Сущность и виды дидактических игр в доу

Обновлено: 02.07.2024

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни[4].

Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрою, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. А так же закрепляет полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогической школой, в целях воспитания и обучения детей дошкольного возраста[17].

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью[1].

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в 2-х видах: игры-занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Это все сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С их помощью воспитатель передает определенные знания, формирует представления, учит детей играть.

Основой дидактических игрявляютсясформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные и творческие игры. Игры-занятия относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, русскому языку, ознакомлению с природой и окружающим мире, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей имеет 2 начала: учебное(познавательное) и игровое(занимательное). Воспитатель является одновременно и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность –основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и если эти правила усвоены. Задача воспитателя в том, чтобы самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями, а так же заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности.

Таким образом, игра - это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Они имеют обучающий, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются друг с другом. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Через правила игры и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

Таким образом, структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида (по Бондаренко А.К., Сорокиной А.И.):

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно – печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино; обучающим задачам; оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. [4].

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представлениях, о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Дети сами решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

В исследованиях Л. А. Венгера, З. А. Михайловой, А. А. Смоленцевой, А. А. Столяра, Л. И. Тихоновой и др. показана целесообразность использования различных игр в обучении детей математике и развитии интереса к обучению. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому содержанию.

Методы и приемы математического развития детей с помо­щью игр были разработаны 3. А. Грачевой (Михайловой), Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой и др.

Исследовались возможности использования наглядного моде­лирования в процессе обучения решению арифметических задач (Н. И. Непомнящая), познания детьми количественных и функцио­нальных зависимостей (Л. Н. Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моде­лированию при освоении пространственных отношений (Р. И. Го­ворова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).

Обучение математике дает широкие возможности для развития интеллектуальных способностей и логического мышления через разнообразные развивающие пособия, дидактические игры (Е.А.Носова, М.Фидлер, Н.Н.Непомнящая и др.)[18].

Поиск путей совершенствования методики обучения матема­тике детей дошкольного возраста осуществлялся и в других странах.

М. Фидлер (Польша), Э. Дум, Д. Альтхауз (Германия) особое значение придавали развитию представлений о числах в процессе практических действий с множествами предметов. Предлагаемые ими содержание и приемы обучения (целенаправленные игры и упражнения) помогали детям овладеть умениями классифициро­вать и упорядочивать предметы по различным признакам, в том числе и по количеству.

Французские педагоги в материнских школах считали, что спо­собность к математике зависит от качества обучения. Ими была разработана система логических игр для детей разного возраста. В процессе игры у детей развивались способность к рассуждению, пониманию, самоконтролю, умение переносить усвоенное в новые ситуации.

Во всем мире широко известна развивающая игра, разработанная бельгийским математиком Х. Кюизенером. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования счетных палочек Кюизенера, расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Они предназначены для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

2.2 Методика руководства дидактическими играми с палочками Х. Кюизенера в процессе формирования количественных представлений у дошкольников

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений используются дидактические игры с палочками известного бельгийского математика Х.Кюизенера, который создал уникальный дидактический материал для ребятишек от года до семи лет, а именно счетные (или цветные) палочки, с помощью которых дети, играя, развивают математические способности.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения счёту. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Они необходимы для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач. Очень важно, что занимаясь со счетными палочками Кюизенера, дети на примере собственной деятельности понимают, что число появляется в результате счета и измерения. То есть ребенок получает базовые представления о числах и математики, с которыми он будет в дальнейшем работать. Во многих странах мира, и в России в том числе, цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе.

С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка, как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования"). Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствуют специфике и особенностям количественных представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. Задания и упражнения воспитывают настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование, освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых дошкольнику для освоения новых знаний.

Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше — меньше", "больше — меньше на . ", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

С помощью палочек Кюизенера познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста.

Содержание

Краткая история становления дидактической игры



Важным этапом в развитии отечественной теории и практики детской игры явились в 50-х годах работы А. П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности — игры, труда, учения, подчеркивает А. П. Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка. В основе такого подхода лежит принцип целенаправленного воздействия на игру, установления связи между ее содержанием и содержанием обучения в детском саду, связи с соответствующей возрасту трудовой деятельностью ребенка.

Исследования советских педагогов Ф. Н. Блехер, Е. И. Радиной, В. Н. Аванесовой и др., наблюдения воспитателей за процессами усвоения и применения знаний детьми позволяют значительную роль в умственном воспитании и обучении отводить дидактической игре.

Сущность и структура дидактической игры

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Основные особенности дидактических игр:

1.Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2.Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3.Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4.Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • содержание игры
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.

Игра – это основной вид деятельности ребенка, оказывающий значительное влияние на формирование его личности. Детские игры могут иметь как развлекательный характер, так и обучающий. Кроме того, существуют и универсальные типы детских игр, включающие в себя и то, и другое.

дети играют

Понятие дидактической игры

Дидактическая игра в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) – это метод всестороннего воспитания личности ребенка, связанный с игровой деятельностью. В этом методе полезная информация подается в ненавязчивой, наглядной и интересной для детей форме.

Дети в процессе дидактической игры впитывают необходимые знания, даже не догадываясь об этом, ведь в их понимании они находятся в процессе игры, а не на уроке.

Содержание дидактических игр формирует у детей представление об явлениях общественной жизни, о природе, предметах окружающего мира. А также систематизируют и углубляют знания о профессиях, трудовой деятельности и т.д.

Дидактические игры развивают память, умственные и творческие способности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно рассуждать, применять полученные знания в различных условиях, в зависимости от поставленной задачи.

Как провести дидактическую игру в детском саду

Форма организации дидактических игр в доу включает несколько обязательных этапов:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре, демонстрация необходимых предметов и картинок;
  • разъяснение правил игры (четко разграничить, что разрешается и запрещается);
  • демонстрация детям правильных игровых действий;
  • определение роли воспитателя в процессе игры в роли игрока, болельщика или арбитра, в соответствии со сложностью поставленной дидактической задачи;
  • подведение итогов игры, по результатам которой делается вывод об ее эффективности.

В конце игры нужно поинтересоваться мнением детей о проведенной игре. Оригинальные мягкие модули для детского сада помогут проводить целые серии увлекательных игр.

Дидактические игры в ДОУ: виды, цели

Каждая дидактическая игра имеет четкую структуру:

Дидактическая задача. Ставится в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Игровое действие. Основа игры.

Виды дидактических игр в ДОУ

Все дидактические игры в дошкольной педагогике делятся на три основных вида:

игры с предметами;

Дидактические игры с предметами

В таких занятиях могут применяться игрушки, природные материалы и т.п. Играя с ними, дети могут их сравнивать, анализировать – находить сходство и различие предметов, а также их особенности. Таким образом, происходит ознакомление со свойствами и признаками вещей: их цветом, формой, величиной, тактильным ощущением.

10 примеров дидактических игр

Яркие и приятные на ощупь поролоновые игрушки, покрытые искусственной гипоаллергенной кожей, станут первым учебным пособием даже для новорожденного малыша. Мелкая моторика развивается с младенческого возраста, способствуя развитию не только маленьких пальчиков, но и мозговой деятельности ребенка.

Дидактический кубик

развитию мелкой моторики: когда ребенку предложат застегнуть находящиеся на его поверхности пуговки и пряжки, завязать шнурочки, прилепить липучки;

с помощью часиков получит понятие о времени.

Дидактический кубик

Дидактический краб

Если предложить малышу совершить воображаемое путешествие на дно океана, он получит возможность познакомиться с обитателями морских глубин и самому потрогать всех морских животных: ракушек и рыб, находящихся на поверхности игрушки.

Дидактический краб

Волшебный домик

Яркая разноцветная конструкция, легко собирается из нескольких мягких блоков и надежно фиксируется липами. Формирует у ребенка пространственное мышление, позволяет выбирать сочетания цветов.

С помощью игрушки можно организовать настоящую стройку и дать ребенку первые представления о профессии строителя, и заодно дать первые знания о геометрических фигурах, развить пространственное и цветовое восприятие детей.

Волшебный домик

Дидактическая черепаха

Кроме элементов для развития моторики, имеет на поверхности цифры для запоминания.

Дидактическая черепаха

А если предложить ребенку с помощью большой яркой черепахи совершить путешествие в мир животных, он получит первые знания в этой области.

Часики

Помогут малышу научиться считать и ориентироваться во времени.

Часики

Игрушечный медицинский набор необычной комплектации состоит из настенного коврика с кармашками для игрушечных медицинских инструментов, кроватки-кушетки и куклы-доктора.

Развивающий Теремок

Развивающий Теремок

Ребятки обожают ставить спектакли. При этом у них развиваются речь, память, творческое мышление, стимулируется интерес к народному творчеству.

Игра-головоломка вызывает интерес у старших дошкольников и даже младших школьников. Собирается из отдельных частей в различные комбинации, способствует развитию логики и пространственного мышления.

Тактильный дидактический коврик

Настенный коврик может быть использован с первых месяцев в качестве коврика для ползания. Способствует развитию мелкой моторики, внимания, памяти, знакомит с цифрами, обучает счету.

Тактильный дидактический коврик

Все развивающие элементы (цифры, фрукты, овощи, рыбки, цветы, грибы) крепятся на пуговицах и липучках.

Состоит из 9 абсолютно разных по цвету и узору частей. При игре способствует развитию моторики, цветового и пространственного восприятия.

Для того чтобы осуществлять полноценное развитие ребенка в игровой форме, сегодня не обязательно иметь педагогическое образование. Для этого достаточно желания и помощи родителей и воспитателей, а также наличия у малыша качественных развивающих игрушек.

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Для обучения и воспитания детей педагоги используют различные формы, одной из которых является дидактическая игра. Существует большое количество форм такой работы, однако основная особенность для всех едина — передача необходимой информации в легкой, ненавязчивой, интересной для малышей форме. Дошкольник получает важные знания, даже не понимая этого, ведь в его представлении он забавляется.

Дидактическая игра: определение, цель, структура

Определение термина

Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового обучения, применяются особые наглядные пособия. Ключевой особенностью этой формы работы является наличие определенных правил, которых дошкольники должны придерживаться. Деятельность при этом носит целенаправленный характер. Ребенок-участник решает поставленные перед ним задачи, получая в процессе определенные знания.

Определение термина

В педагогике выделяют следующие отличительные признаки такой формы обучения:

  • Наличие игровой ситуации.
  • Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий.
  • Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.

Цель дидактической игры — передача определенного учебного материала в легкой активной форме. Проводиться она может как с конкретным участником, так и с целым коллективом в детском саду, начальной школе или дома.

Характеристика и функции

Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:

Характеристика и функции дидактической игры

Таким образом, основным предназначением этих обучающих игр является воспитание малышей и передача им необходимых сведений, развитие умственных и творческих способностей.

Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Основные компоненты

В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап). Таким образом, игра представляет собой сложное явление.

Характеристика дидактической игры

Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп. Примеры игровых задач:

  • Определи форму.
  • Продолжи предложение.
  • Подбери подходящее слово.
  • Кто в каком домике живет.

От верной постановки цели зависит то, вызовет ли игра интерес у детей, захотят ли они выполнять поставленные перед ними задачи, искать пути решения проблем. Вот почему цель должна быть емкой, четкой и понятной дошкольникам.

Содержание и действия

Это важнейшие компоненты в структуре дидактической игры, отличающиеся широким многообразием. Сюжет может быть самым различным, например, в группах детского сада очень популярны сценарии путешествия, помощи сказочным героям. Для детей младшего школьного возраста интересны съемки фильма или подготовка театральной постановки.

Функции дидактической игры

  • Посмотреть на картинку и вспомнить, как выглядит это животное, увиденное им ранее в зоопарке, на телеэкране или в книге. То есть он будет использовать свою память, с ее помощью найдет решение игровой задаче.
  • Использовать логику, проанализировать окраску животного и цвет ушей, сопоставить размеры. Это поможет определить, какие ушки какому зверьку принадлежат.

В первом случае ребенок укрепляет свои знания, во втором — получает новые, а также развивает логическое мышление. Основное требование, выдвигаемое к игровым правилам — они должны быть понятны детям и нравиться им. Главное, чтобы малыши в процессе усвоения знаний получали удовольствие и положительные эмоции. Однако может быть и так, что игровым действиям ребят придется обучать, это вполне закономерно, ведь они овладевают новым видом деятельности.

Правила игры и итоги

Важнейший метод обучающей работы с дошкольниками представляет собой дидактическая игра. Определение термина предполагает обязательное наличие заранее обозначенных правил. Основная их задача — реализация игрового содержания, а также формирование у игры демократичного познавательного характера. Ключевое требование к правилам — заданность, то есть они должны быть определены и донесены до детей до начала совершения ими основных действий. Характеристики правил:

Основные компоненты дидактической игры

  • Помогают педагогу в процессе управления игрой.
  • Ограничивают действия детей, помогают им сосредоточиться на решении определенной задачи.
  • Определяют, что именно и в какой последовательности нужно сделать, позволяя догадаться о том, какие пути существуют к реализации дидактической цели.

Основные их функции представлены в форме таблицы.

Наименование функции Краткая характеристика
Обучающая При помощи игровых ситуаций помогают пояснить малышам, как необходимо делать определенное действие. Организуют их познавательную деятельность, помогают быстро отыскать способ решения проблемы.
Организующая Определение последовательности действий, направленных на решение определенной задачи. Решение вопроса командного взаимодействия.
Дисциплинирующая Соблюдая правила, дети учатся доводить начатое до конца, следовать заранее определенному алгоритму, ведь пропуск какого-либо действия недопустим.

Чтобы четко соблюдать установленные правила, детям необходимо проявлять усилия, учиться общаться между собой и со взрослыми, добиваться поставленной цели.

Завершающий этап игры — подведение итогов, формулирование выводов. Формы отличаются разнообразием: похвала, определение лучшего участника, вручение символических подарков. Самое главное — все участники должны понимать, что они молодцы, что в следующий раз лучшим вполне может стать кто-то другой.

Нельзя унижать кого-либо из членов коллектива, в противном случае игра утрачивает свою основополагающую функцию.

Ключевые разновидности

Классификация обучающих игр основывается на различных подходах: видах познавательной деятельности, игровым операциям, содержанию, роли воспитателя, типу взаимоотношений детей.

В рамках педагогики дошкольников принято выделять три основные категории этой формы обучения. Прежде всего, к таковым относятся игры с предметами и игрушками. Предварительно производится подбор наглядных пособий: различных по цвету, величине, форме и назначению предметов. Задача детей — выполнять с ними определенные, заранее обозначенные действия. Примеры:

Компоненты дидактической игры

Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для малышей среднего и старшего дошкольного возраста). Их можно придумать и изготовить своими руками или же приобрести готовый вариант. Чаще всего в педагогике применяются игры с парными картинками, кубиками или разрезанные изображения. Сущность заданий: сложить из нескольких кусочков целое, разделить изображенные на карточках предметы на основании определенного признака (посуда, растения, животные, деревья).

Анализ дидактической игры показывает, что она является эффективным способом проведения уроков в детских садах и начальных классах школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных заданий не только помогает сделать обучающий процесс увлекательным, но и формирует у ребят важнейшие знания, умения и навыки.

Вот почему это понятие активно используется в педагогике, регулярно появляются описания новых, более полезных и современных игр.

Читайте также: