Технологическая карта в царстве грибов 3 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
Цель: иметь представление о грибах как особом царстве живой природы, уметь различать съедобные и несъедобные грибы.
Содержимое разработки
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира,
Трусовой Анжеликой Михайловной
Учитель: Водолазская М.Н.
Методист:Кравченко Л.И.
Предмет : Окружающий мир
Тип урока: открытие нового знания
Цель: иметь представление о грибах как особом царстве живой природы, уметь различать съедобные и несъедобные грибы.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Л1УУД : формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Л2УУД: формировать понимание причин успеха в учебной деятельности.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Р1УУД: формировать умение понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
Р2УУД: формировать умение ориентироваться в учебнике и тетради
П1УУД: формировать умение дополнять и расширять имеющиеся знаний, представлены об окружающем мире;
П2УУД:развивать умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
К1УУД: формулировать умение отвечать на вопросы.;
К2УУД: формировать умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей;
научатся различать съедобные и несъедобные грибы;
познакомятся с правилами собирания грибов
Оснащение урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(формируемые
на данном этапе урока)
Методы обучения, КРР
1.Мотивация к учебной деятельности
Приветствует учащихся. Эмоционально настраивает на урок, с помощью нестандартного приветствия. (прил.1)
Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок.
Л1УУД:формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
Создание ситуации успеха
2.Актуализация опорных знаний (умений)
Предлагает повторить пройденную тему урока.
Организует индивидуальные задания над продолжением цепи питания.
Актуализирует знания с помощью вопросов.
Продолжают цепь питания
Участвуют в беседе, отвечая на вопросы.
К1УУД:формулировать умение отвечать на вопросы.
Метод ведения диалога
3.1. Целеполагание
Предлагает послушать загадку и отгадать ее.
Организует проблемную беседу, добиваясь формулирования темы и целт урока
Участвуют в беседе. Формулируют тему и цель урока
Р1УУД: формировать умение понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу.
П2УУД:развивать умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Стимулирование занимательным содержанием
3.2. Открытие нового знания
Задает вопросы по новой теме. Ставит проблемный вопрос.
Организует работу по схему, после сопровождает рассказом.
Организует работу в учебнике, задавая вопросы.
Предлагает посмотреть грибы из Красной книги и рассказывает о них.
Организует работу через беседу над правилами сбора грибов.
Отвечают на вопросы учителя
Работают по схеме. Слушают рассказ учителя
Работают в учебнике, отвечают на вопросы
Составляют правила сбора грибов
К1УУД:формулировать умение отвечать на вопросы.
П1УУД:формировать умение дополнять и расширять имеющиеся знаний, представлены об окружающем мире
Работа с учебником
Физкультминутка
Проводит физкультминутку с помощью стихотворения .
Повторяют движение за учителем
3.3.первичное закрепление
Организует работу в парах, по учебнику предлагает сравнить виды грибов
Работают в парах. Сравнивают грибы
К2УУД: формировать умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы.
Работа с учебником
3.4.Самостоятельная работа
Организует работу на карточкам по раскрашиванию гриба и его частей.
Предлагает проверить работы
Самостоятельно выполняют задание.
Р2УУД: формировать умение ориентироваться в учебнике и тетради
3.5. повторение и включение в систему знаний
Подводит итоги урока с помощью вопросов из учебника, после читают вывод.
Отвечают на вопросы и читают вывод
К1УУД:формулировать умение отвечать на вопросы.
4. Рефлексия учебной деятельности
Предлагает оценить свою учебную деятельность с помощью листочков. Урок окончен. Встаньте. До свидания! Спасибо за урок.
Оценивают свою работу с помощью листочков.
Л2УУД: формировать понимание причин успеха в учебной деятельности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: создание условий для учебной деятельности, в ходе которой у учащихся сформируется первичное представление о царстве грибов как отдельном царстве живой природы.
Задачи урока:
- познакомить со строением грибов, показать разнообразие грибов, уточнить представления о съедобных и несъедобных грибах, учить правильно собирать грибы;
- формировать умение формулировать учебные задачи урока, извлекать информацию из иллюстраций и текста учебника, дополнительной литературы, представление о целостности окружающего мира;
- прививать умение соотносить новое знание со своим опытом, проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Опорные понятия, термины: царства природы, царство грибов, шляпка, ножка, грибница, микология, съедобные / несъедобные грибы.
Планируемые результаты
- предметные:
- знать строение грибов;
- различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
- знать правила сбора грибов;
- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
- извлекать информацию из разных источников;
- планировать свои действия;
- оценивать достижения на уроке;
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, поисковый, исследовательский.
Методы познания: логический, анализ, сравнение, моделирование.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Материально-техническое обеспечение урока:
- мультимедийное оборудование;
- видеоролик;
- Красная книга, атлас "Зелёные страницы" Плешакова А.А., плакаты с грибами, рисунки и макеты грибов, маршрутный лист, дерево успеха.
Продолжать развивать мышлении: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать грибы: учить отличать съедобные грибы от несъедобных (логические, познавательные УУД); учить читать схемы (знаково-символические, познавательные УУД); продолжать учить работать в парах, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД), планировать самостоятельную работу в парах, проводить самооценку, взаимооценку (регулятивные УУД).
Воспитывать интерес к изучению грибов, чувство прекрасного и бережное отношение к грибам (личностные УУД).
Учащиеся должны актуализировать знания об охране животных, месте царства грибов в природе; узнать строение шляпочных грибов, разнообразие грибов, отличие съедобных от несъедобных, правила сбора грибов, значение грибов в природе.
Дети должны научиться читать схему строения гриба, отличать съедобные грибы от несъедобных, сравнивать, делать выводы, правильно собирать грибы, работать в парах, проводить оценку, взаимооценку.
Автор: Тупицына Надежда Васильевна
Организация: МБОУ г. Кудымкара СОШ №2
Населенный пункт: Пермский край, г. Кудымкар
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование ценностного отношения к окружающей природе через осмысление роли царства грибов в природе и в жизни людей;
- Актуализировать знания детей о царствах растений и животных; Изучить строение шляпочного гриба. Создать условия для ознакомления детей с разнообразием и ролью грибов в природе; с правилами сбора грибов;
- Продолжать развивать мышление: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать грибы: учить отличать съедобные грибы от несъедобных (логические, познавательные УУД); продолжать учить работать в парах, в группах; пополнять словарный запас (коммуникативные УУД), проводить самооценку, взаимооценку (регулятивные УУД).
- Прививать интерес к изучению грибов, воспитывать бережное отношение к грибам (личностные УУД).
- умеют отличать съедобные грибы от несъедобных, объяснять, в чём отличие грибов от животных и растений
- применяют приобретённые навыки в практической деятельности
- осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении письменных заданий
- проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Универсальные учебные действия
( метапредметные)
- формирование умения делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
- формирование умения преобразовывать информацию из одной формы в другую
( познавательные)
- умение проводить сравнение и классифицировать, фиксировать затруднения
- умение на основании наблюдений делать умозаключения, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; работать с информацией, представленной в разных форматах;
(регулятивные)
- умение составлять план решения проблемы совместнос учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
(коммуникативные)
- умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, сотрудничать в совместном решении проблемы, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Форма: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование:
Содержание учебного материала.
Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
Чтоб достичь на уроке больших результатов, предлагаю объединиться в одну большую команду, работать дружно, помогать друг другу. Вместе мы добьёмся поставленных целей, а каких – это мы выясним позже, а пока я предлагаю вам девиз урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
Проверка готовности учащихся к уроку.
Включение в деловой ритм.
Подготовка к работе.
Эмоционально настраиваются на урок.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Установка правильности, полноты и осознанности домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем; Подготовка к восприятию нового
Мы с вами на прошлых уроках говорили о двух царствах – растения и животные. Дома вы должны были вспомнить признаки, которые являются общими и для растений и для животных. Что же у вас получилось?
Индивидуальная работа – найти в толковом словаре слово МИКОЛОГИЯ
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
- на вопросы; (5 признаков живой природы, и растения, и животные играют важную роль в природе и в жизни человека)
Работают в парах, анализируют и делят карточки с растениями и животными на группы, называя к какой группе относятся
Постановка темы и цели
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
У кого игра закончилась со счётом 0:0? … К какой группе отнесли подосиновик? Почему?
Оказывается, у грибов есть общие признаки и с растениями и с животными, но им выделили своё собственное отдельное царство. Какое? Сформулируйте мне тему сегодняшнего урока.
Что бы вы хотели сегодня узнать о грибах? Все ваши вопросы мы поместим на полянку и в течение урока, ответив на них, будем снимать с доски. Договорились? Какую же цель мы поставим на сегодняшний урок?
Какие задачи будем решать на уроке? Составьте план изучения темы.
Чтоб решить все задачи и достичь поставленной цели, помните наш девиз. Каждый постарайтесь внести свой вклад в общий результат. Без дела никто не сидит.
Пишем в тетрадях ГРИБЫ
Илона, ты нашла значение слова МИКОЛОГИЯ? Как вы, ребята, думаете, что бы это могло означать?
Проверим свои предположения.
Две колонки в тетрадях раст и жив. В течение урока будете делать пометки, чем грибы похожи на эти царства, а в конце урока зачитаете.
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Фиксируют проблему. Формулируют
(уточняют) тему урока. Ставят цели, составляют план достижения цели
Освоение нового материала.
Обеспечение усвоения учащимися основных понятий
В нашем лесу вы видели разные грибы. Я предполагаю, что мои ученики знают грибы, которые они кладут в корзинку. Предлагаю пойти в лес и собрать грибы. Я показываю грибы на слайде. Кто знает, как этот гриб называется, поднимает руку, говорит название грибочка и положит ли он этот гриб в корзину.
Судя по тому, что вы некоторые грибы не взяли в корзину, я могу сделать вывод, что вы знаете, на какие две группы можно их разделить. Назовите эти группы.
Есть ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные.
В учебнике посмотрите материал на с… и найдите отличия. ( в парах) По каким признакам можно выяснить съедобный перед нами гриб или нет? ( срез, юбочка цвет, запах)
Как вы думаете, нужны ли природе несъедобные грибы?
( мухомор – лось, антибиотики…)
Что общего вы заметили в строении грибов? Из каких частей состоит гриб? Отметьте у себя на рисунке части, которые вы знаете?
А ещё по строению шляпки грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Они названы так, потому что под шляпкой у одних видны пластинки, а у других трубочки. Я покажу грибы, а вы определите: трубчатый он или пластинчатый.
На урок я принесла нить. Как вы думаете, что общего между грибами и нитями?
Оказывается, ребята, грибы – это и есть нити, только они намного тоньше этой нитки, а состоят они из клеток, оболочки которых сделаны из особого вещества – хитин, который встречается у насекомых.
Нити грибницы переплетаются и распространяются на несколько квадратных километров. И живут они около 300 и даже больше лет. Тот гриб, который мы видим – это всего лишь плодовое тело. Оно тоже состоит из этих нитей, только они уплотнены.Если разрезать гриб, то можно это увидеть.
Где растут грибы чаще всего? Они дружат с деревьями. Когда люди дружат, они всегда готовы прийти на помощь к друг другу. Прочитайте текст на с. 112-113. И найдите ответ на вопрос, чем выгодна грибам и деревьям их дружба? Как питаются грибы? И чем они питаются?
Какой вывод можно сделать?
Если утверждение верное- ученики садятся на корточки, если ложное- совершают прыжок.
- Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями.
- Ложные опята, бледная поганка- это съедобные грибы.
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
- У грибов есть шляпка и сапожок.
- Опёнок, лисичка- съедобные грибы.
Грибница – это надземная часть гриба.
Грибы размножаются спорами
Раз тот гриб, который мы знаем – это всего лишь плодовое тело, то как вы думаете, для чего оно служит?
Большинство грибов размножаются спорами. Как вы думаете, где они находятся? Кто помогает эти споры разносить по лесу?
А какие растения размножаются спорами? ( водоросли, мхи и папоротники)
Пришла телеграмма о помощи. Прочитаем и постараемся помочь.
Кто отправил?
Вы послушайте об этих замечательных грибах и подумайте, а что мы можем сделать, чтоб те грибы, которые растут в наших лесах, не исчезли.
На доске изображены грибы из Красной книги.
Создаёт условия для получения знаний по новой теме. Организует целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организует образовательные ситуации развивающего типа.
Рассматривают слайды, анализируют, высказывают предположения , сравнивают, слушают, делятся впечатлениями, озвучивают понятия, активно участвуют в диалоге.
Закрепление нового материала
Обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала
Работа в группах
Правила сбора грибов
Роль в природе и в жизни людей
Сходства с растениями и животными
Организует деятельность учащихся по воспроизведению
признаков изученных объектов.
Выполняют задания, работают в группах, объясняют свой выбор
Выявление качества и уровня усвоения учащимися
знаний и способов действия
Экологические задачи;
В природе нет ничего лишнего. Люди- не единственные обитатели Земли и не всё создано исключительно для нас. Ведь мы же не убиваем ежей и воробьёв только потому, что они не годятся нам в пищу. Каждое живое творение выполняет свою функцию. И уничтожить хоть один вид – это значит нарушить природное равновесие. Даже ядовитые грибы приносят пользу природе, а значит и человеку.
Вернёмся к схеме в вашей тетради. В чём же вы увидели сходства грибов с растениями? С животными?
Почему грибам выделили своё царство?
тест
Создаёт условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся
Оценивают свою работу.
Развитие умений обсуждать и анализировать сам учебный процесс, который привел к полученным результатам
Закончить предложения: узнал…
Хочу узнать..
Где можно добыть информацию?
- повторить тему с.112-117
- карточку для соседа (ребусы, кроссворды, загадки о грибах)
- вспомнить, как связаны между собой все царства
- интересные факты о грибах
- сказка о царстве грибов
Полянка наша опустела, предлагаю заполнить её грибами - Если у вас всё получилось, прикрепите в корзину съедобный гриб. Что-то не удалось - несъедобный.
Обеспечивает самоопределение на домашнее задание
Учащиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения; выражают своё отношение к теме, к своей работе на уроке и эмоциональный настрой.
Читайте также: