Технологическая карта логопедического занятия в школе по фгос в таблице

Обновлено: 04.07.2024

Разнообразие используемых методов работы (введение в сюжет знакомых и новых персонажей, речевые упражнения, пальчиковая игра, графические упражнения и применение новых педагогических технологий) значительно повышают эффективность коррекционно-образовательного процесса, что особенно важно при обучении детей с речевыми нарушениями.

Технологическая карта логопедического занятия.

Возрастная группа: старший дошкольный возраст.

Форма организации: парная, подгрупповая.

• здоровьесберегающие технологии (арт-терапевтические: сказкотерапия) ;
• информационно-коммуникативные технологии (использование и аудио и мультимедийного сопровождения;
• личностно-ориентированные технологии (создание ситуации успеха, ориентированной на выбор задания, ситуации обращения к личному опыту);

• Ребенок соблюдает четкую артикуляцию звука в слогах, словах и фразах.
• Ребенок умеет определять положение звука в слове (начало, середина, конец), количество и последовательность звуков в слове.
• Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже.
• Ребенок правильно употребляет приставки и предлоги.
• Ребенок может назвать действия и признаки по указанным предметам.

• У ребенка сформированы нормальные темп, ритм и паузация речи.
• Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе.
• Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое.
• Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела.

• У ребенка сформированы навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
• У ребенка высоко развита активность, самостоятельность, инициативность.
• У ребенка сформирована сознательность, ответственность.
• Ребенок осознает необходимость четкого звукопроизношения.
• У ребенка сформированы навыки самооценивания и самоконтроля за речью.

Методы: решение проблемной ситуации (как поднять настроение елочке);, наглядный метод (использование мультимедийного оборудования); словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); практические методы ( выполнение графических упражнений); поощрение; создание ситуации успеха.
беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение, сюрпризный момент, игровая ситуация.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звука Л, автоматизация звука в прямых и обратных слогах в начале, середине и конце слова, работа над слоговой структурой слова, разучивание артикуляционной и дыхательной гимнастики, знакомство со схемой слова и предложения.

На экране появляются и медленно сменяются пейзажи зимнего леса.

Л: — Зимой природа особенно красива. Когда гуляешь по зимнему лесу, чувствуешь себя как в сказке. И кажется, что вот-вот из-за сугроба выглянет забавная мордочка зайки или волшебная белая птица пронесется над головой.

А вы хотите очутиться в зимней сказке?

(Детей приглашают к игровому столику, на котором расположен макет зимней полянки)

Логопед тихим голосом читает стихотворение:

- Тихо и спокойно на лесной полянке. Но елочке очень — очень скучно и одиноко.

Л: Что мы можем сделать, чтобы оживить полянку и поднять елке настроение?

(С помощью логопеда дети делают вывод о необходимости населить полянку животными и птицами и устроить праздник)

На полянку выставляется фигурка лося

Л: Кто это? Вы узнали его?

На экране появляется картинка с изображением лося.

Лось — крупное копытное животное с мощными ногам и огромными рогами. Чем больше возраст животного, тем больше у него рога.

Л: Какой первый звук в слове ЛОСЬ вы слышите?

Л:Чтобы оживить полянку вашим язычкам необходимо будет красиво произносить этот звук .

Что нам для этого нужно сделать?

- совместно с детьми определяет пути решения проблемы,

- создает условия для формулирования темы занятия детьми

- выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение;

-самостоятельно определяют тему занятия и планируют предстоящую деятельность;

3. Изолированное произнесение звука.

- Покажи, как правильно произнести этот звук.

- Погуди длительно Л-Л-Л

- Произнеси отрывисто Л,Л,Л.

Работа по автоматизации звука

Л: Вернемся в нашу зимнюю сказку.

«Старый лось зовет зверей

Л: Для того, чтобы эти обитатели очутились на полянке, вам нужно выполнить несколько заданий.

а) автоматизация в слогах

Л: Чтобы этот зверек прискакал, вам нужно повторить за мной слоги:

б) автоматизация в словах и предложениях

Логопед демонстрирует фигурку ласки

Л: Вы знаете, как называется этот зверек?

(На экране появляется большое изображение ласки)

Ласка – небольшой хищный зверек белого цвета.

Л: Нужно поместить ласку слева от елки. Ребенок берет фигурку и комментирует свои действия – Я ПОМЕСТИЛ ЛАСКУ СЛЕВА ОТ ЕЛКИ.

Л: Для того, чтобы эти лесные жители появились на полянке, вам нужно отгадать загадки:

«Кто зимой холодной

Л: Поставь волка перед елкой. Ребенок комментирует – Я ПОСТАВИЛ ВОЛКА ПЕРЕД ЕЛКОЙ

Л: А на чем волк приехал?

« Все время стучит

Но их не калечит

Л: А как дятел лечит деревья?

Л: Посади дятла под деревом. Ребенок комментирует – Я ПОСАДИЛ ДЯТЛА ПОД ДЕРЕВОМ.

Л: А этот обитатель леса желает поиграть с вами в пальчиковую игру

в)Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук

После гимнастики логопед демонстрирует фигурку глухаря

Л: Кто это? (если дети затрудняются ответить, логопед называет сам)

Р: Я ПОСАДИЛ ГЛУХАРЯ СПРАВА ОТ ЕЛКИ.

г)Работа по развитию графо-моторных навыков

Л: А этот маленький зверек очень хочет, чтобы вы нарисовали его портрет.

(детям выдаются конверты, в которых находятся задания разной сложности.

1)для ребенка с математическими предпочтениями :

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, которую нужно обвести строго по линии и соединить по цифрам (легкий вариант)

нарисовать контур белки по точкам, следуя цифровому шифру (сложный вариант)

2) для ребенка с художественными способностями:

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией, который нужно обвести строго по линии (легкий вариант);

контур белки, выполненный тонкой пунктирной линией с отсутствующими элементами (сложный вариант)

Л: Кто у вас получился?

д) Работа по развитию грамматического строя речи.

Л: Белочка у нас очень капризная. Она предлагает вам поиграть с ней еще и назвать всех обитателей полянки так, будто их много.

Д: Лось – лоси – много лосей
Ласка – ласки – много ласок
Дятел – дятлы – много дятлов
Глухарь – глухари – много глухарей
Волк – волки – много волков
Белка – белки – много белок.
Л: Посади белку на пенек

Р: Я ПОСАДИЛ БЕЛКУ НА ПЕНЕК

д) Работа по формированию навыка звукового анализа

Определить, к какой схеме подходит название каждого животного или птицы:

  • Начало слова – ласка, лось
  • Середина слова – волк, белка, глухарь
  • Конец слова – дятел

е) Отработка четкого произношения звука в чистоговорках

Индивидуальное и хоровое проговаривание:

Л: Теперь остается нарядить елочку и у зверей начнется сказочный праздник.

(раздается новогодняя мелодия)

поощряет детей к высказываниям;

инициирует общее обсуждение;

вовлекает детей в практическую деятельность;

способствует работе детей в паре и индивидуально;

стимулирует взаимодействие детей в достижении результата;

создает ситуацию выбора для каждого ребенка;

наблюдает за детьми во время выполнения заданий;

в случае затруднений оказывает необходимую помощь и эмоциональную поддержку;

осуществляет контроль за звукопроизношением;

работают индивидуально и в парах.

осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за звукопроизношением

делают выбор, опираясь на свои возможности.

  • Удалось нам подготовить праздник для обитателей леса?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • Что показалось самым трудным?

Обращение индивидуально:

Если вам все понравилось и вы довольны результатом — можете взять с собой маленький кусочек этой сказки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возрастная группа

Логопедическое заключение

Общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития

Образовательная область

Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Тип занятия

Закрепление, активизация полученных знаний

Тема занятия

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.

- закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука [Ш];

- учить произносить звук [Ш] в слогах;

- упражнять в определении наличия звука [Ш] в словах;

- упражнять в согласовании существительных с числительными;

- закрепить графический образ буквы Ш;

-развивать внимание, мышление, мелкую моторику.

Используемые технологии

- информационно- коммуникативные технологии;

- технология поэтапного формирования умственных действий;

-технология на основе системно- деятельностного подхода;

- здоровьесберегающие технологии;

Развивающая предметно- пространственная среда

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Создает эмоциональный настрой на занятие.

Для того, что бы стать настоящим цирковым артистом необходимо нанести грим.

Приветствует учителя-логопеда, настраивается на занятие.

Ребенок проводит самомассаж лица

И первым на арену выходит бегемот бегемот Шушик! Бегемот Шушик умеет широко раскрывать рот. Давай вместе с ним выполним упражнения для язычка.

Ребенок выполняет упражнения, картинки к которым показывает логопед

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Следующий выступает укорить змей факир. У него есть дрессированная змея. Давай пошипим, как змея. Молодец! Именно звук [Ш ] и будет помогать тебе, быть настоящим артистом.

Факир предлагает тебе исполнить замечательный номер. Я буду произносить часть слова, а ты последний звук:

Каранда. Шала. Ланды.

А сейчас выступает попугай Кеша. Он любит передразнивать. Кеша предлагает тебе исполнить его любимый номер.

Я буду произносить слоги, а ты попробуй повторить, как это делает Кеша:

А это жонглер. Его рукам послушны сразу несколько шаров. Он предлагает поймать тебе научить жанглировать, я называю слово, если ты услышишь звук [Ш] , насыпай шарики в стаканчик.

А сейчас в нашем цирке антракт.

На арену клоун вышел,

Кто из вас о нем не слышал?

Он присел, потом привстал,

Мы захлопали в ладоши,

Значит клоун был хороший!

А сейчас на арену выходит самый веселый артист цирка. Ты узнал его? Правильно, это клоун.

Ему нужно помочь собрать шарики, но не все, а с буквой Ш. А шарики, на которых не буква Ш пусть улетают. От шариков с буквой Ш нарисуй ниточку и приведи ее к руке клоуна, а шарики где не буква Ш сотри, не забудь, когда стираешь шарики сказать ШШШШ.

Ребенок произносит долгий звук [Ш].

Ребенок добавляет звук [Ш ] к словам.

Ребенок повторяет за логопедом слоги в данной последовательности.

Ребенок слушает слово, услышав звук [Ш]- насыпает разноцветные орбизы в стаканчик.

Ребенок делает физкультминутку вместе с логопедом.

Ребенок берет в руки маркер и дорисовывает ниточки от шариков с буквой Ш к руке клоуна, шарики с другими буквами стирает салфеткой, имитируя звук сдувающегося шарика- ШШШШ.

А представление продолжается и на арену выходит фокусник.

Он очень любит превращения. И предлагает тебе превращать одни слова в другие. Я буду называть слова, а ты замени первый звук на звук [Ш]. Назови новое слово.

Ребенок меняет первый звук в услышанных словах на звук [Ш], получаются новые слова.

Шаль, шило, штык, шаг, шар, шубы, шик, шелк, шов.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

И в завершении представления выступают необыкновенные артисты. Это дрессированные мыши. Они очень ловко преодолевают препятствия, при этом не забывают шуршать.

Шу -шу-шу- шу-шу-шу- шум

Шо- шо-шо- шо-шо-шо- шепот

Ши- ши-ши- ши-ши-ши- шило

Ша- ша-ша- ша-ша-ша- шаг

Ши- ши-ши- ши-ши-ши- шина

Ша- ша-ша- ша-ша-ша- шайба

Шо- шо-шо- шо-шо-шо- мешок

Шу -шу-шу- шу-шу-шу- шуба

Ребенок подходит к столу, на котором расположены картинки мышей в определенном ритме. Ребенок хлопает в ладоши и называет заданную чистоговорку, повторяя за логопедом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Наше представление подошло к концу. С каким артистом тебе больше всего понравилось выступать?

В центр лабиринта логопед кладет изображение артиста, понравившегося ребенку.

Логопед: у тебя есть возможность подарить этому артисту букет цветом. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки.

Ребенок отвечает, с каким артистом ему больше всего понравилось выступать.

Ребенок водит пальцем по лабиринту и считает: одна ромашка, две ромашки…


Какой звук помогал тебе сегодня выступать с настоящими артистами цирка? Какое выступление тебе понравилось больше всего?

Ребенок называет звук Ш. И называет понравившееся выступление.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 687 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.12.2021 213
  • DOCX 21.5 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пахарева Дарья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическую карту логопедического занятия можно использовать в работе с учащимися билингвами (1-2 класс). Работа над грамматическим оформлением предложения.Предлог "на".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Ф.И.О. учителя-логопеда, образовательное учреждение

Группа (класс), логопедическое заключение

1-2 класс, логопедическое заключение: Лексико-грамматическая недостаточность, обусловленная двуязычием.

Тема занятия

Тип занятия

Занятие открытия нового знания

Цель деятельности учителя

2. Совершенствование грамматического строя речи.

1.Развитие зрительного восприятия, пространственных пред­ставлений.

2. Развитие речевого слуха, памяти, мышления.

3. Развитие артикуляционной моторики.

1.Формирование групповой сплоченности, коммуникативных навыков.

2. Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

3.Воспитание внимания к языковым явлениям.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: находить предлоги в речи; получат возможность научиться: выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, участвовать в диалоге, составлять словосочетания и предложения с предлогами.

выделять предлоги из текста

Метапредметные:

Познавательные УУД: развивать умение
- находить и структурировать информацию,
- на основе анализа объектов делать выводы,
обобщать; классифицировать по признакам;
Регулятивные УУД:

- развивать умение высказывать свое предположение;
- учить принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других;
- учить работать в паре;
- умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме.

Методы и формы обучения

Словесные, наглядные, практические, наблюдение над языком, беседа, индивидуальная, подгрупповая, групповая

Используемые педагогические и логопедические технологии

Технология на основе системно-деятельностного подхода.

Образовательные ресурсы

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал

Организационная структура (сценарий) занятия

Этапы занятия

щие и развиваю

щие компоне

нты, задания и упражне

Деятельность учителя-логопеда

Осуществляемая деятельность обучающихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Мотивация (самоопределение) к коррекционно развиваю

ческая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, легкий ветерок!

- Здравствуй, маленький дубок!

— Ребята, давайте пожелаем друг другу удачи на занятии.

- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Молодцы!

ле-ле-ле - на столе не-не-не — на окне

ле-ле-ле - на стуле не-не-не — на диване

фу-фу-фу - на шкафу лу-лу-лу — на полу

не-не-не - на окне

не-не-не - на диване

лу-лу-лу - на полу

-Нам здороваться не лень!

(Дети здороваются, читают стихотворение, и выполняют движения).

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-Желаю (соприкасаются большими пальцами), успеха (указательными), -большого (средними),- во всем (безымянными), - и везде, (мизинцами), -удачи тебе на занятии (прикосновение всей ладонью руки)

Слушают учителя-логопеда, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность логопедическому занятию.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера).

Личностные:

Проявлять мотивацию к коррекционно-развивающей деятельности

ция и пробное учебное действие

Эвристическая беседа. Воспроиз

ведение ранее изученно

- Ребята, назовите, что изображено на картинках, назвать части мебели, ска­зать, как можно все предметы назвать одним словом.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ние места и причина затрудне

Беседа. Раскрытие сущности новых понятий.

-Ребята, прочитайте все заглавные буквы по порядку и вы узнаете тему занятия.

Пермь Рязань Екатеринбург

Донецк Львов Омск Горький

-Назовите тему нашего занятия (Предлог -на)

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем-логопедом и учащимися делают выводы.

Познавательные:
- анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.
Коммуникативные:
- формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.
-умение работать в паре;
Регулятивные:
– определять и формулировать
цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться работать по предложенному учителем плану;

гание и построе

ние проекта выхода из затрудне

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельно

сти учащихся. Беседа.

-Определите цели занятия (Познакомиться с предлогом, подбирать, употреблять и правильно писать с другими словами, учиться определять место предлога).

У каждого предлога есть свое значение. Он необходим для того, чтобы связывать слова друг с другом.

• Рассказ о девочке и котенке.

-Подскажите девочке, где сейчас котенок?

(Учитель-логопед демонстрирует на слайдах перемещение котенка и повторяет ответы детей, выделяя голосом предлог: на столе, на стуле, на тумбочке, на шкафу.)

Формулируют тему и цель учебной деятельности в диалоге с учителем-логопедом. Выделяют главное.

АДМИНИСТРАЦИЯ КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Email : korenevsk 796@ mail . ru

Технологическая карта

фронтального логопедического занятия

Разработала : учитель - логопед

Фомина Екатерина Александровна



Технологическая карта логопедического занятия

учителя-логопеда

Фомина Екатерина Александровна

Группа ( класс, логопедическое заключение )

Логопедическое заключение: ОНР.

Тема занятия

Тип занятия по дидактическим целям

Тип занятия по этапам формирования навыка

Тип занятия по используемым приемам активации познавательного интереса и познавательной деятельности

Тип занятия по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса

Используемые технологии

Технология на основе деятельностного подхода.

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Составление распространенных предложений по сюжетным картинкам и по опорным словам;

Развитие умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли;

развитие и коррекция речевой деятельности, внимания, мышления, памяти.

Создание условий, обеспечивающих положительный интерес к изучаемой теме.

Универсальные

учебные действия

- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

- Развивать умение высказывать свое предположение;

- учить принимать и сохранять учебную задачу.

- Развивать умение слушать и понимать других;

- учить работать в паре;

- у читывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

- Развивать умение находить и структурировать информацию;

- развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы в тексте .

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I . Орг. момент

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Вступительное слово учителя-логопеда. Слайд 1, 2, 3

- Долгожданный дан звонок,

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?

- Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?

- Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Влево и вправо, внутри и снаружи, –

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот пополощем,

Показывает образец правильного выполнения упражнений.

- Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше.

Выполняют артикуляционную гимнастику с индивидуальными зеркалами.

Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр.

- Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики.

Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?

- Ну а теперь приступим.

Показывает образец правильного выполнения упражнений.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

II . Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Звонок, громкий, звенеть.

Прозвенел громкий звонок.

- Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку.

Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта?

- Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно.

Внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево.

Пишут графический диктант.

III . Усвоение новых знаний и способов действия.

- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

- предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить;

- выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий);

- определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи);

- обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

- Следующее испытание у вас перед глазами. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно по ним придумать?

- Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии?

- Истории, сказки, предложения.

- Будем составлять предложения.

- Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки:

Ла-ла-ла – сказка к нам пришла.

Мы-мы-мы – удивились мы.

Де-де-де – королевство в беде.

Ать-ать-ать – будим всех спасать.

Ца-ца-ца – у нас получится

IV . Этап

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

- В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?

Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.

Медленно, 4-6 раз.

Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз.

Показ образца выполнения упражнения.

-Да. Правильное дыхание влияет на здоровье и правильность речи .

Координация слов с движениями.

V . Этап Закрепления.

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание выполнения вслух.

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

Составление предложений из группы слов с опорой на картинки.

- Следующее испытание итоговое. Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Картинки на слайде вам помогут. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём.

- Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы! Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли?

Работают в группах по карточкам. Составляют из слов предложения, смотря на тематическую картинку.

VI . Этап

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

Длительность этапа

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

- Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать.

Рисуют (солнышко или дождик) и оценивают себя.

Итог занятия

Заключительное слово учителя-логопеда.

- Вот и всё на сегодня. Наше путешествие закончилось. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята.

Технологическая карта логопедических занятий

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний и умений.

Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии, организация комфортной психологической среды.

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях, используя приобретённый ранее опыт.

· Создать условия для закрепления навыка правильного произношения [Л] в слогах, словах, предложениях;

· Продолжить развивать фонематические процессы (восприятие, анализ).

Создать условия для:

· развития артикуляционной и мелкой моторики;

· развития речевого дыхания;

· развития зрительной, слуховой памяти и внимания.

· Воспитание эмоциональной отзывчивости;

· формирование навыков взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей

Универсальные учебные действия

· умение осознавать свои возможности, умения , качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с приятными этическими принципами и моральными нормами;

· формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

· умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

· владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнёра по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение выделять существенные признаки объектов;

· умение устанавливать аналоги на предметном материале.

Наглядный материал : картинки, сухой бассейн (с песком, мелкой крупой),

Технические средства : магнитофон, носители с логопедическими распевками для автоматизации звуков.

Организационная структура логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Предпосылки для формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

1.Организационный момент, начало занятия:

1.Психологический настрой (0,5мин.).

Воспитание интереса к занятию.

Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом.

Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

Проявляет интерес, вовлекается в предложенную ситуацию.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Давай покажем нашему Лунтику, как мы умеем делать зарядку язычком: может быть ему понравится?

Включается в занятие.

Личностные УУД: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания.

2. Мотивационно-побудительный (1мин.).

Что для этого нужно?

Занять рабочее место, принять правильную позу.

- Чтобы помочь язычку правильно произносить звуки.

Занимает своё место, садится удобно, выпрямив спину и плечи.

Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации;

Коммуникативные УУД: владение определёнными и невербальными средствами общения.

Внутренняя мотивация на деятельность.

3. Актуализация (5мин.).

Развитие артикуля-ционной моторики;

развитие речевого дыхания.

Упражнения. Беседа. Иллюстрация наглядных пособий.

Решение проблемных ситуаций.

Посмотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Подумай, какое упражнение мы будем выполнять?

Выполняет артикуляционные упражнения вместе с воспитанником.

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик).

- Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

Участвует в диалоге, высказывает своё мнение, задаёт вопросы. Вспоминает и применяет имеющиеся знания в новой ситуации. Выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения вместе с логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению;

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

2. Основная часть занятия.

4.Расширение имеющихся представлений (2мин.).

-Формирование правильного артикуляцион-ного уклада (артикуляцион-ная и фонетическая характеристика звука).

Беседа. Демонстрация наглядных пособий. Воображаемая ситуация.

Как ты думаешь, почему к нам пришёл Лунтик? А не медведь или бегемот! С какого звука начинается это слово? С каким звуком мы будем работать?

Со звука [Л], который мы учимся правильно произносить.

Произнеси звук [Л] многократно и отрывисто.

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

-Где находится язычок?

-Какой он узкий или широкий?

-Как мы произносим звук [Л] – с голосом или без голоса?

- губы улыбаются; - кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам; - средняя часть спинки языка опускается; - бока языка опускаются; - воздушная струя проходит по бокам языка.

- Характеристика – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком (сопровождается наглядным изображением).

Отвечает на вопросы педагога, сравнивает, различает.

Регулятивные УУД: умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов.

Усвоение понятий согласный твёрдый глухой звук, формирование представлений об артикуляционном укладе звука [Л], навыков его произнесения.

5.Динамическая пауза (2мин.).

Развитие слухового внимания;

Развитие мелкой моторики руки;

Развитие фонематических представлений.

Упражнение. Рассказ педагога.

Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии.

Назови ещё слово, которое начинается со звука [Л]. Я тебе помогу: У Мишутки косолапы были все четыре … (лапы). В огород пришли ребята,будет им нужна … (лопата). В дождь гулять ничуть не хуже, если есть большие … (лужи). Снег идёт, зима всё ближе, покупай коньки и … (лыжи). Светит ночью нам она. Это жёлтая … (луна).

В небе плавает луна. (Плавные покачивания) В облака она зашла. 1.2.3.4.5. (Хлопки.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) 6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.) И пониже перевесить. (Руки вниз.) 10.9.8.7. – (Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. -Давай букву Л выложим из гороха на пластилиновой картонке.

Отгадывает загадку, называет свои слова со звуком [Л].

Выполняет упражнение вместе с логопедом.

Умение работать по инструкции взрослого;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки.

6. Расширение имеющихся представлений (7мин.).

Подготовка к обучению грамоте – связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха, восприятия.

Закрепление звука Л в прямых слогах, словах и предложениях. Звуко-слоговой анализ слов.

Читайте также: