Технологическая карта живая и неживая природа 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

- научатся находить связи между живой и неживой природой.

Материально-техническое обеспечение урока

Презентация к уроку

Этап 1. Мотивация учебной деятельности

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

- Здравствуйте ребята, прослушайте стихотворение и проверьте, все ли готовы к уроку.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели, ноги вместе.

Тетрадки, ручки -всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать.

И учиться лучше всех

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Читает стихотворение, контролирует готовность к уроку.

Слушают стихотворение- проверяют готовы ли они к уроку

Этап 2. Актуализация знаний

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

-Подумай и ответь:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

В небе тучка проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

-Совершенно верно. Сделаем вывод из этого стихотворения. Природа это?

- Все ли согласны с таким утверждением?

Значит природа это…

Слушают, отвечают на вопросы.

Это всё, что вокруг нас.

Нет, это то, что не создано руками человека.

Всё, что нас окружает, но не создано руками человека

( готовность осваивать и использовать знания о природе)

Этап 3.Постановка учебной задачи

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Вспомните, когда вы сегодня шли в школу, какие объекты природы вы видели ?

- Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

Поставьте цель сегодняшнего урока

-Откройте учебник на стр.24 и прочтите в учебнике название нового раздела и темы для изучения в этом разделе.

-Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять.

-Как определить, что относится к живой, а что к неживой природе?

Помогает в постановке темы урока.

Нацеливает на деятельность.

Отвечают на вопросы:

Растения, облака, солнце, людей, машины, деревья здания и т. д.

Живые и неживые.

Формулируют тему урока

Определяют цель урока:

Познакомиться с живой и неживой природой.

Находят учебные задачи урока.

1. Узнаем, какая бывает природа.

2 . Научимся различать объекты неживой и живой природы;

3.Научимся находить связи между живой и неживой природой.

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

- Рассмотрите изображение на слайде и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой.

-Назовите признаки живой природы.

- Скажите, а растения дышат?

Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

- Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения?

- Ребята, назовите признаки неживой природы?

Ребята, какие объекты относятся к живой природе?

- Ребята, какие объекты относятся к неживой природе?

Нацеливает на работу.

Анализируют изображение и отвечают на вопросы.

Называют объекты живой и неживой природы

Они двигаются, едят, дышат

Дышат, питаются, размножаются, умирают, рождаются

Не двигаются, не едят и не дышат.

Человек, растения, животные, грибы

Солнце, воздух, вода, горы, солнце и луна, звёзды.

Этап 5. Физминутка

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Нацеливание на отдых.

Этап 6. Первичное закрепление

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Работа по учебнику.

Стр.24. С помощью фишек разного цвета обозначь, что относится к неживой природе, а что – к живой.

(Приложение 2)

-Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы .

Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ

Предлагаю обратиться к собственному опыту и знаниям полученным на уроке.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1 с.7- по вариантам.

Проверка в парах.

Инструктирует, задаёт вопросы, слушает ответы.

Фронтальная работа, заполняют таблицу.

Думают и делают вывод.

Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.

И подтверждают его схемой в учебнике на стр. 27.

Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать

Проверка в парах

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Формируемые компоненты функциональной грамотности обучающихся

Работа в группах . Отгадывание кроссворда. (Работа в больших группах)

(у каждой группы на столах кроссворд)

- Это задание вы будете выполнять в группах. 1-й ряд, это первая группа. 2-й ряд, это вторая группа, а 3-й ряд, это третья группа.

Отгадайте слово и разделите слова отгадки на 2 группы 1- живая природа, а 2- неживая природа.

Какое ключевое слово у Вас получилось?

Организовывает групповую работу. Контролирует фронтальную проверку и исправление ошибок

Работают в группах.

Делят слова на группы.

Находят ключевое слово. ПРИРОДА.

Этап 8. Итог урока.

- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?

- Сейчас мы с вами составим синквейн.

Для этого вам нужно ответить на вопросы. подобрать слова, относящиеся к сегодняшней теме.

Подберите 1 слово, отвечающее на вопрос что?

2 слова, отвечающие на вопрос какая?

3 слова, отвечающие на вопрос что делает?

Природа, живая, взаимосвязана, неживая, и.

Подберите синоним или ассоциацию к слову природа.

Прочитав синквейн мы с вами сделаем вывод, что нового узнали на уроке.

- Перед вами две фотографии окружающей среды.

Какая вам нравится, а какая не очень и почему.

- А какую картину вы чаще всего наблюдаете в природе.

А мы можем изменить ситуацию в природе?

- Ребята, у вас у каждого на парте есть

шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы.

Помогает составить синквейн и сделать вывод, что нового узнали на уроке.

- Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока – дать представление о живой и неживой природе.

Задачи урока:

Узнать, какая бывает природа

Научиться различать объекты неживой и живой природы

Научиться находить связь между неживой и живой природой

Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД: ученик научится

отличать объекты неживой и живой природы;

приводить примеры объектов неживой и живой природы;

устанавливать и объяснять взаимосвязь неживой и живой природы.

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (чтение текста, слушание);

развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)

формировать умение определять учебную задачу на уроке с помощью учителя, удерживать учебную задачу;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

формирование умения договариваться о распределении функций в совместной деятельности, учитывать мнение партнера;

развитие монологической и диалогической форм речи.

формировать устойчивый интерес к изучению природы;

ориентировать детей на сознательное выполнение правил поведения в природе.

Оборудование

Карточки с заданиями для групповой работы.

Карточки синего, желтого, красного и зеленого цветов (4 карточки) для индивидуальной работы.

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы

приводить примеры объектов живой и неживой природы

могут сформулировать существенные признаки живых существ

знают, что необходимо для жизни растениям и животным

Содержание урока

Актуализация знаний, выявление проблемы

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи.

Закрепление изученного материала

Рефлексия учебной деятельности

-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

- Так что же такое природа?

- Вспомните, когда вы сегодня шли в школу, что вы видели вокруг?

- Подумайте, а все ли из этого списка относится к природе?

- Давайте посмотрим, на какие 2 группы мы можем разделить оставшиеся объекты природы?

-Предлагаю вам поработать в парах.

- На какие группы вы разделили объекты природы?

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на нашем уроке?

- Мы разделили все объекты природы на 2 большие подгруппы. А по каким признакам вы это сделали, работая в группах?

- Давайте обсудим, какие признаки есть у объектов живой природы?

- Кого мы можем отнести к живой природе?

- А растения относятся к живой природе?

- Давайте сделаем вывод, что же все-таки м отнесем к объектам живой природы

- А какие признаки у объектов неживой природы?

- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и взбодриться. Поиграем в игру. Если я называю объект неживой природы, вы громко хлопаете в ладоши, а если живой – топаете ногами

Учитель называет 10-15 объектов живой и неживой природы

- Сейчас я вас попрошу открыть свои рабочие тетради на с.17 №1. Выполните задание самостоятельно, а затем поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выполните контроль.

- Мы с вами определили, что все предметы природы можно разделить на две большие группы.

- Связаны между собой как-то эти группы?

- Правильно, в природе всё связано друг с другом. Вспомните, что необходимо растениям и животным для жизни?

- Рассмотрите схему на странице 35. Что обозначают стрелки на этой схеме?

- Прочитаем вывод под схемой.

- Какие выводы вы можете сделать в конце урока? Сравните их с выводами Мудрой Черепахи.

- Какие учебные задачи ставил перед нами Муравьишка? Все ли мы выполнили?

- В чем испытывали затруднения?

- Не забудьте записать домашнее задание с. 32 - 35, читать, отв. на вопросы; выполнить з.2, с.17, з. 5, с. 18

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Цель фрагмента урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о живой и неживой природе и умения выделять сущность, особенности объектов природы.

Задачи фрагмента урока:

Дидактические: формировать представление о том, какой бывает природа; уметь различать объекты природы, находить связь между живой и неживой природой.

Развивающие: развивать умения формулировать речевое высказывание, обосновывать свою точку зрения, сравнивать, сопоставлять, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; умение ориентироваться в системе знаний; сравнивать объекты на основе внешних признаков.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

(П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

Основной задачей этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Добрый день ребята, меня зовут …, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Прочитайте, пожалуйста, поговорку.

- Как вы понимаете это высказывание?

-Совершенно верно, нельзя браться сразу за два дела одновременно. Так и в учении, всё требует времени для выполнения.

-Как вы думаете, почему я взяла на урок такое высказывание?

-Я желаю вам сегодня работать на уроке старательно, быть внимательными, не отвлекаться на что-то постороннее .

- Нельзя браться за несколько дел сразу.

- Вы взяли такое высказывание для того, чтобы мы качественно усваивали материал, никуда не торопились.

Слайд с презентацией.

Самоконтроль ( умение слушать и понимать значение пословицы)

Р.1 - научатся формулировать, принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу урока; планировать свою деятельность (вначале урока);

К.1 - формулировать речевое высказывание; обосновывать свою точку зрения.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Задачей является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились, с какой темой?

- Что такое рукотворный мир?

- Приведите примеры того, что создано руками человека.

- Что создано природой?

За это время первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим. Выигрывает команда, подобравшая наибольшее количество слов. (Например, 1-й ряд – уважительное, доброе и т.д, 2-й ряд – заботливое, пренебрежительное и т.д., 3-й ряд – жестокое, бережное и т.д. )

- Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен в технологической карте, соответствует требованиям ФГОС, используется по УМК "Школа России". В начале урока ставится проблема. Ребята сами делают вывод что относится к живой природе, а что к неживой природе. на этапе "открытия новых знаний" учитель использует интерактивную доску. На уроке предусмотрена работа в группах, где нужно разгадать кроссворд, а слова отгадки разделить на две группы: живая природа и неживая природа.В конце урока обучающиеся подводят итог и проводят самооценку результатов деятельности.

МБОУ Сосновская СОШ №2

Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель начальных классов

Шепелёва Татьяна Николаевна

открытие нового знания

- дать представление о живой и неживой природе

- обучающиеся узнают какая бывает природа;

- научатся различать объекты неживой и живой природы;

- научатся находить связи между живой и неживой природой;

Познавательные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Читайте также: