Технологическая карта синонимы антонимы омонимы 4 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

2.Формирование коммуникативных умений.

3. Формирование умения определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

Основные понятия, термины

Синонимы, антонимы, омонимы.

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык

повторение изученного материала

- соотносить название термина и его значение;

- определять и писать название группы слов;

- писать синонимический ряд слов, используя слова для выбора;

- определять и писать к слову синоним, используя слова для выбора;

- выписывать парами антонимы из предложенных слов;

- выделять слова-омонимы из текста .

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к изучению языка;

- выполнять самопроверку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку при работе в группе, паре.

- определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

Работа в парах, группах

Конверт №1, №2 с заданиями для п.2, 8.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

О разном и о прочем.

И хорошо не очень.

а что-то мне известно.

-Вы сидите за столом в группах.

За каждым столом (2 стола) сидят по пять учеников.

-Поднимите, пожалуйста, правую руку ученики под номером один.

-Встаньте ученики под номером два.

-Поднимите левую руку ученики под номером три.

-Поднимите обе руки ученики под номером четыре.

-Ученики под номером пять, встаньте и поприветствуйте одноклассников и гостей (определение партнера по лицу, партнера по плечу).

-Давайте поприветствуем партнёра по плечу, и партнёра по лицу

О том, что в жизни хорошо:

Ведь что-то знаем мы:

Нам будет интересно.

Слушают, выполняют задания учителя.

Умение мобилизоваться для

Умение принимать и сохранять информацию

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний и умений

1)Чистописание.

2) Работа в группе

( учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном (для группы) листе бумаги

ПРОВЕРКА Слайд 1.

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат

В команде ребята обсуждают виды словарей, объясняют . наклеивают

Умение осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы

Умение структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов, осознанно выстраивать высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую

3. Постановка учебной проблемы

-Послушайте стихотворение Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот
однажды повстречал:
- Вы кто? – спросил.
- Я бегемот, -
Гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
- Кто ж я тогда такой?!
- А вы, - ему ответил тот, -
Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот
Сказал: "Вы просто лжец!"
С гиппопотамом бегемот
рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и там –
Все не решат:
Кто бегемот,
А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему?

-Обсудите в группе и скажите, как называются слова, близкие по значению?

-отвечает ученик под №4

-А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите слова, противоположные по смыслу.

Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять…

-Обсудите в группе и скажите, как называются слова, противопо - ложные по смыслу?

- Отвечает ученик под №3

- А теперь ответьте на такие вопросы:

- Что бывает подземным, гаечным, скрипичным?

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

-Что это за слова?

Трое учеников читают стихотворение

Б.Бобылевой по ролям

-Нет. Им не было смысла ссориться, потому что слова гиппопотам и бегемот обозначают одно и то же животное.

Обсуждают в группе.

- Слова, близкие по значению, называются синонимами.

Обсуждают в группе.

- Слова, противоп-е по смыслу, называются антонимами.

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.

Умение определять последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.Форму лирова ние про блемы, планиро вание

- О каких словах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи урока.

- Каковы пути решения этой проблемы?

-Синонимы, антонимы, омонимы.

-Повторить о син.,ант., омон.

-Узнать , какую роль играют эти слова в русском языке.

-Научиться употреблять их речи.

- Расширять словарный запас, больше читать, выполнять упражнения.

Умение формулировать тему урока, планировать пути решения проблемы, прогнозировать.

Умение решать проблемы,

строить логическую цепь рассуждений, доказывать, выдвигать мнение их обоснование.

Умение сотрудничать в поиске и выборе информации.

5.Откры тие нового знания

Работа по учебнику

СИНГЛ РАУНД РОБИН

2. Упр.138 стр.86

1)- Прочитайте задание к упражнению.

2) -Прочитайте слова первой группы.

- Как называются слова этой группы?

-Как вы думаете, где можно найти антоним к слову?

Демонстрация словаря антонимов

-Подберите свою пару антонимов и составьте с ней предложение. Для этого можете обратиться к словарю.

4) -Прочитайте слова 2-й группы и скажите, как называются слова этой группы?

-Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову?

Демонстрация словаря синонимов.

5) Задание - Прочитайте текст.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

- Обсудите с партнером по плечу и скажите, какую ошибку допустил автор?

- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?

- Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

- Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.

- Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

( записать на доске Давний, старинный, ветхий, древний. )

-Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

Проверь себя

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

6)-Прочитайте слова третьей группы. Как называются слова этой группы?

- В каких словарях мы можем узнать, что у слова есть омоним?

Демонстрация словаря омонимов и толкового словаря.

- Приведите свои примеры

Повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы

Учащиеся проговаривают ответы на данные вопросы по кругу 1 раз

Читают задание к упражнению.

Читают слова первой группы

-В словаре антонимов.

Подбирают антонимы и составляют предложение.

Читают слова, дают ответ (слова синонимы)

- В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.

- Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Работа со словарями синонимов

Давний, старинный, ветхий, древний.

Читают слова, дают ответ ( слова омонимы)

- В словаре омонимов и в толковом словаре.

Читают информацию на стр. 87.

(Знаем, какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами и можем работать со словарями)

Умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала;

участвовать в решении учебной задачи;

определять условие проверки и обосновывать своё мнение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Первичная проверка понимания

Физкультминутка

-Я говорю вам слова антонимы Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если нет - сидите.

Близкий –далекий

Большой – великий

Большой - маленький

Восход – закат

Зацветать - отцветать

Подлинный –настоящий

Натуральный - поддельный

Ученики слушают, выполняют задание.

Умение выполнять учебное задание, используя правило;

выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

Умение структурировать знания.

Умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

7.Применение новых знаний

Работа по учебнику на стр.86 упр.139

1) -Внимательно прочитайте задание к упражнению.

-Кто не понял задание?

-Выполняем задание самостоятельно.

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ ( 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных карточках и по окончании одновременно передают друг другу)

- Поменяйтесь тетрадями с партнерами по лицу, возьмите ручки с зеленой пастой, проверьте по образцу. Слайд № 2

-Поблагодарите партнера за работу.

Читают задание, выполняют самостоятельно.

Ошибки исправляют зеленым цветом.

Умение анализировать, находить существенные признаки, контролировать, оценивать, вносить коррективы

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельно создавать способы решения проблем

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

8.Рефлексия учебной деятельности

1) Работа в группе.

2) Проверка задания.

-Если согласны с ответом, то хлопаете, если нет, то топаете

3) Графический диктант (если останется время)

- Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены:

С-синонимы, А-антонимы, О- омонимы.

1)В глаза хвалит, а за глаза –бранит.

2) Жди горя от моря, а беды от воды.

3) Где умному горе, там глупому веселье.

4) Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

5) Солнце на ели, а мы еще не ели.

6) Лодырь и бездельник –им праздник и в понедельник

7) Ученье свет, а неученье – тьма.

4. Самопроверка

-Возьмите ручки с зеленой пастой. Исправьте ошибки.

Наклеивают названия словаря и его описание (о словарях синонимы, антонимы, омонимы)

Группы по очереди читают определения.

Умение выполнять учебное задание, используя правило;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

обосновывать своё мнение.

Умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи

9.Подведение итогов урока.

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Что вы узнали на уроке ?

-Что такое антонимы ?

-Что такое синонимы?

-Чем они могут различаться ?

-Что такое омонимы ?

-Как их распознать в словаре ?

-Выполнили ли задачи урока?

-Повторить о син., ант, омон.

-Научиться употреблять их в речи.

-Расширять словарный запас.

Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Умение составлять целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10. Домашнее задание

Стр. 87-повторить правило,

Записывают задание в дневниках.

Умение планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

Умение использовать приобретённые знания при выполнении задания

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую

1. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы. – Изд. 2-е, перераб. – М. : Просвещение - 2012 ;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока "Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы"

(УМК "Школа России")

Учебный предмет

Развивать умение определять лексическое значение слов по тексту или по толковому словарю;

Учить распознавать синонимы, антонимы и омонимы

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас

Технологии, методы

Поисковые методы обучения

Основные понятия, термины

Синонимы, антонимы, омонимы, лексическое значение слова, слова

Изучение нового материала

Планируемый результат

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

- различать синонимы, антонимы, омонимы;

- подбирать к слову синонимы и антонимы

- уважительно относиться к родному языку, русскому слову

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- анализировать представленную схему;

- работать в группе;

- высказывать и обосновывать свое мнение

Организация пространства

Форма работы

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Оформление доски,

наглядность

Деятельность

Деятельность учащихся

самоконтроль (л.);

– слушать и понимать

речь других (к.)

- Добрый день, ребята. Давайте проверим, все ли готово к уроку

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку

II .Введение в тему урока

- понимать точку зрения другого, высказывать свое отношение к ней; понятно и доказа- тельно строить высказывания ( к.)

- сохранять учебную задачу (р.)

- уметь анализировать (п.)

- Ребята, давайте прочтем с вами на доске слова нашего земляка В.Г.Белинского. Как вы думаете, что он имел в виду?

Вопросами подводим детей к теме урока.

- Откроем с вами учебник на странице 47 и прочитаем тему нашего урока

Дети читают цитату, высказывают свои предположения

Выполняют задание учителя

III . Открытие нового знания

- выполнять проверку (р.)

- уметь анализировать, обобщать информацию, подводить итоги (п. )

- Посмотрите на рисунки и давайте скажем, что же такое синонимы и антонимы.

Делим детей на 3 варианта. Первый – составляет предложение по первому рисунку, второй – по второму и третий – по третьему.

- Посмотрите на доску. Давайте с вами восстановим определения синонимов и антонимов.

Вызываем двух учеников к доске для выполнения задания. По окончанию проверяем работу, исправляем коллективно ошибки и обязательно еще раз проговариваем определения для закрепления

- Возвращаемся к нашему учебнику. Выполняем упражнение №70, работаем в парах. Подводим итоги данного этапа

Отвечают на вопрос учителя

Составляют предложение и записывают в тетрадь.

Двое ребят работают у доски, остальные наблюдают и проверяют их. Задача учеников – верно составить определения.

Выполняют задание в парах.

IV . Применение нового знания

- работать самостоятельно (р.)

- выполнять проверку знаний (р.)

- умение понятно и доказательно строить высказывания (к.)

Доска разделена на две половины. Первая – синонимы, вторая – антонимы. + вывешены карточки со словами

- Давайте посмотрим вновь на доску. Перед вами задание. Даны слова – бежать, работа, маг, прыгать, красный (левый столбик) высоко, вода, правда, зло, вежливый (правый столбик). Необходимо подобрать к словам из левого столбика синонимы, из правого – антонимы.

Вызываем на каждое слово по одному учащемуся .

- Открываем учебник на странице 48 и приступаем к самостоятельному выполнению упражнения №72. Затем мы проверим

Выполняют работу у доски

Самостоятельно работают над заданием №72 из учебника. В конце выполняют проверку вместе с классом и учителем

– оценивать свои достижения, намечать промежуточные цели (р.);

– умение обобщать (п.);

– умение понятно и доказательно строить высказывания (к.)

- Ребята, сегодня мы с вами изучили очень интересную тему, которая, несомненно, пригодиться вам в будущем. Давайте еще раз вспомним, с чем мы с вами сегодня познакомились.

- Синонимы и антонимы обогащают нашу речь, делают ее более выразительной и богатой. Поэтому давайте не будем с вами забывать про это и пользоваться ими в нашей повседневной речи.

Домашнее задание – упражнение № 73

Вспоминают и озвучивают тему урока, делятся впечатлениями, слушают учителя и записывают домашнее задание

Краткое описание документа:

Технологическая карта урока в 4 классе УМК "Школа России" "Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы и омонимы"

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 592 826 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.03.2021 177
  • DOCX 19 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Веретенникова Алеся Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Организационный момент

У. - Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть тетради для работы на уроке. Подпишите их.

II. Актуализация знаний

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

Поток воздуха. (Ветер)

Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

- К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

- выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

- Составьте с любым из слов предложение.

- Запись на оценку с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.

VI . Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару .

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг – друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок . (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

- Определите сами тему и задачи урока . (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

V . Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Упр. 69 (с. 47) – устно

(Работа в парах. Коллективная проверка)

- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок : маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка. (слайд 11)

- Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)

- Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.


Оборудование: мультимедиа презентация, экран, компьютер, карточки с заданиями, рисунки домиков, тетрадь для письма, письмо от сказочных героев.

Организационный момент

-Здравствуйте , дети, я очень рада видеть вас.

- Дорогие ребята, поможем сказочным героям освободиться от злодея? Ну тогда сегодня вас ожидает необычное путешествие. Чтобы пройти в ворота королевства Кощея , надо открыть замок. Он не простой. Чтобы открыть его, надо узнать тему нашего сегодняшнего урока.

Тогда в путь .( Звучит мелодия в гостях у сказки.) Мы должны показать как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания На полях каждой страницы есть небольшой кружочек где мы отметим как мы выполнили задание. если всё правильно то закрашиваем его в зелёным карандашом, есть одна ошибка то жёлтым не справились- красным.

VI. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг – друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

II. Актуализация знаний.

Нас встречает Мальвина. Она просить нас узнать слова по их лексическому значению, записать. Подчеркнуть непроверяемые безударные гласные.

Поток воздуха. (Ветер)

Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

- К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

- выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

- Составьте с любым из слов предложение.

- Запись с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.

V. Работа по теме урока

На следующей странице мы оказались у Незнайки. Ему очень сложно разобраться в новой теме. Давайте поможем ему.

Но прежде чем помочь ему давайте потренируемся у доски.

храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный.

Определить синонимический ряд (знаком +)

Бездушный, чёрствый, отзывчивый

Смелый, храбрый, мужественный

Добрый, жадный, щедрый

Вечный, бессмертный, временный

Глупый, неумный, недалёкий

1 2 3 4 5

Продолжим наше путешествие в сказку. И мы попадаем в гости к Буратино. Он своим длинным носом перепутал пары слов антонимов. Поможем ему?

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

искусственный

медлительный

иностранный

расторопный

отечественный

натуральный

Крокодил Гена и Чебурашка хотят убедиться, что вы умеете дружно работать в парах.

(Работа в парах. Коллективная проверка)

- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

слава лежит, а … бежит.

дело лучше …безделья.

всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Красная Шапочка просит вас о помощи. Если мы правильно выполним задание, то она без приключений доберётся к бабушке.

Читайте также: