Неолитическая революция первые скотоводы земледельцы ремесленники 6 класс краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Данный урок разработан в рамках ФГОСа. Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа. Схема работы такова: учитель произносит факт, задает проблемный вопрос, ученики строят суждения и логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.

ВложениеРазмер
urok_2.neoliticheskaya_revolyutsiya._pervye_skotovody_zemledeltsy_remeslenniki.docx 24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники

- изучить зарождение земледелия, скотоводства, ремесла

- активизировать учащихся на построение суждений и логических выводов

- познакомить с понятиями ремесленники, эксплуатация, вождеводство, соседская община, союз племен, государство, народ, этнос.

Методы обучения: проблемное изложение, эвристическая беседа.

Личностные : формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями, обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.

Предметные: определение исторических процессов, событий во времени, определение и использование исторических понятий и терминов, овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию, понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека

Метапредметные : организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога), определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Этапы этого события построены в логическую цепочку – одно вытекает из другого, поэтому наш урок будет основан на построение логических выводов. Схема работы такова: учитель произносит факт, ученики строят логический вывод, в сложных случаях учитель помогает.

Учитель рассказывает факты из истории, ученики строят аргументированные выводы (в сложных случаях при помощи учителя).

События периода неолита:

- Земледелие 5-6 тыс. лет назад на юге России постепенно зарождается земледелие – обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений. Как это произошло?

Ответы учеников: человек заметил, что несъеденные им семена плодов, попадая в землю, дают всходы. Затем он стал собирать и сажать крупные семена.

Учитель: Это привело к тому, что?

Ответы учеников: появились специальные орудия для обработки земли: мотыги с каменными наконечниками.

Еще в палеолите человек сделал собаку домашним животным, затем человек стал приручать коз, свиней, коров, лошадей – таким образом?

Ответы учеников: таким образом, на смену охоте пришло скотоводство – одомашнивание животных.

Таким образом, неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Почему переход от присваивающего к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть этим словом?

Ответы учеников – потому что…, то, что

Что еще научились делать люди:

  1. Обжигать глину и изготавливать керамическую посуду
  2. Прясть волокна и ткань, шить одежду из ткани
  3. Обрабатывать металлы (медь, бронзу, железо)
  4. Обмениваться продуктами

Почему люди научились это делать?

Ответы учеников – люди научились это делать потому что…

Влияние климатических условий на занятия людей:

- в северных лесных районах европейской части России и в Сибири население занималось охотой, рыболовством, собирательством – таким образом?

Ответы учеников – таким образом, скотоводческие племена осваивали степные районы и переходили к кочевому образу жизни.

- в лесостепной полосе расселялись земледельческие племена, - занятия земледелием требует продолжительной жизни в одном месте, таким образом?

Ответы учеников - таким образом, земледельческие племена перешли к оседлой жизни

Учитель: следовательно? – у них появились поселения, похожие на города.

Первые ремесленники – люди, производящие изделия для всего племени, часто не занимались земледелием.

Происходили перемены в организации жизни людей. В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди. Это были люди, которые пользовались всеобщим уважением. Почему?

Ответы учеников – старейшины и вожди пользовались всеобщим уважением потому что…

Старейшины руководили общими работами, контролировали обмен с другими племенами, следили, чтобы люди не нарушали сложившиеся порядки. Вожди возглавляли военные походы. Таким образом, что делали старейшины и вожди?

Ответы учеников – таким образом, старейшины и вожди управляли своими соплеменниками.

С появлением излишков и развитием обмена старейшины и вожди получали возможность сосредотачивать в своих руках большие запасы. Таким образом, они выделялись уже не только своим авторитетом, но и богатством. Таким образом, к чему это привело?

Ответы учеников - таким образом, это привело к появлению социального неравенства.

Накопление значительных ценностей у одних племен вызывало у других желание отобрать их. К чему это приводило?

Ответы учеников - это приводило к военным столкновениям между племенами.

Взятых в плен врагов теперь не убивали, а превращали в рабов. Владельцами рабов становились знатные и богатые люди. Теперь они могли не трудиться, на них работали рабы. К чему это привело?

Ответы учеников - это привело к расширению социального неравенства.

Таким образом , это привело к зарождению эксплуатации – присвоение результатов чужого труда.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. К чему это приводило?

Ответы учеников – это привело к тому что, родовые узы слабели, нередко отдельные семьи покидали своих соплеменников и селились в чужих общинах.

Таким образом , на смену родовой общине пришла соседская (территориальная ) – объединение людей не по кровному родству, а по совместному проживанию на определенной территории. Постепенно несколько деревень объединялись под властью верховного вождя, так образовалось вождеводство . Племена, имевшие тесные связи друг с другом, объединялись в союзы племен . Почему племена объединялись в союзы племен?

Ответы учеников - племена объединялись в союзы племен потому что, им было выгодно защищаться от совместного врага.

Во главе союза племен становились люди, для которых управление своей землей и ее защита являлись главным занятием. Они устанавливали общие и обязательные для всех правила поведения – законы, и следили за их исполнением. Зачем нужны законы?

Ответы учеников - им нужны были законы потому что…

Все эти изменения приводили к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни общества. Таким образом , на смену первобытному обществу приходит государство . В процессе отмирания родо-племенных отношений люди перестали ощущать себя родичами или соплеменниками. Таким образом, происходило становление народа или этноса . Каждый народ говорил на своем языке, проживал на собственной территории, был связан общей хозяйственной и культурной жизнью.

- как и почему менялась организация жизни людей?

- в чем отличия родовой общины от соседской?

- почему неолитическая революция считается самым важным событием в истории человечества? – потому что переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.

- самым интересным для меня было. потому что. ;

- сегодня на уроке я узнал(а). ;

- мне понравилось. потому что. ;

- мне не понравилось.

4. Задание на дом

Примерно 10 тысяч лет назад жизнь человека изменилась коренным образом. Это было обусловлено переходом от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству, а также возникновением ремесел.

Стало зарождаться разделение и специализация труда. Из-за этого устройство общества стало постепенно усложняться.

Зарождение земледелия

Люди заметили, что семена, попавшие в почву, начинают прорастать и давать плоды. Им стало ясно, что можно выращивать себе пищу, если сажать в землю зерна дикорастущих растений. Так от собирательства древние люди перешли к земледелию.

Первобытные люди поняли, что урожай можно собирать в одном месте, поэтому от кочевого образа жизни они перешли к оседлому.

Первыми сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень и просо. Они появились на полуострове Малая Азия, откуда земледелие распространилось по всему миру.

Для посева нужно было подготовить участок земли — расчистить его от кустарников и деревьев. Чтобы разрыхлить почву, древние люди создали новое орудие труда — мотыгу. Это была палка с сучком. Такой вид земледелия назывался мотыжным.

Разрыхлением земли занимались женщины. Урожай собирали другим орудием труда — серпом. Он представлял собой каменные зубцы на деревянной или костяной основе. С изобретением деревянного плуга процесс обработки земли стал гораздо быстрее и эффективнее.


Мотыга

Развитие скотоводства

Какой зверь был одомашнен первым? Первым животным, которое приручил человек, была собака (волк). Собаки охраняли жилища древних людей от хищников и врагов, а на охоте выслеживали и загоняли диких животных.

В случае удачной охоты первобытные люди возвращались домой не только с добычей, но и с детенышами убитых зверей. Они выкармливали животных, и те быстро привыкали к человеку.

Со временем людям удалось приручить овец, коз, лошадей и коров. В результате, из охоты произошло скотоводство — разведение стадных животных. Благодаря развитию скотоводства отпала необходимость в частой охоте.

Возникновение ремесла

Оседлый образ жизни содействовал совершенствованию орудий труда и созданию новых изобретений. Гончарное дело было одним из первых видов ремесленного производства.

Какие наблюдения привели к изобретению способа лепить горшки из глины? Древние люди обнаружили, что речная глина становится твердой, если ее подержать над огнем. Эта находка позволила первобытным людям изготавливать посуду из глины. В ней можно было готовить и хранить пищу.

Затем люди научились прясть нити из шерсти и льна, из которых, с помощью примитивных ткацких станков, изготавливались лоскуты ткани. Из лоскутков стали делать новую, удобную одежду, которая заменила старую, сделанную из шкур животных. Так древние люди изобрели ткачество.

Постепенно люди, занимавшиеся исключительно производством глиняной посуды, тканей или орудий труда, стали выделяться из кругов скотоводов и земледельцев. Их стали называть ремесленниками.

Ремесло — производство различных изделий с помощью орудий труда.

С течением времени ремесла становились все более сложными. Человеку приходилось тратить много сил и времени, чтобы стать мастером своего дела.


Возникновение ремесла

Начало обработки металлов

Когда в процессе производства изделий из глины в огонь попадали маленькие кусочки медной руды, люди заметили, что она начинает плавиться.

Это значит, что раскаленной меди можно придать любую форму. Так, около 7 тысяч лет назад в Передней Азии зародился процесс обработки металлов.

Древние люди создавали острые наконечники, топоры, стрелы и другие орудия, заливая расплавленную медь в различные формы. Медные орудия труда облегчили процесс обработки дерева и кости.

Вместе с медью ремесленники стали обрабатывать золото и серебро. Из них делали искусные украшения. Соединив медь и олово в один сплав, люди впервые получили бронзу.

Становление и развитие земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Если рыболовы и охотники только собирали дары природы, то земледельцы и скотоводы сами выращивали и производили то, что им нужно было для жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА, РЕМЕСЛА.

5 – 6 тыс. лет назад на территории нашей страны зарождается ЗЕМЛЕДЕЛИЕ,

а причины его возникновения до сих пор дискуссионные. Гордон Чайлд был сторонником теории “оазисов”. По его мнению, именно там проходило одомашнивание животных и растений, но такая версия устарела. Другая теория – “холмистых склонов”. Ее сторонники считают, что земледелие и скотоводство появились на юге Турции и западе Ирана. Есть версия, что земледелие возникло в период, когда климат на длительный промежуток времени стал предсказуемым. Культивирование растений началось около 10 тыс. лет назад. Орудий из металла тогда не существовало, поэтому использовали серпы из обожженной глины. К первым сельскохозяйственным культурам относились: рис, таро, ячмень пшеница

ПОЯВЛЯЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРУДИЯ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗЕМЛИ:

1. каменные мотыги;

2. деревянные серпы со ставками микролитов.

ЧЕЛОВЕК ОДОМАШНИЛ:

3. свинью и корову;

4. лошадь (Южное Предуралье).

На смену охоте пришло скотоводство (ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ).

Переход к земледелию заставил людей вести осёдлый образ жизни. Охотники, роль которых в добыче пищи была ещё очень велика, не могли в поисках добычи удаляться на большие расстояния от поселений. Вероятно, люди пытались удержать добычу на одном месте и начали огораживать участки земли. Первые загоны появились в разных районах Земли еще 15 тыс. лет назад. Однако это ещё не было скотоводством, ведь дикие животные не размножались в неволе, были строптивы и агрессивны. Так же, как земледельцы, отбирая лучшие семена для посева, создали культурные растения, охотники создавали первые породы домашнего скота, отбирая самых спокойных, послушных животных. Из-за того, что животные размножаются медленно, создание первых пород потребовало несколько тысяч лет наблюдений и труда.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству (в ее основе земледелие и скотоводство).

ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ПРОИЗВОДИТЬ:

3. металлические орудия из (меди, бронзы, железа). -

ЭТО БАЛИ ПЕРВЫЕ РЕМЁСЛА

Самым первым ремеслом было, вероятно, плетение корзин из речного тростника и прутьев. Корзины были легки в изготовлении и нетяжелы, однако не очень прочны. Более износоустойчивыми были гончарные изделия. Открытие того, что обожженная глина становилась прочнее, могло произойти случайно, быть может, когда выложенная глиной корзина упала в огонь. Фигурки из обожженной глины изготавливались начиная примерно с 24 тыс. до н. э., однако потребовались тысячелетия, чтобы люди осознали, что гончарные изделия могли использоваться для приготовления и хранения пищи и напитков.

Появляются ИЗЛИШКИ В ПРОИЗВОДСТВЕ.

Начинается ОБМЕН между племенами, что вело к переходу к тому или иному ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАВИСЕЛО ОТ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ):

1. СЕВЕРНЫЕ ЛЕСНЫЕ РАЙОНЫ – охота, рыболовство, собирательство;

2. СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ – скотоводство (кочевники);

3. ЛЕСОСТЕПНАЯ ПОЛОСА – земледельцы (оседлая жизнь).

С появлением железного топора в лесных районах также стали осваивать земледелие.

Для обработки земли стали применять СОХУ С ЖЕЛЕЗНЫМ ЛЕМЕХОМ, в которую впрягали домашних животных.

ПОЯВЛЕНИЕ НОВЫХ РЕМЕСЕЛ:

1. КУЗНЕЦ – обработка железа;

2. ГОНЧАР – изготовление посуды на гончарном круге;

РЕМЕСЛЕННИКИ – лицо, обладающее определенными навыками, производящие на продажу или на заказ изделия ручной работы (чаше всего не занимались земледелием)

2. НАЧАЛО РАСПАДА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Происходят изменения в организации жизни людей – в родовых общинах и племенах выделяются группы, которые управляли соплеменниками:

1. СТАРЕЙШИНЫ – руководили совместными работами, контролировали обмен, следили за порядками и исполняли религиозные обряды;

2. ВОЖДИ – защищали племя от врагов, возглавляли военные походы.

С появлением излишков и обмена появляется социальное неравенство , которое строилось по принципу: БОГАТЫЙ-БЕДНЫЙ .

Племена начинают борьбу друг с другом за ресурсы, в результате чего появляется РАБСТВО ( взятых в плен врагов не убивали) – ЭКСПЛУАТАЦИЯ (присвоение результатов чужого труда).

Постепенно на смену РОДОВОЙ ОБЩИНЕ пришла СОСЕДСКАЯ (территориальная) – людей объединяло не кровное родство, а СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ на определенной территории.

Несколько общин объединялись под властью одного вождя – ВОЖДЕСТВО (социальное неравенство – чем выше к вождю, тем выше положение).

Племена часто создавали союзы племен, во главе которых вставали ПРАВИТЕЛИ – люди для которых управление и защита главное занятие.

Они устанавливали ЗАКОНЫ – общие и обязательные для всех правила поведения, создавали ВООРУЖЕННЫЕ ОТРЯДЫ .

В результате начинается распад первобытнообщинного строя, появляется новая форма организации жизни – ГОСУДАРСТВО .

Люди перестали ощущать себя родичами, происходит становление НАРОДА (НАРОДНОСТИ) или ЭТНОСА .

4 . ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ГОРОДОВ

Были обнаружены следы развитого металлургического производства, канализации, загоны для животных, колесницы (самая древняя из известных).

Самым известным городом был АРКАИМ, здания которого были сделаны из высушенных кирпичей и бревен, а также в городе имелся примитивный водопровод.

Жители этого города были европеоидами.

ГОСУДАРСТВО – организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами;

НАРОД (НАРОДНОСТЬ) – большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Совершенствование орудий труда и родовых отношений людей, поселившихся на территории нашей страны, имело те же этапы и особенности, что и в других районах мира.

Переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.

Гост

ГОСТ

Неолитическая революция — это переход человечества от присваивающего хозяйства к производящей экономике, в своём составе имеющей сельскохозяйственные подотрасли (скотоводство и земледелие), а также выделяющееся ремесло.

Неолитическая революция

Около 11 тысяч лет назад отношения человека с природой кардинально меняются. Зарождаются земледелие и животноводство. Люди целенаправленно производят необходимые продукты. Отныне они меньше зависели от среды. Тип хозяйства получил название производящего. До сих пор производящее хозяйство лежит в основе жизни человечества.

У многих племен переход к производящему хозяйству начался в мезолите и завершился в начале неолита. Появление производящего хозяйства за короткое время изменило жизнь людей, взаимоотношения в человеческих сообществах, порядок управления. Историки назвали эти перемены неолитической революцией.

Причины неолитической революции

Около 12 тысяч лет назад начал быстро таять ледник. За небольшой период тундра и бывшая территория ледника покрылись лесами. Казалось, что эти перемены пойдут человеку на пользу. Однако мамонты и другие крупные животные вымерли, а именно они в течение тысячелетий давали людям основную пищу. Человек начал осваивать охоту на птицу, мелкую дичь, уделять внимание ловле рыбы.

В период мезолита охотники изобрели лук со стрелами. Добычу теперь можно было поражать издали. На принципах действия лука были созданы ловушки и капканы. Еще одним изобретением был бумеранг, имевший свойство возвращаться назад при неудачном броске. Стали строить плоты и лодки. На них плавали по рекам и озерам, и даже выходили в море.

Готовые работы на аналогичную тему

Таяние ледника наиболее тяжкие последствия имело для населения Передней Азии (территория современных Сирии, Турции, Палестины, Израиля, Ирана, Ирака). В палеолите здесь охотились на диких кабанов, козлов, баранов, быков, собирали дикорастущие пшеницу, ячмень, просо. В диком виде эти растения растут лишь в горных районах Передней Азии. Для срезания колосьев изобрели серп.

Внутри деревянной изогнутой рукоятки вытачивался паз, в который вплотную друг к другу вставляли остро заточенные камни в 1-2 см длиной и закрепляли их смолой. Если один камушек выпадал или ломался, его заменяли другим, поскольку они имели стандартную форму. Ученые эти изделия называют микролитами. В мезолите различные микролиты распространились по Евразии и Африки. Их вставляли в серпы, в ножи, топоры, копья, мечи, стрелы.

В период таяния ледников в Передней Азии началась засуха, что привело к гибели растений и животных. Экологический кризис заставлял людей искать новые источники существования. Выход нашли в выращивании животных и разведении растений.

Зарождение производящего хозяйства

Собиратели растений заметили: если зарыть зерна в рыхлую землю и постоянно поливать водой, то из зерна вырастет колос. Так зародилось земледелие. Каждый год для посева отбирали лучшие зерна. Со временем изменились вид и полезные свойства растений.

В условиях засухи животные стали меньше бояться человека и даже заходили в селения в поисках воды. Охотники их ловили, держали в особых загонах и съедали по необходимости. Некоторые животные рождались в неволе. Со временем именно рожденные в неволе животные становились основным источником мяса. За ними ухаживали, их пасли, отбирали для размножения. Домашние животные отличались от диких предков по характеру, повадкам и даже по строению. Произошла доместикация (одомашнивание) животных. Появилось скотоводство.

Злаковые культуры и животные, одомашненные жителями Передней Азии, остаются и поныне основным источником пищи для людей.

Древнейшая стоянка, имеющая следы сельского хозяйства, Зави Чеми Шанидар раскопана в северном Ираке и датируется IX тысячелетием до н. э.

Первыми в X—IX тысячелетиях до н. э. были одомашнены овцы и козы, в VII тысячелетии до н.э. люди приручили корову и свинью. В древности произошла доместикация кошки, спасавшей зерно от грызунов.

Первыми из растений одомашнили ячмень, просо, несколько видов пшеницы и чечевицу. Позже научились выращивать груши, персики, сливы, яблоки, абрикосы, виноград.

Земледелие и скотоводство зародились в оазисах Азии 11 тысяч лет назад. Позднее климат становился более влажным, и сельское хозяйство распространялось по Передней Азии и соседним территориям (Египет, Средняя Азия, Балканский полуостров). Большую роль в неолитической революции сыграло переселение племен. На новых землях выводились новые культуры растений и одомашнивались новые животные.

Последствия неолитической революции

Вслед за появлением сельского хозяйства было сделано множество других открытий. Люди стали производить льняные и шерстяные ткани. Важнейшим изобретением была керамика (первые образцы датированы VIII тысячелетием до н.э.). Ряд племен использовал гончарный круг. Из глины изготавливались кирпичи.

Для полива строились бассейны и примитивные каналы, постепенно ирригационные сооружения усложнялись. Для обработки земли придумали плуги и сохи. Продолжительное время их тянули люди. Позже стали впрягать быков.

В поселении скотоводов и земледельцев VIII тысячелетия до н. э. Чайёню в Малой Азии найдены изделия из меди (самородной). В V тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке начался период энеолита — меднокаменного века. В Европе начало энеолита датируется III тысячелетием до н.э. В конце IV тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке начался бронзовый век, а во II тысячелетии до н.э. в Европе.

Читайте также: