Положение об опорных школах ран

Обновлено: 07.07.2024

Кто и как отбирал школы для проекта?
Школы для проекта выбирала сама Академия с учетом следующих условий: по результатам существующего в России рейтинга в регионах, где имеются крупные научные институты и исследовательские университеты. Всего РАН определено 110 школ в 32 регионах.

Базовая школ РАН – это школа, которая:
-показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах;
-использует ресурсы научных институтов РАН и других научно-практических площадок; — имеет традиционные связи с крупными университетами, научными центрами;
— является муниципальной и в ходе реализации проекта осуществляет необходимые действия для передачи учредительства на региональный уровень;
-обладает значительным кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся, развития у них основ научной деятельности;
— имеет опыт организации профильного обучения (углубленного изучения отдельных предметов), сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями

В каких территориях будут работать базовые школы РАН?
В Презентации перечислены следующие регионы:
Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Удмуртская Республика;

края: Краснодарский,, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская область, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.

Определены также региональные координаторы, обеспечивающие поддержку базовых школ РАН на территориальном и федеральном уровне, а также региональные научно- образовательные центры.

Возможные модели базовых школ РАН
Предлагается 6 моделей базовых школ РАН: профильная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях, начиная с начальной школы, школа-лаборатория, школа при университете (научной организации), школа-ресурсный (сетевой) центр, смешанная модель.

Направления деятельности базовых школ РАН
Определено три ключевых направления деятельности базовых школ РАН:
1.Повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые .ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки.
Для обучающихся будут предложены:
— профильные учебные курсы и факультативы;
— курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности;
— индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых;
— научно-популярные и образовательные проекты и сетевые лектории, способствующие вовлечению школьников в научноисследовательскую и творческую деятельность;
— интеллектуальные и творческие конкурсы и соревнования и другие формы.
2.Повышение профессиональной квалификации педагогических работников.
3. Укрепление материально-технической базы.

Предполагается, что, организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых, а базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы; будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями; обеспечат возможность вовлечения школьников в собственные исследовательские проекты во взаимодействии с академическими центрами.

В новом учебном году в России планируют открыть более ста опорных школ РАН. Уже готовятся соответствующие образовательные программы и методические курсы повышения квалификации учителей, решается вопрос и с финансированием проекта. Об этом на встрече с президентом Владимиром Путиным доложила министр просвещения Ольга Васильева. Она также сообщила, что в этом году российские учебные заведения начнут работать по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Кроме того, министерство планирует в два раза увеличить число слушателей программ по ранней профориентации.

Для лучших

Самым важным пунктом своего отчета о деятельности министерства в 2018 и 2019 годах Ольга Васильева назвала создание академических школ, которые будут готовить учеников для поступления в лучшие вузы с прицелом на дальнейшую научную карьеру.

Министр просвещения Ольга Васильева — о психологии современных школьников, онлайн-обучении и роботах на уроках труда

— Мы очень надеемся, что 1 сентября мы сможем запустить 101 школу, — заявила министр.

Президент уточнил точное число готовящихся к запуску школ, пояснив главе ведомства свое удивление.

— Это прилично. Это практически чуть ли не по всем субъектам, — отметил он.

Ольга Васильева сразу обратила внимание на то, что в перспективе в регионах будет не по одной такой школе. И для осуществления задуманного ведомство сейчас плотно работает с Академией наук и Министерством науки и высшего образования.

Со стороны РАН уже есть научные координаторы, готовятся методические специальные курсы повышения квалификации для учителей, а Минпросвет взял на себя разработку новых программ и решение вопросов финансирования, добавила она.

— Наши дети, конечно, в смысле подготовки сильнее, чем многие их сверстники из других стран, — резюмировала министр.

Свою позицию Ольга Васильева объяснила активным участием российских школьников в различных испытаниях на проверку знаний. Так, 6 млн учеников участвовали во Всероссийской олимпиаде и 5 тыс. из них вышли в финал. А на Азиатской олимпиаде по физике россияне получили две золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медали.


Также в новом учебном году работать школы будут по обновленным ФГОСам, выразила надежду Ольга Васильева.

Рассказала министр и о положительных изменениях в работе учителей. Отчеты школ теперь сокращены до минимума. Ведомство старается удерживать уровень заработной платы педагогов, работая с каждым регионом точечно, сообщила Ольга Васильева.

— Сейчас мы уже определили в каждом из 32 регионов школы, которые могли бы быть опорными. Ориентировались на те учреждения, выпускники которых успешны в олимпиадах и в поступлении в ведущие вузы. Важным условием было расположение рядом с такими школами научных институтов или университетов, которые могли бы им помогать. Также найдены ответственные ученые, которые будут координировать проект. Определены и организации, которые будут за это отвечать, — это либо институт РАН, или университет, — сообщил ученый.

Он также отметил, что в РАН уже создан совет по реализации проекта. Помимо ответственных из центрального аппарата академии в него включены ответственные координаторы по регионам.


Фото: Станислав Красильников/ТАСС -->

В России появятся опорные школы Академии наук: Минпросвещения и РАН запускают пилотный проект по созданию учебных заведений, где будут развивать интерес к науке у одаренных школьников. Идею обсудили на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Причем часть денег на такие школы, согласно планам, выделит бизнес. Кто может быть заинтересован в финансировании и нужны ли вообще такие школы?

В проекте будут участвовать 110 школ в 32 регионах. Учебные заведения РАН уже выбрала, исходя из близости научных институтов и крупных исследовательских университетов. Цель — вывести страну в десятку лидеров по качеству общего образования. Наверняка это станет подспорьем для талантливых ребят из провинции.

В соответствии с письмом РАН в адрес Президента Российской Федерации для реализации данного проекта в Ростовской области определены 4 школы:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 4 (ТМОЛ), г. Таганрог.

По запросу Минпросвещения России министерством общего и профессионального образования Ростовской области (далее –минобразование Ростовской области) направлена информация о направлениях углубленного и профильного обучения в образовательных организациях Ростовской области, отобранных РАН для участия в проекте (письмо от 05.03.2019 № 24/4.1-2878).

Вопрос передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления и учредительства образовательных организаций с муниципального на региональный уровень проработан минобразованием Ростовской области совместно с органами местного самоуправления в сфере образования г. Ростова-на-Дону и г. Таганрога.

Во исполнение протокола Минпросвещения России от 11.04.2019 № ТС-21/04пр минобразованием Ростовской области подтвержден список школ, отобранных РАН для реализации проекта, а также изложена позиция Ростовской области о том, что передача учредительства данных общеобразовательных организаций с муниципального на региональный уровень не планируется.

Передача функционирующих муниципальных общеобразовательных организаций, отобранных РАН в качестве пилотных, на региональный уровень приведет к ограничению прав обучающихся, посещающих их в настоящее время, а также имеющих право на поступление в эти муниципальные общеобразовательные организации с учетом территориальной закрепленности, на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, выведение из муниципальной сети нескольких общеобразовательных организаций приведет к дополнительным нагрузкам на оставшиеся школы, что усугубит и без того достаточно сложную ситуацию с обучением во вторую смену в г. Ростове-на-Дону и г. Таганроге.

Письмом Минпросвещения России в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, направлена концепция проекта создания базовых школ РАН (далее – концепция), а также утверждены координаторы проекта от органов исполнительной власти в сфере образования субъектов и кураторы от вузов.

В концепции предлагаются различные модели базовых школ РАН, в том числе профильная школа, осуществляющая обучение школьников на повышенном уровне по одному или нескольким профилям; школа с углубленным изучением отдельных предметов, в которой углубленная подготовка, развитие проектных и исследовательских умений обучающихся происходит на всех уровнях общего образования, начиная с начальной школы; школа-лаборатория, организующая научно-исследовательскую деятельность обучающихся с использованием современной лабораторной базы; школа при университете (научной организации), имеющая многолетний опыт взаимодействия и использования научно-образовательного потенциала региональных и федеральных вузов, научно-исследовательских центров; школа-ресурсный (сетевой) центр, обладающая потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с обучающимися других школ, имеющими склонность к научно-исследовательской деятельности; смешанная модель, включающая в себя несколько вариантов представленных выше моделей.

В настоящее время во исполнение протокола Минпросвещения России от 11.04.2019 № ТС-21/04пр школами - участниками проекта от Ростовской области подготовлены к рассмотрению педагогическими советами проекты изменений в учебный план, основную образовательную программу, рабочие программы учебных предметов и курсы внеурочной деятельности. Кроме того, для согласования с учредителем подготовлены проекты новой редакции программ развития школы. Внесение вышеназванных изменений будет завершено до начала 2019 – 2020 учебного года.

Читайте также: