Технологическая карта по литературному чтению 4 класс школа россии бунин листопад

Обновлено: 05.07.2024

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы.

I .Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Ребята! У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Не волнуйтесь. У нас всё получится.

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки нашим гостям.

II .Самоопределение к деятельности

69Б324У17Н765И187Н

-Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. А поможет нам в этом стихотворение великого русского поэта, фамилию которого вы сейчас узнаете.

-У вас на партах лежат листочки.

- Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.

-Какую фамилию вы прочитали?

-Кто знает имя и отчество Бунина?

-А теперь разгадайте ребус и узнайте, какое стихотворение будем читать.

-Назовите тему урока.

-Каких целей должны достигнуть?

2.Будем учиться анализировать стихотворение.

III .Работа по теме урока

1.Знакомство с биографией И.А.Бунина

-Итак, приглашаю к доске ребят, которые подготовили дома рассказ о биографии и творчестве И.А.Бунина.

-Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года в Воронеже.

-Но через несколько лет семья Вани перебралась в деревню Орловской губернии в Елец, где и прошло детство Вани. Он целыми днями пропадал в ближайших деревнях, пас коров вместе с крестьянскими детьми, ел вместе с ними чёрный хлеб, редьку, шершавые и бугристые огурчики.

-В детстве он хорошо мог изображать людей мимикой и жестами. И ещё был очень хорошим рассказчиком. Его даже приглашали выступать в театре. Но самым любимым занятием было с закрытыми глазами, наощупь: по рукам, ногам и затылку, определять лицо и весь облик человека, т.е. угадывать, кто перед ним стоит. Иван Бунин любил собирать пустые флакончики и коробочки от лекарств. У него было даже несколько чемоданов, заполненных до краёв этими флакончиками.

– А что не любил Ваня?

– Итак, шло время. Ваня рос, и пришла пора учиться. Он поступил в гимназию. В гимназии сначала учился хорошо, потом стал учиться всё хуже и хуже, и даже оставался на второй год. Среди всех предметов Ваня очень любил литературу, сочинял стихи, всегда много читал. А учителя хотели, чтобы он знал все науки: математику, грамматику, логику. Поэтому и оставили его на второй год.

– Ивану Бунину помог выучиться старший брат, который был кандидатом наук. Он взялся за учёбу Вани и помог ему стать грамотным и умным. И вот, когда Иван Бунин совсем вырос, стал хорошим писателем.

Только большинство своих произведений он написал не на родине, а во Франции, в Париже, куда ему пришлось уехать.

– А что писал Иван Бунин?

– А писал Иван Алексеевич Бунин стихи и рассказы. Когда читаешь его стихотворения, то, кажется, что художник рисует прекрасные картины в разные времена года.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, берёзки и ели…

Месяц меж тучек над полем сияет, ̶

Бледная тень набегает и тает…

Мнится мне ночью: меж белых берёз

А вот стихотворение про лето:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

И стихотворение про ручеёк:

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

– Да, хорошие стихотворения. А какие рассказы он написал?

В Ельце, там, где прошло детство писателя, сейчас находится дом-музей .

Посетив этот музей, можно увидеть обстановку, в которой жил писатель и его личные вещи.

Вот такой был замечательный писатель, Иван Алексеевич Бунин, который был счастлив лишь от того, что он жил, любил и писал для людей.

Итог:Спасибо, ребята, за такой интересный рассказ.

2.Первичное восприятие стихотворения

-Давайте его послушаем.

(видеозапись)

3.Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

-Какой период осени описывает поэт?

- Какой вы увидели Бунинскую осень?

- В стихотворении встретились незнакомые вам слова. Как узнать их значение?

Сейчас вы будете работать в группах.

(Дети объединяются в группы, работают со словарями и ищут значение слов, написанных на слайде.)

ТЕРЕМ – в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни.

РЕЗЬБА - узорчатый рисунок, вырезанный на дереве

ВДОВА – женщина, у которой умер муж

МОТЫЛЁК – небольшая бабочка

ЗАВОРОЖЁННЫЙ – околдованный

-В стихотворении встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет

Лиловый - светло-фиолетовый

Багряный – ярко-красный

Лазурь - один из оттенков голубого цвета

Золотой - жёлтый

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)

-А теперь немного отдохнём.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

5.Вторичное восприятие стихотворения

-А теперь прочитайте это стихотворение.

(Дети читают стихотворение.)

— Кто главный герой этого стихотворения?

- Почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает поэт лес?

-Что общего между теремом и лесом?

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

-Из чего он построен?

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте.

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу?

— Итак, стены терема есть. Это деревья.

-А окна? Прочитайте, что о них пишет Бунин.

-Почему образуются просветы?

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

— Кто хозяйка терема? Докажите словами текста.

— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

— Как поэт называет осень?

-Кого называют вдовой?

-Грустят вдовы, грустит осень. Как вам кажется, о чем она грустит?

-Где стоит терем?

Итог: -Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?

-Что такое олицетворение?

-Что такое эпитет?

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

- С какой целью использует поэт эти приёмы?

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

– Прежде, чем мы будем пробовать выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.

- Какое чувство мы должны передать?

-Прочитайте выразительно, передайте восхищение простора в осеннем лесу.

IV .Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Давайте подведём итоги.

-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

-Что запомнили о Бунине?

-Какое стихотворение читали?

-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?

Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

стр.150-151 (прочитать стихотворение выразительно)

А)выучить стихотворение наизусть;

Б)нарисовать иллюстрацию к стихотворению

Оценки за урок (выдаю листочки с оценками)

-В классе у нас есть дерево, а на партах у вас лежат листья. Если вам на уроке было интересно и познавательно, то приклейте оранжевый листик. Если, вы не совсем довольны своей работой на уроке, но урок вам понравился приклейте жёлтый листик. А если вам было скучно и непонятно, то прикрепите красный листочек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Хотынецкая средняя общеобразовательная школа

Максимова Елена Николаевна

Цель изучения темы

Познакомить со стихотворением И.А. Бунина, расширять словарный запас, развивать умения выделять языковые средства: сравнения, олицетворения, эпитеты; формировать навык выразительного чтения.

Основные термины и понятия

Сравнения, олицетворения, эпитеты

Информационно- образовательная среда

Информационный материал (УМК, дополнительная литература)

Диагностический материал страницы учебника,портрет поэта

Планируемые результаты

Знания: отличать новое от уже известного, высказывать своё мнение, воспринимать текст с учётом поставленной задачи

Умения: оформлять свои мысли, находить в тексте информацию, читать выразительно лирическое произведение.

Ученик получит возможность научиться:

воспринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте и использовать выразительные средства языка, познакомиться с творчеством известных авторов, читать стихотворение выразительно , отражая чувства лирических героев

Познавательные УУД высказывать мнения, обсуждать проблемные вопросы, находить ответы на вопросы, расширять словарный запас, познакомится с музыкальными произведениями.

Регулятивные УУД: формулировать задачи урока, осуществлять контроль за своей деятельностью, работать совместно.

Коммуникативные УУД: использовать выразительные средства языка, воспринимать речь учителя, одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться:

Проявлять интерес к литературному произведению, живописи, музыке, получать эстетическое удовольствие

Этапы урока 1

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.)

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.

- Давайте вспомним, с творчеством какого поэта мы знакомились на прошлом уроке. ( Н.А. Некрасова) Какие события из жизни поэта вы запомнили?

- Чтение стихотворений наизусть. Оценивание.( 3уч-ся)

Отвечают на вопросы

Самоопределение к деятельности

1.2. Целевая основа деятельности

- Дети, мы можем с вами проверить наши знания о поэтах и их произведениях. Я буду вам читать отрывок из стихотворения, вы должны продолжить строку и назвать автора.

А) Как неожиданно и ярко…(Ф. И. Тютчев)

Б)Весна! Весна! Как воздух чист… (Е. Абр. Баратынский)

В) Ты прав. Одним воздушным очертаньем… (Аф.Аф. Фет)

Г) Ещё земли печален вид

А воздух уж весною дышит…(ф. И. Тютчев)

Д) Ещё светло перед окном

В разрывы облак солнце блещет

И воробей своим крылом (А.А. Фет)

Е) В синем небе плывут над полями…( И.С. Никитин)

Ж) – А кто напомнит строки стихотворения о птичке?( Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких… Ал. Ник. Плещеев)

- Посмотрите за окно. Сегодня серая ненастная погода. Грязно, сыро, настроение создаётся грустное. Ноябрь – ворота зимы… А всегда ли так бывает осенью?

А как ещё может выразить свои чувства? ( музыка , танец)

Какие композиторы вам известны?

1.- Сегодня мы познакомимся с произведением уже известного вам поэта И. А. Бунина.

2.Давайте вспомним его стихи. (читают стихи)

3. Рассказ учителя об авторе

Иван Бунин родился октябре 1870г. в Воронеже. Затем его семья переехала в Орловскую губернию. Здесь мальчик провёл своё детство среди природной красоты полей. Обучался он дома. Первые стихи написал в 7 лет.

В 10 лет поступил в мужскую гимназию в г. Елец. Но не смог её закончить, т к. не чем было платить за обучение. Помогал Бунину его старший брат. Когда Ивану исполнилось 17 лет, он напечатал свои стихи. Он писал и рассказы, и повести, занимался переводами с иностранных языков. В 1933 г. первым из русских писателей был награждён Нобелевской премией.

Тип урока : урок освоения новых знаний и способов действий.

Задачи

формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение. Предметные (учащиеся научатся) :

1. читать (вслух) выразительно доступные для данного

2. ориентироваться в содержании художественного

текста, понимать его смысл: определять главную

мысль произведения; тему.

формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;

формировать умения оценивать свою деятельность;

формировать умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Метапредметные (учащиеся научатся) :

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять обобщение изученного.

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять оценку деятельности.

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

формулировать собственное мнение и позицию.

воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Личностные (у учащихся будут сформированы) :

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Ход урока:

Здравствуйте, меня зовут Анастасия Олеговна, и урок литературного чтения проведу у вас сегодня я.

Проверьте готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, пенал, дневник.

О каком времени года будем читать стихотворение?

Это рыжая сестричка

Урожай в амбары носит.

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?

Прочитайте с вопросительной интонацией.

Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Какое стихотворение будем изучать?

Какие задачи мы перед собой поставим?

Мы начинаем знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Андреевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, обедневшей дворянской семье. Писать Иван Алексеевич начинает рано, семи – восьми лет, подражая А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову.

В 11лет Иван Бунин поступил в гимназию, но, проучившись меньше четырех классов, был вынужден ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета, проходил дома под руководством старшего брата Юлия.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887 году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в городе Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Последние годы Бунин провел в бедности. Он очень тосковал по родине, но не вернулся – в возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.

Еще при жизни Бунина вышло одиннадцатитомное собрание его сочинений.

Что вам запомнилось из биографии?

Прежде чем познакомиться с произведением, разберё м некоторые слова:

Терем – высокий дом с расписанными ставнями и украшенной крышей.

Вдова – женщина, муж которой умер.

Лазурь – яркий светло-синий цвет

Резьба – рисунок, вырезанный на дереве, кости.

Завороженный- очарованный, околдованный.

Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Золотой – желтый, изумительный;

Подберите антонимы, к слову, замирает.

Понравилось ли вам это произведение?

Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

Прочитаем стихотворение вслух по цепочке.

Что мы читали? Рассказ, сказку, стихотворение? Докажите.

Что напомнил осенний лес И. А. Бунину?

На сколько смысловых частей вы бы разделили текст? Прочитаем их.

Как можно озаглавить каждую часть?

Прочитайте сравнения, которые помогают нарисовать образ леса – терема.

Скажите, что мы сегодня читали?

Что вы узнали об авторе?

О чём это стихотворение?

Все ли задачи были решены?

Оцените себя, выбирая начало фразы на доске:

Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.

Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения И.С.Никитина "В синем небе плывут над полями:".

- Какие эпитеты выписали из стихотворения?

1. Введение в тему урока.

- Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).

- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?

- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы).

- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

4. Знакомство с биографией поэта.

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.

Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.

5. Работа над стихотворением.

а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

б). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.

  • Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый (с.327).
  • Багряный - красный густого, тёмного оттенка (с.33).
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева (с.318). Слайд 2.

г) Выборочное чтение.

Анализ стихотворения.

1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса. Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.

- На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.

2. Анализ первой части отрывка. Слайд 3.

- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса. Что напомнил осенний лес Бунину? Что же особенно его удивило? Почему он сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?

- Кто в природной тишине является одушевлённым? Как называется этот приём в художественной литературе?

- Что называется олицетворением? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).

- Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). (Повторить в парах).

Работа в группах. Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"

Физкультминутка "В лесу". Слайд 4. 3.

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину).

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.

- Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? (на башни терема). Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон). Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение). Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна? (оконца). О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

6. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?

7. Физкультминутка для глаз.

8. Анализ 2 части отрывка. Слайд 5-7.

- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. Какова здесь осень? (грустная) Как вы догадались? (и осень тихою вдовой). О чём грустит осень? Найдите слово, которое повторяется несколько раз. Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит).

- Как он пишет о тишине? Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье). - Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). Слайд 8. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

- Как же будете читать эти строчки? Почему?

- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

- В каком образе выступает осень в этой части?

9. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

- Что изобразил художник? О чём эта картина?

- Какие деревья здесь занимают центральное место?

- Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?

- Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?

- Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?

- Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.

- Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?

10. Работа над выразительностью. - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

3. Логические ударения.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.

11. Итог урока. - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Что вы запомнили о И.Бунине? Слайд 9.

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).

Читайте также: