Сжатое изложение прочитайте отрывок из очерка паустовского страна за онегой от 3 лица

Обновлено: 07.07.2024

Сжатое изложение. Прочитайте отрывок из очерка К. Паустовского Страна за Онегой. Какой смысл имеет предложение Отчизна во мне затоскует в этом тексте? Напишите изложение от 3-го лица, сократив текст в два раза. Какие подробности описания можно исключить? О чём можно сказать более коротко (лаконично) Как-то ранешным летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черёмуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.

В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком бельё. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валёк и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветочки, травки, колосья, какие-то птицы.

Захарова не сходу согласилась петь. Я напеваю, сказала она, когда отчизна во мне затоскует. Я не сообразил. Ну, как для тебя это объяснить, хотимый, огорчилась Захарова. Вот другой раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед очами, как серебряный плат. Лист на осине и тот трепещет. И так-то сладостно станет на сердце, затоскует отчизна во мне, и я запою.

Я догадался. Сказительница нарекала тоской по отчизне то чувство, которое мы, мещане, называем любовью. Очевидно, это значит, что чувство родной страны доходит до таковой остроты, что требует безотлагательного выражения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Сжатое изложение – это воспроизведение текста, при котором исключаются второстепенные детали, но сохраняется основная мысль и основное содержание текста.)

У: Верно, при написании сжатого изложения, действительно, убирается второстепенная информация, а остается только главная. Значит, при анализе текста нам необходимо выделить главную информацию и второстепенные детали, которые мы сможем сократить. Необходимо помнить, что при написании изложения допускается замена лица, от которого ведется повествование.

2. Подготовительная работа к восприятию текста.

(Очерк – это литературное произведение, где описываются какие-либо жизненные события.)

У: Действительно, К.Г.Паустовский рассказывает о своем путешествии по северным местам, о встречах с разными людьми.

3. Выразительное чтение текста учителем (упражнение № 52).

У: Сейчас я вам прочитаю текст, а вы попытайтесь определить основную мысль и смысловые части в тексте.

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.

В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.

Я догадался. Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

4. Беседа по содержанию текста.

У: Скажите, пожалуйста, какова же основная мысль текста?

(Автор рассказывает об одной сказительнице, с которой познакомился в одной из деревень, и с помощью ее образа говорит нам о необходимости любви к Родине.)

У: Верно. Запишите основную мысль в тетрадь.

У: Скажите, а кому предназначен этот текст?

У: какова авторская задача в тексте?

(Помочь читателям вспомнить о своей Родине и задуматься о том, что необходимо любить то место, где ты родился.)

У: Как вы думаете, какой тип текста (речи) выбирает автор?

(Повествование и описание.)

У: А все ли слова в тексте вам знакомы? Кто такая сказительница?

(Рассказчица народных сказок, исполнительница былин.)

У: Что такое оконный наличник?

(Наличник – это накладная планка на оконном проеме,)

У: А что же такое валёк (катала вальком белье)?

(Валёк – длинный, плоский, слегка выгнутый брусок с рукояткой для катания белья на скалке, для выбивания белья при стирке.)

У: Что означает слово плат?

(Плат – это платок.)

(Это когда человек вспоминает о своей Родине, думает о чем-то хорошем и ему хочется свои чувства как-то выразить.)

У: А правильно ли построена фраза с точки зрения русского языка?

У: А как будет правильно?

(Я затоскую по Родине.)

(Потому что во фразе писателя Родина – это что-то внутри человека, а в первой фразе Родина существует отдельно.)

У: А в каком значении употреблены слова: тоска, затоскую в данном тексте?

У: А как бы вы озаглавили данный текст?

(Любовь к Родине, тоска по Родине.)

5. Работа по сжатию текста.

У: Сколько микротем в данном тексте?

У: Озаглавьте каждую микротему. (План на доске и в тетрадях у детей.)

У: Посмотрите, пожалуйста, отражает ли наш план основную мысль текста?

У: Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное.

(Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.)

Записать в тетрадь (план).

У: Какие детали в этой части не важны для раскрытия основной мысли?

(Было холодно, цвела черемуха.)

У: Хорошо, а какой прием сокращения текста мы использовали?

У: Верно, мы убрали (исключили) второстепенную информацию, оставив только главную.

У: Прочитайте второй отрывок в тексте. Выделите, пожалуйста, главное в этой микротеме, исключая второстепенные детали.

У: Но способ исключения можно использовать и по-другому. Для сжатия текста можно исключить второстепенные члены предложения (обстоятельства, определения). В каких предложениях мы можем это сделать?

(Почти в каждом предложении.)

У: Что же у вас получилось?

(Мне показали высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Старуха катала вальком белье. Она увидела меня и отложила валек, на котором были вырезаны узоры.)

Записать в таблицу.

У: Выразительно прочитайте этот фрагмент еще раз.

У: В этой части много предложений с прямой речью. Чтобы сжать такой отрывок, обычно используют прием обобщения. Попробуйте передать суть третьей части, не используя предложений с прямой речью. Расскажите, что происходит в этой части своими словами.

(Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Она огорчилась и растолковала мне, что для песни нужно особое настроение.)

Записать в тетрадь.

У: Прочитайте выразительно последнюю микротему. Найдите, пожалуйста, ключевые слова для понимания содержания этой части и выпишите их.

(Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение.)

У: Хорошо, а сейчас перечитайте фрагмент еще раз и, пользуясь ключевыми словами, устно перескажите эту микротему.

Пересказ, 2-3 человека.

У: Какие предложения мы можем упростить? Как заменить предложение с приложением?

(Оставить только горожане.)

У: Как можно изменить структуру последнего предложения?

(Исключить вводное слово, заменить сложное предложение простым.)

У: Что же у нас получилось?

(Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое горожане называют любовью. Это острое чувство требует немедленного выражения.)

6. Работа с языковыми средствами связи.

У: Прочитайте, пожалуйста, фразы во второй колонке нашей таблицы. Можно ли это назвать текстом?

(Нет, так как нет связей между частями текста.)

У: Верно, для того, чтобы получился текст, вы должны подобрать средства связи между частями текста. Это могут быть синонимы, местоимения, союзы. Запишем их в нашу таблицу.

7. Повторное чтение учителем текста.

8. Написание сжатого изложения.

У: Прежде чем вы начнете работать, не забудьте, что основную мысль при написании сжатого изложения нужно сохранить. Обратите внимание, что мы пишем изложение от 3 лица. Удачи вам!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель обучающая: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи: 1) подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, понимания основной мысли; научить видеть структуру текста.

2) научить школьников писать сжатое изложение, используя основные приемы сжатия текста.

(Сжатое изложение – это воспроизведение текста, при котором исключаются второстепенные детали, но сохраняется основная мысль и основное содержание текста.)

У: Верно, при написании сжатого изложения, действительно, убирается второстепенная информация, а остается только главная. Значит, при анализе текста нам необходимо выделить главную информацию и второстепенные детали, которые мы сможем сократить. Необходимо помнить, что при написании изложения допускается замена лица, от которого ведется повествование.

2. Подготовительная работа к восприятию текста.

(Очерк – это литературное произведение, где описываются какие-либо жизненные события.)

У: Действительно, К.Г.Паустовский рассказывает о своем путешествии по северным местам, о встречах с разными людьми.

3. Выразительное чтение текста учителем (упражнение № 52).

У: Сейчас я вам прочитаю текст, а вы попытайтесь определить основную мысль и смысловые части в тексте.

Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветением.

В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком белье. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валек и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.

Я догадался. Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

4. Беседа по содержанию текста.

У: Скажите, пожалуйста, какова же основная мысль текста?

(Автор рассказывает об одной сказительнице, с которой познакомился в одной из деревень, и с помощью ее образа говорит нам о необходимости любви к Родине.)

У: Верно. Запишите основную мысль в тетрадь.

У: Скажите, а кому предназначен этот текст?

У: какова авторская задача в тексте?

(Помочь читателям вспомнить о своей Родине и задуматься о том, что необходимо любить то место, где ты родился.)

У: Как вы думаете, какой тип текста (речи) выбирает автор?

(Повествование и описание.)

У: А все ли слова в тексте вам знакомы? Кто такая сказительница?

(Рассказчица народных сказок, исполнительница былин.)

У: Что такое оконный наличник?

(Наличник – это накладная планка на оконном проеме,)

У: А что же такое валёк (катала вальком белье)?

(Валёк – длинный, плоский, слегка выгнутый брусок с рукояткой для катания белья на скалке, для выбивания белья при стирке.)

У: Что означает слово плат?

(Плат – это платок.)

(Это когда человек вспоминает о своей Родине, думает о чем-то хорошем и ему хочется свои чувства как-то выразить.)

У: А правильно ли построена фраза с точки зрения русского языка?

У: А как будет правильно?

(Я затоскую по Родине.)

(Потому что во фразе писателя Родина – это что-то внутри человека, а в первой фразе Родина существует отдельно.)

У: А в каком значении употреблены слова: тоска, затоскую в данном тексте?

У: А как бы вы озаглавили данный текст?

(Любовь к Родине, тоска по Родине.)

5. Работа по сжатию текста.

У: Сколько микротем в данном тексте?

У: Озаглавьте каждую микротему. (План на доске и в тетрадях у детей.)

У: Посмотрите, пожалуйста, отражает ли наш план основную мысль текста?

У: Прочитайте выразительно этот фрагмент текста еще раз, попробуйте отметить в этой микротеме главное.

(Ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой.)

Записать в тетрадь (план).

У: Какие детали в этой части не важны для раскрытия основной мысли?

(Было холодно, цвела черемуха.)

У: Хорошо, а какой прием сокращения текста мы использовали?

У: Верно, мы убрали (исключили) второстепенную информацию, оставив только главную.

У: Прочитайте второй отрывок в тексте. Выделите, пожалуйста, главное в этой микротеме, исключая второстепенные детали.

У: Но способ исключения можно использовать и по-другому. Для сжатия текста можно исключить второстепенные члены предложения (обстоятельства, определения). В каких предложениях мы можем это сделать?

(Почти в каждом предложении.)

У: Что же у вас получилось?

(Мне показали высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Старуха катала вальком белье. Она увидела меня и отложила валек, на котором были вырезаны узоры.)

Записать в таблицу.

У: Выразительно прочитайте этот фрагмент еще раз.

У: В этой части много предложений с прямой речью. Чтобы сжать такой отрывок, обычно используют прием обобщения. Попробуйте передать суть третьей части, не используя предложений с прямой речью. Расскажите, что происходит в этой части своими словами.

(Захарова не сразу согласилась петь. Она сказала, что поет только тогда, когда Родина в ней затоскует. Я не понял. Она огорчилась и растолковала мне, что для песни нужно особое настроение.)

Записать в тетрадь.

У: Прочитайте выразительно последнюю микротему. Найдите, пожалуйста, ключевые слова для понимания содержания этой части и выпишите их.

(Тоска по Родине, мы, горожане, любовь, чувство родной страны, острота, немедленное выражение.)

У: Хорошо, а сейчас перечитайте фрагмент еще раз и, пользуясь ключевыми словами, устно перескажите эту микротему.

Пересказ, 2-3 человека.

У: Какие предложения мы можем упростить? Как заменить предложение с приложением?

(Оставить только горожане.)

У: Как можно изменить структуру последнего предложения?

(Исключить вводное слово, заменить сложное предложение простым.)

У: Что же у нас получилось?

(Сказительница называла тоской по Родине то чувство, которое горожане называют любовью. Это острое чувство требует немедленного выражения.)

6. Работа с языковыми средствами связи.

У: Прочитайте, пожалуйста, фразы во второй колонке нашей таблицы. Можно ли это назвать текстом?

(Нет, так как нет связей между частями текста.)

У: Верно, для того, чтобы получился текст, вы должны подобрать средства связи между частями текста. Это могут быть синонимы, местоимения, союзы. Запишем их в нашу таблицу.

7. Повторное чтение учителем текста.

8. Написание сжатого изложения.

У: Прежде чем вы начнете работать, не забудьте, что основную мысль при написании сжатого изложения нужно сохранить. Обратите внимание, что мы пишем изложение от 3 лица. Удачи вам!

Прочитайте отрывок из очерка К. Г. Паустовского "Страна за Онегой". Напишите сжатое изложение от 3-го лица.
Как-то ранним летом я приехал в одну из заонежских деревень к сказительнице Захаровой. Цвела черёмуха, и было холодно. Летние холода на севере всегда совпадают с этим цветение.
В деревне мне показали срубленную из толстой сосны высокую избу Захаровой с резьбой на оконных наличниках. Во дворе румяная старуха катала вальком бельё. Это и была Захарова. Она увидела меня, отложила валёк и вытерла потное лицо. На вальке были вырезаны цветы, травы, колосья, какие-то птицы.
Захарова не сразу согласилась петь. "Я пою, - сказала она, - когда родина во мне затоскует". Я не понял. "Ну, как тебе это растолковать, желанный, - огорчилась Захарова. - Вот иной раз к вечеру выйдешь на озеро. Лежит оно перед глазами, как серебряный плат. Лист на осине - и тот трепещет. И так - то сладко на сердце, затоскует родина во мне, и я запою".
Я догадался. Сказительница называла тоской по родине то чувство, которое мы, горожане, называем любовью. Очевидно, это означает, что чувство родной страны доходит до такой остроты, что требует немедленного выражения.

Помогите пожалуйста, срочно!

Держи ;)
однажды, он приехал в деревню к сказительнице Захаровой. Цвела черемуха, и было холодно. Соседи ему показали избу Захаровой. Когда она его заметила, то сразу отложила свою работу. Но спеть ему ,Захарова согласилась не сразу. Она так объяснила: " Я пою,когда родина во мне затоскует.". Сначало, он не понял её слов. Но сказительница ему пояснила, что тоску по родине,горожане называют любовью. И тогда он догадался, что чувство требует выражения, когда оно доходит до остроты

Читайте также: