Телега жизни пушкин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! Еб*на мать!

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега —
А время гонит лошадей.

Литературное творчество Пушкина затрагивает практически все стороны нашей жизни. Философская тематика, наблюдения о законах Вселенной, о месте в ней человека, является одной из самых обширных в произведениях поэта.

Последняя строка стихотворения символизирует неизбежный круговорот жизни. Законы времени неумолимы, люди рождаются, умирают, а на смену им приходят другие. И изменить что-либо в существующем порядке человеку не по силам. Все предусмотрено заранее.

Обобщенный характер предложений в стихотворении, с использованием личных местоимений 1-го лица во множественном числе, свидетельствует о том, что герой является самым обыкновенным человеком. Он не противопоставляет себя общей массе и, так же как все, подчиняется законам Вселенной.

Первая часть состоит из одной строфы и представляет собой предисловие к основной части стихотворения. В ней Пушкин сравнивает человеческую жизнь с поездкой в телеге. Ей заправляет ямщик, без устали и равнодушно несущийся по дороге. Ямщик – это образ седого времени, которое летит без остановок на передышку и отдых. Неумолимость времени лучше всего понятна из последней строки первого четверостишия:

Ямщик как будто прирос к облучку телеги и уже просто не может сойти. Но в этом читатель видит еще и какое-то равнодушие, безразличие. Сиди хоть кто в той телеге, ямщик не изменит своей траектории и будет так же безразличен к своему пассажиру. Так и мы для времени одинаковы, и никого оно не щадит:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка…

Вот только легкости на душе человек от этих строк не чувствует, потому что жизнь каждого человека пролетает легко и непринужденно, будь то простой крестьянин или великий художник, или писатель.

Зрелость – это середина жизни, и теперь она оценивается и осознается не только с точки зрения взгляда в будущее, но и с анализа прошлого. Половина пролетела незаметно, так же быстро пролетит и вторая, и оттого на еще горячем сердце появляется налет грусти.

Последняя строфа посвящена старости, или вечеру, дня. К этому времени человек устает от долгой дороги и даже созерцанию пролетающих картин предпочитает дремоту. Жизнь не тяготит его, но он к ней уже привык. Ничего нового и интересного ждать уже не приходится, все известно, все уже в жизни человека было. К тому же спускающаяся ночь навевает желание заснуть.

Особенно обреченно звучит последняя строка:

Время человека подходит к концу, но жизнь продолжается и после его смерти, и кто-то молодой и энергичный утром снова сядет в телегу жизни, и все повторится сначала.

Образ скрипучей старой телеги совсем нелиричен, но в этом-то и заключается идея скоротечности жизни: в обыденности и прозаичности всего происходящего в ней, в цикличности и косности бытия. И все-таки я думаю, что автор не показал этим дисгармонию природы, как и не чувствует он безысходности. Скорее, наоборот, в стихотворении чувствуется смирение, принятие законов природы, с которыми бесполезно спорить и остается только бережнее относиться к своему времени.

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едем до ночлега —

А время гонит лошадей.

Вариант 1

В стихотворении “Телега жизни” А. С. Пушкин отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день, старость — вечер, смерть — ночь. Для него жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся “само собой”, независимо от воли человека.

Сознательно сниженный, деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования: так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни хотел,

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Вариант 2

Наша жизнь изменчива — моменты счастья и печали. Как правило, человек хочет продлить мгновение радости, но мы не властны над временем. Все хорошее когда-нибудь заканчивается, начинается что-то новое, ведь от судьбы не убежишь, и кто знает, что будет завтра. Поэтому в таких случаях мы говорим, что время расставит все на свои места.

В зрелом возрасте, оглядываясь назад, осознаем свои ошибки, и хочется вернуть время, но понимаем, что это невозможно. А в старости? В старости некоторые люди просто спокойно доживают свой век. Мне кажется, что жизнь можно сравнить с часами: в детстве пытаемся ускорить время, т. е. заводим часы, а потом уже невозможно их остановить.

С утра садимся мы в телегу

Но в полдень нет уж той отваги;

Кричим: полегче, дуралей!

Под вечер мы привыкли к ней

А время гонит лошадей.

На мой взгляд, время — мудрый советчик и наставник, поэтому не следует торопить события, пусть все будет, как задумано судьбой!

Вариант 1

Восприятие, толкование, смысл

Поэт находился в Одессе, где служил в канцелярии генерал-губернатора Воронцова. Ему приходилось заниматься массой мелких и скучных поручений, которые день ото дня вгоняли поэта в депрессию и философское восприятие действительности.

В этом стихотворении автор применил традиционную перекрестную рифмовку, сочетая женские и мужские пары. Оно написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия.

Вариант 2

Лирика А.С. Пушкина всеобъемлюща и универсальна. Она затрагивает все стороны человеческой жизни, дает ответы на множество вопросов, отражает ценные наблюдения поэта.

Это произведение имеет интересную форму. Поэт уподобляет жизнь каждого человека поездке на телеге. Поэтому стихотворение имеет иносказательный смысл, поездка на телеге здесь становится символом жизненного пути человека. Первое четверостишие играет роль некоего вступления, вводной части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка.

Второе четверостишие рисует нам юность и молодость человека:

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

В зрелости человек ведет себя уже иначе:

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас; нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

И вот незаметно наступает старость:

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И, дремля, едем до ночлега —

А время гонит лошадей.

Уподобление человеческой жизни одному дню (развернутая метафора) несет в себе очень глубокий смысл. С одной стороны, жизнь быстротечна, она пролетает, как один день. С другой стороны, человек – часть природы, Вселенной. Он живет по одним с ней ритмам, проживает одинаковые состояния: утро – веселая молодость, полдень – разумная зрелость, вечер – спокойная, умиротворенная старость.

Примечательно, что предложения в стихотворении носит обобщенный характер (за счет личных местоимений 1 лица мн. числа). Это говорит о том, что и лирический герой относит себя к основной массе людей, которым не под силу осознать и понять законы природы. Они лишь стремятся приспособиться к жизни, привыкнуть к ней. На мой взгляд, это подтверждает мысль Пушкина о глобальности и великой мудрости Вселенной, познать которую никому не дано.

Это произведение написано четырехстопным ямбом с пиррихием. Для его создания использована традиционная перекрестная рифмовка, сочетание мужских и женских рифм. Все вместе делает это произведение шедевром ранней философской лирики А.С. Пушкина.

Вариант 3

Лирика Пушкина слишком универсальна и всепоглощающа. Она не только интригует она, будто затрагивает всю жизнь человека. Через свои произведения автор словно передает собственные жизненные наблюдения и даже пытается познать и дать ответы на многие вопросы, интересующие его так давно. Широко спектра в лирике писателя обретают философские темы. Пушкин старается размышлять о жизни в целом, увлекаться законами Вселенной.

Это словно не дает ему покоя. Ярким философским стихотворением того времени стало “Телега жизни”. Когда писателя отправили в ссылку подальше от Петербурга, он все время был в плохом расположении духа. Он будто проклинал время и людей, которые так с ним поступили. Именно эти события в жизни поэта и подтолкнули его искать в происходящем какой-то философский смысл.

Данное стихотворение достаточно интересное. Автор описывает простую поездку на телеге, которую уподобляет жизни. Получается, что сама телега — это символ самого жизненного пути, со всеми преградами и неудобствами. Повозкой управляет ямщик, он словно время, неумолимое и беспощадное, везет вперед по начертанному пути. Время пролетает так незаметно, словно не было всяких проблем и тягостей. С помощью применения эпитетов автор раскрывает весь драматизм ситуации.

Пушкин прекрасно описывает каждый возраст. Жизнь начинается с молодости, Пушкин сравнивает этот период с утром. В это время человек полон сил и энергии, он стремится жить. У него есть цель, он к ней движется. Человек словно хочет испытать и попробовать все на свете. Будучи молодым, герой не всегда задумывается о том, что его ждет. Он ощущает себя властелином мира. Человек словно прогоняет свою жизнь, он стремится скорее стать взрослым, не думая о том, что это время быстро пройдет, его не вернешь.

Полдень для героя словно зрелость. Здесь к нему приходит опыт. Он уже получился шишки от ошибок. Герой ведет себя уже более осмотрительно и уверенно. Познав реальность человек, старается опасаться неприятностей. Но если уже получается в них попасть, каждый старается поскорее выбраться и разобраться с ними. Теперь люди понимают, что жизнь не вечна, она принимает стремительных оборотов. Оказывается, она может быть жестокой и коварной, за каждым углом может таиться опасность.

Такие мысли возникают в голове зрелого человека. Это полностью приближает его к старости. Старость, словно тот тихий, уютный вечер. Но в то же время человек чувствует себя лишним в суете мирской. Он все больше отстает от других, больше боится и не хочет перемен. Его устраивает покой, тишина и стабильность. Жизнь остается прежней, только вот герой начинает ее понимать, потихоньку привыкая к ее переменам.

Люди рождаются и умирают, это естественный порядок в природе. Жизнь может пролететь, словно один день. Но герой живет с ней в одном ритме, стараясь не теряться и не отставать. Все произведения наполнено некой гармонией и пониманием правил жизни, которые, к несчастью, изменить нельзя.

Вариант 1

Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в этот период в творчестве поэта появляются саркастические и даже издевательские нотки, автор пытается обобщить все происходящее и наделить неким философским смыслом.

Таким образом, Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы.

Вариант 2

Литературное творчество Пушкина затрагивает практически все стороны нашей жизни. Философская тематика, наблюдения о законах Вселенной, о месте в ней человека, является одной из самых обширных в произведениях поэта.

Последняя строка стихотворения символизирует неизбежный круговорот жизни. Законы времени неумолимы, люди рождаются, умирают, а на смену им приходят другие. И изменить что-либо в существующем порядке человеку не по силам. Все предусмотрено заранее.

Обобщенный характер предложений в стихотворении, с использованием личных местоимений 1‑го лица во множественном числе, свидетельствует о том, что герой является самым обыкновенным человеком. Он не противопоставляет себя общей массе и, так же как все, подчиняется законам Вселенной.

В этом стихотворении каждое время суток имеет соответствие с разными периодами жизни. У каждого человека свое понятие о жизненных периодах. Есть хорошие, насыщенные добром и светом, а есть и ненастные, полные уныния и безысходности. Есть в жизни моменты счастливой радости, которые человек хочет продлить, но время неподкупно, оно летит. Хорошее заканчивается и приходит что-то другое, иногда недоброе. От судьбы никуда не деться, не убежать. Никто не знает, что ждет завтра. Время все расставляет на свои места.

Время в детстве долго тянется, так как хочется, чтобы оно быстрее прошло, чтобы вступить во взрослую жизнь, создать семью, работать. Затем мы не горим желанием гнать время, но оно летит. Зрелый возраст хочет придержать время, позволяет осознать прожитое, ошибки, но время уже не вернуть. Приходит старость, и кто-то спокойно доживает свой век. Поэт показывает в своем произведении мудрого и опытного советчика - время, которое не любит ускорение событий, так как будет все так, как задумано судьбой.

Читайте также: