Текст глуховский краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Выплеснуть полный спектр эмоций. С нецензурщиной и грязными эпитетами. С обилием восклицательных знаков и односложных предложений. Таковы первые порывы после прочтения свежего романа Дмитрия Глуховского "Текст". К тому же чтение первых отзывов и рецензий в интернете показывает, что многие так и поступили.
"Текст" - первый роман Дмитрия Глуховского, который полностью реалистичен. Сборник "Рассказы о родине" - не в счет. Он близок, скорее, к журналистским фельетонам.
Первые яркие впечатления от "Текста" осмыслены. Поэтому хочется рассмотреть роман в сравнении с другими произведениями автора. Оценить характерные черты его творчества в развитии.

ДАЛЕКО ЗА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТОЙ
Яркая, бескомпромиссная, запредельная по отношению к общепринятым нормам литература - это всегда особенный результат творчества.
Близкие к жизни произведения, где герои выходят далеко за последнюю черту, теряют связь с обществом - редкость. Особенно на хорошем профессиональном уровне.
Далеко не каждая книга становится событием. Гвоздем в памяти на несколько месяцев или лет.
Роман Дмитрия Глуховского "Текст" таким "гвоздем" является в полной мере. Двольно часто в самых остросюжетных сочинениях читателя держат в условной зоне комфорта. Крутой детектив, реалистичная повесть, биографический роман. Как бы ни закручивало сюжет, за героя можно сильно не волноваться. Интерес только в том, как он выкрутится.
Совсем не таков "Текст". Он изначально похож на плохо освещенный тоннель, в конце которого - мрак неизвестности. Найдется ли по пути выключатель, чтобы его рассеять? Нет ответа. Как нет и никакой уверенности даже за ближайшее будущее героя.
Остается только, затаив чувства, читать текст. Отслаивая судьбу Ильи со страниц строчками, абзацами, главами.
Герой действует в запредельно ожесточенной крайне дискомфортной реальности. Находится не просто у последней черты, как выражаются в приключенческих романах. Он заходит далеко за пределы самой последней из возможных черт.
Серые дворы, цепкие менты, тусклые мечты. На фоне пылающей роскоши московского мегаполиса.
В результате, словно читаешь книгу в кресле обитом стекловатой. В реалистичном произведении, где все происходящее возможно по-настоящему, чувствуешь себя столь же дискомфортно как при чтении романа ужасов.
Будущего нет. Зона комфорта читателя принципиально отсутствует.
Последняя черта в процессе чтения стремительно и бесследно исчезает.

НАСЛЕДИЕ ГЕРОЯ
Пожалуй, при серьезном подходе рассматривать творчество любого автора надо в развитии.
Главный герой в романах Дмитрия Глуховского, как правило, находится ситуации сложнейшего выбора. При этом имея минимальное количество времени на принятие решения.
Так происходит с мутантами "чёрными" в "Метро 2033". Казалось, бы выбор прост - ввязываться в спасение постъядерного метрополитена от нового вида мутантов или остаться со своей общиной на родной станции?
Главный герой Артем решает уничтожить "чёрных". И вот дело сделано. Только вскрываются новые обстоятельства. Возникает еще более сложный выбор. Когда оказывается, что мутанты "черные" не враги, а новый тип людей.
В "Метро 2034" ощущение горящей под ногами земли у героя еще больше. Фантастическая обстановка лишь фон. Проблемы реальные и острые. Убрать фантастическу - получится глубоко реалистичный проблемный роман. С глубокими и даже местами морализаротскими рассуждениями, которые его совсем не портят.
В свою очередь "Метро 2035" - подводит итог антисоциализации главного героя по отношению к обществу, в которое он изначально интегрирован. События "Метро 2035" - это наиболее яркий выход героя серии "Метро" за последнюю черту. За красные флажки сложившегося уклада и типичных представлений консервативного общества.
Так же в серии "Метро. " от первой книги к последней наблюдается определенное изменение авторского подхода. Сначала это во многом фантастическое постапокалиптического приключение. Пусть и с серьезными моральными проблемами. Но уже во второй книге повествование склоняется ко все большему социальному реализму. Фантастическое окружение играет все более второстепенную роль.
Устоявшаяся фантастика мира "Метро 2033" здесь лишь инструмент для донесения острых мыслей о проблемах нашего настоящего современного общества.
В свое время довелось читать "Метро 2035" на фоне регулярного прослушивания программы "Особое мнение" на "Эхо Москвы" с Дмитрием Глуховским.
Одно из ярких впечатлений - книга воспринималась то же самое особое мнение Дмитрия Глуховского по текущим проблемам российского общества. Но изложенное в художественно-литературных образах и аналогиях.
Серия романов "Метро" так же интересна своим стилем. Сначала он простой репортажный. Идеальный для экшена. Ближе к концу первой книги очень яркими представляются внутренние монологи главного героя.
В "2034" это лишь усиливается в мысленных переживаниях и монологах Хантера.
В "2035" доходит до полного надрыва.
Роман "Будущее" вобрал и преумножил весь социальный хард-кор, отработанный ранее в серии "Метро".
В московской постапокалиптической подземке читателя еще как-то оберегали от совсем жестоких сцен и событий. "Будущее" же стало беспощадным хуком. Кирпичом в приличную витрину обывателя.
Читателя в "Будущем" бьют наотмашь жестокой реальностью. Так, что и фантастическая сторона сюжета отходит на второй план. Становится номинальной. Вода в водопроводе для вечной жизни. Непрерывная материальная жизнь, благодаря ей. Все это вещи заднего плана. На переднем - непередаваемая жестокость цивилизованного и гуманного на первый взгляд уклада.
Спокойнее протекает социальная изоляция героя в романе "Сумерки".
Здесь нет такого жестокого экшена, как в "Метро" или "Будущем". Но характерные черты лирического героя романов Дмитрия Глуховского имеются.
Та же асоциальность главного героя. По сюжету он общается с другими персонажами. Но реального межличностного контакта нет. Герой сам по себе. Вне общества. И так же перед лицом глобальной проблемы, которую надо срочно решать. Конец света. Но суть не в конкретном воплощении, а в характерной для героев Дмитрия Глуховского ситуации. Необходимость сложнейшего выбора в условиях острой нехватки времени.
Чужой среди своих - характерная черта главных персонажей Дмитрия Глуховского.
В серии "Метро. " это даже почти "чужой в стране чужих", как называется известный хипповский роман Роберта Хайнлайна. Проповедник нового мира. Лучшего будущего для постапокалиптического человечества. Не понятый и не принятый обществом.
"Текст" не имеет прямой связи с предыдущими романами, но унаследовал из них характерные черты.
Ясный быстрый репортажный стиль. Яркие внутренние монологи героя. Беспощадный нуар подробностей тёмных сторон жизни.
Антисоциальный герой вне общества.
Вынужден решать серьезную проблему в условиях острой нехватки времени.
Так как роман "Текст" довольно локальный, в нем нет масштаба трагедии, как в "Метро. " Лишь персональная катастрофа одного человека.
Интересно и том, что, как правило, элита, верхи общества, в произведениях Дмитрия Глуховского не готовы к вызовам, которые им бросает жизнь.
В "Метро 2033" руководство Полиса фактически наиболее влиятельная сила в подземке. Но оно не готово к нашествию чёрных. А потом точно так же не может принять еще более парадоксальную мысль от которой зависит ход развития постапокалиптической истории Москвы. Не может воспринять, что те, кого считали монстрами - шанс на выживание человечества.
Заниматься проблемой выживания людей в отдаленном будущем готов только выходец из низших слоев постапокалиптического общества.
В продолжении, "Метро 2035", эта мысль заостряется до еще большего предела. Элита не только не может думать о переменах, но и не хочет, когда вариант дальнейшей более перспективной жизни главный герой ей подает в уже готовом виде. Выбраться на поверхность и начинать новую жизнь.
В романе "Будущее" правящая верхушка так же залипла в своей вечности. Получается смысловой парадокс. В книге "Будущее" у элиты, которая живет вечно будущего фактически нет.
В "Сумерках" общество как таковое в полноценном виде вообще отсутствует. Все персонажи кроме главного героя напоминают не людей, а функции. Главная сила в романе, очеловеченный Бог. Он опять же настроен крайне пессимистично. И вообще Бог болен.
В романе "Текст" эта характерная особенность построения сюжета сохраняется. Главный герой Илья по отношению к ключевым героям книги - так же выходец из низов общества. Из простых. А те, с кем он ведет интеллектуальную игру по смартфону, выдавая себя за другого человека - своеобразная элита современного образца. Сила, связи, возможности. Опер, который его несправедливо посадил. Отец опера, коллеги, начальник.
Из нейтральных персонажей только мать главного антогониста и его девушка.
Таким образом, роман "Текст" - это результат серьезного развития, основанный на хорошей работе в прежних произведениях.
Правда, в "Метро" и в "Будущем" автор еще давал человечеству хоть какой-то шанс. В "Сумерках" впервые возник вариант, когда сама жизнь может быть перечеркнута, исчезнуть, со смертью одного бога, чьим сном и является.
В "Тексте" будущее в лице главного героя вообще вспыхнуло и перегорело, как выбитая в подъезде лампочка.
Что же, бывает и такое. Нуарный гиперреализм во всей яростной серости современного российского быта.
Сергей СУСЛОВ. 20 августа 2017 г.

Текст | Фильм по роману Глуховского

Телефон стал для души резервным хранилищем. В нем самые яркие наши воспоминания; мы храним свой смех в фотографиях и минуты счастья — в видео. В почте — наставления от матери и деловая подноготная. В истории браузеров — всё, что нам интересно на самом деле. В чатах — признания в любви и прощания, снимки соблазнов и свидетельства грехов, слезы и обиды. Такое время.

Картинки, видео, текст. Телефон — это и есть я. Тот, кто получит мой телефон, для остальных станет мной. Когда заметят, будет уже слишком поздно. Для всех.

Двадцатилетний студент филфака МГУ Илья Горюнов осужден на 7 лет по подложному обвинению за торговлю наркотиками: статья 228.1.

Когда Илья освобождается и приезжает домой, он узнает, что его мать умерла от инфаркта за два дня до его возвращения. Нормальная человеческая жизнь, к которой Илья собирался вернуться, ему больше не светит. Зато Илья знает, где этим пятничным вечером будет находиться оперативник ФСКН, который лишил его семи лет жизни.

Это история о возможной и о невозможной любви, о мести и об искуплении, о столкновении родителей и детей, о наследстве и наследии. Пронзительная и надрывная история.

DELETED

Текст | Фильм по роману Глуховского

DELETED

Дмитрий Супряткин

Евгений Бондаренков

Два момента вызывают вопрос: 1) насколько я понимаю Илья делал все, для того, что бы у родных создалось впечатление, что Хазина убили неожиданно, те полагал, что судмедэкспертиза не сможет точно определить время смерти. Но мы понимаем, что он лежал там уже неделю. Так вот- есть ли во всем этом смысл? Действительно ли можно ввести в заблуждение экспертов, если тело в таком состоянии будет?
2) на сколько я понимаю, биллинг можно производить и с выключенным телефоном- насколько данная информация в книге достоверна?

Владислав Смирнов

Прошло немного времени, как прочитал. Понял, чего лично мне не хватило.
После размашистого вступления, где показывалось так же и прошлое Ильи, ожидал такой же объемной истории становления Ильи теперешнего, как это было в "Будущем" с интернатом. Очень ждал острой сюжетной линии в тюрьме (без перевеса в ее сторону), которая бы дополнила психологический портрет главного героя.

Дмитрий Супряткин

Игорь Михеев

Главное не нырять в книгу с головой, не погружаться в нее без остатка. Правда у меня не получилось. Книга очень тяжелая для того , чтобы ее вместе с Ильей пережить, а после вместе с ним и умереть. Дмитрию желаю менее мрачных книг, уж эта, конечно, без сомнений запечатлит сегодняшнее поколение, общество, отношение друг к другу. Тут скорее просьба не к самому автору, а призыв к государству, к обществу вокруг. Народ, достаньте свои головы сами знаете откуда, и хотя бы, как минимум, не уподобляйтесь и не участвуйте в происходящем вокруг мракобесии и зле. Тогда и Дмитрий напишет более светлую и добрую книгу.
Спасибо от преданного читателя.

Yulia Shumkova

У меня к автору еще один вопрос (с точки зрения жительницы того же города, что и главный герой): если Илья жил рядом со станцией Депо, почему он все время ездил в Москву со станции Лобня? Мелочь, но неприятно .

Петр Троцкий

Максим Кожевников

Я думаю, что книга ставит каждого читателя перед гнетущим выбором:
- После всего того, что мы о нем узнали, заслуживал ли Хазин смерти?
- После всего того, что произошло, заслуживал ли Илья права на второй шанс? Начать всё сначала, в другом месте.

До последнего надеялся хоть на какое-то подобие хэппи энда. Второй день не отпускает мысль, а что, если бы он просто забрал немного денег из 250 тысяч?
Допустим, тысяч пять. Ему бы хватило и на похороны, и улететь.

И "абреки" бы не сразу спохватились этой суммы и вряд ли стали бы что либо делать с Ниной после известия о кончине Хазина.

Дмитрий Сезионов

Лариса Калина

Дарья Кулебянова

Конец должен быть другой.
Чего стоит эта Нина,хоть она и беременная? Ничего.Такой же человек как и Хазин,и Гоша,и мама Ильи.
Илье она была никто.
Выбор в ее пользу того не стоит,надо было брать деньги и ехать в Колумбию.
В остальном,книга просто великолепна,прочитала за одну ночь,не помню за последний год таких держащих в напряжении книг кроме метро 2035)

Виктор Бельский

😐

Худшая работа Дмитрия,художественная ценность на уровне отечественных сериалов про ментов и бандитов,очень разочарован и раздосадован

Владислав Пражак

Ян Рогов

Дмитрий, я в книжных спрашивал, говорят - ввоз книг российских издательств на территорию Украины безвременно запрещен. Но есть вариант, если интересно, пиши в ЛС.

Ян Рогов

Практически до самой концовки не мог сформировать отношения к книге, странно она у меня шла: за один день; не мог сказать, что интересно узнать, что дальше, но и отложить просто так не мог. Возникли ассоциации с фильмами Быкова, только тут концовка совсем закрытая, в стену упирается, хотел бы пофантазировать - да некуда фантазии лететь. В итоге, книга понравилась хоть одним словом ее только и могу определить "Чернуха." Рад, что Дмитрий полностью развязал себе руки в плане абсцентной лексики, реплики стали на много живее.

Юлия Засыпалова

Очень серьзная и настоящая книга. Финал другой. нет конечно, ничего другого с Ильей быть уже не могло. Давайте разберемся, что дало возможность оставаться человеком парню все семь лет на зоне: любовь к девушке которую он защитил, горе утраты ее любви он еще не пережил и был все равно с надеждой на что то;второе это гнев, злость и желаемая месть Пете (при этом не путать с обидой, у Ильи были именно гнев и злость очень мощные и двигающие чувства)и самое главное настоящая очень такая простая основаная на любви связь с мамой. Пожалуй последнее было самым главным стержнем у Ильи. Тюрьмы никого не исправляют и если бы не этот стержень парень не вышел таким. И если бы мама не умерла он и правда бы начал жизнь сначала. Но никто не дал ему такой возможности. Илья сразу можно сказать с разбегу оказался в состоянии горя, при чем острого и страшного. Он сам как бы уже умер вместе с мамой, и те щи которые были единственной вещественной связью с живым миром как то возвращали в реальность. Горе почти аффект дали возможность свершиться мести. Илья хорошо знал, что убивать у него нет права, но он как бы забрал Петра с собой в другой мир. И никуда бы он не улетел, никакие деньги не помогли бы, ему же не за чем уже было жить, внутренне не за чем. Его задержали только недоделанные Петины дела. И не правда что после него ничего не осталось, маленькая девочка будет жить и у нее будут бабушка и дедушка, кто знает было бы ей хорошо с Петей. А Илья ушел вслед за мамой и это важный и хороший конец, они где то там будут вместе, боль от ее утраты в этом мире Илье одному было не пережить. А одиночество героя ужасающе. Не к кому обратиться, никто ни в чем не поможет, ничего и никто не держит и по маме соскучился. Классный роман!Спасибо автору!

Но продолжила чтение, а там все стало развиваться совсем не так, как я представила. Уже в третьей главе Илья разыскал Петю и отомстил – зарезал наточенным кухонным ножом и скинул в люк. И вот я сижу с книгой, открытой на пятьдесят пятой странице и совершенно не представляю, о чем же собирается рассказывать автор на остальных двухсотшестидесяти.

Почему же Илья не может прервать этот замкнутый круг? Мы понимаем, что он уже не просто хочет потянуть время, не только хочет провернуть вместо Пети сделку и продать наркотики из конфискованной партии. Но вовсе не телефон магическим образом втягивает его в свои сети. Это совесть Ильи не дает ему покоя.

Я уже упомянула о том, что он учился на филолога. Этот человек живет больше сердцем, а не разумом. Как бы он ни хотел показаться расчетливым и равнодушным, как бы ни хотел радоваться смерти своего врага – это у него не получается.

Он не может воскресить Петю из мертвых, но делает все, чтобы прожить за него хотя бы немного, завершить начатые им дела. Отговаривает Нину от аборта, мирится с отцом, просит прощения у матери, примиряет своих родителей с будущей невесткой, которую они раньше не хотели признавать.

Он запутывается все больше. Хотя в какой-то момент автор даже подарил герою и читателям призрачную надежду на то, что все будет хорошо: Илья надеется, что продав большую партию наркотиков, он выручит достаточную сумму денег для того, чтобы не только достойно похоронить мать, но и начать новую жизнь в другой стране. И у героя, даже все получилось бы, если бы не его совесть. Даже в тот момент, когда решается его судьба, Илья больше думает о Нине и родителях убитого им Петра Хазина, чем о себе.

А вот чем все закончилось, я вам рассказывать не буду. Надеюсь, прочитаете сами. От себя скажу, что никогда не думала, что книга так увлечет. Здесь нет детективной составляющей, но книга интригует, затягивает как хороший детектив.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Дмитрий Глуховский Текст

Текст: краткое содержание, описание и аннотация

Дмитрий Глуховский: другие книги автора

Кто написал Текст? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Дмитрий Глуховский: Текст

Текст

Дмитрий Глуховский: Метро. Трилогия под одной обложкой

Метро. Трилогия под одной обложкой

Дмитрий Глуховский: Сумерки

Сумерки

Дмитрий Глуховский: Метро 2034

Метро 2034

Дмитрий Глуховский: Метро 2033: Последнее убежище (сборник)

Метро 2033: Последнее убежище (сборник)

Дмитрий Глуховский: Текст. Глава 4

Текст. Глава 4

Дмитрий Глуховский: Рассказы о Родине

Рассказы о Родине

Дмитрий Глуховский: Текст. Глава 1

Текст. Глава 1

Дмитрий Глуховский: Текст. Глава 2

Текст. Глава 2

Дмитрий Глуховский: Текст. Глава 3

Текст. Глава 3

Дмитрий Глуховский: Текст. Глава 4

Текст. Глава 4

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Текст — читать онлайн ознакомительный отрывок

Очень нужно было именно в этот вечер поехать в Москву преднощной пивной электричкой, набитой такими же областными клабберами, переглядывающимися между собой незнакомцами с общим предвкушением.

Это нужно было Илье, и нужно Вере.

Он был на филфаке МГУ, а она – по названию в Московской финансово-юридической академии, но по географии – в Лобне и на Промышленной улице. Он на мечтателя учился, она на прагматика. Ей – основы бухучета и финансовой грамотности, ему – европейская литература двадцатого столетия.

Илье в сокурсницы – истомившиеся по любви шестнадцатилетки, распущенные цветы росянки, хулиганки-москвички. Они для того только за языками и литературой в филологию идут, чтобы из книжного шелка и романо-германского придыхания наткать серебристой паутины женских чар. И редкие мальчики с потока для них – первые мушки, даром что балованные: такая школа злей и вернее.

Вере в однокашники – стриженые подмосковные крепыши с челками, как у ризеншнауцеров, и с песьими повадками, будущие чиновники-кооператоры. С такими всегда знаешь, как разговор пойдет: все их реплики известны вперед, можно и не заговаривать. И роман весь наперед понятен, и замужество, и пенсия.

Ему Москва, ей тоска.

А школьная любовь – комнатная, станешь ее пересаживать из горшка во взрослую жизнь – сорняки забьют.

Вера его к Москве, конечно, ревновала; но он ей с Москвой не изменял. В двадцать лет настоящее слишком настоящее, чтобы будущее проектировать или прошлое мусолить. Но когда он себя в Москве взрослым представлял – Вера была где-то рядом, а остальное было не в фокусе. Большего от пацана требовать нельзя и не имеет смысла. А девушке такая близорукость невообразима.

И тут ребята с курса предложили Илье снять квартиру на троих в одной автобусной остановке от факультета. Это значило – с Верой теперь видеться только на выходных.

Поэтому важно было сейчас оказаться им в этом поезде, который обоих их вез бы в одном направлении. А могли одни на двоих наушники и сцепленные светящиеся браслетики удержать вместе двух людей, которых вселенская гравитация растаскивала по разным орбитам? Неизвестно.

Электричка въезжала на тот самый Савеловский.

Летняя Москва днем – микроволновка. Крутится медленно поднос Третьего, Садового, Кольцевой линии в метро, варят тебя невидимыми лучами через облака, через пыльный воздух, сквозь сто метров рыжей глины. Все время в клейкой испарине. Дождем промоют нутро, слепят в комки дорожную пыль, сваляют из тополиного снега грязную вату, и снова – парить.

Но когда кончат облучать, дадут продых, разбавят воздух, закатят солнце – становится Москва лучшим городом планеты.

Читайте также: