Технологическая карта открытие нового знания начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

совершенствование умений писать слова с изученными орфограммами.

Основные понятия темы: глагол, неопределенная форма глагола, грамматические признаки глагола.

Тип урока: урок открытия нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Мотивирование

к учебной деятельности

Учитель организует класс на начало урока, настраивает их на учебный процесс, проверяет готовность парт. Учитель просить объяснить смысл пословицы, показанной на слайде. Задает вопросы о том, зачем на уроке вспомнили про эту пословицу, что необходимо сделать, чтобы много знать.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. Учащиеся объясняют смысл пословицы и отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Учитель дает задание, которое учащиеся выполняют с опорой на имеющиеся знания и умения. Затем учитель задает задание, которое дети не могут выполнить.

Успешно выполняют задание, повторяя пройденный материал, но затрудняются продолжить выполнение задания , так как им не хватает знаний для ответа на него.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

Личностные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Выявление места и причины затруднения

Учитель предлагает продолжить выполнение задания, задает уточняющие вопросы и подводит детей выявлению причины затруднения.

Отвечая на вопросы, учащиеся выявляют причину затруднения

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Построение проекта выхода из затруднения

Учитель помогает учащимся правильно сформулировать тему урока и определить учебные задачи, как возможно достичь цели урока

Дети, отвечая на вопросы учителя, самостоятельно определяют цель, учебные задачи, способы достижения цели

Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Реализация построенного проекта

Учитель читает стихотворение, предлагает выписать последнее предложение из стихотворения, задает вопросы, подводя к решению учебной проблемы

Слушают стихотворение, выписывают последнее предложение, анализируют все глаголы в нем, отвечают на вопросы учителя, тем самым решая учебную проблему.

Регулятивные : владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные : умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Коммуникативные : умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель с помощью заданий и вопросов помогает учащимся закрепить новые знания.

Отвечая на вопросы и выполняя задания, закрепляют полученные знания.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффектвных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Личностные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает самостоятельно выполнить задания на слайде, а затем оценить свои результаты по эталону.

Дети выполняют задание самостоятельно под контролем учителя. Затем проверяют правильность выполнения задания.

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные : умение работать индивидуально

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Включение в систему знаний и повторение

Учитель задает вопросы, включая новый материал в уже имеющийся опыт

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Соотносят полученные знания с уже имеющимся опытом .

Личностные : смыслообразование; Познавательные : оценка; К оммуникативные : умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Учитель проводит итоговую беседу, выявляя первичный уровень знаний детей по теме. Учитель спрашивает у детей, как они оценивают собственную работу на уроке,задает ученикам домашнее задание.

Оценивают собственную работу на уроке,записывают домашнее задание.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные : рефлексия; Личностные : смыслообразование

Регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Этап урока,
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1
МОТИВАЦИИ

Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

Или готовит инсценировку фрагмента в исполнении учащихся.

Что высмеивает Фонвизин в этом отрывке пьесы?
Приятно ли быть похожим на такого, как Митрофанушка, который не может отличить прилагательное от существительного?

Смотрят инсценировку (фрагмент видео).

Отвечают на вопрос учителя.
Делают вывод о необходимости дальнейшего изучения имени прилагательного.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в случае инсценировки),
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки).

Познавательные:
- умение строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап 2
АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Художницу нашу
Знает весь свет.
Раскрасит художница
Всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какое? Какая? Какие?
(имя прилагательное)

Описывают новогоднюю ёлочку в форме синквейна.
На какие разряды по значению можно разделить предложенные вами прилагательные (во 2-й строке)?
- варианты учащихся.

Этап 3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Какая ёлка по качеству?

Расформировать прилагательные по вопросам, относящимся к определённому разряду прилагательных по значению.

Какая ёлка по качеству?

Учащиеся пробуют распределить прилагательные из синквейнов в графы таблицы.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 4
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Предложить сформулировать цель урока.
Слайд 4

Способы различения разрядов прилагательных?

Цель – узнать, на какие разряды по значению делятся все прилагательные.

Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Слайд5
Относительные прилагательные
Заполнить таблицу
Словами для справок

Примеры

По времени (суток, года…)

Материал, из которого сделан предмет


Бумажный (конверт) Поздравительная (открытка)
Лесная (избушка) Двойной (лист бумаги)
Зимний (лес) Заказное (письмо)

Слайд 6
Качественные прилагательные
Заполнить таблицу прилагательными, отвечающими заданному значению, пользуясь картинкой с изображением Деда Мороза.

Примеры

По внешнему виду

Итог: слайд 7
Притяжательные прилагательные
Что общего у всех этих прилагательных, использованных в словосочетаниях:
Мамины бусы
Собачьи укусы
Лисий воротник
Волчий клык
Дедушкины усы
Братовы трусы
Папин носок
Сестрин платок
Тётины браслеты
Дядины конфеты
Птичье крыло
Конское седло?

Учитель предлагает нарядить ёлку теми прилагательными, которые среди всех шуточных словосочетаний годятся для украшения праздничной ёлки.
Итог: слайд 8

Нахождение общего признака:
Все эти прилагательные отвечают на вопрос чей?

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

Этап 6
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализацией проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор при работе с разрядами прилагательных.

Доказывают, что 4 ёлки наряжены в соответствии с названиями:

  1. Относительные прилагательные
  2. Качественные прилагательные
  3. Притяжательные прилагательные

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 7
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 8
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соотвествии с требованиями ФГОС НОО по УМК "Школа России". Это первый урок по новой теме. Учащиеся знакомятся с ролью разделительного мягкого знака в словах и особенностях букв е, ё, ю, я, и (обозначают два звука), учатся различать произношение и написание слов с разделительным мягким знаком с помощью звуко-буквенного анализа слов, знакомятся с правописанием слов с разделительным мягким знаком.

Дата: 23.01.2019

Предмет: русский язык

Учитель: Наумова Е.А.

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком ( урок открытия новых знаний).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: познакомить с ролью разделительного мягкого знака в словах и особенностях букв е, ё, ю, я, и (обозначают два звука), научиться различать произношение и написание слов с разделительным мягким знаком с помощью звуко-буквенного анализа слов, научиться заменять звуковую схему слова буквами, формировать представление о правописании слов с разделительным мягким знаком.

Личностные: учиться понимать мотивы учения, определять свой социальный статус на основе школьных правил, доброжелательного и культурного отношения к окружающим.

Метапредметные: учиться определять цель учебной деятельности и учебные задачи, планировать свою работу на уроке, работать в парах, находить и объяснять место разд. мягкого знака в слове, делать выводы и доказывать правильность написания слова, осуществлять самоконтроль и самопроверку, оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

1. учиться ориентироваться в учебнике, определять круг своего незнания.

2. отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. сравнивать написание и произношение слов, находить сходства и отличия;

4. заменять звуковую схему слова буквами;

5. интерпретировать прочитанную или прослушанную информацию для определения уровня понимания;

6. доказывать свой ответ на основе правила и делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1.учиться слушать и слышать других,

2. высказывать свою точку зрения,

3. формулировать речевое высказывание в устной речи,

4. работать в парах, сотрудничая по правилам учебного диалога.

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно организовать свое рабочее место,

учиться определять тему и цель учебной деятельности с помощью учителя,

работать на уроке по плану в соответствии с учебными задачами,

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, осуществляя самопроверку и коррекцию результата задания в случае необходимости,

оценивать свою работу на уроке ( Какие были трудности? Что получилось? За что можно похвалить? Доволен ли своей работой на уроке? ).

Личностные УУД:

1. осознание личностного смысла учения, необходимости получать новые знания, проявлять желание учиться,

2. проявление уважения и доброжелательного отношения друг к другу во время взаимодействия и диалога.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Настроимся на урок.

2. Определим настроение.

1. Читают стихотворение, желают друг другу удачи.

2. Раскрашивают кружок с настроением.

Личностные УУД:

1.осознание личностного смысла учения, необходимости получать новые знания, проявлять желание учиться.

Регулятивные УУД:

1.уметь самостоятельно организовать свое рабочее место.

2. Актуализация знаний (Сундучок знаний).

2. Задаёт вопрос: - Какой буквы не хватает? Назовите пропущенную букву.

3. Предлагает написать строчку с ь знаком (для слабых учащихся). Записать девиз в тетрадь (для сильных учащихся).

4. Предлагает вспомнить, для чего нужен в словах ь знак? Соберём мешочек знаний (подсказки у учителя).

Отвечают на вопросы.

Записывают строчку или предложение.

Повторяют учебный материал о ь знаке.

Познавательные УУД:

1. учиться определять круг своего незнания.

2. отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

1.учиться слушать и слышать речь других,

2. формулировать речевое высказывание в устной речи.

3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

Задаёт проблемный вопрос:

1. - В каком ещё слове есть ь знак?

2.- Знаете ли вы, ДЛЯ ЧЕГО в слове ЗНАНЬЯМ нужен мягкий знак?

Я знаю – ( ставят + )

Нет, не знаю - ( ставят минус).

ЗНАЮ, но не могу объяснить – ( V)

Учитель просит поднять руки тем, кто выбрал 2,3,4 ответы. (….)

Учитель подводит итог:

Это значит, что вопрос вызвал затруднение.

- В чём ваше затруднение?

- Обратите внимание, где стоит эта буква?

-Что слева от него? (Согласная буква)

-Что справа от него? ( Гласная буква)

Получается, что эта буква разделяет эти две буквы.

- Какое название в этом случае будет иметь буква ь знак?

Предлагает прочитать тему урока в учебнике.

3. Учитель предлагает прочитать учебный вопрос на стр.31, который можно превратить в цель урока? (узнать …, когда в словах пишется разделительный ь знак.)

4. Учитель предлагает определить лишнюю учебную задачу (лишняя - решать примеры и задачи)

Учитель предлагает использовать учебные задачи для планирования работы на уроке.

Отвечают на вопросы.

Ученики определяют уровень своего знания-незнания, слушают инструкцию учителя.

Формулируют речевое высказывание (Я пока не могу сказать, зачем нужен в слове ь знак).

Определяют тему урока.

Проверяют по учебнику.

ПИШУТ ТЕМУ УРОКА в тетрадь.

Формулируют цель урока.

Читают учебные задачи и определяют лишнюю.

Знакомятся с планом работы на уроке.

Познавательные УУД:

1.учиться отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Организация деятельности обучающихся по изучению единиц измерения и измерительных приборов.

Задачи урока:

Развивающие: развивать глазомер, память через работу над иллюстрацией.

Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, умение слушать одноклассника.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник, метровая линейка, рулетка, полоски бумаги.

Технологии: Проблемно –диалоговая технология .

Предметные результаты: знать единицу измерения длины- сантиметр ,уметь измерять, откладывать.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Р1 -Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место;

Р2-развитие самоконтроля;

Р3-умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

К1-Принимать участие в работе парами;

К2-соблюдать общепринятые правила сотрудничества и общения.

Познавательные:

П1-осознавать практическую значимость обучаемого материала;

П2-осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Личностные результаты:

Л1-Проявление интереса к новому учебному материалу;

Л2- способность применять эти знания в жизни.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Мотивационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Девизом нашего урока сегодня будут слова

Мы- внимательные!

Мы – старательные!

В первом классе учимся!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

Организует диалог с обучающимися с целью уточнения пройденного материала.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

В нашу школу пришло письмо с необычной просьбой. (показ конверта, письмо читает ученик)

- Ребята, а вы узнали кто авторы этого письма?

Нам удалось с далекой Африкой установить видиосвязь и ваши друзья приветствуют вас. (слайд 2)

- Вы, наверно, хорошо знаете, что наши гости из Африки с удовольствием делают зарядку. А сегодня Попугай предлагает своим друзьям сделать зарядку, но только для ума. (слайд 3)

Устный счет:

Какие числа пропущены?

(10, 8, 6, …, …) (слайд 4)

2. А что здесь получится? (слайд 5)

Слоненок просит помощи (слайд 6)

Найдите на картинке числа и запишите их в порядке возрастания (слайд 7),

слоненок благодарит вас, ребята

(слайд 8)

4. Задание на сравнение отрезков. Что такое отрезок? У отрезков есть начало и конец.

Читают письмо. Отвечают на вопросы, выполняют задание, узнают персонажей мультфильма.

Выявляют закономерность, объясняют свой выбор.

Совершенствуют навыки устного счета

Находят числа и записывают в порядке возрастания

Работают с отрезками на доске. Сравнивают, определяют начало и конец.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)

Р-Потребность вспомнить ранее изученные знания

К-Умение взаймодействовать с учителем

П- Активизировать соответствующие мыслительные операции. Устанавливать последовательность

Организует диалог, задает наводящий вопрос:

А что можем измерить мы с вами в нашем классе?

Практическая работа

в парах

- У вас на столе лежат полоски. Вам необходимо с помощью их измерить парты. Первый ряд измерят красными полосками, а второй ряд – синими,

а третий - розовыми. Работать будете в парах. И нашим девизом будут слова: “В одиночку не одолеешь и кочку”

- Какую длину получил первый ряд, какую – второй, какую –третий? (результат получился разный).

- Разве у нас парты разные?

- Почему длина удава из мультфильма получилась разной? (измеряли разными мерками)

Какая цель нашего урока ?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

А сейчас я всех приглашаю побывать в гостях у мастериц. Но к кому мы отправимся в гости, вы отгадайте сами.

(Слайд 9). - Людям какой профессии принадлежат эти предметы? (слайд10 )

- Как вы считаете, что должна уметь хорошо делать швея, чтобы шить красиво и правильно? (измерять, считать, сравнивать)

Я предлагаю вам почувствовать себя немного портными.

- У портного есть лента, называется она сантиметровая. - Для чего она нужна? (измерять).

- А мы для этого будем использовать линейку .

(Слайд 11) - Что на ней изображено (черточки, цифры).

- Это короткие отрезки. Расстояние от одной цифры до следующей называется сантиметр.

Почему одинаковые полоски получились у Мартышки и Слоненка разной длины? (Слайд12

Чтобы измерить длину, каких либо предметов необходимо приложить линейку так: один конец совпадал с отметкой 0 на линейке, а другой где предмет кончается.

Измерьте при помощи линейки длину своих простых карандашей.

Еще в швейных мастерских используют очень большие линейки. (показ). Она называется метровая. Для того, чтобы от целого куска ткани отмерить ткань нужной длины.

Физминутка (Слайд 13-21)

Отвечают на вопросы,

Вспоминают сюжет мультфильма, отвечают ,что у всех получились разные шаги.

Высказывают свои мнения.( ручку, тетрадь, пенал итд)

Работают в парах. Измеряют парты полосками бумаги.

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои мнения

Отвечают на вопросы, почему результат оказался разный. Когда измеряли парты.



Цели урока открытия нового знания

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • "Да-нет".
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием "Фантастическая добавка".
  • Прием "Оратор". .
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет. .
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка. .
  • Прием "Почини цепочку".
  • Слепой текст.
  • "ИДЕАЛ". .

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

Приемы:

    .
  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием "Яркое пятно".
  • Группировка.
  • Домысливание. . .
  • Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
    • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
    • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

    Приемы:

    • Деловые игры.
    • Дерево целей.
    • Пресс-конференция.
    • Эксперимент.
    • Проблемный ряд.
    • Подводящий диалог.

    5. Реализация построенного проекта

    Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

    Приемы:

    • Вопросы к тексту.
    • Доклад.
    • Лови ошибку.
    • Пресс-конференция.
    • Проблемный диалог.
    • Фантастическая добавка.
    • Деловые игры.
    • Проблемный поиск.
    • Ромб ассоциаций.

    6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

    Приемы:

    • Комментирование чтение.
    • Вопросы к тексту.
    • Лови ошибку.
    • Отсроченная догадка. .
    • Пресс-конференция.
    • Презентация.
    • Прием "Снежный ком".
    • Рассказ-эстафета.
    • Прием "Удивляй". .
    • Аукцион.
    • Реклама.
    • Таблица "? + !". ".

    7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

    На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

    Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

    Приемы:

      .
    • Деловые игры.
    • Прием "Да-нет". .
    • Найди соответствие.
    • Творческие тесты.
    • Работа на компьютерах.
    • Мини-проекты или мини-исследования.
    • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
    • Блиц-контрольные.

    8. Этап включения в систему знаний и повторения

    Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

    Приемы:

    • Кластер.
    • "Найди ошибку". .
    • "Верю-не верю".
    • Тестирование.
    • Различные виды опросов.
    • Эссе, резюме.
    • Составление кроссворда.
    • Контрольная работа или диктант.
    • Восстанови текст.
    • Свои примеры.

    8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

    • уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
    • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

    9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

    Приемы:

    • Таблица "+ - ?".
    • Свободный микрофон.
    • Дерево настроение.
    • Лестница успеха.
    • Анкетирование.
    • Цветотехника.
    • Пантомима. . .
    • Синквейн.
    • Прием "Шкатулка".

    Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Читайте также: