Технологическая карта экскурсии в школьном музее
Обновлено: 02.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта занятия в группе продленного дня
Подготовила: воспитатель ГПД
Балуева Л. Н.
Конспект занятия
Технологическая карта занятия – экскурсии в школьный историко-краеведческий музей
Воспитатель ГПД: Балуева Лидия Николаевна
Тип занятия : урок открытия новых знаний
Цели занятия:
1)Предметные: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Задачи занятия: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
Старинные предметы быта: самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.
Ход занятия:
1.Организационный момент
Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
2.Актуализация знаний
Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Сегодня мы отправимся на экскурсию в школьный историко-краеведческий музей
- Кто из вас был в музее?
- Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
В мире очень много музеев самой разной тематики.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.
- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей.
В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки: кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.
Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок
Формируемые способы деятельности : проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий
Осуществляемые: слушание собеседника
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний
Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы
Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения
3.Постановка учебной задачи
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности
-- А теперь подумайте и ответьте, какую мы сегодня на уроке поставим цель?
Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности
Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Осуществляемые действия:
Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности
4.Проблемное изложение нового знания
Дети заранее распределяются в группы и получают задания:
1гр . Рассказ о посуде в крестьянской избе (была деревянная и глиняная: горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда: чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта: ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти)
2гр . Рассказ о льне. (Издавна на Руси и на выращивали лен. Называли его ласково: миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать).
3 гр . Рассказ о прялке (была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.
Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами).
На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы).
Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах
5. Выявления места и причины затруднения
Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами:
- Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!
Дети кладут со словами:
- Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)
Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания:
- Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и др.)
В конце повторяют пословицы:
Осуществляемые действия:
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах.
6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, организовать выявление и исправление допущенных ошибок
- Кто является основателем музея?
- В каком году основан наш краеведческий музей?
- С каким разделом музея нас познакомили?
- Как вы думаете, для чего служили прялки?
Издавна на Руси и на выращивали …
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию
Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности
Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений
7.Актуализация новых знаний
1. Сверху дыра, снизу дыра,
А по средине огонь да вода.
- Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.
2. Был я копан, был я топтан,
Был я на пожаре, был на базаре.
Пока молод был - сто голов кормил,
А как упал, так и пропал.
3. Полно корыто людей набито.
(миска с ложками )
4. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
А сам на отдых идет.
5. Из угла в угол
Гладим все. что касается,
А дотронешься - кусается.
6. Маленький, горбатенький,
Все поле обыскал.
Домой прибежал - всю зиму пролежал.
7. Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать. .
Когда они встречаются-
8. Висит гряда вся в заплатах.
- Из лучины плели кузовки, короба.
9. В лес идут клетки.
Из лесу идут клетки.
10. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь.
11. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается.
12. Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
И пойдешь на покой.
Один вход, два выхода.
13. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге останавливает ноги?
Осуществляемые действия: творческая переработка изученной информации
Формируемые способы действия:
Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности.
8. Рефлексия учебной
Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки.
- Хочу сказать спасибо…
- Я считаю, что прошедшее занятие…
- Я испытывал удовольствие от …
- Мне было не очень комфортно, когда …
Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли
Список использованной литературы:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2. Борисов Н.С., Дранишников В. В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.
3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17
4. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д.В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с.
Тема экскурсии: Традиционные мужские ремесла в удмуртской деревне. Конец XIX – середина XX веков.
Продолжительность (ч.): 0 час.15 минут
Автор-разработчик: Гавшина Ольга Леонидовна
Цель: Формирование интереса к прошлому своей Родины
Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и материальной культуре своего народа.
Задачи: 1. Познакомить с основами крестьянской работы, дать представление о предметах крестьянского быта.
2. Способствовать воспитанию чувства уважения к мастерству своих предков.
Содержание экскурсии: Музейная экскурсия представляет собой экскурс в жизнь удмуртов в19-20 веках. Экскурсия знакомит с бытом удмуртской семьи через экспозиции различных предметов домашнего обихода того времени. Особое внимание уделяется предметам быта, каждодневно используемым в крестьянском хозяйстве, которые созданы руками мужчины-хозяина дома.
1)Предметные: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.
3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
Задачи урока: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль, красоту и мастерство. Но есть вещи судьбы, которых сложились особенно счастливо, они принадлежат всем, всему народу, всему человечеству. Поэтому мы их храним и изучаем их в музеях. Здесь каждый предмет превращается в музейный экспонат и обретает свой голос в музейной экспозиции. Экскурсия проведена по следующим экспонатам: керосиновая и масляная лампы, фонарик, перо, чернильница, письма времен ВОВ.
Читайте также: