Тематические выставки в школьном музее

Обновлено: 07.07.2024

11. ЛЕКЦИЯ МУЗЕЙНАЯ. Эта форма работы рассчитана в основном на старшеклассников. В музейной лекции предусматривается глубокое изложение событий с выявлением их причинно-следственных связей. В основе лекции должен лежать музейный предмет или коллекция. Необходимо также использовать другие источники (в том числе архивные) и научно-популярную литературу. В лекции следует показать степень разработанности темы и возможные аспекты ее более глубокого и разностороннего самостоятельного изучения. В плане школьного музея желательного наметить цикл становится лекторием.

12. МУЗЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК. Это одна из новых форм массовой научно-просветительской работы музеев, представляющая собой комплекс (объединенных единой тематикой) элементов экскурсии, тематического вечера, театрализированного представления, встречи на экспозиции и других форм работы.

13. МУЗЕЙНЫЙ УРОК. В школьном музее его можно организовать в различной форме, но единым требованием является использование музейного предмета, его глубокое изучение. Музейный урок может иметь два значения: урок мужества, отваги, патриотизма и нравственности, учебные и обучающие уроки по различным школьным дисциплинам (истории, географии, литературе, природоведению).

15. ЭКСКУРСИИ. Словарь музейных терминов определяет экскурсию как коллективный осмотр музея (а также достопримечательных мест и объектов природы) по определенному маршруту с познавательными, воспитательными и научными целями. Она служит для удовлетворения эстетических потребностей населения и организации свободного времени. Экскурсия является одной из основных форм научно-просветительской работы. Она может быть обзорной и тематической, проблемной и комплексной.

17. ПРОЕКТ. В нашу жизнь входят новые технологические процессы, среди которых и социально-педагогическиое проектирование, предлагающее обучение и развитие учащихся на активной основе через целесообразную деятельность, сочетающуюся с личными интересами детей. Метод проектов предусматривает наличие значимой в исследовательском плане проблемы.

Темы проектов выбирают ребята вместе с руководителями школьных музеев. Работа над проектом в соответствии с определенными стадиями исследовательской деятельности: выбор темы проекта, выделение подтем в проекте, формирование творческих групп, подготовка материалов к исследовательской работе, определение форм выражения итогов проектной деятельности, разработка проекта, оформление результатов презентация работы, рефлексия.

Решетников Н. И. Формы массовой работы школьного музея. Методические рекомендации. М., 1990, 36 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАНАВИНСКОГО РАЙОНА

Методическая разработка

семинара по теме

Лаптева Анна Владимировна

г. Нижний Новгород

Методические рекомендации по организации

выставки школьного музея

- оказать методическую помощь по организации выставки школьного музея;

- обеспечить качественную подготовку к районным и городским конкурсам стационарных или временных выставок;

- обеспечить каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими материалами;

- пополнить банк результативного опыта ОУ по методике и практике экскурсионной работы.

Раздаточный материал: методические рекомендации, практические материалы для педагогов.

Ход семинара

В современном понимании музей (в перев. с греческого – место, посвященное музам, храм муз) – культурно-просветительное и научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, учет, изучение и популяризацию памятников истории и объектов природы.

Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории или природы родного края. Он, как и государственный, выполняет социальные функции документирования и образовательно-воспитательные. Для их осуществления он должен проводить комплектование, хранение и учет, изучение и использование в учебной и внеклассной работе.

В настоящее время музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно - исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.

Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную палитру. Это историко - краеведческие, художественные, народного быта и культуры, истории школы, образования, наконец, естественнонаучные и технические. Очевидно явное преобладание, в количественном отношении, музеев военно- исторического профиля.

Одним из главных условий обеспечения деятельности музея является квалификация работающих в нем специалистов. Это общее положение приобретает особую актуальность в условиях работы школьного музея, поскольку его кадры должны обладать качеством особой универсальности. Знание и практическое владение основами педагогики должны в данном случае сочетаться с ориентацией в области музейного дела, включая все аспекты:

- комплектование, хранение и изучение музейных фондов;

- музейная педагогика: организация детского музейного актива и работа с аудиторией.

Задача музея как института социальной памяти сохранять для современников и потомков подлинники, первоисточники, представляющие историческую, художественную или иную ценность.

Принципы собирательской работы.

Разрабатывая план собирательской деятельности, не следует стремиться к всеохватности. Необходимо разработать реальную концепцию комплектования по каждому из определенных направлений на ближайшие несколько лет.

На первом этапе комплектования выявим круг возможных информаторов. Это можно сделать через учеников, с помощью ярких листовок воззваний о помощи музею. Через некоторое время появятся первые находки. При этом бывает сложно определить степень их ценности. В связи с этим важное значение имеет первичная фиксация, правильное описание документа.

При организации краеведческой работы школьного музея следует руководствоваться следующими принципами:

- комплексный характер исследований;

- разнообразие исследовательских методов.

Комплексный характер не означает собирание всего подряд без всякого отбора. Целесообразно обозначить территориальные границы, в пределах которых музей намерен проводить исследовательскую и собирательскую работу. Чем ближе объект к школе, тем глубже его изучение. При этом не следует замыкаться только на своем сугубо местном материале, а стараться выходить на более широкий территориальный фон (город, область, Россия в целом).

Посильную помощь в сборе материалов могут оказать учителя предметники.

Ограниченность выбора методов сбора информации нередко отрицательно сказывается на эффективности краеведческой работы. Перечислим главные методы.

Экскурсии и прогулки по родному краю . Они пробуждают интерес к различным уголкам своего района.

Работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать краеведческую деятельность.

Опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать.

Переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, которые жили в этих краях, но уехали оттуда. Им будет приятно вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а, может быть, и интересными предметами.

Встречи с интересными людьми. Это поможет расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.

Просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм. Много интересного может появиться в современных СМИ. Иногда самым неожиданным образом промелькнет новая информация или история, рассказанная о вашей местности.

Получение даров. Важно правильно фиксировать поступления, подаренные кем - то музею, записывать "легенду" предмета, оформлять дарственную. Не следует брать все подряд только потому, что дают. В этом случае музей, где, как правило, всегда ощущается 20 нехватка места, только засоряется лишними предметами. Необходимо также записать сведения о дарителе, его адрес, а также не забыть поблагодарить его. В результате подобных поступлений формируется обменный фонд.

Школьный музей, если он живой организм, строит свою работу в расчете на учащихся. Поэтому понятия актив, активность являются ключевыми в концепции школьного музея. Музеи организуются в образовательных учреждениях на основе систематической работы постоянного актива учащихся,

Методы работы с активом.

Одним из новых и перспективных с точки зрения включения потенциала музея в образовательно воспитательный процесс является проектный метод. Метод проектов (от греч. - путь исследования) это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и практические навыки в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов.

Другим столь же актуальным методом организации и, главное, оптимизации работы актива является метод игры .

Игра - сфера деятельности, обеспечивающая высокую эффективность и гармоничность развития личности, ее физическое и духовное здоровье и признаем, что упадок игры (например, народных праздников) это серьезное свидетельство общественного неблагополучия.

Текст в экспозиции школьного музея.

Сколько бы посетитель ни рассматривал выставленный предмет, он не может обнаружить так называемую скрытую информацию, которая лежит за пределами зрительного восприятия и извлекается лишь в результате всестороннего изучения предмета. С этой целью в экспозицию включаются письменные тексты разного характера и назначения, а иногда и комментарии, записанные на средства хранения информации.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Ее содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета. Грамотно и тщательно составленный этикетаж существенный компонент экспозиции, значительный фактор повышения ее эффективности.

Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать ее органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи. Тексты должны быть согласованы стилистически между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции.

Школьные музеи - одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.


Первый раздел посвящен нашему земляку, великому лётчику, трижды Герою Советского Союза А.И. Покрышкину, второй – жителям Юго-Западного жилого массива в годы войны, третий – жизни российской армии. Музей ведёт активную экскурсионную деятельность, проводится большая работа по взаимодействию с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, проживающими на Юго-Западном жилом массиве.

Музей использует в своей работе разнообразные формы. Одной из самых интересных форм по праву можно назвать организацию тематических выставок.

Эта форма работы позволяет разнообразить тематику наших экскурсий, даёт возможность при небольшой площади музея и его достаточно узкой направленности познакомить ребят с очень интересными предметами и событиями, часто занимавшими большое место в жизни человека в разные исторические периоды.

Имея достаточно большой опыт организации тематических выставок в школьном музее, хочу поделиться с вами некоторыми наработками. Надеюсь, они помогут вам смелее использовать эту форму работы в вашем музее.




Подводим итоги выставки

Тему мы выбрали. Следующий шаг – подготовка объявления о сборе будущих экспонатов выставки. К этому необходимо подойти творчески. Ведь чем больше читателей будет у данного объявления, тем больше надежды на интересные предметы. Конечно, помимо объявления, желательно ещё зайти в каждый класс и увлечь ребят своей идеей. Не определяйте только очень короткие сроки сбора предметов. На собственной практике знаю – не меньше двух недель.


Вручение дипломов участникам выставки

Когда в ваш музей начнут приносить первые экспонаты, постарайтесь всё очень чётко фиксировать. Компьютерные технологии позволяют это сделать. Все данные, как правило, мы с активистами заносим в таблицу. Вам нужно отметить, что это за предмет, кто принёс, кто является владельцем данного предмета. Не забудьте узнать историю вашего нового экспоната. Эти истории могут лечь в основу экскурсии, проводимой вами.

Следующий этап работы – подготовка экскурсии по выставке. Экскурсоводами могут стать ваши главные помощники – активисты музея, а также ребята, которые принесли свои экспонаты и интересные семейные истории. В последнем случае придётся потрудиться чуть больше, ведь для них этот вид деятельности новый. Никогда не даю готовый текст экскурсии. Открываются огромные возможности для творчества ребят. Кто-то подыскивает интересный материал для экскурсии по выставке, кто-то подбирает загадки или придумывает вопросы для зрителей.

Одновременно полным ходом идёт оформление выставки. И опять творчеству ребят нет предела. Заголовок выставки – обязательно. Это объединяет композицию. У каждого экспоната своя подпись – обязательно укажите того, кто принёс вам этот предмет, название экспоната, можно разместить несколько самых интересных историй. Если важно для вас время создания предмета – пожалуйста. Постарайтесь не забыть никого, иначе ребятам будет обидно. Они стараются для общего дела.

По-моему, всё готово. Назначайте возможное время для экскурсий и не забудьте пригласить в первую очередь самые активные в сборе предметов для выставки классы.

Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации. В нашей статье мы расскажем о том, какими бывают школьные музеи, с чего начать создание проекта, что может послужить залогом его успешного развития.

Виды школьного музея

Музей-экспозиция (выставка) . Выставочные предметы здесь, как правило, представлены в закрытых стеклянных витринах или шкафах. Музейный зал строго ограничен и предназначен исключительно для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. Часто педагоги включают выставочные экспонаты в учебный процесс. Музей-экспозиция придает школе элитарность и маловажен для внеклассной, досуговой или кружковой деятельности.

Музей-мастерская или студия . Обязательное условие – наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. По этой причине школы часто организуют такие музеи в кабинетах для уроков технологии или изобразительного искусства. Экспозиционные материалы не всегда представлены в границах одного помещения, иногда размещены в разных классах. Музей максимально вовлечен в образовательный процесс.

Музей-лаборатория . Основное отличие от предыдущего вида – профиль выставочных экспонатов. Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. Часть экспозиции располагается в предметных кабинетах. Выставочное пространство состоит из исследовательской лаборатории и специального оснащения.

Музей-клуб или музей-театр . Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. Музейные атрибуты используются в театральных постановках, на уроках географии, истории.

Музей – адаптационный центр . Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. Как правило, управляющий адаптационным центром имеет психологическое образование, обладает знаниями и навыками работы с девиантным детским поведением, сложными подростками, инвалидами. Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении.

Музей – экскурсионное бюро . Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. Музей отлично дополняет сопутствующие учебные программы: например, краеведение, экологический туризм.

Музей-игротека . В основе экспозиции – игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия.

Музейное кафе . В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития.

Музей-ярмарка . Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников.

В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. Любой проект эффективнее развивается, если используются разные формы работы. Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы.

С чего начать создание музея

Существует ряд нормативных документов, регламентирующих создание и деятельность музея:

Согласно законодательству, образовательное учреждение организует музейную деятельность на основании приказа директора о создании музея. Следующий обязательный документ – приказ о назначении руководителя школьного музея, где прописаны условия работы, форма оплаты труда и обязанности. Трудовой кодекс позволяет сотруднику, ответственному за музейное дело, работать непосредственно руководителем музея или совмещать должность: 1 ставка – педагог, 0,5 ставки – директор школьного музея. Допускается альтернативное формирование оплаты труда: ставка, совмещение или в виде надбавок, премиальных выплат к базовому окладу.

Помимо двух приказов, в пакет учредительных документов, необходимых для открытия школьного музея, должны входить устав, а также свидетельство или паспорт.

Обязательные условия для создания школьного музея :

  • музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей;
  • музейное собрание, составляющее фонд музея;
  • помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал);
  • интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс.

Музейный фонд

Каждый экспонат обладает художественной ценностью, смысловой значимостью, характеризует среду обитания, этап развития эпохи. Существуют неформальные критерии отбора потенциальных экспонатов:

  • информативность – содержательное значение предмета;
  • аттрактивность – способность привлечь внимание посетителей;
  • экспрессивность – интенсивность влияния на эмоциональную сферу человека;
  • репрезентативность или представительность – преимущество перед аналогами.

Формирование фонда – непрерывный увлекательный процесс. Необходимо регулярно пополнять коллекцию, привлекая детей. Учащиеся с повышенным интересом принимают участие в поисковых работах, исследовании исторических архивов, создают экспонаты своими руками.

Документооборот, учет предметов фонда не терпит халатности. Каждый атрибут обладает ценностью, его потеря или ненадлежащее хранение грозит ответственностью.

Помещение для школьного музея

Идеальное расположение выставки – теневая сторона здания. В противном случае нужно будет продумать защиту экспонатов от солнечных лучей: жалюзи, плотные шторы, раскидистые комнатные растения, деревья с внешней стороны здания.

В экспозиционном зале важно соблюдать температурный режим. Выставочные атрибуты нужно бережно хранить в герметичных витринах, размещать как можно дальше от отопительных приборов. Удачное место для габаритных предметов – в центре витрины чуть выше или ниже уровня глаз. Для мелких деталей выгодное расположение – ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от зрителя к предметам выставки.

Деятельность и развитие школьного музея

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея. Несмотря на его специализацию, важно использовать новые технологические инструменты, площадки, методы. Элементарный рекламный ход – группы в социальных сетях и индивидуальный сайт школьного музея.

Популярная ошибка начинающих: пытаться поместить в экспозицию все экспонаты. Избыток материала рассеивает внимание посетителей, и таким образом снижается ценность каждого предмета.

Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе.

Пример школьного музея

Грамотная работа коллектива, множество интересных событий, прозрачная отчетность делают возможным привлечение дополнительных средств. Крупные компании, государственные ведомства, родительский комитет часто инвестируют в детские культурные проекты. Взаимовыгодное партнерство и финансовая поддержка позволяют школьному музею реализовать самые дерзкие задумки.

Прогрессивные музейные проекты культивируют профессиональный рост учителей, мотивируют детей к образовательному процессу, приучают их к труду и творческой активности, объединяют поколения, прививают культурные ценности.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: