Нюточкин дом краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • знакомство с творчеством современной писательницы Елены Чижовой;
  • развивать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ произведений;
  • развитие интереса к современной литературе.

Итак, думаю, наш разговор следует начать с краткого знакомства с биографией Елены Чижовой.
(Подготовленные ученики рассказывают о писательнице)

  • "
  • Имя
  • Семья
  • Воспитание и образование
  • Портрет
  • Дом, жилище
  • Отношение к работе
  • Отношение окружающих к героине
  • Какова в быту

Каждый из нас волен иметь свою точку зрения.
Возможно, вам захочется познакомиться ещё с некоторыми произведениями Елены Чижовой. (Краткий обзор произведений Елены Чижовой)

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Класс: 10 класс
Автор: Орлова Наталья Петровна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 84.11 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок внеклассного чтения в 10 классе.

Цели: - знакомство с творчеством современной писательницы Елены Чижовой;

- развивать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ произведений;

- развитие интереса к современной литературе.

Оборудование: портрет Елены Чижовой, фрагменты интервью писательницы, текст повести.

Итак, думаю, наш разговор следует начать с краткого знакомства с биографией Елены Чижовой.

(Подготовленные ученики рассказывают о писательнице)

Елена Семеновна Чижова – российская писательница, родилась 4 мая 1957 года в Ленинграде. Воспитывалась в обычной семье советских граждан, которые прошли через войны, репрессии и голод. Несколько поколений ее предков испытали на себе все тяготы военного и послевоенного времени, но сумели воспитать Елену целостной натурой, готовой к переменам в жизни и обществе.

Елена окончила обычную среднюю школу, затем - ВУЗ по экономической специальности, защитила кандидатскую диссертацию и занималась в основном преподаванием. Обнародовать свои мысли она решилась только в 2000 году, в самом разгаре экономических и политических реформ в стране. В своих книгах она выступила от лица миллионов людей, подвергшихся репрессиям при сталинском режиме, а также от лица тех, кто воевал и трудился в тылу.

Какие ощущения испытывали вы, читая произведение? Может быть, у вас возникли вопросы при чтении.

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки

- Какие уже знакомые произведения представляют эту тему?

Вспомним способы характеристики героини.

Воспитание и образование

Отношение к работе

Отношение окружающих к героине

- Прежде чем перейти к характеристике героини, кратко перескажите сюжет произведения.

- Итак, начнём с имени главной героини. Прочитайте, как относилась сама героиня к своему имени

Имя имеет древнееврейское происхождение и означает `благодать`.

В Анне с раннего детства проявляется ее главное качество - доброта. Она с радостью ухаживает за котятами, щенками, птичками. Играя со своими куклами, обращается с ними, как с младшими детьми. В более старшем возрасте она способна оказать серьезную помощь своим близким, попавшим в затруднительное положение. Поможет старенькой соседке с покупками и в работах по дому. Заботы родных и близких ей людей становятся и ее заботами. Окружающие нередко этим злоупотребляют, но Анна не обижается.

Анна нередко обладает привлекательной внешностью, она артистична. Умеет шить и красиво одеваться. Не выносит неряшливости и неопрятности. Анне больше подходит по духу работа, связанная с людьми. Она вполне может быть сестрой милосердия, учительницей, воспитателем. Отдает себя работе полностью, не заботясь при этом о материальной стороне дела.

Анна способна полюбить человека больного, пьющего или неудачника. При этом она никогда не будет сожалеть о своем выборе. Она безропотно будет нести свой крест в течение всей жизни, стремясь помочь несчастному человеку. Будет пытаться пробудить в нем жажду жизни и стремление к борьбе за место под солнцем. Анна - верная и преданная жена, но измен не переносит. Если сталкивается с грубостью и хамством, то замыкается в себе и терпеливо ждет лучших времен. Испытание одиночеством. связанное с возможным разводом, для Анны не всегда предпочтительнее попранного достоинства.

- Соответствует ли имя героине?

- Воспоминания о детстве у каждого человека прежде всего связаны с родителями, с семьёй. Что можете рассказать о семье Нюточки?

- Какое воспитание получила Героиня в семье (прочитаем).

- Как Нюточка оказалась на службе в той же организации, в которой трудился её отец?

- Думаю, читая о службе Нюточки, невольно вспоминаем Акакия Акакиевича. Почему?

-Все, конечно же, помним об отношении сослуживцев к Акакию Акакиевичу. А как относились окружающие к нашей героине?

Попробуйте описать Нюточку.

- Но себя Нюточка по-настоящему видит только в конце повести, на вечеринке у начальницы. Она впервые осознаёт свою убогость и понимает причину тревоги, охватившей её на рынке во время покупки платья для вечеринки.

- О каком цвете идёт речь? Какова символика этого цвета? Как этот цвет связан с Нюточкой? (Ученики рассказывают о символике синего цвета)

В пересказе вы уже говорили о переезде Нюточки сначала в новостройку на окраине города, а затем затем обратно в центр города.

Чем же было вызвано желание Нюточки вернуться из новостроек в центр города? (эстет. чувства, желание вернуться в привычный мир детства)

- Итак, после долгих поисков героине всё-таки удалось найти квартиру, которая её вернула в детство. Прочитаем описание.

- Автор обращает наше внимание, что и старая, и новая квартиры располагались в самом конце общего коридора, были тупиком. Почему на этом слове делается акцент?

- Нюточка надеялась благодаря новой квартире вернуться в привычную для неё обстановку детства, но именно эта квартира изменила жизнь героини.

Что можно считать поворотным пунктом в жизни главной героини?

- Как герои идут к своей цели? (целенаправленно, но медленно. Обоим помогает случай).

- Сколько, по- вашему, к своей цели шла Нюточка?

- Меняется ли при этом мироощущение главной героини при этом?

- Что стало причиной смерти Нюточки?

- Как объясните название повести?

- Как понимаете смысл последних слов писательницы?

- Как вы думаете, достойны ли такие люди, как Нюточка, сожаления?

Познакомьтесь с мнение автора:

Но каждый из нас волен иметь свою точку зрения.

Возможно, вам захочется познакомиться ещё с некоторыми произведениями Елены Чижовой. (Краткий обзор произведений Елены Чижовой)

Краткое описание документа:

Цели:

  • знакомство с творчеством современной писательницы Елены Чижовой;
  • развивать умение анализировать художественный текст, проводить сопоставительный анализ произведений;
  • развитие интереса к современной литературе.

"
Оборудование: портрет Елены Чижовой, фрагменты интервью писательницы, текст повести.

Итак, думаю, наш разговор следует начать с краткого знакомства с биографией Елены Чижовой.
(Подготовленные ученики рассказывают о писательнице)

  • "
  • Имя
  • Семья
  • Воспитание и образование
  • Портрет
  • Дом, жилище
  • Отношение к работе
  • Отношение окружающих к героине
  • Какова в быту

Каждый из нас волен иметь свою точку зрения.
Возможно, вам захочется познакомиться ещё с некоторыми произведениями Елены Чижовой. (Краткий обзор произведений Елены Чижовой)

ПУБЛИКАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛАХ

Тарасов А. Право на убийство: Статья

Яковенко И. Об Опонском царстве, жареном петухе и пользе стоматологии: Статья

Он Августу под стать
В плаще его багровом
И он свой век назвать
Не вправе мотыльковым.

Одной ногою в том,
Другой ногою в этом,
Он звездами ведом
И нравится планетам.

И как бы жизнь его
При этом ни сложилась,
Он ей, как божество,
Оказывает милость.

Немного коньяка
Плеснув на дно бокала,
Он пьет за все века,
Присев к столу устало.

И бледный, как дымок,
Сумев к стеклу прибиться,
Взирает мотылек
С восторгом на счастливца.

Артур Конан Дойл. Стихи

О Конан Дойле известно лишь немногим, относится и его поэзия. А ведь стихи он писал со студенческой скамьи и выпустил несколько сборников разножанровой поэзии:

Велосипедный перезвон,
В трактире вкусный чай,
Подъем на длинный, длинный склон,
Касанье невзначай,
Вдали – нависшая скала,
Дорожный разговор,
И приозерная ветла,
И ветреный простор,
Над женской шляпкой мотыльки,
И ландыши в тени –
Обрывки жизни, пустяки,
Как помнятся они!

Шабуров А. Живее всех живых. Заметки о Шерлоке Холмсе.

Екатерина Ивлева родилась в 1982 году. Учится на последнем курсе Литературного института им. Горького. Публиковалась на портале литературной газеты “Путник”. Автор книги стихов “Кот(оВас)иЯ”. Живет в г. Электросталь Московской области.

Я была на собственном солнце,
На вопросительной планете “Шо це?”
Я там постоянно удивлялась,
Мои глаза округлялись,
А когда я вернулась, люди
Говорили: “Ты это забудешь. ”
И я опять удивлялась —
Как будто не возвращалась!

Фокина Е. Скворечник: Повесть

Донец Е. Страна Бомжария. Повесть.

Мурсалова М. Последние герои: Стихи

В них способность автора с прозаической точностью констатировать, называть вещи своими именами сочетается с умением облекать событие в классически изысканную поэтическую форму.

Если можешь вспомнить что-нибудь
Между Рождеством и Новым годом –
Ты не безнадежен, не забудь,
Ты еще проснешься с ледоходом.
Солнце понеслось во весь опор.
Что, уже действительно второе?
Как мы продержались до сих пор?
Мы с тобой последние герои.

Илличевский А. Два рассказа

Стесин А. Лесные люди: Статья


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Трансформация образа "маленького человека": от русской классики к современной прозе


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Таким образом, были сформулированы цели данной исследовательской работы:

1) Проследить трансформацию образа маленького человека в русской литературе с 19 века до произведений современной прозы.

Указанные цели предполагают решение ряда конкретных задач:

Для достижения поставленных целей и решения связанных с нею задач в работе использовались культурно-исторический и сравнительно-типологический методы исследования. Изучение и анализ трудов отечественных ученых: Белинского В.Г., Белякова С., Бочарова С.Г., . Воропаева В.А , Расторгуевой В.С., Черняк М. С., Эпштейна М. Н., Юхновой И.С. составляют историографический аспект настоящего исследования.

Кто же виноват в случившейся трагедии? Может быть люди, которые утратили понятия совести, сострадания, уважения, братской любви. У Вырина настолько маленький чин, что все, стоящие выше него на иерархической лестнице, позволяют себе грубить, кричать. Никто не задумывается, что он тоже человек , он один из нас. Со своими чувствами, желаниями, мечтами. Но хуже того, гусарский офицер Минин считал естественным для себя увезти Дуню, единственную дочь Вырина, его отдушину от отца, не спросив родительского благословения. Он не задумывается, каким ударом станет для станционного смотрителя потеря дочери, рядом с которой его убогая жизнь приобретала хоть какой-то смысл. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен, и никто не вступится за него, не поможет, не защитит, и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов.

Большое чувство горечи у читателя вызывают сцены, где, раздавленный горем отец, разыскивает Минского в Санкт-Петербурге и упрашивает отпустить дочь назад. Рушится последняя надежда на то, что через какое-то время до гусара дошел весь страшный смысл его поступка. Но он не только не испытывает стыда, а в попытке избавиться от старика, дает ему деньги, не понимая, что человеческие чувства не продаются и не покупаются. Что вечные ценности - совесть и Бог - должны присутствовать в человеке, независимо от классовой принадлежности.

1. 2. От станционного смотрителя к титулярному советнику

Мы, конечно, понимаем, что главный герой не обладает тем набором качеств, которые позволили бы ему стать яркой, самобытной личностью на фоне серой массы людей, и, возможно, шагнуть по социальной лестнице на ступень выше, и тем не менее, не можем не пожалеть бедного человека, пусть всего лишь чиновника низшего класса, который мерзнет по дороге на работу, точно так же, как и генерал, и любой из нас.

Изображенный в повести Гоголя "Шинель" Акакий Акакиевич Башмачкин - бедный, тихий чиновник, всю жизнь переписывающий бумаги, над которым подшучивают сослуживцы и которого ни в грош не ставит начальство. Все эти черты словно генетический код к образу главного героя "Бедных людей" Макара Девушкина. Их судьбы во многом похожи : оба ценой невероятных лишений пытаются добиться заветной цели и, терпя полный и бесповоротный крах, впадают в смертельное отчаяние. Но если целью Башмачкина является приобретение вещи, пусть и жизненно необходимого, но все-таки материального объекта, то у героя Достоевского вынужденный аскетизм направлен к возвышенному чувству привязанности к Вареньке Доброселовой. Макар Девушкин оживает, благодаря этому чувству.

Сейчас, как и два века назад, маленький человек хотел быть услышанным другим человеком, братом, пусть и занимающим более высокое место в табели о рангах. Ведь и умирают Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Нюточка, не сразу после осознания своей ничтожности, а только после попытки найти помощи, защиты, сочувствия своей беде у другого человека.

Итак, прослеживая трансформацию образа маленького человека в русской литературе с 19 века до наших дней, видно, как менялся герой, и что тема маленьких, униженных социумом людей остается актуальной и сейчас.

Начиная с пушкинских времен, каждый последующий литературный герой обрастал новыми чертами характера, внешности, психоэмоционального состояния, раскрывался глубже в своей личной жизненной трагедии.

Так, пушкинский Самсон Вырин, бедный смотритель почтовой станции, - абсолютно бесправное существо. Человек, существование которого замечают, только когда высокопоставленному чиновнику нужна свежая пара лошадей. Апогей социальной униженности достигается тогда, когда проезжий гусар обманом увозит его единственную дочь с собой.

Библиографический список

Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т.2. М.: Худ. лит., 1982.

Беляков С. Призрак титулярного советника. // Новый мир. 2009. № 1. С. 139-155

Бем А.Л. Достоевский - гениальный читатель // Сборник статей под редакцией А.Л. Бема. В 2 т. Т. 1. М.: Русский путь, 2007. С. 206-218.

Б очаров С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // О художественных мирах. М.: "Советская Россия", 1985. С.162-205.

Гоголь Н.В. Шинель/ Гоголь Н.В. Собр.соч.: в 9 т. М.: Русская книга, 1994, т.4.

Достоевский Ф.М. Бедные люди. М: Искатель. 2014.96 с.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Эксмо. 2011. 592 с.

Расторгуева В.С. Старое и новое в маленьком человеке.//Вестник Красноярского Государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. №4. С. 310-315.

Пушкин А.С. Станционный смотритель // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977–1979. Т. 6. Художественная проза. 1978. С. 88 – 98.

Чернышова Е.Г. Ф.М. Достоевский.. История русской литературы XIX века. под ред. Коровина В.И. Часть 3: 1870-1890. Глава 13. СПб.: Владос, 2005.

Черняк М. С. Гоголем на дружеской ноге // Знамя. 2009. № 6. С. 181–187.

Чижова Е. Нюточкин дом. // Звезда. 2008. N 1. С.14-39.

Эпштейн М. Н. Маленький человек в футляре: синдром Башмачкина – Беликова. // Вопросы литературы. 2005, № 6.

Юхнова И.С. Самсон Вырин: миф о маленьком человеке.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. №1(2). С.285-288.

Читайте также: