Гонцы из неволи краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Авраменко, Александр Иванович.
Гонцы из неволи : Повесть. [О пионерах-героях Ш. Кобере и В. Хоменко. Для сред. школ. возраста] / Александр Авраменко; [Пер. с укр. З. Большак. - М. : Мол. гвардия, 1981. - 208 с. : ил.; 17 см. - (Юные герои).

(Юные герои)
Пионеры в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (д. л.)
Партизанское движение в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - УССР (д. л.)
Дети-герои (д. л.)
Шифр хранения:
FB М 81-9/337
FB М 81-9/338
Электронный заказ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проект "Дети войны в литературе"

(по произведениям отечественной литературы)

Выполнила: Жиркова Ирена,

ученица 11 класса.

Руководитель: Константинова А.А,

учитель русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы

II. Основная часть

Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов

(По повести В. Дубровина "Мальчишки в сорок первом")

1.2. Юный разведчик.

(По повести В. Богомолова "Иван")

1.3. Отважная Ёлка.

(По повести С. Баруздина "Её зовут Ёлка")

Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.

2.1. Результаты анкетирования

IV. Список литературы

Их силуэты почти не видны,

В маршах их голос совсем не приметен -

Дети Великой и страшной войны.

Может герои, но, в сущности - дети.

В мае берёзки свежи и стройны,

Солнце для всех одинаково светит…

Чистая жертва для грязной войны -

Дети живые, погибшие дети.

Актуальность выбранной темы

Проблема чтения осознается в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

С целью сохранения и повышения читательской компетентности обучающихся 10, 11 классы совместно с родителями работают по проекту "Семейное чтение".

Все учащиеся 10, 11 класса читают одно произведение художественной литературы в неделю из рекомендуемого перечня произведений по проекту.

В этом году исполняется 75 лет со дня Великой Победы над самой страшной войной человечества. В преддверии этой даты в нашей школе и в классах запланировано и проводится много мероприятий: просмотр документальных фильмов, встреча с участниками боевых сражений, конкурсы чтецов стихотворений и прочтение книг о войне. Материал о Великой Отечественной войне очень заинтересовал меня и моих одноклассников.

По проекту мы прочитали много интересных книг о наших ровесниках - современниках. Но не менее важно знать и о судьбах тех моих ровесников, которые подарили нам счастливое и светлое будущее. Подвиги детей на войне заслуживают не меньшего уважения, чем подвиги взрослых. Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек в красных галстуках, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать сегодня каждый из нас.

Открывая для себя героические страницы литературы, я глубоко заинтересовалась подвигом отважных "детей войны".

В произведениях писателей изображена правда о героической судьбе моих ровесников в годы Великой Отечественной войны. Сегодняшние школьники мало читают произведений о войне, не знают о подвигах своих сверстников.

Для современных детей и подростков Великая Отечественная война - это далекая история. Чтение детской литературы о войне поможет нам осознать важность сохранения памяти у нынешних и грядущих поколений о истории Отчизны, воспитать на примере героических поступков "детей войны" чувство патриотизма и любви к Родине.

Цель проекта:

Расширить свои знания о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны, осмыслить истоки героизма, нравственной силы, преданности Родине маленьких героев путем прочтения произведений русской литературы. Выяснить, знают ли мои ровесники о подвигах юных героев-антифашистов.

1. Изучить художественную литературу по данной теме.

2. Проанализировать характер, поступки героев, проследить за их судьбой.

3. Выяснить сходство или различие причин, побудивших маленьких героев выступить на защиту Родины.

4. Выявить авторское отношение к изображаемому.

5. Дать свою оценку произведениям.

6. Узнать, что известно современным школьникам о молодых героях Великой Отечественной войны.

7. Заинтересовать одноклассников чтением книг о войне.

Объект исследования - художественные произведения о подвиге моих сверстников на войне:

1. Виктор Дубровин. Повесть "Мальчишки в сорок первом"

2. Владимир Богомолов. Повесть "Иван".

3. Сергей Баруздин. Повесть "Её зовут Ёлкой".

Методы проведения исследования:

1. Анализ художественной литературы.

2. Сравнительный метод.

3. Описательный метод.

Новизна проекта заключается в том, что, принимая участие в проекте "Семейное чтение" и читая книги о сверстниках, мы обязаны узнать имена своих ровесников-освободителей, ценой своей жизни завоевавших Победу ради нашего счастливого будущего. Сейчас необходимо приобщать подрастающее поколение к чтению произведений о войне.

Практическая значимость проекта заключается в том, что результаты моей работы можно использовать на уроках по обсуждению книг по проекту "Семейное чтение", на читательской конференции; список произведений о войне будет рекомендован моим одноклассникам для самостоятельного прочтения.

Продукт проекта

Рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне для детей среднего возраста.

II. Основная часть

Глава 1. Анализ произведений о подвиге юных героев-антифашистов.

1.1. Дети блокады.

(По повести Виктора Дубровина "Мальчишки в сорок первом")

Это повесть о юных ленинградцах, оставшихся в блокированном городе в годы Великой Отечественной войны. Беспечные и озорные в начале повести, герои проходят через большие испытания, которые заставили их, быть может, рано повзрослеть, но не пасть духом.

Повествование ведется от имени мальчика Володи. Его сестру Галю и пса Пирата отправили на Урал вместе со старой маминой приятельницей. Остальная семья осталась в Ленинграде. Тут же остался и лучший друг Володи - Женька, который был большим выдумщиком.

Автобиографичная повесть о детстве в блокадном Ленинграде. Живут себе ленинградские мальчишки, дружат, ссорятся, мирятся, учатся. И вдруг в их жизнь врывается война. Конечно, они хотят бить фашистов, сражаться за свой город, за Родину, представляют себя лётчиками, славными героями. Для них война - захватывающее приключение, мальчишки пока не подозревают, что она принесёт голод, холод, боль утраты, и их жизнь никогда не будет прежней.

Повесть рассказывает не только о детях блокады, но и о том, что всегда нужно оставаться человеком, ценить то, что имеешь, дружить по-настоящему, признавать свои ошибки, уметь прощать и просить прощения и никогда не терять надежду. Такие книги не только помогают узнать исторические факты, но и воспитывают уважение к ветеранам, к нашей истории.

1.2. Юный разведчик

(По повести Владимира Богомолова "Иван")

Главный герой повести В. О. Богомолова - мальчик Иван. Родом он из Гомеля. Погибли его отец и сестрёнка. Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти.

И герой принял решение - мстить врагу, стать полезным нашей армии.

Иван - ещё совсем мальчик: он играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, будто настоящий командир. Он хотел бы остаться ребёнком, но вынужден каждый день смотреть в лицо смерти.

Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна.

Читая о пребывании мальчика в тылу врага, понимаешь, что ему тяжело и страшно: он один, опасные ситуации возникают ежедневно, а совета спросить не у кого. Каким же нужно быть мужественным, волевым человеком - ведь рассчитывать приходилось только на себя. Даже смелый Холин в разговоре с Гальцевым сказал: "Третий год воюешь. И я третий. А в глаза смерти - как Иван! - мы, может, и не заглядывали. За тобой батальон, полк, целая армия. А он один - Ребёнок!"

Холин, Гальцев, Катасоныч - это взрослые друзья Ивана по партизанскому отряду. Они относятся к нему по-отцовски, с нежностью, всё готовы для него сделать, потому что понимают, как опасна работа, которую выполняет мальчик для штаба армии.

1.3. Отважная Ёлка.

(По повести Сергея Баруздина "Её зовут Ёлкой")

Главной героине повести С. Баруздина - Ёлке - в начале произведения 13 лет. Проживает она в подмосковной деревушке с красивым названием Сережки. У Ёлки большая семья, отец осужден "за покушение на общественную собственность". Будучи председателем колхоза, он раздал людям картошку, прихваченную морозом. Ёлку исключили за это из пионеров, но она вопреки всем носила пионерский галстук и хотела вступить в комсомол.

Война изменила девочку. Вместо веселой, озорной пацанки она стала "молчаливая, замкнутая, словно ее подменили. Ни улыбки. Ни бойкости. И внешне неузнаваема: чумазое лицо, платок, надвинутый на лоб, драное пальтишко, высокие резиновые сапоги. Руки красные, обветренные, в пупырышках. Это от воды. Елка ли это? Елка. Елочка. Елка-палка… Она ли? Она".

Однажды Ёлку вызвали в штаб. Ей поручили ответственное задание - передавать информацию на другой берег Нары. Через ледяную реку Ёлка стала ходить на чужой, уже немецкий берег, и потом возвращалась обратно. Отец Ёлки был командиром отряда, он располагался в соседнем лесу и передавал через дочь важные сведения. Фашисты готовились к форсированию реки Нары. Ёлка должна была передать слова отца о заминировании моста через Нару. Ей предстояло пройти через немцев. Она мужественно прошла несколько километров, но потом ее схватили и закрыли в погреб. Потом Ёлку вывели и заставили идти через мост. Колонна немецких бронемашин двинулась за ней. Девочка отважно шла по мосту, а когда достигла берега, прозвучал сильный взрыв. Она быстро побежала к своим, ведь ей нужно было передать срочную информацию, спина и грудь горели. Затем рядом с Ёлкой разорвался немецкий снаряд… Отважная девочка погибла. Ей было всего лишь пятнадцать лет. Её друг, Ленька, тоже не вернулся с войны, он похоронен в братской могиле в далекой Венгрии.

Прочитав художественные произведения о подвигах на войне моих сверстников, хочется отметить, что писатели каждый по-своему выразили свой художественный взгляд на происходящее.

Проанализировав образы главных героев, я отметила между ними много общего. Это не случайно, так как судьбы многих "детей войны" похожи. До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Но пришел суровый час - они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к врагам. Маленькие герои великой войны повсюду сражались рядом с отцами и старшими братьями. На переднем крае, на боевых кораблях, в Брестской крепости, в керченских катакомбах. Это строки истории нашей Родины и биографий её маленьких граждан - обыкновенных мальчишек и девчат.

Юные герои повестей обладают "железным" характером, они наравне ненавидят фашистов, мстят за своих родных; дорожат званием пионеров, все погибают смертью храбрых, их посмертно награждают высокой наградой, в их честь названы улицы наших городов, их имена носят школы, корабли…

Книги о войне похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания - учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Глава 2. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.

2.1. Результаты анкетирования.

Я решила узнать, что знают мои одноклассники о своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что вообще знают о войне, о детях, которые были непосредственными участниками или свидетелями тех страшных дней. Решила выяснить, читают ли мои сверстники литературу о войне. Интересует ли их эта тема. С этой целью в классе мы провели анкетирование. Ребятам были заданы следующие вопросы:

1. Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?

2. Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.

3. Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?

4. Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.

Проведя анкетирование, мы выяснили, что мои одноклассники (10,11 классы) знают военную литературу недостаточно хорошо. Только 2 человека из 4 читали книги о войне, 2 обучающихся знают некоторых пионеров-героев войны; книгу о войне, которая вызвала сильное впечатление, смог назвать лишь один читатель, 3 обучающихся назвали авторов художественных произведений о войне. И тогда я решил устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать ребятам прочитать книги о юных героях. Провести читательскую конференцию с целью привлечения внимания к книге, формирования коллективного читательского мнения, воспитания у ребят патриотических качеств, чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны.

Проведенное исследование на предмет знания обучающимися 10, 11 классов произведений о войне, о героических подвигах детей показало, что не все мои одноклассники интересуются героями войны. "Героями" нашего времени, к сожалению, становятся вымышленные, виртуальные персонажи из компьютерного мира. Участвуя в нашем семейном проекте, мои одноклассники знакомятся с новыми героями.

Уровень начитанности детей повышается.

Я постараюсь удовлетворить читательский интерес своих ровесников, предложив им список художественных произведений о войне.

III. Заключение

Каждый из нас узнает о войне по-разному: кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, а кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика…

Прочитанные мною художественные произведения о подвиге отважных маленьких героев расширили мое представление о войне, вернули к трудным, но героическим событиям военных лет, помогли увидеть эти события глазами моих ровесников, вместе с ними пройти через суровые испытания и познать радость подвига во имя Победы. Написанные по "горячим следам" событий книги о войне являются своеобразным мостом, связывающим поколения. Для нас эти книги важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включая исторические факты и бытовые детали. Сила художественного слова так велика, что заставляет ожить прошлое, оказаться в страшном аду нечеловеческих страданий, помогает почувствовать то, что выпало на долю участников войны. Из содержания прочитанного я извлек главный нравственный урок: повести учат добру, человечности, справедливости.

Я постараюсь "достучаться до сердец" моих одноклассников, заинтересовать их военными произведениями, чтобы рассказы и повести о войне стали их настольными книгам

Авраменко, А. И. Гонцы из неволи [Текст]: повесть / А. И. Авраменко; пер. с укр.; рис. И. Пчелко. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 208 с.: ил. - (Юные герои).

Юные герои Шура Кобер и Витя Хоменко были награждены орденами Отечественной войны за свой подвиг. По заданию подпольного центра они перешли линию фронта, чтобы сообщить в Москву секретный шифр фашистов, и тем самым спасли жизнь тысячам солдат.

Большак, В. Г. Проводник в бездну [Текст] : докум. повесть / В. Г. Большак; рис. И. Ушакова. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 160 с.: ил. - (Юные герои).

Повесть о подвиге Гриши Мовиана. Гитлеровцы захватили Украину. Разгорается пламя всенародной борьбы против поработителей. Отступающие фашисты под угрозой смерти требуют, чтобы мальчик провёл их в обход района, занятого партизанами. Мальчик завёл их в непроходимую болотную трясину. Здесь они и были уничтожены.

Буравкин, Г. Н. Три страницы из легенды [Текст] / Г. Н. Буравкин; пер. с белорус.; рис. Е. Лесничей. - М.: Молодая гвардия, 1983.- 64 с.: ил. - (Юные герои).

Юная партизанка Надя Богданова совершила подвиг, была схвачена и расстреляна фашистами, но. осталась жива. В Белоруссии о её героической жизни слагались легенды.

Валько, И. В. Куда летишь, журавлик? [Текст] : докум. повесть / И. В. Валько; худож. П. Пинкисевич.- М.: Молодая гвардия, 1978. – 174 с.: ил. - (Юные герои).

Винницкая партизанская бригада вела бои с карателями. Юному герою Володе Саморухе было поручено найти отряд, который имеет связь с Москвой, чтобы передать важные сведения. Мальчик прошёл по оккупированной фашистами территории много сотен километров, попал в партизанский отряд Медведева под Ровно. Выполнил задание. За этот подвиг он был награждён орденом Красной звезды.

Веркин, Э. Облачный полк [Текст]: повесть / Э. Веркин. – М.: КомпасГид, 2012. – 290 с.

Кассиль, Л. А. Улица младшего сына [Текст] : повесть / Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский; рис. И. Ильинского. - М.: Дет. лит., 1985. - 480 с.: ил. - (Военная библиотека школьника).

Не так уж много на свете мальчиков, именем которых названы улицы. Имя юного партизана Володи Дубинина носит улица в Керчи. Он во время войны был героем-разведчиком, выполнял ответственные задания партизанского отряда.

Кеккелев, Л. Н. Землячок [Текст]: повесть о Петре Шепелеве / Л. Н. Кеккелев. - 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 143 с.: ил. - (Юные герои).

Петя Шепелев - сибиряк. Волею судьбы оказался на территории, оккупированной немцами. Потом в хутор пришли наши танкисты и Петя был зачислен в роту технического обеспечения и с танкистами дошел до Германии. С боевыми медалями вернулся домой.

Корольков, Ю. М. Партизан Леня Голиков [Текст] : повесть / Ю. М. Корольков; рис. Г. Филатова. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 215 с.: ил. - (Юные герои).

В годы Великой Отечественной войны на новгородской земле Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Погиб в одном из боев с гитлеровцами. Посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Логвиненко, И. М. Багряные зори [Текст] : докум. повесть / И. М. Логвиненко; пер. с укр.; рис. И. Ильинского. - М.: Дет. лит., 1972. - 160 с.: ил.

Об украинском мальчике Володе Бучацком, юном разведчике. Не одно смелое задание выполнил партизан Володя. Он несколько раз пробирался через линию фронта и доставлял важные сведения.

Луговой, Н. Д. Опалённое детство [Текст] / Н. Д. Луговой; рис. И. Пчелко. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 152 с.: ил. - (Юные герои).

Книгу написал участник Великой Отечественной войны, руководитель партизанского движения и подполья в Крыму. О Васе Борзове и юных героях, активно помогавших бойцам Крымского подполья и партизанам.

Морозов, Н. А. Юта [Текст] : повесть / Н. А. Морозов; рис. К. Безбородова. - М.: Дет. лит., 1970. - 176 с.: ил.

Партизанское движение Псковской области в Великой Отечественной войне. О юной партизанке Юте Бондаровской, ленинградской девочке, которая во время войны оказалась на псковской земле.

Надеждина, Н. А. Партизанка Лара [Текст] : повесть / Н. А. Надеждина; рис. О. Коровина. - М.: Дет. лит., 1988. - 142 с.: ил.

Лара Михеенко в партизанском отряде выполняла самые опасные задания, чтобы приблизить победу над врагом. Юная партизанка погибла. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны I степени. Написать книгу о девочке из Ленинграда помогли материалы, которые разыскали красные следопыты.

Печерская, А. Н. Дети - герои Великой Отечественной войны [Текст] : рассказы / А. Н. Печерская. - М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 60 c. - (Внеклассное чтение).

В книгу вошли рассказы о героических подвигах: Лени Голикова, Марата Казея, Лары Михеенко, Вали Котика, Зины Портновой, Тани Морозовой, Вити Коробкова и Володи Казьмина.

Славкович, Д. Ф. "Я вернусь, мама!". [Текст] : повесть / Д. Ф. Славкович; пер. с белорус. - М.: Молодая гвардия, 1982. – 159 с.: ил.- (Юные герои).

О юном разведчике партизанской бригады Косте Буднике. Повесть написана бывшим партизаном по материалам, собранным следопытами из детской библиотеки белорусского посёлка Узда.

Смирнов, В. И. Зина Портнова [Текст] : повесть / В. И. Смирнов. - М.: Воениздат, 1980. - 223 с.: ил.

О юной героине Великой Отечественной войны Зине Портновой, удостоенной звания Героя Советского Союза.

Солодов, А. С. Девочка с косичками [Текст] : повесть о Зине Портновой / А. С. Солодов. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 128 с.: ил. - (Юные герои).

О маленькой подпольщице, юной героине Великой Отечественной войны, удостоенной звания Героя Советского Союза.

Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве. [ Текст]: повесть / О. Н. Тихомиров; рис. Н. Ушакова. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 144 с.: ил. - (Юные герои).

Повесть посвящена подвигу юного киевлянина, Кости Кравчука, спасшего в дни фашистской оккупации два полковых знамени и за это награждённого орденом боевого Красного знамени.

Читайте также: