Театр из природного материала в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

В отличие от персонажей настольного театра из других материалов, окончательному решению образа которых предшествует изготовление выкройки, заготовки, эскиза, игрушки из природного материала делаются иначе.

Сам материал подсказывает форму, конструкцию, образ в целом. В гибком силуэте валяющейся на земле ветки можно разглядеть зверька, в осеннем листочке - рыбку, придумать, что нужно добавить к шишке, чтобы получился колючий ежик или распушившая перья птица. Творческие поиски образа и средств выполнения игрушки проходят с природным материалом в руках и им определяются. Именно материал и его особенности активизируют изобретательность, ориентируют в решении образа, дают пищу для неожиданных ассоциаций. Результат - забавные персонажи, которые трудно смастерить из другого материала.

Рассмотрим некоторые материалы, наиболее доступные для работы. Плоды хвойных деревьев - шишки - вполне подходят для объемных игрушек. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду. Лучше использовать нераскрывшиеся шишки - с ними легче работать. Пойдут в дело и хвойные иголочки. Из них можно сделать колючки ежа, втыкая их в основу (поролон, пластилин), а также коготки, усики животных. Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) может превратиться в черепаху Тортилу, в жучков, в шляпку человечка. Соединенные половинки могут быть головой (из расщелин торчат уши, волосы) или туловищем (в расщелины вставляют руки, ноги).

Желуди тоже очень удобны в работе. Из них получаются фигурки забавных человечков, животных, различные детали к игрушкам из другого природного материала. Из продолговатых больших желудей можно сделать туловище, а из тех, что поменьше - головку. Чашечки (плюски) желудей, половинки желудя могут стать тапочками, башмачками, копытцами.

Для дополнительных деталей используются веточки, листья, семена. Благодаря комбинированию различных материалов можно достигнуть интереснейших результатов (рис. 37).

Введение

…Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума.

Сегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды: сохранение лесных ресурсов, влияние экологии на здоровье человека, изменение климата. Всемирная Организация Объединенных Наций проводит конференции, издает соглашения по охране окружающей среды. Одним словом, все серьезные организации и специалисты в области экологии что-то делают во благо сохранения природы, загрязненной самим человеком.

Экологическое воспитание только тогда будет успешным, когда оно станет определенным образом мысли и образом жизни для ребенка и его родителей.

Логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка, поэтому я считаю, что любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в условиях семьи и, конечно же, детского сада. Экологическое образование детей – процесс многогранный, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: интеллектуальная, нравственная, патриотическая, эстетическая, трудовая, физическая. Таким образом, в необходимости и полезности формирования основ экологического воспитания детей дошкольного возраста никто не сомневается.

Практически все современные комплексные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ использующихся в детских садах:

Во всех представленных программах по экологии большое внимание уделяется организации экологизированной предметно-развивающей среды, которая выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей детей.

В нашем детском саду мы постарались создать целостное экопространство которое включает в себя, два условных базовых компонента - это интеграция различных областей воспитания и обучения дошкольников и экологизированная предметно-развивающая среда.

Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной только в том случае, если родители будут являться нашими активными помощниками и единомышленниками. Экологическое посвящение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Ведь нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а например, во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически не грамотное поведение взрослых.

При выборе форм работы с родителями мы решили, что нам следует отказаться от назиданий, основной упор мы сделали на совместную деятельность взрослых и детей направленную на экологизацию предметно-развивающей среды, поэтому наши родители стали непосредственными участниками любых экологических проектов реализуемых в детском саду.

Гордостью нашего дошкольного учреждения является детская библиотека, в которой собрана обширная энциклопедическая и познавательная литература, детская художественная литература природоведческого содержания. Все это стало возможным благодаря родителям выпускников, которые вот уже на протяжении многих лет дарят детскому саду на память детские книги познавательного характера, и это стало у нас доброй традицией.

О птицах в нашем дошкольном учреждении заботились всегда, но в последнее время эта работа переросла в масштабную экологическую акцию, которая начинается с осени, со сбора семян для подкормки птиц и продолжается на протяжении всего года. Родители с детьми изготавливают кормушки разных конфигураций, которые вывешиваются на участке детского сада, такие же кормушки по нашей просьбе они вывешивают у себя на балконе или во дворе своего дома. Весной дети встречают скворцов и других птиц, ведь наши родители для них уже смастерили скворечники. Дети имеют возможность наблюдать за птицами и проявлять о них заботу круглый год.

При организации театрализованных игр на окне за основу мы взяли классификацию игровых обучающих ситуаций, разработанную Николаевой С.Н.. Она утверждает, что игра, как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игровая обучающая ситуация – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- Она имеет короткий и не сложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам.

- Оснащена необходимыми игрушками, атрибутами. Для нее специально организуются пространство и предметная среда.

- В содержании игры заложены: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.

- Игру проводит воспитатель: объясняет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом.

- Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями. Насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов игровых обучающих ситуаций, с помощью которых, успешно решаются различные программные задачи экологического воспитания детей:

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками – аналогами.

Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя. В нашей группе все началось с того, что для посадки растений мы стали использовать прозрачные контейнеры для того, что бы показать детям особенности почвы: на дне находятся мелкие камушки, затем следует слой песка, сверху размещается слой плодородной почвы. Такая действующая модель, с одной стороны, знакомит ребенка с особенностями строения почвы, похожей на слоеный пирог, с другой позволяет исследовать этапы роста различных культур.


Посаженные в такие емкости растения, например традиционный лук или чеснок, дает возможность наблюдать за ростом не только пера, но и корней, так же детям предоставляется уникальная возможность наблюдать за тем, как в процессе полива увлажняется почва. Разнообразие форм пластиковых контейнеров, позволило нам творчески подойти к их использованию, на окне появились не только контейнеры-грядки, но и бутылки-деревья, бутылки-пеньки.


Затем наш мини-огород стал частью макета сельского подворья, который мы дополнили поделками, сделанными руками детей с родителями из природного материала.




В эко театре мы так же широко используем персонажей известных русских народных сказок, которые хорошо знакомы детям с раннего детства. Они учатся думать, чувствовать, действовать в образах персонажей. Средствами эко театра мы не только раскрываем личность ребенка, обеспечив ему возможность играть в сказку, мы раскрываем ребенку взаимосвязь человека и природы. Не уводя дошкольников от сказки но, сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, мы помогает приобрести реалистические представления об окружающем мире. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы, формирует у детей нравственное отношение к ней, происходит воспитание любви к природе, деятельной, а не отвлеченно-абстрактной

Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, мы хотим научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать

Современный детский сад это лаборатория, где проходят апробацию новые педагогические технологии и проекты. Для воспитанников открываются различные сферы жизни, познание которых способствуют социализации детей. Мы понимаем, что не все нам удалось сделать, как хотелось бы , но работа начата, и ее продолжение нам сейчас представляется значительно яснее, поэтому мы уверены, что намеченное сможем решить.

Список используемой литературы

1. Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2008. – 240 с. (Программа развития).

4. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.

5. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург. 2005. – 116 с.

6. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

9. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.

10. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49

12. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил.

13. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164.

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством изготовления театра.

Задачи:

  • Расширить представления у родителей о видах театра.
  • Познакомить с изготовлением разного вида театра из бросового материала.
  • Сформировать умение обыгрывать сказку , используя изготовленный театр;
  • Формировать благоприятный эмоциональный климат в родительском коллективе;
  • Развивать творчество, проявление оригинальности.
  • Формировать желание использовать приобретенные умения по изготовлению театра дома с детьми.

Материал: бросовый материал, цветная бумага, готовые иображения героев сказок, клей, скотч, фломастеры, шило.

Ход занятия

Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы собрались, чтобы немного окунуться в детство и вспомнить знакомые нам всем сказки, а также научиться изготавливать разные виды театра, чтобы обыгрывать сказки. Полученные сегодня знания и умения, вы в дальнейшем будете использовать дома в работе со своими детьми и, вообще, со всеми членами семьи. Ведь, как здорово, когда собирается вся семья.

Как вы помните, сказки все мы любим с детства. Нам их читали мамы, бабушки, а еще мы их слушали по радио, смотрели по телевизору. Сколько радости и живого интереса вызывали у нас сказки.

Давайте вспомним, какие сказки вы любили слушать? А почему? А какие сказки вы сегодня читаете детям? Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о сказках:

Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…

Ответ: Петушок золотой

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Ответ: Три медведя

Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

Ответ: Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.

Ответ: Колобок

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!

Ответ: Снегурочка

Вы правильно отгадали загадки.

Сказки можно не только читать, слушать, но и показывать. Такая деятельность называется театральной. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.

В детском саду используются разные виды театра. Вам представлены эти виды и вы можете сами установить, чем они отличаются и чем похожи.

Перед вами – кукольный театр - это куклы, которые легко одеваются на руку и движениями рук передаются движения героев сказки.

Пальчиковый театр - он отличается тем, что герои надеваются на пальчики.

Ложковый театр - это такой театр, когда герой сказки изображается на ложке.

Палочный театр - когда нарисованные и вырезанные силуэты сказочных героев приклеиваются на палочки и используются для обыгрывания сказки.

Настольный театр - это театр, когда силуэты изображенных героев ставятся на стол.

Теневой театр - герои нарисованы на черном картоне, вырезаны и сказка обыгрывается при выключенном общем свете при использовании настольной лампы и театрального экрана.

Не у всех вас дома есть представленные виды театров. Но театр можно легко изготовить, если у вас есть бросовый материал. Какой же материал можно использовать, как вы думаете?

Стаканчики из-под йогурта, из-под яиц или просто одноразовые стаканчики.


Конусный театр - театр можно изготовить из конуса.



Театр из киндер-сюрпризов. Рисуются герои сказок и приклеиваются на киндер-сюрпризы.


Лопаточный театр - театр из лопаток для жарки.


Театр прищепочный изготовлен из прищепок и готовых изображений героев сказок.


Палочный театр используются палочки из-под мороженого.


Даже старые диски можно использовать для театра.


Сейчас вы изготовите театр из предложенного вам материала. Каждый из вам выберет задание, в котором указывается сказка, героев которой вам необходимо изготовить.

Итак, наш мастер-касс заканчивается. Скажите, понравился он вам? Что нового вы узнали? Как это будете применять дома в семье?

Мы рады, что вам понравился наш мастер-класс. Будем ждать вас на следующем мероприятии. До новых встреч!

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

ширма для театра в детском саду

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

теневой театр в садах

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

Настольный театр в детском саду

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

пальчиковый театр

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

кукольный театр в детском саду

Напольный театр

Театр живой куклы

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

виды театров в детском саду

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Ширма для пальчикового театра

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

театр из бумаги

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей кукольного театра:

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

Читайте также: