Театр масок в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Что может быть чудеснее театра!
Он был вчера, сегодня, будет завтра,
С детьми как только маски надеваем,–
Мы сразу в чудо-сказку попадаем.

Телевидение, компьютер прочно вошли в жизнь взрослых и детей 21 века. Быстрый ритм современной жизни все больше приводит к потере интереса к чтению, литературе, искусству, игре, живому общению. Все это является частью причин ухудшающихся показателей здоровья детей, поступающих в ДОУ и заставляет педагогов подбирать различные программы, технологии, способные противостоять могуществу Техники. Работая с детьми с патологией зрения это актуально вдвойне, ведь нарушение зрения является причиной возникновения ряда трудностей и нарушений в развитии детей. Артпедагогика в сочетании с арттехнологиями это способ оказать неповторимое воздействие на ребенка с нарушением зрения. В частности театротерапия занимает среди них достойное место.

Опыт педагогической работы указывает на то, что все дети дошкольного возраста любят театр, он способен надолго врезаться в человеческую память, войти в жизнь и сделать ее интереснее, духовно богаче, здоровей. Что же мы педагоги, воспитывающие детей с патологией зрения, можем рассказать о театре?

  • искусство, пришедшее к нам через толщу тысячелетий, и каждый раз оно притягивает к себе;
  • всегда праздник, привносящий радость в повседневность;
  • тайна, при которой происходят превращения в самых разных персонажей. Глядя на картонные домики, деревья, искусственные цветы и декорации дети хотят и умеют верить в то, что это правда;
  • со-творчество, со-дружество, со-участие. Зритель, не только смотрит, развлекается в театре, но и слушает, чувствует, мыслит.
  • польза, которая дарит радость человеческого общения. Каждая такая встреча рождает у них массу вопросов.
  • взрыв эмоций, проявление детской доброты, жажды справедливости.
  • театр картинок;
  • фланелеграф;
  • настольный театр;
  • театр рукавичек;
  • театр игрушек;
  • театр Би-ба-бо;
  • кукольный театр;
  • пальчиковый театр;
  • перчаточный театр;
  • театр масок.
  • получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка;
  • узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие,
  • выявить проблемы, подлежащие коррекции.
  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
  • воспитывать коммуникативные качества, побуждать детей к активному общению;
  • Способствовать социализации ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям;
  • Обеспечение благоприятного течения адаптации в детском саду;
  • совершенствовать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции;
  • развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику;
  • развивать навыки речи; интонационную выразительность;
  • учить использовать неречевые средства общения;
  • формировать эмоционально– мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям;
  • дать детям знания об искусстве и культуре;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
  • учить сочетать речь и движения, пополнять словарь лексикой;
  • Куклотерапию
  • Имаготерапию
  • Маскотерапию

Все три вида театротерапии дают положительную динамику в качественном развитии воображения, произвольного внимания, коррекции психо-эмоционального состояния детей с нарушением зрения, а также способствуют развитию многих компонентов личности. Мне хочется поделиться опытом работы с маской. Маскотерапия – это наиболее мягкий метод контакта с особыми проблемами детей с нарушением зрения.

  • каждый ребенок с нарушением зрения независимо от своего возраста может участвовать в игре, которая не требует от него каких-либо способностей к изодеятельности, умению музицировать, двигаться;
  • маска яркая, очень мобильная, эстетичная, легкая и доступная в обращении, не требует отдельного помещения для хранения;
  • маска позволяет преодолеть комплексы, скрыть смущение, неуверенность, неумение работать с мимикой;
  • маска является мощным средством сближения детей и взрослых. В театре живут три творца – автор, актеры и зрители. Все пришедшие на спектакль такие разные по интересам, темпераменту, настроениям превращаются в одно целое – называемое зрительный зал.
  • маска – это способ свободного самовыражения, поддерживает желание экспериментировать, раскрывать возможность ребенка, проявлять личную инициативу творчества;
  • маска вызывает положительные эмоции, хорошее настроение у детей с нарушением зрения, которое полезно для глаз больше чем обычным детям;
  • маски могут всё или почти всё. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников с нарушением зрения, корректируют их поведение.

Игры с маской пользуются неизменной любовью у детей. Однако в начале учебного года, во время адаптационного периода, нередко бывает так, что при знакомстве с театральными масками некоторые из детей не проявляют желания, отказываются от участия в играх, упражнениях, не могут преодолеть барьер, который им мешает. Мы стараемся поддерживать любой интерес к маскам, замечаем все находки, новые эмоции, интонации. Рассказываем о творческой удаче детям группы, родителям, педагогам детского сада. Пусть ребенок гордится, любит свое новое творчество. Очень важно, чтобы у ребенка закреплялась ситуация успеха. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. И тогда дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы масок, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

По своей организации маскотерапия может проводиться в разных формах: индивидуальной (использование пересказа; переход рассказа в заранее запланированный диалог, импровизационный диалог по заданной ситуации;
групповой (драматизация, инсценирование, при которой ребенок выступает в образе персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа).

В играх с масками дети свободно могут меняться ролями, и тогда каждый может прочувствовать не только своего персонажа, но и других, с другими качествами, характерами и поведением. Проявляя изобретательность и фантазию, ребенок может добавлять детали, придумывать новый образ, формирование зрительных образов, как мы знаем, у детей с нарушением зрения протекает своеобразно. Индивидуальная работа с каждым ребенком дает очевидные результаты.

Часто дети выступают в роли изготовителей масок, что для детей с патологией зрения очень полезно, так как это также развивает зрительное восприятие, мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление. Ребенок может сам определять степень своего сотрудничества со взрослым, он может помогать, а может просто наблюдать за деятельностью педагога или родителя. Экспериментирование с различными материалами обогащает знание ребенка об их свойствах, возможностях применения. Появляются новые способы действия с материалом, закрепляются цвет, форма, размер, фактура. Маски нашего театра яркие, выразительные, насыщенных цветов это стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем способствует закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

  • Игры-превращения, образные упражнения;
  • Ритмические минутки, зрительные гимнастики
  • Упражнения на развитие выразительной пантомимы;
  • Театральные этюды, игры-импровизации;
  • Коррекционно-развивающие игры;
  • Инсценирование мини-диалогов, потешек, стихов, рассказов, сказок;
  • Упражнения для развития зрительно-моторной координации;
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.

Хочется отметить, как бережно дети относятся к маскам, следят за их сохранностью, ведь большинство из коллекции придуманы, продуманы и выполнены с душой руками детей в детском саду и дома. Маски уникальны и неповторимы, созданы специально, по мере необходимости, потребности педагогов и ребенка! Они стали мощным стимулятором активности и социализации детей с нарушением зрения. Детям кажется, что они учатся быть артистами, учатся разыгрывать небольшие сценки, а наша задача заключалась в том, чтобы помочь через игру скорректировать имеющиеся проблемы общения, повлиять на развитие речевых, коммуникативных навыков, обогатить социальный опыт ощущений, чувств и эмоций, познакомить с богатейшим материалом словесного творчества народа.

Таким образом, создание масок помимо диагностического и воспитательного может иметь положительное коррекционное значение. Маска – это маленький универсальный витамин радости, который помогает детям комфортно общаться в детском саду со сверстниками и взрослыми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРА МАСОК

Диалогическая речь образуется речевой деятельностью человека, которая по своей природе является когнитивно-коммуника- тивной, и результатом этой деятельности – диалогическим текстом.

Развитие диалогической речи играет ве- дущую роль в процессе речевого развития ребенка 4-5 лет и должно занимать централь- ное место в общей системе работы воспита- теля по развитию речи в детском саду. Диа- логическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике рассматривался вопрос о необходимости обучения детей диалогиче- ской речи, если они овладевают ею спонтан- но в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования дока- зывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуника- тивно-речевые умения, которые не формиру- ются без влияния взрослого. Важно учить ре- бенка вести диалог, развивать умение слу- шать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать ее, отве- чать на вопросы и спрашивать самому, объ- яснять, пользоваться разнообразными языко- выми средствами, вести себя с учетом ситуа- ции общения.

Психолингвистические основы развития диалогической речи составляет теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие).

В практической деятельности педагогов ДОУ необходим целостный подход к форми- рованию диалогической речи, поскольку полноценный диалог невозможен без уста- новки диалогических отношений, формиро- вания инициативной и активно ответной по- зиции, партнерских отношений. Овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, воспи- тания культуры речи (чистого звукопроизно- шения, четкой дикции, интонационной выра-

зительности, лексической грамматической правильности).

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овла- дения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоя- тельному использованию ребенком отдель- ных слов и синтаксических конструкций. При этом необходимо учитывать множество усло- вий: языковой среды, социального окруже- ния, семейного благополучия, индивидуаль- ных особенностей, познавательной активно- сти ребенка

Речевая компетенция предполагает, в частности, способность вести диалог с со- блюдением правил речевого этикета. У детей дошкольного возраста необходимо развивать умение строить диалог (спрашивать, отве- чать, объяснять, отрицать, давать реплику). С этой целью используют беседы на разнооб- разные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с отношениями с друзь- ями и взрослыми, интересам и впечатления- ми. Важно развивать умение слушать собе- седника, задавать вопросы и отвечать на во- просы собеседника. Выполнение этих задач требует создания соответствующей образова- тельной среды.

Первоначально воспитатель должен знать лингвистические особенности диалога как формы общения, методические основы разви- тия диалогической речи дошкольников, фор- мы общения, которая преобладает в повсе- дневной жизни, профессиональной деятель- ности человека.

Необходимо понимать, что овладение диа- логом – больше чем просто овладение компо- зиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалогической позиции, уме- ние слушать и понимать собеседника, при- влекать его внимание к себе и своей деятель- ности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.

Образцы ведения диалога дети получают в общении со взрослыми. А общение с ровес- никами – это область развития истинной ре- чевой самодеятельности, важный показатель сформированности коммуникативных спо- собностей.

Следует понимать, что формирование коммуникативных способностей предполага- ет овладение языком (лексикой, грамматиче- ским строем, синтаксическими единицами, культурой речи); приобретение умений при- менять язык с целью общения в разных ком- муникативных ситуациях, что предполагает построение развернутого текста и установка интерактивного взаимодействия. Интерак- тивное взаимодействие – это умение начать разговор, привлечь внимание собеседника, поддерживать разговор, в случае необходи- мости изменить тему разговор разговора, вы- явить понимание, спросить, ответить, посове- товать, пожелать, пригодиться или не приго- диться, завершить разговор.

Воспитателю следует осознавать специфи- ческие черты диалогической речи. С лингви- стической точки зрения, диалог – это связный текст, который состоит из автономных пар реплик – диалогических единств. Поэтому важно с методической точки зрения заметить, что единство соседних реплик в диалоге – мгновенное, обусловлено конкретной ситуа- цией, а не постоянное. Эта черта обязывает к тому, чтобы лингвистической основой обуче- ние диалогической речи были не отдельные фразы, а диалогические единства.

В своей работе О.А. Бизикова выделяет следующие задачи по обучению дошкольни- ков диалогу [2, с. 8]:

реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения;

– обучать детей вступать в речевое обще- ние различными способами: сообщать о сво- их впечатлениях, переживаниях и т.п.; зада- вать вопросы; побуждать партнера по обще- нию к совместной деятельности, действия и т.п.;

– формировать у детей умение целесооб- разно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;

– развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Для развития диалога детей со сверстни- ками необходимо обогатить содержание ре- чевого воспитания и совершенствовать фор- мы и методы речевой работы. Для этого вос- питателю необходимо: стимулировать детей к высказываниям из личного опыта; организо- вывать словесное коллективное творчество (сотворчество); обучать воспитанников уме- нию слушать и слышать партнера; поддержи- вать речевое и игровое взаимодействие, отве- чать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художествен- ный труд); театрализованные игры (игры- драматизации, инсценировки); дидактические игры.

А.Г. Арушанова предлагает внедрять раз- работанные ею сценарии в практику развития диалогического общения в ДОУ. В качестве основной формы обучения использовать иг- ры-занятия [1]. К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация про- странства общения; формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуника- тивная мотивация занятий.

К диалогизированию собеседников может побудить театр масок, организация которого позволит сформировать разнообразные моти- вы и коммуникативные задачи.

Театр масок представляет собой зрелищ- ный вид искусства, состоящий из синтеза различных видов искусства – литературы, му- зыки, хореографии, вокала, изобразительного

искусства и других, и обладающий собствен- ной спецификой отражения действительности посредством игры актёров с специальными накладками с вырезом для глаз (лицами, мор- дами животных), надеваемыми на лица актё- ров.

В театре масок могут разыгрываться раз- личные действия по мотивам народных и ав- торских художественных произведений, ав- торских сочинений. Инсценировка в театре масок требует специальной подготовки, ком- позиционной, речевой, вокальной и др.

В процессе подготовки к спектаклям со- здаются все условия для развития речевого взаимодействия детей. Поэтому театр масок можно обозначить как средство развития диалогической речи дошкольников;

Посредством театра масок:

- во-первых, дети получают образцы пра- вильной, красивой, эмоционально окрашен- ной связной речи, насыщенной меткими об- разными выражениями, фразеологизмами, употребляют разные типы связных высказы- ваний для решения конкретных игровых коммуникативных ситуаций (рассуждение, объяснение, воспроизведение сказочных диа- логов);

- во-вторых, дети учатся взаимодейство- вать друг с другом, так как театрализованное действие в детском саду чаще всего диалог.

При подготовке к спектаклю или изготов- ления масок дети должны будут:

– сообщить что-то собеседнику;

– привлечь внимание к определенному объекту или действию;

– поделиться своими впечатлениями;

– констатировать факты, касающиеся со- беседников;

– согласовать различные подходы к реше- нию конкретного дела;

– обменяться с собеседником мыслями, переживаниями;

– выразить свои эмоции.

вопросам, в диалоге использовать клише, устойчивые разговорные формулы.

Воспитатель должен знакомить детей с та- кими группами:

– речевого контакта (знакомство, пред- ставление);

– формул речевого этикета;

– выражения стандартизированных эмоций (удивление, сострадание, неодобрение и т.д.);

– коммуникативного сопровождения (на- чало, продолжение, завершение беседы).

Педагог обращает внимание на то, что клише наряду с междометиями и модальными словами придают речи выразительность, эмоциональности. Поэтому следует как мож- но чаще включать в содержание упражнений клише разных видов.

Педагог ДОУ должен способствовать формированию умений у дошкольников свя- зывать диалог с использованием интонации и языковых средств связи:

– повторением слов и отдельных реплик;

– использованием местоимений, синони- мичных слов;

– употреблением глагольных форм 2-го лица;

– обращением к собеседнику.

Работая над диалогической речью, следует принимать во внимание результаты исследо- ваний психологов и психолингвистов. Л.С. Выготский отмечал, что речевая дея- тельность имеет три стороны: мотивацион- ную, целевую, исполнительскую и рождается из потребности [3]. Поэтому акт речевой дея- тельности является единством трех сторон. Он начинается с мотивов и плана, а заверша- ется результатом, достижением намеченной цели. Эту же мысль развивал А.А. Леонтьев:

Театр масок (подготовка к спектаклю, из- готовление масок) можно рассматривать как способ организации упражнений, направлен- ных на закрепление полученных знаний о ре- чевых действиях, способ создания речевых ситуаций – совокупности условий, необходи- мых для того, чтобы осуществить речевое действие по определенному плану.

Педагог ДОУ должен помнить о том, что психологически диалог отличается еще и тем, что реплика каждого собеседника зависит от поведения другого. Ситуативность диалоги- ческой речи предопределяет необходимость быстрой реакции, чему следует учить и упражнять дошкольников. Не стоит спорить, что важнее: побуждение к независимому мо- нологическому высказыванию или быстрому ответу на реплику, сначала поняв ее, а затем спланировав ответ.

В процессе подготовки спектаклей в театре масок с целью обучения диалогической речи дошкольников можно выделить несколько этапов:

1. Словесное описание обстоятельств ре- альной действительности воспитателем.

Педагог представляет описание ситуации:

2. Речевое задание.

Необходимо правильно обратиться.

– Как это надо сделать? (Ваня, Таня, Мак- сим, Алим и т. д.).

– Какие вежливые слова необходимо упо- требить в этой ситуации? (пожалуйста, будь добр и др.).

3. Просьба назначенных детей проиграть ситуацию.

– Наташа – ты ребенок, у которого сломал- ся карандаш. Обращаться ты будешь к Сере- же.

5. Анализ результатов речевой деятельно- сти.

– Достигнута ли цель в общении?

–Дружелюбный тон разговора?

–Удачно выбрана сила голоса?

–Правильно ли употреблены слова вежли- вости?

Обучение диалогической речи осуществ- ляется такими способами:

- с использованием диалога-образца;

- на основе постепенного создания диало-

- через создание ситуации общения.

Работа с диалогом-образцом ориентирова- на на овладение дошкольниками образцовы- ми высказываниями, на тренировку комму- никативного взаимодействия тех, кто обща- ется, на сознательное оперирование языко- вым материалом в диалогической речи, на осуществление различных изменений в тек- сте диалога, на формирование умений и навыков создавать диалог по образцу.

Для такой работы необходимо подбирать сценки для разыгрывания в театре масок, в тексте которых содержится диалог.

Работа с диалогом-образцом может осу- ществляться такими упражнениями:

- слушание диалога с предыдущими уста- новками (задачами);

- чтение и анализ содержания и особенно- стей формы диалога;

- воспроизведение прочитанного диалога в лицах;

- восстановление деформированного диа- лога;

- дополнение пропущенных реплик диало-

- создание диалога по аналогии с образ- цом, но в другой ситуации (с изменением со- беседника, с изменением цели общения).

Слушание диалога с предыдущими уста- новками:

Например, прослушайте такой текст.

Между кем происходит разговор?

«Аист ласточку спрашивает: – Кто выше всех птиц летает?

Кто у кого спрашивает? О чем спрашивает аист? Что отвечает ласточка?

Воспроизведение прочитанного диалога в лицах:

Например, задание прослушать текст про одуванчик.

«Семечко одуванчики попало на козырек входа в наш подъезд. И очень тем расстрои- лось: крыльцо – шершавое, земли нет, один потрескавшийся толь! Ой, не выбраться ему из щели.

Внизу травы поднимают зеленые стебли, деревья наливаются живительными земными соками . неужели же оно погибнет?

– Ветер, ветерок, помоги, – умоляет семеч- ко.

– Не могу попасть в щель, – отвечает с грустью ветер.

– Солнышко, солнышко, пригрей, – просит семечко.

– Я пригрею, да помогу ли тебе? – отвеча- ет солнышко.

– Дождик, дождик, спаси!

Осмысление содержания прочитанного

– Чем была расстроено семечко одуванчи- ка?

– К кому первому обратилось оно за по- мощью?

–Как обращалось семечко к ветру? (ласко- во, нежно, дважды обращаясь, умоляло)

– О чем просило семечко одуванчика? (помочь)

– Что и как ответил ветер? (не могу, с гру- стью)

– К кому дальше обращается семечко оду- ванчика?

– Как обращается к солнцу?

– Какой ответ услышало семечко?

– К кому еще обращалось семечко одуван- чика?

– Что ответил дождик?

– Чем закончилась эта история? Уточнение значений слов. Воспроизведение диалога.

– Воспроизведите разговор семечка оду- ванчика с природными явлениями, в соответ- ствии с текстом употребляя обращение, слова

Можно предложить детям разыграть такую шуточную сценку:

«Пришел хозяин из города, дает своему сыну бублик, да и говорит:

– На, Василий, и поделись с Иваном от души.

– Как же так от души? – спрашивает Вася.

Такие тексты не только показывают образ- цы диалогической речи, но и способствуют решению задач познавательного и нравствен- ного развития дошкольников.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста для инсценировок в театре масок желательно подбирать сценарии выступле- ний, в которых героями являются животные и ведут между собой диалог. Такая работа вы- зовет у детей интерес, будет решать общие задачи их развития, и, конечно же, задачи развития диалогической речи.

1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. − № 5. – С. 51-61.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – т. 2 / Под ред. Б.В. Давыдова. – М., 1982. – С. 56-57.

4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.,1969. – С.155-157.

Автор: Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, руководитель изостудии МДОУ №1 "Медвежонок" г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель: Проведение тематического развлечения для подведения итогов проектной деятельности
Задачи:
- Знакомить с историей масок (обобщать полученные ранее знания)
- Обучать практическим навыкам создания полумасок


Действующие лица:
Ведущий (воспитатель)
Маска комедии - комик
Маска трагедии - трагик

Участвуют дети старших и подготовительных к школе групп
(два развлечения проводятся по одному сценарию)


Комик -Ура, вот и гости к нам пришли. Наконец-то!
Трагик -Да ладно тебе, они не к нам пришли вовсе.
Комик -Как не к нам? Дети, вы ведь на сказочное театральное представление пожаловали, верно?
Дети отвечают
Комик - Вот так – то, скептик!
Трагик - Я не скептик, я трагик. На мне ведь маска ТРАГЕДИИ. Это на тебе сегодня маска КОМЕДИИ, вот ты и веселишься.

Видео "История маски"

Комик - Ну, все понятно теперь?
Трагик -Как же, понятно. Они завтра все про нас забудут…
Комик - А вот и нет! И, чтобы ничего не забылось, мы с вами будем играть!
Трагик - Ну-ну, посмотрим!
Комик - Для начала предлагаю найти и собрать целую маску из половинок.
Вот они все, посмотрите! Кто найдет целую маску, стойте рядышком, не расходитесь. А лучше возьмитесь за руки!



Трагик - Ага, нашли все-таки! Надо же! Ну, а я вам задачку потруднее предлагаю! Значит, так: становитесь напротив друг друга. Так, шеренга готова. Вы значит – клоуны, а вы все – зеркала. Знаете, что перед выходом на арену каждый артист, и каждый клоун не только гримируется или маску примеряет, но и гримасничает, корчит рожицы, язык зеркалу показывает, тренируется. Вот вы сейчас тренироваться будете, а вы за ними все повторять, гримасничать. Кто дольше всех выдержит и не рассмеется – тот и победитель. Готовы? На старт, внимание, марш! (Клоуны могут разговаривать, а зеркало – нет)!



Комик
- Ух, ты! Здорово получилось. Правда, ребята? Ну и ну! Вот так игра! Вы же сможете потом в нее сами поиграть, когда захотите? Вот! И нас вспомните!
А у меня еще для вас что-то интересненькое есть. Ну, кто смелый? Выходи!
Чур, не подглядывать!
Я надену на вас маску. А что это за маска, вы должны догадаться по ответам ваших друзей. Договорились? Начали!



Вопросы для зрителей могут быть примерно такими:
- Это маска животного или человека? А, может, маска насекомого?
Теперь узнаем добрый это герой или злой, из сказки или мультфильма.
Если игрок не догадывается, вопросы становятся еще более конкретными: например, есть ли у героини сестра Эльза.


Комик -Ну и весело получилось!
Трагик - Неплохо…
Комик -Посмеялись, теперь можно и поработать!

Воспитатель:
Поработать? Сегодня? Прямо сейчас, на празднике?

Трагик - Да, это еще зачем?
Комик - А вот зачем: Мы сейчас маски будем украшать.
Трагик - Ну, начинай, а я погляжу пока.
Комик - Девочки, вставайте друг за дружкой.

Воспитатель:
А как же мальчики? Возьмите и их поиграть, посоревноваться!

Комик
Ах, ну, конечно, вставайте в две команды!
Смотрите, у нас на мольберте полумаски. Но они еще не готовы, не украшены как следует. А на столике рядышком - стикеры в виде перышек, которые помогут вам сделать эти маски настоящими шедеврами. Каждый участник игры приклеивает перо и передает эстафету другому участнику команды. А мы посмотрим, что из этого получится. Постарайтесь соблюдать симметрию, работайте аккуратно, но быстро.
Раз, два, три, начали!





Трагик - Любопытно, любопытно… Даже не ожидал!
Комик
- А не засиделись ли вы, детки? Смотрите, что у меня есть для вас. Вставайте, девочки друг за дружкой, поиграем.



ФИНАЛ
Воспитатель:
- А теперь настало время продемонстрировать наши маски!
Каждый ребенок надевает маску. Стоящие в кругу надевают маски птиц, а те, кто за кругом – бабочек.


Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

ширма для театра в детском саду

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

теневой театр в садах

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Настольный театр в детском саду

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

пальчиковый театр

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

кукольный театр в детском саду

Напольный театр

Театр живой куклы

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

виды театров в детском саду

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Ширма для пальчикового театра

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

театр из бумаги

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей кукольного театра:

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

Читайте также: