Театральный кружок в школе это

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Но, как вы думаете, чем заслужил театр, такую любовь к себе? Почему так велика потребность в нём? Любовь к театру связана с тем, что в нём, как ни в каком другом виде искусства, люди видят отражение своей жизни.

Театр дарует нам ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия в процессе творчества. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей.

Как развивать речь и мышление детей? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучение чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это может дать детям школьный театральный кружок.

Занятия в кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилось зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина. Положительным в работе кружка является ещё и то, что дети заняты в свободное время. Особенно это важно для ребят асоциального поведения.

Работа кружка была бы невозможна без помощи родителей, которые помогают в оформлении декораций, шьют костюмы для выступлений.

Организовать школьный театральный кружок - значит создать целый мир, в котором дети будут чувствовать себя настоящими героями, смогут примерять различные образы любимых персонажей. Театральное искусство позволит с самых ранних лет развиваться всесторонне, снять раскрепощенность, поставить правильную речь, научиться держаться на публике. Как правильно создать театральный кружок? Какие плюсы занятий в нем будут для детей?

Особенности занятий

План театрального кружка должен составляться в зависимости от психологической особенности детей, их возраста. Занятия позволят детям развиваться в различных направлениях: музыкальном, театральном, хореографическом, психологическом. Также такие занятия научат ребенка творчески мыслить, развивать память, постепенному достижению поставленной цели.

Готовый спектакль - это конечный результат, который ребята покажут публике. До результата же проходит подготовка: репетиции, знакомство с ролью, "вживание" в образ, постановка речи и движений, раскрепощающие игры, переживания по поводу успехов и неудач. Все эти моменты являются главным аспектом.

Театральный кружок способен влюбить в себя ребенка, в конечном итоге, после нескольких занятий, в созданной группе останутся только самые заинтересованные детки.

театральный кружок

Программа театрального кружка

Чтобы правильно начать работу с детьми, привлечь их внимание и заинтересовать в посещении кружка, необходимо постепенно вводить их в мир театра. Поэтому для начала стоит обратить внимание на следующие обязательные моменты:

  1. На первом занятии необходимо ребенка познакомить с самим понятием театра и его видами. Объяснить, чем один жанр отличается от другого.
  2. Поэтапное освоение разных видов творчества. С детьми необходимо не только играть, но и учить ставить голос, в этом поможет пение. Придумайте совместно с учениками гимн своего коллектива, и каждое занятие начинайте с него.
  3. Развитие пластики направлено на раскрепощение движений. Танцы и активные игры помогут добиться результата.
  4. Совершенствование артистичных навыков и умений.
  5. Обучение моделированию ситуации при поставленной задаче. Например, двоим ребятам дается задание разыграть сценку: дворник ругается на женщину за брошенную бумажку. Объясните детям, что необходимо правильно выйти из сложившейся ситуации, и чтобы зрителям (остальным членам кружка) было интересно и смешно. Главная цель поставленной задачи - импровизация.

Таким образом, работа театрального кружка будет направлена на образование и воспитание. Первый аспект отвечает за обучение ребенка артистизму, а второй за дисциплину, выполнение поставленных задач, контроль эмоций, развитие интеллекта и памяти, социализацию, коммуникативные навыки.

программа театрального кружка

Работа с детьми

Планирование занятий играет важную роль в достижении поставленных целей. Поэтому театральный кружок должен работать в совокупности различных видов искусств. Не стоит делить занятия так: сегодня поем, завтра пляшем, послезавтра будем играть. Каждый урок должен быть заполнен по максимуму всеми видами искусства, так и ребенку будет интереснее, и результат достигается в более короткие сроки.

Программа театрального кружка должна включать в себя чтение с детьми по ролям классических произведений, пьес, баек, готовых сценариев. Так преподаватель сможет сразу оценить обстановку, работать с каждым ребенком отдельно, выбирать для каждого роль будущего спектакля по его возможностям.

На развитие речи хорошо влияют скороговорки. Чтобы было интереснее, детей можно поставить в круг, дать им мяч. Игра проходит просто: кому в руки попал мяч, тот и говорит скороговорку. Мяч должен побывать в руках каждого члена кружка, чтобы все поучаствовали.

Задачи театрального кружка

Как уже мы писали ранее, готовая постановка - не главная задача, а результат. Детские театральные кружки направлены развивать ребенка, их основные цели:

  • совершенствование творческого потенциала отдельного ребенка;
  • совершенствование наблюдательности, памяти, быстроты мышления и реакции;
  • развитие самостоятельности;
  • пластики, владения собственным телом;
  • расширение всех знаний;
  • развитие мышления, в том числе ассоциативного типа;
  • развитие раскрепощенности, умения держаться на широкой публике;
  • пополнение словарного запаса детей, его расширение;
  • совершенствование диалогической и монологической речи.

Кроме всего прочего, театральные кружки в школе должны быть направлены на обучение детей честности, порядочности, прививать уважение к собственному и чужому труду.

пьеса для театрального кружка

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способны дать детям театральные кружки. Что еще получит ребенок?

  1. Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.
  2. Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм.
  3. Отличное владение разговорной речью.
  4. Умение воспроизводить любой характер и образ.
  5. Умение правильно составлять монолог и диалог.
  6. Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.
  7. Навыки командной работы.
  8. В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

сценарий для театрального кружка

Кому стоит посещать кружок?

Детский театральный кружок подходит всем, без исключений. Например, музыкальная школа может не понравиться ребенку, или у него нет предрасположенности и таланта к пению, игре на музыкальных инструментах. Спортивная секция также может быть совершенно не той сферой, в которой хотелось бы развиваться ребенку. Театральный кружок же понравится практически каждому, вне зависимости от возраста, увлечений и предпочтений.

Скромных, зажатых и неактивных детей занятия в кружке раскрепостят, научат любить себя, повысят самооценку. Тихие детки научатся вырабатывать в себе лидерские навыки.

Гиперактивные дети найдут в театральном кружке именно ту активность, которая им необходима. Ведь там играют, бегают, поют, прыгают, катаются по полу, "ходят на голове", "стоят на ушах" и занимаются прочими полезными делами!

Хулиганистые детки здесь обучатся дисциплине, дружбе, умению работать в паре и большой команде, самостоятельно добиваться поставленных целей, обязательности, доброте.

работа театрального кружка

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

Итак, через два-три месяца стабильных занятий в кружке остаются детки, заинтересованные в дальнейших занятиях, саморазвитии, и они уже готовы к настоящим репетициям. Также за этот промежуток времени преподаватель познакомится с потенциалом каждого участника школьной труппы. Самое время выбирать сценарий.

Самое главное, что должен помнить руководитель, это то, что пьеса для театрального кружка выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами, и не осталось ребятишек, которые будут в массовке играть безмолвный народ.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Маленьким деткам не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Кошкин дом", "Красная шапочка", и прочие. Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Салтане". Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

С распределением ролей тоже стоит хорошо проработать. Конечно, нужно отталкиваться от пожеланий самого ребенка, но и учитывать следующий момент: давать ребятам роли, которые колоссально отличаются от их собственного характера (сорванцу стоит попробовать воплотить образ спокойного и рассудительного персонажа, а скромному ребенку сыграть роль главного героя или злодея).

театральные кружки в школе

Часто допускаемые ошибки руководителя кружка

Очень часто в постановке оказывается неправильно подобранное музыкальное сопровождение, или оно возникает в ходе спектакля слишком часто. Стоит помнить, что музыка должна подчеркивать главные моменты, жанр соответствовать выбранной теме спектакля.

Бывают моменты, когда руководитель неправильно подобрал произведение. В таком случае дети просто не смогут качественно исполнить роль, сыграть чувства и ощущения, с которыми не знакомы, вообще понять смысл постановки.

Необходимо из сценария исключить сложные предложения, непонятные слова, их дети просто не смогут запомнить. Замените на более понятные и доступные детским познаниям обороты речи.

Случается, что материал совершенно не подходит зрителям.

Для младшей театральной группы, как мы уже говорили, стоит подбирать сценарии детских сказок. Но они не должны быть такими, каковыми их привыкли видеть. Необходимо вносить в образы героев коррективы, например, делать их более современными.

театральный кружок в школе

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

  1. После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.
  2. Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.
  3. После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.
  4. Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.
  5. Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.
  6. Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
  7. Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят. То есть, если актер где-то ошибся, пусть импровизирует без помощи режиссера, ведь в реальной ситуации ему никто не поможет. Также при генеральной репетиции не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.

план театрального кружка

Особенности работы со старшеклассниками

Театральный кружок в школе не должен уподобляться серьезным урокам. Посещающие занятия подростки и так устают от сложной учебной программы, и там они являются детьми для учителей. Руководителю же кружка стоит больше доверять своим актерам, прислушиваться к их мнению, а не работать на том, что главный здесь руководитель, и все нужно делать так, как он сказал.

Попросите детей помочь в выборе произведения для постановки. Выберите несколько самых интересных сценариев, и совместно голосуйте за тот, который будете ставить на сцене. Также стоит ребят подключить к подбору музыкального сопровождения. Молодежь лучше знает, что нравится их сверстникам. Такая командная работа еще больше сплотит коллектив, и каждый участник будет гордиться внесенным вкладом в спектакль.

Стоит обратить внимание на то, что подростки являются импульсивными, не допускайте между ними ссор. Старайтесь научить детей находить альтернативные решения, которые всех будут устраивать.

Заключение

Самыми яркими постановки получаются тогда, когда для участия в них приглашаются танцевальные кружки. Не бойтесь создавать такой дуэт, от этого только все выиграют.

Хочется напоследок посоветовать всем руководителям школьных театральных кружков быть не только преподавателями, но и друзьями детей. Больше шутите, смейтесь, не забывайте про совместно проведенное внеурочное время. Водите детей в походы летом, среди учебного года устраивайте небольшие тематические вечеринки, и тогда в коллективе все заладится!


Зачем нужна театральная студия?

Театрализованная деятельность дает опыт от разных пережитых жизненных ситуаций, апробируются множественные методы взаимодействия с социальным миром.

Во время постановок дети учатся соболезновать и отстаивать свою точку зрения, взгляды на жизнь. Именно благодаря детскому театральному кружку у детей формируется и накапливается опыт общественных поведенческих навыков, потому что все литературные произведения нацелены на воспитание нравственности. Постановки помогают познать мир, оценить и выразить свой взгляд к доброму и злому поступку.

Мальчик или девочка в период адаптации к школе часто испытывает страх, становится замкнутым. По статистике, 98% детей, которые посещали театральный кружок перед тем, как пойти в школу, удачно справляются с такими качествами, как:

  • робость;
  • неуверенность в себе;
  • застенчивость;
  • страх новых знакомств.

В возрасте от 3 до 6 лет театральный кружок обучает детей обращать внимание на красоту окружающего мира, положительные качества людей, которые находятся рядом с ребенком.
Занятия побуждают малышей вносить свои духовные и эмоциональные качества в отношения со сверстниками.

Чем занимаются в театральных кружках?

Как правило, занятия театральных кружков предусматривают одновременную работу над несколькими вещами, такими как:

  • Правильная постановка голоса
  • Совершенствование языка жестов и мимики
  • Развитие всех видов памяти, заключающееся в разучивании как текстовой информации, так и различных танцевальных движений
  • Выполнение участниками кружка определенной роли
  • Проведение репетиций
  • Показ отчетного спектакля

Результаты не заставят себя ждать.


Как проводятся занятия?

Каждое занятия в ДОУ проводится в игровой форме. Игра для детей — методика восприятия информации, которую они получают из окружающего мира. В театральном кружке воспитательный и обучающий процесс основывается на 3 видах образовательной и творческой деятельности, к которым относятся ритмика, пластика, актерское мастерство. При этом педагоги развивают технику и культуру речи, дают азы сценического мастерства. Посещение театрального кружка способствует развитию у детей внимательности, согласованности и выдержки.

Игровые занятия в театральной школе тесно переплетаются с психологическими методиками становления личности. Благодаря этому, даже замкнутый малыш сможет через короткий промежуток времени стать общительным, заикающийся не будет стесняться своего недуга.

В программе присутствует определенная группа игр, которые помогают развить мышечную систему, восстановить эмоциональное состояние. Проводятся психологические коррекционные тренинги, повышающие самооценку.

Дети приходят в восторг от игр, в результате которых выражаются как положительные, так и негативные эмоции. При этом игры — небольшие представления с несколькими участниками.

Работа над такими этюдами помогает малышам представить себя в той или иной ситуации. Сценарий учит, как поступить в той или иной ситуации. Поэтому, посещая театральный кружок, дети становятся не только способными, талантливыми, но и набирают пусть небольшой, но жизненный опыт, что позволит в дальнейшем не растеряться, принять правильное решение при любых жизненных обстоятельствах.

Психологи рекомендуют посещать театральный кружок именно потому, что занятия приходят в виде игры, которая доступна, понятна и хорошо воспринимается всеми детьми. Кроме этого, подражая своим любимым сказочным персонажам, формируется познание мира.

Еще одна причина, по которой психологи советуют посещать ребенку театральный кружок — коррекция психоэмоциональной сферы. Занятия помогают сбалансировать и сделать гармоничным отношение детей к окружающему миру. Трудности, жизненные проблемы, разрешение конфликтных ситуаций во время театральных постановок позволяют детям смягчить психоэмоциональное напряжение, обрести веру в силы.

Педагоги театрального кружка для детей не ставят перед собой цель сделать из каждого ребенка гениального артиста. Актерские и ораторские способности формируются исключительно для полноценного развития личности.

В основном, расписание театральных кружков совпадает с выходными днями, поэтому с посещением детского сада возникать проблем не будет, да и родителям это тоже очень удобно.

По поводу стоимости занятий можно сказать следующее. Если это частный кружок, то, конечно, цена будет дороже. А если театральная студия располагается при Дворце Творчества, то стоимость вполне доступна, потому как такие ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) бюджетные, их финансирует государство.




Как организовать работу театрального кружка.

Работа кружка ведётся планомерно, начинаем всегда с подбора сказки. Сказка для ребёнка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. д. Слушая или читая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.


На занятиях кружка важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы он мог содействовать, сочувствовать реально.

Итак, сначала мы выбираем с детьми сказку и я по ней пишу сценарий. Сложность заключается в том, что детей в кружке занимается много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. На следующем занятии читаем выразительно. Если в тексте попадаются непонятные слова, объясняем их значение, подбираем синонимы, чтобы детям легче было заучивать текст.

Чтобы донести до зрителей идею произведения актеры должны проговорить свои реплики чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика.


На занятиях знакомимся с техникой речи — дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание это ещё и здоровье.

Приведу несколько упражнений, которыми пользуюсь в работе.

2)Глубокий вдох. Выдыхая, постукиваем по носу.

3)Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Затем наоборот.

4)И. п. тоже. На выдохе произносим пословицу, поговорку или скороговорку.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать.

На занятиях я использую следующие упражнения для развития голоса.

2)То же, что и в 1 упражнении, но с добавлением гласных звуков.

Очень важна хорошая дикция. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок

1)Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки, в различном темпе.

2)Произносим согласные вместе с гласными би- бе- ба- бо- бу- бы.

Существует множество различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи, которые я даю на первых занятиях и на уроках чтения. В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Главное средство речевой выразительности — интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий:

1. Перечитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть).

2. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию страха, радости).

3. Прочитай предложение с разной интонацией вопросительной (повествовательной, восклицательной).

Всем этим мы пользуемся на занятиях нашего кружка. Работа над выразительностью ведётся в течение всех репетиций сказки. После нескольких занятий посвящённых отработке интонации и заучиванию ролей переходим к репетициям с движениями. Очень важно чтобы дети могли правильно двигаться по сцене, изображать мимикой, жестами, то, что они хотят донести до зрителей. Затем проводятся репетиции на сцене со всеми декорациями и с микрофонами. Пользоваться микрофонами, тоже нужно учить. Как правильно держать микрофон, куда и как положить, кому передать, на одной репетиции этому не научишь.

Все декорации, костюмы мы готовим своими руками. Конечно не без помощи родителей.

Театральный кружок это большая трудоёмкая работа, но она приносит огромное удовлетворение и мне, и детям. Нашими зрителями являются родители, ребята из детских садов, ученики нашего лицея, малыши из детского дома. В детский дом мы привезли не только спектакль, но и подарки малышам: игрушки, одежду, книги. Посещение детского дома оставило в душах ребят неизгладимое впечатление.



Детям нравится перевоплощаться в разных сказочных героев: то становиться лисёнком, то рыбкой, а то превращаться в могущественного волшебника. Им нравится выступать на сцене, петь, танцевать, используя силу слова, мимику и жесты, раскрывать характер своего героя.

Конечно, постановка спектакля требует огромного труда, сил и времени, но это того стоит.

Глядя на детей, посещающих кружок, я вижу, как они меняются. Сцена помогает им раскрыть свои таланты, возможности, приобрести уверенность в себе и найти новых друзей. Они становятся более открытыми и доброжелательными, учатся ясно выражать свои мысли и чувства. Кроме занятий в кружке ребята хорошо учатся, посещают спортивные секции и другие кружки. Всё это разносторонне развивает ребят. А главное они становятся активными, самостоятельными и уверенными в себе личностями.

Все дети талантливы, нужно только найти и раскрыть у них этот талант.

Программы для занятий

Программа обучения в театральном кружке разрабатывается педагогами, при этом учитываются все педагогические и психологические особенности детей дошкольного возраста.

Ребенок учится думать, чувствовать, сможет реализовать себя в любой творческой сфере. Занятия помогают развить в ребенке:

  • интерес к театральному искусству;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • память;
  • наблюдательность;
  • находчивость;
  • фантазию;
  • воображение и образное мышление.

Таким образом, театральные кружки для детей и программа, по которой происходит обучение — это не только возможность развить личность ребенка и положительные черты характера. Это способ выявить действительно настоящих талантливых детей, которые в будущем, возможно, станут настоящими, профессиональными актерами.

Продолжительность и время занятий

Как правило, занятия в детском театральном кружке проводятся 2 раза в неделю по 1,5-2 часа. Этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок не почувствовал скуку и усталость, а, наоборот, вдохновился, получил новые знания и навыки, зарядился положительными эмоциями и энтузиазмом.

Занятия могут проводиться в будние и выходные дни. Преподаватели предварительно согласовывают график занятий с родителями, так как не всегда у последних из-за работы или других важных дел имеется возможность привести ребенка к назначенному времени. Поэтому в большинстве театральных студий существуют утренние, дневные и вечерние занятия для детей разного возраста.

Полезные навыки и привычки

Посещение детского театрального кружка станет для ребенка яркой и увлекательной игрой. В процессе этой своеобразной игры он получит множество полезных качеств, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.

Посещение детского театрального кружка станет для ребенка яркой и увлекательной игрой.

Занятия в театральной секции помогут ребенку:

  • Развить свое творческое воображение и фантазию.
  • Научиться выражать собственные чувства и эмоции.
  • Снять психологические и телесные зажимы.
  • Не бояться публичных выступлений.
  • Правильно ставить цели в жизни и достигать их.
  • Научиться располагать к себе окружающих людей.
  • Развить память и внимание.
  • Научиться работать в команде.
  • Расширить собственный кругозор.
  • Научиться грамотно излагать собственные мысли.
  • Приобрести знания и навыки создания и воплощения в жизнь различных образов.

Благодаря регулярному посещению театрального кружка ребенок станет более общительным, самостоятельным, уверенным в себе, открытым и ответственным. Те полезные качества, которые он приобрел на занятиях, понадобятся ему во многих сферах жизни: в построении правильных взаимоотношениях с людьми, поиске работы, личной жизни и во многом другом.

Занятия в детской театральной студии могут помочь ребенку избавиться от таких проблем как дефекты речи, слабая моторика и плохая координация движений. Кроме того, они позволяют скорректировать такие нежелательные черты, как боязнь сцены, трудности общения со сверстниками, стеснительность, закомплексованность и неуверенность в себе. Как правило, положительные результаты в характере и поведении ребенка заметны уже через месяц занятий.

Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способного адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Во ФГОС НОО придается важное значение развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся и интереса к занятиям художественным творчеством в контексте к ультуротворческого и эстетического воспитания школьников. О собо отмечена необходимость создания условий для развития творческих интересов детей во внеклассной деятельности в части включения их в художествен ную, творческую и другую деятельность . М ладший школьный возраст имеет особое значение в процессе развития творческих способностей. Именно в данный возрастной период закладываются основы культуры, так как дети обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой деятельности. В контексте ФГОС актуализируется проблема формирования творческих способностей школьников на этапе начального общего образования.

В этой связи о дной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений является значительное расширение системы внеурочной деятельности, реализующей требования ФГОС НОО.

По мнению Е.Л. Яковлевой, понимающей образование как воспроизведение духовного потенциала человека, художественно-театральная деятельность как вид внеурочной деятельности школьников выступает пространством формирования творческой социально активной личности.

По мнению Л.С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения, близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества [8, с. 35] .

И.А. Генераловой, А.П. Ершовой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой, А.В. Щеткиным раскрыты методика организации театральной деятельности детей, систематизированы методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воспитания.

Как показал анализ литературы, проблема развития творческих способностей учащихся средствами театральной деятельности изучена в достаточной степени. Однако на сегодняшний день недостаточно разработаны педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в театральной кружковой деятельности в условиях внеклассной деятельности.

Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в развитии творческих способностей и отсутствием обоснованных педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы.

С учётом выявленного противоречия была определена проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка.

Эта проблема и определила цель исследования – определить педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрального кружка.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования – театральный кружок как средство развития творческих способностей младших школьников.

Задачи исследования:

2) рассмотреть организацию театрального кружка как направление внеурочной педагогической деятельности;

3) выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в театральной кружковой внеклассной деятельности ;

4) разработать программу экспериментальной работы и проверить её эффективность на практике.

Гипотеза исследования: театральный кружок будет эффективным средством развития творческих способностей младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:

1) реализация в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой;

2) деятельность театрального кружка будет направлена на развитие творческого мышления младших школьников, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

? теоретические: изучение и анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация;

? эмпирические: тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

? количественные: регистрация, ранжирование.

Теоретическая значимость исследования состоит: в раскрытии сущности театрального кружка как средства развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста; в определении педагогических условий успешного использования театрального кружка в развитии творческих способностей у детей данного возраста; в определении критериев и показателей уровня развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста.

С пособности личности являются центральным моментом в ее индивидуальных особеннос­тях, именно способ­ности определяют ее становление и обусловливают степень ее индивидуальности. Среди разных видов способностей отдельно выделяются творческие способности.

В психолого-педагогическом аспекте творчество рассматривается как процесс созидательной деятельности, высшая форма активности человека, оцениваемая по ее социальной значимости и оригинальности (новизне). Так, Е.Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [62, с.43]. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [5, с. 136]. Иными словами, творчество следует рассматривать как процесс создания чего-либо качественно нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Для ребенка творчество следует характеризовать как процесс по созданию субъективно нового в его опыте освоения окружающего мира, предполагающий получение новых образов или действий. Успешность в творческих видах деятельности, т.е. в таких, в которых создаются новые материальные и духовные ценности, обеспечивается творческими способностями.

М ладший школьный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей, что обусловливает необходимость организации педагогических условий по включению младших школьников в творческую деятельность, способствующую их творческому развитию.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей в полной мере реализовать требования ФГОС. Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Кружок выступает формой внеурочной деятельности учащихся как обязательного компонента педагогической деятельности школы. По мнению Т.Н. Калечиц, кружок – это свободное объединение детей в группу на основе общности интересов для определенного вида деятельности под руководством педагога.

Театральный кружок как направление внеурочной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО представляет форму осуществления общекультурного направления развития личности, связанную с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы.

Как форма организации внеурочной деятельности учащихся, театральный кружок характеризуется особенностями, присущими внеурочной воспитательной работе.

Во-первых, добровольность выбора, означающая, прежде всего, свободный выбор учащимися видов внеклассных занятий. Во-вторых, гибкость содержания кружковой работы ввиду отсутствия жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы. В-третьих, разновозрастность состава участников в рамках одного кружка, что способствует сплочению общешкольного коллектива.

Охарактеризуем подробнее некоторые особенности организации театрального кружка как направления внеурочной педагогической деятельности.

По мнению О.В. Акуловой, система работы по развитию театрализованной деятельности де­лится на три этапа: 1) художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; 2) освоение специальных умений для становления основных позиций актера, режиссера, и дополнительных ролей, например, оформителя, костюмера; 3) самостоятельная творческая деятельность.

Развитие творческих способностей младших школьников в театральном кружке опирается на условия организации театральной деятельности. Работа театрального кружка позволяет создать единое пространство познания и индивидуального развития учащихся.

Таким образом, возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке обусловливают развитие творческого мышления детей, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность, что выступает одним из педагогических условий развития творческих способностей младших школьников посредством театрального кружка. Другим педагогическим условием является реализация в деятельности театрального кружка системы занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой.

Таким образом, возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке предполагают реализацию следующих педагогических условий: развитие беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления младших школьников, реализацию в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой. Развитие творческих способностей младших школьников происходит в процессе внеурочной деятельности в рамках специально разработанных занятий, реализующих направления работы театрального кружка. Методика организации и проведения занятий театрального кружка опирается на ряд общедидактических и частнометодических принципов по активизации творческой деятельности младших школьников и осуществляется с использованием методов развития творческого мышления и специфических форм театральной педагогики.

В соответствии с поставленной целью, проект формирующего эксперимента, направленный на развитие творческих способностей младших школьников средствами театрального кружка , включал педагогические условия, отмеченные в гипотезе. Были поставлены следующие педагогические условия: реализация в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой; деятельность театрального кружка будет направлена на развитие показателей творческого мышления младших школьников, а именно беглости, гибкости и оригинальности.

Задачи проекта программы:

- способствовать развитию и реализации творческих способностей каждого обучающегося в деятельности театрального кружка;

- познакомить детей с особенностями и видами театрального искусства;

- способствовать овладению учащимися выразительными средствами для создания и воплощения образа персонажа;

- совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать речевую и сценическую культуру.

Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.

Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; развивать способность верить в воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.

Раздел обеспечивает условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Раздел базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.

Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним.

Читайте также: