Таблица школа географа исследователя 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

закрепить знания о выдающихся первооткрывателях, путешественниках и исследователях, их вкладе в географическое познание Земли.

Основные понятия:

Эпоха Великих географических открытий — период с середины XV до середины XVII в., ознаменовавшийся крупнейшими географическими открытиями, сделанными европейскими путешественниками.

Великие географические открытия проходили по трём главным направлениям:

южным путём — вокруг Африки,

западным — через Атлантический океан,

северным водным — вдоль северных окраин Евразии и Северной Америки

и северным сухопутным — через Северную Азию.

Анализ самостоятельных работ.

Выполнение практической работы. Заполнение таблицы.

Ученые и путешественники

Открытие и вклад в развитие географии

эпоха описания объектов и явлений

Установил продолжительность года в 365 дней, занимался определением местоположения различных объектов на Земле

Отец истории (этнографии), применил первым исторический метод, т.е. воссоздал во времени географические процессы. Источник истории Великой Скифии (территория современной Украины, России и Казахстана)

Предложил теорию, что Земля имеет форму шара.

Привел множество доказательств шарообразности Земли, однако утверждал, что Земля неподвижна и покоится в центре Вселенной

Автор "Географии" в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира

арабские географы

эпоха Средневековья

скандинавы-викинги

Открытие Гренландии и Северной Америки

Афанасий Никитин

Изучал быт народа Персии и Индии. Автор записей "Хождение за три моря"

Бартоломеу Диаш

В 1488 году в поисках морского маршрута в Индию он первым из европейцев обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан . Достиг одного из южных мысов Африки, который был назван мысом Бурь.

эпоха Великих географических открытий

Васко да Гама

Командующий экспедицией, которая первая в истории прошла морским путём из Европы в Индию

Христофор Колумб

В 1492 году открыл для европейцев Америку, совершив 4 плавания, исследовал центральную часть Латинской Америки.

Исследовал побережье Северной Америки (остров Ньюфаундленд)

Фернан Магеллан

В 1519-1921 гг. совершил первое кругосветное путешествие, доказав наличие единого мирового океана.

Берхард Варен

Абель Тасман

Первым среди известных европейских исследователей достиг берегов Новой Зеландии, Фиджи, а также побережья Австралии.

Семен Дежнев

Исследователь Северной и Северо-Восточной Сибири

новое время

Витус Беринг

Исследователь Камчатки. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской, достигнув берегов Северной Америки

Василий Татищев

Выделил историческую географию

Михаил Ломоносов

Заложил географические основы изучения России, геологии и происхождения Земли.

Возглавлял три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Изучил Австралию и Новую Зеландию. Предположил существования Южного материка (Антарктида).

Беллинзгаузен и Лазарев

Роберт Пири

Покорение Северного полюса Земли

Рауль Амудсен и Роберт Скотт

Первооткрыватели Южного полюса Земли. Экспедиция Скотта трагически погибла во время возвращения. Амудсен первый человек покоривший оба полюса Земли.

эпоха дифференциации знаний

Александр фон Гумбольт

Разработал карты и их распределение, дал обоснование климатологии как науки.

Иван Крузенштерн

Возглавил первую русскую кругосветную экспедицию

Карл Риттер

Основоположник общественной и социально-экономической географии, ввёл понятие землеведение

Николай Пржевальский

Географическое и естественно-историческое исследование горных систем Центральной Азии. Один из крупнейших климатологов XIX века

Н.Н. Миклухо-Маклай

Антрополог-этнограф и натуралист-путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

П. Семенов-Тянь Шанский

Создал экономическое районирование России

Александр Воейков

Василий Докучаев

Основоположник почвоведения и географии почв

Владимир Вернадский

Внёс вклад в развитие биосферы, доказал переход биосферы в ноосферу

Николай Баранский

Развитие экологической географии, обосновал для неё место в системе географических наук

Основоположник отечественного карстоведения

современный этап познания Земли

Жак Ив Кусто

Океанограф-натуралист. Изобрел акваланг

Первые покорители Эвереста. До них было предпринято 50 безуспешных экспедиций.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ШКОЛА ГЕОГРАФА - ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для учеников 5-6 классов

Рабочая программа курса составлена на основе ФГОС второго поколения, примерных программ по учебным предметам (География 5 - 9 классов), базисного учебного плана, рабочей программы по географии и требованиям к результатам обучения.

Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.

Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.

Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом дея­тельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.

Внеурочная деятельность по географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.

Одним из развивающих направлений в области организации курсаявляется проведение экскурсий. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).

Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач обучения:

· знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

· формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

· активизировать познавательную деятельность школьников;

· повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;

· формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России;

· развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

· побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;

· курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.

сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

научить приемам ориентирования на местности, работы с картой

и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Курс рассчитан на 70 часов: 35 учебных часа в 5 и 35 в 6 классах (из расчёта 1 час в неделю). При активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах.

Организуя учебный процесс по географии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

· чтение и анализ исторических, географических и политических карт;

· анализ и синтез статистических материалов;

· составление карт и комментариев к ним;

· создание простейших моделей географических приборов;

· определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием современных девайсов;

· выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним признаком с использование яндекс-карт и google maps ;

· участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;

· интерпретация результатов исследований;

Формы подведения итогов и реализации программы

-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);

-индивидуальное моделирование и конструирование;

-анализ источников информации

-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

Результатом исследовательской деятельности является:

- участие в заседаниях научного общества НАУКОГРАД;

- участие в школьной научно-практической конференции;

Ожидаемые результаты:

1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся;

2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы;

3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии;

4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса;

5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся.

Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.

Календарно-тематическое планирование школы географа - исследователя

Темы занятия

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата по факту

Географическое познание нашей планеты

Введение . Школа географа-следопыта

Географ-следопыт

Построение модели и проведение опыта, показывающего шарообразность Земли

Зарождение древней географии. Построение модели, с помощью которой можно увидеть как в один и тот же момент времени территория Древнего Египта освещалась Солнцем. (из наблюдений Эратосфена)

Работа с виртуальным атласом мира

Предметные Сборка модели и проведение опыта, показывающего шарообразность Земли.

Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный результат.

Познавательные Устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации , анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

Личностные будут сформирован: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Географ-следопыт

Изготовление гномона и знакомство с принципом его работы

Наблюдения – метод географической науки.

Наблюдение – способ изучения географических объектов и процессов.

Предметные Изготовление модели гномона. Проведение наблюдения за изменением тени гномона Изготовление солнечных часов.

Регулятивные Самостоятельно для себя определять новые задачи в познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, выдвигать решения проблемы, осознавать конечный . результат.

Познавательные устанавливать аналогии , причинно-следственные связи; определять необходимых сведений, производить поиск информации ,анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

Личностные будут сформированы: осознанное, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


португальский мореплаватель, который в 1488 году в поисках удобного направления в Индию обогнул Африку, открыл мыс Доброй Надежды и стал первым европейцем, оказавшимся в водах Индийского океана.

Христофор Колумб

именно с его именем связывают открытие в 1492 году целого континента – Америки.

Васко да Гама

командующий португальской экспедицией, которому в 1498 году удалось проложить прямой торговый путь из Европы в Азию.

Васка Нуньенс Бальбоа

в 1513 году отважному испанцу первому удалось пересечь Панамский перешеек и открыть Тихий океан.

Фернан Магеллан

первый в истории человек, который в 1519-1522 годах совершил кругосветное путешествие, доказав тем самым, что Земля имеет форму шара.

Абель Тасман

голландец, который открыл западному миру Австралию и Новую Зеландию в 1642-1643 годах.

Семен Дежнев

русский путешественник и землепроходец, который смог найти пролив, соединяющий Азию с Северной Америкой.В его честь названа крайняя восточная точка материка Евразия и России – мыс Дежнева.

Афанасий Никитин

англичанин, который в 1770 году исследовал восточное побережье Австралии. Описал много ранее неизвестных видов растений и животных.

Фаддей Беллинсгаузен

русские моряки в 1820 году открыли Антарктиду, а также многие острова в водах Антарктики.

Михаил Лазарев

Ермак Тимофеевич

русский землепроходец, в 1581 году с дружиной перешел Уральские горы, положил начало исследованию Сибири.

Иван Москвитин

русский землепроходец, в 1639 году вышел к берегам Охотского моря.

Витус Беринг

датчанин на русской службе, через 100 лет после С. Дежнева вновь открыл пролив между Евразией и Северной Америкой. В его честь пролив и был назван – Берингов.

Василий Поярков

русский землепроходец, в 1644 г. отряд которого разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошел по Амуру.

Ерофей Хабаров

русский землепроходец, который в 1650 годуосновал первые укрепления на берегах Амура.

Руал Амудсен

норвежец, в 1911 году поднял флаг на Южном полюсе.

Роберт Пири

американец, первым достиг Северного полюса в 1909 году.


-75%

Вопрос по географии:

Школа географа-исследователя.
На основе приложения 2 учебника, дополнительных источников географической информации и ресурсов Интернета заполните таблицу.

Изображение к вопросу

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 14.04.2018 00:24
  • География
  • remove_red_eye 8609
  • thumb_up 15
Ответы и объяснения 1

1699-1701гг. Семён Ремезов. Составил первый в России аталас "Чертёжная книга Сибири", состоящий из 23 карт Сибири и Севера европейской части. При составлении аталса были использованы все собранные к тому времени материалы.

Витус Беринг. Экспедиция на Камчатку и Курилы(1719-1721гг.), Первая Камчатская экспедиция(1725-1730гг.), Великая Северная экспедиция(1733-1743гг.). В результате работы экспедиции был вторично открыт пролив иежду Азией и Америкой, исследованы побережья от острова Вайгач до Камчатки и Курил, составлены подробные и точные карты. Совершилось второе открытие Сибири и Дальнего Востока. в 1745г. был создан Атлас Российской империи.

Василий Татищев. Провел районирование России, разработал систему карт, составил первое географическое описание России.

Михаил Ломоносов. Составил программу академических экспедиций. Одной из идей была идея проторения дороги в Китай и Индию через центральную часть акватории Ледовитого океана.

Крузенштерн, Лисанский, Головнин, Врангель, Коцебу, Литке. были совершены важные открытия в Тихом океане и у Северных берегов Америки, проведены обширные океанические наблюдения. в 1819-1821гг. состоялась экспедиция Белинсгаузена и Лазарева, в результате которой 28 января 1820г. была открыта Антарктида.

1932г. Шпидт и Воронин. На ледокольном пароходе "Сибиряков" впервые в истории прошла Северным морским путем из Архангельска в Петропавловск-Камчатский в одну навигацию, обогнув Северную Земля с севера.

1920-1930гг. Обручев. Открыт Тунгусский каменноугольный бассейн, изучена огромная горная система названная в честь Черского.

Читайте также: