Технологическая карта по литературному чтению 2 класс школа россии
Обновлено: 07.07.2024
Оценить 2003 0
Педагогические цели
Урок усвоения новых знаний
Планируемые
результаты
(предметные)
Совершенствовать умение зрительно конкретизировать образы персонажей; умение определять тему, проблематику и идею эпического произведения; умение соотносить начало и финал произведения и его название с его идеей; давать речевую характеристику персонажа; умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста
Личностные
результаты
Усовершенствовать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке
Познавательные:
формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
Коммуникативные:
формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Образовательные
ресурсы
I.Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Актуализация знаний
Проверяет домашнее задание. Осуществляет подготовку учеников к восприятию литературного произведения, знакомит с автором, демонстрирует портрет автора.
Задаёт вопросы.Знакомит с творчеством В.Осеевой.
- Ребята! Сегодня нам предстоит познакомиться с замечательной писательницей
Валентиной Александровной Осеевой
- Посмотрите, пожалуйста, на книги, которые выставленны. Как вы думаете, что в них общего?
- Верно! Герои всех рассказов этой писательницы – дети. Именно с ними происходят самые невероятные истории, о которых интересно читать не только детям, но и взрослым. Дело в том, что Валентина Александровна работала воспитательницей, сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Когда она была такой, как вы, очень любила читать маленькие рассказы. Однажды после прочтения одного рассказа мама сказала ей:
– Мало уметь читать, надо уметь думать.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы. Взаимодействуют с учителем.
Выделение существенной информации из слов учителя.
Беседа по вопросам
III. Постановка цели и задач
Знакомит с темой и целями урока
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
Всем идущим на обед.
Всех, домой спешащих к чаю.
- Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
-Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете, зачем они нужны людям?
- О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
-Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним из рассказов В. Осеевой.
- Давайте прочитаем название рассказа.
- Как вы думаете, какие слова могут быть волшебными и существуют ли они вообще?
- Да, волшебными могут быть слова-заклинания, а еще?
- Верно! Вежливые слова. А в чем же их волшебство?
- Давайте узнаем, о каком слове идет речь в этом рассказе.
Высказывают своё мнение, определяют тему урока и ставят задачи
Принимают учебную задачу, сформулированную учителем и детьми.
Беседа по вопросам
IV. Первичное усвоение новых знаний
Работа с текстом
Учитель читает рассказ.
- Я буду читать рассказ, а вы внимательно следите и выделите главного героя произведения. О ком этот рассказ?
Слушают рассказ
Умение слушать в соответствие с целевой установкой.
Беседа по вопросам
V . Первичная проверка понимания
Словесный,
практическийЧтение, беседа.
- О ком этот рассказ?
- Что случилось с Павликом?
- Как об этом узнал старик?
- Почему окружающие так относятся к Павлику в начале рассказа?
- Что изменилось после встречи со стариком?
Самоконтроль понимания вопросов.
Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний
Поиск и выделение информации.
Умение строить речевое высказывание.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений
Беседа по вопросам, выборочное чтение текста
Физкультминутка
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
-Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
Выполняют движения под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение движений
VI. Первичное закрепление
Ставит цель.
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
- Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа:
Отработка навыка чтения. Умение формулировать собственное мнение.
VII. Домашнее
задание.
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.
- Дома подготовьте выразительное чтение рассказа и разделите его на части.
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития
VI . Рефлексия
-Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
У меня получилось…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Оценки учителя.
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Мероприятие позволяет сформировать гражданское самосознание учащихся; · воспитать чувства патриотизм. Подробнее.
Интересное занятие разработал автор. Использование на занятии нстандартных игровых заданий способств. Подробнее.
Интересная разработка. Много хороших стихов, песен подобраны по теме. Конкурсно-игровые задания спос. Подробнее.
Очень интересная разработка. Разнообразие конкусно-игровых заданий с музыкальным сопровождением, сти. Подробнее.
Очень интересный методический семинар. Затронуты и теоретический, и практический аспекты данной проб. Подробнее.
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.
Развивающая – развивать устную монологическую речь; образное мышление; умение слушать и слышать других обучающихся.
Воспитательная – расширять читательский кругозор детей; воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, проектор, экран, компьютер (презентация)
Планируемые результаты:
Личностные – проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
Предметные – знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Крылова; характеризовать героев;
Метапредметные – находить необходимую информацию; участвовать в работе класса.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент (1-3 мин)
1. Концентрация внимания.
2. Проверка готовности к уроку.
1.- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
- Мы начинаем с вами урок литературного чтения.
- Проверим готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника)
- Проверяют готовность урока.
Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения.
I этап до чтения (5-10 мин)
1.Актуализация знаний, появление темы и цели урока.
2.Знакомство с писателем.
3. Работа с текстом учебника.
4. Работа с жанром – басня.
5. Работа с иллюстрацией.
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Это произведение Пушкина относится к какому жанру?
- Ребята, какие ещё жанры в литературе вы знаете?
- Сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром, расшифровав ряд букв. (на слайде)
- А кто знает имя русского писателя, который писал басни? (на слайде портрет)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Сформулируйте цель урока.
2. Слово учителя (сопровождается слайдами)
- Сегодня, мы познакомимся с этим жанром, баснописцем И.А. Крыловым.
И.А. Крылов (1769 – 1844) родился в семье армейского офицера. Ваня Крылов грамоте он учился дома. Ему удавалось учить русский, французский языки и арифметику.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами.
Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась и последних средств к существованию. В 11 лет Ване пришлось поступить на службу.
На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Так родилась его любовь к литературе, а затем и к литературному труду.
И.А. Крылов прожил долгую жизнь и написал много произведений, самые известные из них – это басни.
- Что бы продолжить разговор о Крылове, давайте откроем учебник на с.102 и прочитаем текст (чтение по абзацам)
- Как вы думаете, каким должен быть писатель, который смог бы написать хорошие басни?
- Расскажите об этом и найдите слова из текста, подтверждающие ваше мнение.
Басня – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. (слайд)
- Из каких частей состоит басня?
- Что такое повествование (слайд)?
- Что такое мораль? (слайд)
- В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали заключается основной смысл басни.
- Посмотрите на иллюстрации в учебнике на с.103. Вспомните названия басен. Расскажи, что перепутал художник.
Образовательная : совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность, учить работать с текстом, совершенствовать навыки анализа произведения.
Развивающая : развивать и обогащать речь учащихся, развивать критическое, образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения, рассуждать о прочитанном.
Воспитательная : воспитывать интерес к чтению, любви, добра и радости общения на основе произведений автора, ответственное отношение к труду.
Формируемые УУД:
- предметные выборочное чтение в соответствии с задачей чтения и под руководством учителя, определение героев сказки, их характеристика, понимание главной мысли произведения, составление синквейна;
- метапредметные
познавательные: понимание читаемого, фиксирование читаемого в виде таблицы, использование приемов анализа и синтеза, сравнение эпизода литературного произведения с музыкальным фрагментом, с пословицами и поговорками, проявление индивидуальных творческих способностей при составлении синквейна;
регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу, принимать учебную задачу урока, оценивать результаты своих действий, анализировать причины успеха/ неуспеха;
коммуникативные: проявлять активность, строить диалог в группе, прислушиваться к партнеру, не конфликтовать, принимать и сохранять цель деятельности малой группы, участвовать в распределении функций и ролей совместной деятельности;
-личностные различать морально нравственные нормы, фиксировать чувства и эмоции, проявлять позитивные чувства при чтении произведения классика, допускать существование других точек зрения, включаться в литературную деятельность на уроке.
Используемые современные образовательные технологии
технология развития критического мышления через чтение и письмо
Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений
Методы : словесные, наглядные, практические.
Формы : фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.
Используемые ресурсы:
учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, аудио- и видеозаписи сказки.
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс.УМК "Школа России".
Урок по теме "Домашние животные".Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В технологической карте представлены различные формы работы:индивидуальная,групповая,работа в парах.Материал урока направлен на формирование различных видов УУД :познавательных,коммуникативных,регулятивных.В ходе урока учащиеся думают,рассуждают,выражают свою точку зрения.
Содержимое разработки
ФИО учителя:Коновалова Т.Н.
Предмет: литературное чтение
Тема: Домашние животные
Планируемые результаты:
Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.
Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, отбирать опорные слова для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.
Оборудование:изображения домашних животных, выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания, сказка, загадки),презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Универсальные учебные действия
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
-Проверьте свои рабочие места.
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Настрой учащихся на восприятие учебного материала
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
отвечают на вопрос.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.
2. Речевая разминка.
Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.
Хочу, чтоб ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил.
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня.
За все я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу!
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
-Скажите, что человек получает от своего любимца.
Слушает ответы учащихся.
Читают стихотворение по заданию учителя.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: смысловое чтение.
3. Актуализация знаний.
— Какой раздел мы изучаем?
— Мы читали стихи о кошках и собаках. И сегодня продолжим говорить о них. Как называют животных, которые живут с людьми? (Домашние животные.)
— Это и есть тема сегодняшнего урока.
Слушает выступление учащегося.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
4 Проверка домашнего задания
Цель: проверка домашнего задания,
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Истории о том, как животные воспитывали не своих детенышей.
Слушает ответы учащихся.
Слушают выступление одноклассника.
5.Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.
Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.
Беседа о домашних животных
В классе все принимали участие в подготовке выставки домашних питомцев.
Группа ребят готовила выставку книг с отзывами.
— На наших уроках литературного чтения вы рассказывали о том, кто из животных живет у вас дома, как вы за ними ухаживаете. Подумайте и скажите, а для чего человек заводит у себя в квартире или в доме животных? Ведь надо их кормить, ухаживать за ними (мыть, расчесывать), лечить. Что же человек получает взамен? (Ответы детей.)
2. Проверка работы в паре.
Исследование по теме
Организует постановку цели урока.
Учащиеся зачитывают отзывы о книгах, которые рекомендуют прочитать по данной теме
Девочки зачитывают результаты своего мини-исследования
Отвечают на вопросы
Слушают выступление одноклассника.
Слушают выступление одноклассника.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Цель: организация учебного исследования для выделения понятия.
Цель: релаксация, укрепление организма учащихся.
1. Чтение и обсуждение сказки
— Как у человека появились домашние животные? (Дети делятся своими знаниями.)
Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит он собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала. Собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
— Человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
В народе существуют мифы, легенды, сказки, которые пытаются дать объяснение природным и социальным явлениям. Сказка Как Собака друга искала – одна из таких. Она объясняет дружбу человека и собаки. Сказка не ставит поучительную цель. Но послушав ее, дети будут относиться к четвероногим друзьям с большей заботой и симпатией. Собаки наделены способностью любить больше, чем люди. Нельзя на преданность братьев наших меньших отвечать предательством. Мораль сказки Как Собака друга искала можно определить так: собака – друг человека. Помните об этом
2. А теперь — выборочное чтение.
-Ответы на вопросы найдите в тексте.
- Прочитайте эти строки.
• Какого друга хотела найти себе собака?
• С кем она пробовала дружить? Почему дружба распадалась? (Всегда находился кто-нибудь сильнее.)
Читайте также: