Структура занятия в доу с детьми с зпр

Обновлено: 08.07.2024

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектирования логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации, рассматриваются формы логопедической работы, требования ФГОС ДОО к организации логопедических занятий с такими детьми, а также требования и структура к данным занятиям.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического развития является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы логопедов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Воспитание и oбучение детей с (ЗПР), как и нормально раз­вивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регуляр­ных занятий. Учитель-логoпед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукoвого анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического стрoя речи, связной речи.

Несмотря на то, что проектирование и осуществление работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации комбинированного вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с нарушениями развития, однако, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

Логопедическая работа с детьми с (ЗПР) осуществляется в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 25 минут, согласно нормам СанПиН. Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2–3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей от 6 до 7 лет, 15–25 минут для детей от 5 до 6 лет.

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт-педагогических технологий [1, с. 54].

При проектировании коррекционных занятий с детьми с (ЗПР) логопед должен учитывать важные особенности современного дошкольного образования, содержащиеся в ФГОС ДОО, отличающиеся от традиционного обучения. Образовательные программы дошкольного разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в
том числе возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Основные требования к разработке в ДОО логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения:

  • занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;
  • занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных средств обучения;
  • занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;
  • на занятиях происходит тренировка правильной речи;
  • занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;
  • на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей; магнитофонные и аудио записи и др.;
  • занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания [4, с. 72].

Структура логопедического занятия в ДОО с детьми с ЗПР

Проектирование логопедического занятия в ДОО с детьми с задержкой психического развития исходит из его структуры:

1. Организационный момент. Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности;
– развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, кубиков и т. д.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.

5. Развитие артикуляционной моторики. Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребенок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.

6. Развитие дыхания и голоса. Во время упражнений, выполняемых для развития дыхания, логопед не показывает, как выполнять упражнение, а выполняет упражнения вместе с детьми.

7. Объявление темы. Тему объявляет не логопед, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового.

8. Развитие фонематического слуха. Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с логопедами и детьми на равных.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.

10. Итог занятия. Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.

11. Оценка работы детей на занятии. Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания [2, с. 63].

Е. С. Теплякова отмечает, что при проектировании коррекционно-логопедического занятия, имеющего индивидуально-ориентированный характер, целесообразно предусмотреть следующее:

Таким образом, проектирование логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в ДОУ осуществляется с учетом требований ФГОС ДОО, индивидуальных особенностей речевого недоразвития каждого ребенка, с четким представлением о целях (задачах), которые могут достигаться на нем, с помощью самой разнообразной его организации, а также виды и типы этой организации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проект совместно с родителями

Воспитатель: - Раз, два, три, четыре ,пять

Дети и родители: - Начинаем выступать

Воспитатель: - Кто шагает нынче в ряд?

Дети и родители: - Из дошкольников отряд!

Воспитатель: - Сильные, смелые, ловкие, умелые,

Дети и родители: - Красивые, весёлые, здоровые, закалённые!

Воспитатель: - Скажем дружно мы сейчас,

Дети и родители: - Быть здоровым – это класс!

- Дети, чтобы вспомнить и узнать, как сохранить и укрепить своё здоровье

Спешу вам сообщить,

Сегодня в путешествие

Хочу вас пригласить!

За морями, за лесами,

Есть огромная страна

(обращаясь к детям) . Хотите побывать в этой стране ?

Дети : Да!

Воспитатель: Но до этой страны нужно еще добраться .

В путь дорогу собираемся

За здоровьем отправляемся .

(дети строятся в шеренгу)

Будет трудная дорога!

Чтоб ее преодолеть

Нам придется попотеть.

(перестроение в колонну по одному)

Корригирующие виды ходьбы (использование ИКТ) :

Идем как маленькие гномики,

(ходьба на полусогнутых ногах, руки на коленях)

А теперь, идем как великаны,

(ходьба на носочках, руки наверх)

(ходьба, высоко поднимая ноги)

Осторожно, впереди – болото, прыгаем с кочки на кочку,

(прыжки вправо и влево с передвижением вперед)

(ходьба широким шагом попеременными круговыми движениями руками)

Осталось совсем немного, шагом марш!

(ходьба в колонне по одному)

Воспитатель: Теперь пересаживаемся на веселый поезд (под музыку дети имитируют движения поезда; ИКТ изображение поезда).

Воспитатель: Ура! Мы добрались до страны Здоровья .

- Устали? Давайте присядем на перроне.

- А вот и первая станция в стране Здоровья

Появляется Баба – Яга

Баба – Яга: Ой, чем это вы тут занимаетесь, и меня не позвали?

Воспитатель: Своим здоровьем занимаемся.

Баба – Яга: тьфу, здоровьем… да вы посмотрите, вы же маленькие, худенькие (ребят трогает). Что вы знаете о здоровье?

Батуев Денис:

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться–

На зарядку становиться!

Воспитатель: Ребята, а давайте сейчас вместе с родителями покажем Бабе-Яге не большую, но полезную зарядку.

- Баба-Яга присоединяйся к нам!

Дети с родителями выполняют комплекс гимнастики (использование ИКТ).

Баба – Яга: Ух, и зарядилась я энергией и хорошим настроением! Спасибо вам!

Воспитатель: Ребята, мы помогли Бабе-Яге з арядиться энергией и хорошим настроением, отправляемся дальше путешествовать. А поедем мы на машине (под музыку дети имитируют движения машины; ИКТ изображение машины и название станции).

- А вот и следующая станция.

Воспитатель: А кто же это нас встречает.

- Ребята, чтоб быть здоровыми, нам нужны витамины. Какие вы знаете витамины?

Дети. А, В, С, Д.

Витаминка: Молодцы. А для чего нужны витамины вам расскажут ваши родители.

Витаминка: Правильно, витамины укрепляют весь наш организм, организму легче бороться с болезнями. Нужно есть больше овощей и фруктов.

Витаминка: Питаться нужно продуктами, полезными витаминами.

Вопитатель: Спасибо Витаминка. Нам пора отправляться дальше. А идти нам недалеко, мы идем по тропинке на носочках (под звуки шума леса дети идут на носочках; ИКТ изображение леса и тропинки, название станции).

- Вот мы и приехали на станцию

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины. Нужно еще знать и выполнять правила личной гигиены.

Сюрпризный момент: Заходит Незнайка (грязный, неопрятный)

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, а почему ты такой грязный, неопрятный?

Незнайка: Здравствуйте! Не знаю. Что со мной не так?

Воспитатель: Незнайка, ребята, совсем не следит за собой - ходит грязный, не аккуратный. Он совсем не знает, что нужно делать по утрам и вечерам. Это просто стыд и срам! Давайте и ему поможем.

- Какие правила гигиены ребята мы соблюдаем дома и в детском саду?

Дети: Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы, купаемся, причёсываемся, надеваем чистую одежду.

Задание: Нужно выбрать предметы, которые помогают следить за чистотой своего тела и здоровьем и перенести все предметы к Незнайке в корзину.

На столике лежат предметы (зубная щетка, зубная паста, мыло, мочалка, шампунь, полотенце, стиральный порошок, расческа, салфетки, ножницы, книга, карандаши, телефон, мячик).

Воспитатель проверяет, правильно ли принесли дети предметы личной гигиены и способ их применения.

Воспитатель: Незнайка, соблюдай всегда правила личной гигиены, а это тебе от нас подарок (корзина с предметами личной гигиены)

Незнайка: Хорошо. Ребята, я понял раз в неделю надо мыть свое тело мочалкой и мылом, мыть голову. А умывать лицо и чистить зубы – каждый день: утром и вечером.

Воспитатель: Молодец Незнайка и ребята! Мы отправляемся дальше в наше путешествие. Хотите полететь на самолете? (Да) (под музыку дети имитируют полет на самолете; ИКТ изображение самолета и название станции).

- Вот мы и прилетели на другую станцию.

Воспитатель: Дети! А что может помешать здоровью?

Задание: Назвать одним словом опасная или неопасная эта картинка. Почему?

Воспитатель: Ребята мы все с вами знаем правила хранения опасных предметов и правильного обращения с ними. Давайте вспомним правила обращения с ними.

1 ребёнок: Все иголки и булавки не разбрасывай по лавкам,

А на место положи и в порядке их держи!

2 ребёнок: Электричество не трогай, не включай. Ударит током.

3 ребёнок: Не бери ты острый нож, никогда его не трожь!

4 ребёнок: Брать таблетки в рот нельзя, это яд, мои друзья!

5 ребёнок: Порошок стиральный брать могут лишь отец и мать.

Воспитатель: Молодцы. Очень важно соблюдать время спать, гулять,

играть. Режим дня вы выполняйте и здоровьем

- Продолжаем дальше наше путешествие. Отправляемся на другую станцию на лошадях (прямой галоп, руки вместе, вытянуты вперед).

Под звуки ржания лошади дети имитируют скачки на лошадях; ИКТ изображение лошади, название станции.

- Вот мы и прискакали на станцию

Воспитатель: Дети, спорт и здоровье неразделимы. Спорт помогает нам избавиться от многих заболеваний, укрепить своё здоровье, чувствовать себя активными, энергичными и бодрыми.

Эстафеты с родителями:

Правила эстафеты: Как можно быстрей ведем шайбу клюшкой до обозначенного места, обходим и возвращаемся назад, передаем шайбу и клюшку следующему участнику. Встает в конец колонны.

Правила эстафеты: Добегаем до кольца с мячом, кидаем мяч в кольцо и бежим обратно, передаем мяч следующему игроку и так пока вся команда не пробежит.

Правила эстафеты: Взять кубик, быстро добежать до отмеченного места, положить кубик, взять другой предмет и вернуться. Передать предмет следующему участнику и встать в конец колонны.

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось, нам нужно возвращаться в детский сад (звучит спокойная музыка, дети проходят на свои места спокойным шагом).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним все законы страны Здоровья.

Здоровье – это чистое и сильное тело;

Здоровье - это правильное питание;

Здоровье – это движение;

Здоровье – это доброе сердце.

- Теперь вы знаете законы страны Здоровья. Если будете соблюдать их, то сможете стать жителями страны Здоровья!

(стук в дверь, пришла посылка)

Воспитатель: Ребята, пришла посылка, вам Витаминка передала угощение – яблоки, и желает всем быть здоровыми!

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития - это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения - ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения - обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения - самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР .

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы - установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

- снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

- развивать познавательную активность;

- развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

Упражнения на развитие моторики.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий - 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий - 10.

Критерий эффективности программы

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.



Многие дети с ЗПР не прошли обследования на ПМПК, другая группа детей обследована и имеет официальное заключение. Однако из-за нехватки мест в специализированных детских садах, либо из-за недопонимания родителями всей сложности ситуации и из-за необоснованных предубеждений многие дети с задержкой психического развития посещают общеобразовательные группы.

В новых условиях инклюзивного образования таких детей становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого-педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

20 правил работы с детьми с ЗПР для воспитателя

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материала на занятиях. , поощрять за малейшие дела.
  3. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  4. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  5. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
  6. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  7. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  8. Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  9. Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  10. Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
  11. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
  12. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  13. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  14. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  15. Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
  16. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  17. Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  18. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
  19. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к этому времени сложился в специализированных учреждениях, имеющих квалифицированных специалистов, методическую базу специальные условия, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Педагоги массовых детских садов, перенявших данный опыт, имеют возможность достичь высоких результатов в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений.

Об авторе: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-дефектолог, МБДОУ — детский сад компенсирующего вида № 452 город Екатеринбург.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: