Технологическая карта экскурсии в школьном музее

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта занятия в группе продленного дня

Подготовила: воспитатель ГПД

Балуева Л. Н.

Конспект занятия

Технологическая карта занятия – экскурсии в школьный историко-краеведческий музей

Воспитатель ГПД: Балуева Лидия Николаевна

Тип занятия : урок открытия новых знаний

Цели занятия:

1)Предметные: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.

3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.

Задачи занятия: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

Старинные предметы быта: самовар, деревянная миска, глиняные горшки, чугун, духовой, керосиновая лампа, серп, липовый кузовок, лапти, прялка с льняной куделью, веретено, льняная рубашка с вышивкой, льняные полотенца с кружевом, льняные подзоры на кровать, половики.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

2.Актуализация знаний

Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Сегодня мы отправимся на экскурсию в школьный историко-краеведческий музей

- Кто из вас был в музее?

- Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20 века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

- Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей.

В нашем музее собраны старинные вещи, которыми пользовались еще наши прабабушки и прадедушки: кухонная утварь, предметы быта, одежда, рукоделия. Русь в старину называли деревянной. Давным-давно на Руси крестьяне строи себе жилища из бревен. Называли их избами. Все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В ней варили еду, пекли хлеб, на ней спали, она обогревала избу в холод.

Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок

Формируемые способы деятельности : проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений

Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий

Осуществляемые: слушание собеседника

Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний

Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему

Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы

Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений

Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения

3.Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

-- А теперь подумайте и ответьте, какую мы сегодня на уроке поставим цель?

Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока

Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Осуществляемые действия:

Формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем

Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности

4.Проблемное изложение нового знания

Дети заранее распределяются в группы и получают задания:

1гр . Рассказ о посуде в крестьянской избе (была деревянная и глиняная: горшки, ложки, миски (их называли латками) позднее появилась металлическая посуда: чугун, самовар-батюшка и металлические предметы быта: ухват, утюг, серп, керосиновая лампа. Из липовой лучины изготовляли корзинки, кузовки, из лыка плеши лапти)

2гр . Рассказ о льне. (Издавна на Руси и на выращивали лен. Называли его ласково: миленьким ленком, беленьким. И каждый год с 14 октября лен начинали прясть. Пряли лен на таких прялках (показать).

3 гр . Рассказ о прялке (была в каждом доме. Всем дочерям к свадьбе отец изготовлял в подарок такую прялку.

Прялка состоит из стояка с гребнем, лопастью, к которой прикрепляются кудель, и донца, на которое садится пряха. Прялочку украшали узорами).

На специальных станках ткали цветные половики, пестрые и нарядные. Наши прабабушки были мастерицы и рукодельницы).

Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов

Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах

5. Выявления места и причины затруднения

Выбирается водящий, у него в руках кузовок, обходит всех играющих со словами:

- Положи в кузовок залог с окончанием на - ок!

Дети кладут со словами:

- Я положу в кузовок платок (Ремешок, пятачок, лапоток, носок, кружок и др.)

Затем водящий по очереди достает из кузовка положенные предметы, дает им разные задания:

- Чей будет залог, тот расскажет стихотворение (или потешку, или загадает загадку и др.)

В конце повторяют пословицы:

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию

Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах.

6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, организовать выявление и исправление допущенных ошибок

- Кто является основателем музея?

- В каком году основан наш краеведческий музей?

- С каким разделом музея нас познакомили?

- Как вы думаете, для чего служили прялки?

Издавна на Руси и на выращивали …

Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в группах

Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию

Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений

7.Актуализация новых знаний

1. Сверху дыра, снизу дыра,

А по средине огонь да вода.

- Какое на Руси есть сравнение с самоваром? (Пузатый, важный, как самовар) Про толстого, глупого человека.

2. Был я копан, был я топтан,

Был я на пожаре, был на базаре.

Пока молод был - сто голов кормил,

А как упал, так и пропал.

3. Полно корыто людей набито.

(миска с ложками )

4. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

А сам на отдых идет.

5. Из угла в угол

Гладим все. что касается,

А дотронешься - кусается.

6. Маленький, горбатенький,

Все поле обыскал.

Домой прибежал - всю зиму пролежал.

7. Сделаны из железа,

Умеют стричь и резать. .

Когда они встречаются-

8. Висит гряда вся в заплатах.

- Из лучины плели кузовки, короба.

9. В лес идут клетки.

Из лесу идут клетки.

10. Чем больше я верчусь,

Тем толще становлюсь.

11. На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается.

12. Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся.

И пойдешь на покой.

Один вход, два выхода.

13. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге, на пороге останавливает ноги?

Осуществляемые действия: творческая переработка изученной информации

Формируемые способы действия:

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно – познавательной деятельности.

8. Рефлексия учебной

Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки.

- Хочу сказать спасибо…

- Я считаю, что прошедшее занятие…

- Я испытывал удовольствие от …

- Мне было не очень комфортно, когда …

Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли

hello_html_5cad243e.jpg

hello_html_m24033d4a.jpg

hello_html_m4f2d32b9.jpg

hello_html_m112d9052.jpg

Список использованной литературы:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Борисов Н.С., Дранишников В. В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. — М.: Просвещение, 1982. — 223с.

3. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005 №8 - С. 17

4. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д.В. Кацюба. — М.: Просвещение, 1975. — 192с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема экскурсии: Традиционные мужские ремесла в удмуртской деревне. Конец XIX – середина XX веков.

Продолжительность (ч.): 0 час.15 минут

Автор-разработчик: Гавшина Ольга Леонидовна

Цель: Формирование интереса к прошлому своей Родины

Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и материальной культуре своего народа.

Задачи: 1. Познакомить с основами крестьянской работы, дать представление о предметах крестьянского быта.

2. Способствовать воспитанию чувства уважения к мастерству своих предков.

Содержание экскурсии: Музейная экскурсия представляет собой экскурс в жизнь удмуртов в19-20 веках. Экскурсия знакомит с бытом удмуртской семьи через экспозиции различных предметов домашнего обихода того времени. Особое внимание уделяется предметам быта, каждодневно используемым в крестьянском хозяйстве, которые созданы руками мужчины-хозяина дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1)Предметные: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности воспитанников.
2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.

3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.

Задачи урока: 1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

Технологическая карта экскурсии

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль, красоту и мастерство. Но есть вещи судьбы, которых сложились особенно счастливо, они принадлежат всем, всему народу, всему человечеству. Поэтому мы их храним и изучаем их в музеях. Здесь каждый предмет превращается в музейный экспонат и обретает свой голос в музейной экспозиции. Экскурсия проведена по следующим экспонатам: керосиновая и масляная лампы, фонарик, перо, чернильница, письма времен ВОВ.

Читайте также: