Театр батлейка в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Зачастую первым театром ребёнка становится именно кукольный театр – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, в котором игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Кукольный театр олицетворяет доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, даёт ребёнку реальное представление о том, что есть хорошо, а что - плохо. Уникальное место среди кукольных театров, используемых в системе дошкольного образования, занимает Батлейка. Как носитель духовно-нравственных ценностей белорусского народа, как средство приобщения ребенка к белорусской культуре.

Детям дошкольного возраста свойственны эмоциональность, впечатлительность, острота восприятия, стремление к самовыражению, поэтому в жизни ребенка-дошкольника кукольный батлеечный спектакль становится значительным событием.

Станиславский писал, что зритель - третий творец представления, потому что он содействует вместе с героями, сценаристами, постановщиками. Но в отношении маленького зрителя следует отметить, что зачастую ребёнок даже и не подозревает, какой сложный душевный и умственный труд он совершает в процессе наблюдения спектакля. Ведь никто напрямую не объясняет, что правильно, а что неверно, что хорошо, а что плохо, что правдиво, а что лживо. Батлеечный театр доверяет маленькому зрителю учиться жизни самостоятельно.

Даже младшие дошкольники должны сами сделать выбор: за кого из героев порадоваться, за кого огорчиться, за кого испугаться, на кого рассердиться, а кому и посочувствовать… Понятно, что самостоятельность здесь далеко не полная: и мысли, и чувства зрителя, и возможность нравственного выбора направляют артисты-батлеечники. И всё же ответную реакцию ребёнок создаёт сам. А уж насколько она будет глубокой, зависит от многих обстоятельств. Деятельность воспитателей УДО и артистов батлеечного театра должны быть направлены на то, чтобы подготовить малышей к полному и правильному восприятию спектакля, а затем помочь им осмыслить полученные впечатления.

Сегодня, как и много лет назад, актуальна мысль Н.К. Крупской о том, что детей надо не только развлекать, но и говорить с ними серьёзно, уважать их, понимать. Именно такую задачу ставит перед собой батлеечный театр в УДО: играя - воспитывать, развить эстетический вкус, общественную активность, формировать характер маленького зрителя, приобщать к нравственным ценностям и идеалам, знакомить с национальными традициями. Ведь на представлении дети наблюдают момент творчества актёров, что создаёт условия для активнейшего зрительского сопереживания и сотворчества. В силу этого батлеечный спектакль обладает возможностью разносторонне воздействовать на ребенка дошкольного возраста. Его воспитательное значение нельзя недооценивать. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему, закладываются основы национального самосознания. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к Родите, честности, правдивости, трудолюбия и т.д.

Потенциал батлеечного театра как средства создания развивающего и воспитательного пространства в учреждении дошкольного образования характеризуется следующим:

В случае, если дети являются не только зрителями, но и сами участвуют в батлеечной постановке, их необходимо обучить основам кукловождения.

Для того, чтобы ребенок освоил кукловождение педагогам требуется ряд упражнений:

3. Озвучивание персонажа.

Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. Необходимо помочь ребенку подобрать необходимую интонацию и темп. Поработать над дикцией: ребенок должен выразительно и четко проговаривать слова.

4. Отработка умения работать с двумя куклами сразу в двух руках.

5. Очень сложно донести до детей такие моменты, как первый план и второй план.

Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

При вовлечении детей дошкольного возраста в батлеечную постановку, следует учитывать ряд их возрастных особенностей. Например:

  • особенности моторики (как общей так и мелкой);
  • особенности речи (темп, звукопроизношение, мелодика и т.д.);
  • особенности детского внимания, памяти и т.д.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Первое, с чем встречается маленький зритель в театре кукол, это сказка. Она зовёт его в прекрасный мир, где добро борется со злом, где всё так красочно, волшебно и заманчиво, где всё будит фантазию. Сказка неотделима от красоты. Благодаря ей ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления окружающей действительности, выражает своё отношение к добру и злу. Дарите детям сказку.

Воскресная школа: всё для педагогов и родителей

Воскресная школа: всё для педагогов и родителей

Воскресная школа: всё для педагогов и родителей запись закреплена
Новогрудская епархия

Дорогие друзья!
Вашему вниманию представлены видеоролики с процессом сборки и нанесения самоклеящейся пленки с декором на театр-батлейку:

Далее файлы с наклейками нужно отдать в печатный салон для изготовления самоклеек.

Будем рады, если вам понравились дизайнерские труды мастерской Новогрудского сестричества.

Замки Луары: Шатодён, первый из замков Замок Шатодён (Châtea.

Картина Павла Филонова "Формула весны" Павел Николаевич Филонов "Формула весны",1928–1929г. Хол.

Удивительный художник Александр Саидов Художник, так же, как поэт… Сюжет в себе переживает… .

ПОЛЕВОЙ БУКЕТИК . Николай Головатин фиалки .

-Ссылки

-Музыка

-Видео


Прогулка по Лидскому замку 04.07.2015 --> Смотрели: 90 (57)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 16:33 17.10.2016 Фотографий: 1

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Батлейка или бетлейка (от Betleem — польского названия города Вифлеема) — белорусский народный кукольный театр вертепного типа.

1 (700x464, 371Kb)

3 (700x466, 405Kb)

Принято считать, что театры батлеечного типа появились в Европе в XV веке. В Белоруссии батлейка получила распространение с XVI века, куда этот вид народного театра пришел из Украины и Польши. Для белорусского батлеечного театра характерны те же особенности, что и для европейских вертепных театров средневековья.

04 (700x466, 305Kb)

6 (700x525, 488Kb)

Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно отражали социальные и религиозные процессы, происходившие в обществе.

Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы, вносившие в ее репертуар сюжеты школьного театра. Постепенно батлейка распространяется в мещанской и крестьянской среде и становится чисто народным театром.

6-1 (700x468, 465Kb)

07_batleika-sosnovski (700x466, 422Kb)

7 (525x700, 477Kb)

8 (525x700, 429Kb)

В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля). Деревенские представления были тесно связаны с народной рождественской ритуальностью и поэтому редко показывались в несвяточное время. Но в городах кукольники-профессионалы могли выступать на ярмарках в любой календарный период. Нередко представления организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни проведения крупных ярмарок и праздников. Для мещан хождение с батлейкой было любительским занятием, и также средством дополнительного заработка.

13 (700x466, 497Kb)

Представление состояло из двух частей: религиозной и светской. Каждая разыгрывалась на своем ярусе — верхнем или нижнем. Соответственно и философия пространства имела два аспекта символического содержания элементов его внешнего убранства и формулы этикетного поведения персонажей, которые определялись этим содержанием. Никогда персонажи, жившие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходили вниз; никогда жители ада — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимались наверх. Пересечение театральных и праздничных (церковных) реалий на уровне декораций проявляется и в том, что наряду с бутафорией (трон царя Ирода) здесь появляются подлинные знаки реальности — иконы. Последние сосуществуют с метафорическими и символическими храмовыми знаками. К метафорам относятся вертепная колокольня, откуда о начале представления возвещает колокольчик, подобно тому, как о начале богослужения – колокол, имитация росписей иконостаса.

16 (700x468, 467Kb)

19 (700x400, 312Kb)

Наибольшей популярностью пользовался светский репертуар с комическими сценками. Сатирическим образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа.

В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:

- двухэтажные с движущимися куклами;

- двухэтажные с башней;

- батлейки по принципу теневого театра;

- батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля.

20 (700x525, 459Kb)

Одноэтажная батлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось как занавес в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от происходившего на сцене.

23 (700x525, 470Kb)

78 (700x466, 375Kb)

На Минщине в конце XIX века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню, в которой находились двери. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.

0775a414f5a1ff2c71fdad9bcedf2d38 (700x466, 352Kb)

Батлейка по принципу теневого театра была найдена в городе Сурож Витебской губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцена была затянута промасленной бумагой. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев, которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно сюжета.

3192344 (700x466, 423Kb)

1021025359 (700x378, 487Kb)

gostinnaya-golubka-13 (700x461, 358Kb)

Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в XVIII-XIX веках. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и таким образом двигал обруч вместе с прикрепленными к нему фигурками героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.

Еще одним видом батлейки является театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце XIX начале XX века. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5х1,5м. В верхней части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

Кроме перечисленных видов на территории Беларуси встречались и другие виды батлеек. Например, могилевская батлейка, которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками. Встречались батлейки, которые напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол. Самой распространенной на территории Беларуси была двухъярусная батлейка с простыми декорациями.

puppetsphotos01 (700x442, 361Kb)

puppetsphotos02 (700x442, 407Kb)

Вертепные ящики в старину делали очень большими. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика и они двигаются по прорезям в полу. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — в них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута. Были также перчаточные и механические куклы, марионетки, плоские куклы для теневого театра. Наибольшее распространение получили куклы на твердом стержне. Стержень и тело куклы обычно изготавливались из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см. Но встречались размеры и до 35см. — обычно такими делались отрицательные персонажи.

puppetsphotos03 (700x442, 393Kb)

puppetsphotos04 (700x442, 387Kb)

Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Батлеечник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье.

puppetsphotos05 (700x439, 366Kb)

puppetsphotos07 (443x700, 487Kb)
puppetsphotos12 (483x700, 478Kb)

Все действо длилось от десяти до двадцати минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Текст передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями.

Белорусская батлейка конца XIX — начала XX века имела семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял из членов семьи батлеечников. Обычно использовались скрипка, цимбалы, дудка, бубен, гармонь.

puppetsphotos08 (700x469, 417Kb)

Нажмите, чтобы узнать подробности


П лан:

Как приобщить ребёнка к народной культуре?

История белорусской батлейки.

2.1. Происхождение батлеечного театра.

2.2. Описание батлейки.

2.3. Репертуар, сюжеты.

2.4. Батлейка в современной Беларуси.

4. Батлейка на уроках отечественной и мировой художественной культуры.

1.Как приобщить ребёнка к народной культуре?

Привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего, идейно-нравственная задача современного образования и культуры. Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой частью народной традиционной культуры, в настоящее время привлекает к себе всё большее внимание. Это происходит в связи с оживлением общего интереса к народной культуре. Атмосфера театра – это та стихия, которая естественна для ребенка. Именно театр позволяет развить огромные невостребованные повседневной жизнью его творческие и эмоциональные возможности. Разыгрывание батлеечных спектаклей и драм, народных сказок, кукольных представлений, легенд, сказаний, притч позволяет детям становиться творцами своего маленького театра. Знакомство с батлеечными спектаклями расширяет представление ребенка о белорусской народной культуре, а также показывает её взаимосвязь с культурой других народов.

Обращение к народному театру невозможно без пояснения, почему тот или иной жанр был популярен у белорусов.

Происходит социализация юного актера. Театральное драматическое действо позволяет детям почувствовать ценность общей деятельности. Непременным итогом такого сотворчества является возникновение отношений взаимной чуткости, ответственности перед коллективом сверстников. Всё это происходит одновременно с раскрытием индивидуальных черт и качеств каждого ребенка. Игровая театральная деятельность дает возможность физической и психологической разрядки. Не секрет, что современный ребенок очень часто не владеет в полной мере красивой монологической речью, не умеет грамотно вести не только учебные, но и бытовые диалоги. Творческие задания на занятии помогают учащимся обогатить речь, сделать её гибкой, научиться приемам диалога с партнером. Очень часто для премьерных представлений бывает необходима помощь старших. Такие творческие формы общения, сближения в совместной работе взрослых и детей вне дома позволяют родителям и ребенку открыть друг друга в новом качестве. Приобретенные на занятиях навыки творческого общения помогают детям в учебе, быту, общении со сверстниками.

К народному искусству батлейки целесообразно обращаться на всех ступенях взросления ребенка – от детского сада до старшей школы.

Батлейка – синтетическое искусство, оно развивает самые разные способности: актерские, режиссерские, драматургические, музыкальные, художественные, дизайнерские, архитектурные, столярные, модельерные, сапожные, литературные, языковые, исторические и много других. Это универсальное и эффективное средство обучения и воспитания, несмотря на свою стародавность. Батлейка – бесценное средство присоединения к дедовскому наследию, знакомство с библейскими легендами и их народной интерпретацией.

Народное искусство – основа национальной культуры.

2. История белорусской батлейки. Батлейка, также бетбатлейка, батлеемка, бетлейка, батляемка, вертеп, остмейка, жлоб (белор. батлейка, батлеэмка, бетлейка, батляемка, вяртэп, остмэйка, жлоб) — белорусский народный театр кукол на религиозную (библейскую) и бытовую тематику, получивший распространение в Беларуси с начала XVI века и проходящий этап возрождения в форме национального детского и рождественского театра в наше время.

Народный кукольный театр пришел в Беларусь из Украины и Польши. Возникновение театра кукол в Беларуси было связано с рождественскими праздниками (отсюда и название, Вифлеем — место рождения Христа). Распространению батлейки способствовали странствующие семинаристы (бурсаки), в том числе и из Киево-Могилянской академии, что внесло в репертуар батлейки сюжеты школьного театра (светского).

Если сначала вся тематика батлейки была исключительно библейской, то постепенно, становясь достоянием народа в широких массах (мещане и крестьянство), в частности в период XVII—XVIII веков активно начинают появляться народно-комедийные светские постановки.

В Витебской и Могилевской губерниях представление показывали в первые три дня рождественских праздников, а также накануне Рождества и в день Нового года. В Минске батлейку смотрели с Рождества до Сретения (25 декабря (7 января) — 2 (15) февраля). Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, устраивали представления на торговых площадях.

Считается, что с развитием и становлением профессионального театра в Беларуси, батлейка уступила популярность последнему. Батлейки с их представлениями продолжали существовать вплоть до первых десятилетий XX века.

В последние десятилетия идёт активный процесс возрождения батлеечного искусства. Проекты реконструкции такого уникального явления, как театр кукол оказались достаточно успешными по двум причинам. Во-первых, благодаря целому ряду выдающихся ученых (П. Бессонов, Н. Виноградов, Е. Карский, В. Перетц, Е. Романов, Г. Барышев, О. Санников, П. Шейн, И. Сучков и др.) батлейка является одним из наиболее подробно описанных и изученных театров вертепного типа в Европе. Во-вторых, батлейке как фольклорному театру кукол присуща выраженная способность к обновлению и трансформации своих художественных традиций.

2.2. Описание батлейки.

Сценой для спектаклей батлейки служит двухъярусный шкафчик (который тоже называется батлейка), имеющий внешнее подобие церкви или домика. Такой шкафчик-ящик украшается цветной тканью и бумагой, фигурками из палочек или соломы. Спектакли устраиваются как в верхней его части (ярусе), так и нижней. Кукольники – батлейщики управляют деревянными куклами на стержнях из проемов в полу.

Спектакли батлейки бывают и масштабными — с участием до 40 персонажей.

В Беларуси бытовало несколько типов батлеечных театров:

- двухэтажные с движущимися куклами;

- двухэтажные с башней;

- батлейки по принципу теневого театра;

- батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля;

Особые места занимают батлейки устроенные по образцу театра теней (распространены в Витебске и Велиже), и батлейки с быстро меняющимися прозрачными декорациями (распространены в Докшицах, за что получили название докшицкая батлейка).

2.3. Репертуар и сюжеты батлеечных представлений.

Белорусская батлейка — это и вид национального искусства, и форма развлечения и препровождения досуга, и попытка выражения с помощью социальной сатиры протестных настроений населения.

Выделяют два типа сюжетов: рождественский и социально-бытовая сатира.

2.4. Батлейка в современной Беларуси.

Учитывая религиозную составляющую батлейки, в советский период этот вид народного искусства не культивировался, вследствие непринятия религии как социальной составляющей жизни советского человека.

Создание условий для развития чувства национального самосознания, ощущения личности школьника частью белорусской истории, народа с помощью белорусского батлеечного театра.

- развивать познавательный интерес обучающихся к духовному наследию народа;

- раскрывать творческие способности школьников;

- способствовать социализации и инкультурации личности учащегося, создать возможность каждому ученику реализовать себя через исполнение ролей, оформление спектаклей;

- создать условия для приобщения учащихся к народной культуре.

Участники проекта: педагоги, учащиеся и их родители.

Этапы работы над проектом:

Поисково-исследовательская деятельность. Изучение особенностей белорусской батлейки.

Изготовление батлеечного ящика.

Создание театрального коллектива.

Работа над репертуаром, сценариями.

Показ батлеечных спектаклей.

Программа авторская, утверждённая на методсовете школы в 2015 г., создана на основе программ А. Лозко и С. А. Малиновской, а также типовой программы художественного профиля для учреждений дополнительного образования.

Коллектив находится в состоянии творческого поиска, продолжает и сохраняет традиции батлейщиков, приобщаясь к народному творчеству.

Батлейка на уроках отечественной и мировой художественной культуры.

Следующий этап – это вхождение в роль батлейщиков, непосредственное приобщение к народной культуре. На задней стенке батлейки всегда крепится текст спектакля, поэтому заучивание текста слово в слово необязательно, главное – это смысл, содержание, интонация, произношение, умение распределить роли, вождение куклы. Берём только одно действие, так времени очень мало.

Для групп, ставящих спектакль за кукольной ширмой, предлагаю тексты народных белорусских сказок.

Для знакомства с дополнительным материалом даю учащимся ссылки и qr-коды, перейдя по которым они расширят свой кругозор по теме.

С целью популяризации батлеечного искусства и приобщения к народной культуре деятельность батлеечного театра отражена на страницах сайта школы и в группах социальной сети в ВК "Берестейцы" и "Батлейка".

Считаю, что батлейка – действенное средство приобщения к народной культуре, помогает социализации личности, способствует инкультурации.

Агапова, И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. М., 2006.

Барышаў, Г.I., Саннікаў А. К. Беларускі народны тэатр батлейка. Мн., 1962.

Жвушкина, Н.И. Русский народный театр, часть 1.2. – М.; Советская Россия; 1990.

Кізіма С. А., Лянцэвіч В. М., Самахвалаў Дз. С. Гісторыя Беларусі: Курс лекцый. — Мн.: Выд-ва МІК, 2003. — 91 с.

Колчеев, Ю.В., Колчеева, Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2000.

Лозко А. Беларуская батлейка: Каляндарныя и абрадавыя кутежи. Мн., 1997.

Саўчук Н. Беларуская батлейка /Н. Саўчук// Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №3. – С. 32 – 38.

Рыбников П.Н. Фольклорный театр. – М.; Советская Россия; 1989.

Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэд.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989.

ФОТОГРАФИИ К СТАТЬЕ


ОДНОЯРУСНАЯ ШКОЛЬНАЯ БАТЛЕЙКА, 2009 Г.


НАША НОВАЯ ДВУХЯРУСНАЯ БАТЛЕЙКА, ЯНВАРЬ 2018





Читайте также: