Святополк и светлана легенда краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Повествует летопись и о мудрой княгине Ольге, вдове Игоря, отомстившей древлянам за убийство мужа. Приводится рассказ, созданный в традиции устных народных преданий, о четырех отмщениях древлянам за смерть Игоря.

В первый раз древляне послали в Киев послов с предложением Ольге выйти замуж за их князя Мала. Они пришли с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие. Пойди замуж за князя нашего, за Мала". Сказала же им Ольга: "Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в нее, величаясь. Утром я пошлю за вами, а вы говорите: “Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье”" 1 . Одновременно Ольга приказала выкопать возле своего терема глубокую яму, а на утро послала княгиня за гостями и сказали им: "Зовет вас Ольга для чести великой". И понесли их в ладье, и принесли их во двор к Ольге и бросили вместе с ладьей в яму. И, подойдя к краю ямы, Ольга спросила: "Хороша ли вам честь?" Они ответили: "Пуще нам Игоревой смерти". Повелела княгиня засыпать их живыми, что и было сделано. Так оказала Ольга послам "честь великую", проявив мудрость и языческую изощренность. Еще три раза Ольга мстила доверчивым древлянам.

Княгиня Ольга

Во второй раз она попросила прислать ей лучших мужей, чтобы с великой честью пойти замуж за древлянского князя, и для пришедших послов приказала приготовить баню со словами: "вымывшись, придите ко мне". Но когда истопили баню, то повелела Ольга поджечь ее вместе с древлянами, которые там и сгорели.

На третий раз послала Ольга древлянам послов и сказала им: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и устрою ему тризну" 2 . Наивные древляне в очередной раз поверили княгине и принесли "множество медов и заварили их". Древляне принялись пить, а когда они опьянели, приказала она своей дружине "рубить" древлян. Летописец сообщает, что "иссекли их пять тысяч", а Ольга вернулась в Киев и собрала войско против оставшихся древлян.

Искусно готовит Ольга и последнюю, четвертую месть за мужа. Осадив столицу древлян, княгиня вдруг объявила о своей милости и востребовала "ничтожную" дань по три голубя и воробья с каждого двора. Обрадованные древляне принесли птиц, а Ольга задумала изощренную расправу: она приказала привязать к лапкам птиц трут (высушенный гриб-трутовик), а затем поджечь его. "Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись, – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы".

Так, по преданию, Ольга отомстила за смерть мужа. Автор подробно, в деталях описывает все это, живо изображая события, раскрывая народное начало мудрости княгини Ольги.



Святополк по прозвищу Окаянный – был приемным сыном киевского князя Владимира I . Будущий князь киевский родился приблизительно около 979 года и получил имя Петр при крещении. Настоящим отцом Святополка являлся Ярополк Святославич. Судя по всему, князь Владимир взял в жены вдову погибшего Ярополка, по-видимому она уже была беременна. Родившегося Святополка, Владимир называл родным сыном. Владимир отдал Туровские земли, граничащие с Польшей, на княжение Святополку приблизительно в 990 году. Помимо Турова Святополк Окаянный владел Древлянской землей и Пинском.

Вступление на престол

В 1015 году 15 июля Владимир неожиданно скончался. Так как Святополк на тот момент находился в Киеве, он стоял ближе всех к власти. Он обрел долгожданную свободу и при поддержке народа и бояр стал князем Киева. Находясь в Киеве, Святополк начал чеканить именные монеты – сребреники. В летописи того времени сохранилась запись, о том, как Святополк задабривал киевлян подарками, чтобы получить поддержку, раньше, чем объявятся остальные братья. Горожане принимали подарки, но все равно не были рады новому князю. Все ждали ответа от любимого сына Владимира - Бориса, находящегося в этот момент в военном походе. Киевляне при жизни Владимира были уверены в том, что престол достанется именно Борису. Святополк знал, что его положение слишком шаткое, и решил пойти на крайние меры – устранение братьев.

Борьба за власть

Согласно летописным источникам Святополк послал людей из своего окружения убить Бориса. Борис не сопротивлялся убийцам, его еще раненого, но еще живого планировали привезти к новоиспеченному киевскому князю. Но Святополк отдал приказ уничтожить брата, и Борис встретил смерть на реке Альте. А Глеба он позвал к себе в Киев именем отца и приказал убить его по дороге. На пути Святополка к абсолютной власти оставались еще Святослав и Ярослав (Мудрый). Святослав пытался бежать от смерти в Венгрию, но каратели настигли его. За братоубийство Святополк был прозван Окаянным. Ярослав не хотел мириться таким положением дел. Вследствие чего, между братьями в 1016 году завязалась борьба, итогом противостояния стала победа Ярослава. Одержав победу, Ярослав захватил власть в Киеве.

Святополк удалился в Польшу, где нашел союзников для новой борьбы с братом. Ему оказали помощь воины Болеслава и в 1018 году Святополк вторгся в Киев. Ярослав был вынужден отступить в Новгород. Добившийся своей цели Святополк отказался содержать польские войска и вскоре после победы разорвал союз с ними. Этот поступок не понравился многим боярам, и они покинули Киев вместе с поляками. Так Святополк постепенно лишился необходимой военной поддержки, и по этой причине сбежал из Киева. В этот момент Ярослав вместе с варяжскими воинами предпринял поход против Святополка. В свою очередь Святополк заручился поддержкой других союзников – печенегов и вместе с ними сражался с братом в ключевой битве на реке Альте. Войска Святополка были разбиты, а сам он бежал к печенегам. Во время побега он сошел с ума и не мог сидеть на коне из-за паралича. Дальнейшая судьба его неизвестна, вероятнее всего он погиб примерно в 1019 году между границами Чехии и Польши. Несмотря на отрицательную роль в летописях, именем Святополк продолжают называть детей киевских князей.

Как появился на свет Окаянный Святополк?

В молодости князь Владимир грешил много, буйно отмечал он свои подвиги и победы. Как утверждают древние источники, он изнасиловал и забрал в свой гарем жену, убитого им брата Ярополка, некую гречанку. От нее и родился мальчик около 979 года. Был ли он сыном Ярополка или Владимира, в те времена определить никто не брался, но Владимир считал его родным.

И нельзя сказать, чтобы Владимир худо обращался с ним. Может, тревожило князя чувство вины за поруганную брата жену, но только уже в девять лет, совсем мальчонкой, поставил он Святополка на престол в городе Туров.

Начало смуты и убийство Бориса

К тому времени, примерно к 1014-му году, между Ярославом, князем Новгорода, и его отцом Владимиром разгорается нешуточное противоборство. Ярослав, прокняжив в Новгороде всего год, решает не платить более дань Киеву, а жить своим умом и возможностями. Владимир возмущен, и решается идти войной на своего непокорного сына. Вот-вот случится страшное кровопролитие! Но неожиданно Владимир-креститель заболевает и умирает. И вот тут-то Святополк, оказавшийся вдруг в Киеве, решает повернуть игру по-своему и захватывает киевский престол.

Святополк посылает письмо своему брату Борису, который в тот момент был занят походом на печенегов. Но поход не задался. Печенеги бежали, а все войско Борисово возвращалось обратно в Ростов свежим и здоровым. Святополк пишет письмо Борису, о том, что отец умер, а он сел на престол Киевский, и что любит он брата, и хочет мира. Войско Бориса уговаривает своего предводителя идти на Киев и сбросить старшего брата с престола, незаконно им занятого, но Борис отказывается, руководствуясь тем, что Святополк все-таки брат. Соратникам и воинам Бориса такая позиция князя не понравилась, и они покинули его.

А в те же сутки по наущению и приказу Святополка молодого князя Бориса убили, проткнув копьями. Так началось грозное время междоусобиц. По одной из легенд, когда Бориса, уже мертвого, везли в Киев к Святополку, юный князь неожиданно пришел в себя и поднял голову, но один из приспешников Окаянного добил его мечом.

Убийства братьев и сражения с Ярославом

Летописцы далее не жалеют красок, и мы вскоре узнаем, что Святополк посылает письмо своему брату Глебу, о том, что их отец Владимир очень болен, и требуется, чтобы Глеб, как можно быстрее явился в Киев. Но Владимир к тому времени умер! Узнав об этом, Ярослав посылает Глебу предупреждение о ловушке, в которую может угодить Глеб.

Удивительно, конечно, как быстро все узнает Ярослав, и как далее, очень быстро отправляет Святополк убийц и к Глебу, которого зарежет собственный слуга. Тело Глеба похоронят где-то в пустом поле, в простом гробу.

За братом Святославом Древлянским так же была устроена погоня. Святослав хотел скрыться в Карпатах, но был схвачен и зарезан возле города Сколе.

С 1015 по 1018 (по другим данным между 1016 и 1019) – время сражений между Святополком и Ярославом. В летописях есть описание двух битв между ними. Данилевский пишет, что битвы эти так похожи, что возникает мысль об одном сражении, описанном разными очевидцами. Но в этих схватках, осадах и сражениях, побеждает Ярослав.

Мы не будем описывать подробно все перипетии борьбы между Ярославом и Окаянным Святополком. Интересен другой момент: действительно ли Святополк убил братьев, и почему же он исчез на 25 лет из хроник летописцев.

Где был Святополк 25 лет?

Согласно хроникам, Святополк, женившись еще при жизни Владимира на польской княжне, был заточен в тюрьму, вместе со своей супругой и ее духовником. По мнению исследователей, Святополк был уличен в заговоре против Владимира, а потому лишился свободы. Бежал он незадолго до смерти своего отца, и, вооружившись войсками и поддержкой тестя, очень вовремя явился в Киев, как раз к смертному часу Владимира.

Стремился ли автор быть точным, исторически правдивым, во всем фактически достоверным, в своей работе или все же переоценивал себя. Фильм -благодатная нива-по этой теме действительно очень мало кинематографического материала, поэтому любой опыт полезен. Судя по титрам и по пояснениям, сделанным текстуально и заметкам фильм напичкан энциклопедичностью, которую еще нужно было изобразить во все экранное время, а на поверку мать Бориса и Глеба оказывается из булгар- а не византийская Багрянородная.

Предательство Ярополка Блудом тоже красноречиво показано и согласуется с картинами по этой теме. Сам тот факт, что актер Филиппенко играет Святополка и Ярополка подчеркивает их кровное родство и отчасти характер.

Бывают такие моменты –когда официальная правда становится пошлой. Не потому что мода на то чтобы вывернуть историю наизнанку. Голливуд в каждом фильме про древнегреческий пантеон перевирает мифы и легенды Древней Греции. Любой толчок или попытка пересмотреть официальную версию в нашей историографии и ревизионисткий подход представляет угрозу устоям-тем кирпичам и слагаемым нашего внутреннего мира, карточному домику наших представлений об отечественной истории и места в нем человеку-влиянию личности на историю.

Читайте также: