Криминальные субкультуры профилактика в школе
Обновлено: 06.07.2024
Основное понятие
Криминальная субкультура - это образ
поведения лиц, объединившихся в
криминальные группы, они сами
устанавливают определенные законы и
традиции. Безусловно, что асоциальные
группы характеризуются нарушением
моральных норм, жестокостью, утратой
общечеловеческих качеств — жалости,
сострадания, эмпатии, толерантности.
Возможные каналы распространения
криминальных субкультур:
онлайн-распространение — через сеть
Интернет;
оффлайн-распространение — через детей и
молодёжь, прошедших через учреждения
уголовно-исполнительной системы, а также
получающих информацию из сети Интернет.
На что следует обратить внимание
родителям, педагогам
• Сленг (способы тайного общения);
• Кличка (служат вербальным средством персонализации
личности);
• Татуировка (желание показать свою причастность к
криминальному миру;
• Подражание;
• Желание выделиться, понравиться и т.д.;
• Желание завоевать авторитет);
• Музыкальные предпочтения;
• Поведение (грубость, возбужденное состояние, повышенная
эмоциональность);
• Стиль одежды.
Организация работы по
профилактике
• использование всех индикаторов в системе в целях
повышения уровня достоверности определения наличия
криминальной
субкультуры
в
образовательной
организации;
• умение четко разграничивать внешне схожие признаки
молодежной субкультуры вообще с проявлениями
криминальной субкультуры;
• многократная перепроверка каждого факта внешне
схожего с проявлениями криминальной субкультуры;
• соблюдение
прав
и
законных
интересов
несовершеннолетних в процессе выявления признаков
криминальной
субкультуры
в
образовательных
организациях.
Задачи по профилактике распространения
криминальной субкультуры:
• Создание системы учёта несовершеннолетних, попавших под
влияние криминальной субкультуры, в целях восстановления их
нарушенных прав и дальнейшего проведения работы с семьёй и
ребёнком.
• Обеспечение доступной информацией несовершеннолетних,
подвергшихся угрозам, насилию, принуждению к совершению
преступления, а также членов их семей, окружения о службах и
учреждениях, в которые можно обратиться за помощью.
• Проведение
информационно-просветительской
работы,
направленной на повышение компетентности родителей в
вопросах о воспитании несовершеннолетних.
• Снижение уровня эмоционального напряжения и конфликтных
ситуаций, обеспечение безопасности образовательной среды.
Криминальная субкультура – это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы. В неформальных группировках действуют специфические негативные способы самоутверждения несовершеннолетних, в том числе: невыполнение основных социальных обязанностей; невыполнение принятых в обществе стандартов поведения; аморальное поведение; совершение правонарушений. Криминальная субкультура является основным механизмом криминализации молодежной среды. Ее социальная опасность заключается в том, что она служит механизмом сплочения преступных групп, затрудняет процесс социализации личности, а также стимулирует криминальное поведение подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ1.
ПЛАН
мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и асоциального поведения
Задачи:
— создать условия для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
— оказать действенную и незамедлительную психологическую и медико-педагогическую помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
— создать условия для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принимать к ним меры общественного воздействия и оказать им помощь в обучении и воспитании детей;
— организовать работу спортивных секций, технических и творческих кружков, объединений и клубов по интересам, и привлекать в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и правонарушениям несовершеннолетних;
– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;
— обеспечить эффективность действий всех субъектов профилактики в отношении учащихся школы; укрепить межведомственное сотрудничество;
– развитие имеющейся системы правового обучения детей и родителей.
— поиск новых форм и методов эффективной профилактической работы, направленной на противодействие распространению в детской среде криминальной субкультуры и обеспечение значительного снижения совершенных подростками преступлений.
— формировать в ходе воспитательных мероприятий навыки толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму;
— акцентирование внимания учащихся на деятельности школы, направленной на пропаганду здорового образа жизни, отказа от курения, алкоголизма, наркотиков.
Ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся.
зам директора по УВР,
Ежедневная индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, состоящими на учёте в КДН, ПДН, школьном контроле
Классные руководители, зам. директора по УВР.,
несовершеннолетние, состоящие в КДН,ПДН, школьном контроле
Разработка и внесение дополнительных предложений по включению мероприятий, ориентированных на категорию подростков в план мероприятий, направленных на недопущение распространения в подростковой среде социально-негативных явлений и криминальных субкультур
Зам директора по УВР,
Мониторинговое обследование по выявлению несовершеннолетних, относящихся к неформальным молодёжным объединениям
Мониторинг проводится на основании внешних признаков
Проведение анкетирования среди несовершеннолетних с целью выявления наличия ситуаций насилия в школе.
Анкета на наличие ситуаций насилия в школе.
Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися группы риска, направленной на выявление членов неформальных молодежных группировок и профилактику участия в НМО
Организация классных часов
школьный Уполномоченный по правам ребенка
Посещение, совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, семей несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проведение бесед с ними и их родителями.
по мере необходимости
Классные руководители, зам. директора по УВР.
по мере необходимости
Мероприятия, направленные на формирование правовых основ, знание законов, ГКРФ, УКРФ
Мотивами вступления в криминальные субкультуры являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.
Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают попадать под влияние криминальных субкультур, можно свести к следующим:
- его (ее) манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;
- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика, предметы, которые могут быть использованы как оружие;
- подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;
- повышенное увлечение вредными привычками;
- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.
Важно помнить, что попадание подростка под влияние криминальных субкультур легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние криминальных субкультур:
- разговаривайте с подростком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии;
- обеспечьте досуг подростка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военнопатриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения;
- контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.
Система работы по профилактике правонарушений школы в том числе и недопущению распространения различного рода деструктивных криминальных субкультур среди обучающихся представляет собой совокупность мероприятий обеспечивающих профилактику предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
К таким мероприятиям относятся:
( помимо традиционных мероприятий: выявление, контроль, учет).
1. п роведение психолого-педагогической диагностики, выявление причин по которым совершаются преступления и правонарушения;
2. п роведение профилактических занятий и классных часов;
4. о рганизация досуга во внеурочное время, осуществление контроля за их посещаемостью;
5. п роведение коррекционно- развивающих занятий;
6. п ланирование и организация досуга в дни школьных каникул, организация летней занятости подростков (в том числе «группы риска) ;
7 . п риглашение обучающихся, склонных к совершению правонарушений на Совет профилактики школы;
8 . у частие в акциях и операциях, посвященных профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков;
9 . п роведение дня Правовых знаний, Дней здоровья, декад по борьбе с ПАВ (употреблением наркотиков, алк оголя, табачных изделий и т.д.) ;
10 . п роведение организационных линеек безопасности ;
В образовательном учреждении осуществляется ежедневный строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в учебном заведении проводится в тесном сотрудничестве со службами системы профилактики: КДН и ЗП, ПДН ОМВД, КЦСОН, КОГ БУЗ Верхнекамская ЦРБ, ГИБДД и др.
Для обеспечению информационной безопасности среди несовершеннолетних в ОО :
1. все компьютеры ОО защищены антивирусными программами и специальными фильтрами, что обеспечивает информационную безопасность несовершеннолетних;
2.в КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска созданы условия для обеспечения контентной фильтрации интернет- трафика при предоставлении провайдером услуг;
3. разработаны и поддерживаются в актуальном состоянии локальные нормативные акты о работе ОО в сети Интернет:
7. в классах проводятся классные часы и воспитательские занятия на темы:
13. еженедельно педагогами просматриваются социальные сети обучающихся.
15. проведены беседы по профилактике экстремизма и угроз в сети Интернет в рамках взаимодействия с сотрудниками органов внутренних дел ( ст. инспектор ПДН ОМВД Казаринова О.В.).
16. В КОГОБУ ШИ ОВЗ функционирует школьная служба примирения.
В школе – интернате работает педагог – психолог. Мерприятия, проводимые педагогом – психологом:
- «ОРС модификация Газуваевой Т.Н.
2. проведение профилактических бесед, информационных лекций, занятий (индивидуальных и групповых) с обучающимися по темам:
- «В чем смысл жизни?;
3. работа с педагогическим коллективом (беседы, конкультации):
4. работа с родителями:
- выступление на родительских собраниях;
- распространение памяток для родителей по проблемам деструктивного поведения.
Читайте также: