Тенденция информатизация факты из реальной практики школы

Обновлено: 07.07.2024

Информатизация школы и образования, в целом, началась под влиянием внешних факторов, обусловленных развитием информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни, науки, производства и экономики около 25 лет назад. На начальных этапах связывалась с компьютеризацией - оснащением школ компьютерами и техникой, поэтому и показатели успешности информатизации учебного учреждения часто выглядели, как количественные показатели: отношение числа учащихся на количество компьютеров или количество часов курсового обучения, пройденного педагогами и т.п. Но само по себе появление компьютера в школьном помещении, как и рост показателей технической оснащенности учебного процесса, в целом, не оказали существенного влияния на развитие образовательной среды. Для этого необходимо, чтобы произошли изменения более радикальные, скорее, социальные, нежели технологические - в культурных привычках и потребностях учителей и учеников, а также в позиции учителей и администрации, способных стать авторами и разработчиками новых моделей учебной работы и управления школой.

Сегодня информатизация образования трактуется, как специфический процесс, выражающийся в изменении содержания методов и организационных форм обучения при переходе школы к работе в ИКТ-насыщенной образовательной среде для решения задач подготовки молодежи к жизни в обществе, основанном на знаниях.

Информатизация - целенаправленное изменение, переводящее школу в новое состояние и обогащающее школьную ИОС новыми элементами. Очень важно, поэтому, так и рассматривать ее - как средство планирования и проведения преобразований в управлении учебным процессом. И, как правило, такой системный подход выращивается внутри самой школьной организации с использованием технологий проектирования желаемого будущего. Так, например, часто можно наблюдать, как на начальных этапах лишь небольшая часть коллектива, какая-то инициативная группа (совсем необязательно, что это администрация школы) приходит к необходимости использования информационно- коммуникационных технологий в отдельных сферах жизни школы. Например, для проведения уроков по определенным предметам или для организации более оперативного инфообмена между учителями и учениками. Но постепенно под влиянием внешних образовательных трендов и внутренних факторов происходят заметные изменения в охвате и скорости информатизации. К последним можно отнести инициативы по организации обучения учителей и разворачивании экспериментальной деятельности по внедрению ИКТ в управление школой и учебный процесс. Идея информатизации получает в школе другую, более системную интерпретацию, подхватывается большинством педагогов и членов администрации и начинает работать уже как инструмент модернизации и развития всей образовательной организации.

Содержание

  • 1 этап. Овладение компьютерной грамотностью. 1985 г.Задачи этапа: введение в учебные планы и программы нового учебного материала, формирование у школьников нового набора знаний, умений и навыков, создание в школе условий для их освоения (в рамках решения задач всеобуча). Основные подходы: за счет введения в учебный план предмета информатики. Инфраструктурное решение: создание компьютерных кабинетов в школе. Ведущая роль: учитель информатики.
  • 2 этап. Применение ИКТ. 1990 г.Задачи этапа: применения ИКТ при изучении различных учебных дисциплин, информационное обеспечение для решения задач управления учебным процессом (в рамках решения задач всеобуча). Основные подходы: активность учителей, применяюших технологии для преподавания своего предмета, кооперация учителя информатики с другими учителями-предметниками. Инфраструктурные решения: создание локальной компьютерной сети школы, появление электронных библиотек учебных материалов и хранилищ данных. Ведущая роль: учителя-предметники, ИКТ-координатор (заместитель по информатизации).
  • 3 этап. Интеграция ИКТ в учебный процесс. 2002 г. (дата начала этапа лишь для нескольких школ - пионеров и лидеров информатизации, для большинства школ - это этап актуального развития). Задачи этапа: достижение образовательных стандартов нового поколения, реализация исследовательского и проектного подходов в обучении, широкое использовании технологий в управлении учебным процессом . Основные подходы основаны на широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Инфраструктурные решения: создание гибкой информационно-образовательной среды, использование открытых библиотек цифровых образовательных ресурсов и общедоступных упорядоченных хранилищ повторно используемых учебных и методических модулей (объектов). Ведущая роль: администрация, ИКТ-координатор, заинтересованные учителя-предметники.
  • 4 этап. Трансформация школы под влиянием процессов информатизации. .Задачи этапа: внедрение систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе, создание в каждой школе системы управления инновациями, изменения в производственной культуре. Основные подходы: изучение и использование наилучших практик. Инфраструктурные решения: развитие школьной ИОС за счет развертывания интегрированных информационно-управляющих систем и баз знаний, включающих образовательные оболочки, автоматизированные поисковые и консультационные (экспертные) системы. Ведущая роль: школы - экспериментальные площадки-пионеры информатизации; школьные ИКТ-команды (проектные команды, сложившиеся внутри школы).

Кластерная модель (К-модель)

К стратегическому планированию информатизации конкретного учебного заведения следует подходить, оценивая его положение в пространстве возможных состояний информатизации школы.[Кластерная модель информатизации. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю., 2006]. Авторами выдвигается гипотеза о существовании типичных траекторий развития образовательных учреждений при условии нескольких допущений:

  • дискретный характер процесса информатизации для одной школы;
  • неравномерность процесса для разных школ;
  • существование групп близких друг другу состояний информатизации (школы, находящиеся в близких состояниях, решают схожие проблемы и задачи, вырабатывая аналогичные решения);
  • в процессе информатизации школа не должна ухудшать своих показателей (социальный запрет на деградацию).

Рассматривая информатизацию своей организации, как серьезную социально-технологическую инновацию, невозможно опираться лишь на собственный опыт (всегда ограниченный), и собственные ресурсы, которых всегда не хватает. Основная цель К-модели — помочь членам школьной команды одной школы использовать опыт других при проектировании желаемого будущего своей школы и поддержать процесс обмена опытом.

В К-модели используется одновременно два языка описания: язык показателей и язык описания (тексты/летопись истории информатизации конкретной школы). Каждый показатель состояния информатизации имеет множество значений, а развитие процесса информатизации внутри К-модели описывается как последовательность переходов из одного состояния в другое в пространстве, которое названо пространством состояний информатизации школы. Кластеризация - объективная классификация школ на основе выявления факторов, определяющих устойчивые состояния информатизации.

К-модель рассматривает три основных задачи при подготовке и оценке процесса информатизации:

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Кроме того, разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

ВложениеРазмер
информатизация школы 64.56 КБ

Предварительный просмотр:

« Ключевые изменения происходят тогда,

Информатизация школ - направление в развитии образования России.

Данный законопроект включает программу по информатизации школ и призван ускорить темпы модернизации образовательных учреждений, а также внедрения в них единой информационной системы (ИС) начального и общего образования.

Важное место в рамках данного законопроекта занимает расширение использования цифровых технологий. Программа информатизации школ включает создание передового цифрового инструментария, интерактивных систем обучения и электронных образовательных ресурсов нового поколения. Все эти нововведения приведут к принципиальным изменениям процесса образования..

Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Кроме того, разработка системы электронных образовательных ресурсов нового поколения должна привести к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

этапы ее развития:

На текущий момент основными направлениями развития информатизации национальной системы образования являются:

  1. Информатизация процессов обучения в общем и профессиональном образовании.
  2. Получение обучаемыми необходимого, определенного государственными образовательными стандартами уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной информационной культуры.
  3. Создание информационной инфраструктуры сферы образования
  4. Информатизация процессов управления образованием
  5. Информатизация научных исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе образования
  6. Оснащение сферы образования современными информационно-вычислительными средствами и телекоммуникационной техникой
  7. Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения
  8. Создание и развитие современной системы дистанционного образования.
  9. Обеспечение доступности информации о деятельности учреждений среднего образования в сети Интернет
  10. Повышение квалификации педагогических кадров
  11. Переход на использование свободного программного обеспечения,

Сегодня уже появилась нормативная основа для реализации такой среды на практике. Приводим далеко не полный перечень документов федерального и регионального уровня.

Нормативная база федерального уровня:

ƒ ƒЗакон об образовании Российской Федерации;

Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

ƒ ƒПлан реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года;

ƒ ƒПослание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года;

Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 2299-р «План перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного программного обеспечения на 2011 - 2015 годы

Нормативная база регионального уровня

ƒ ƒ ƒ ƒПлан мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга в 2010–2015 гг.;

Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года

Перед каждым образовательным учреждением стоит задача формирования собственной базы локальных актов, которые помогут упорядочить деятельность школы в сфере информатизации в соответствии с индивидуальными особенности школы и теми конкретными задачами, которые перед ней стоят.

Основные задачи информатизации школы:

  • внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность для создания единого информационного пространства школы;
  • автоматизация учета кадров и документации школы для оперативного ведения и архивного хранения информации;
  • автоматизация статистических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;
  • обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
  • повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации
  • обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
  • организация работы и развитие фонда школьной медиатеки

Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса.

Основными факторами, способствующими повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования, являются:

  • оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
  • снижение прямых и обратных потоков информации;
  • оперативное получение и обработка отчетности;
  • системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов;
  • снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
  • унификация компьютерной техники, программной продукции;
  • использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
  • реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;
  • активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.

Современные руководители, чтобы ориентироваться в нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и современных средств связи. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров. Ведь использование IT-технологий в административной деятельности позволяет активизировать работу педагогов.

Она включает в себя: – аппаратные и программные средства, эксплуатируемые в учреждении; информационно-телекоммуникационные и педагогические технологии, применяемые в ОУ;

– автоматизированные информационные системы, в т. ч. управления, средства массовой информации.

Информационные ресурсы школы – комплексное понятие, объединяющее в себе: приобретенные информационные ресурсы (книги, диски, файлы), создаваемые ресурсы (методические разработки учителей, работы учащихся, научные публикации и результаты исследований, коллекции изображений), привлекаемые ресурсы (внешние ресурсы, ссылки на которые систематизированы и каталогизированы в соответствии с информационными потребностями школы).

Сейчас все большее распространение получают так называемые электронные библиотеки – достаточно представительные базы данных образовательной информации, учебных компьютерных программ, электронные учебники. Последние являются достаточно новым видом учебных пособий, специально подготовленных для целей образования и самообразования на основе последних достижений мультимедийной техники и педагогической науки.

Электронные учебники уже доказали свою высокую эффективность для некоторых видов учебных занятий: при самостоятельном изучении иностранных языков, овладении некоторыми профессиональными знаниями, например, правилами вождения транспортных средств, в некоторых других областях образовательной практики.

Использование новых технологий информационного обслуживания образовательных учреждений позволяет решить и весьма острую для России проблему тиражирования и доставки в учебные организации различного рода пособий, учебников и других материалов учебного назначения.

Базы данных ОУ включают в себя: базы персональных данных субъектов образовательного процесса, база помещений и технологического оборудования, базы результатов деятельности ОУ и т. д. Следует отметить, что в образовательном учреждении могут функционировать базы данных под управлением различных информационных систем. Важным условием их использования является доступность данных для системы управления образовательным учреждением.

Система автоматизированного контроля знаний должна обеспечивать организацию проведения рубежного и тематического контроля, промежуточную и итоговую аттестацию, в т. ч. по программам дистанционного и профильного обучения. Результаты обучения должны накапливаться в системе и обрабатываться системой управления образовательным учреждением. Накопление результатов деятельности учащихся может происходить по технологии портфолио, если понимать портфолио как технологию принудительной фиксации всех образовательных результатов средствами информационной среды.

Сегодня образовательное учреждение должно активно участвовать в информационном обмене с социумом, публично предъявлять результаты своей деятельности обществу, вовлекать представителей общества в школьную жизнь. Наиболее продуктивным нам представляется использование для этих целей школьных средств массовой информации. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют без существенных материальных затрат развернуть в образовательном учреждении целую линейку средств массовой информации: сайт ОУ, электронную газету или журнал, социальную сеть, интернет-телевидение.

Сегодня каждое образовательное учреждение занимается информатизацией и почти каждое уважающее себя образовательное учреждение имеет программу информатизации. В нашей школе так же создана программа информатизации. (Приложение 1)

Информационные технологии неизбежно ведут к изменениям в организации учебного процесса. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления

– внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения

- информатизации системы управления образованием.

Состояние материально – технического обеспечения

в рамках информатизации образовательного процесса

Всего в школе: 67 персональных компьютера, из них 30 ноутбуков; из них 89% имеют подключение к сети интернет .

Может ли система учёта обучающихся повлиять на удобство электронных журналов и других информационных систем школы?

Информатизация образования часто вместо облегчения труда учителя приводит к новым нагрузкам. Последней крупной системой информатизации в образовании стала федеральная система учёта обучающихся Контингент. Поправки в закон для её внедрения начали дорабатывать после неожиданного возврата Президентом России со ссылкой на отсутствие чёткого списка данных. В связи с этим ожили мечты, что грамотная реализация этой системы могла бы стать ключевым узлом эффективной информатизации образования. Как минимум, Контингент может существенно повлиять на другую больную для меня тему, а именно на корявую реализацию классных электронных журналов. Было бы неплохо сначала уточнить нормативную базу портфолио, а только потом автоматизировать работу с ним.

Классный журнал — жемчужина информационных технологий

Журнал по-дарвински выстрадан и доведён до совершенства миллиардами учитель-часов. В нём сконцентрированы все ежедневные задачи учителя и минимизированы издержки на ведение других бюрократических процедур. Взял журнал в руки — получил доступ ко всем задачам учителя по данному классу. Отсюда извечная коррида за доступ к журналу в период массовых выставлений промежуточных итогов за четверти, триместры, полугодия, годовые. Поэтому советские ревизоры, вопреки закону, рвались прежде всего к журналам и на основании информации из журнала лепили директору замечания, в том числе финансового характера, породив миф, что журнал — финансовый документ.

Бесправие и инфантилизм директоров не только дали мифу право на жизнь, но и способствовали его популяризации и даже закреплению в общественном сознании.


Для большинства школ проблема остается актуальной — электронный журнал или не ведётся, или ведётся по остаточному принципу, в качестве дубля традиционного бумажного журнала. Более того, есть случаи, когда проверки начинают наказывать школы за расхождения в информации электронного и бумажного вариантов журнала, хотя по закону проверяющие к порядку ведения журнала никакого отношения иметь не могут — он регулируется локальным актом самой школы.

Такая стойкая невосприимчивость массового учителя к новой технологии, несмотря на очевидную технологическую привлекательность, может означать наличие системной проблемы, а не косность учителя. Раз так долго не приживается, значит, что-то не так в принципе.

Учителя часто обвиняют в косности

Ещё по этой теме :


Пока масса тихо встаёт в глухую оборону, некоторые энтузиасты на свой страх и риск пробуют. Если нравится, делятся с другими. Далее возможно несколько вариантов развития событий с нововведениями:

  • Мешающее школе жить (а такого много в бюрократическом прибое школы) встречает ожесточённое пассивное сопротивление, извращающее смысл нововведения, даже если он там изначально был;
  • Безболезненные нововведения после некоторого периода застоя-эксперимента постепенно начинают реализовываться, если за время застоя административный раж не рассосался;
  • Полезные идеи схватываются скачкообразно после неизбежной паузы, зависящей от трудоемкости нововведения.

Если в разных регионах внедрение идет по разному, значит, есть какие-то существенные отличия или ограничения, влияющие на решение. Например, в отношении электронных журналов существенное значение имеет техническая вооруженность. Без должной инфраструктуры все преимущества технологии превращаются в лишнюю головную боль. Но и там, где проблема инфраструктуры решена, использование и отдача от информационных систем сильно задерживаются. Почему?

Журнал — совершенство для работы на бумаге

Это достойный тотем старой школы. Навык работы с журналом у нас по-гальперински свёрнут и мы противимся тому, чтобы этот навык развернуть и проанализировать. А если проанализировать, окажется, что традиционный бумажный журнал в логике баз данных является сложной выборкой из разных баз. В журнале объединяется как минимум 3 разных вида учёта обучающихся:

  • персональных данных;
  • результатов успеваемости;
  • фактов посещаемости.

Остальные объекты учёта электронного журнала здесь даже не рассматриваем, хотя заслуживает внимания тема разведения учёта учебных задач между журналом, дневником и специализированными информационными системами типа LMS, сайтов, блогов, форумов и других коммуникационных систем. Выбор способов распределения и самих информационных систем в рамках предусмотренных законом полномочий школы должен оставаться в её руках под защитой не только закона, но и исполнительных органов власти, надзирающих за исполнением законов.

Учёт обучающихся — не задача журнала


Одной из полезных задач внедряемой федеральной системы Контингент могло бы стать исключение задачи учёта обучающихся из функций школы. Полностью!

Это не школьная задача. Она была неизбежна при бумажном делопроизводстве как естественный поток бумаг снизу вверх и как наследие задач всеобуча. При ведении централизованных баз данных обучающихся органы власти получают всю информацию непосредственно от их источников. Это не только позволяет, но и, на мой взгляд, обязывает высвободить учителя и школу от непрофильной задачи. Хотя бы этот очевидный позитив должна внести в работу учителя внедряемая информационная система.

Мне не удалось донести до законодателя мысль о том, что законопроект о любой информационной системе должен содержать в себе явное указание, кого и от чего она освобождает. Поскольку законопроект вернулся в доработку, шанс вставить такое утверждение снова появляется.

Что может измениться в электронном журнале?

Если из традиционного журнала часть задач уходит, он перестаёт нас удерживать в старой форме, выверенной для старых задач, ограниченных технологиями работы с бумагой.

Если школа не ведёт учет формальных персональных данных обучающихся, она может для учёта успеваемости и посещаемости идентифицировать ученика не по формальным имени-фамилии, а по тому имени, которое реально используется в школе, которое ребенку нравится. Важно лишь, чтобы информация о нём попадала тем адресатам, которые предусмотрены для информационного обмена.

Для информационных технологий такое согласование информационных потоков не только не проблема, но и преимущество: если в открытом всем ветрам электронном журнале учёт ведётся по домашнему имени ученика, которое не привязано к формальным паспортным данным, то такая система становится обезличенной, что резко снижает требования по техническим мерам защиты.

Если школа ведёт учёт посещаемости электронным образом, например, карточками ученика или биорегистраторами, то интерфейс традиционного журнала становится неудобен и недостаточно информативен для этих целей.

Текущая и промежуточная успеваемость — разные сущности учета. При построении структур данных электронного журнала они хранятся и обрабатываются совсем по-разному. Традиционный интерфейс можно считать вынужденным компромиссом для бумажного журнала. Обработка в электронной среде может быть заметно удобнее и информативнее в ином интерфейсе.

Непреодолимый барьер между разными существующими электронными журналами никак не способствует такому развитию. Особенно сложно взаимодействовать с навязанными на уровне региона системами. В конкурентной среде выше шанс найти точки соприкосновения интересов.

Выводы

То, что было важно и актуально 7-10 лет назад, когда информационные системы только начинали создаваться, сегодня становится лишним барьером развития современных технологий. В частности, я имею в виду внешнее сходство со старыми бумажными образцами. Нет уже психологического барьера, который нужно было учитывать 10 лет назад. Сегодня пора бороться за удобство и облегчение трудозатрат. Новый интерфейс сегодня никого уже не испугает.

Я готов покуситься на святая святых — на классный журнал как единую сущность: пока от него не будет полного отказа, старые подходы будут мешать новым задачам и технологиям.


Традиционный журнал уже не требуется законом — отменён закон от 1974 года о бумажном журнале как форме учёта. Запретить бумажный журнал тоже нельзя, ибо по закону способ и формы учёта определяет сама школа. Но можно создать такие условия, при которых его ведение станет неудобным и избыточным, а ведение электронных форм будет требовать для отправки только машинно-читаемых данных известного формата и единого протокола, как происходит уже лет 20 в западных школах.

Внедряемая система Контингент позволяет существенно облегчить такую постановку задачи, ибо она может полностью взять на себя учёт обучающихся: достаточно обеспечить привязку школьного идентификатора каждого из учеников к уникальному идентификатору. Передавая идентификатор школе, Контингент обеспечивает возможность для сбора результатов ежегодной промежуточной аттестации в обезличенном виде. Школа оказывается в ситуации свободного выбора систем учёта остальных задач. Это обеспечивает конкуренцию производителей и появление на этом фоне полезных школе информационных систем.

Если будет создана система внешней аттестации по уровням знания, независимая от школы, то обмен информацией Контингента со школой становится и вовсе не нужен, кроме подтверждения факта обучения ученика в этой школе. В независимой системе аттестации ученик сам будет авторизоваться по своему уникальному идентификатору. Тот же идентификатор может использоваться для систем государственной итоговой аттестации. Для сбора информации о творческих достижениях Контингент должен взаимодействовать не со школой, а с сайтами творческих мероприятий либо предоставлять интерфейс для накопления самому ученику.

Разрыву шаблона мешает статусность существующих региональных решений, потому что за их ведение (точнее неведение) школы получают не менее жёсткие замечания, чем в своё время за неправильное ведение бумажных журналов. Более того, раньше это случалось нечасто, поскольку ногами в школы не набегаешься. А электронные журналы сами всё бюрократу на блюдечке принесут для его праведного гнева по неправедному поводу — не имеет права бюрократ вмешиваться в ведение учёта успеваемости!

Так мы и закрепляем старые привычки в отношении новых инструментов и технологий: в нормативной базе уже нет журнала как тотема, а унизительная для школы ритуальная пляска вокруг него не только осталась, но даже усугубилась.

17 января 2017, 16:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей индустриальной эпохе называют информационной. Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием стоит проблема - подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Злынковская средняя общеобразовательная школа №2







Подготовила учитель информатики

2011-2012 учебный год

Компьютер никогда не заменит учителя в классе.

Но учитель, владеющий компьютером, заменит учителя, компьютером не владеющего.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей индустриальной эпохе называют информационной. Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время перед школьным образованием стоит проблема - подготовить школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Значит, выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать, следующими качествами, являющимися ценностными и для общества:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их в практической деятельности;

критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности;

самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;

грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т. д.), в том числе с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий;

быть коммуникабельным, уметь работать в различных группах.

Современные информационно-коммуникационные технологии тесно связаны с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Во-первых, это информационно-образовательная среда образовательного учреждения, которая включает в себя:

- совокупность технологических средств (компьютеры, интерактивное оборудование, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и так далее);

- культурные и организационные формы информационного взаимодействия;

- компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

- службы поддержки применения ИКТ.

Во-вторых, это информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования, направленное на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

И, в-третьих, это информационное обеспечение введения ФГОС НОО, которое должно быть направлено на поддержку процесса принятия решений и эффективной реализации всех функций управления (анализ, планирование, организация, контроль, руководство) в аспекте введения ФГОС НОО.

Основная цель:

создать единое информационное пространство, позволяющее эффективно организовать учебно-воспитательный процесс и реализовать программу развития школы.

Создание единой учебной, педагогической, управленческой и обслуживающей деятельности школы;

Развитее способностей обучающихся, удовлетворять их потребности, подготовить к будущей самостоятельной жизни.

Задачи:
удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в оперативном получении информации

создание каталогов учебных информационных материалов и баз данных нормативно-правовых документов

внедрение ИКТ в преподавание различных предметов

накопление и тиражирование различных информационных материалов

наиболее полное использование возможностей глобальных сетей России и всего мира

использование ИКТ во внеурочной деятельности

Информатизация школьного образования относится к числу крупномасштабных проектов российской школы.

Информатизация –процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации

Информатизация – внедрение современных средств обработки информации во все сферы общества, начало эволюционного перехода к информационному обществу.

Основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

участие педагогов, родителей и учащихся в Интернет-конференциях, Интернет-педсоветах;

поиск методической литературы и необходимых материалов к урокам по сети Интернет;

организована электронная переписка;

учащиеся получают возможность принимать участие в телекоммуникационных конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах;

проведение учащимися совместно с учителями-предметниками работ по различным телекоммуникационным проектам;

дистанционное обучение в Интернет-школе.

Ключевой фигурой информационной образовательной среды является учитель. Именно учитель решает, в каком качестве, в каком объеме и для каких целей могут быть использованы средства НИТ в учебном процессе. Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

· владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;

· работать с мультимедийными программами;

· знать основы работы в Интернет, стать для учащихся проводником в освоении Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

Информатизация образования – это не только установка компьютеров в школе или подключение к сети Интернет. Это, прежде всего, процесс изменения содержания, методов, организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества.

Приоритетными направлениями школы являются:

· создание общей информационной базы данных;

· организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса;

· организация внутришкольных конкурсов, выставок педагогических инициатив, поддержка участия в районных, областных, региональных конкурсах:

· создание общешкольной локальной сети;

· организация на школьном сайте информационно-методической службы по поддержке и оказанию консультативной помощи педагогам, использующим ИКТ в учебной и воспитательной работе;

· функционирование школьного сайта,

информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями.

Программа предусматривает информатизацию не только учебного процесса, но и остальных сфер деятельности образовательного учреждения: разработку нормативного обеспечения, повышение квалификации преподавателей в области ИКТ, создание единой информационной образовательной среды, информатизацию библиотеки и т.д.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что в современных условиях информационное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечивает не только эффективную реализацию всех функций управления в аспекте введения ФГОС НОО, но и позволяет нам реализовать ключевую идею нового стандарта как общественного договора между личностью, семьей, обществом и государством.

Как цифровое обучение изменит школы и образование

Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.

Что такое цифровое обучение

Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.

Работники за ноутбуками

В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.

Обновленный формат школ

Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.

Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.

Учебники будущего

Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.

Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.

По крайней мере, разработчикам есть что предложить на базе новейших технологий. Но повсеместное внедрение подобных новшеств потребует куда больше времени.

Преподаватели как медиаторы

Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Цифровой аттестат

Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.

Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.

Ребенок обучается за планшетом

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.

Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании

Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиа

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.

Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.

Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.

Коммуникационные ресурсы

Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.

Конференция в Zoom

Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.

Информационные ресурсы

Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.

Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.

Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.

Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.

Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.

Платформы для кооперативной работы

Программа для монтажа видео

Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.

Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.

Плюсы цифрового образования

Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.

Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.

Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.

Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.

Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.

Минусы цифрового образования

Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.

Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.

Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)

Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.

Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным

Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.

Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение

Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.

Ребенок сидит за ноутбуком

Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ

Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.

Цифровизация сделает детей глупее

Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох

Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.

Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета

А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?

В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах

Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.

Прогрессивная школа с современным оборудованием

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.

Создание систем автоматической объективной оценки знаний.

Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.

Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.

Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.

Вместо заключения

Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.

Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.

Читайте также: