Преподавание истории в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Методика преподавания истории в начальной школе, метод, Студеникин М.Т., Добролюбова В.И., 2004.

В книге даны как общие, так и конкретные рекомендации пс преподаванию вводного (пропедевтического) курса истории. Пособие предусматривает знакомство учеников с типичными образами эпохи, со старинным бытом, обрядами и обычаями. Раскрыты приемы работы с терминами, понятиями, выработкой первичных умений. Методические советы дают возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение.

ВВЕДЕНИЕ.

В период демократизации общественной жизни в нашей стране все большее значение придается изучению в начальной школе отечественной истории. На основе знания родной истории малышам легче понять и усвоить самое главное в жизни и в школе. Вводный, первоначальный курс называется пропедевтическим. Цель его — подготовить детей к изучению истории в основной школе, вызвать у них интерес к истории как к школьному предмету, желание узнать прошлое своего Отечества.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

но и мировой, является ее гуманизация - то есть обращение, прежде всего к личности учащегося, и гуманиторизация - то есть максимальное использова­ние образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. История - это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Изучение данного предмета, как нам представляется, имеет боль­шие образовательные особенности, так как способствует общему культурному росту личности, формированию системных знаний, кругозора и эрудиции. Кроме того, изучение исторических фактов, терминов, дат, работа с картой развивает логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, что в конечном счете ведет к гибкости мышления, прак­тичности ума, его активности. Данный предмет также способствует воспита­нию таких позитивных черт характера, как стремление к прогрессу, личност­ному росту, самостоятельности, уважение к многовековому созидательному труду людей, возможностям человеческого духа.

При проведении данной исследовательской работы мне бы хотелось попы­таться решить проблему о том, какое место занимает изучение истории в начальной школе в общей системе исторического образования, насколько она способствует развитию личности младшего школьника.

ВложениеРазмер
sovr.emennaya_koncepciya_istoricheskogo_obrazovaniya_v_nachalnoy_shkole._sergeeva_a.yu_..doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Современная концепция исторического образования в начальной школе.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Сергеева Анастасия Юрьевна

  1. Формы, вопросы изучения истории в начальной школе……………………………… 5
  1. Пропедевтический курс истории в начальной школе……………………………. 5
  2. Анализ используемых в современной начальной школе Программ (в том числе экспериментальных) и учебников по истории………………………………………7
  1. Эффективность современной концепции исторического образования в
  1. Констатирующий эксперимент.
  2. Обучающий эксперимент.
  1. Заключение…………………………………………………………………………………13
  2. Литература………………………………………………………………………………….14
  3. Приложение ………………………………………………………………………………..16

Концепция - система взглядов на что - нибудь, основная мысль. Особенностью современной системы образования не только российской,

но и мировой, является ее гуманизация - то есть обращение, прежде всего к личности учащегося, и гуманиторизация - то есть максимальное использова ние образовательных, развивающих и воспитательных возможностей гуманитарных предметов. В связи с этим хотелось бы отметить особые возможности такого нужного предмета, как история. История - это действительность в ее развитии, движении; совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Изучение данного предмета, как нам представляется, имеет боль шие образовательные особенности, так как способствует общему культурному росту личности, формированию системных знаний, кругозора и эрудиции. Кроме того, изучение исторических фактов, терминов, дат, работа с картой развивает логическое мышление, последовательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, что в конечном счете ведет к гибкости мышления, прак тичности ума, его активности. Данный предмет также способствует воспита нию таких позитивных черт характера, как стремление к прогрессу, личност ному росту, самостоятельности, уважение к многовековому созидательному труду людей, возможностям человеческого духа.

При проведении данной исследовательской работы мне бы хотелось попы таться решить проблему о том, какое место занимает изучение истории в начальной школе в общей системе исторического образования, насколько она способствует развитию личности младшего школьника.

Данная тема представляется актуальной, так как изучение исторической пропедевтики является новым явлением в отечественной системе образования, требующим теоретической разработки, накопления практического опыта, уточнения, систематизации.

Объектом исследования является изучение вопроса о целостной концепции современного исторического образования в начальной школе - то есть системы взглядов на данный вопрос.

Предметом исследования является решение вопроса о том, какие позитивные черты личности младшего школьника можно формировать при данной концепции, насколько они могут соответствовать требованиям современной жизни.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является определение места и роли исторического образования в начальной школе, его образовательных, развивающих, воспитательных возможностей.

Для достижения указанной цели представляется необходимым решение

1) Изучить, что представляет собой общая концепция исторического образования в средней школе.

2) Определить место и роль исторического образования в начальной школе внутри общей концепции исторического образования.

3) Изучить, по каким Программам, учебникам осуществляется обучение

истории в современной начальной школе.

4) Выяснить, формированию каких знаний, умений способствует современное историческое образование в начальной школе; каких позитивных черт личности младшего школьника.

В качестве гипотезы представляется возможным выдвинуть идею об эффективности современной концепции исторического образования в начальной школе, ее соответствие требованиям современной экономической, политической, социальной, религиозной, нравственной, культурной обстановке в стране.

  1. Формы, вопросы изучения истории в начальной школе
  1. Проведевтический курс истории в начальной школе.

При работе школ по второму варианту на изучение пропедевтического курса истории отводится по 1 часу в неделю (3 и 4 классы). Курсы по введе нию в историю включают историко - обществоведческий материал, который вводится постепенно: от дня сегодняшнего, близкого к детям (семья, школа, родной город - 1 - 2 -й кл.), - к прошлому страны, края, к представлениям об ществоведческого характера (о законах, морали, хозяйстве - 3 - 4 - й кл.).

Раздел 1. Общество.

Родина. Страна. Столица. Конституция. Гражданин России, его права и обязан ности. Права ребенка. Государственная символика и праздники. Многонацио нальная Россия. Человек, семья. Основные нормы, морали. Культура общения.

Карта Родины и мира. Современный мир, его многообразие. Родной край, го род, село.

Раздел 2. История Отечества.

Представление об истории. Исторические источники. Счет лет в истории. Ис торическая карта Родины.

Восточные славяне и их соседи. Древняя Русь. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Русские земли в XHI - ХУ вв. Куликовская битва. Московская Русь. Культура Руси XIII-'XVII вв. Преобразования Петра 1.РоссиЙска~ импе рия. Отечественная война 1812 г. Изменение в России во второй половине XIX - начале ХХ в. Культура Российской империи. Революция в России в начале XX в. Советсткая страна в 1917 - 1991 гг. Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. Современная Россия. Культура России в ХХ в.

Для 3-го и 4-го классов разработано несколько вариантов курса, обес печенных программами, учебниками, пособиями, рабочими тетрадями, методическими рекомендациями для учителя.

В начальной школе исторические события даются ярко, образно, опираясь на жизненный опыт детей. Главная цель – пробуждение интереса к предмету истории.

1.2.Анализ используемых в современной начальной школе Программ

(в том числе экспериментальных) и учебников по истории.

Главное условие в работе с ними – это соответствие требованиям Стандарта. На сегодняшний день школам России предлагаются следующие требования к уровню подготовки учащихся по обществознанию в начальных классах:

Дети должны уметь называть: основной закон страны; народы, населяющие Россию (3);

перечислять : права ребенка;

различать и сравнивать : Элементарные эстетические и этические понятия (добро – зло, трудолюбие – леность и т.д.); государственную символику современной России;

приводить примеры : исторических и культурных памятников страны (3); достопримечательностей родного края (3); государственных праздников;

решать учебные и практические задачи : определять последовательность исторических событий; соотносить год с веком; находить на исторической и современной картинках России территорию государства, города, места исторических событий; рассказывать о родной стране, столице, родном крае; рассказывать о наиболее важных исторических событиях.

В связи с переходом школьной системы образования к гуманизации и гуманитаризации, изучение истории сегодня начинается в начальной школе. Пока этот процесс осуществляется в качестве эксперимента, школьного компонента. Но, тенденция к переходу исторической пропедевтики становится очевидной. Потому, мы считаем необходимо ориентироваться во всем многообразии Программ, учебников, методической литературы по исторической пропедевтике.

Главная задача данной программы заключается в том, чтобы ученики по собственной инициативе выдвигали проблемы и задавали вопросы. Поэтому курс построен по принципу развивающей беседы, диспута.

К Программе прилагаются следующие учебники:

Е.В. Саплина, А.И. Саплин Введение в историю. 4 класс, Москва, Дрофа, 1997.

Это учебник, который действительно может дать основные понятия и знания по истории, вызвать интерес к этому предмету.

Пособие содержит различные задания по каждой теме учебника.

Соответствует возрасту детей: закрепляет материал, пройденный и заставляет

развиваться дальше – думать, размышлять, сравнивать и т.д.

Е.В. Саплина, А.И. Саплин Введение в историю. 3 класс. Москва, Дрофа, 1997.

К учебнику прилагается Тетрадь творческих заданий. 3 кл., Москва, Дрофа, 1996. Авторы те же.

Эта тетрадь является дополнительным пособием. Она предназначена для самостоятельной работы учащихся, содержит большое количество разнообразных заданий и игр, которые могут понять и закрепить изучаемый материал.

Здесь нет ни глав, ни параграфов.

Это – книжка – раскраска. Авторы как бы приглашают детей в путешествие в Древнюю Русь с русским богатырем. Раскрашивая рисунки художника, дети становятся участниками путешествия. Материал излагается в виде сказки, что привлекает детей. Содержатся следующие задания: раскрасить разбойника, доспехи воина, найти ошибки, которые допустил художник, разгадать кроссворд, распределить каждому воину соответствующее оружие, помочь богатырю найти дорогу, найти одинаковые детали, отличия, соединить рисунок по точкам, продолжить узор, подсчитать каких деталей больше и т. д.

Е.В. Саплина, Тетрадь по краеведению "Мой город ", 1 класс, Москва, Дрофа, 2000.

Содержатся следующие темы: "Введение", "Символы города", "Как проехать по городу?", "Тайны города", "Музеи города", "Болезни города".

Материал изложен в форме художественных произведений. Даются разъяснения понятий, таких как герб, кремль, палата и др. Рассказывается о древних городах, улицах; о том, как возникали города и почему получили такие названия; какие имеются достопримечательности в том или ином городе. По ходу постоянно прослеживается связь с современной жизнью, что также облегчает восприятие детьми материала.

В этом курсе ученикам даются представления об истории, историческом времени и пространстве, исторических источниках. Дети погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные исторические эпохи, описание памятников архитектуры, рассказы о конкретных событиях и участниках. Школьники знакомятся и с современной Россией (народы, хозяйство, Конституция). Наблюдается связь человека и природы: животный и растительный мир страны, родного края, работа с картой и глобусом. Курс обеспечен учебниками и тетрадями.

Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России. 3 кл., 1998.

Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова Наша Родина и современный мир. Беседы о России. 4 кл., 1999.

Содержание курса составляют материалы по астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении. В первом классе курс носит пропедевтический характер. Во втором классе на первый план выступает живая и неживая природа. Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах предполагает продолжение этой линии, но на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. Курс служит формированию нового, интегрированного подхода к познанию окружающего мира и к жизнедеятельности в окружающем мире.

Курс истории становления человека – единственный в системе учебных курсов, который преподносится на слух. На уроках учитель читает детям в отрывках сказку Д. Ангелова, отрывки из повести Д'Эрвильи. По ходу слушания школьники много говорят сами, направляемые вопросами учителя. В живом разговоре на уроке дети приводят свои примеры, уясняют непонятное.

З. И. Романовская. Живое слово. 3 кл., Москва, Просвещение, 1997.

Помещены произведения знакомых и любимых детьми поэтов и писателей. Автор учебника постоянно обращается к маленьким читателям, опирается на их жизненный опыт.

Кроме перечисленных программ, учебников и учебных пособий на сегодняшний день существуют и другие учебники и учебные пособия, которые смогут помочь учителю в работе, заинтересовать детей в изучении предмета:

1. Данилов, История. 4 кл. Человек и человечество, Баласс.

2. Данилов, Мое Отечество. 3 кл., Баласс.

З. Данилов, Мое Отечество. Методика. 3 кл., Баласс.

Таким образом, в настоящее время начальная школа работает по различным экспериментальным программам и учебникам. Обновленная система обучения способствует развитию мышления, активности, воображения, умения делать собственные умозаключения, выводы, отстаивать свою точку зрения. Данные программы позволяют обогатить знания о природе нашей страны, о ее героическом прошлом, традициях своего народа. Изучение материала проходит в разнообразных формах (в виде непринужденных рассказов, бесед, в сравнении прошлого с настоящим, в художественных формах и т.д.). Все это дает возможность вызвать живой интерес к предмету истории.

  1. Эффективность современной концепции исторического образования в

После каждой изученной главы проводилось тестирование с целью выяснения насколько полно дети поняли темы, усвоили новые понятия. Результаты тестирования анализировались, изображались графически, показывали высокие результаты (см. приложение)

Кружковые занятия развивали интеллект детей, их кругозор, речь, логическое мышление, память; воспитывали патриотизм, любовь к родному краю, к стране, уважение к людям труда; помогали ориентироваться в современной жизни. Кроме этого, полученные знания помогали учащимся занимать призовые места в различных конкурсах школьного и городского уровней.

В ходе работы над данной темой были сделаны следующие выводы.

Во-первых, является сложным вопрос об исторической пропедевтике.

Во-вторых, в ходе исследования удалось выяснить, что у младших школьников на уроках истории формируются такие черты личности: активность, самостоятельность, инициатива, умение отстаивать свою точку зрения, умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. перечисленные качества личности вполне соответствуют требованиям современной жизни, помогают лучше ориентироваться в ней.

В-третьих, в процессе наблюдений во время практической работы с учащимися младших классов сделала вывод, что решаются как образовательные задачи, так и развивающие и воспитательные. Из собственных наблюдений в работе с учащимися начальных классов можно сделать вывод, что историческое образование и является ее неотъемлемой частью.

В-четвертых, достаточно основательно были изучены Программы, учебники и учебные пособия, по которым сегодня изучается история в начальной школе.

В-пятых, изучение исторического образования в начальной школе является основой дальнейшего изучения курса истории. В связи с этим хотелось бы пожелать дальнейшего, более глубокого усовершенствования пропедевтического курса данного предмета в школе, а именно выработке единой, наиболее гибкой и эффективной программы для обучения истории в начальной школе, как показывает практика эта программа будет наиболее эффективной при слиянии самых удачных моментов из различных современных программ. А главное - это введение обязательного изучения предмета истории, начиная с младших классов. К 5 классу учащиеся имеют начальные представления об этом предмете, науке, а с 5 класса постепенно углубляют и расширяют свои знания, формулируется система представлений о том историческом пути, через который прошло человечество, об общих законах, закономерностях, определивших процесс становления современной цивилизации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности методики преподавания исторического материала в начальной школе.

Любовь Николаевна Иванова,

Одной из приоритетных целей современного образования является развитие личности школьника. Развитие ученика базируется на формировании учебной деятельности. Одним из принципов обучения в начальной школе является деятельностный подход. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов школы, носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут наблюдать непосредственно историческое событие. Сложно им и анализировать его. Поэтому для формирования у детей интереса к курсу истории учителю необходимо стремиться к разнообразию приёмов и методов, используемых на уроке. Существует ряд приёмов работы с печатными источниками. Главными являются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Рассказ должен:

-содержать только достоверные и научно проверенные факты;

-включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

-иметь чёткую логику изложения;

-излагаться простым и доступным языком;

-отражать элементы личной оценки и отношение учителя к излагаемым фактам, событиям.

При этом рассказ должен быть кратким, с опорой на иллюстративный материал. Рассказ учителя школьники должны воспринимать осознанно, что предполагает их мыслительную деятельность.

-значение этого события.

Основой развития комплексного умения локализовать исторические факты является умение свободно читать историческую карту, как читают историческую книгу, и пользоваться ею как источником знания о прошлом. Специфика исторической карты:

-она отражает определённое событие и время;

-специфика условных обозначений (цвет, стрелки, показывающие направление, пунктиры и т.д.), что её отличает от географической карты и вызывает интерес у ребят.

Виды исторических карт, которые помогают школьникам сформировать представление о важнейших событиях в истории:

2)карта для сопровождения текста в учебнике;

При работе с картой следует учесть её функциональное назначение на уроке (демонстрация событий в пространстве или как источник знаний), роль легенды карты (если это не первые уроки работы с картой, то необходимо постоянное обращение внимания учащихся на условные обозначения; если навык сформирован, то легенда может быть использована учащимися самостоятельно), передвижение по исторической карте осуществляется по природным ориентирам (море, озеро, река, горы) и сторонам света (южнее, севернее, а не выше или ниже). Например, при работе с родословной учащихся можно использовать контурную или самодельную карты. Нанести на карту районы, из которых пришли наши предки в Сибирь и как они попали в Киселёвск.

Работу с материалом учебника на уроке истории надо чередовать с учебной игрой. Он вовлекает ребят в процесс самостоятельного поиска знаний. Цель проблемного обучения – не давать постоянно готовую информацию, а организовать работу так, чтобы дети старались самостоятельно добывать знания. Примеры проблемных ситуаций, которые могут создаваться на уроках истории:

Игра помогает учащимся лучше представить то или иное событие. Нетрадиционные виды уроков истории тому подтверждение. Так, при изучении нового материала можно провести урок – концерт, урок-спектакль, экскурсию в музей, турнир, видео-, и киноуроки. На обобщающем уроке – брифинг, аукцион, круглый стол. Эти и другие нетрадиционные виды уроков истории пробуждают у ребят заинтересованность, чувство открытия нового, интерес к прошлому.

Виды тестов

1)Тесты с выбором ответа

Сколько лет назад произошло событие, датируемое 500 до н.э.?

а)2500 лет назад;

б)1500 лет назад.

2)Альтернативные задания

Знаками плюс и минус отметьте суждения, с которыми вы согласны или не согласны.

Первая в мире печатная книга появилась в России.

Бумагу изобрели в Китае.

3)Тест на соотнесение даты и события

1) Великая Отечественная война а)1380

2)Куликовская битва б)988

3)Ледовое побоище в)1242

4)Принятие христианства на Руси г)1941-1945

4)Тест на исключение лишнего

Пальто, платье, шляпа, сундук, сапоги, камзол.

5)Тест на установление хронологической последовательности.

Расположите перечисленные события в порядке их совершения:

Принятие христианства на Руси.

Изобретение печатного станка.

Великая Отечественная война.

6)Тест на определение логической последовательности.

Пронумеруйте нижеперечисленные явления с учётом причинно-следственной связи:

Возникновение земледелия и скотоводства.

Собирательство и охота начинают давать больше продуктов на пропитание общины.

Разделение общинного хозяйства на ряд семейных хозяйств.

7)Упражнения и задания, помогающие сформировать хронологические умения:

1)отметь пары дат, которые относятся к одному веку.

1586 – 1657 1600 – 1501

1780 – 1700 1999 – 2000

1299 – 1200 189-200

1303 - 1399 1000-1001

Таким образом, чтобы вызвать интерес учащихся к изучению исторического материала в начальной школе, необходимо разнообразить приёмы и методы, используемые на уроке.

Одни говорят – отлично, другие зачем? Но всех волнует вопрос – а какую историю преподавать? И что это такое – пропедевтический курс истории?

Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Глобальная информатизация общества и развитие телекоммуникационных технологий создают принципиально новые условия для сферы образования. Это, прежде всего, массовый характер образования и его непрерывность как новое качество, значимость его как для индивида, так и для общества и государства в целом, адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности.

Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы XXI века. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, а также работать с различной информацией, анализировать, обобщать аргументировать. Кроме того, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Соответственно, меняется и роль школы, одна из ее главных задач –создание условий для формирования личности.

Но какое отношение все эти рассуждения имеют к начальной школе?

Начальная школа представляет собой фундамент, на котором ос­новываются все школьное обучение и воспитание. Может кому-то и не понравится столь высокопарное высказывание, однако именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь заклады­ваются основы нравственности, духовного развития личности, формиру­ется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения, выдвигаемой на современном этапе, является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравствен­ному воспитанию.

Итак, какие же результаты начального образования прописаны в проекте? Например, воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Должны быть сформированы желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Требования определяют структуру и содержание образовательного процесса, который обеспечивает расширение представлений об основных сферах культуры и человеческой деятельности и личного опыта деятельности ребенка в этих сферах.

При чтении новых стандартов возникают два противоречивых чувства. С одной стороны, радость – какие замечательные дети будут выходить из начальной школы, со всеми навыками, необходимыми для дальнейшего успешного обучения. С другой, недоумение – готовы и способны ли учителя реализовывать все эти требования? Все ли учебники ориентированы на учебную деятельность ребенка, на формирование универсальных учебных действий и самостоятельного мышления, на работу в паре, развитие коммуникативных навыков?

Содержание исторического образования предлагает знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям. В связи с этим особую роль в школьном историческом образова­нии играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Однако младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического позна­ния, умению работать с различного вида информацией.

Читая стандарт глазами человека, который создавал исторический курс для начальной школы, я обрадовалась тому, что многие умения и компетенции, заложенные в этом документе, формируются на базе исторической пропедевтики.

Обучая истории в начальной школе, нужно знать, как развивается детское мышление с самых ранних стадий до достижения зрелости и в каких формах оно проявляется. Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития.

Здесь нам понадобится немного поговорить о психологических особенностях младшего школьника. Именно тогда мы поймем все особенности пропедевтического курса истории в начальной школе и увидим его важность в процессе воспитания и обучения.

Поэтому очень важный компонент – мотивация. Мы остановимся и немного поговорим об учебно-познавательных мотивах. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Мотивационная сфера, как считал выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев – ядро личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возни­кают? В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю пози­цию школьника, он, как правило, хочет учиться. Причем учиться хорошо, от­лично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожа­луй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Для маленького ученика они – источник других по­ощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордо­сти.

Важный аспект познавательной мотивации – учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ре­бенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожале­нию, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало де­тей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Интерес к содержанию предмета обычно связан с новизной материала, сменой конкретных видов работы, наглядной стороной обучения и игровыми элементами урока. Ребенок начальной школы лучше понимает, если материал предлагается в образной форме, с подачей сведений биографического характера.

Давайте посмотрим на цели исторического образования в школе. Они предполагают:

– обеспечение учащихся знаниями об опыте человечества с древнейших времен (фактами, событиями, процессами);

– понимание закономерностей и связей в историческом развитии;

– обучение чувственному восприятию духовной и материальной культуры человечества, нашедшей отражение в ее памятниках;

– передача духовно-нравственно ценностей, которые считаются наиболее значимыми. Такими ценностями являются в первую очередь национальные, культурные, религиозные устои и традиции своего народа.

На основе знания и понимания определенных элементов исторического и культурологического знания учащийся должен научиться быть гибким, нравственно разборчивым, открытым для восприятия современного мира.

Основная задача исторической пропедевтики на начальном этапе обучения истории – это погружение учащихся в мир но­вой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знаком­ство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овла­дение простейшими приемами специфической познавательной деятель­ности. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. Необходимо обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. С историко-культурных основ надо начинать долгий, длиною в жизнь, путь приобщения ребенка к общечеловеческой культуре. Основа развития познавательных способностей детей (как сенсорных, так и интеллектуальных) – это целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются внимание, воображение, память, мышление.

Задачи содержания начального образования, его методы и формы реализации определяются убеждением, что ребенок, являясь активным участником, полноправным субъектом педагогического процесса, не просто усваивает предлагаемые ему знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, но и перерабатывает их в соответствии с имеющимся у него социальным опытом, интеллектуальным и эмоциональным багажом, которым он располагает.

Однако, выполнение данных задач, развитие интереса к предмету, формирование личностно-ориентирован­ного отношения к прошлому в современных условиях насыщенного информационного пространства, возможно при тщательном отборе содержания исторического материала пропедевтического курса.

Содержание начального курса истории должно соответствовать возрастным особенностям и психическому уровню развития младших школьников. Ученые выделили в жизни ребенка определенные этапы, соответствующие различным уровням осознания окружающей реальности – уровень детского сказочно-мифоло­гичес­кого мира, уровень объективного знания о вещи самой по себе, уровень осознания мира как объекта действия, сферы проявления своей субъективности.

Анализ возрастных психологических особенностей младших школьников позволил сформулировать основные положения отбора исторического материла для пропедевтического курса.

Предметную основу курса на начальном этапе должны составить фрагменты истории, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом свей семьи, родного края. При этом следует учитывать, что социальный опыт детей достаточно мал, а исторические события они склонны рассматривать по аналогии со своим жизненным опытом.

У ребенка не должно возникать чувства отстраненности от прошедших событий и эпох – ведь мы не просто рассказываем ему о том, как было, но и формируем гражданскую позицию личности, воспитываем уважение к культуре и традициям своей страны.

Знакомство на первом этапе с материальной культурой дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической. Преемственность материальной и духовной культуры прошлого и настоящего помогает млад­шим школьникам уяснить актуальность исторических знаний, позволяет познакомить детей с понятийным аппаратом исторической науки в доступной и интересной возрасту форме. Постепенно формируется понятие исторический источник, а также демонстрируется многообразие форм познания окружающего мира.

Проводя отбор исторического материла для начальной школы, надо помнить, что в памяти учащегося остаются лишь те сведения, которые со временем будут развиваться вместе с учеником, сообщая ему что-то новое о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и задачи, не решенные во время урока.

Современная наука вносит новое, человеческое измерение в понимание термина история, смещая привычные акценты с внешнего события как такового на внутреннее – на стоящих за ним людей. И на вопрос о содержании предмета истории она отвечает: это люди и их дела, это люди и их действия, это представления людей о самих себе и об окружающем мире, отраженные в формах их общения друг с другом, обычаях, ритуалах, запечатленные в памятниках письменности и зодчества, в художественном творчестве, быте.

Исторические знания многообразны по своему характеру, они тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют организованную целостность. Основа исторических знаний – факты, фундамент фактов – время и пространство, отражение действительности в сознании человека, чувственное выражение представления, о предметах, людях, исторических событиях – исторические образы. Образы аккумулируют в себе не только исторические знания, но и связанные с ними эмоции. Благодаря этому они служат для учащихся младших классов опорой в формировании исторических понятий и представлений. Также важный структурный элемент знаний – научное объяснение исторических фактов.

Учитывая структуру исторических знаний, выделяются существенные элементы пропедевтического курса истории, которые будут расти вместе с учеником, развивать его историческое воображение и понимание истории. Таковым является прежде всего историческое время (счет лет и периодизация событий и процессов). Это одна из важнейших категорий, которую дети должны усвоить. Она помогает устанавливать временные отношения между изучаемыми факторами, способствует познанию последовательности исторических событий, их длительности и синхронности. Опыт показывает, что временные представления укрепляются и становятся более четкими, если связаны с социальным, жизненным опытом детей 9–10-летнего возраста на примере смены поколений в своей семье. Прослеживая жизнь нескольких поколений в своей семье, легко проследить изменения, которые произошли за 100 лет. При этом создается почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений более отдаленной эпохи.

Дети начальной школы должны усвоить и вторую основную категорию, в которой протекает исторический процесс – это представления о пространстве. Важное значение имеет историческая карта. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Она в известной мере наглядно отражает географическую среду и историческую обстановку, в которой совершались события. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся.

Восприятие и понимание карты для учащихся младших классов представляет ряд трудностей, которые необходимо учитывать в работе. Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с географической. Особенностью исторической карты является то, что она дает изображение событий во времени, в динамике. Наряду со знаками и символами географической карты здесь есть еще свои условные обозначения. Надо учить детей не просто механически запоминать место в его условном изображении, а соотносить исторические факты с их географическим местоположением. Надо привить детям умение сознательного чтения карты.

Третья важнейшая категория – это развитие. Эту категорию в начальной школе легко усвоить на примере развития предметов материальной, бытовой культуры. Быт – это обычное протекание жизни в ее реальных практических формах, это вещи, которые нас окружают, это наши привычки и каждодневное поведение. Реальные предметы ушедших эпох включают человека в традицию и способствуют пониманию национальной культуры.

Данные аспекты тесно связаны друг с другом, с основными содержательными линиями исторического материала. Они развивают историческое чутье, показывают многослойность социальной и исторической жизни.

Конкретность, динамичность и эмоциональное воздействие – вот то, что прежде всего определяет усвоение исторического материала детьми.

В процессе изучения пропедевтического курса истории формируются такие умения, как: умение работать с хронологией, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, соотносить год с веком, тысячелетием; читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием; уметь использовать в рассказе различные исторические знания, дополнительный текстовой материал, иллюстрации, рисунки, картины, предметы материальной культуры, архитектурные памятники; устанавливать связь между содержанием текста и иллюстрациями, сравнивать, выделять общее и различия, привлекать историко-краеведческий ма­териал.

Каким должен быть учебник для начальной школы?

При конструировании учебника следует исходить из того, что характер и способы обучения для каждого школьника индивидуальны. Учебник должен быть ориентирован на развитие учащегося как личности, как индивидуальности, как активного субъекта, не заимствующего готовые выводы, а вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учащимися. Учебник должен позволять ученику доминировать в учебном процессе и создавать ситуацию, когда ученика не учат, а он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов, в постоянном диалоге и дискуссиях. Это позволит учителю работать с каждым учеником, бережно ведя его к высшим формам индивидуальной деятельности. Кроме того, меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом содержания. Учитель получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции малых групп и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной познавательной деятельности.

Каждый учитель знает, насколько легче развернуть беседу, с активным участием в ней всего класса, на основе наглядного пособия (особенно картины), чем на основе рассказа учителя. Высказывания детей стимулируются именно конкретным зрительным образом. Он заставляет детей ярко ощущать своеобразие описываемого исторического факта или явления, конкретно представить себе его содержание. Кроме того, иллюстративный материал учебника может быть и предметом самостоятельного изучения детьми исторического материала.

Таким образом, мы постепенно приучаем детей работать с разными источниками информации. Поэтому важно четко сформулировать вопросы к иллюстративному материалу. Вопросы должны быть и на простое описание увиденного, и на составление рассказа по картине. Это формирует умение работать с исторической наглядностью и извлекать из нее информацию, развивает творческое воображение.

Ответы на эти вопросы будут демонстрировать более сложные умения младшего школьника, такие как умение делать выводы, обобщать, сравнивать. Однако мы считаем, что эти умения находятся в стадии формирования, и большую часть вопросов учебника строить только на них нецелесообразно.

Обязательно должны быть также вопросы внутри текста, которые направлены на беседу в классе по знакомому материалу (или по краеведческому, или по личному опыту). Выстраивая систему вопросов и заданий учебника, мы исходим из формирования умений и навыков, которые будут развиваться вместе с ребенком, а также будут востребованы в основной школе.

С другой стороны, большая часть творческих заданий должна быть помещена в рабочую тетрадь. Именно там следует разместить задания на освоение, повторение и закрепление новых фактов и теоретических знаний, на переработку текстовой информации учебника в краткие табличные записи, на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, сенсорных умений. Тетрадь заданий будет помогать учителю отойти от традиционного иллюстративно-объяснительного метода, перейти к организации поисково-исследовательской деятельности, к постановке учебных задач.

В текстах учебника и рабочей тетради появляются исторические понятия и термины, без которых порой нельзя обойтись при описании эпохи или события. Безусловно, они не предназначены для заучивания наизусть. Младший школьник должен привыкать к их звучанию, постепенно овладевать ими для дальнейшего образования.

Содержимое разработки

в начальных классах

Учитель начальных классов

Гордевская Татьяна Николаевна

Начальная школа представляет собой фундамент, на котором ос­новываются всё школьное обучение и воспитание на последующих образовательных ступенях. Именно в начальной школе формируется учебная деятельность, главная задача которой – научить ребенка учиться. Именно здесь заклады­ваются основы нравственности, духовного развития личности, формиру­ется мир его чувств, эмоций, воображения, мировосприятия. Главной идеей начального обучения на современном этапе является всестороннее развитие ребенка с приоритетным вниманием к их умственному, эстетическому и нравствен­ному воспитанию.

Сегодня это очень четко прописано в стандартах второго поколения для начальной школы, куда входят три основные группы требований: к структуре стандартов, к результатам их освоения, к условиям их реализации. Следует подчеркнуть, что требования к результатам – это своеобразный социальный и государственный заказ системе образования.

Содержание исторического образования предлагает знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям. В связи с этим особую роль в школьном историческом образова­нии играет начальный этап изучения дисциплины – пропедевтический, то есть предварительный курс истории. Однако младших школьников надо не только вооружить знаниями о прошлом своего Отечества, но и научить методам исторического позна­ния, умению работать с различного вида информацией.

Для успешного обучения детей новым знаниям и умениям надо сначала вызвать у них интерес к этому новому, желание и стремление овладеть им, т. е. прежде чем учить что и как , нужно вызвать у учащихся интерес и желание узнать почему и откуда , а также для чего мне это нужно .Поэтому очень важный компонент – мотивация.

Основная задача исторической пропедевтики на начальном этапе обучения истории – это погружение учащихся в мир но­вой для них науки, пробуждение интереса к истории Отечества, знаком­ство с духовным опытом человечества, мировой культуры, а также овла­дение простейшими приемами специфической познавательной деятель­ности. А также подготовка учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории. Необходимо обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителем которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. С историко-культурных основ надо начинать долгий, длиною в жизнь, путь приобщения ребенка к общечеловеческой культуре.

Предметную основу курса на начальном этапе должны составить фрагменты истории, которые дети способны понять на основе личного жизненного опыта и знаний о прошлом свей семьи, родного края. При этом следует учитывать, что социальный опыт детей достаточно мал, а исторические события они склонны рассматривать по аналогии со своим жизненным опытом.

При формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, история родного края. За россыпью историко-социальных фактов, науч­ных гипотез, конкретных деталей быта мы должны увидеть народный характер, который вырастает в семье и творит историю народа и человечества. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.

Знакомство на первом этапе с материальной культурой дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон: лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической. Постепенно формируется понятие исторический источник , а также демонстрируется многообразие форм познания окружающего мира.

Исторические знания многообразны по своему характеру, они тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют организованную целостность. Основа исторических знаний – факты , фундамент фактов – время и пространство , отражение действительности в сознании человека, чувственное выражение представления, о предметах, людях, исторических событиях – исторические образы . Образы аккумулируют в себе не только исторические знания, но и связанные с ними эмоции. Благодаря этому они служат для учащихся младших классов опорой в формировании исторических понятий и представлений. Также важный структурный элемент знаний – научное объяснение исторических фактов.

Учитывая структуру исторических знаний, выделяются существенные элементы пропедевтического курса истории, которые будут расти вместе с учеником, развивать его историческое воображение и понимание истории. Таковым является прежде всего историческое время (счет лет и периодизация событий и процессов). Это одна из важнейших категорий, которую дети должны усвоить. Она помогает устанавливать временные отношения между изучаемыми факторами, способствует познанию последовательности исторических событий, их длительности и синхронности. Опыт показывает, что временные представления укрепляются и становятся более четкими, если связаны с социальным, жизненным опытом детей 9–10-летнего возраста на примере смены поколений в своей семье. Прослеживая жизнь нескольких поколений в своей семье, легко проследить изменения, которые произошли за 100 лет. При этом создается почва для того, чтобы показать своеобразие чувств, переживаний и представлений более отдаленной эпохи.

Дети начальной школы должны усвоить и вторую основную категорию, в которой протекает исторический процесс – это представления о пространстве . Важное значение имеет историческая карта. Ее изучение должно помочь в усвоении и осмыслении целого ряда исторических вопросов: расселение и передвижения народов, образование государств и расширение их границ, торговые связи, военные походы. Карта дает пространственное размещение исторических событий, локализирует их, конкретизирует в условной форме представление о месте, где произошло данное историческое событие. Наконец, кроме объекта познания, она может служить средством развития мыслительных способностей учащихся.

Восприятие и понимание карты для учащихся младших классов представляет ряд трудностей. Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с географической. Особенностью исторической карты является то, что она дает изображение событий во времени, в динамике. Наряду со знаками и символами географической карты здесь есть еще свои условные обозначения. Надо учить детей не просто механически запоминать место в его условном изображении, а соотносить исторические факты с их географическим местоположением.

Третья важнейшая категория – это развитие . Эту категорию в начальной школе легко усвоить на примере развития предметов материальной, бытовой культуры. Быт – это обычное протекание жизни в ее реальных практических формах, это вещи, которые нас окружают, это наши привычки и каждодневное поведение.

В процессе изучения пропедевтического курса истории формируются такие умения, как: умение работать с хронологией, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, соотносить год с веком, тысячелетием; читать историческую карту, использовать легенду к ней, показывать исторические объекты, сопровождать показ словесным описанием; уметь использовать в рассказе различные исторические знания, дополнительный текстовой материал, иллюстрации, рисунки, картины, предметы материальной культуры, архитектурные памятники; устанавливать связь между содержанием текста и иллюстрациями, сравнивать, выделять общее и различия, привлекать историко-краеведческий ма­териал.

Учебник ориентирован на развитие учащегося как личности, как индивидуальности, как активного субъекта, не заимствующего готовые выводы, а вырабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учителем и другими учащимися. Учебник позволяет ученику доминировать в учебном процессе и создавать ситуацию, когда ученика не учат, а он учится сам, принимая активное участие в выборе тем и вопросов, в постоянном диалоге и дискуссиях. Это позволяет учителю работать с каждым учеником. Кроме того, меняется функциональная деятельность учителя, которому уже не надо большую часть времени заниматься пересказом содержания. Учитель получает возможность отвечать на вопросы учащихся, организовывать дискуссии, конференции малых групп и другие формы занятий, обеспечивающие ученику возможность активной познавательной деятельности.

Таким образом, мы постепенно приучаем детей работать с разными источниками информации. Поэтому важно четко сформулировать вопросы к иллюстративному материалу.

В текстах учебника появляются исторические понятия и термины, без которых порой нельзя обойтись при описании эпохи или события. Безусловно, они не предназначены для заучивания наизусть. Младший школьник должен привыкать к их звучанию, постепенно овладевать ими для дальнейшего образования.

Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.

Школьное историческое образование направлено на воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формированию национального самосознания и уважения к истории своей страны и своего народа, а также к культурному наследию страны. Пропедевтические знания о человеке и обществе, истории России и мира в начальной школе направлены на формирование элементарных знаний о человеке и его правах, о демократии.

Преподавать историю в начальной школе задача не из легких, к тому же в нашей стране данная практика не получила широкого распространения как в других странах и не является нормой.

Для успешного обучения детей необходимо вызвать у них интерес к новому, желание и стремление овладеть этими знаниями, помочь осознать для чего им это нужно.

Основная задача начального этапа обучения истории - ввести учащихся в контекст исторической науки и помочь детям ориентироваться в информации вообще и в исторической информации в частности. На этом этапе важнее всего научить работать с текстами, в том числе с такими их разновидностями, как карты, таблицы (хронологические, генеалогические и т.п.).

Начальная школа представляет собой основу, на которой базируется все школьное обучение и воспитание. Главная задача начальной школы состоит в том, чтобы воспитать гармоничную и всестороннеразвитую личность и это воспитание должно соответствовать стандартам второго поколения.

Систематическое изучение истории начинается с 5 класса, но оно не будет таким успешным, если у ребенка не будут сформированы основные навыки и умения работы с картой или хронологией, творческой деятельности и воображения, которые в свою очередь невозможны без соответствующих знаний. На формирование таких знаний, умений и навыков и направлен предварительный или пропедевтический курс истории (включен в курс Окружающий мир).

Учителю начальных классов важно понимать, что у учеников начальной школы еще нет исторических знаний о прошлом, поэтому задачей изучения исторического материала в начальной школе является наделение ученика этими знаниями и обучение основным методам исторического познания, специфической познавательной деятельности, подготовка ребенка к систематическому изучению истории в средней школе.

Предметную основу курса должны составлять такие знания по истории, которые ребенок может связать со своим личным жизненным опытом, для лучшего понимания истории. При этом следует учитывать, что этот опыт еще совсем мал. При формировании исторических знаний следует опираться на то, что ученикам близко и знакомо: историю своей семьи, историю родного края.

Не маловажным критерием в отборе исторических знаний для начальной школы является и тот факт, что вместе с ребенком растут и его знания. В этом возрасте все события дети воспринимают через свое "Я" и в соответствии с этим выделяют три ступени изучения истории:

1. "Я и моя семья", "Я и вещи, которые меня окружают";

2. "Место, где я живу", "Город, страна, символы";

3. "История моей страны".

При учете всех этих критериев в процессе изучения истории формируется ряд умений: умение работать с хронологией, устанавливать продолжительность и длительность исторических событий, соотносить год с веком и тысячелетием; умение работать с исторической картой; умение использовать в рассказе свои исторические знания, а также устанавливать связь между текстом и иллюстрацией.

Иными словами данный курс закладывает основы тех умений, которые не только необходимы школьникам на следующих ступенях получения образования, но и будут развиваться вместе с ребенком.

Читайте также: