Сухомлинский о конфликтах в школе

Обновлено: 07.07.2024

Глава 1. Конфликт в школе ……………………………………….. 5
1.1. Понятие и особенности педагогических конфликтов …… 5
1.2. Виды и группы педагогических конфликтов ……………. 9

Глава 2. Причины возникновения педагогических конфликтов..14

Глава 3. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов ……………………………………………………….. 24
3.1. Урегулирование педагогических конфликтов …………….. 24
3.2. Способы и методы разрешения педагогических конфликтов ……………………………………………………….. 29

Глава 1. Конфликт в школе.

Глава 2. Причины возникновения педагогических конфликтов.

Вечные проблемы педагогического процесса – чему учить и как учить являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии ХХI века. В настоящее время вся мировая система образования переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся система образования и воспитания не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений. Одним из вариантов выхода из глобального кризиса является создание новой системы образования и воспитания, соответствующей требованиям современного общества
Рассмотрим наиболее характерные для российской системы образования проблемы и причины возникновения различного рода конфликтов.
На уровне взаимодействия “общество – образование” можно выделить следующие противоречия:
1. Отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования);
2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования (экономика России находится в упадке и не в состоянии выделять необходимые ресурсы на нужды образования);
3. Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным последствиям, как:
• социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста;
• закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.);
• сокращение государственных дотаций на школьные обеды, учебники, оборудование и другие нужды;
• крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень заработной платы вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что негативно сказывается на педагогическом процессе .
Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.
В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Приведем примеры причин конфликтов:
• малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
• неожиданность их поступков, часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать "помехи";
• недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
• свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
• учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
• оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
• учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
• немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками;
• личностные качества и нестандартное поведение учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними;
• личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.)
Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Причиной многих конфликтов руководители школ считают низкий уровень педагогического общения учителей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают многие учителя.
Многие из учителей затрудняются в проведении диалога с учениками разного возраста. Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в школе, и к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.
Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родитель и администратор (руководители различных уровней: директор, завучи и др.) .

Глава 3. Урегулирование и разрешение педагогических конфликтов.

Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.
Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей и поэтому невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее разрешения.
Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении.
Каждая педагогическая ситуация имеет воспитательное воздействие на ее участников: ученик включается в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.
При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопровождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).
Учителя и школьники часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако надо стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную.
Конфликт может также послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.
Разрешение противоречий приводит к качественным изменениям. Для этого необходимо знать причины, условия возникновения конфликтов, их природу, способы предупреждения и разрешения.
Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности и нормы.

дети

В. А. Сухомлинский о конфликтах в школе писал: “Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива”.

Учащийся-педагог

Противоречия между педагогом и учащимися всегда отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии каждой из конфликтующих сторон. Не случайно в последнее время специалисты все чаще отмечают такое негативное явление в педагогической среде, как “синдром психического выгорания”, который чаще всего является следствием затяжного профессионального стресса.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и учащимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической деятельности зависит от поведения учащихся, что может привести к появлению состояния зависимости педагога от “милости” его воспитанников.

По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

  • конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;
  • конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;
  • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащихся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.

Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить, следующие:

Выполнение последнего правила во многом зависит от того, насколько глубоко и правильно педагог осознает истинные причины своих конфликтных отношений с учащимися. Нередко эти причины кроются в особенностях его личности, а также в уровне профессионально-педагогической компетентности, касающейся психологической подготовки педагога:

  • ограниченные возможности педагога прогнозировать на учебных занятиях поведение учащихся. Неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход работы, вызывает у педагога раздражение и стремление любыми средствами убрать помехи. Недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего сложившейся обстановке тона обращения;
  • свидетелями ситуации являются другие учащиеся, поэтому педагог стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию, до конфликтной;
  • педагогом, как правило, оценивается не отдельный поступок учащегося, а его личность в целом (глобальная педагогическая оценка). Такая оценка часто определяет отношение к учащемуся других педагогов и сверстников.

Часто общение педагога с повзрослевшими или уже взрослыми учащимися продолжает строиться на тех же принципах, что и с воспитанниками младших возрастных категорий, обеспечивающих ему возможность требовать от них беспрекословного подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям учащихся, которые в личностном плане стремятся занять равное с педагогом положение. Благополучное разрешение конфликта в такой ситуации невозможно без психологической готовности педагога перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими или взрослыми учащимися. Инициатором таких взаимоотношений должен быть педагог.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

“Опереться можно только на того, кто сопротивляется” (Стендаль).

компетентность

Конфликт “Учащийся-учащийся”

Косвенно педагог всегда втянут в конфликтные отношения между учащимися и обязан участвовать в их разрешении.

  • Причины конфликтных ситуаций в классе:
  • Атмосфера соперничества; вражды, нетерпимости, недоверия, неумение общаться, неадекватность выражения эмоций, отсутствие навыков разрешения конфликтов, злоупотребление властью со стороны педагогов.

Сами конфликты в педагогическом процессе можно разделить на три вида.

Как распознать какой именно конфликт происходит? Например, учащиеся обсуждают какую-то захватывающую проблему и спорят, кому из них высказываться первому. Что это — борьба за власть или за ресурс, т. е. право первого голоса? Возможно, то и другое. Но разрешить конфликт можно только тогда, когда ясна его суть.

Американский педагог-исследователь В. Крайдлер предлагает такую “формулу конфликта”. Два (или более) человека вступают во взаимодействие и ощущают несовместимые отличия друг от друга или угрозу своим ресурсам, возможностям, потребностям, ценностям. В ответ изменяется их поведение. В этом — суть любого конфликта.

При возникновении конфликта особое внимание следует обратить на обстоятельства, его усиливающие. Среди таковых можно выделить:

  • если в поведении участников преобладают отрицательные эмоции (гнев, фрустрация и др.);
  • если усилится ощущение угрозы;
  • если в конфликт окажутся втянутыми другие люди;
  • если учащиеся до конфликта не были дружны;
  • если учащиеся не владеют навыками общения и решения конфликтов.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в своей учебной группе. Например, в средних классах общеобразовательной школы часто конфликтуют между собой группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного учащегося и всего класса. По наблюдениям психологов (О.Ситковская, О. Михайлова), путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость — явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных. К сожалению, в последнее время подобное негативное явление стало все чаще встречаться и в детской, и в подростково-молодежной среде.

Кроме того, было подтверждено, что конфликтные юноши воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура), поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс). Не злоупотребляйте наказаниями!

Конфликты в среде учащихся обусловлены важной особенностью возраста и социального статуса: с одной стороны, учащиеся считают себя взрослыми и пытаются вести соответствующим образом, а с другой, находятся в полной или частичной материальной зависимости от своих родителей. Это не позволяет им обрести равное положение со взрослыми, поэтому в среде сверстников они пытаются компенсировать свою неудовлетворенность занимаемым положением и агрессивными формами поведения, демонстрируя свою взрослость перед теми, кто в физическом или личностном плане слабее их. Как и любые конфликты, возникающие в малых группах, конфликты в среде учащихся полностью изжить практически невозможно. Усилия педагога должны быть в первую очередь направлены на то, чтобы предотвратить конфликтные взаимоотношения учащихся. Заметную роль в этом может сыграть дисциплина — умение обеспечить каждому учащемуся необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку.

Большое влияние на конфликтное поведение учащихся оказывает личность педагога. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия педагога с другими учащимися служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогический такт первого педагога (учителя) оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся. Личностный стиль и педагогическая тактика “сотрудничество” обусловливают наиболее бесконфликтные отношения учащихся друг с другом.

Во-вторых, педагог обязан вмешиваться в конфликты учащихся, регулировать их. Это, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Что нужно для того, чтобы не дать разгореться конфликту? Самое главное — сосредоточиться на проблеме, а не на участниках; погасить проявление отрицательных эмоций и устранить ощущение угрозы, объективно разобраться конфликтной ситуации.

Андреев В.Н. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань, 1992.

Рахматуллина Л.В.Управление педагогическими конфликтами. — Набережные Челны, 2010.

Педагогические задачи предполагают осмысление сложившейся ситуа­ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при­ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций.

Таким образом, в решении различных педагогических задач можно проследить основные принципы, которыми руководствовался В.А. Сухомлинский в своей деятельности. Педагог всегда считал, что наивысшей ценностью является сам человек – ребенок, которого вы воспитываете, поэтому к решению любой ситуации необходимо подходить, учитывая особенности конкретного ребенка.

Педагог может повлиять только на того ребенка, который доверяет ему, только тогда возможно разрешить любую ситуацию, когда педагога и воспитанника объединяет общность духовных интересов.

Результативность воспитательного влияния определяется тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только ему – детству – период развития человеческой индивидуальности.

Вариант 9

Классификация (типы) педагогических задач, их схемы

Решения

Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога.

Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуа­ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при­ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи ситуаций. Они со­здаются как педагогом, так и обучающимися спонтанно и специ­ально.

Ситуация может не стать задачей, если педагог не замечает или игнорирует ее, подчас не придавая ей значения. Она может вос­приниматься как задача, но решаться нецелесообразно, если он реагирует на возникшую ситуацию окриком, подчас не разрешая конфликт, а усугубляя его.



Первый этап решения педагогической задачи — анализ си­туации и осознания проблемы. Начинающие преподаватели опус­кают эту стадию и принимаются сразу за ее решение, торопятся, не осознают глубины конфликта, стереотипно воспринимают си­туацию как уже встречавшуюся в практике.

Второй этап — анализ исходных данных, таких, как место ситуации в целостном процессе педагогической деятельности, ха­рактеристика воспитанников, воспитателей, их взаимоотношений. В результате осознаются мотивы поступков, цели деятельности, специфика условий, особенности взаимоотношений. Увлеченный своей позицией педагог может не разглядеть истинных мотивов поведения учащихся (студентов).

Заключительный этап — выдвижение гипотезы, когда педагог выбирает из имеющегося теоретического багажа и опыта наиболее целесообразные приемы, требующие активного мышле­ния и воображения.

После того как пройдены все фазы решения педагогической задачи, выбирается система методов, ибо один прием оказывается малодейственным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются преподавателями без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения. Выявлению специфических признаков конфликтной ситуации в педа­гогическом процессе и эффективным средствам их разрешения посвя­щено это пособие.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

РАЗРЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

Горбунова Ольга Васильевна

г. Олёкминск 2016 г.

Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются преподавателями без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения

Выявлению специфических признаков конфликтной ситуации в педа­гогическом процессе и эффективным средствам их разрешения посвя­щено это пособие. На основе эмпирического материала к рассмотрению предлагаются потенциально конфликтогенные педагоги­ческие ситуации. Предложенный перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать преподавателей, психологов в многообразных ситуациях и конфликтах, возникающих в ходе учебного процесса.

Пояснительная записка

Конфликт в педагогической деятельности часто про­является как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

Среди по­тенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

— ситуации (или конфликты) деятельности, возникаю­щие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

— ситуации (конфликты) поведения, поступков, возника­ющие по поводу нарушения учеником правил поведения;

— ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогиче­ской деятельности.

Предложенный ниже перечень педагогических ситуа­ций и конфликтов преследует практическую цель ориен­тировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах.

Ситуации и конфликты деятельности.

Ситуации по по­воду учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное заня­тие. Это может происходить по разным причинам: утомле­ние, трудность в усвоении учебного материала, невыпол­нения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и от­ношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняет­ся учителю, нарушает дисциплину на уроке.

Ситуации и конфликты поступков.

Педагогическая си­туация может приобрести характер конфликта в том слу­чае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мо­тивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок мо­жет вызываться совершенно различными мотивами.

Учителю приходится корректировать поведение уче­ников через оценку их поступков при недостаточной ин­формации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель часто лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать уче­ников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступ­ка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Особенности педагогических конфликтов.

Среди них можно отметить следующие:

профессиональная ответственность учителя за педагоги­чески правильное разрешение ситуации;

участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

разница возраста и жизненного опыта участников раз­водит их позиции в конфликте, порождает разную сте­пень ответственности за ошибки при их решении;

присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда при­ходится помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обя­зывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

.всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

конфликт в педагогической деятельности легче преду­предить, чем успешно разрешить.

Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов

Причины конфликтов.

Возрастная периодизация и вы­деление характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с уче­никами. -

В общем плане такими причинами могут быть дейст­вия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в учебном заведении.

Наиболее частые причины конфликтов:

— свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэ­тому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;

— учителем, как правило, оценивается не отдельный по­ступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);

— оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жиз­ни в семье;

— учитель затрудняется провести анализ возникшей си­туации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к уче­нику не повредит;

— немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными уче­никами; личностные качества и нестандартное поведе­ние последних являются причиной постоянных конф­ликтов с ними;

— личностные качества учителя также часто бывают при­чиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Психологический анализ ситуаций и конфликтов и его средства.

Основное звено при разрешении педагогиче­ской ситуации - проведение ее психологическо­го анализа. В этом случае учитель может раскрыть причи­ны ситуации, не допустить ее перехода в длительный кон­фликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Однако не следует считать, что психологический ана­лиз разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь уменьшит число ошибок, которые допуска­ют учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ являет­ся лишь основой для выработки самостоятельных реше­ний.

Другой, не менее значимой целью такого анализа явля­ется переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.

Погасить конфликт — это значит перевести отноше­ния его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-на­пряженных отношений в сферу деловых отношений учеб­ной работы.

Содержательность и глубина анализа ситуации, пред­ложенные варианты ее разрешения, прямо не зависят от стажа работы. Интерес к вопросам воз­растной и педагогической психологии, интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее, умение построить собственное рациональ­ное рассуждение по поводу возникшей ситуации — таковы основные слагаемые педагогически грамотного анализа.

По словам учителей, такой анализ помогает осмыслить собственный опыт выхода из ситуации, разрешения конф­ликтов, увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, сваливая всю вину на учеников. Тем са­мым учитель учится принимать решения без лишних эмо­ций, уходя от традиционных мер воздействия. Это повы­шает его свободу выбора и профессиональное самоуваже­ние.

Первый вариант включает следующие основные моменты анализа ситуации:

— описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность уча­стников и т. д.); что предшествовало возникновению ситуации; какие возрастные и индивидуальные особенности уча­стников проявились в их поведении, ситуации, по­ступке; ситуация глазами ученика и учителя; личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к учени­ку);что нового узнал учитель об учениках из ситуации, по­ступка (познавательная ценность ситуации для учите­ля);основные причины возникшей ситуации или конф­ликта и его содержание (конфликт деятельности, пове­дения или отношений);

варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации по­ставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Второй вариант: описание ситуации и ее участники; определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; что помешало учителю сделать это (эмоциональное со­стояние, присутствие свидетелей, растерянность, нео­жиданность и др.);какие приемы воздействия мог бы использовать учи­тель в ситуации и как он их использовал; оценка; какую информацию получил учитель о своих педагоги­ческих успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки;

варианты отношений с учеником после конфликта.

Третий вариант: описание ситуации или конфликта; причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конф­ликт; его динамика; смысл конфликта для каждого из его участников; психологический анализ отношений между участни­ками ситуации.

Каждая педагогическая ситуация имеет воспитатель­ное воздействие на ее участников: ученик включается в си­туацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой собственного поступка, изменяется оценка себя и у взрослых участников ситуации.

Что говорить? Как говорить? При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное сопро­вождение разговора), когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем сказать (уверенность в результате).

Диалог учителя с учениками часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. Такое общение продолжается в тече­ние многих лет обучения в школе, и к старшему школьно­му возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.

С одними учителями этот стиль имеет:

Сближению позиции учителя и ученика, взаимопони­манию помогут некоторые приемы, которые не все исполь­зуются учителями.

Напомним некоторые из них.

Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него. Это придаст обращению к нему ласково-требовательный характер, объедините учеником. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя. К ним чаще обращаются по фа­мили.

Невербальные средства общения и умение слушать.

Не упрекайте учащегося его близкими! Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер—этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус и учителя, и взрос­лого. Но, к сожалению, случаи нарушения этого правила не единичны. Порой как-то особенно зло учителя говорят об этом! Это недопустимо в той же степени, в какой учите­лю недопустимо нецензурно выражаться. Каждый имеет святое чувство к родителям, какие бы они ни были.

Осознание своей профессиональной позиции, позна­ние мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания учащегося.

При разрешении конфликтов учителя счи­тают наказание одним из основных средств воздействия. Они полагают, что этим будет достигнуто неповторение поступка, что это устрашит ученика. Однако вспомним из отечественной истории о том, что можно построить на страхе. Весь вопрос в том, какой след переживаний остает­ся в душе ребенка после его наказания: раскаяние, злоба, стыд, страх, обида, вина, агрессия?

Одним из методов наказания, часто применяемым в последнее время, становится вызов родителей и упреки им за все проступки ученика.

Титова Л.Г. Деловое общение (учебное пособие для студентов). – М:ЮНИТИ-Дана. 2006. – 271с.

Розин В.М. Психология: наука и практика (учебное пособие для студентов) – М-РГТУ. Омега – Л, 2006 – 541с.

Фаликман М.В. Психология мотивации и эмоций. – М. ЧеРО, МПСИ/ Омега – Л, 2006 – 752с.

Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осмысление педагогами своей роли в предупреждении конфликтных ситуаций.

Проанализировать результаты тестирования учащихся 5-11 классов с целью определения степени удовлетворенности школьной жизнью.

Высветить позитивные и негативные моменты в деятельности педагогов с целью предупреждения конфликтных ситуаций.

Повышение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии.

Актуальна как никогда, в том числе и для нашей школы.

Нашей школе 40 лет. Это стабильный возраст, позволяющий ей иметь свои достижения, традиции, устоявшиеся правила, вместе с тем нужно заметить что и новые веяния не обходят нас стороной.

Учитывая средний возраст наших учителей (49 лет), можно сказать, что большинство переживает стабильный период (43-50), это этап профессиональной зрелости, когда достигается высокий уровень мастерства в работе.

Наша школа с радостью принимает молодых специалистов, ведь начинающий учитель и педагог более раскрыт для участия в жизни детей, но случается, что молодым иногда не достает мудрости и такта, и тогда своим профессиональным опытом им помогают более старшие коллеги.

В любой профессиональной среде с течением времени происходит обновление рабочего коллектива. Считается, что это — норма успешного существования любой профессиональной группы.

А наши дети? Они тоже все очень разные и у каждого из них свое отношение к школе, учителям, друг к другу.


Об этом говорят результаты тестирования с 5-11 классах с целью определения степени удовлетворенности школьной жизнью.

В процессе развития личности при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают возрастные кризисы - относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими изменениями личности.

Для школьников младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний.

Постепенно у ребёнка младшего школьного возраста начинает формироваться и проявляться собственная позиция, собственное мнение, которое нередко противоречит мнению взрослого, но не достаточно навыков отстаивания этой позиции. В большей мере детям начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя, ведь он выступает как эталон мудрости и поведения.

В подpостковом возpасте расхождение между внешним и внутpенним становится глобальным: собственное "Я", каким его представляет ребенок, и весь остальной миp pазделены пропастью, которую ему сложно преодолеть. Активное самоутверждение сопровождается ломкой отношений со взрослыми. Прежде безропотно принимаемые суждения учителя могут вызвать протест, сопротивление.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: проводит уроки, останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, включается в разговор между учениками. И в этих различных педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. В силу повторяемости и схожести многие ситуации становятся привычными. В них он действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических сил сведён к минимуму.

Иное дело конфликты.

Конфликты учеников с учителем, в их основе, как правило, лежит человеческий фактор. Дети не могут всегда быть послушными, а их наставники — терпеливыми. Не все школьники горят желанием учиться, как и не все учителя — добросовестно выполняют свои обязанности.

Жертвами конфликтов в любом случае становятся дети.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Итак, каковы же причины конфликтов?

Среди множества непохожих ситуаций психологи все же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:

1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом – угрозу своему авторитету.

4. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.

Итак, среди потенциально конфликтных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Педагогические конфликты имеют ряд особенностей:

профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;

разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Признаки серьезных проблем в школе:

Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый – начинает ужасно грубить.

Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.

На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.

Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.

Конфликт – это всегда неприятно. Но из любой ситуации есть выход.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы, поэтому конфликтных ситуаций значительно меньше на уроках, ведущихся классными руководителями и в начальных классах, когда учитель хорошо знает учеников и находит разнообразные формы взаимодействия с ними.

нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с учителем, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету.

Очень часто большая помощь в разрешении конфликта принадлежит родителям, роль которых состоит в том, чтобы помочь своему ребенку разобраться в нюансах проблемы и показать возможность конструктивного диалога с учителем.

Задача родителей – убедить ребенка в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления причинить зло друг другу, что просто они не могут прийти к взаимопониманию.

Учителю необходимо определить момент возможного перехода ситуации в конфликт, снизить косвенными приемами напряженность и взять ситуацию под контроль.

Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.

Интерес к ребенку, желание увидеть ситуацию глазами ученика и помочь ему выйти из нее, умение построить собственное рациональное рассуждение по поводу возникшей ситуации — таковы основные слагаемые, которые помогут разрешить ситуацию, разрешить конфликт, увидеть ошибки и просчеты в своем поведении и не повторять их, сваливая всю вину на учеников. Тем самым учитель учится принимать решения без лишних эмоций, уходя от традиционных мер воздействия. Это повышает его свободу выбора и профессиональное самоуважение.

Основным звеном при разрешении педагогической ситуации мы считается проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т. е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Конфликтоустойчивость и саморегуляция

Особое внимание хотелось бы обратить на такую характеристику личности как конфликтоустойчивость – т.е. способность педагога контролировать свое эмоциональное состояние. Способность педагога - конролировать своё эмоциональной состояние, является одной из составляющих такой важной характеристики личности, как конфликтоустойчивость. В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня конфликтоустойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности всё больше и больше начинает зависеть от конфликтоустойчивости, а не только от профессионального мастерства. Конфликтоустойчивость не является врождённым свойством личности, а формируется одновременно с её развитием и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции.

Саморегуляция - воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояние.

Известны разнообразные методы саморегуляции:

1. Метод “отреагирования” применяется, например, в тех случаях, когда взволнованный педагог буквально “не находит себе места“, стремится “излить душу” в разговоре даже с посторонним человеком. Если накал эмоций с каждой стороны велик, надо постараться взять свои чувства под контроль. Если сложно сразу избавиться от гнева, обиды или раздражения, то очень важно, хотя бы на время забыть о них, чтобы продуктивно работать над разрешением конфликта.

Однако ученые-биоэнергетики утверждают, что тело и его мышечная система могут накапливать напряжение, вызванное невыраженными эмоциями. Если запас таких эмоций достаточно велик, это может привести к физическому распаду. Многие врачи утверждают, что физические заболевания имеют психологическую подоплеку. Сердечные приступы, инсульты, раковые заболевания, даже обычная простуда - все они могут быть реакцией на эмоциональную перегрузку. Чем больше запас неразрешенных эмоций из прошлого, тем меньше человек в контакте с настоящим, считают австралийские конфликтологи Ш. Фэйр и Х Корнелиус.

Человек может предотвратить проявление эмоции, но она остается в его теле в ожидании подходящей возможности выйти наружу. Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, можно найти подходящее время и место для их разрядки вне ситуации, которая вызвала их. Например, высказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя матрац кулаками и т. п. В японских городах сооружены с этой целью балаганчики “отведи душу”. Заплатив мелочь, посетитель входит в тёмное помещение, отгороженное от улицы занавеской. Ему дают несколько простых тарелок. Он бьёт их по одной о землю и удаляется.

Психотерапевты считают, что большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Подобные упражнения дают возможность высвободить часть мышечного напряжения. Разрядка подавленных чувств должна приводить к ощущению облегчения.

2. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний и реализуется посредством:

изометрических упражнений, основанных на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме;

аутогенной тренировки, основанной на определённой зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической - с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;

медитации (от лат. meditatio - размышление) - интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения в предмет, идею и т. д.

имаго терапии - мысленного воспроизведения положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.);

зоотерапии - размещения, например, в учебных комнатах аквариумов с декоративными рыбками, созерцание которых помогает избавиться от стрессов, снижает артериальное давление;

юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в её противоположность, в источник положительных эмоций.

3. Метод подкрепления :

- положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая, в зависимости от способа заварки он может стимулировать организм (побольше чая и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше чая и дать хорошенько настояться), чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует психику. Если же ещё и красиво обставить церемонию чаепития, то положительный эффект будет несомненным;

- если есть такая возможность неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.

4. Метод внешних изменений - многочисленные формы воздействия человека на внешние условия, которые посредством обратных связей оказывают стимулирующий или тормозной эффект на его деятельность. Сюда относятся все виды ритуального поведения людей, регулирующее воздействие на состояние человека таких внешних раздражителей, как музыка и цвет. Учёными установлено, что цвета жёлто-красного спектра действуют на человека возбуждающе, а сине-зелёного успокаивающе и чёрного угнетающе. К методам внешних изменений относятся такие варианты поведения людей, как тяга к перемене мест, перестановки мебели в квартире, изменение имиджа, и т.п.

5. Метод “сравнительной терапии” основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознаёт и переживает свои неудачи. “. Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, - писал А.Чехов в шуточном рассказе ”Жизнь прекрасна!”, - даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что “могло быть и хуже””.

6. Метод предвосхищения означает предварительное “проигрывание” в уме возможной неудачи и её последствий. Превентивное осмысление возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового состояния.

7. Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше. Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для учителя, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия со стороны ребёнка, и инструментом воздействия на него.

Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию.

Обнаружение скрытых причин конфликта и многочисленных подспудных интересов может потребовать от него некоторого времени, но затраты эти необходимы, так как именно разнообразие источников и причин предоставляет множество возможностей разрешения конфликта с обоюдной выгодой.

Читайте также: