Свидание с птицей краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Рассказы из книги "Ночь"

СВИДАНИЕ С ПТИЦЕЙ

-- Мальчики, домо-ой! Ужинать!

Мальчики, по локоть в песке, подняли головы, очнулись: мама стоит на деревянном крылечке, машет рукой: сюда, сюда, давайте! Из двери пахнет теплом, светом, домашним вечером.

Действительно, уже темно. Сырой песок холодит коленки. Песочные башни, рвы, ходы в подземелья -- все слилось в глухое, неразличимое, без очертаний. Где дорожка, где влажные крапивные заросли, дождевая бочка -- не разобрать. Но на западе еще смутно белеет. И низко над садом, колыхнув вершины темных древесных холмов, проносится судорожный, печальный вздох: это умер день.

Петя быстро нашел на ощупь тяжелые металлические машинки -- краны, грузовички; мама притопывала ногой от нетерпения, держась за ручку двери, а маленький Ленечка еще покапризничал, но и его подхватили, затащили, умыли, вытерли крепким вафельным полотенцем вырывающееся лицо.

Мир и покой в кругу света на белой скатерти. На блюдечках -- веер сыра, веер докторской колбасы, колесики лимона -- будто разломали маленький желтый велосипед; рубиновые огни бродят в варенье.

Перед Петей поставили огромную тарелку с рисовой кашей; тающий остров масла плавает в липком Саргассовом море. Уходи под воду, масляная Атлантида. Никто не спасется. Белые дворцы

с изумрудными чешуйчатыми крышами,' ступенчатые храмы с высокими дверными проемами, прикрытыми струящимися занавесами из павлиньих перьев, золотые огромные статуи, мраморные лестницы, уходящие ступенями глубоко в море, острые серебряные обелиски с надписями на неизвестном языке -- нее, все уйдет под воду. Прозрачные зеленые океанские волны уже лижут уступы храмов; мечутся смуглые обезумевшие люди, плачут дети. Грабители тащат драгоценные, из душистого дерева, сундуки, роняют; развевается ворох летучих одежд. ничего не пригодится, ничего не понадобится, никто не спасется, все скользнет, накренившись, в теплые прозрачные волны. Раскачивается золотая, восьмиэтажная статуя верховного бога с третьим глазом по лбу, с тоской смотрит на восток.

-- Прекрати баловство с едой!

Петя вздрогнул, размешал масло. Дядя Боря, мамин брат, -- мы его не любим -- смотрит недовольно; борода черная, в белых зубах папироса; курит, придвинувшись к двери, приоткрыв щель в коридор. Вечно он пристает, дергает, насмехается --что ему надо?

-- Давайте, пацаны, быстро в постель. Леонид сейчас заснет.

В самом деле, Ленечка опустил носик в кашу, медленно возит ложкой в клейкой гуще. Ну а Петя совершенно не собирается спать. Если дяде Боре хочется свободно курить, пусть идет на крыльцо.

И пусть не лезет в душу.

Съев погибшую Атлантиду, дочиста выскребя ложкой океан, Петя сунул губы в чашку с чаем -- поплыли масляные пятна. Мама унесла заснувшего Ленечку, дядя Боря сел поудобнее, курит открыто. Дым от него идет противный, тяжелый. Тамила -- та всегда курит что-то душистое. Дядя Боря прочел Петины мысли, полез выпытывать:

-- Опять ходил к своей сомнительной приятельнице?

Да, опять. Тамила -- не сомнительная, она заколдованная красавица с волшебным именем, она жила на стеклянной голубой горе с неприступными стенами, на такой высоте, откуда виден весь мир, до четырех столбов с надписями: "Юг", "Восток", "Север", "Запад". Но ее украл красный дракон, полетал с ней по белу свету и завез сюда, в дачный поселок. И теперь она живет в самом дальнем доме, в огромной комнате с верандой, заставленной кадками с вьющимися китайскими розами, заваленной старыми книжками, коробками, шкатулками и подсвечниками, курит тонкие сигаретки из длинного мундштука, звенящего медными колечками, пьет что-то из маленьких рюмочек, качается в кресле и смеется, будто плачет. А на память о драконе носит Тамила черный блестящий халат с широченными рукавами, и на спине -- красный злобный дракон. А черные спутанные волосы висят у нее прямо до ручки кресла. Когда Петя вырастет, он женится на Тамиле, а дядю Борю заточит в башню. Но потом, может быть, пожалеет и выпустит.

Дядя Боря опять прочел Петины мысли, захохотал и запел -- ни для кого, но обидно:

А-а-ана была портнихой,

Па-а-атом пошла на сцену.

И стала -- актрисой!

Нет, нельзя его выпускать из башни. , Мама вернулась к столу.

-- Деда кормили? -- Дядя Боря цыкая зубом как |и в чем не бывало.

Петин дедушка лежал больной в задней комнате, часто дышал, смотрел в низкое окно, тосковал.

-- Не хочет он, -- сказала мама.

-- Не жилец, -- цыкнул дядя Боря. И опять засвистел тот же гнусный мотивчик: тарьям-пам-пам!

Петя сказал "спасибо", ощупал в кармане спичечный коробок с сокровищем и пошел в кровать -- жалеть дедушку и думать о своей жизни. Никто не смеет плохо говорить про Тамилу. Никто ничего не Понимает.

. Петя играл в мяч у дальней дачи, спускающейся к озеру. Жасмин и сирень разрослись так густо, что и калитку не найдешь. Мяч перелетел через кусты и пропал в чужом саду. Петя перелез через забор, пробрался -открылась цветочная лужайка с солнечными часами посредине, просторная веранда -- и там он увидел Тамилу. Она раскачивалась на черном кресле-качалке, в ярко-черном халате, нога на ногу, наливала себе из черной бутылки, и веки у нее были черные и тяжелые, н рот красный.

Привет! -- крикнула Тамила и засмеялась, будто заплакала. -- А я тебя жду!

Мячик лежал у ее ног, у расшитых цветами тапочек. Она качалась взад-вперед, взад-вперед, и синий дымок поднимался из ее позванивающего мундштука, а на халате был пепел.

-- Я тебя жду, -- подтвердила Тамила. -- Ты меня можешь расколдовать? Нет. Что ж ты. А я-то думала. Ну, забирай свой мячик.

Пете хотелось стоять, и смотреть на нее, и слушать, что она еще скажет.

-- А что вы пьете? -- спросил он.

-- Панацею, -- сказала Тамила и выпила еще. -- Лекарство от всех зол и страданий, земных и небесных, от вечернего сомнения, от ночного врага. А ты лимоны любишь?

Петя подумал и сказал: люблю.

-- Ты, когда лимоны будешь есть, косточки для меня собирай, ладно? Если сто тысяч лимонных косточек собрать и бусы нанизать, можно полететь, даже выше деревьев, знаешь? Хочешь, вместе полетим, я одно место покажу, там клад зарыт, только вот слово забыла, каким клад открывается. Может быть, вместе подумаем.

Петя не знал, верить или не верить, но хотелось смотреть и смотреть на нее, как она говорит, как качается в диковинном кресле, как звенят медные колечки. Она его не поддразнивала, не заглядывала в глаза, проверяя: ну как? интересно я рассказываю, а? нравится? Просто качалась и звенела, черная и длинная, и советовалась с Петей, и он понял: это будет его подруга на веки веков.

Он подошел поближе, посмотреть на удивительные кольца, блестевшие на ее руке. Трижды обвила

палец змея с синим глазом, а рядом распласталась, Ми гая серебряная жаба. Змею Тамила сняла и дала посмотреть, а жабу снять не позволила:

-- Что ты, что ты, эту снимешь -- конец мне. Рассыплюсь черным порошком, разнесет ветром. Она меня бережет. Мне ведь семь тысяч лет, а ты как думал?

Это правда, ей семь тысяч лет, но пусть живет, пусть не снимает кольца! Сколько же она всего видела! Она и гибель Атлантиды видела -- пролетали над гибнущим миром в бусах из лимонных косточек. Ее и на костре хотели сжечь, за колдовство, потащили, а она вырвалась -- и под облака: бусы-то на что? А вот дракон украл ее, унес со стеклянной горы, из стеклянного дворца, а бусы там и остались -- висят на зеркале.

-- А ты хочешь на мне жениться? Петя покраснел и сказал: хочу.

-- Договорились. Только не подведи! А наш союз мы скрепим честным словом и шоколадными конфетами

Тамила предлагает мальчику посмотреть книги, кучей сваленные в углу. Петя наугад открывает книгу с цветным рисунком женщины-птицы. По словам Тамилы, это птица Сирин, птица смерти. Ещё есть птица Финист. Птица Алконост сносит одно яйцо очень редко. Кто такое яйцо найдёт, на всю жизнь затоскует о несбыточном. Тамила дарит Пете такое волшебное яйцо. Он хранит его в спичечном коробке. В доме у Томилы Пете можно всё, даже ходить по клумбам и вырезать картинки из книжек.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Ночь Татьяны Толстой

Молодая женщина по имени Нина к своим 35 годам успела побывать замужем и пережить несколько романов. Однако долгожданного женского счастья ей так и не удалось найти ни с одним из мужчин. Нина хочет не просто семейного уюта, а ярких бурных страстей, о каких можно только прочитать в любовных романах.

Главная героиня работает врачом. Ежедневно ей приходится иметь дело с огромным количеством людей. Однажды её пациентом становится Гриша. Мужчина пишет стихи и мечтает выпустить собственный сборник. Грише удаётся совмещать поэтическое ремесло с не слишком романтичной работой дворника. За эту работу поэту обещали собственную квартиру. Нина уверена в том, что новый знакомый и есть тот самый мужчина, которого ей так не хватало в жизни. Не ожидая предложения руки и сердца от Гриши, женщина первая принимает решение о заключении брака. Будучи слабохарактерным, поэт не сопротивляется.

Нина пытается заставить будущего мужа отказаться от общения с друзьями. Наиболее опасными ей кажутся встречи с художницей Лизаветой. Главная героиня не хочет ни с кем делить Гришу. Она тщательно контролирует его работу и уничтожает стихотворения, которые ей не понравились. Однажды Гриша сообщает Нине, что он продал свой скелет Академии наук. Женщина чувствует, что теперь потеряла любимого по-настоящему. После смерти поэта его скелет был превращён в учебное пособие.

Свидание с птицей

Главным героем рассказа стал мальчик Петя. У него есть странная подруга с не менее странным именем – Тамила. Девочку привлекает всё мистическое и фантастическое, а сама она кажется сошедшей со страниц древней сказки ведьмой. Пете очень нравится загадочная Тамила. Мальчик решил жениться на ней, как только станет взрослым.

У Пети тяжело болен дедушка. Тамила рассказывает мальчику про зловещую птицу Сирин, которую нужно опасаться. Каждую ночь эта птица подбирается к дедушке. Но каждый раз мама отгоняет её чёрными кислородными подушками. Однажды Петя заходит в комнату дедушки и застаёт его мёртвым. Мальчик приходит в ужас: если дедушка умер, значит, птица Сирин всё-таки существует.

Характеристика персонажей

Муза Нина

Тотальный контроль заставляет от природы свободолюбивого поэта искать способ избавиться от навязанных отношений. Слабоволие не позволяет Грише просто покинуть свою музу. Он находит более странное решение проблемы и продаёт своё ещё живое тело Академии наук.

Тамила и Петя

Дети, главные герои рассказа, живут в мире, недоступном взрослым. Маме кажется, что Петя шалит, играет едой. На самом деле, тарелка каши для мальчика – океан. Кусочек масла, который лежит сверху, это тонущая Атлантида.

Тамила оказывает влияние на своего маленького друга. Она стремится превратить в сказку всю окружающую их действительность. Петя полностью доверяет девочке. Каждое сказанное ей слово он считает правдой. Смерть дедушки, вероятнее всего, была вызвана естественными причинами. Но главный герой не верит, что старости достаточно, чтобы однажды уйти из жизни. Люди умирают потому, что к ним прилетает волшебная птица Сирин. Никаких других причин уходить из этого мира просто и быть не может.

Главные идеи

Анализ произведений

Нина, безусловно, не находит того, что искала в союзе с поэтом. Гриша слишком слаб для такой сильной, волевой женщины, как она. Но Нина не хочет признаваться себе в том, что и на сей раз она ошиблась с выбором спутника жизни. Она продолжает строить своё счастье, не обращая внимания на то, что это счастье стало клеткой для её возлюбленного.

Биография Татьяны Толстой

В нашей следующей статье вы сможете прочитать биографию Татьяны Толстой, талантливой русской писательнице, публицисту и ведущей, сделавшей огромный вклад в современную литературу.

Сборник Татьяны Толстой “Легкие миры” будет особенно интересен любителям литературы, которые любят читать блоги других людей, их размышления, очерки из социальных сетей.

Сказка – это не просто вымысел, при помощи которого дети пытаются объяснить себе то, что им не понятно. Чудеса, которые придумывает для себя ребёнок, защищают его детство от тех злых волшебниц и монстров, с которыми они ещё пока не готовы столкнуться в мире взрослых.

Цвет – важнейшая зрительная характеристика – активно представлен в творчестве Т. Толстой, что обусловлено ведущей системой представлений автора – визуальной. Специфика творчества Т. Толстой состоит в том, что она предпочитает графический способ изображения художественной действительности, для которого характерен контраст белого и чёрного.

Работа содержит 1 файл

чёрный доклад1.doc

Цвет – важнейшая зрительная характеристика – активно представлен в творчестве Т. Толстой, что обусловлено ведущей системой представлений автора – визуальной. Специфика творчества Т. Толстой состоит в том, что она предпочитает графический способ изображения художественной действительности, для которого характерен контраст белого и чёрного.

С Тамилой связан и другой смысл, который идёт от значения ‘нечистый, связанный с колдовством, нечистой силой’ [Бекова: 1964, с.37]. Для иллюстрации этого Т. Толстая вводит элементы фольклора. Соседка Пети Тамила впервые знакомит героя с таинством смерти, выполняет поворотную функцию в судьбе ребёнка. Она сама разрабатывает миф для объяснений собственных истоков, выстраивая свою автобиографию по сказочному сюжету о невинной девушке, живущей в скале, которую стережёт дракон.

В конце рассказа даны своего рода два приговора, что подчеркнуто на графическом уровне:

«Птица Сирин задушила дедушку.

Несмотря на всё это, нам всё-таки хочется надеяться на то, что детская душа воспрянет, очистится от этой грязи, снова придёт в прежнее состояние.

Читайте также: