Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Образовательная цель: закрепление знаний и умений обучающихся при работе в технике пластилинографии.

Развивающая цель: расширение общего кругозора обучающихся, развитие волевых качеств: усидчивости, собранности, старательности, аккуратности,

развитие мелкой моторики рук.

Воспитательная цель: воспитывать эстетический вкус, любовь к окружающему миру.

Формирование УУД:

Регулятивные действия: определить тему, цель учебной деятельности, план выполнения задания, определить правильность выполнения задания, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь ставить проблему и решать её.

Коммуникативные действия: уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать своё мнение.

Основные понятия: пластилинография, приемы лепки: жгутики, размазывание, надавливание, отпечаток.

Оборудование: ноутбук, мультимедийное устройство, раздаточный материал (заготовки с силуэтами рыб, пластилин, стеки, дощечки для работы с пластилином), музыкальные записи мелодии моря.

Этапы занятий

Действия учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Мотивационный (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я рада вас всех видеть! Улыбнитесь друг другу. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.

Встают, приветствуют друг друга.

2 этап. Актуализация знаний (7 мин.)

- А сейчас, ребята, закройте глаза и прослушайте красивую мелодию.

Какие картины возникнут у вас. Что вы услышите, мы поговорим об этом после прослушивания музыки.

- Что вы услышали? Что это за мелодия?

- Что вам представилось, когда вы слушали звуки волн?

- Конечно же, это звуки моря. Все согласны со мной?

Показ слайдов с морским пейзажем на дне и его обитателями.

Вот какое красивое море и чайки!

Пока мы с вами слушали звуки моря, к нашему берегу прибило конверт с письмом. Прочитаем письмо? Как выдумаете, от кого это письмо?

Конечно, от принцессы Ариэль. А где живет Ариэль?

Правильно, в море. Кто живет вместе с ней.

Правильно, её отец царь Нептун.

- Ребята, поможем принцессе Ариэль?

Мы с вами отправляемся во владения царя Нептуна, в его подводное царство.

Принцесса Ариэль начала рисовать картину и вот что у неё получилось.

На доске начатая принцессой картина – фон морского дна. Кого-то на ней не хватает. Подумайте, кого?

Конечно, морских жителей.

Давайте еще раз сформулируем задачу нашего занятия. Кого мы будем сегодня изображать? (морских обитателей).

А рисовать мы будем не красками, а пластилином. И у нас должна получится вот такая картина.

- Сейчас я открою наше импровизированное море на доске. Вот на такой фон мы будем клеить ваших рыбок.

Мы совершим виртуальное путешествие в царство Нептуна и нарисуем красивых рыбок. Но для этого нам нужно стать похожими на морских жителей.

- А сейчас выдохнули и тихонечко сели на свои места.

Слушают мелодию волн

Ответы детей какие картины возникают при прослушивании мелодии, что услышали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, умению работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.

Личностные:

Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.

Осознавать значение учебной деятельности.

Принимать ценности мира.

Метапредметные.

Регулятивные:

Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.

Понимать инструкции и следовать им в практической работе.

Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы.

Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Понимать схемы, приведённые в учебнике.

Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

Формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.

Осознанное и произвольное строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Извлекать необходимую информацию из разных источников.

Коммуникативные:

Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог.

Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.

Основные понятия

Лес, животные леса, растения леса, экспедиция

Методы и приёмы обучения

Формы работы

Фронтальная, групповая, парами, индивидуальная

Образовательные ресурсы

- Плешаков А. А.Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1;

- Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1;

- Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас – определитель для учащихся начальных классов.

-Плешаков А. А. Окружающий мир . Тесты. 2 класс.

Дидактические материалы к уроку: карточки – задания

Технология обучения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Здравствуйте ребята, сегодня мы отправляемся в приключение.
Нас сегодня ждёт дорога.
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята,
Скорее за работу,
Чтобы времени зря не терять.

Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

Слушают внимательно учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.

2.Основная часть.

Цель: актуализация знаний о природе.

Мы отправляемся в лес. А кто-нибудь из вас знает, что такое лес?

Вы разделены на две команды. У вас на столе лежит конверт с буквами, из этих букв вы должны собрать название вашей группы, а так же выбрать капитана.

1 команда - Резвые бельчата

2 команда - Хитрые лисы

Молодцы! Вы все справились.

Перед вами темы исследования. Ваша задача выбрать одну из них.

1.команда - Растения леса

2.команда- Животные леса.

Лес- это природное сообщество. В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

Собирают название команд, выбирают капитана.

Выбирают тему для исследования.

Определить последовательность работы и начинать собирать материал.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

ориентирование в своей системе знаний.

Регулятивные: оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные: объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Вот мы с вами в лесу. Посмотрите на него, какой он красивый. Посмотрите на него внимательно.

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную задачу.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Физкультминутка

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Технологическая карта внеурочного занятия по окружающему миру

Разработка Головиной Оксаны Иосифовны,

учителя начальных классов

Цель: углубить знания детей о разнообразии растительного мира.

Образовательная : расширение и уточнение представлений учащихся о лесе;

Развивающая : развитие интереса к познанию природы, к открытию её тайн;

Воспитательная: воспитание наблюдательности и положительного отношение к окружающей природе.

Оборудование: компьютер, smart -доска , нетбуки, мультимедийная презентация, магнитофон, план-карта.

Этапы занятия

Образовательная задача этапа занятия

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Метапредметные

Мотивировать обучающихся к получению знаний о разнообразии растительного мира .

Словесный, наглядный, практический.

Организационный момент, проверка готовности класса и оборудования, эмоциональный настрой на урок:

- Сегодня утром мне пришло на электронную почту необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю:

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

Пусть на солнечной опушке

Раздается звонкий смех,

Игры, конкурсы, забавы.

Приглашаю к себе всех.

Я люблю гулять по лесу.

В лесу хожу я каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок.

- Что, ребята, примем приглашение веселого старичка-лесовичка?

Формулирование темы. Целеполагание.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия?

- Какую цель мы поставам перед собой?

- Чем будем заниматься сегодня?

Компьютер, презентация, smart- доска.

П - ориентироваться в своей системе знаний.

Р – умение ставить цель и формулировать тему занятия.

К – слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении.

формирование положительного отношения к познавательной деятельности;

вырабатывать аккуратность при письме.

Развитие умений обучающихся планировать свои действия для достижения цели.

Постановка задач.

- Посмотрите на доску, как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой? Что нам необходимо узнать, чему научится? (на доске карта, маршрут путешествия)

- Итак, хорошо, давайте отправляемся в путь.

Составляют план работы.

Компьютер, презентация, smart- доска.

П - устанавливать логические, причинно-следственные связи.

Р – умение планировать свою деятельность

К – слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении.

формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

Организовать работу учащихся по заданной теме. Создать условия для свободного обмена мнений и нахождения решения

Практический, словесный, наглядный.

- Вот мы и на лесной поляне. Первая остановка на нашем пути…

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

- Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

- Он лечит зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из различных растений, которые растут и на нашей солнечной поляне. А какие – мы сейчас и узнаем с помощью викторины (Приложение 1).

- Молодцы! Вы отлично справились с этими вопросами.

- Молодцы! Вот, оказывается, как богат лес нашего друга Берендея!

- Ребята, что можно услышать в лесу?

- Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а какими – давайте отгадаем (Приложение 3).

- Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу.

Выполнение физкультминутки.

- Ребята, кто знает, что такое барометр? (ответы детей, если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, то у них есть возможность зайти на поисковую систему в интернете)

- Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления. А при измерении давления меняется погода, т.е. можно сказать, что барометр – это прибор, используемый для наблюдения за изменением погоды.

- Вот мы и прошли весь путь, указанный в путеводителе, удачно справились со всеми заданиями, и настал черед встретиться с хозяином леса. А вот и он Старичок – Лесовичок (на слайде) .

- Он рад нас приветствовать в своих владениях. Ему очень дорог его родной лес, и он хочет быть уверен, что и вы дорожите этим богатством. Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?

- Давайте, повторим правила поведения в природе (Приложение 6):

- Молодцы! Я уверена, что Старичок - Лесовичок не сомневается в том, что вы всегда будете бережно относиться к природным сокровищам. Он всегда будет рад видеть вас в своих владениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Разнообразие и многочисленность насекомых.

Тип занятия: усвоение новых знаний, комбинированный

Цель занятия: Сформировать представление о существенном свойстве насекомых

Планируемые результаты:

Метапредметные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать правила вежливого поведения.

Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные: выполнять учебные действия, работая с практическим материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные ранее темы.

Предметные: знать, что насекомые — это животные, у которых шесть ног; приводить примеры насекомых; узнавать насекомых на рисунке;


Разработка поможет сформировать систему знаний об экологических проблемах современности и путях их решения.

Описание разработки

Цель:

Осознание всеземной общности и взаимной зависимости друг от друга. Содействовать формированию понимания личного вклада каждого участника мероприятия в общее дело, итогом которого станет мирная и счастливая жизнь на нашей планете – прекрасном доме для людей.

Задачи:

Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке состояния окружающей среды.Развитие стремлений к активной деятельности по охранеокружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Создание индивидуальныхинтеллектуальных карт.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

1. - Ребята, подумайте, в чем на Земле живет красота?

Что самое красивое в Вашей жизни?

Кто самый красивый в Вашей жизни? Почему?

2. Работа с поэтическим текстом.

2. Давайте послушаем, как поэт Н. Рубцов описал историю создания храмов Ферапонтова монастыря. В чем узрела красоту душа Ферапонта.

- Почему в стихотворении сказано,что душа узрела красоту? Разве мы не глазами видим? Давайте проверим, все ли можно увидеть глазами.

У Ферапонта красоту увидела душа. Подумайте, какой должна быть душа человека, чтобы она могла видеть красоту окружающего мира?

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности для начальных классов Мы - часть природы

3. Рассмотрите пейзаж немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Художник обращается к фантазии зрителя, стремится побудить его задуматься о серьезных проблемах.

4. Анализ репродукции картины немецкого художника – реалиста К. Д. Фридриха.

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства.

- Представьте, что Вы утолили жажду из источника красоты. Какие красивые поступки совершите? Какие поступки для Вас самые красивые?

II. Актуализация знаний.

Работа с информацией.

Цель: Актуализировать знания о Дне Земли –символе признания планеты общим глобальным домом.

1. Прочтите и выделите ее главную мысль.

III. Постановка цели занятия.

- Люди, мы с Вами должны научиться выполнять правила отношений между человеком и природой. Иначе нам грозит экологическая катастрофа. Какую цель мы можем поставить перед собой на сегодняшнем занятии?

IV. Раскрытие темы.

Тогдасегодня нам очень пригодятся ваши знания об окружающем вас Мире: мире Природы - растительном и животном; мире Человека; мире вещей и предметов. Взгляните еще раз на фотографии.Как вы видите, всем и всему на земле есть свое место. Большой Мир – наш общий дом, Дом всего Человечества.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Социально – образовательное событие духовно-нравственной направленности

Актуальность:

Программа духовно-нравственного воспитания опирается на традиционные источники нравственности.

Любовь к природе заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду. Одно из основных условий успешного решения вопросов охраны окружающей среды – высокая экологическая культура населения. Процесс формирования экологического мировоззрения затрагивает разные уровни и сферы развития личности, является обязательным этапом становления ее социальной сущности. В этой связи, проблема создания целостной, эффективной системы экологического воспитания – важнейшая социальная проблема государственного значения. Решение ее во многом связано с совершенствованием форм и методов школьного экологического образования.

Почему это так необходимо? Что послужило тому причиной?

К числу актуальных, острых относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды Спасти окружающую среду от уничтожения человечество сможет только при условии осознания своей собственной позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – планеты Земля.

Экологическое воспитание формирует ответственное отношение к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых норм природопользования, пропаганду идей, активную деятельность по изучению и охране природы своей страны.

Занятие по внеурочной деятельности

Характеристика класса:

Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества обученности

Осознание всеземной общности и взаимной зависимости друг от друга. Содействовать формированию понимания личного вклада каждого участника мероприятия в общее дело, итогом которого станет мирная и счастливая жизнь на нашей планете – прекрасном доме для людей.

Образовательные задачи – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения.

Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.

Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению и оценке состояния окружающей среды. Развитие стремлений к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Планируемые результаты:

Ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционального, нравственного отношения к природе; элементарные знания о нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах.

Использование элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Формы работы:

Индивидуально-фронтальная, работа в парах, групповая

Ход занятия

Этап занятия

Ресурсы, ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Организационный момент

1. Создание индивидуальных интеллектуальных карт.

2. Работа с поэтическим текстом.

4. Анализ репродукции картины немецкого художника – реалиста К.Д. Фридриха.

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства.

К.Д Фридрих. Пейзаж.

Фото: картины природы, Собор Ферапонтовского монастыря.

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.


1.- Ребята, подумайте, в чем на Земле живет красота?

Что самое красивое в Вашей жизни?

Кто самый красивый в Вашей жизни? Почему?

2. Давайте послушаем, как поэт Н. Рубцов описал историю создания храмов Ферапонтова монастыря. В чем узрела красоту душа Ферапонта.

-Почему в стихотворении сказано,что душа узрела красоту? Разве мы не глазами видим? Давайте проверим, все ли можно увидеть глазами.

У Ферапонта красоту увидела душа. Подумайте, какой должна быть душа человека, чтобы она могла видеть красоту окружающего мира?

3.Рассмотрите пейзаж немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Художник обращается к фантазии зрителя, стремится побудить его задуматься о серьезных проблемах.

-Может ли человек с доброй душой насильственно прекращать Жизнь?



-Представьте, что Вы утолили жажду из источника красоты. Какие красивые поступки совершите? Какие поступки для Вас самые красивые?

Читайте также: