Тематические перемены в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Возможный путь реализации данного направления — организация малых форм физической активности учащихся: физкультминуток, динамических пауз, динамических перемен.

Главная задача динамических перемен — релаксация и оздоровление учащихся. Активно проведённая динамическая перемена не только поможет младшим школьникам реализовать свойственную этому возрасту двигательную активность, но и обеспечит организованный отдых после преимущественно умственного труда на уроке.

Важным моментом организованной двигательной активности учащихся начальных классов является её регулярность, постоянство, систематичность. Регулярные упражнения повышают функциональные возможности всех систем организма, его адаптационные способности.

Привычная глазу картина: после урока младшие школьники гурьбой выбегают из класса. Такое поведение говорит нам о том, что они… сильно утомлены. У большинства детей возбуждение преобладает над торможением, и поэтому они не могут себя контролировать. Таким детям трудно сконцентрироваться на уроке, внимание их рассеивается и, как следствие, материал не усваивается. Они часто испытывают повышенную потребность в движении.

Динамическая перемена даёт детям возможность снять излишнее напряжение в шумных (без соперничества) играх, разминках либо танцевальных движениях. Произвольные действия на перемене развивают у учащихся нестандартное мышление, навыки взаимодействия друг с другом, формируют произвольную регуляцию поведения, привносят много новых впечатлений и положительных эмоций. При этом совместные игры педагога с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений.

Цель проведения динамической перемены — снижение уровня утомления, возникшего в результате учебной деятельности; повышение уровня работоспособности и увеличение двигательной активности детей.

При организации динамической перемены необходимо соблюдать следующие условия.

В динамическую перемену можно включать 3 этапа:

  • 1 — активный, коммуникативный;
  • 2 — этап малой подвижности, помогающий развивать произвольную деятельность учащихся;
  • 3 — музыкальное сопровождение.

Музыкотерапия имеет огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей. Именно звучание музыки снимает раздражительность, нервное напряжение. Целесообразно включать как классические произведения (П. И. Чайковский, В. А. Моцарт), так и произведения современных композиторов (В. В. Ковалив, см. эл. прил. к журналу, 2013–2017 гг.).

Кроме музыкотерапии можно использовать ритмотерапию. Музыкально-ритмические упражнения помогают снять умственную перегрузку и утомление: происходит и релаксация рук, и расслабление всех мышц.

Примерный план проведения динамической перемены

Тема. Бабочки.

  • способствовать формированию научных представлений о бабочках;
  • содействовать развитию у учащихся фантазии, логического мышления;
  • создать условия для релаксации и организованного отдыха на перемене.

1. Организационный этап.

— Ребята, сегодня перемена у нас тематическая. Тему вы узнаете, разгадав загадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел.

— Да, это бабочка. Ребята, предлагаю вам поиграть со мной в игры.

2. Основная часть.

Учитель произносит строку, а дети повторяют и выполняют произвольные движения (например, в виде порхания бабочек). Всё стихотворение произносится не более трёх раз.

Похожа на облачко.

На берёзовой ветке.

Ветер или дождь?

Полетишь — как ветер,

Упадёшь — как дождь!

Если дети согласны с утверждением — хлопают в ладоши, если не согласны — топают ногами.

  1. Бабочки могут видеть красный, зелёный и жёлтый цвета. (Да.)
  2. Бабочки не слышат, но они могут чувствовать вибрацию, которая работает лучше, когда необходимо скрыться от хищников. (Да.)
  3. Бабочки весят 500 грамм. (Нет.)
  4. Бабочки весят примерно как два лепестка розы. (Да.)
  5. Бабочки пробуют пищу ногами, так как рецепторы вкуса находятся у них именно там. (Да.)
  6. Бабочки не боятся воды. (Нет. Бабочки боятся воды.)
  7. У бабочек отсутствует такой орган, как сердце. (Да.)
  8. Бабочки водятся на всех материках, кроме Антарктиды. (Да.)

— Молодцы, ребята, вы справились с этой игрой. А сейчас предлагаю провести физкультминутку.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась

(дети кулачками трут глазки),

(потягиваются),

Раз — росой она умылась

(умывают лица),

Два — изящно покружилась

(поворачиваются вокруг себя),

Три — нагнулась и присела

(наклоняются и приседают),

На четыре — улетела

(встают и машут руками).

3. Подведение итогов.

— На этом подвижная перемена закончена. Вам понравилось?

— А сейчас пройдите в класс и приготовьтесь к уроку.

Тематику проведения динамических перемен можно и нужно разнообразить. Так, основываясь на календаре праздничных дат на 2017/2018 учебный год, предлагаю следующий календарь динамических перемен.

Календарь динамических перемен с учащимися І ступени общего среднего образования на 2017/2018 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждой школе перемены проходят по-разному. Мы столкнулись с проблемой: дети любят играть, но не умеют организовывать перемены самостоятельно. Я решил поработать над этой проблемой в своём практико-социальном проекте. работал по следующему плану:1. провёл анкетирование среди ребят класса, выявил противоречия; 2.подобрал подходящие для перемены игры; 3. в группе продлённого дня вместе с классным руководителем и ребятами разучили игры, в которые можно играть на переменке; 4. выпустили "напоминалочку" - каталог игр, который разместили в коридоре. Результат не заставил себя ждать: уже через несколько дней ребята начали играть в подвижные игры, перемены стали проходить безопасней и интересней.

Составил: обучающийся 4 б класса Халдин Денис Руководитель: Тарасова И.Ю. Первоуральск, 2014 год Каталог игр для переменки

обучающийся

Халдин Денис

Руководитель:

Тарасова И.Ю.

Первоуральск, 2014 год

Каталог игр для переменки


"Стой спокойно!"

Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, говорит громко: "Руки!" Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед справа - левую, сосед слева - правую. Кто ошибётся, поднимет не ту руку или зазевается, тот сменяет водящего.



"Пройти бесшумно"

Нескольким игрокам завязывают глаза, они становятся парами друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует ворота. Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Проходить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или ползком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь, задержать проходящего, но тут же должны их опустить.



На одном конце коридора в одну шеренгу выстраиваются играющие. На другом конце спиной к играющим, лицом к стене становится водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: "Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!" Пока водящий произносит эти слова, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но по команде "Стоп!" они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-то из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.



"Игра на внимание"

Я буду вставать и садиться, одновременно подавая вам команду: "Встаньте", "Сядьте". Вы должны выполнять мою команду, не обращая внимания на то, что делаю я сам. Начали!


"Выполни уговор строго"

Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда будет простирать к ним руки, они будут скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут.

Подвижная игра

Подвижная игра "Сантики-сантики-лим-по-по"

Играющие стоят в круге. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет "показывающим". Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой и т.д.). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Ему нужно определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры произносятся хором слова: "Сантики-сантики-лим-по-по". Незаметно для водящего показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У ведущего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.



"Игра со звоночком"

Взявшись за руки, дети становятся в круг, внутри которого должны находиться двое играющих. Одному из них завязывают глаза, а другому дают в руки звоночек. Ориентируясь на его звук, первый должен ловить, а второй - убегать от него, вовремя заглушая звон.

В игре требуется ловкость и осторожность. Она доставляет большое удовольствие не только играющим, но и зрителям.

Самоорганизация

Самоорганизация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьные перемены предназначены для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, подготовиться к другому уроку (но не рекомендуется повторять материал, готовясь к уроку).

Во время перемены дети отдыхают от умственной деятельности. С физиологической точки зрения перемены предназначены для того, чтобы снять переутомление. Дети утомляются при длительной неподвижности, ограничении двигательной активности, неинтересной работе. После отдыха работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И.М.Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному, но и поднимают её на прядок выше этого уровня. Чередование умственной работы с физической способствует восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

В настоящее время различные мобильные устройства, гаджеты всё больше вырабатывают сидячий образ жизни современного школьника. Вместо того чтобы отдохнуть на перемене от умственной деятельности, ребята снова садятся за парты и снова напрягают ум и зрение.

Кроме того, известно, что больше всего травм школьники получают во время перемен в коридорах, рекреациях, на лестницах. Вот почему организация перемен сегодня становится одной из актуальных проблем современной школы.

- снижение травматизма в начальном звене;

- восстановление работоспособности учащихся на уроке;

- приобщение школьников среднего звена к общественно-полезному труду.

Именно внеклассная деятельность может стать прекрасным средством мотивации учащихся к приобщению совместного решения проблем школы. Именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетенции, так как она служит повышению активности учащихся, даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учениками, создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание, ориентирует деятельность учащихся на успех.

Цели: - привлечение школьников среднего звена к активному участию в жизни школы;

- создание условий для перевода ученика в позицию активного члена гражданского общества, способного разработать проекты преобразования общества и реализовать данные проекты.

Задачи:- развитие у школьников чувства потребности участия в общественно-полезной деятельности;


Очень хотим, чтобы в ней был порядок, чисто, уютно, спокойно.

Для этого есть определённые правила поведения учащихся.

Но, к сожалению, наши ученики часто нарушают эти правила.

Самое распространённое нарушение – это нарушение тишины во время перемен.

Мы наблюдали и фиксировали, с каким нарастающим количеством увеличивается число бегающих, кричащих и балующихся учащихся от перемены к перемене.

Вот, что у нас получилось (таблица с данными).

Таким образом, мы видим, что проблема хорошего поведения на переменах остаётся в нашей школе актуальной на сегодняшний день.

Кроме того, дети, бегающие на переменах дольше включаются в ход урока.

Вот что говорят об этом учителя.

Учащиеся нашего класса решили помочь решить эту проблему, создав ряд напольных игр, не требующих особых затрат, для того, чтобы по возможности устранить проблему шума и беспорядка на переменах.

Мы были разделены на 3 группы.

1 группа определяла количество ребят, бегающих на переменах, 2 – искала игры, которые можно устроить в нашем фойе, 3 – опрашивали учителей.

Вот что у нас получилось

Игры:

материал для начальных классов полезные переменки

"Шахматка".

Разновидностью игры являются прыжковые классики.

Играющие по очереди скачут по прочерченным классам.

Впрыгни на одной ноге в одиночную клетку "классиков”.

Затем двумя ногами - в парные клетки, каждая нога - в отдельную клетку.

Далее прыгай попеременно то одной ногой, то двумя.

На последних парных клетках развернись на 180° и прыгай аналогичным образом в обратном направлении.

Если ты прошёл все "классы” или ошибся - уступи место следующему.

Ошибкой считается, если игрок коснулся второй ногой земли в непарной клетке или наступил ногой на линию, разделяющую клетки.

Можно ещё бросать камешек поочерёдно на каждый номер и стараться не попасть им на линию или выйти за пределы линий.

Если это произошло, то это тоже считается.

Играющие по очереди скачут по прочерченным классам на одной ноге.

Если первый игрок проскакал все классы без ошибок, то есть не наступив ни на одну линию и не опустив вторую ногу, он имеет право поставить свой знак в одном из квадратов.

В следующий раз он сможет отдохнуть в том квадрате, где стоит его подпись.

Если первый игрок сделает какую-нибудь ошибку, в игру вступает следующий.

Победителем становится тот игрок, которому удается больше всех расписаться в квадратах.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Мы очень любим свою школу. Очень хотим, чтобы в ней был порядок, чисто, уютно, спокойно. Для этого есть определённые правила поведения учащихся. Но, к сожалению, наши ученики часто нарушают эти правила. Самое распространённое нарушение – это нарушение тишины во время перемен.

Мы наблюдали и фиксировали, с каким нарастающим количеством увеличивается число бегающих, кричащих и балующихся учащихся от перемены к перемене. Вот, что у нас получилось (таблица с данными)


Кол-во уч.

Таким образом, мы видим, что проблема хорошего поведения на переменах остаётся в нашей школе актуальной на сегодняшний день. Кроме того, дети, бегающие на переменах дольше включаются в ход урока.

Вот что говорят об этом учителя.

Учащиеся нашего класса решили помочь решить эту проблему, создав ряд напольных игр, не требующих особых затрат, для того, чтобы по возможности устранить проблему шума и беспорядка на переменах.

Мы были разделены на 3 группы.

1 группа определяла количество ребят, бегающих на переменах, 2 – искала игры, которые можно устроить в нашем фойе, 3 – опрашивали учителей.

Вот что у нас получилось

1. "Шахматка". Разновидностью игры являются прыжковые классики. Играющие по очереди скачут по прочерченным классам. Впрыгни на одной ноге в одиночную клетку "классиков”. Затем двумя ногами - в парные клетки, каждая нога - в отдельную клетку. Далее прыгай попеременно то одной ногой, то двумя.
На последних парных клетках развернись на 180° и прыгай аналогичным образом в обратном направлении.
Если ты прошёл все "классы” или ошибся - уступи место следующему. Ошибкой считается, если игрок коснулся второй ногой земли в непарной клетке или наступил ногой на линию, разделяющую клетки.(Можно ещё бросать камешек поочерёдно на каждый номер и стараться не попасть им на линию или выйти за пределы линий. Если это произошло, то это тоже считается ошибкой)




"Твистер" - увлекательная игра, которая может буквально "завязать вас в узел"!
Разверните коврик, положите его на пол кружками вверх, выберите судью и начинайте играть. Суть игры в следующем: судья крутит рулетку(а можно просто самому) и объявляет, какую ногу или руку должны передвигать игроки и цвет, на который указывает стрелка рулетки. Если игрок потерял равновесие, коснулся локтем или коленом коврика или упал - он выбывает из игры.
Последний игрок, оставшийся "стоящим" после того как все участники игры выбыли, является победителем.
"Твистер" - активная игра, которая идеально подойдет для веселого времяпрепровождения как на природе, так и в помещении.

Читайте также: