Суворов наука побеждать краткое содержание

Обновлено: 21.07.2024

1. Основа войска – это солдат

Штурм Измаила

Принцип Суворова - особое внимание к тренировкам и здоровью, боевому духу и моральному состоянию воина. Солдаты тренировались практически все свободное от сражений время, и занятия были далеко незаурядными и максимально приближенными к условиям боя. Взятие Измаила, одна из величайших побед Суворова, была достигнута именно за счет его изобретательности в тренировке (штурмующие неделю оттачивали свои действия на созданных недалеко от крепости учебных укреплениях).

2. Наступательная тактика.

Бой на Чертовом мосту. Швейцарский поход, 1799 г.

Основа боевого стиля Суворова – это активный маневр, атака и натиск. Возможно, вы видели в кино, как выглядели сражения в середине 18 века? Так как ружья заряжались долго, и заряжались с дула, то выглядело это следующим образом: две цепи противников выстраивались друг напротив друга на расстоянии выстрела и наносили друг по другу ружейные залпы. В некоторых европейских армиях вообще все подготовка свелась к уменьшению скорости заряжания ружья. Суворов, напротив, вернул казалось бы пережиток прошлого: рукопашный бой – но он оказался просто сверх эффективен. Все дело было в оружии: ружейном штыке, которым можно было наносить массу смертельных ударов в короткое время.

Суворов специально тренировал своих бойцов так, чтобы они не боялись идти навстречу ружейному огню. Пока противник делал залп и заряжался для следующего, русские солдаты бегом преодолевали расстояние прицельного огня (а это было где-то 60 шагов, то есть не так много), переходили в штыковую атаку и просто прорубали бреши в строю врага. Очень часто тот начинал сумбурное паническое отступление – и тогда в дело вступала кавалерия. Так было, например в сражении при Рымнике, в котором 25-ти тысячная русско-австрийская армия нанесла просто сокрушительное поражение 100 тысячному турецкому войску именно благодаря острой атакующей тактике.

Тактика Суворова часто (но не всегда) заключалась в ударе и мощном натиске на слабое место строя, как правило, это фланг.


3. Третья составляющая Суворовской науки – скорость.

Битва при Нови, Итальянская кампания Суворова

Речь о скорости не только в бою, но и на марше. Суворовские войска двигались просто с невероятной для того времени быстротой. Во многих битвах он сваливался врагу, как снег на голову, и тут же с марша бросался в яростную атаку. Очень часто это кончалось паническим бегством неприятеля.

Отец солдатам
Отдельно еще бы хотелось сказать о Суворове и его отношениях с солдатами. Я уже упомянул о том, что он никогда себя с ними не разделял, а стойко переносил все тяготы армейской походной жизни, и даже предпочитал их комфорту. Известно письмо его ротного командира отцу Суворова, еще во время службы того с Семеновском полку:

А когда этот принцип, напротив, был поставлен во главу угла: то есть в советское время, провозгласившее социальное равенство людей, наша армия достигла небывалых побед, самой великой из которых конечно является Победа 1945 года.

Воинское искусство Суворова по своему значению и масштабам выходит далеко за национальные рамки, являясь частью мирового воинского наследия.

Александр Суворов всегда оставался преданным патриотом, последовательным и непримиримым борцом за самостоятельный путь развития русского воинского искусства.

Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов

  • Ученье разводное, или пред разводом

Представляет собой примерный план тактическо-строевого обучения войск и предназначено для командиров частей (батальона, полка и выше)

  • Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом

Является тактической памяткой для солдата, в которой изложены не только тактические указания, но и основные правила поведения, служебный и нравственный кодекс русского воина.

Наука побеждать Суворова

Не секрет, что Суворов был сторонником активной наступательной стратегии.

Главной задачей такой стратегии было уничтожение противника.
А бой был средством для решения этой задачи.

Стремительное наступление, атака, удар в штыки – это те формы ведения боя, которые главным образом признавал и использовал великий полководец.

Наука побеждать Суворова

Основы тактической школы

Основы тактической школы Суворова составили правильное соотношение 2-х основных факторов боя: человека и оружия.

Приоритетное значение полководец отвел человеку. А точнее, моральным и боевым качествам русского солдата, воспитанного в сознании воинского долга.

Суворов создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу, целью которой было развитие в солдатах таких качеств, как инициативность, находчивость, сообразительность.

Наука побеждать была всецело направлена на воспитание бойца, сознательно выполняющего свою боевую работу.

Тактика нападения имеет огромное моральное преимущество нападающего перед обороняющимся.

Наука побеждать Суворова

Глазомер

Буквально истолковать слова полководца можно, как необходимость оценки обстановки в результате проведенной на месте разведки.

Быстрота

Самая сильная и самая характерная сторон тактики Суворова. Фактор времени необычайно ценен, особенно на войне.

На войне быстрота действий, как известно, возможна только при условии высокой подвижности войск.

Суворову удавалось достичь изумительной подвижности войск, которая превосходила все общепринятые в то время нормы.

Быстрота движений была необходима Суворову в качестве средства упреждения противника, а также являлась средством тактической внезапности. Но главное, быстрота движений позволяла захватить инициативу в бою.

Суворов был уверен, что тактическая внезапность имеет огромный моральный эффект, являющийся залогом успеха.

Тактическая внезапность нередко позволяла восполнить численный недостаток сил.

Натиск

Однако быстрота и внезапность, считал Суворов, являются только подготовкой условий для натиска.

Натиск, говорил Суворов, это стремительный и сокрушительный удар, совершаемый с полным напряжением всех сил, который завершается преследованием полным разгромом противника, решая исход боя.

Суворов вкладывал в понятие натиска не только физическое действие, но и моральную составляющую, а именно:

    Неудержимый порыв вперед;

Наука побеждать Суворова

Двусторонняя сквозная атака

Особое внимание великий полководец уделял воспитанию воинов, создав собственную методику и систему обучения.

Основой обучения было следование принципу:

Главным пунктом обучения воинов, согласно методике Суворова являлась двусторонняя сквозная атака.

Данный прием не применялся никем до Суворова и имел не только стратегическое, но и воспитательное, и моральное значение.

Сквозная атака вводила солдата в обстановку, максимально приближенную к боевой, и воспитывала в нем порыв двигаться вперед, стремление достать врага в рукопашной схватке.

Согласно методике обучения, разработанной Суворовым для подготовки солдата необходимо было исключить все, что могло:

  • понизить моральный дух воина,
  • вызвать в нем чувство страха, или
  • инстинкт самосохранения.

«В двусторонней сквозной атаке – обороняющаяся сторона встречает атаку огнем, а при подходе атакующего на 30 шагов сама переходит в штыки«.

При этом, об отступлении Суворов запрещал даже помышлять…

Суворов призывал воспитывать в солдатах уверенность в своих силах, чувство непобедимости, ощущения превосходства над любым противником.

Уверенность полководца в своих чудо-богатырях, передавалась солдатам.

Сила воздействия личности Суворова была чрезвычайно велика.

Солдаты безгранично верили в своего полководца и верили каждому его слову.

Суворов мог потребовать от своих воинов огромного физического и морального напряжения, но они не концентрировали свои мысли на трудностях или опасности.

Другими словами, в основе этого замечательного памятника русского военного искусства второй половины XVIII столетия лежит более чем тридцатилетний опыт прославленного фельдмаршала.

Вернувшись с Семилетней войны, во время которой он участвовал в ряде сражений и в занятии немецкой столицы – Берлина, Суворов, обладающий живым умом и наблюдательностью, не мог не заметить всю непригодность для войны насаждавшихся свыше прусских порядков, с их бездушным отношением к солдату.

Суворов осознавал, что слепая исполнительность вкупе с изнуряющей плац-парадной муштрой подавляют лучшие боевые качества русского воина. Он видел, как унизительное раболепие перед иностранными, и в первую очередь прусскими, лжеавторитетами в России стало причиной насаждения чуждых историческим традициям русского военного искусства порядков в армии, что привело к ее ослаблению и упадку. Участвуя в сражениях Семилетней войны под командованием одного из сподвижников Петра I и продолжателя его традиций в военном искусстве фельдмаршала Салтыкова, Суворов ощутил решительное превосходство русской армии над прусской. Еще и поэтому так не терпел он подражания прусским порядкам. Разгром пруссаков под Кунерсдорфом и другие победоносные действия русских войск неопровержимо доказывали абсолютную бездарность столь полюбившейся российским верхам системы Фридриха II.

Когда Суворов вернулся в Россию после Семилетней войны, вся его деятельность была направлена против сохранения в русских войсках всевозможных форм иноземной линейной тактики, а также против обезличения солдата муштрой и палочной дисциплиной. Полководец направляет усилия на то, чтобы найти способы обучения войск, наиболее полно соответствовавшие русской армии как армии национальной, комплектовавшейся, в отличие от наемно-вербовочных армии Западной Европы, на началах воинской повинности.

Окончательная редакция относится к весне – лету 1795 года. Десятки тысяч солдат, унтер-офицеров и офицеров, воевавших с Суворовым, знали памятку наизусть.

В деле сохранилась резолюция, написанная генерал-прокурором князем Алексеем Куракиным под диктовку Павла I:

«Государь Император повелеть соизволил, призвав г-на Антоновского, от которого собрать сие в цензуру представленное и объявить ему, что естли тут намерение его было хвалить графа Суворова, чтоб он суждениями своими ограничил себя в тех пределах, в которых ему быть следует; а естли для хулы намерен был он сие издать, то что оное не с которой стороны ему не годится, что и исполнять по приезде моем в Петербург.

Весьма показательно и то, что такой введенный Суворовым метод обучения, как рассказ с показом, является общепринятым в современной системе обучения войск. Он зиждется на объяснении учебного материала нижним чинам и показе его при необходимости обучающимся на рисунке, схеме, модели или образце вооружения и техники. Военные знания и навыки у обучаемых солдат в последующем совершенствуются в ходе учебной практики и самостоятельной работы.

Наряду с этими правилами второй раздел включает в себя и целый ряд указаний о том, как следует вести бой с противником – разумеется, преисполнившись духом величайшей активности и решительности.

Суворов был решительно против всяческих шаблонов. Он полагал, что подразделения всегда должны применять тот боевой порядок, который соответствует конкретным сложившимся условиям и свойствам конкретного противника.

Весьма интересны также указания, которые Александр Васильевич посвятил поддержанию здоровья солдат, – употребление простой и качественной пищи, соблюдение личной гигиены и опрятности, правильное чередование работы и отдыха. Помимо этого, Суворов настаивал на постоянной деятельности каждого солдата в пределах его обязанностей и в этом видел залог поддержания духовных и физических сил.

Таким образом, выявились все преимущества открытого штурма крепостей по сравнению с господствовавшими тогда в Западной Европе методами овладения крепостями путем длительной осады. И стоит заметить, подготовка войск к штурму проходила как раз-таки в условиях, близких к боевой обстановке. В штурме Измаила были эффективно использованы артиллерия и хорошо налаженное взаимодействие сухопутных войск с флотилией, а также между группами и колоннами. Борьба за Измаил явилась также примером искусного ведения уличных боев.


Александр Суворов выдающийся военный теоретик, стратег и тактик, глубоко понимавшего проблемы военного дела и суть военного искусства. Суворов сформулировал систему взглядов по стратегии и тактике ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, во многом опередившую свое время. Одержав множество побед над различными противниками, Суворов снискал славу непобедимого полководца и обогатил военную практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях.

Опираясь на вековые военные традиции России, Александр Суворов возродил воинское искусство и претворил в жизнь новые требования к организации русской армии, боевой подготовки солдат и знания военного искусства.


Стратегия и тактика Александра Суворова.

Стратегия — это видение перспектив и конечных целей наступательных тактических действий. Стратегические планы военных действий намечают выход на определённые пункты и освобождения территорий от вражеской армии в определённые стратегией сроки. Основным способом осуществления стратегических планов Суворов считал активные и решительные военные действия, массированное наступление армии на важнейших направлениях и уничтожение армии противника в открытом бою.

Отдавая предпочтение наступлению, Суворов считал возможным иногда прибегать к обороне и даже к отступлению в интересах сохранения войск от удара превосходящих сил противника.

Суворов был не только талантливым военным стратегом, но и не превзойдённым тактиком.

Тактика — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск. Тактическим новшеством Суворова были артиллерийские обстрелы противника перед началом наступления армейских колонн. Особой заслугой Суворова было совершенствование тактики наступления армейских колонн в сочетании с рассыпным строем, штыковым ударом и рукопашным боем. Этот способ ведения боя был не известен в западном военном искусстве.

Суворовская тактика основывалась на тщательной агентурной и военной разведке, тщательном учёте обстановки, передвижении войск и ресурсов противника, быстроте, внезапности военных действий. Тактика быстрого и внезапного нападения имеет огромное моральное преимущество нападающего над обороняющимся противником.


Чему следует учить солдат и командиров во время воинских учений? Александр Суворов перечислил главные направления воинского обучения: глазомер, быстрота, натиск, целеустремленность, простота, наступательность.

Глазомер – это качество Суворов считал одним из важнейших, как для офицеров, так и для солдат. Суть глазомера заключается в проведении разведки на местности и в умении правильно оценить ситуацию в бою, для правильного принятия решения и последующего действия с учётом необходимого времени.

Быстрота самая сильная и самая характерная сторона тактики Суворова. Время необычайно ценно на войне. Суворов говорил:

На войне быстрота действий возможна только при условии высокой подвижности войск.

Суворову удавалось достичь изумительной подвижности войск, которая превосходила все общепринятые в то время нормы.

Быстрота движения армии Суворова, даже при меньшей численности, поражала грозного противника, ошеломляла врага внезапностью действий, что позволяло захватить инициативу в бою, что являлось тактическим залогом победы.


Суворова ценил время и всегда использовал его максимально эффективна.Накануне сражения Суворов продумал план будущей баталии до малейших деталей, поминутно планируя действия своих войск. Успешный пример претворения продуманных действий – штурм Измаила. Все поставленные задачи были выполнены точно и в срок всеми войсковыми подразделениями. И как результат – взятие неприступной крепости меньшими силами с минимальными потерями.

Натиск — неудержимый порыв вперёд.

Однако быстрота и внезапность наступления, считал Суворов, являются только подготовкой условий для натиска.

Натиск, -говорил Суворов, — это стремительный и сокрушительный удар, совершаемый с полным напряжением всех сил, который завершается преследованием полным разгромом противника, решая исход боя.

Натиск Суворова – это принцип бесстрашного действия, ведущего армию к победе.

Суворов возвёл натиск в систему и на учениях довёл его исполнение до технического совершенства. Полководец очень тщательно продумывал этапы последовательного натиска на неприятеля, всегда оставляя за собой инициативу боя, независимо, от того, на чьей стороне находится численный перевес.

Натиск предполагает такое качество личности, как несокрушимую веру в свои силы и упорство в достижении цели – качество, которое Суворов в высоко ценил в русских солдатах. Инструкции к военным действиям он давал всегда очень подробно, живо и эмоционально:

Простота действия должна быть понятна каждому солдату. Гениальное всегда просто. Суворов учил солдат и офицеров простым тактическим приёмам наступления и обороны и методам боя, в ходе постоянных учебных военных тренировок доводил их выполнение до автоматизма и полного совершенства, и эта тактика его никогда не подводила.

Суворов учил своих солдат и офицеров только тому, что реально может пригодиться в ходе боевых действий. Излюбленный прием обучения войск для Суворова – это сквозные атаки: пехота на пехоту, конница на конницу, пехота на конницу.

На воинских учениях Суворов требовал от подчиненных ясного понимания сути стоящих перед ними задач.

После сражения два-три часа длился анализ боевых действий, с критикой неудачных действий и поощрением успешных воинских манёвров.

В войсках каждый командир отвечал за обучение своих солдат, к обучению привлекали и ветеранов воинской службы – экзирцимейстеры из рядового состава, имеющих большой опыт. Суворов также всячески поощрял самостоятельную военную подготовку офицеров, подавая им в этом пример, рекомендуя к чтению, самые передовые источники военной мысли.


Нравственному воспитанию личного состава Суворов уделял не меньше внимания, чем профессиональному военному делу. Высокий моральный дух верных ему войск явился той основой, на которой зиждется непобедимая мощь его войск. Как ему это удавалось? За проступки, позорящие честь русского солдата и офицера Суворов, в целом не слишком суровый в наказаниях карал очень строго. Известен случай, когда в ходе итальянской кампании два офицера русской армии обокрали раненого французского генерала, находящегося в плену. Суворов приказал их обоих разжаловать в солдаты и прогнать сквозь строй.

Победоносное служение Отечеству невозможно без честного имени, слов и действий.

Суворов сам был религиозным человеком и развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Ни одно крупное сражение у него не начиналось без церковной службы, которая чаще всего, в силу суворовской стремительности совершалась не перед боем, а вместе с боем. Неграмотных солдат он учил молитвам.

Воспитывая мужество и волю к победе в войсках, полководец должен заботиться о нравственном здоровье войск, искренней вере в Бога и в праведность поступков, ведущих к победе.

Суворов придавал важнейшее значение христианскому осмыслению солдатского долга и всего поведения Русской армии как христолюбивого воинства. Он наставлял солдат:

Так Суворов чувствовал значение Русского православного царства как оплота Божией Истины в мире. Так надо понимать и его знаменитый возглас:

Беспощадный к врагам на поле боя, он был очень милосерден к ним после их поражения: плененных поляков просто отпускал домой, плененным французам возвращал их шпаги.

Во времена, когда к солдату было принято относиться как к неодушевленному предмету, Суворов себя с гордостью называл солдатом, и говорил о том, что солдат для отечества превыше всего.

военные походы- Суворова

Суворов создал передовую систему воспитания и обучения войск, он был убеждён, что человек является решающим фактором победы. Суворов считал бесцельной и бессмысленной солдатскую муштру, стремился пробудить в солдатах чувство национального самосознания и любовь к Родине, приучить их к смелым, инициативным и искусным действиям в самых разнообразных условиях боевой обстановки.

Суворов создал собственную тактическую и военно-воспитательную школу, целью которой было развитие в солдатах таких качеств, как инициативность, находчивость, сообразительность.

Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат ежедневным довольствием, питанием и дровами для обогрева в походе. Суворов проявлял гуманное отношение к мирному населению и пленным, сурово наказывал за мародерство.

Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского человека, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства.

Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова, демонстрирующих эту веру:

— Мы русские, мы всё одолеем;
— От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может;
— Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет;
— Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать;
— Покажи на деле, что ты русский!
— Россиянин отличается верой, верностью и рассудком;
— Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. -Там, где не пройдёт олень, все равно пройдёт русский солдат;

Эта вера удесятерила его собственные силы и силы его солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда в несколько раз превосходящие силы противника.

Читая эти суворовские слова, удивляешься тому, как же быстро мы растеряли его драгоценное суворовское наследство веры в свою непобедимость. Тем не менее, не все потеряно, пока жива память. В наших жилах течет та же суворовская кровь.

Мы русские — этим все сказано.

Легендарный Швейцарский поход 21 тысячной русской армии под командованием Александра Суворова (10 [21] сентября — 27 сентября [8 октября] 1799 года) через швейцарские Альпы за 17 дней, стал образцом военного искусства, показавшего силу, натиск, быстроту передвижения и внезапность появления русской армии перед противником.


Русская армия успешно прошла Сен-Готард — самый важный перевал горного массива Швейцарских Альп, расположенный в самом центре Европы, на пересечении важных европейских путей.

Переход Суворова через Альпы, стал ярчайшей демонстрацией силы духа русского солдата. За этот поход, вошедший в историю под именем Швейцарского, государь Император Павел Петрович пожаловал Суворова званием генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Санкт-Петербурге.


Сила воздействия личности Суворова на солдат русской армии была чрезвычайно велика. Уверенность полководца в своих чудо-богатырях, передавалась солдатам.

переход через альпы 1799

Духом победы дышит каждое распоряжение Суворова, каждая инструкция, в которой нет и намека на современные воинские уставы, в которых больше, прусского следа, чем русского Суворовского. Вот пример Суворовской инструкции по штурму крепости:

Всё, всегда и везде у Суворова заканчивается победой и подробными инструкциями, что и как делать после разгрома врага. Такие слова как поражение и отступление вообще отсутствовали в его словаре. Ежедневный развод у него всегда заканчивался словами:

Бодрость, Смелость, Храбрость, Победа, Слава, слава, слава!

Швецарский поход суворова через альпы

Суворовские заповеди:

1. Приучайся к деятельности неутомимой. Деятельность есть величайшее из всех достоинств.

2. Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.

3. Ученье свет, а неученье – тьма. Необходимо непрерывное образование себя с помощью чтения.

4. Ближайшая к действию цель лучше дальней. (о тактике)

5. Время драгоценнее всего. Стоянием города не берут.

6. Смотри на дело в целом. (о стратегии)

7. Ноша службы легка, когда дружно подымают.


Суворов был одним из самых образованных военных деятелей XVIII века, он прекрасно знал философию, историю, математику, инженерное дело и фортификационное искусство. Он в совершенстве владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким языками, немного говорил по-арабски и по персидски.

Полководец внимательно следил за ходом военных и политических событий в Западной Европе, читал, и анализировал политические и экономические статьи многих иностранных газет, журналов, научных изданий.

Независимость суждений Суворова, его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со стороны правительства и были поводом для тайного надзора, опалы и постоянных унижений.
Патриотизм Суворова был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокий боевой воинский дух и способности русского воина в военный талант своих подчинённых.

Полководческая деятельность Суворова оставила глубокий след в истории русской армии. Последователь Петра I и ученик П. А. Румянцева, Суворов воспитал плеяду замечательных русских полководцев и военачальников, среди которых наиболее выдающимися были М. И. Кутузов и П. И. Багратион. На идеях Суворова были воспитаны Д. А. Милютин, М. И. Драгомиров, А. А. Брусилов и другие известные русские военные деятели.

Наука побеждать актуальна и по сей день и должна быть настольной книгой каждого защитника Родины, от солдата до главнокомандующего.

Читайте также: