Новогодние опыты для детей 5 6 лет в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

_________________________________________________

Картотека опытов и экспериментов зимой

Воспитатель МКДОУ д/с№13

Почему тает снег?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через

некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними

и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).

Изготовление цветных льдинок

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и

твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Как согреть руки?

Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение;

Материал: Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

Взрослый предлагает детям надеть на прогулке разные варежки — толстые и

тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой - прохладно). Далее

предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в

толстых и в тонких варежках рукам стало жарко). Взрослый предлагает детям потереть

обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали (щеке

стало сначала тепло, потом горячо). Взрослый подводит детей к пониманию того, что

предметы могут согреваться при трении, движении.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель: Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Как звери меняют в шубку?

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой

Материал: Кусочки меха (старого), кора деревьев.

Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям, которым нужны зимой

теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый).

Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую

из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая

шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как

не остаются волоски).

Нужен ли зимой растениям снег?

Цель: Подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Материал: Емкость с водой, листочки комнатных растений, алгоритм деятельности

Где быстрее наступит весна?

Цель: Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости со снегом, льдом.

Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке ( на полянке солнце быстрее растопит снег).

Где будут первые проталинки?

Цель: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением

Материал: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.

Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по

размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и

наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег

тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору

березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы

прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины ( вокруг

деревьев с темными стволами).

Почему снег мягкий ?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит

Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок особенно в преддверии самого волшебного праздника Нового года. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

ВложениеРазмер
master-klass_novogodnie_chudesa.docx 218.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию

Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования.

• показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

• вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников с разными свойствами предметов;

• развивать у педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;

• воспитывать у педагогов интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок особенно в преддверии самого волшебного праздника Нового года. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Опыт
КРАСОЧНЫЕ "ЛЕДЕНЦЫ"

Как покрасить лед? Можно ли "запустить" краску внутрь ледяного кубика?

Материалы, которые Вам понадобятся:

- формочки для льда (или любые чашки и миски);
- поднос с бортиками;
- поваренная соль;
- жидкие пищевые красители или краски;
- пипетка или чайная ложка.

Когда натрий, содержащийся в соли, вступает в контакт со льдом, происходит химическая реакция с выделением тепла. Она заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!

Материалы, которые Вам понадобятся:

- несколько кубиков цветного льда;
- стеклянная банка;
- растительное или детское масло.

1) Наполняем банку растительным маслом.
2) Опускаем в нее цветные кубики льда. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки.

Причина кроется в том, что все вещества: лед, вода и масло - состоят из маленьких частичек. Но у разных веществ эти частицы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды, поэтому он и утонул в жирном масле, но всплыл на поверхности воды.

Опыт
КРУЖАЩИЕСЯ БЛЕСТКИ

Видели когда-нибудь новогодние шары? Обычно внутри таких шаров стоит домик или чья-то фигура. Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуем добиться такого эффекта при помощи подручных средств!

Материалы, которые Вам понадобятся:

- стеклянная или пластиковая прозрачная банка с крышкой;
- блестки;
- глицерин.

1) Наливаем в банку кипяченую воду, добавляем в нее глицерин и блестки. Закрываем крышкой.
2) Встряхиваем банку. Блестки плавно кружатся в воде и не спешат падать.
А можно найти подходящий красивый сосуд, закрепить у него на дне фигурку или игрушечный домик. И сделать собственный волшебный зимний шар.

Глицерин хорошо поддается желированию. Поэтому блестки при встряхивании опускаются на дно не сразу, а постепенно, напоминая тем самым падение снега.

Опыт
СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА

Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает. А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.

Материалы, которые Вам понадобятся:

- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток.
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.

В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.

Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.

При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!

Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.

Всем раздаются листочки, на которых педагоги пишут свои самые заветные желания. Опускают их в шкатулку. Через минуту эти листочки пропадают( двойное дно),а это значит,что они обязательно исполнятся.

Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы лишь на несколько вопросов, но мир вокруг нас полон чудес и волшебства.

Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с проведением мастер-класса для детей, педагогов и родителей "Чудо-петелька"


Мастер-класс (для молодых педагогов) "Экспериментирование"

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.


Мастер-класс для детей, педагогов и родителей "Рисование кусочком текстиля на бумаге"


Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"


Способствовать укреплению семейных ценностей и традиций посредством совместной деятельности родителей и детей при подготовке к Новому году.


Кто сказал, что дома детям скучно? Если уделять им достаточно внимания, то они будут счастливы и дома. Чем же заняться, чтобы детям было интересно? Отличная идея –вместе сделать ёлочные игрушки .

15 опытов со снегом и льдом (подойдут даже для бесснежной зимы!) - слайд

В ноябре мы понимаем, что зимы снова не миновать, а значит, нужно постараться получить от нее максимум удовольствия (даже несмотря на ветер и холод).

Предлагаем вам разнообразить досуг с ребенком и провести несколько интересных зимних опытов, основным реквизитом которых будет снег или лед. Если в ваших широтах снега все еще нет, то в этой статье вы найдете несколько рецептов искусственного снега, который мало то, что нехолодный, так еще и не тает при комнатной температуре, зато отлично лепится в снежки.


Простые эксперименты на прогулке

Эти элементарные опыты помогут продемонстрировать ребенку различные свойства снега, который, как мы знаем, состоит из кристалликов льда и воздуха.

Изучаем снежинки

Чтобы зафиксировать ускользающую, то есть тающую красоту, можно запечатлеть ее в режиме макросъемки на камеру, а потом обсудить с ребенком дома в темпе, какие разные снежинки вы видели. Может быть, вы попытаетесь повторить эти узоры, готовя бумажные гирлянды к Новому году?

Спорим о том, сколько воды получится из снега

Завершая прогулку, заберите с собой в ведерко снега, чтобы провести другой эксперимент, демонстрирующий, что главная составляющая снега — это воздух. Поместите снег в стакан и спросите ребенка, как он думает, сколько воды будет в стакане, после того как снег растает. Отметьте ваши предположения маркером на стенке стакана. Подождите несколько минут и проверьте, кто из вас был ближе к истине. Цель этого эксперимента показать, что после того, как снег превращается в воду, он занимает в стакане намного меньше места, так как из него испаряется весь воздух, за счет которого снег получается таким объемным.

Превращаем снег в воду за секунду

Ребенку кажется, что снег тает слишком медленно? Что ж, можно ускорить процесс. Для этого нужно взять миску с горячей водой и ложкой добавлять в нее снег. Рыхлые снежные комки будут мгновенно превращаться в воду.

Поджигаем снежок

Думаете, что дело в тепле? Тогда давайте усложним задачу. Слепите из снега плотный снежок и постарайтесь нагреть его пламенем из зажигалки. Вот же оно, тепло, но снег не тает. Весь секрет не в температуре воздействия на снег, а в плотности самого снега! Плотный снежок будет таять намного медленнее, чем рыхлый снег.

Зимние праздники - отличное время! У детей - каникулы в школе, у родителей - длинные выходные. Много свободного времени, которое можно провести за интересными занятиями!

Магистры лаборатории "Магия науки" подготовили для Вас зимние опыты, которые Вы без труда повторите со своими детьми в домашних условиях.

Опыт №1
СОЛЕНАЯ СНЕЖИНКА

Снежинку нельзя занести домой - она сразу растает. А снежинку из этого опыта можно! Новогоднее украшение и химический опыт - два в одном.


Материалы, которые Вам понадобятся:

- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);
- стеклянная банка, объемом 0,5л;
- поваренная соль (18 чайных ложек);
- белая нитка;
- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

1) Из синельной проволоки сгибаем снежинку. Привязываем к ней ниточку, за которую мы будем опускать снежинку в соляной раствор.
2) В стеклянную банку наливаем кипяток.
Нам нужно получить перенасыщенный солевой раствор. Добавляем в кипяток соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться в воде. Если соль была с примесями, раствор может получиться мутным. В этом случае его желательно отфильтровать и перелить в новую банку.
3) При помощи нитки и деревянной палочки опускаем снежинку в раствор так, чтобы она не касалась стенок банки. Ставим банку в тихое место.


В горячей воде процесс образования кристаллов идет намного быстрее. Поэтому основная часть кристаллов образуется до того, как вода остынет. Затем процесс продолжится, но пойдет уже гораздо медленнее.

Примерно через сутки снежинку можно достать из раствора и высушить. Зимнее украшение готово! Можно использовать ее как украшение для интерьера или как елочную игрушку.

Объяснение опыта

При растворении поваренной соли в воде появляется иллюзия того, что соль исчезает. Но это не так. Частички соли распадаются на мельчайшие кусочки, невидимые глазу. И, при определенных условиях, эти частичку могут собраться вместе и снова стать видимыми. И не просто видимыми! Они могут образовать причудливые структуры!

Когда мы готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя в банке с водой соли больше, чем она может "принять", то излишки соли тут же начинают снова собираться в кристаллы. Очагом роста кристаллов может послужить любое тело в воде: пылинка, не растворившийся кристаллик той же соли или нитка. Поэтому, когда мы опускаем в солевой раствор нашу снежинку, на ней тут же начинают расти кристаллы соли.

Опыт №2
КРАСОЧНЫЕ "ЛЕДЕНЦЫ"

Как покрасить лед? Можно ли "запустить" краску внутрь ледяного кубика?


Материалы, которые Вам понадобятся:

- формочки для льда (или любые чашки и миски);
- поднос с бортиками;
- поваренная соль;
- жидкие пищевые красители или краски;
- пипетка или чайная ложка.


Объяснение опыта

Когда натрий, содержащийся в соли, вступает в контакт со льдом, происходит химическая реакция с выделением тепла. Она заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

Опыт №3

ЦВЕТНЫЕ КАПЛИ

Видели когда-нибудь "ледяные" капли? А они бывают на самом деле!

Материалы, которые Вам понадобятся:

- несколько кубиков цветного льда;
- стеклянная банка;
- растительное или детское масло.

1) Наполняем банку растительным маслом.
2) Опускаем в нее цветные кубики льда. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки.


Объяснение опыта

Причина кроется в том, что все вещества: лед, вода и масло - состоят из маленьких частичек. Но у разных веществ эти частицы находятся на неодинаковом расстоянии. Чем ближе и плотнее они друг к другу, тем выше плотность вещества. У кубика льда плотность больше, чем у масла, но меньше, чем у воды, поэтому он и утонул в жирном масле, но всплыл на поверхности воды.

Опыт №4
КРУЖАЩИЕСЯ БЛЕСТКИ

Видели когда-нибудь новогодние шары? Обычно внутри таких шаров стоит домик или чья-то фигура. Встряхнешь такой шар, и в нем начинает кружиться вихрь снежинок. Попробуем добиться такого эффекта при помощи подручных средств!

Материалы, которые Вам понадобятся:

- стеклянная или пластиковая прозрачная банка с крышкой;
- блестки;
- глицерин.

1) Наливаем в банку кипяченую воду, добавляем в нее глицерин и блестки. Закрываем крышкой.
2) Встряхиваем банку. Блестки плавно кружатся в воде и не спешат падать.
А можно найти подходящий красивый сосуд, закрепить у него на дне фигурку или игрушечный домик. И сделать собственный волшебный зимний шар.


Объяснение опыта

Глицерин хорошо поддается желированию. Поэтому блестки при встряхивании опускаются на дно не сразу, а постепенно, напоминая тем самым падение снега.

Опыт №5

ЗАСНЕЖЕННАЯ ВЕТКА

Как красивы зимой ветки деревьев! Белые, покрытые кристалликами инея. Но принести такую ветку домой нельзя! Иней сразу растет. Как сделать искусственный иней на веточке подскажет наука!
ВНИМАНИЕ: этот опыт повторить в домашних условиях нельзя. Но он входит в программу "Научного театра" лаборатории "Магия науки". Мы с радостью выедем в Ваш класс, школу или детский сад и покажем его в живую.


- бензойная кислота;
- еловая ветка;
- стакан;
- спиртовая горелка.

1) Высыпаем в стакан небольшое количество бензойной кислоты. Бензойная кислота представляет собой порошок белого цвета.
2) Кладем в стакан еловую ветку, чтобы образующиеся от бензойной кислоты пары, оседали на ней.
3) Берем горелку, поджигаем и ставим на нее стакан.
4) Сверху также можно положить выпарительную чашку, чтобы пары бензойной кислоты не улетучились.
5) Через некоторое время стакан наполнится белым "туманом". После этого нужно снять стакан с огня и оставить на некоторое время, чтобы он остыл.
6) Когда стакан остынет, "туман" осядет на еловой ветке и внутри стакана беловатыми кристалликами. У нас получилась зимняя веточка!


Объяснение опыта

При нагревании стакана бензойная кислота сублимируется, т.е. переходит из твердого состояния (порошка) в газообразное (белый "туман"), минуя жидкое. При остывании, пары бензойной кислоты снова переходят в твердое состояние и оседают на еловую ветку и на стенки стакана. Получается красивая визуализация зимы.

С наступающими праздниками Вас! Удачных опытов и экспериментов!

Статью подготовила Железнова Надежда, куратор лаборатории "Магия науки"

Читайте также: