Тематический контроль по дидактическим играм в доу

Обновлено: 05.07.2024

Тематический контроль

«Развитие логического мышления у дошкольников

Цель: Выполнение годовой задачи:

определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДО по умственному развитию детей средствами дидактических игр и упражнений; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по основам математике у детей в ДО.

Дата проведения: с 11.0.12021г. по 15.01.2021г.

Ответственные: Венгерук Н.Н – методист

Емельяненко Н.Р. – методист

Проверяемые : группы среднего и старшего возраста.

План проведения тематического контроля.

Направление работы

Содержание работы

Оценка профессионального мастерства воспитателя и выявление уровня развития детей.

-Карта анализа занятия по основам математики (с точки зрения оценки деятельности воспитателя и деятельности детей) на занятии, используемые методы и приемы на развитие у детей логики).

Оценка создания условий в группе.

-Карта анализа профессионального мастерства воспитателя по созданию предметной развивающей среды по развитию у детей математических основ (с точки зрения её размещения, содержания, наличие пособий, игр, методического обеспечения).

Оценка планирования работы.

-Карта проверки плана воспитательно -образовательной работы по разделу основы математики, планирование игр на развитие логики.

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

-Карта анализа взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, наличие материалов по данному вопросу.

-Справка по итогам тематического контроля.

Аналитическая справка

Сроки проведения: с 11.01.2021г. по 15.01.2021г.

Цель: Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДО по умственному развитию детей средствами дидактических игр и упражнений; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по основам математике у детей в ДО.

Состав комиссии, осуществляющей тематический контроль:

Венгерук Н.Н. – методист.

Емельяненко Н.Р. – методист.

План проведения тематического контроля:

  1. Оценка профессионального мастерства воспитателя и выявление уровня развития детей.

-Карта анализа занятия по основам математики (с точки зрения оценки деятельности воспитателя и деятельности детей) на занятии, используемые методы и приемы на развитие у детей логики).

-Карта анализа профессионального мастерства воспитателя по созданию предметной развивающей среды по развитию у детей математических основ (с точки зрения её размещения, содержания, наличие пособий, игр, методического обеспечения).

-Карта проверки плана воспитательно -образовательной работы по разделу основы математики, планирование игр на развитие логики.

  1. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

-Карта анализа взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, наличие материалов по данному вопросу.

Анализ результатов тематического контроля

По результатам анализа проведенной в ходе тематического контроля непосредственной образовательной деятельности, сделаны следующие выводы:

Все педагоги ДО проводят организованную учебную деятельность с использованием дидактических и развивающих игр. Во время проведения занятий дети активно включаются в работу и охотно выполняют предложенные педагогом задания. Следует отметить, что цели и задачи, запланированные для решения в процессе обучения конкретны и доступны. Во многих группах многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал - педагоги не регулярно планируют работу с использованием развивающих игр, не указывают, какие именно игры используются. Во всех проверенных группах ДО планируется недостаточное разнообразие игр, обеспечивающее формирование самостоятельной игровой деятельности: планируются в основном подвижные, сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, мало досуговых и обучающих игр, полностью отсутствуют интеллектуальные игры (шашки, шахматы).

Рекомендации:

1.При составлении конспектов занятий, прописывать цель и задачи на логическое мышление, соответствующие возрасту и развитию детей.

Сроки исполнения: постоянно.

2.Продумывать мотивацию к деятельности.(учитывая, что мотивация должна исходить от детей)

Сроки исполнения: постоянно.

3.Пополнять развивающую среду играми на логическое мышление .

Сроки исполнения: постоянно.

4.Всем педагогам ДО систематически планировать и проводить работу по развитию логического мышления у детей посредством развивающих игр.

Сроки исполнения: постоянно.

Справку составила методист __________________ Венгерук Н.Н.

Аналитическая справка по проведению занятий.

Просмотр занятий планировался с целью умения составлять конспекты занятия а соответствии с поставленными целями и оценкой профессиональных умений педагогов по формированию и развитию элементарных математический представлений. В ходе просмотра занятий большое внимание уделялось умению педагогов применять принципы ГОСО: индивидуализации и возрастной адекватности дошкольного образования, а также созданию таких психолого-педагогических условий как -поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом, поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных для них видах деятельности. Важным условием для учебной деятельности также является наличие интеграции областей. На занятиях педагоги продемонстрировали приемы сравнения предметов по ширине, счет в пределах 5, ориентация в пространстве.

Вывод: в ходе организованной образовательной деятельности не у всех наблюдаемых педагогов выстроена четкая система развития основ математически. Педагоги Сарсенова А.Т. и Әбдрахманова М не обладают достаточной компетенцией в работе с детьми по основам математики и современным требованиям.

Рекомендации: вырабатывать умения проявлять гибкость при реализации поставленных задач и как следствие соблюдать длительность занятий соответственно СанПиН, давать правильные образцы речи, следить за осанкой детей при работе за столом, соблюдать структуру занятий, разнообразить форму занятий, включать в занятия игры и упражнения на логическое мышление.

Справку составила методист ______________________ Венгерук Н.Н.

Анализ работы с родителями.

Эффективность взаимодействия педагогов с родителями заключается в формировании у родителей понимания значимости основ математики для детей.

Вывод: наличие наглядной и справочной информации для родителей по развитию логики, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования недостаточно во всех группах.

Рекомендации: пополнить содержание наглядной и справочной информации для родителей по развитию логического мышления, рекомендаций по организации в домашних условиях дидактических развивающих игр, элементарного экспериментирования во всех группах; работу по данному направлению с родителями проводить систематично.

Справку составила методист ______________________ Венгерук Н.Н.

Аналитическая справка по созданию предметно-развивающей среды

на формирование основ математики.

Вывод: в группах в наличии счетный материал, логические игры, игры для упражнения в сравнении, познании величины, количества; ориентировки в пространстве и времени; элементарного экспериментирования с жидкими и сыпучими веществами в соответствии с возрастом детей. Отсутствуют: головоломки, лабиринты, серии картинок для установления последовательности.

Рекомендации: продолжать пополнять предметно –развивающую среду по развитию логического мышления изготовленные своими руками и заводского изготовления.

Справку составила методист ______________________ Венгерук Н.Н.

Анализ планирования воспитательно -образовательной работы.

Планы у всех педагогов в наличии. Работа по развитию основ математики планируется. Во всех проверяемых возрастных группах прослеживается планомерная работа по формированию временных представлений соответственно возрасту. В циклограммах отражается работа по развитию логического мышления. Запланирована индивидуальная работа во вторую половину дня. Совсем не планируются интеллектуальные досуги с использованием развивающих игр по математике.

Вывод: в планах слабо отражается работа по развитию логического мышления, следовательно у детей слабо развито мышление, воображение, логика, восприятие.

Рекомендации: включить в работу с детьми использование и отработку знаний, полученных на занятиях по основам математики, планирование наблюдений, подводящих к теме занятия, чтение художественной литературы для введения в тему занятия и планирование интеллектуальных досугов с использованием развивающих игр по основам математики.

определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по умственному развитию детей средствами РЭМП; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по РЭМП у детей в ДОУ.

ВложениеРазмер
_________________________________________tematicheskiy_kontrol.doc 129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 п.Радченко

« Развитие логического мышления у дошкольников

Цель : Выполнение годовой задачи:

определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по умственному развитию детей средствами РЭМП; путём всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по РЭМП у детей в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- определить эффективность воспитательно-образовательной работы по игровой деятельности с детьми, проверка проводилась у воспитателей : Дорман О.П., Асанова З.Р., Зейналиева Н.Р., Ерошкина Н.А..

1.Изучить документацию педагогических работников по планированию и руководству сюжетно-ролевой игрой дошкольников.

2.Дать оценку работе педагогического коллектива по организации руководства игровой деятельностью детей в разных возрастных группах.

3.Обобщить систему работы и определить перспективы деятельности педагогического коллектива по организации игровой деятельности.

Направление контроля:

-Обследование уровня развития детей

-Оценка профессионального мастерства воспитателя

-Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения игровой деятельности).

-Планирование игровой деятельности

-Работа с семьёй

1. Оценка игры. Анализ поведения детей в игре.

Уровень развития игровых качеств в проверяемых группах соответствует возрасту.

2. Оценка профессионального мастерства воспитателя

Анализ деятельности педагогов: 1-младшая группа воспитатели: Асанова З.Р., Ерошкина Н.А., 2- младшая группа воспитатели: Зейналиева Н.Р., Дорман О.П . по теме контроля показал, что в работе воспитателей организация игры и руководство ею уделяется достаточно внимания. В связи с переходом на ФГОС ДО главной задачей является вернуть детям время, отведенное на игру, перевести основные режимные моменты в игровую форму. В игре, как во всякой деятельности детей, педагоги берут на себя ведущую роль. В игре воспитатели многому учат детей, формируют их моральные качества. Однако попытки обучать детей намеченному педагогом сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводит к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения. Руководя игрой, педагоги всегда помнят о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой педагоги исключают всякого рода принуждение, никогда не фантазируют за детей, не придумывают за него игру. Воспитатели очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей, направляют работу их мысли и воображения. При таком руководстве успешно развивается игровое творчество. Во время проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста всегда организатором выступает воспитатель. В освоение детьми новых движений воспитателю принадлежит ведущая роль, воспитатели в игре не только исполнители ответственной роли, но и просто рядовой участник. Дети младшего дошкольного возраста стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Для совершенствования движений педагог используют разные приёмы: личный показ, пояснение, указания. Воспитатели поощряют детей, хорошо выполняющих движение. Активное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей.

Наблюдения показали, что педагоги имеют достаточный уровень профессионально-педагогических умений (аналитических, проектировочных, информационных, организаторских, коммуникативных, игровых) необходимых для развития ведущей деятельности дошкольников.

3. Анализ условий проведения игровой деятельности.

В ходе проверки развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) групповых ячеек было установлено следующее: наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т. п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны трансформируемые: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняются, дополняются и объединяются. При этом учитывается доступность для осуществления всех основных видов активности помещений

В каждой группе прослеживаются зоны для организации РППС:

– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (календарь природы, центры для организации различных проектов с живой и неживой природой и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя РППС педагоги проверяемых групп стараются максимально заполнить зону материалом игровым, обучающим, развивающим , забывая, что материал каждой зоны должен меняться и дополнятся в соответствии с темой дня, недели, месяца, праздничной датой, темой проекта. Все ее элементы каждой зоны имеют единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей, созданной в совместной работе с родителями. При обследовании игровых зон было также отмечено, что в поверяемых группах воспитатели обращают внимание на эстетический вид игрового оборудования, оформление места его. Так игровые пособия хранятся в оформленных коробках, пластмассовых контейнерах.

Также надо отметить, что нет разнообразия, изюминки в создании условий для ролевых игр. Во всех проверяемых группах одинаковое зонирование, ни один воспитатель не пытается что-то изменить в обстановке игровых зон и их содержание.

В группах имеется в достаточном количестве методической литературы по игровому развитию детей (в соответствии с образовательной программой ДОУ), подобран методически интернет-материал , картотеки согласно возраста детей по планированию

сюжетно-ролевых игр и подвижных игр . Воспитателями приобретены дидактические пособия по ознакомлению детей с социальным миром.

4. Оценка планирования.

Анализ календарного и перспективного планирования показал, что во всех проверяемых группах осуществляется планирование по организации игр в соответствии с целями и задачами игровой деятельности Рабочих программ, циклограмм. Темы планируемых сюжетно-ролевых игр и подвижных игр в проверяемых группах соответствуют возрасту детей, но отмечено не умение педагогов подбирать наиболее целесообразные (в связи с уровнем развития детской игры) средства и приемы педагогического воздействия, формирующие у ребенка образ взрослого, которому он стремится подражать. Так, в планах необходимо указывать вид, название игры, приемы руководства игрой (в младших группах - степень участия воспитателя в игре, в старшем возрасте - приемы обогащения игры), в планах не отражаются показ конкретных игровых действий. Не учитывается и гендерный подход в развитии детей при планировании игры. Не планируются изготовление атрибутов к играм с детьми, родителями.

4. Анализ работы с родителями.

Главным в работе любого дошкольного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь (закон об образовании, ФГОС ДО) .

В ходе контроля воспитатели познакомили родителей с информацией о поведении сюжетной и подвижной игре дома. Информация, представленная в уголках для родителей содержит общую информацию об игре дошкольника, данная информация носит больше рекомендательный и статистический характер и достаточно направлена на получение определенных знаний в данной области развития дошкольника.

При планировании различных мероприятий направленных на обогащение знаний детей, для организации и проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр с воспитанниками, воспитатели планируют совместные действия с родителями по определенной теме.

Выводы: воспитательно-образовательную работу по организации условий для развития игровой деятельности, развитие сюжетно-ролевой и подвижной игры и работы в этом направлении педагогического коллектива в группах ДОО признать удовлетворительной, однако воспитателям необходимо перестроить образовательный процесс по реализации программных задач направленных на развитие игровой деятельности в соответствии с современными требованиями к руководству, организации и проведения данной формы в соответствии с возрастом воспитанников.

Предложения и рекомендации:

1.Через ряд методических форм (консультации, семинары, практикумы, самообразование) изучить теоретическую и практическую базы по организации сюжетно-ролевой и подвижной игры в соответствии с ФГОС ДО.

Ответсвеные : воспитатели ДОУ

Сроки проведения: в течении учебного года

2.Воспитателям всех возрастных групп составить перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными задачами, методикой их руководством.

На основе перспективного планирования ежедневно решать задачи по развитию игровой деятельности детей (прописывать систему работы в календарных планах в соответствии с возрастом воспитанников.)

Ответсвеные : воспитатели ДОУ

Сроки проведения: в течении учебного года

Ответсвеные : старший воспитатель, воспитатели ДОУ

Срок: до 28 февраля 2020г.

Ответсвеные : воспитатели ДОУ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План-задание.docx

План – задание тематического контроля

Срок контроля: 13.02.20_____ г. – 20.02.20____ г.

Картотека артикуляционных и пальчиковых упражнений для игр с детьми

Уголок художественной литературы с подбором книг по возрасту (перечень книг, наличие портретов детских писателей, эстетический вид, доступность, рекомендации)

Игровые модули для сюжетно-ролевых игр (названия, наличие игрового материала, эстетический вид, доступность, рекомендации)

Взаимодействие с родителями (информация для родителей, планирование работы) _________________________________________

ФИО членов комиссии по контролю:

Выбранный для просмотра документ Приказ о начале контроля.docx

О тематическом контроле

Определить вид контроля: тематический

Цель контроля: повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию речи за счет использования развивающих игр и других составляющих речевой среды.

Определить сроки контроля: ____________ г. по _____________ г.

Назначить комиссию по контролю в составе:

Утвердить план-задание предстоящего контроля

По результатам контроля подготовить аналитическую справку. Срок: ____________ г. Ответственный: старший воспитатель ___________________.

Ознакомить с результатами контроля педагогический коллектив МБДОУ не позднее 7 дней, после его завершения. Ответственный: старший воспитатель ____________________.

Заведующий МБДОУ ____________________

Выбранный для просмотра документ Приказ об итогах контроля.docx

Об итогах фронтального контроля

Цель контроля: повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по обучению татарскому языку за счет организации речевой среды и использования развивающих игр.

Назначена комиссия по контролю в составе:

Утвержден план-задание проведенного контроля.

По результатам контроля подготовлена аналитическая справка.

На основании аналитической справки

Использовать рекомендации данные по каждому возрасту – срок – __________, ответственные – воспитатели групп.

2. Планировать предшествующую и последующую работу по сюжетно-ролевым играм (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Срок – постоянно, ответственные – воспитатели групп.

Контроль за исполнением Приказа возложить на старшего воспитателя ______________

Заведующий МБДОУ ___________________

Выбранный для просмотра документ Справка по итогам проверки.docx

Тематический контроль осуществлялся во всех возрастных группах детского сада по утвержденному плану, согласно которому было изучено: наличие дидактических игр в группе соответствующих возрасту детей; картотека артикуляционных и пальчиковых упражнений; у голок художественной литературы с подбором книг по возрасту; игровые модули для сюжетно-ролевых игр; наборы для театрализованной деятельности; взаимодействие с родителями.

Использовались следующие формы и методы контроля: обзорное изучение и оценка речевой среды в группах.

При создании предметно – развивающей среды воспитатели учитывают возрастные особенности и потребности детей, придерживаются требований и принципов оформления. В каждой группе оформлены обучающие и игровые центры.

Оформить центр сенсорного развития малышей.

Дидактические игры расположить в доступном для детей месте.

Для развертывания сюжетно-отобразительных игр внести в игровые центры руль, атрибуты для игры в доктора, парикмахера.

Подготовить картотеку артикуляционных игр.

Книжный уголок привести в надлежащий вид.

Подготовить для родителей материал отражающий вопросы развития речи детей 2-3 лет.

Срок исполнения – ____________. Ответственные – воспитатели групп.

Пополнить речевую среду дидактическими играми, имеющиеся привести в порядок, вложить аннотации.

Разнообразить центры ролевых игр атрибутами, способствующими полноценному развертыванию сюжета.

Изготовить полумаски, разнообразные виды театра для развития творческих способностей малышей.

Срок исполнения – _________. Ответственные – воспитатели групп.

Систематически обновлять материал для родителей по речевому развитию детей.

Центр сюжетно-ролевых игр привести в эстетический вид.

Срок исполнения – _________. Ответственные – воспитатели групп.

Срок исполнения – _________. Ответственные – воспитатели групп.

Дополнить книжный уголок книгами научно-технической тематики, ознакомления с окружающем и др.

Срок - _______________. Ответственные – воспитатели групп.

Таким образом, можно сделать вывод, что в группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей: в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные игры, фабричные и изготовленные своими руками.

В центре сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах театрализованных центров. Однако не во всех группах имеется фланелегрф и ширмы для обыгрывания и показа сказок.

Атрибуты, пособия для игр изготовлены из экологически безопасных материалов. Правила техники безопасности соблюдены. Атрибуты, пособия исключают возможность детского травматизма. Стеклянные, острые, режущие и другие опасные предметы отсутствуют.

Воспитателям средних, старших, подготовительных групп периодически организовывать выставки книг одного писателя с размещением его портрета.

Изготовить и/или обновить фланелеграфы.

3. При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

4. Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.

Читайте также: