Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
Образовательная цель: закрепление знаний и умений обучающихся при работе в технике пластилинографии.
Развивающая цель: расширение общего кругозора обучающихся, развитие волевых качеств: усидчивости, собранности, старательности, аккуратности,
развитие мелкой моторики рук.
Воспитательная цель: воспитывать эстетический вкус, любовь к окружающему миру.
Формирование УУД:
Регулятивные действия: определить тему, цель учебной деятельности, план выполнения задания, определить правильность выполнения задания, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь ставить проблему и решать её.
Коммуникативные действия: уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.
Основные понятия: пластилинография, приемы лепки: жгутики, размазывание, надавливание, отпечаток.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное устройство, раздаточный материал (заготовки с силуэтами рыб, пластилин, стеки, дощечки для работы с пластилином), музыкальные записи мелодии моря.
Этапы занятий
Действия учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Мотивационный (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я рада вас всех видеть! Улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Встают, приветствуют друг друга.
2 этап. Актуализация знаний (7 мин.)
- А сейчас, ребята, закройте глаза и прослушайте красивую мелодию.
Какие картины возникнут у вас. Что вы услышите, мы поговорим об этом после прослушивания музыки.
- Что вы услышали? Что это за мелодия?
- Что вам представилось, когда вы слушали звуки волн?
- Конечно же, это звуки моря. Все согласны со мной?
Показ слайдов с морским пейзажем на дне и его обитателями.
Вот какое красивое море и чайки!
Пока мы с вами слушали звуки моря, к нашему берегу прибило конверт с письмом. Прочитаем письмо? Как выдумаете, от кого это письмо?
Конечно, от принцессы Ариэль. А где живет Ариэль?
Правильно, в море. Кто живет вместе с ней.
Правильно, её отец царь Нептун.
- Ребята, поможем принцессе Ариэль?
Мы с вами отправляемся во владения царя Нептуна, в его подводное царство.
Принцесса Ариэль начала рисовать картину и вот что у неё получилось.
На доске начатая принцессой картина – фон морского дна. Кого-то на ней не хватает. Подумайте, кого?
Конечно, морских жителей.
Давайте еще раз сформулируем задачу нашего занятия. Кого мы будем сегодня изображать? (морских обитателей).
А рисовать мы будем не красками, а пластилином. И у нас должна получится вот такая картина.
- Сейчас я открою наше импровизированное море на доске. Вот на такой фон мы будем клеить ваших рыбок.
Мы совершим виртуальное путешествие в царство Нептуна и нарисуем красивых рыбок. Но для этого нам нужно стать похожими на морских жителей.
- А сейчас выдохнули и тихонечко сели на свои места.
Слушают мелодию волн
Ответы детей какие картины возникают при прослушивании мелодии, что услышали.
- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.
Личностные:
Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.
Осознавать значение учебной деятельности.
Принимать ценности мира.
Метапредметные.
Регулятивные:
Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.
Понимать инструкции и следовать им в практической работе.
Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы.
Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Понимать схемы, приведённые в учебнике.
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.
Осознанное и произвольное строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Извлекать необходимую информацию из разных источников.
Коммуникативные:
Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог.
Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.
Основные понятия
Лес, животные леса, растения леса, экспедиция
Методы и приёмы обучения
Формы работы
Фронтальная, групповая, парами, индивидуальная
Образовательные ресурсы
- Плешаков А. А.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1;
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1;
- Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас – определитель для учащихся начальных классов.
-Плешаков А. А. Окружающий мир . Тесты. 2 класс.
Дидактические материалы к уроку: карточки – задания
Технология обучения
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Здравствуйте ребята, сегодня мы отправляемся в приключение.
Нас сегодня ждёт дорога.
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята,
Скорее за работу,
Чтобы времени зря не терять.
Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.
Слушают внимательно учителя
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.
2.Основная часть.
Цель: актуализация знаний о природе.
Мы отправляемся в лес. А кто-нибудь из вас знает, что такое лес?
Вы разделены на две команды. У вас на столе лежит конверт с буквами, из этих букв вы должны собрать название вашей группы, а так же выбрать капитана.
1 команда - Резвые бельчата
2 команда - Хитрые лисы
Молодцы! Вы все справились.
Перед вами темы исследования. Ваша задача выбрать одну из них.
1.команда - Растения леса
2.команда- Животные леса.
Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
Собирают название команд, выбирают капитана.
Выбирают тему для исследования.
Определить последовательность работы и начинать собирать материал.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
ориентирование в своей системе знаний.
Регулятивные: оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные: объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Вот мы с вами в лесу. Посмотрите на него, какой он красивый. Посмотрите на него внимательно.
высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную задачу.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Физкультминутка
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру
Разработка Головиной Оксаны Иосифовны,
учителя начальных классов
Цель: углубить знания детей о разнообразии растительного мира.
Образовательная : расширение и уточнение представлений учащихся о лесе;
Развивающая : развитие интереса к познанию природы, к открытию её тайн;
Воспитательная: воспитание наблюдательности и положительного отношение к окружающей природе.
Оборудование: компьютер, smart -доска , нетбуки, мультимедийная презентация, магнитофон, план-карта.
Этапы занятия
Образовательная задача этапа занятия
Методы и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма организации учебной деятельности
Дидактические средства, интерактивное оборудование
Планируемые результаты
Метапредметные
Мотивировать обучающихся к получению знаний о разнообразии растительного мира .
Словесный, наглядный, практический.
Организационный момент, проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок:
- Сегодня утром мне пришло на электронную почту необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю:
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех,
Игры, конкурсы, забавы.
Приглашаю к себе всех.
Я люблю гулять по лесу.
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок.
- Что, ребята, примем приглашение веселого старичка-лесовичка?
Формулирование темы. Целеполагание.
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия?
- Какую цель мы поставам перед собой?
- Чем будем заниматься сегодня?
Компьютер, презентация, smart- доска.
П - ориентироваться в своей системе знаний.
Р – умение ставить цель и формулировать тему занятия.
К – слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении.
формирование положительного отношения к познавательной деятельности;
вырабатывать аккуратность при письме.
Развитие умений обучающихся планировать свои действия для достижения цели.
Постановка задач.
- Посмотрите на доску, как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой? Что нам необходимо узнать, чему научится? (на доске карта, маршрут путешествия)
- Итак, хорошо, давайте отправляемся в путь.
Составляют план работы.
Компьютер, презентация, smart- доска.
П - устанавливать логические, причинно-следственные связи.
Р – умение планировать свою деятельность
К – слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении.
формирование положительного отношения к познавательной деятельности.
Организовать работу учащихся по заданной теме. Создать условия для свободного обмена мнений и нахождения решения
Практический, словесный, наглядный.
- Вот мы и на лесной поляне. Первая остановка на нашем пути…
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
- Ребята, вспомните, кто такой Айболит?
- Он лечит зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем с помощью викторины (Приложение 1).
- Молодцы! Вы отлично справились с этими вопросами.
- Молодцы! Вот, оказывается, как богат лес нашего друга Берендея!
- Ребята, что можно услышать в лесу?
- Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а какими – давайте отгадаем (Приложение 3).
- Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу.
Выполнение физкультминутки.
- Ребята, кто знает, что такое барометр? (ответы детей, если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, то у них есть возможность зайти на поисковую систему в интернете)
- Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления. А при измерении давления меняется погода, т.е. можно сказать, что барометр – это прибор, используемый для наблюдения за изменением погоды.
- Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он Старичок – Лесовичок (на слайде) .
- Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
- Давайте, повторим правила поведения в природе (Приложение 6):
- Молодцы! Я уверена, что Старичок - Лесовичок не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.
Тема занятия: Разнообразие и многочисленность насекомых.
Тип занятия: усвоение новых знаний, комбинированный
Цель занятия: Сформировать представление о существенном свойстве насекомых
Планируемые результаты:
Метапредметные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила вежливого поведения.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с практическим материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные ранее темы.
Предметные: знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; приводить примеры насекомых; узнавать насекомых на рисунке;
Разработка поможет сформировать систему знаний об экологических проблемах современности и путях их решения.
Описание разработки
Цель:
Осознание всеземной общности и взаимной зависимости друг от друга. Содействовать формированию понимания личного вклада каждого участника мероприятия в общее дело, итогом которого станет мирная и счастливая жизнь на нашей планете – прекрасном доме для людей.
Задачи:
Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.
Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке состояния окружающей среды.Развитие стремлений к активной деятельности по охранеокружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Создание индивидуальныхинтеллектуальных карт.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
1. - Ребята, подумайте, в чем на Земле живет красота?
Что самое красивое в Вашей жизни?
Кто самый красивый в Вашей жизни? Почему?
2. Работа с поэтическим текстом.
2. Давайте послушаем, как поэт Н. Рубцов описал историю создания храмов Ферапонтова монастыря. В чем узрела красоту душа Ферапонта.
- Почему в стихотворении сказано,что душа узрела красоту? Разве мы не глазами видим? Давайте проверим, все ли можно увидеть глазами.
У Ферапонта красоту увидела душа. Подумайте, какой должна быть душа человека, чтобы она могла видеть красоту окружающего мира?
3. Рассмотрите пейзаж немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Художник обращается к фантазии зрителя, стремится побудить его задуматься о серьезных проблемах.
4. Анализ репродукции картины немецкого художника – реалиста К. Д. Фридриха.
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства.
- Представьте, что Вы утолили жажду из источника красоты. Какие красивые поступки совершите? Какие поступки для Вас самые красивые?
II. Актуализация знаний.
Работа с информацией.
Цель: Актуализировать знания о Дне Земли –символе признания планеты общим глобальным домом.
1. Прочтите и выделите ее главную мысль.
III. Постановка цели занятия.
- Люди, мы с Вами должны научиться выполнять правила отношений между человеком и природой. Иначе нам грозит экологическая катастрофа. Какую цель мы можем поставить перед собой на сегодняшнем занятии?
IV. Раскрытие темы.
Тогдасегодня нам очень пригодятся ваши знания об окружающем вас Мире: мире Природы - растительном и животном; мире Человека; мире вещей и предметов. Взгляните еще раз на фотографии.Как вы видите, всем и всему на земле есть свое место. Большой Мир – наш общий дом, Дом всего Человечества.
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности
Социально – образовательное событие духовно-нравственной направленности
Актуальность:
Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности.
Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду. Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения. Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности. В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения. Решение ее во многом связано с совершенствованием форм и методов школьного экологического образования.
Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной?
К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.
Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны.
Занятие по внеурочной деятельности
Характеристика класса:
Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности
Осознание всеземной общности и взаимной зависимости друг от друга. Содействовать формированию понимания личного вклада каждого участника мероприятия в общее дело, итогом которого станет мирная и счастливая жизнь на нашей планете – прекрасном доме для людей.
Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.
Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке состояния окружающей среды. Развитие стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Планируемые результаты:
Ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционального, нравственного отношения к природе; элементарные знания о нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах.
Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Формы работы:
Индивидуально-фронтальная, работа в парах, групповая
Ход занятия
Этап занятия
Ресурсы, ИКТ
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I. Организационный момент
1. Создание индивидуальных интеллектуальных карт.
2. Работа с поэтическим текстом.
4. Анализ репродукции картины немецкого художника – реалиста К.Д. Фридриха.
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства.
К.Д Фридрих. Пейзаж.
Фото: картины природы, Собор Ферапонтовского монастыря.
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.
1.- Ребята, подумайте, в чем на Земле живет красота?
Что самое красивое в Вашей жизни?
Кто самый красивый в Вашей жизни? Почему?
2. Давайте послушаем, как поэт Н. Рубцов описал историю создания храмов Ферапонтова монастыря. В чем узрела красоту душа Ферапонта.
-Почему в стихотворении сказано,что душа узрела красоту? Разве мы не глазами видим? Давайте проверим, все ли можно увидеть глазами.
У Ферапонта красоту увидела душа. Подумайте, какой должна быть душа человека, чтобы она могла видеть красоту окружающего мира?
3.Рассмотрите пейзаж немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Художник обращается к фантазии зрителя, стремится побудить его задуматься о серьезных проблемах.
-Может ли человек с доброй душой насильственно прекращать Жизнь?
-Представьте, что Вы утолили жажду из источника красоты. Какие красивые поступки совершите? Какие поступки для Вас самые красивые?
Читайте также: