Тэффи дураки краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.

Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.

Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.

Автор ни в коем случае не старается задеть естественное отсутствие интеллекта или природную глупость, основной своей целью она ставит высмеивание высокомерия некоторых представителей общества, которые мастерски безо всякого зазрения совести выдают себя за мудрецов.

Герои Тэффи размышлять не умеют. Они чрезвычайно глупы и не развиты. Такие люди просто отказываются от развития и приобретения знаний в силу врожденной интеллектуальной лени. Они стараются скрыть свою тупость и недалекость, применяя в своей речи много чужих слов и цитат, значение которых им вряд ли известно.

Тэффи не просто стремилась показать и высмеять социальных изгоев, ее цель гораздо выше – писательница призывает задуматься над этой непростой ситуацией, она желает растормошить людей. За искусным юмором в новелле скрываются животрепещущие темы.

Композиция

Надежда Тэффи - Дураки

Надежда Тэффи - Дураки краткое содержание

Дураки - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак, и почему дурак, чем дурее, тем круглее.

Однако, если прислушаешься и приглядишься, поймешь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека.

– Вот дурак, – говорят люди. – Вечно у него пустяки в голове!

Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове!

В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознается прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей серьезности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно, – дурак постоянно все обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе.

Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно.

Дурак всегда рассуждает.

Простой человек, умный или глупый – безразлично, скажет:

– Погода сегодня скверная, – ну, да все равно, пойду погуляю.

А дурак рассудит:

– Погода скверная, но я пойду погулять. А почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно.

Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже все решил, понял и все знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведет концы с концами и каждую мысль закруглит.

При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак – это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и это во всем: и в науке, и в искусстве, и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Краткий анализ

Год написания – Точная дата написания рассказа неизвестна. Произведение было написано автором в промежутке 1910–1912 годов.

Тема – Высмеивание человеческих пороков.

Композиция – Главная особенность композиции рассказа – его мозаичность и фрагментарность, призванная подчеркнуть духовную несостоятельность героев.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Тэффи – творческий псевдоним русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой. Несмотря на страстную увлечённость литературой, Тэффи стала издавать свои произведения уже в достаточно зрелом возрасте.

В годы Первой русской революции писательница активно сотрудничала с сатирическими журналами, сочиняя для них различные пародии, эпиграммы и фельетоны на злобу дня. Именно в этот период у Тэффи стал выкристаллизовываться основополагающий жанр всего её творчества – юмористический рассказ.

В своём произведении Тэффи с присущим ей юмором и тонкой иронией раскрывает тему таких человеческих пороков, как самодовольство, напыщенность и откровенная глупость.

По мнению писательницы, дураки не так уж глупы, поскольку наловчились прекрасно маскироваться под умных и мудрых людей. Главный их способ одурачивания окружающих – пускать пыль в глаза своими глубокомысленными рассуждениями.

Отличительная черта дураков в интерпретации Тэффи – неискоренимая любовь к поучениям и непомерное самомнение. Искренне считая себя авторитетами и носителями истины в последней инстанции, они никогда не сомневаются в своей правоте.

Нежелание анализировать и думать – признак узкого кругозора, который дураки не хотят развивать в силу природной интеллектуальной лени. Своё скудоумие и откровенную ограниченность они искусно скрывают потоком умных слов, цитат великих людей и заезженных аксиом.

Ещё один характерный признак дураков – их серьёзность. Обособление этой черты понятно для Тэффи – мастерицы юмористических рассказов. Своими произведениями она пытается растормошить людей, заставить задуматься, а не просто посмеяться над остроумной новеллой. Сквозь призму юмора можно рассматривать очень важные, серьёзные темы, и именно это как нельзя лучше удалось Тэффи.

В ничем не нарушаемой, монументальной серьёзности писательница видит ограниченность ума и нежелание выходить за привычные рамки. Умный человек не боится развиваться, идти вперед и допускать на своём пути ошибки – это естественный процесс, которого не нужно стесняться. Дураки же, напротив, предпочитают оставаться в статичном положении, которое кажется им наиболее безопасным и стабильным. Это духовно мёртвые люди, однако подобный образ жизни – их собственный выбор.

Композиция

Основным принципом построения рассказа является мозаичность и фрагментарность. При этом логика соединения отдельных звеньев характеризуется удивительной прихотливостью, продиктованной движением авторской мысли.

Краткое содержание

Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.

Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:

Глупец с задумчивым лицом

  1. Превыше всего здоровье.
  2. Деньги решают все.
  3. С какой стати?

Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.

Герой также выделяет особую категорию людей — дураков набитых. Они старательно поглощают информацию, но безуспешно, поскольку все равно такие личности не развиваются. Глупые люди предпочитают статичный образ жизни.

Главная тема

Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.

Самодовольный человек

По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.

Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.

Умный человек не будет бояться идти вперед, изучать, сомневаться. У него нет стремления выслужиться во что бы то ни стало. Ему важно выходить за рамки.

Глупец же духовно мертвый человек. Но он сам выбрал себе такой образ жизни.

Анализ произведения

  • образные решения;
  • острота;
  • неожиданные переходы.

В произведении показана несостоятельность и бессмысленность поступков глупых людей. Они сами выбрали такой образ жизни и не понимают, на что обрекли себя. В этом и есть главная трагедия рассказа.

Читайте также: