Термин историография научные категории историографическое направление течение школа

Обновлено: 05.07.2024

В историографические течения Это рекомендации по изучению истории как науки, разработанные с девятнадцатого века. Хотя в 5 веке до нашей эры Геродот называл историю человеческим актом повествования о событиях прошлого, и только до конца 18 века философы того времени признали, что историю можно изучать, как любую другую науку, с помощью метода.

Историческая наука зародилась в Германии, распространилась на Францию, а оттуда на остальную Европу. До сих пор историки не играли четкой роли в обществе и ограничивались хранением архивов или политических и церковных документов.

Рассмотрение истории как науки заставляло тех, кто был посвящен ее написанию, не только удовлетворять факты в том виде, в каком они происходили, но и приходилось изучать причины, обстоятельства и влияние отдельных лиц или групп в этих событиях.

С новым взглядом на историю как науку, историки превратились в профессиональный класс, и были созданы различные теории и методы, которые сегодня известны как историографические направления.

Среди наиболее признанных течений - позитивизм, историзм, исторический материализм, структурализм, французская школа анналов и немного менее популярный квантивизм.

Основные историографические направления

Позитивизм

Это историографическое направление зародилось во Франции в 19 веке, хотя основные представители у него были именно в Германии. Он утверждал, что для приближения к истории необходимо искать реальные, точные и правдивые данные, и для этого он настаивал на поиске источников из первых рук.

Чтение истории для позитивизма должно было происходить линейно, одно событие происходило за другим, непрерывно прогрессируя. История как наука была связана с эволюцией человека, и никаких событий, знаменующих неудачу, просто не существовало.

Другой важный аспект этой историографической тенденции состоит в том, что исследование состояло из накопления данных; историк не мог интерпретировать собранную информацию, потому что это предполагало научную ошибку.

Затем накопление данных позволило прийти к универсально достоверным и проверяемым историческим законам.

Изучать историю на основе этого течения можно через однонаправленную взаимосвязь фактов; просто один факт породил новый.

Исторический материализм

Исторический материализм - это течение, которое исходит от Карла Маркса, поскольку он считает, что история не конституируется только фактами, категориями или главными действующими лицами этих фактов.

Для Маркса история - не что иное, как результат властных отношений между теми, кто ею владеет, и подчиненными классами; в то же время эти отношения опосредуются способами производства.

Таким образом, история зависит от того, кто поддерживает способы производства и как устанавливаются властные отношения, и только при таком подходе ее можно исследовать и писать.

Исторический материализм связывает человека с окружающей его средой, понимает, как индивиды удовлетворяют свои основные потребности, и в целом изучает все, что подразумевает жизнь в обществе.

Исторический материализм принял в качестве объекта исследования экономику и социологию.

Структурализм

Это историографическое течение очень близко к историческому материализму, но его интересуют события, которые длятся во времени.

Исходя из структурализма, исторический факт должен изучаться в целом, как система, имеющая структуру; Время отвечает за медленное изменение указанной структуры, но это происходит через конъюнктурные события, которые происходят за короткое время и влияют на систему.

Его не интересуют единичные факты, характеризующие традиционное повествование, ни исключительные факты; вместо этого он предпочитает повседневные события, которые повторяются снова и снова.

Историзм

Историзм рассматривает всю реальность как продукт исторической эволюции, поэтому прошлое является фундаментальным. Для изучения истории он предпочитает официальные письменные документы и не интересуется интерпретацией исследователя.

В этом историографическом течении история является отправной точкой развития человека, и поэтому любой факт, будь то технический, художественный или политический, является историческим фактом, через который можно понять человеческую природу.

Таким образом, знания вытекают из характеристик каждого человека и социальных условий. Таким образом, историзм не принимает во внимание универсальные истины просто потому, что у каждого человека своя реальность.

Школа анналов

Школа анналов родилась во Франции и спасла человека как главного героя истории. Таким образом, использование таких наук, как антропология, экономика, география и социология, стало необходимым для понимания исторических фактов.

В соответствии с этой новой перспективой концепция исторического документа была расширена за счет добавления письменных документов, устных свидетельств, изображений и археологических останков.

Количественный

Это направление зародилось в десятилетие 80-х годов ХХ века и обозначило два направления в изучении истории:

1-Клиометрия, которая использует количественные модели для объяснения прошлого.

2-Структурно-количественная история, которая использует статистику для понимания поведения исторических событий в определенные периоды.

С приходом XXI века предыдущие течения размылись, и появилась тенденция вернуться к повествованию, нарушив жесткие формальные схемы и согласованность с формой, которую науки приняли в период постмодернизма.

Ссылки

  1. Хьюз, П. (2010). Парадигмы, методы и знания.Проведение исследований в раннем детстве: международные взгляды на теорию и практику, 2, 35-61.
  2. Иггерс, Г. Г. (2005).Историография ХХ века: от научной объективности к постмодернистскому вызову. Издательство Уэслианского университета.
  3. Гилл, С. (Ред.). (1993).Грамши, исторический материализм и международные отношения (Том 26). Издательство Кембриджского университета.
  4. Андерсон, П. (2016).По следам исторического материализма. Verso Books.
  5. Бухарин, Н. (2013).Исторический материализм: система социологии. Рутледж. п.п. 23-46.

Патологическое пристрастие к азартным играм: симптомы, причины, последствия и лечение

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 161-163.

Багалей Д. И. Русская историография. Харьков, 1911; Барг М. А. Эпохи и идеи. М., 1987; Ключевский В. О. Лекции по русской историографии // Ключевский В. О. Сочинения: в IX т. М., 1989. Т. VII. С. 185-233; Коялович М. О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. СПб., 1884; Маловичко С. И., Румянцева М. Ф. Социально-ориентированная история в актуальном интеллектуальном пространстве: приглашение к дискуссии // Историческое познание и историографическая ситуация на рубеже XX-XXI вв. М., 2012. С. 274-290; Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1897. Т. 1; Нора П. Между памятью и историей: Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюемеж, М. Винок. СПб., 1999; Попова Т. Н. Историографическая наука: проблемы самосознания // Харювський кторюграф1чний зб1рник. Харюв, 2000. Вип. 4. С. 20-33; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011; Репина Л. П. Память и историописание // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. М., 2006; Рубинштейн Н.Л. Русская историография. М., 1941 (Переизд.: СПб., 2008); Fueter Е. Geschichte der Neueren Historiographie. Munchen; Berlin ,1911; Gooch G. P. History and Historians in the Nineteenth Century. L., 1913; Grever M. Fear of Plurality: Historical Culture and Historiographical Canonization in Western Europe // Gendering Historiography: Beyond National Canons. Frankfurt; N. Y., 2009; Jameson J. F. The History of Historical Writing in America. Boston; N. Y., 1891; Shotwell J. T. An Introduction to the History of History. N. Y., 1922.

Сегодня в прессе все чаще раздаются голоса о кризисе исторической науки. Эти заявления, как ни прискорбно, имеют под собой реальную почву. Причем кризис охватил не только отечественную историческую науку. Зарубежные историки уже давно ищут путей преодоления этого кризиса, чему посвящены многие публикации.

Кризис современной исторической науки - это, прежде всего, методологический кризис. И чтобы разрешить задачи, вставшие перед нашей наукой, чтобы понять, в каком направлении она будет развиваться в дальнейшем, нужно обратиться к прошлому. Прошлое, как известно, рецептов не дает, но оно помогает более глубоко осознать настоящее.

История исторической науки насчитывает уже несколько тысячелетий. Она зародилась на древнем Востоке и в античной Греции. Наш предмет называется “Историография зарубежной истории”.

Историю развития исторической науки принято было излагать по принципу “что сказал тот или иной историк по тому или иному вопросу”. Это приводило к тому, что историографию студенты считали самой скучной наукой. Конечно, ведь при таком изложении предмета нет места спору, живому обсуждению проблем.

Поэтому я постаралась построить свой курс так, чтобы он был вам полезен и интересен. Полезен как теоретический курс, обобщающий опыт нашей науки, а интересен новыми идеями, новыми подходами, которые существуют в ней сейчас. Лекции будут построены по хронологии, акцент сделан, в первую очередь, на течениях в исторической науке. Некоторые лекции будут посвящены национальным историографиям, особенно нашей отечественной науке в изучении зарубежной истории.

Учебники и пособия, которыми можно пользоваться, указаны в списке литературы к семинарским занятиям.

Итак, нас будет интересовать возникновение и развитие истории как науки. Историческая наука - это система достоверных знаний о фактах, относящихся к развитию человеческого общества, их связях и закономерностях, устанавливаемых с помощью определенного метода и специфической для данной науки исследовательской техники. Термин “историография” в литературе имеет разное значение. Происходит от греческих слов “история” и “графо”. Раньше употреблялся в том же смысле, что и “история”, сейчас распространены два значения этого слова:

1. Историография - это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки.

2. Историография - анализ совокупности исторических работ по той или иной проблеме.

Нас интересует именно первое значение. Таким образом, предмет историографии - становление и развитие исторической науки. Историография изучает содержание и форму исторических знаний, позволяет раскрыть движущие силы исторической науки, основные ее этапы, тенденции развития.

* Выяснение социальных условий развития исторической науки на разных этапах. Но было бы неправомерно всякие изменения выводить лишь из сдвигов в социально-экономической жизни общества. Наука имеет свои специфические закономерности развития.

* Выявление того, как развивались и изменялись теории, с позиций которых изучался исторический процесс, анализ теоретико-методологических принципов исторического познания, присущих каждому направлению исторической мысли. Методология истории разрабатывает принципы и средства добывания знаний о прошлом, систематизации и истолкования их для выяснения сущности и объективной направленности исторического процесса. Методология зависит от мировоззрения историка и поэтому тесно связана с различными областями общественно-политической мысли - философией, социологией, политэкономией, культурой. Немалую роль играет воздействие естественных и точных наук. (Напр, для анализа вклада просветителей нужно иметь представление о теории естественного права).

* Изучение формирования проблематики исторического исследования. Почему на первый план выступала та или иная проблема? (Находка новых источников, общественно-политическая жизнь и т.д.)

* Анализ организации и форм исследовательской работы в области истории, включая систему научных учреждений и архивов, вопросы подготовки кадров, издательской деятельности и т.д. (Например, это очень изменилось после В.о. революции).

Все отмеченные аспекты историографического исследования тесно связаны между собой, абсолютизация одного из них ведет к деформации общей картины развития исторических знаний.

Источники историографии: труды философов, историков, общественных деятелей, статьи в периодической печати, материалы архивов ученых и организаций, материалы научных конференций, рецензии, мемуары, письма, некрологи, рисунки, фотографии.

При анализе концепции того или иного историка важно соблюдать определенные принципы: научной объективности и историзма. Историческое познание имеет существенную специфику, отличающую ее от естественных наук, - качественное единство объекта и субъекта. Это приводит к тому, что пристрастие так или иначе присутствует в исторических исследованиях.

Принцип историзма требует соотнесения тех или иных выдвинутых положений, теорий, исторических концепций с общим состоянием исторической науки в данный и предшествующий период. Вклад того или иного историка в развитие нашей науки нужно оценивать не по тому, насколько он отстал от современных представлений, а что он дал нового по сравнению со своими предшественниками.

Развитие исторической науки - прогрессивный процесс. Но нужно учитывать, что путь вперед пролегал через преодоление кризисного состояния, застоя, иногда отхода назад от важнейших достижений.

Нельзя забывать, что свою лепту в поступательное движение истории вносили историки как прогрессивного, так и консервативного направления.

“Национальная историография” – развитие исторической науки в рамках национальных государств или отдельных народов (польская историография 19 в.)

“Течение”, “направление”, “школа” - связующие звенья историографического процесса и творчества отдельных ученых. “Течением” называются широкие аморфные группы историков, объединенные общими методологическими принципами, например позитивизма или неопозитивизма. Под “направлением” понимается группа ученых, которых сближают не только методологические принципы, но и их интерпретация и проблематика работ (например, гендерная история). Критерием для выделения “школы” служат общие методические приемы, а иногда группировка вокруг одного университета или крупного ученого (например, в нашем вузе – школа А.Т.Синюка).

Категория “историческая мысль” не тождественна категории “историческая наука”, вторая уже первой, ибо историческая наука есть лишь одно, правда наиболее совершенное, проявление исторической мысли. Если определить историческую науку как такую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных, достоверных знаний о прошлом человеческого общества, цель которой - описание и объяснение, возможно, также предсказание развития этого общества, то научно-логическая историческая мысль, не являясь самой исторической наукой, образует ту благоприятную почву, на которой и благодаря которой произрастает историческая наука.

Важным для изучения историографии является также анализ исторической концепции того или иного историка. М.В.Нечкина: “Историография есть история исторической науки, а наука слагается прежде всего из результатов исследования ученых. Следовательно, основным и важнейшим фактором истории науки являются труды ученого, в которые вливается исследовательский процесс, и взаимодействие, взаимозависимость этих результатов. Без изучения трудов ученых нет истории науки, как без изучения произведений нет истории литературы”. При характеристике трудов историка, выражающих его концепцию, немаловажное значение имеют индивидуальные качества ученого: степень его одаренности, широта кругозора, даже характер историка. Поняв и оценив концепцию, мы можем прийти к решению о том, какое место занимало данное исследование в области познания прошлого.


Историогра́фия — в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

В более широком смысле слова историография — это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Содержание

История исторической науки

Древнегреческая историография



После Геродота по заданному им образцу работало множество историков, которые, как например, Дионисий Галикарнасский, в основном, описывали историю своего города, используя для этого городской архив. Некоторые авторы стоят особняком, например, Гиппий Элидский, составивший список олимпийских игр, и давший тем самым последующим поколениям единую хронологическую основу для датировки описанных событий. Кроме того, некоторые авторы, как Гелланик, сводили исторические труды отдельных авторов в общие исторические хроники, благодаря чему мы получили информацию о содержании многих ныне утраченных античных рукописей. Фукидид, описывая Пелопоннесскую войну, практически не ссылался на волю богов, производя все причины событий из деяний людей, чем стал образцом для последующих историков, придерживающихся рационалистических позиций. Ксенофонт впервые начал писать автобиографию и исследовал не только события, но и характеры людей.



Древнейшая китайская историография

Древнеримская историография

Христианская историография



Повышение статуса христианской церкви в Римской империи, начиная с правления Константина I, привело к отделению нарождавшейся новой христианской историографии от древней античной. Если древние авторы предпочитали [источник не указан 1004 дня] записывать устные рассказы об исторических событиях, христианские авторы прежде всего опирались на письменные источники, начиная, разумеется, с Библии. В центре их повествования находились не войны и биографии политиков, а религиозное развитие общества. Первым христианским историком был Евсевий Кесарийский [2] . Христиане видели историю как результат осуществления божественного плана, в котором общество развивается линейно, а не циклически, как это свойственно, например, взглядам китайских историков. Поэтому в своё повествование они обычно включали краткое описание важнейших событий прошлого, после чего переходили к собственно описываемой эпохе [3] .

Традиция написания истории развивалась далее в эпоху Возрождения и претерпела серьёзные изменения в эпоху Просвещения, когда историческая наука приняла в целом современный облик.

Византийская историография

Армянская историография



Армянская историография возникла и развивалась с V века н. э., после создания Месропом Маштоцем армянского алфавита. Крупнейшие армянские историографы раннего Средневековья (V—X вв.) — Мовсес Хоренаци, Лазар Парпеци, Фавст Бузанд, Егише, Себеос и другие. Труды этих авторов содержат важные сведения по истории как самой Армении, так и соседних государств и регионов. Новый подъём армянской историографии охватывал период X—XIV веков, когда были созданы значительные труды Ованеса Драсханакертци, Степаноса Таронаци, Киракоса Гандзакеци, Вардана Аревелци и др.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Историография" в других словарях:

историография — историография … Орфографический словарь-справочник

ИСТОРИОГРАФИЯ — Изучение литературы исторических наук. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИСТОРИОГРАФИЯ наука, изучающая литературу истории; может быть всеобщая и. или и. русская, римская, английская и т. п., и.… … Словарь иностранных слов русского языка

историография — и, ж. historiographie f. 1. Совокупность исторических сочинений, относящихся к какому л. периоду или какой л. проблеме. Историография Киевского государства. БАС 1. Книга Историография початие имене, славы, и разширения народа славянскаго. Спб.,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИСТОРИОГРАФИЯ — (от история и . графия) 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально классовом или национальном… … Большой Энциклопедический словарь

ИСТОРИОГРАФИЯ — ИСТОРИОГРАФИЯ, историографии, мн. нет, жен. (от слова история и grapho пишу). Наука, изучающая развитие исторического знания в связи с анализом исторической литературы и источников. Русская историография. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

ИСТОРИОГРАФИЯ — (от история и. графия), 1) история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной эпохе, теме, проблеме. 2) Отрасль исторической науки, изучающая ее становление и развитие (накопление исторических знаний… … Современная энциклопедия

ИСТОРИОГРАФИЯ — ИСТОРИОГРАФИЯ, и, жен. 1. Наука о развитии исторических знаний и о методах исторических исследований. 2. Совокупность исторических исследований, относящихся к какому н. периоду, проблеме. И. России. | прил. историографический, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова

ИСТОРИОГРАФИЯ — (от греч. historia рассказ о прошлых событиях и grapho пишу) англ. historiog rahy; нем. Historiographie. Отрасль истор. науки, изучающая ее историю (накопление истор. знаний, борьбу в истолковании истор. явлений, смену методол. направлений в… … Энциклопедия социологии

Историография — (historiography), изучение истории и ее описание. В нач. 19 в. нем. историки Бартольд Георг Нибур (1776 1831) и Леопольд фон Ранке (1795 1886) преобразовали методы описания истории. Стремясь объяснить, как все действительно происходило , Ранке… … Всемирная история

историография — 1. Наука, изучающая развитие исторических знаний, иногда синоним истории как науки. 2. История изучения некоей проблемы. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

ИСТОРИОГРА́ФИЯ (от греч. ἱστορία – ис­то­рия и . гра­фия), спец. на­уч. дис­ци­п­ли­на, трак­тую­щая опыт по­зна­ния ис­то­рии. Изу­ча­ет гл. обр. ис­то­рию ис­то­рич. нау­ки ( ис­то­рии ), но, на­ря­ду с ней, так­же и ис­то­рию фор­ми­ро­ва­ния ис­то­рич. пред­став­ле­ний в про­стран­ст­ве куль­ту­ры, ис­то­рию об­ществ.-по­ли­тич. мыс­ли. И. раз­ви­ва­ет­ся в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии с ар­хи­во­ве­де­ни­ем , биб­лио­теч­ным де­лом, ис­то­ри­че­ской биб­лио­гра­фи­ей , ис­точ­ни­ко­ве­де­ни­ем , кни­го­ве­де­ни­ем .

Читайте также: