Сюжетно ролевая игра по экологии в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: воспитатель Сигаева Олеся Александровна
Цель: формирование заботливого отношения к лесу и его жителям.
Задачи:
Образовательная: знакомить с некоторыми правилами поведения в лесу и знаками, их обозначающие (не топтать цветы, не мусорить, осторожно! клещ); продолжать знакомить с правилами поведения в автобусе.
Развивающая: развивать коммуникативные навыки (умение распределять роли без создания конфликтных ситуаций); вызывать у детей эмоциональный отклик во время проигрывания ролей и отражать их мимике, жестах, позах; формировать умение использовать в игре предметы – заменители (стулья, деньги, билеты, руль, рабочий инвентарь)
способствовать формированию диалогической речи, обогащению словарного запаса.
Воспитательная: способствовать формированию доброжелательного, бережного отношения к лесу; ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Оборудование и материалы: атрибутика для автобуса, предметы-заменители –деньги, билеты, атрибутика для помощников леса (шарфики, рукавицы на каждого, мешок для мусора, знаки) атрибутика леса (голубая ткань – ручей, гимнастическая доска – мостик, ширма- деревья леса, цветочная поляна- покрывало с нашитыми тканевыми цветами, мусор – бумага, пластик), мультимедийна презентация.
Предварительная работа: разучивание считалок, стихов о цветах, повторение правил поведения в автобусе, в лесу.

Способствование развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.

1. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;

2. Формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, физические качества, самостоятельность и ответственность ребёнка;

3. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

- прогулки в лес, на пруд, луг.

- беседы о правилах поведения людей в природе.

- чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, о работе пожарных и спасателей.

- воронёнок Петя (мягкая игрушка).

- врачи, спасатели, санитары, пожарники, полицейские.

Обогащение и активизация словаря:

- патруль, происшествие, эвакуация, милосердие, бедствие.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, приветствуют их и строятся вокруг воспитателя.

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь:

Совместное распределение ролей, раздача атрибутов, определение расположения игрового пространства, проговаривание примерных игровых действий, речевых оборотов, правил поведения в природе.

- Я буду начальником спасательной операции.

- Но, чтобы попасть в лес, нам нужно пройти следующие препятствия:

2) проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу;

3) перепрыгнуть с кочки на кочку на двух ногах.

- Пожарные, тушите скорее огонь. Спасатели переносите пострадавших зверей в машину и везите их в больницу. В больнице девочки – ветеринары лечат зверей. Санитары оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.

Воспитатель собирает детей вокруг себя:

- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как мы сегодня дружно играли и сумели помочь лесным жителям. Жаль, что бывают такие люди, которые не умеют обращаться с огнем. Давайте подведем итог:

- Можно ли разводить огонь в лесу? (не желательно) Но, если все-таки пришлось его развести то, что нужно сделать? (потушить) Чем? (залить водой или засыпать землей, песком).

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Цель: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.

Задачи: ознакомить детей с трудом животновода; воспитывать интерес и доброе отношение к животным.

Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.

Примечание. Если ИОС проводилась в группе, педагог может не разбирать сооруженные фермы, дошкольники воспользуются им для самостоятельной игры.

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Цель: уточнение представления детей о лесе, о поляне;

Задачи: показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать Доброжелательное отношение ко всему живому.

Цель: ознакомление детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнение значения её для всего живого.

1. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

2. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

1. Игровой : (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты) .

2. Практический : (опыты) .

3. Словесный: (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера) .

2. Чтение, сказок познавательного характера.

3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд) .

Материала и оборудование:

1. Инвентарь для опытов: стаканы с водой по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, зелёнка, марганцовка.

2. Кукла Незнайка

Воспитатель: Сегодня я шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел и плакал. Я у него спросила, что произошло, и он мне рассказал, что совсем ничего не знает о воде. И я решила помочь ему, и привела его к нам. Незнайка, наши ребята еще тоже немного знают о свойствах воды. Давайте вместе будем изучать.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое вода? (Ответы детей).

Вода – это жидкость, предназначенная для питья. Из воды состоит всё живое. Без воды мы (люди, животные, растения) погибнем.

А теперь мы с вами ребята попробуем перелить воду из одного стакана в другой.

Вывод: вода – это жидкость, её можно переливать, пить.

Воспитатель: Ребята, а у воды есть цвет? (Ответы детей).

Нам понадобиться лист бумаги, стакан воды, и молока.

Воспитатель: А, молоко, какого цвета? (Ответы детей). А вода имеет цвет?

Вывод: вода бесцветная.

Нам понадобиться 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Воспитатель: Сейчас я коснусь волшебной палочкой воды, и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Вода изменила свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.

Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А ребята тебе Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай.

- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить.

- Вода не имеет запаха.

Незнайка: Спасибо, теперь я всё знаю о воде.

Воспитатель: Ребята давайте расскажем Незнайке, что воду нужно беречь.

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.

Незнайка: Спасибо, ребята, я много узнал, о воде.

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Цель: расширение представления дошкольников о диких животных; ознакомление с животными, занесенными в Красную книгу.

Завершающими объектами осмотра могут быть животные, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством (белогрудый медведь, лошадь Пржевальского, снежный барс, уссурийский тигр, гепард, кавказский леопард). Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

Цель: ознакомление детей с суровым климатом Севера, животными, обитающими в тех краях, их приспособленностью к трудным условиям жизни.

Задачи: дать представление об их жизни в летний период. Сообщить о том, что белый медведь охраняется всеми государствами. Развивать воображение детей, их игровые умения.

Подготовка состоит в следующем: необходимо собрать как можно больше сведений о Севере (книги, рисунки, фотографии), принести их в детский сад, всем вместе рассмотреть. Проследить по глобусу (или карте) маршрут экспедиции. Перед долгой дорогой надо потренироваться - научиться преодолевать различные препятствия, ведь исследователям придется идти узкими тропами, в обход ледяных нагромождений, прыгать через расщелины в горах. К экспедиции следует подготовить оснащение каждому участнику: рюкзак, теплый комбинезон (условно любая теплая одежда), защитные очки, фотоаппарат, бинокль или подзорную трубу (игровая атрибутика). Нужны также сухой паек (маленькая шоколадка, печенье) и медицинская аптечка для оказания первой помощи.

С момента чтения письма начинается вхождение детей в воображаемую экспедицию на Север. Осуществляя реалистично все этапы подготовки, воспитатель поддерживает и углубляет игровую ситуацию.

Перед началом игры воспитатель готовит экипаж самолета из трех-четырех ребят (первый и второй пилоты, бортмеханик, стюардесса). Пилот должен хорошо знать маршрут полета. Он ведет самолет - летит впереди всех с расправленными крыльями (руками). По бокам от него находятся второй пилот и бортмеханик, которые держат в руках бумажные вертушки (пропеллеры). Стюардесса проверяет готовность участников экспедиции к полету.

В тундре участникам экспедиции встречается пастух-оленевод (эту роль исполняет взрослый), который хорошо знает местные условия и знакомит путешественников с северным краем. Рассказывает ребятам о тундре. Показывает им следы белого медведя на льдине. Обращает внимание на плавающего тюленя. Предлагает затаиться и понаблюдать за белым медведем, который показался вдали на льдине. Руководитель экспедиции советует ребятам надеть очки, чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили глаза. Просит проверить одежду,

Помогает тем, кто поскользнулся и упал. Напоминает, чтобы дети фотографировали животных, их следы, пейзаж, чаще смотрели в бинокли и подзорные трубы, дабы не пропустить что-нибудь интересное.

Руководитель экспедиции рассказывает о том, что в последнее время развелось много белых медведей, которые теперь охраняются государством, на них нельзя охотиться. Таким образом, люди спасли медведей от вымирания.

Цель: формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность.

Образовательные задачи:

1. Формировать представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственной модели поведения человека в природе.

2. Систематизировать знания детей о лесе, реке, животном и растительном мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе;

3. Обогащать словарный запас детей: патруль, эколог, экологическая катастрофа.

4. Совершенствовать навыки игровой деятельности детей: распределять роли, выбирать атрибуты для игры, планировать игровую деятельность и производить игровые действия в соответствии с намеченным планом.

Развивающие задачи:

1. Создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития игровой и познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

2. Развивать коммуникативные навыки;

3. Способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения;

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях; способность умение применять нравственные нормы на практике);

2. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда.

3. Воспитывать уважение к деятельности защитников природы.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемый результат: развитие предпосылок экологического сознания ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы.

Предполагаемые роли: ветеринары, спасатели, ученые-экологи.

Примерные игровые действия:

• изучение экологической обстановки (пробы воды, лесного покрова и т. д.);

• работы по исправлению экологической ситуации: очистка водоема (реки, спасение животных, добавление рыб в реку, приготовление еды.

Ход игры:

Воспитатель привлекает детей к себе:

Воспитатель: Дети, а что такое катастрофа? (ответы детей) Какие катастрофы вы знаете? (пожар, землятрясение, наводнение) Правильно. Ребята, в телеграмме лесные обитатели пишут об экологической катастрофе. Что это такое, как вы думаете? (дети высказывают свои суждения) Да, это серьезное бедствие, которое случается в природе, когда страдают леса, реки, животные, птицы, насекомые. А, часто и совсем пропадают. Экологические катастрофы часто происходят по вине людей и наносят непоправимый вред природе. Например, люди строят заводы и фабрики, которые выпускают в воздух дым, а в воду разные вредные вещества, вырубают леса, в которых водятся животные и птицы. Все это приводит к экологической катастрофе в природе.

Воспитатель: Но дорога туда нелегка. Давайте рассмотрим карту местности.

(Рассматривают карту, на ней изображены лес, река и набольшая полянка у реки)

Воспитатель: Ребята, что вы видите на карте?

Воспитатель: А дорогу вы видите?

Воспитатель: На чём же мы можем туда добраться? (предположения детей – на вездеходе, внедорожнике, самолете, вертолете).

Воспитатель: Правильно, туда можно добраться только на вертолёте! Ребята, давайте мы с вами создадим экологический патруль – скорую спасательную экспедицию и отправимся на место происшествия. Как вы думаете, люди, каких профессий занимаются экологическими катастрофами?

Дети: спасатели, ветеринары, экологи.

Воспитатель: Кто такие экологи? (дети рассказывают)

Воспитатель добавляет или поясняет, если ответы неполные: Экологи - ученые, которые изучают природную среду, берут пробы воды, почвы, образцы растений. Они исследуют их и делают выводы, как можно помочь природе. Кто из вас кем будет?

Дети распределяют роли, высказывают свои желания. Совместно выбирается главный спасатель. Воспитатель помогает с выбором, принимает на себя роль начальника спасательной экспедиции.

Воспитатель: А теперь пора приготовиться к путешествию!

Воспитатель интересуется, что нужно взять с собой и предлагает загрузить все необходимые материалы и вещи в спасательный сундук.

Дети переодеваются, собирают все необходимое, сооружают вертолет из стульев, загружают в него все необходимое оборудование и строятся возле вертолета.

Главный спасатель: Команда к полету на место происшествия готова? Занять место в вертолете!

Воспитатель: Пока мы летим, давайте выясним, чем мы займемся.

Дети совместно с начальником спасательной экспедиции обсуждают план действий:

- После прибытия на место, нам нужно выяснить, что же произошло.

- Спасателям провести спасательные действия.

- Экологам взять пробы воды в реке и провести исследования, взять образцы растений в лесу и выяснить, в каком состоянии находится лес.

- Ветеринарам оказать помощь пострадавшим животным.

Воспитатель: Задача ясна?

Воспитатель: Чтобы нам быть на связи, я даю вам рации. Держитесь на связи! Докладывайте мне о том, что происходит по рации.

Главный спасатель: Мы приближаемся к месту. Приготовиться к посадке!

Дети выходят из вертолёта, перед ними река и лес, по берегу реки разбросаны ветки, хворост, в реке плавают пятна нефти (бензина, мусор, пустые бутылки. В лесу разбросан мусор, лежат больные звери.

Главный спасатель командует приступить к своим обязанностям. Игра начинается.

- Воспитатель (начальник экспедиции) со спасателем или ветеринаром разбивает лагерь, ставит палатку.

- Экологи проводят исследования воды в реке, растений в лесу.

- Ветеринары обследуют пострадавших животных, относят их для лечения в лагерь и там оказывают первую помощь животным.

- Спасатели собирают мусор в ведра, убирают из реки бензиновые пятна.

- После того, как вода очищена, эколог делает повторные пробы воды, которые показывают, что вода стала чистой и дает распоряжение выпустить в воду рыбу.

- Эколог, исследующий растения, сообщает о результатах и сажает новые растения.

- Главный спасатель докладывает о том, что работа по очистке реки закончена.

- Воспитатель (начальник патруля) дает команду: А сейчас нам пора возвращаться. Прошу всех собрать свои вещи и пройти на посадку в вертолёт.

Во время полета проводится обсуждение проделанной работы.

Воспитатель расспрашивает спасателей, о том, что они обнаружили на месте экологической катастрофы на реке.

- Что вы увидели на берегах реки и в воде? Почему это произошло? Кто виноват в засорении реки?

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (ответы детей)

- Что вы сделали, чтобы вода стала чище? (ответы детей)

- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (ответы детей)

- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

Воспитатель: Что же произошло в лесу? От чего пострадали животные? (ответы детей) Что нужно делать, чтобы в лесу было чище?

- Правильно. Леса – это легкие нашей планеты, наше богатство. Нужно бережно относиться к нему, при посещении леса гасить за собой костры, убирать весь мусор, не разрушать гнезда, муравейники, места обитания диких животных.

(После посадки, дети выстраиваются возле вертолёта).

- Ребята, вам понравилась работа нашего экологического патруля? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

- Кому помогали? (ответы детей)

- Что нового узнали? (ответы детей)

- Какой вывод мы сегодня сделали? (ответы детей) Берегите, ребята, природу!

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Картотека сюжетно – ролевых игр

по формированию экологических представлений

для среднего дошкольного возраста

6 Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений

для детей среднего дошкольного возраста

Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.

Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.

Цель: Формировать представление о том, что из овощей варят суп, расширить знания об овощах. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Муляжи овощей, игрушечная посуда, кукла.

Ход игры: Воспитатель предлагает вспомнить, как дети ходили в магазин за овощами. И предлагает вместе с куклой Катей приготовить овощной суп. Все действия должны проговариваться. После приготовления супа, воспитатель предлагает его попробовать.

Цель: Пополнять знания детей о профессии строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Оборудование: Крупный строительный материал, машины, подъемный кран, зверушки для обыгрывания постройки.

Цель: Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры : Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры.

Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения

Ход игры: Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка?

Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю?

Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок.

Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые.

Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.

Цель: Продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.

Оборудование: Игрушки: петух, утка, гусь, курица, аудиозаписи, картинки с изображением домашних птиц.

Ход игры: Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в деревню Простоквашино на птичий двор. Посмотрите сколько здесь домашних птиц. Кто это? А как она кричит? Давайте все превратимся в птицу (гусь, курица, петух и тд.) Мы с вами их покормим.(В этой игре можно использовать маски птиц).

Цель : Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Предметы-заместители, игрушки.

Цель : Развивать у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитывать любви к природе.

Оборудование: Листики.

Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных . Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.

Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.

Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них.

Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу.

Воспитатель: Хороший теремок получился?

Воспитатель: А теперь мы должны решить, кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой!

Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают объигрывать сказку.

Оборудование: Куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра (сначала доктор – это воспитатель), остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Оборудование: Колокольчик, шапочки-маски.

Колокольчик позвени!

Детей в зайчишек преврати!

Затем колокольчик звенит, и дети превращаются в самих себя.

Цель : Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Предметы-заместители, игрушки.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану. Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. Давайте вы будите моими котятами.

Оборудование: Колокольчик, шапочки-маски.

Колокольчик позвени!

Детей в деревья преврати!

Детям надеваются шапочки-маски. Воспитатель выражает удивление по поводу появления сказочных деревьев. Аналогичным образом дети превращаются в цветочки. Затем колокольчик звенит, и дети превращаются в самих себя.

На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

1. Углублять знания детей о разных профессиях: пожарниых, спасателях, о ветеринарных врачах.

2. Развивать умение входить в определённый образ, выполнять разнообразные имитации движения.

3. Углубить представление детей о причинах возникновения пожара.

4. Развивать связную диалогическую речь, логическое мышление.

5. Расширять словарь за счёт имён существительных: бедствие, происшествие, рация, эвакуация, милосердие, огнетушитель. За счёт имён прилагательных: пожарны1й, ветеринарный, пострадавшие.

6. Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

7. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Познавательная деятельность:

Прогулки в лес, на реку, озеро, луг.

Беседа о правилах поведения людей в природе.

Ознакомление с художественной литературой:

Подвижные игры с элементами имитации:

Оборудование:

спортивное оборудование: наклонная доска, маты, перекладина, дуга и пр.

Сопутствующие игры:

Предполагаемые роли:

Обогащение и активизация словаря:

1. Дети смотрят мультфильм по телевизору.

Тревога! В лесу пожар! 2 раза

Звери и птицы попали в беду!

Требуется срочная помощь!

Воспитатель: Ребята, нужна помощь! Поможем?

Воспитатель: Тогда спасатели, пожарные, врачи – срочно на выезд!

Пожарник I: Есть на выезд!

Воспитатель: Приготовиться к тушению пожара.

Пожарник II: Есть приготовиться к тушению пожара!

Воспитатель: Надеть спасательные костюмы!

Спасатель I: Есть надеть спасательные костюмы!

Воспитатель: По машинам!

Спасатель II: Есть по машинам!

(Дети надевают костюмы, халаты и идут в лес.)

Воспитатель: Медики, приготовиться к приёму пострадавших зверей и птиц, к оказанию помощи.

Воспитатель: Приступить к тушению пожара!

(Дети разворачивают рукава, начинают тушить).

Воспитатель: Первый! Первый! Я – пятый! Как слышите?

Пожарник I: Пятый! Пятый! Я – первый! Слышу вас хорошо.

Воспитатель: Доложите обстановку!

Пожарник II: Сильное задымление. Плохая видимость. Тушу деревья (берёзу). Пострадало много зверей и птиц. Нужна помощь спасателей.

Воспитатель: Спасатели! Срочно приступить к работе! Срочно приступить к работе! Животные нуждаются в вашей помощи!

Спасатель I: Вас поняли, приступаем к работе!

1) Спасатель II: - Посмотри белочка! Сейчас мы ей поможем!

(белочка) I: - Потерпи немножко, моя хорошая!

II: - Что у тебя болит? Наверное, лапка.

I: - Видишь, на ней ранка. Давай, поднимай!

II: - Понесли в больницу!

2) Спасатель I: - А вот лисичка!

(лисичка) II: - Посмотри, у неё хвостик обгорел.

I: - Бери её аккуратнее. Клади на носилки.

II: - Тебе, наверное, больно? Потерпи, скоро тебя полечат.

3) Спасатель I: - Маму – белку спасли, а вот и бельчонок.

(бельчонок) II: - Сидит, бедненький, дрожит.

I: - Давай его осмотрим.

II: - Да он не обгорел! Только сильно испугался!

I: - Давай отнесём его в ветеринарную лечебницу!

II: - А зачем? Он же не пострадал?

I: - Там же его мама. Без нее он погибнет!

II: - Ты иди ищи других зверей, а я отнесу его в больницу.

Воспитатель: Прием! Прием! Доложите, как идёт спасение зверей? Кого уже удалось спасти?

Спасатель I: Спасли белку с бельчонком и лисичку.

Воспитатель: Продолжайте работать!

4) Спасатель II: Посмотри, а вот зайчик. У него обгорело ушко.

I: Надо ему помочь.

II: Ой, да у него обгорели оба ушка.

I: Скорее надо вести его в больницу!

5) Спасатель I: Смотри, кого я нашел!

II: Да это же медвежонок.

I: Он плачет. Наверное, потому, что потерял свою маму.

II: А может ему больно? Давай посмотрим.

I: Конечно больно, ведь у него болит спинка.

II: Клади его осторожнее на животик, понесли.

I: Не спеши, иди аккуратнее, а то медвежонку будет больно.

6) Спасатель II: А это, кто забился в уголок?

II: Смотри, олененок! Он еще совсем маленький!

I: Что с ним? Он не может идти.

II: У него сломана ножка. Посмотри, мне кажется,

I: Маленький, хорошенький. Сейчас мы тебе поможем. Всё будут хорошо.

Воспитатель: Прием! Прием! Спасатели, доложите обстановку!

Спасатель II: Пятый! Пятый! Докладываю: спасение зверей из леса закончено.

Воспитатель: Хорошо. Возвращайтесь на базу.

Воспитатель: Пожарные прием! Как дела с тушением пожара?

Пожарный: Тушение пожара в лесу закончено.

Воспитатель: Хорошо! Пожарные рукава свернуть.

Пожарный: Есть свернуть пожарные рукава!

Воспитатель: Пожарным вернуться на базу.

3. Ветеринарная лечебница.

Воспитатель: Алло! Алло! Прием я руководитель. Прошу соединить меня с главным врачом вет. лечебницы. Как обстоят дела с пострадавшими животными?

Врач: Я главный врач веет. лечебницы. Докладываю: всем пострадавшим животным оказываем необходимую медицинскую помощь.

Воспитатель: Лекарств, бинтов, инструментов хватает?

Врач: Да, все необходимое есть.

Воспитатель: Продолжайте!

4. Пожарные и спасатели ставят машины на стоянку, берут угощения и идут проведывать больных зверей.

Медвежонку – мёд (малину).

Читайте также: