Тест по рассказу храбрый утенок 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: компьютер , аудиозапись рассказа, портрет писателя Б. Житкова, детские книги для выставки, иллюстрации картинного плана, карточки словесного плана.

I .Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.
– Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:
Душу, и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи!

II. Актуализация знаний .
1.Проведем речевую разминку:
1.Упражнения для развития дыхания. Дыхательная гимнастика

а) Стать прямо, не напрягаясь. Сделать небольшой выдох, задержать на некоторое время вдох. Незаметно вдохнуть через нос с закрытым ртом, вдыхать плавно (5 с ) Задержать воздух в легких (2-3 с), выдохнуть, раскрыв рот,экономно, плавно, без толчков (4-5 с)

Расслабить ребра и брюшной пресс.

За-са-за – это стрекоза.

За-са-за – летит стрекоза.

Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.

Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.

б) Интонирование. Логическое ударение

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

– Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой

III . Постановка учебной задачи

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

У реки , над камышами,

Вот с та-а-а-акущими глазами,

Пассажиров не берёт!

И пропеллер. И глаза.

Да ведь это - . ! (Стрекоза)

– Что вы знаете о ней?Что вы знаете о ней?

Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

Какая же стрекоза на самом деле?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

б) Кто же второй герой?

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Кто его родная мать?

– Почему сказали утенок?

В каком произведении вы познакомились с утятами? (М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

– Как утята появляются на свет?

– Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

– А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

У овечки – овченок( ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок ( теленок)

У свиньи – свиненок ( поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок( малек)

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок ( птенец)

IV . Работа по теме урока

На доске мы видим картинки стрекозы и утенка.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

1.Выставка книг Б. Житкова.

Борис Степанович Житков /портрет / Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке.

2.Откройте учебник на с.139.

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?

Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.

Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

3. Первичное восприятие текста.

(аудиозапись)( стр.139 учебника.)

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

а) - Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.

- Какие чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.

– О чем этот рассказ?

– Как хозяйка кормила утят?

– Почему утята не ели? Кого они боялись?

– Почему утята боялись стрекозу?

– О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?

– Кто пришел в гости к утятам?

– Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?

– Как ему это удалось?

– Прилетела ли стрекоза еще раз?

б) Определение жанра произведения.

- Попробуйте определить жанр этого произведения.

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

- Что могло произойти в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

- Это рассказ с элементами сказки.

1) Хозяйка выносила утятам каждое утро немного еды.

2) Утята боялись, что стрекоза их перекусает.

3) Хозяйка знала, что утята ложились спать голодные.

4) Утенок Алеша схватил стрекозу клювом за крыло.

5) Стрекоза больше не прилетала.

Утром стрекоза проснулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.

V. Закрепление знаний и способов действий.

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:

– Прочитайте целыми словами:

бег – подбегали, убегали

Чтение текста вслух и деление на части

а) – Найдите и прочитайте зачин (1 абзац)

– Почему утята боялись стрекозу?

– Что стрекоза делала на тарелке?

– Почему утята боялись подходить к тарелке после того, как стрекоза улетала?

– Почему хозяйка решила, что утята заболели?

– Что пообещал утенок Алеша?

– Вы были уверены, что утенок победит стрекозу?

– Кем оказался утенок Алеша- хвастуном или храбрецом?

– А почему именно храбрым, а не смелым и отважным называет Б.Житков утёнка Алёшу?

Пока маленький, можно сказать храбрый, смелый, а подрастая, мы говорим о человеке отважный.

– Подберите синонимы к слову храбрый? (отважный, смелый, мужественный, доблестный)

г) Развязка (последний абзац)

– Как стали жить утята?

Работа в группах. Составление картинного и словесного плана.

Задания в конвертах

Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

Соотнесение планов


Хозяйка кормит утят.


Утята боятся стрекозы.


Нетронутая еда.


Смелое обещание утенка.


Алеша прогоняет стрекозу


Довольные утята.

- Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)

- А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)

- Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?

- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

VI. Итоги урока.

Рефлексия Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:
– С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)
– Кто автор? (Б. Житков)
– Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)
На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте.

ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.

ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

– Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)

– Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?

– А какую вы бы взяли на вооружение?

– У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.

– Какова главная мысль этого рассказа?

Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)

ему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)

У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):

3)Что думала хозяй ка, когда убирала тар елку с едой про утят ?

4)Как звали соседс кого утёнка? Напиш и ________ _________________

А. подарили подаро к б. угощали его в. позвали к себе жить

8) Правильно цифра ми укажи последовател ьность событий.

9) Какая пословиц а больше всего подход ит к данному произв едению?

10) Найди предложе ние в тексте. Вставь проп ущенные слова.

Она так …………… …стрекотала, что…………… … утят а убегали и прятались в траве.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

Презентация содержит 10 тестовых заданий по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок". Может быть использована на уроках литературного чтения по УМК "Школа России" при изучении раздела "О братьях наших меньших" по учебнику Л. Ф. Климановой. Имеются слайды для проверки выполненных заданий.Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

2. Определите, чем кормила хозяйка утят © Фокина Лидия Петровна 2. Определите, чем кормила хозяйка утят

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

3. Определите, почему утята целый день не ели А. Заболели Б. Не нравилась еда В. Сами искали еду Г. Боялись стрекозу © Фокина Лидия Петровна 3. Определите, почему утята целый день не ели

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

5. Определите, как Алёша поступил, когда прилетела стрекоза А. Испугался и убежал Б. Схватил стрекозу В. Стал есть из тарелки Г. Позвал хозяйку © Фокина Лидия Петровна 5. Определите, как Алёша поступил, когда прилетела стрекоза

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

6. Определите, какое качество помогло утёнку Алёше прогнать стрекозу А. Хвастливость Б. Смелость В. Трудолюбие Г. Глупость © Фокина Лидия Петровна 6. Определите, какое качество помогло утёнку Алёше прогнать стрекозу

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

7. Определите, какой персонаж не встречается в произведении Б. Житкова А. Утёнок Б. Ёжик В. Стрекоза Г. Хозяйка © Фокина Лидия Петровна 7. Определите, какой персонаж не встречается в произведении Б. Житкова

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

8. Определите, какая пословица подходит к произведению Б. Житкова А. Делу - время, потехе - час. Б. Где смелость, там и победа. В. Вместе тесно, а врозь скучно. Г. Семь раз отмерь, один раз отрежь. © Фокина Лидия Петровна 8. Определите, какая пословица подходит к произведению Б. Житкова

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

9. Определите, почему хозяйка решила, что утята заболели А. Они ничего не едят Б. Их угощает Алёша В. Рано ложились спать Г. Сидели под кустом © Фокина Лидия Петровна 9. Определите, почему хозяйка решила, что утята заболели

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова "Храбрый утёнок"

Тестовая работа по литературному чтению во 2 классе по произведению Б. Житкова

8. Определите, какая пословица
подходит к произведению
Б. Житкова
А. Делу - время, потехе - час.
Б. Где смелость, там и победа.
В. Вместе тесно, а врозь скучно.
Г. Семь раз отмерь, один раз
отрежь.
© Фокина Лидия Петровна

9. Определите, почему хозяйка
решила, что утята заболели
А. Они ничего не едят
Б. Их угощает Алёша
В. Рано ложились спать
Г. Сидели под кустом
© Фокина Лидия Петровна

Читайте также: