темной области.

Исследование проводится с целью проверки концентрации внимания, устойчивости, распределения, переключения внимания, а также работоспособности внимания ребенка от 6 до 10 лет. Расчет производится по двум показателям - скорости обработки, вычисляющеся по формуле: V=N/10, и точности - по формуле: K=(N-A)/N. Где N - количество обработанных знаков, а A - среднее количество ошибок в строке, вычисляющееся из суммы ошибок в строках делённой на количество строк.

Скорости обработки (V) вычисляется по формуле: V=N/c, Где N - количество обработанных знаков, а c - количество строк.

Точность обработки (K) вычисляется по формуле по формуле: K=(N-A)/N, где A - среднее количество ошибок (как неверно подчеркнутых, так и неверно зачеркнутых).

Далее приводится таблица для оценки результата теста Тулуз-Пьерона для детей с 1 по 6 класс

Показатели Выраженность
Патология Слабая Средняя Хорошая Высокая
1 класс
Скорость меньше 19 20–27 28–36 37–44 больше 45
Точность обработки меньше 0,89 0,9–0,91 0,92–0,95 0,95–0,97 больше 0,98
2 класс
Скорость 0–22 23–32 33–41 42–57 больше 58
Точность обработки меньше
0,89
0,90–0,91 0,92–0,95 0,96–0,97 0,98–1
3–4 класс
Скорость меньше 16 16–25 26–27 36–48 больше 49
Точность обработки меньше 0,89 0,9–0,91 0,92–0,94 0,95–0,96 больше 0,97
5 класс
Скорость меньше 19 20–29 30–39 40–50 больше 51
Точность обработки меньше 0,89 0,9–0,91 0,92–0,94 0,95–0,96 больше 0,97
6 класс
Скорость обработки меньше 24 25–31 32–41 42–55 больше 56
Точность обработки меньше 0,9 0,91 0,92–0,95 0,96–0,97 больше 0,98
7 класс
Скорость обработки 36 и ниже 37–45 46–57 больше 58
Точность обработки меньше 0,9 0,91 0,92–0,95 0,96–0,97 больше 0,98
8 класс
Скорость обработки 38 и ниже 39–48 49–59 больше 60
Точность обработки меньше 0,9 0,91 0,92–0,95 0,96–0,97 больше 0,98
9 класс
Скорость обработки 40 и ниже 41–50 51–64 больше 65
Точность обработки меньше 0,9 0,91 0,92–0,95 0,96–0,97 больше 0,98
10 класс
Скорость обработки 44 и ниже 45–54 55–69 больше 70
Точность обработки меньше 0,9 0,91 0,92–0,95 0,96–0,97 больше 0,98
11 класс
Скорость обработки 49 и ниже 50–62 63–77 больше 78
Точность обработки меньше 0,9 0,91 0,92–0,95 0,96–0,97 больше 0,98

Выявление паталогии в скорости и точности обработки может говорить о наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции) - легкие формы церебральной паталогии, вызванных теми или иными причинами. ММД различается по видам:

Субнормальный тип (А):

Субнормальный тип (Б):

Активный тип:

Ригидный тип:

Астеничный тип:

Реактивный тип:

Проверить свои возможности может и взрослый человек, правда для этого используется классический вариант теста на 30 строк, который также доступен на сайте.

Источники: Л.А. Ясюкова "Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство". – СПб., ГМНПП "ИМАТОН", 2003 – 86 с.

Цель: получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.

Оцениваемые УУД: действие контроля, т. е. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; действие коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия; действие саморегуляции – способность к мобилизации сил, преодолению препятствий.

Возраст: с дошкольного возраста до старшего школьного возраста.

Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.

Организация выполнения задания:

Обследование с помощью данного теста может проводиться как групповым способом, так и индивидуально. Результаты индивидуального и группового тестирования детей до 12 лет могут и не совпадать! Для диагностики ММД необходимо групповое тестирование. Группа должна быть не менее 6-10 человек. В условиях школы удобнее работать сразу со всем классом. Общее время работы 15-20 минут.

Инструкция:

Внимание! Слева в верхней части Ваших бланков нарисованы 2 квадратика. Это – квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики. Если квадратик совпадает с образцом, то его надо зачеркнуть вертикальной линией, а если не совпадает, то его надо подчеркнуть. Посмотрите, как буду делать это я на доске. На тренировочной строке Вы сейчас попробуете зачеркивать и подчеркивать нужные квадратики. (Дети тренируются)

Нельзя:

1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квадратики.

Все поставили ручки на первую строчку! Начали работу!





Интерпретация результатов:

Для каждой строчки подсчитывается:

1. Общее количество обработанных квадратиков (включая ошибки).

2. Количество ошибок. За ошибку считаются: неверная обработка квадратика ребенком (внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне его - зачеркнут), любые исправления и пропуски (квадратик вообще не обработан).

Скорость выполнения теста рассчитывается как отношение общей суммы обработанных знаков к количеству рабочих строчек (10):


где n - число рабочих строчек,

х,- количество обработанных знаков в строке.

Коэффициент точности выполнения теста вычисляется как отношение общего количества правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков:


где V - скорость,

α - среднее количество ошибок в строке,

n - количество строк,

Yi - количество ошибок в строке.


Определение уровня скорости переработки информации и внимательности осуществляется путем сравнения их количественных значений с нормативными данными.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Название: Тест Тулуз-Пьерона. Диагностика минимальных мозговых дисфункций
Формат: doc, pdf , jpg (rar архив)
Размер: 19,2 Мб
В архиве: методическое руководство в формате doc., бланки, ключи, инструкции, приложения
Цель методики: выявление способности к произвольной концентрации внимания

Увековечение массовой доли легких церебральных нарушений – новая реальность последнего десятилетия. 40-60% современных детей, ежегодно поступающих в школу, имеют функциональные нарушения в деятельности мозга, в принципе, обратимые и нормализуемые по мере роста ребенка и созревания головного мозга. В нашей стране эти нарушения получили название минимальных мозговых дисфункций (ММД). Обучение, не учитывающее индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, порождает обвальное нарастание проблем и часто приводит к стойкой дезадаптации.

В методическом руководстве выделяется причины возникновения и формы проявления ММД. Для каждого типа нарушений приводится психологический портрет, характеризующий особенности поведения и протекания психических процессов ребенка, обсуждаются возможности компенсации выявленных отклонений. Проводится четкая граница между первичными отклонениями в психическом развитии, неизбежно сопутствующими ММД, и вторичными дефектами, которые, вопреки традиционному взгляду, могут быть предотвращены. Определяются критерии отличия ММД от ЗПР. Предлагаются основные принципы и конкретные методы обучения детей с ММД. В руководстве приводится процедура тестирования и обработки результатов, а также таблицы интерпретации и возрастные нормы.

Что такое минимальные мозговые дисфункции (ММД)?

Выдержка из методического руководства Л. А. Ясюковой

Оптимизация обучения и развития детей с ММД? диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, не выраженную, стертую неврологическую, симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Отсюда видно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых еще предстоит выяснить, чтобы можно было начать лечение. В этом состоит медицинский аспект проблемы.
Для психолога же неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он сделать ничего не может и не должен. Но суть этого дефекта необходимо понять, чтобы стало возможным проследить его ближайшие отрицательные влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом — для их предупреждения и минимизации.

На самом деле ММД не является препятствием к обучению не только в общеобразовательной школе, но и в гимназии, а впоследствии и в вузе. Для этого бывает достаточно только консультативного сопровождения. Нередко, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, растущий мозг сам оказывается в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования.
Но это бывает возможно только при здоровом образе жизни ребенка, отсутствии у него деятельностей, приводящих к хроническому переутомлению. У большинства детей с ММД, при соответствующем режиме обучения, к 5-7 классу работа мозга полностью нормализуется.

Однако при резком возрастании учебных нагрузок или после тяжелых заболеваний отдельные симптомы ММД (повышенная умственная утомляемость, расстройства памяти, внимания и самоуправления) могут проявиться у ребят и в старших классах, несмотря на то, что проводившиеся ранее неврологические обследования свидетельствовали о полном излечении. Но эти возобновившиеся проявления ММД при нормализации здоровья и образа жизни исчезают сами.

Не вдаваясь в анатомо-физиологические подробности (которые и не входят в компетенцию психолога), общую картину нарушений при ММД можно охарактеризовать следующим образом:

  • При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
  • ЭЭГ имеет характерные признаки инфантилизма, свидетельствующие о задержке развития электрической активности мозга.
  • Отмечается незрелость ритма, его расчетный индекс оказывается ниже возрастной нормы.
  • Характерен дисбаланс в созревании отдельных подструктур мозга, что, в свою очередь, осложняет процесс формирования связей между ними и установление координации в их деятельности.
  • Часто дополнительным нарушающим фактором является сдвиг баланса между процессами возбуждения и торможения, приводящий к явному преобладанию одного из них.

Осуществление регуляторных функций с помощью разрегулированного мозга оказывается весьма проблематичным. Более того, когда деятельность различных подструктур не согласована и не скоординирована, то много энергии затрачивается непроизводительно, и общая работоспособность мозга оказывается низкой.
Если понимать ММД как основу первичного дефекта, то необходимо развернуть ее так, чтобы стало возможным проследить ближайшие отрицательные воздействия на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом. Исходя из анализа сути ММД, представляется очевидным, что произойдут сдвиги в формально-динамических характеристиках поведения ребенка и протекания его психических процессов, но качественная, содержательная сторона психики может остаться незатронутой и развиваться без осложнений.

Таким образом, при ММД можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:

  1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
  2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
  3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации.
  4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
  5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
  6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
  1. дошкольном возрасте только по поведенческим проявлениям очень сложно (практически невозможно) отделить детей с ММД от просто утомляемых, неорганизованных, отвлекаемых, капризных, повышенно подвижных.
  2. В дошкольный период дети с ММД могут не иметь никаких особых проблем в развитии, связанных с их дефектом. Им свойственны те же самые проблемы, что и всем остальным дошкольникам.

Дошкольная жизнь ребенка с ММД может протекать вполне благополучно (так чаще всего и бывает) При этом ни родители, ни окружающие могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребенка (если они наблюдаются) к недостаткам воспитания.

Однако ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены Недостатки внимания, памяти, повышенные «! отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления — все эти неустранимые характеристики первичного дефекта начинают играть роковую роль в их судьбе Они оказываются не в состоянии обучаться наравне со здоровыми сверстниками.
Почти непреодолимым препятствием для детей с ММД является режим школьного обучения: 40-минутные уроки, в течение которых требуются постоянное внимание и продуктивная работа, без отвлечений, с соблюдением дисциплинарных требований.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозга, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом, порождает обвальное нарастание проблем в начальной школе и может привести к катастрофе. В целях своевременного выявления детей с ММД и оказания им соответствующей помощи необходима сплошная профилактическая диагностика при поступлении в школу.

Читайте также: