Театр на руке в доу

Обновлено: 08.07.2024

Цель игры: развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
- учить детей самостоятельно сочетать движения рук с текстом;
- обогащать у детей словарный запас при рассказывании сказки в роли ведущего;
- развивать у детей внимание, память, воображение, мелкую моторику пальцев рук;
- побуждать интерес детей к театрализованной игре, участвовать в ней совместно с педагогом и со сверстниками.
Игровая задача для ребенка: мотивация активности ребенка в игре
(рассказать или придумать сказку необычным способом – руками совместно педагогом и со сверстниками).
Количество игроков: 5-7 человек.
Место игры: в групповом помещении или на улице.
Ведущий: взрослый или ребенок.

Игровые действия.
Взрослый предлагает вместе с детьми рассказать сказку руками (с помощью перчаток), а в дальнейшем самостоятельно придумать истории и рассказать их своим сверстникам, используя перчаточный театр.
Игровые атрибуты: ширма, ткань с прорезями, персонажи из перчаток.

Правила игры:
I этап:
Педагог: Ребята, давайте вспомним, какие виды театров мы применяем с вами во время представления в детском саду?
Дети: теневой, кукольный, пальчиковый, настольный.
Педагог: Правильно, ребята.
Педагог: сегодня я познакомлю перчаточным.
Педагог: Это необычный театр. Перед вами лежат перчатки, но они непростые, а сказочные. У каждой перчатки свой персонаж. Предлагаю вам выбрать любой персонаж, надеть перчатки, и встать за ширму, чтобы вас не было видно. Ребята, сказку будем рассказывать только руками. Я буду ведущей, рассказывать сказку, а вы будете выполнять движения, просовывая руку в прорези ткани. Будьте внимательными.

II этап:
Педагог: Ребята, мы с вами рассказывали сказку руками. Кто помнит, как она называется?

Дети: Как рыбка нашла себе друзей.
Педагог: А какие герои встречались в этой сказке?
Дети: черепаха, краб, осьминог, медуза.
Педагог предлагает вспомнить движения руками каждого героя.
Педагог: А я вам предлагаю самим придумать небольшую сказку и историю и разыграть ее по ролям.
Педагог помогает детям наводящими вопросами выбрать название сказки, героев, придумать им движения и т.д. Например:
- о ком или, о чем вы хотите придумать сказку?
- какие главные герои могут быть в этой сказке?
- какой характер у героя?
- как можно показать руками, что он веселый, медлительный, сердитый…

Содержание игры:
Педагог: Ребята, а вы были в театре?
Дети: Да
Педагог: А с кем вы ходили в театр?
Дети: С родителями, бабушкой, друзьями…
Педагог: Ребята, а какие виды театров в нашем городе вы знаете?
Дети: Кукольный, театр юного зрителя, музыкальный
Педагог: Правильно, а еще у нас есть в городе казачий театр, молодежный, театр одного актера.
Педагог: А что находится в театре?
Дети: Сцена, зрительный зал, гардероб, буфет, касса…
Педагог дополняет ответы детей (фойе, звонок, занавес, кулисы, декорации)
Педагог: А кто работает в театре?
Дети: Актеры, кассир, режиссер.
Педагог дополняет ответы детей (гример, костюмер, портной, художественный руководитель, администратор)

Педагог: Давайте вспомним, какие виды театров мы применяем с вами во время представления в детском саду?
Дети: теневой, кукольный, пальчиковый, настольный
Педагог: Правильно, ребята
Педагог: Ребята, а хотите поиграть в перчаточный театр?
Дети: Да
Педагог: Это необычный театр. Перед вами лежат перчатки, но они непростые, а сказочные. У каждой перчатки свой персонаж. Предлагаю вам выбрать любой персонаж, надеть перчатки, и встать за ширму, чтобы вас не было видно. Ребята, сказку будем рассказывать только руками. Я буду ведущей, рассказывать сказку, а вы будете выполнять движения, просовывая руку в прорези ткани. Будьте внимательными.
Педагог по ходу рассказывания сказки объясняет детям как выполнять движения каждому персонажу. В дальнейшем, дети смогут самостоятельно придумывать движения в соответствии с текстом.



Результат.
В процессе проведения данной дидактической игры дети научились не только самостоятельно выполнять движения руками в соответствии с текстом, но и самостоятельно придумывать и разыгрывать небольшие сказки, истории, сценки со сверстниками. В процессе игровой деятельности у дошкольников сформировалось уважительное отношение друг к другу. Они научились преодолению трудностей общения, неуверенности в себе.

театр пальчиковый

Что такое пальчиковый театр

Кроме того, в постановках-импровизациях развиваются фантазия и воображение, ребенок справляется с волнением, забывает о своих страхах, меньше стесняется. По мнению воспитателей и психологов, дети, активно участвующие в играх с пальчиковым театром, открываются для новых знаний, у них повышается самооценка, они становятся более раскованными и уверенными в собственных силах и возможностях.

Не стоит сбрасывать со счетов и воспитательный момент. Давно замечено, что мораль, высказанная не прямо, а иносказательно, воспринимается детьми без негатива, обид и отторжения (что является стандартной реакцией на поучения родителей). Поэтому при помощи персонажей кукольного театра можно, и даже нужно, решать разные проблемные ситуации: тревоги и страхи, конфликты с другими ребятами, трудности в общении со сверстниками, непослушание и пр. С помощью игры и мягкого педагогического воздействия можно донести крошкам важность гигиенических процедур, научить здороваться, прощаться, благодарить и прочим формам вежливого общения.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты применения кукольного театра для пальчиков будут отталкиваться от возрастных особенностей детишек, так:

  • карапузы, которым еще только 1-2 годика, воспримут лишь простейшие сценарии, разыгрываемые одной рукой;
  • с трех лет можно немного усложнять постановку и привлекать к участию уже вторую руку;
  • для детей дошкольного возраста будут интересны целые сказки, в которых действия и персонажи последовательно сменяют друг друга.

Для деток немного постарше уже можно разыгрывать самые простые сказки, среди популярных, для которых не составит труда найти кукол для пальчикового театра:

картинки пальчиковый театр Репка

Хорошо бы перед этим познакомиться с этими книжками, обсудить с ребенком персонажей и их характеры, объяснить какие-то особенности сюжета.

Как придумать сюжет

Чем младше возраст вашего чада, тем короче постановки и проще сюжет. Не мудрствуя лукаво, берите какие-то стандартные бытовые ситуации, рассматривайте природные явления, элементарные правила хорошего тона. На данном этапе вовсе не обязательно, чтобы театр нес сверхобучающую функцию, достаточно, чтобы ребенку было весело, и он в ненавязчивой форме усваивал самые простые истины. Несколько идей:

Виды пальчикового театра

Часто можно встретить тканевые варианты кукольного театра или свалянные из шерсти фигурки. В домашних условиях можно вместе с детворой слепить персонажей из пластилина, теста, любой другой эластичной массы – совместное с родителями творчество очень сближает. Как вариант – можно и вовсе снять с детских зубных щеток крышечки, которые часто изготовлены в форме голов животных, и сделать их героями своего импровизированного театра. Фантазию никто не отменял!

Заключение

Уникальность такой игрушки бесспорна. Это не только развитие мелкой моторики, но и совокупность разноплановых видов творчества, когда ребенок может проявить себя, наглядно увидеть результат своего труда, с гордостью продемонстрировать свои умения взрослым. Это крайне полезный вид обучения посредством интересной игры.

Шимохина Елена Петровна
МБДОУ №259, г.Красноярск
воспитатель
"Пальчиковый театр: методические рекомендации по использованию театра в деятельности с детьми"

Название, вид театра: пальчиковый театр на руке

Автор-изготовитель: Шимохина Елена Петровна, воспитатель МБДОУ № 259

Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать правильную, эмоционально насыщенную речь.

Описание технологии изготовления театра: забавные актеры на пальчиках связаны крючком из толстой пряжи.

Возрастная категория детей, для которых предназначен театр: от 3 до 7 лет

Пальчиковый театр - это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в домашнем спектакле, ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр незаменим для работы с детьми с особенностями развития: игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций. Пальчиковый театр - отличный помощник в общении с ребенком!

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:

По сути, театр - это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.

Пальчиковые куклы могут быть вашим помощником в воспитании ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения родителей).

С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации, трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.д.). Развивайте у ребенка активную речь с яркой интонационной выразительностью.

От сюжетной игры постепенно переходить надо к режиссёрской. Фантазируйте вместе с детьми, придумывайте новые истории, поощряйте ребёнка за любое добавление к сюжету.

Основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

Основные направления развития театрализованной игры с детьми среднего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

- от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;

Основные направления развития театрализованной игры с детьми старшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

2 Тип занятия: творческое Основополагающий вопрос: Основополагающий вопрос: Чему мы можем научиться играя со словом руками. Учебные предметы: Учебные предметы: Коммуникация, познание, творческая деятельность, формирование целостной картитны мира.

4 ТЕМА: Театр детских рук Цель : Научить координировать движение со словом, используя моторику рук и языка. Научить координировать движение со словом, используя моторику рук и языка. Формировать все стороны речи: преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, помочь сделать речь интонационно богатой и выразительной. Формировать все стороны речи: преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, помочь сделать речь интонационно богатой и выразительной. Продолжать совершенствовать музыкальный ритм, слуховое и зрительное восприятие, речевую и двигательную память, произвольное внимание, моторику. Продолжать совершенствовать музыкальный ритм, слуховое и зрительное восприятие, речевую и двигательную память, произвольное внимание, моторику. Развивать фантазию, воображение, образное мышление. Развивать фантазию, воображение, образное мышление. Прививать интерес к художественному слову. Прививать интерес к художественному слову. Повышать эмоциональный тонус у детей. Повышать эмоциональный тонус у детей. Развивать социальные навыки Развивать социальные навыки

6 РебенокПедагог Наша группа не простая, наша группа речевая, и театр у нас такой очень даже не простой! Наша группа не простая, наша группа речевая, и театр у нас такой очень даже не простой! В нашем театре нет декораций, нет костюмов и грима. В нашем театре нет декораций, нет костюмов и грима. Мы расскажем и покажем сказку, потешки, стихи руками. Мы расскажем и покажем сказку, потешки, стихи руками. Поиграем в интересные, необычные игры. Поиграем в интересные, необычные игры. Приглашаю вас в страну игральную, край театральный Приглашаю вас в страну игральную, край театральный

7 Из-за ширмы показываются ручки с нарисованными личиками на них. Из-за ширмы показываются ручки с нарисованными личиками на них. Педагог Занавес мы открываем Занавес мы открываем Представление начинаем. Представление начинаем.

14 Педагог Представление окончено, Представление окончено, Руки наши отдыхать пойдут, Руки наши отдыхать пойдут, Отдохнут они немного Отдохнут они немного И опять играть начнут. И опять играть начнут.

16 Наши пальчики – друзья, Наши пальчики – друзья, Веселы, дружны всегда, Веселы, дружны всегда, Любят пальчики играть, Любят пальчики играть, Упражняться, танцевать. Упражняться, танцевать. Потешки знаем мы друзья Потешки знаем мы друзья И мы их очень любим И мы их очень любим Лениться нам никак нельзя Лениться нам никак нельзя Показывать их будем. Показывать их будем.

Читайте также: