Креативная среда в доу эссе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Крутикова Виктория Александровна

Организация: МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова

Населенный пункт: г. Армавир

С развитием интернет технологий общество совершило переход на новую стадию развития в области образования, при этом главной тенденцией системы образования становится его непрерывный процесс, который стал занимать одну из главных частей жизни каждого человека. Мы знаем, что главным требованием к сегодняшнему образованию является его гуманистическая и гуманитарная составляющая. В связи с этим образование стало рассматривать человека как основную ценность, оно направленно на развитие личности, индивидуальных особенностей и профессиональной компетенции. В данном контексте одной из основных задач системы современного образования является раскрытие творческого потенциала личности через создание креативной образовательной среды в школе.

Под образовательной средой в научном мире понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования (В.В.Давыдов, И.С.Якиманская, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, В.А.Сластенин).

Какими же должны быть организационно-педагогические условия создания образовательной среды, в которой успешно будет происходить развитие личностей как ученика, так и учителя? Понимая все многообразие обозначенной проблемы, обратим внимание на то, как рассматривается креативная образовательная среда в школе.

Можно смело сказать, что креативность - это не отдельная сторона личности педагога, а та черта, без которой она обойтись не сможет.

Опираясь на опыт старших учителей, педагогов- наставников можно сказать, что удачное развитие творческих способностей обучающихся невозможно без постоянного применения в своей работе заданий креативного характера. Взаимодействие учителя и обучающихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование таких форм работы, которые позволят взаимодействовать индивидуальным и коллективным формам работы на всех этапах урока, позволяющего обеспечить лояльный подход к личностным особенностям обучающихся со стороны преподавателя и высокую производительность творческой деятельности со стороны обучающихся. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей обучающихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности обучающихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение обучающихся активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

• умение сформулировать учебно-познавательные проблемы;

• стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;

• поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям;

• создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;

• стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.

Творческий поиск педагога, как правило, ведет к созданию передового педагогического опыта, который требует применения научных методов исследования. Педагогическое творчество можно рассматривать как активный процесс труда педагога, направленный на успешное решение педагогических проблем, повышение продуктивности обучения и воспитания школьников.

Все более и более популярным в школьном образовании становится метод проектов. В последние 2-3 года его активно используют, предлагая обучающимся создать свой проект в течение года (9,10 класс). Это вызвано тем, что проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя, которая предполагает выбор темы и творческое решение. Этого не может в полной мере обеспечить традиционный урок. Проект устроен иначе. В нем основное содержание деятельности определяется обучающимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности. Система проектов дает обучающемуся большую степень свободы, возможность проявить мотивированный интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, выработать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление. Стоит отметить, две стороны медали такого метода, первая- благодаря этому методу обучающийся постепенно готовится к написанию курсовой работы в ВУЗ е или СУЗе, вторая- для обучающихся данных возрастов не всегда легко сосредоточится на написании такого рода сложной работе.

Эта деятельность требует больших совместных умственных усилий обучающихся и учителей. Важно, чтобы и те и другие получали как можно больше удовлетворения в процессе работы. На уроках обучающимся предлагается решить ряд оригинальных задач по обществознанию, с учетом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ. Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин общественной мысли и познают на личном опыте вкус к научной работе.

Исходя из вышесказанного, можно выделить некоторые общие рекомендации поддержания креативной среды в процессе урока, такие как:

  • быть примером для подражания;
  • приобщать сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
  • разрешать делать ошибки;
  • поощрять разумный риск;
  • включать в программу обучения разделы, которые бы позволили учащимся демонстрировать их творческие способности; производить поверку таким образом, чтобы у учащихся была возможность применять и продемонстрировать их творческий потенциал (проектная деятельность);
  • поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
  • поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
  • предоставлять время для творческого мышления;
  • поощрять терпимость к неопределенности и непонятности;
  • подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности;
  • стимулировать дальнейшее развитие;
  • найти соответствие между творческой личностью и средой.

Список используемой литературы:

2. Майоров В. В. Теория и практика создания тестов для системы образования. Система творческих заданий. – М.: 2018 г.

3. Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания.// Преподавание истории и обществознания в школе. №3 2003г.

4. Кускашева Л.Г. Практика использования технологий разноуровневого и развивающего обучения. //Преподавание истории и обществознания в школе. №1 2003г.

5. Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся. // Завуч №8 207г.2. 7. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. №8 2001г.

В XXI веке общество совершило переход в информационную стадию своего развития, при этом система образования явила собой непрерывный процесс, ставший важнейшей частью жизни каждого человека. Главным требованием к современному образованию считается его гуманистическая ориентированность. Образование призвано рассматривать человека как основную ценность, оно направленно на развитие личности, её индивидуальной, социальной и профессиональной культуры. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования – раскрытие творческого потенциала личности.

Одним из основных условий развития личности является создание креативной образовательной среды обучения и воспитания.

Креативность (от лат. creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности - в качестве независимого фактора [2].

Креативный педагог – это личность, стремящаяся к творческой самореализации. Современное педагогическое пространство нуждается в высококвалифицированных педагогических кадрах. В связи с этим в образование активно внедряются системы моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства, обновляются требования, предъявляемые к аттестации педагогических кадров и повышению их квалификации, распространяется опыт лучших педагогов.

Креативность как одна из характеристик личности педагога проявляется в педагогической деятельности, характер которой определяется, во-первых, высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта — формирования личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии учителя и учащихся, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач учителя могут быть, конечно, разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с учащимися.

Во многом проявляется искусство педагога : в том как он строит композицию своего занятия; каким способом он организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач. Словом, креативность — это не какая-то отдельная сторона личности педагога, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.

Творческий поиск педагога, как правило, ведет к созданию передового педагогического опыта, который требует применения научных методов исследования. Педагогическое творчество можно рассматривать как активный процесс труда педагога, направленный на успешное решение педагогических проблем, повышение продуктивности обучения и воспитания школьников.

Таким образом, креативная образовательная среда является личностным пространством, индивидуальным для каждого обучающегося, гибко реагирующим на его запросы, стремления, потребности, опирающимся на его систему ценностей, мотивов и обладающим способностью к самоорганизации. Для реализации концепции развития творческой личности требуется существенная перестройка сложившейся педагогической системы, проведение целого ряда работ по разработке конкретных образовательных технологий, созданию принципиально новой методической базы образовательных комплексов, введению новых методов и организационных форм образования.

1. Еремина Лариса Ивановна. Развитие креативности личности : психологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. №1 С. 42-47.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности и одарённости. / СПб. : Питер, 2009. С.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество, - М., 1990.

4. Кречетников К. Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий в вузе: Монография. М., 2002.

5. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. — 200 с.

Использование нестандартного оборудования как современное эффективное средство физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ МДОАУ д/с № 40 г. Орска “Голубок” Обобщение опыта работы по теме: “Использование нестандартного оборудования как современное.

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста Чудо папку открываю, всё что знаю называю! Лэпбук – сравнительно новое средство обучения детей дошкольного возраста. Мною был создан Лэпбук.

Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста

Музыкально-образовательная среда как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста Слайд №1: Представление темы. Слайд №2: Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние.

Сетевая образовательная среда как ресурс профессионального развития педагога ДОУ Авторы статьи - проекта: Савина Анна Сергеевна; Худышина Татьяна Сергеевна Сетевая образовательная среда (СОС) как ресурс профессионального.

Экологическое пространство дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания Природы и составляющих ее сил, бережное и уважительное отношение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования Чеховского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Учебно-методический центр

Выполнила: воспитатель Клюева Ю.Ю

преподаватель Скачкова Т.И

методист МБОУ УМЦ

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно- творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям:

Насыщенность

Трансформируемость пространства

Полифункциональность материалов

Вариативность среды

Доступность среды

Безопасность

Оборудование общего назначения:

- Доска для рисования мелом.

- Наборы цветного и белого мела.

- Мольберт односторонний или двусторонний.

- Наборное полотно 60*50 или 80*50.

- Фланелеграф, магнитная доска

- Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

- Подставка для размещения работ по лепке.

- Валик для нанесения краски на бумагу.

- Настольная точилка для карандашей.

- Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина.

- Фартук для педагога

- Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности:

- единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей;

- наличие соответствующих декоративных моментов;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

- учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

- количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

- педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

- доступность материала для детей, удобное расположение.

Я работаю с детьми старшей группе у нас созданы хорошие условия для развития изодеятельности. Уголок изо расположен рядом с уголком природы т.к. многие рисунки и поделки детей и родителей используются в оформлении уголка природы.

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы детей, родителей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, разные виды клея, карандаши, салфетки, ножницы и др.).

Отдельная полка для работы с пластилином, солёным тестом: пластилин, несколько видов стеков, схемы для лепки и т.д.

Затем — все для работы с бросовым материалом.

Далее на полке коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

В старшей и подготовительной группах для рисования используются:

набор карандашей из 12 и более цветов,

гуашь 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре,

цветные восковые мелки,

кисти от №1- №6, клеевые кисти, широкие жёсткие кисти для фона,

трафареты, шаблоны, раскраски,

белые и цветные листы для рисования,

баночки для воды, салфетки, подставки под кисточки

поролоновые губки, тычки, ватные палочки

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью. Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.). Репродукции с произведений живописи, книжная графика. С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

Ключевые слова: ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; PRESCHOOL AGE; PRESCHOOL EDUCATION.

Аннотация: В статье представлены результаты теоретического анализа. На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что с учетом того, что в основе театрализации в ДОУ чаще всего лежит текст художественного произведения, одним из наиболее эффективных средств ее развития является детская литература.

В настоящее время в сфере отечественного образования все чаще поднимается вопрос о том, что для успешного развития личности дошкольника необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы. Современная педагогическая наука, рассматривая воспитание как воспроизведение духовного опыта человека и общества, предполагает использование разнообразных средств воспитательного воздействия на личность ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности, раскрытию внутренних качеств и способностей дошкольника и самореализации его творческого потенциала.

Такой взгляд на воспитание дошкольника определяет актуальность и значимость процесса развития театрализованной деятельности, в ходе которого могут быть использованы различные средства.

Целью данной статьи разработать комплекс специальных игр и упражнений для развития креативности и повышения творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования показал, что в настоящее время в отечественной науке представлены многочисленные работы, посвященные проблеме развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1. Анализ работ современных исследователей и проведенное на их основе теоретическое изучение проблемы. Изучить литературу, выявить понятие креативности и её основные характеристики.
2. Раскрыть особенности развития креативного мышления детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие креативности.
4. Отработать методики и диагностические тесты для определения уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать специальные игры и упражнения, ориентированные на развитие креативного мышления и творческого воображения.

В старшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) могут использоваться различные формы организации театрализованной деятельности и разные виды театрализованных игр, основными среди которых являются игры-драматизации и режиссерские игры. Игры-драматизации основаны на том, что дети сами играют (изображают) героев сказок и других литературных произведений. В таких играх творчество ребенка проявляется в том, насколько правдиво он изображает своего героя, поэтому с помощью этой игры можно понять, насколько креативен ребенок, в какой степени проявляется его творчество.

К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их. На первый план в данной разновидности театрализованной деятельности старших дошкольников выходит развитие речи. Активизируется и обогащается словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи, а также ее интонационный строй.

Несмотря на то, что в дошкольной педагогике существует немало средств, которые способствуют развитию театрализованной деятельности дошкольников, одно из первых мест среди них занимает детская художественная литература, использование которой в работе с воспитанниками ДОУ способствует развитию эстетической, нравственной, эмоциональной сферы личности ребенка, развитию его речи, воображения, восприятия, то есть всего, что особенно важно для успешного участия в в театрализованной деятельности.

Наиболее высоких результатов можно достичь, сочетая их разнообразные варианты, используя перечисленные формы и методы комплексно в процессе регулярной и систематической работы с детьми.

Читайте также: