Сухомлинский разговор с молодым директором школы краткое содержание по главам

Обновлено: 05.07.2024


Чтение, чтение и еще раз чтение – вот от чего зависит эта черта педагогической культуры учителя.

Как добиться, чтобы чтение стало потребностью каждого учителя? Какие-то специальные приемы трудно определить. Потребность в чтении воспитывается всей духовной жизнью педагогического коллектива.

Но есть и некоторые, очень конкретные, предельно осязаемые, поддающиеся измерению условия и предпосылки превращения чтения в духовную потребность. Это прежде всего время – свободное время учителя. Чем меньше у учителя свободного времени, чем больше загружен он всевозможными планами, отчетами и т.п., тем скорее наступит время, когда ему нечего будет сказать воспитанникам. Наш педагогический коллектив придерживается правила: учитель не пишет никаких отчетов и информаций. Кроме плана воспитательной работы и поурочных планов, он не составляет никаких других планов.

Педагогическое творчество – очень сложный труд, требующий огромной затраты сил, и если эти силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать.

…мы – руководители школы… должны дать учителю: создать обстановку богатой духовной жизни, условия для того, чтобы силы и драгоценное время учителя не тратилось впустую на ненужное, мелочное, убивающее творческие силы.

Здесь вопрос упирается прежде всего в свободное время учителя. Как воздух для здоровья оно необходимо для постоянного духовного обогащения учителя. Отсутствие свободного времени педагога – настоящий бич школы.

Многолетний опыт руководства школой убеждает в том, что учителя надо избавлять и оберегать от всевозможной писанины. Для статистического отчета школы есть классные журналы, для текстового отчета школы (он нужен) – повседневные наблюдения директора и завуча. План работы школы составляется директором, а не компилируется из разделов, написанных учителями. Учителя помогают директору думать, но не пишут за него. Учитель составляет лишь два плана на учебный год: 1) календарный план уроков (он представляет собой творческую, дидактическую перспективу: уроки развития мышления и речи, самостоятельное изучение материала учащимися, внеклассное чтение, индивидуальная работа с отдельными учениками, т.е. то, чего нет в программе, так как программа не может предусмотреть особенности конкретного класса, конкретных учеников); 2) перспективный план воспитательной работы. Оба эти плана – интересное творчество, они не самоцель, а необходимый инструмент творческого труда.

Наш педагогический коллектив сделал правилом: учитель в неделю может быть занят после уроков не больше двух дней (методическая работа, педагогический совет, внеклассная работа). Как можно больше времени для самостоятельного чтения, для духовного общения с важнейшим источником культуры – книгой. Это основа основ духовной жизни коллектива.

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.) запись закреплена

Избранные произведения [5 томов] (1979-1980)
____________________________

Цель данного издания "Избранных произведений" В. А. Сухомлинского - популяризация научного наследия выдающегося советского педагога и содействие творческому использованию в практике учебно-воспитательной работы его ценнейших теоретических достижений.

В пятитомник вошли самые значительные труды В. А. Сухомлинского, в которых решаются почти все проблемы, поставленные в других произведениях, не охваченных данным изданием, а также важнейшие проблемные статьи, написанные в разные периоды практической деятельности педагога.

Издание рассчитано на учителей, работников органов народного образования, родителей, на всех, кого интересуют вопросы воспитания подрастающего поколения.

Произведения В. А. Сухомлинского размещены в следующем порядке:

Том 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива.

Том 2. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. Как воспитать настоящего человека. Сто советов учителю.

Том 3. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Произведения, вошедшие в том, являются своеобразной трилогией, в которой автор ставит актуальные проблемы коммунистического воспитания детей, подростков и юношества.

Том 4. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы. В произведениях обобщен опыт работы в сельской средней школе.

Том 5. Педагогические статьи. В том вошли статьи, посвященные проблемам теории и практики воспитания, образования и обучения.
____________________________



Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем. — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Том 4. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы

Цель данного издания "Избранных произведений" В. А. Сухомлинского - популяризация научного наследия выдающегося советского педагога и содействие творческому использованию в практике учебно-воспитательной работы его ценнейших теоретических достижений.
В пятитомник вошли самые значительные труды В. А. Сухомлинского, в которых решаются почти все проблемы, поставленные в других произведениях, не охваченных данным изданием, а также важнейшие проблемные статьи, написанные в разные периоды практической деятельности педагога.
Издание рассчитано на учителей, работников органов народного образования, родителей, на всех, кого интересуют вопросы воспитания подрастающего поколения.

Смотри также

Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Том 1. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Духовный мир школьника. Методика воспитания коллектива

Киев: Радянська школа, 1979. — 687 с. Цель данного издания "Избранных произведений" В. А. Сухомлинского - популяризация научного наследия выдающегося советского педагога и содействие творческому использованию в практике учебно-воспитательной работы его ценнейших теоретических достижений. В пятитомник вошли самые значительные труды В. А. Сухомлинского, в которых решаются почти.

  • 54,52 МБ
  • добавлен 10.03.2015 12:14
  • изменен 11.03.2015 11:15

Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Том 2. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения. Как воспитать настоящего человека. Сто советов учителю

Киев: Радянська школа, 1979. — 725 с. Цель данного издания "Избранных произведений" В. А. Сухомлинского - популяризация научного наследия выдающегося советского педагога и содействие творческому использованию в практике учебно-воспитательной работы его ценнейших теоретических достижений. В пятитомник вошли самые значительные труды В. А. Сухомлинского, в которых решаются почти.

  • 56,82 МБ
  • добавлен 11.03.2015 12:13
  • изменен 12.03.2015 11:32

Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Том 3. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну

Киев: Радянська школа, 1980. — 723 с. Цель данного издания "Избранных произведений" В. А. Сухомлинского - популяризация научного наследия выдающегося советского педагога и содействие творческому использованию в практике учебно-воспитательной работы его ценнейших теоретических достижений. В пятитомник вошли самые значительные труды В. А. Сухомлинского, в которых решаются почти.

  • 57,25 МБ
  • добавлен 11.03.2015 12:24
  • изменен 12.03.2015 11:32

Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Том 5. Педагогические статьи

Киев: Радянська школа, 1980. — 683 с. Цель данного издания "Избранных произведений" В. А. Сухомлинского - популяризация научного наследия выдающегося советского педагога и содействие творческому использованию в практике учебно-воспитательной работы его ценнейших теоретических достижений. В пятитомник вошли самые значительные труды В. А. Сухомлинского, в которых решаются почти.

  • 54,19 МБ
  • добавлен 11.03.2015 12:43
  • изменен 12.03.2015 11:32

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

  • 32,71 МБ
  • добавлен 20.08.2015 19:28
  • изменен 21.08.2015 00:09

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике

Сост. О. В. Сухомлинская. — М.:Педагогика, 1990. - 304 с. ISBN 5-7155-0266-7 -ВНИМАНИЕ!- текст распознан и вычитан. подготовлен к печати. Максимально сохранено форматирование первоисточника. - В книгу включены оригинальные произведения: рассказы, новеллы, притчи, написанные В. А. Сухомлинским. Они могут быть использованы учителями и родителями для проведения этических бесед с.

Читайте также: