Структура внеклассного чтения в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

На уроках внеклассного чтения объектом изучения является книга из круга чтения детей определенного возраста, а также исходя из их читательской подготовки. Вот почему нежелательно, а на подготовительном этапе категорически не рекомендуется заменять книгу произведением из хрестоматии или сборника произведений.

Организация внеклассного чтения учащихся

Книга –предмет, который служит для хранения и передачи накопленного человеческого опыта, т.е. не одних только фактов-сведений, а всей совокупности чувственных восприятий, приобретенных и приобретаемых человечеством в процессе взаимодействия с внешней средой.

Свойства книги.Ведущее начало в книге – это содержание. Ядром же содержания является текст, т.е. литературное произведение (художественное, научное, научно-популярное и т.п.). В зависимости от назначения книги в ней продумывается оформление и размещение теста для удобства отыскания в нем нужного материала или с его помощью нужной книги среди других книг. Важны также прочность книги, ее размеры, вес, упругость страниц, приятно ли ее держать в руках и т.д.

Элементами книгиявляются: обложка, переплет, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации.

· Обложка и переплет, служат цели отыскания данной книги среди других, имея на себе необходимые надписи, рисунки.

· Корешок обеспечивает ориентировку в многотомном издании и в книгах, размещенных на полках.

· Оглавление и алфавитный указатель – сведения о содержании книги и о форме изложения, помогающие читателю ориентироваться внутри текста книги.

· Форзац – лист, скрепляющий переплет с книжным блоком. Он нередко используется для справочных сведений, карт, схем или рекламной информации.

· Титульный лист содержит все сведения, необходимые для общего распознания содержания книги: автор, переводчик, название, где, когда и кем издана, оформлена. Любой подготовленный читатель начинает изучать книгу с титульного листа.

· Выходные сведения содержат информацию об авторе, художнике, переводчике, об издании, а также краткую аннотацию и т.д.

· Книжная иллюстрация поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, активно толкует его, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания. Особенно важны иллюстрации в детской книге.

Для ученика цель работы с книгой – владеть информацией о книжном фонде школьной и районной библиотек.

Цель внеклассного чтения – сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.

Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:

ü систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;

ü формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг;

ü учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;

ü формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);

ü учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

ü воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

ü использовать детскую литературу для воспитания ребенка.

Читательская самостоятельность – это личное свойство , которое характеризуется наличием у читателя мотивов. Побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовать возникшие запросы в соответствии личной и общественной необходимостью.

Ведущий метод обучения читательской самостоятельности младших школьников – метод чтения-рассматривания, разработанный Н.Н.Светловской.

Метод чтения-рассматривания активизирует словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям.

Наиболее благоприятные условия обучения методу чтения-рассматривания создаются в 1-ом полугодии 1 класса, когда дети еще не овладели основами техники чтения и не пользуются механическим схватыванием слов. Работа на занятиях в подготовительный период строится в следующем порядке:

1) чтение книги вслух (книга до чтения не показывается);

2) рассматривание обложки и иллюстраций (устанавливается связь с текстом);

На основном этапе рассматривание полностью самостоятельное, с опорой на такие элементы книги, как фамилия автора, название, предисловие, содержание, титульный лист.

На уроках внеклассного чтения используются: чтение вслух, размышления о прочитанном, беседы, метод дискуссии, обсуждения прочитанного, рассказы, пересказы. Помогут сделать интересными эти уроки дидактические игры, конкурсы, инсценировки, выставки книг и т.д.

Процесс формирования читателяосуществляется в три этапа:

1) подготовительный (1 класс);

2) начальный (2 класс);

· собственно основной (3 класс);

· завершающий (заключительный) (4 класс).

На занятиях внеклассным чтением реализуется принцип наглядности через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация.

Помощь ребенку в подготовке к уроку внеклассного чтения окажут плакаты-задания. Они должны содержать:

3) рекомендации к работе дома.

Уголок внеклассного чтения –это специальное место, отведенное в классе под книги. Оно оборудуется: книжными полками (классная библиотечка), стендом для плаката-задания, местом для рисунков и поделок детей, столом для работы с книгой или картотеками, полкой для книжной выставки. Следует помнить, что все материалы в уголке должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать.

Специфика занятий внеклассным чтением предполагает работу с книгой, что является основным в этой деятельности, поэтому на уроках не используются диафильмы, диапозитивы, грамзаписи.

Задачаэтого этапа – показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги, как заглавие, фамилия автора, иллюстрация). В этот период дети знакомятся по 4-5 темам детского чтения (сказками, стихами, загадками). Книги вслух читает учитель, но дети в них ориентируются – по иллюстрациям на обложке и внутри книги, пробуют читать фамилию автора.

Основные требования к книгам,используемым на этом этапе:

1) в жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, о детях, о животных и растениях, о переключениях и волшебстве);

2) книги должны быть относительно новыми, неизвестными первоклассникам;

3) они должны быть доступны по содержанию (тема, идея, язык);

4) отбирать нужно те книги, которые нравятся самому учителю;

6) книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать:

· несколько произведений одного автора;

· произведения разных авторов;

7) книги должны быть крупного формата, четко выраженными элементами, яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и с малообъемными текстами, напечатанными жирным крупным шрифтом.

На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения. Затем произведение читается вслух учителем. При этом следует добиваться, чтобы дети внимательно слушали, запоминали сюжет и героев, оценивали события, поступки героев. После этого в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются чувства, читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. На этом этапе вырабатывается цепочка: содержание – иллюстрация – название – автор.

При рассматривании книги соблюдается следующий порядок:

1) рассматривание страниц обложки;

2) перелистывание книги;

3) рассматривание иллюстраций;

4) выделение названия и автора.

Структура занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе:

1) подготовительная беседа, настраивающая детей на восприятие книги (2-3 мин);

2) выразительное чтение учителем избранного художественного произведения (3-7 мин);

3) воссоздание прослушанного произведения, размышления, коллективное воссоздание прослушанного (4-6 мин);

4) рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное произведение с целью его отыскания (3-4 мин);

5) рекомендации к домашнему чтению (1-2 мин);

6) повторное чтение.

Повторное чтение учителем проводится после небольшой паузы, отделяющей первое чтение от следующего. Перед вторым чтением необходима целевая установка на слушание, т.е. учитель ставит конкретный вопрос, на который дети должны будут ответить. Если первое чтение включает только эмоции, то повторное предполагает анализ услышанного.

Чтение учителем наизусть используется при повторном чтении, чтобы проиллюстрировать образцы овладения текстом. Сказки следует рассказывать близко к тексту.

На первых занятиях можно предложить детям закрывать глаза и представить картинку: героев, их позы и движения, обстановку или элементы пейзажа и т.д., а затем рассказать об увиденном.

Работа над выразительностью речи предполагает изображение ситуаций с помощью мимики, жестов, движений, интонаций.

На подготовительном этапе обучения внеклассному чтению учет сводится к наблюдениям за каждым ребенком и еженедельным пометкам:

ü присутствовал на уроке;

ü принес нужную книгу;

ü принес книгу, но не по теме.

Основные критерии при подборе учителем книг следующие:

· крупный (4,5 мм) шрифт;

· текст на странице должен занимать не более 50% площади (остальное – поля, иллюстрации);

· книга должна быть доступной для понимания, но относительно новой по тематике;

· книга для рассматривания должны иметь ярко выраженные элементы;

· книги должны быть разнообразными по структуре.

Цельюэтого этапа является закрепление потребности ребенка самостоятельно прочитать приглянувшуюся книгу. Поэтому основным видом деятельности будет самостоятельное чтение под руководством и наблюдением учителя.

Самостоятельное знакомство с книгами предполагает, что они выставляются заранее и учащиеся проводят первичное знакомство до урока.

Определение темы урока предлагается выполнить самим учащимся по ряду книг, которые последовательно рассматриваются и сопоставляются. Выбор книги может делаться учащимися с различной целью: из книг одного автора (или одной тематики) ребенок выбирает ту, которая ему приглянулась в процессе рассматривания; из книг различных авторов (или различной тематики) ребенок выбирает ту, которая отвечает теме урока.

Повторное чтение не проводится. Оно допустимо лишь в том случае, если весь класс выражает желание услышать еще раз этот же текст. Тогда повторное чтение проводится после завершения беседы.

Выборочное чтение используется учащимися в процессе беседы в качестве подтверждения характеристик и оценок. Беседа может носить характер дискуссии или рассуждения. Она строится на основе текста и иллюстраций.

Структура урока начального этапа:

1) ориентировка в книгах (рассматривание) (5 мин);

2) чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (7 мин);

3) беседа - рассуждение о прочитанном (5мин);

4) самостоятельное рассматривание книги, которую предстоит читать (5 мин);

6) беседа с целью проверки качества самостоятельного чтения и рассматривания (7-10 мин);

7) рекомендации по внеклассному чтению на неделю (1-2 мин).

На начальном этапе обучения учитывается:

ü внимание при рассматривании;

ü внимание при слушании;

ü внимание при самостоятельном чтении;

ü правильность выбора книги.

Оценка за работу на уроках может выставляться за выполнение как комплекса требований, так и одного из них.

Цельюобучения на этом этапе провозглашается формирование читательских интересов, именно теперь дети должны убедиться, что мир книг – это широкий и увлекательный мир разных собеседников-авторов, в котором каждый читатель может найти что-то интересное для себя.

Ведущая роль в уроке принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока, приносит прочитанные книги в класс и самостоятельно формируют из них выставку, принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор.

В уроке внеклассного чтения основного периода выделяют три обучающих центра:

1) самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес;

2) обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе по книгам привлекаются все дети;

3) расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель.

Структура уроков основного периода:

1) составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3-5 мин);

2) всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей читательской деятельности (20-25 мин);

3) расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин);

На основном этапе обучения главными для наблюдения станут:

ü правильность выбора книги;

ü источник выбора книги;

ü прочитал книгу или нет;

ü вид и жанр выбранной книги.

Урок знакомства с периодической печатьюпроводится на основном этапе. Структура такого урока не отличается от типовой. Однако привычная беседа-обсуждение прочитанного имеет некоторую специфику. Детям на уроке предлагается рассмотреть и почитать незнакомый (любой) номер выбранного для обсуждения журнала. Только после самостоятельного изучения номера проводится беседа: что узнали о журнале и что узнали из журнала. Затем учитель демонстрирует постоянные рубрики журнала, обращает внимание на особенности издания, периодичность выхода. В ходе таких уроков дети должны познакомиться с терминами: периодическая печать, журналист, редактор, тираж, номер, экземпляр.

Нестандартные формы проведения уроков внеклассного чтения

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Принципы проведения нестандартных форм уроков:

· отказ от шаблонов в организации урока;

· максимальное вовлечение учеников в активную деятельность;

· применение различных форм групповой работы;

· не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока;

· создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

· уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

· оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

· использование оценки не только в качестве результирующего, но и формирующего инструмента.

Для того чтобы на уроке возникли свободная, творческая атмосфера и возможность проявить способности, задания должны быть необычными:

ü развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность;

ü отличаться уровнем сложности;

ü иметь практическую значимость и межпредметное содержание;

ü быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или способу решения;

ü иметь неожиданный результат.

Нестандартные формы проведения урока внеклассного чтения

Урок –сказка

Такой урок может быть проведен по сюжету одной сказочной истории или нескольких. Это могут быть народные сказки, сказки одного автора или разных авторов на одну тему. Урок-сказка может оказаться сказочным именно по форме проведения, а не по рассматриваемым литературным произведениям, когда на нем используются сказочные вещи, ребятам помогают выполнить задания сказочные герои, произносятся сказочные заклинания. Такой урок может включать в себя инсценировку, театрализацию.

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность.

ВложениеРазмер
vneklassnoe_chtenie.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

  • Выбор структуры урока внеклассного чтения в зависимости от этапа обучения.
  • Требования к детским книгам на разных этапах внеклассного чтения, приёмы работы с книгой.
  • Задачи уроков внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность.

Система внеклассного чтения эффективна при следующих условиях:

1) соблюдении преемственности в знаниях, умениях и навыках, которые учащиеся получают на разных этапах обучения.

2) целенаправленном отборе лучшей литературы для уроков и самостоятельного чтения учащихся (естественно, с учётом права выбора книг каждым учеником);

3) связи уроков литературного и внеклассного чтения;

4) помощи со стороны учителя в индивидуальной и коллективной работе учащихся с книгой.

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность. И самое главное — они должны быть современны, интересны сегодняшнему школьнику. Ведь жизненный опыт детей ещё крайне невелик, а реальное окружение чаще всего мало что может добавить к этому опыту. Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней — вот что может сделать детская литература и детская книга. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему хорошая.

На уроках внеклассного чтения в начальной школе мы учим детей ориентироваться в книге, т.е. показываем, какие её элементы ещё до чтения могут рассказать о её содержании (обложка, титульный лист, иллюстрации, предисловие, послесловие, содержание, аннотация и др.).

При этом урок внеклассного чтения имеет и свои специфические методы: чтение-рассматривание, беседа, выразительное чтение и рассказывание, самостоятельная работа с текстом.

Особенно эффективно метод рассматривания книги используется в I классе, когда учащиеся начинают овладевать техникой чтения и способны воспринимать книгу только по некоторым её внешним показателям (иллюстрация или название книги). Этот метод активизирует их словарь, воображение, фантазию, даёт мысли определённую направленность. Перепроверка, осмысление своих догадок в процессе и после чтения — следующий момент в целенаправленной читательской деятельности, во время которой используются методы, знакомые учителю на уроках литературного чтения: беседа-дискуссия, пересказ и т.д.

На каждом этапе системы внеклассного чтения есть свои специфические задачи. Так, на подготовительном и начальном этапах необходимо увлечь детей чтением книг. Именно на этот этап падает особая ответственность, когда ребёнок ещё только рассматривает книгу или слушает, когда ему читают взрослые. Здесь закладываются основы потребности читать, эмоционально-радостное отношение к общению с книгой.

Термин "внеклассное чтение'' появился в русской педагогической печати во 2-й половине 19 века. Закрепился в методике русского языка в 1886 году в лекциях В.П. Шереметьевского "Вопросы о семейном чтении вслух матерью и самостоятельном чтении'', где были впервые освещены основные позиции внеклассного чтения.

Позже проблемами внеклассного чтения занимались К.Б. Бархин, П.О. Афанасьев, К.Н. Куприянова.

К началу 70-х годов 20 века методическая наука в области внеклассного чтения носила декларативный характер: информировала учителя о том, чему он должен научить ребенка, но не отвечала на важный вопрос, как этому следует учить.

На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить.

Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим образом: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам.

Светловская Н.Н. считает, что необходимо научить к моменту завершения начального обучения всех детей охотно и осмысленно выбирать и читать доступные им книги, чтобы успешно учиться в средней школе, чтобы становиться хорошими полезными людьми, черпая из книг накопленный опыт.

Цель уроков внеклассного чтения - всемерно расширить читательский кругозор всех учащихся и совершенствовать личный читательский опыт каждого ученика.

Уроки внеклассного чтения дают учителю возможность решить следующие задачи:

1) приохотить младших школьников к самостоятельному чтению

2) познакомить учащихся с литературой, доступной их возрасту

3) научить детей выбирать книги, читать и размышлять над прочитанным

4) развивать посредством самостоятельного чтения желание и умение учиться

5) воспитывать с помощью литературы общественное самосознание детей

Методика внеклассного чтения (система формирования читательской самостоятельности) - это раздел методики обучения русскому языку, цель которого заключается в том, чтобы показать учителю, как, отрабатывая с учащимися технику чтения и умения работать с текстом произведения, постепенно приучать и обучать каждого ребенка выбирать себе книги для чтения по силам и интересам.

Обучение внеклассному чтению происходит в несколько этапов:

подготовительный этап в период обучения грамоте

начальный во 2-ом классе

основной в 3-ем и 4-ом классе.

На каждом этапе учитель решает конкретные задачи:

1) на подготовительном этапе основной задачей является задача приохотить учащихся к книге, чтобы каждая встреча с книгой приносила детям радость.

К концу подготовительного этапа дети должны знать, что книг много и они разные, должны быть научены определять содержание книг по обложке.

2) На начальном этапе ученики должны научиться осмысливать заглавие и соотносить книгу с темой, определять жанры литературы.

К концу начального этапа они должны знать около 15 фамилий авторов и названия их книг, научиться анализировать титульный лист и частично аппарат книги (знать, для чего в книге введение, предисловие).

3) На основном этапе уроки в 3-ем и 4-ом классах различаются по содержанию:

в 3-ем классе дети знакомятся на уроке с книгами одного автора. К книгам художественным добавляется периодическая печать и научно-познавательные книги.

К концу обучения в 3-м классе ученики должны уметь определять примерное содержание незнакомой книги по обложке, названию, фамилии автора и иллюстрации.

в 4-ом классе помимо книг, относящихся к художественной литературе, научно-познавательных книг и детской периодической печати ученики знакомятся с документальной прозой и книгами исторического содержания. Из научно- познавательной литературы добавляются книги-справочники. На уроке дети знакомятся с различной по жанрам литературой разных авторов на одну тему.

К концу обучения в 4-ом классе дети должны полностью освоить аппарат книги и внешние её признаки как средство, раскрывающее её содержание. Они должны уметь определить принадлежность книги к какой-либо серии, разбираться в специфике её оформления, уметь определить, кому книга адресована и заполнять каталожную карточку.

Для того, чтобы сформировать интерес к книге, должны соблюдаться следующие условия:

1) книги должны нравиться детям, приносить им радость

2) они должны быть привлекательными и разнообразными

3) самостоятельным внеклассным чтением детей должен руководить учитель

Формы руководства внеклассным чтением учащихся следующие:

1) уроки внеклассного чтения (они планируются на четверть или на полгода, выделяются из числа учебных часов, отведённых на чтение, включаются в расписание и фиксируются в журнале)

2) индивидуальная работа с отдельными учащимися (рекомендации в соответствии с интересами детей, особые задания к уроку, беседы, анализ творческих работ по прочитанным книгам)

3) дифференцированная работа с группами учащихся (вышеперечисленные приёмы применительно к группе детей, интересы которых совпадают)

4) массовая внеурочная деятельность (мероприятия проводятся 1-2 раза в четверть, материал к ним готовится постепенно, вытекает из самостоятельной работы детей с книгой за определённый отрезок времени)

5) пропаганда чтения в семье (проводится на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с родителями, во время посещения учащихся на дому)

6) составление классной и личных библиотек (книги описываются в каталожных карточках, расставляются и хранятся по нормам и образцу работы детской библиотеки)

Типология уроков внеклассного чтения

В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока:

· Урок подготовительного этапа.

· Урока начального этапа.

· Урок основного этапа.

В конце начального этапа и на основном рекомендуется провести несколько уроков переходного типа:

· Урок знакомства с периодической печатью.

· Урок-утренник.

Свойства книги. Ведущее начало в книге – это содержание. Ядром содержания является текст, т.е. литературное произведение (художественное, научное, научно-популярное и т.п.).

В зависимости от назначения книги в ней продумывается оформление и размещение текста; важны также прочность книги , ее размеры, вес, упругость страниц и т.д. Все эти требования помогли вычленить элементы книги.

Элементами книгиявляются: обложка, переплет, суперобложка, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации.

Обложка и переплет -внешние защитные устройства для книги, служат цели отыскания данной книги среди других.

Корешок обеспечивает ориентировку в многотомном издании или в книгах, размещенных на полках.

Оглавление и алфавитный указатель – это сведения о содержании книги и о форме изложения, помогающие ориентироваться внутри текста книги.

Форзац – это лист, скрепляющий переплет с книжным блоком (может использоваться для справочных сведений, карт, схем, рекламной информации и т.п.).

Титульный лист содержит все сведения, необходимые для общего распознавания содержания книги: автор, переводчик, название, где, когда, кем издана, оформлена (книгу начинают изучать с титульного листа).

Выходные сведения содержат информацию об авторе, художнике, переводчике, об издании, а также краткую аннотацию и т.д.

Книжная иллюстрация поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, активно толкует его, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания. Особенно важны иллюстрации в детской книге (они вводят читателя в атмосферу эпохи, обеспечивают реальность и эмоциональность представления художественных образов, ориентируют в происходящем действии). Кроме того, иллюстрации помогают читателю еще до чтения сориентироваться в содержании книги, увеличивают привлекательность книги.

Различение в книге важнейших элементов, средств текстовой и внетекстовой информации, осознание их назначения - это первый шаг к освоению содержания книги.

Под читательской самостоятельностью исследователь понимает личностное свойство, характеризующееся наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к строго определенным книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости.

Роль книги в формировании читательской самостоятельности

Детей надо не просто призывать читать, а с первых шагов формировать у них читательскую самостоятельность, т. е. способность и привычку выбирать и читать полезные, посильные книги не для кого-то, а для себя и теми темпами, в тех аспектах, на таком уровне, как это нужно и возможно для каждой данной, конкретной личности.

Если же воспринимающий не подготовлен к встрече с объектом, к его осмыслению, он непроизвольно искажает реальную действительность, рассматривает объект одностороннее, предвзято. Например, нередко многие дети определяют ценность книги по степени ее внешней красивости или, напротив, ее изношенности и т. п.

Учитель должен позаботиться о том, чтобы ребенок, встречаясь с новым объектом, воспринимал его всесторонне, во всех основных существенных проявлениях, связях и чтобы у ребенка была возможность убедиться в правильности своего восприятия, в адекватности произведенного обобщения воспринятому объекту.

2. Формирование умения работать с детской книгой

Основное условие, позволяющее учителю обратить внимание учащихся на книгу как объект интересный и значимый, включить книгу в жизнь детей,- это научить их думать над книгой, разговаривать с книгой на книжном языке. А для этого надо использовать закономерность, состоящую в связи формы и содержания, текста и внетекстовой информации. Уже первая встреча с детской книгой должна помочь учащимся осознать связь внетекстовой информации с содержанием текста. Думать над книгой, выделять внешние приметы содержания, ассоциировать, сопоставлять внетекстовую информацию и текст, в частности иллюстрации и заголовки, надписи с содержанием книги - это специальное умение и важная читательская привычка. Именно это умение и привычка во многом задают читателю кругозор, общее и литературное развитие. И пока ребенок не приучен думать над книгой, пока он не знает и не догадывается, куда и почему ему надо смотреть, выбирая и читая книгу, что видеть, о чем думать, он, даже владея техникой чтения, настоящим читателем не станет, так как он без целенаправленного обучения не способен к самостоятельному различению книг по содержанию, к осознанию разумного порядка в мире книг и в самой книге.

Так создается у ребенка база для развивающего чтения - привычка думать над книгой. При такой подготовке у ребенка уже проявляется минимальная читательская самостоятельность. Теперь он испытывает практическую потребность активно знакомиться с книжным окружением, брать каждую книгу в руки, вглядываться, вдумываться, выделять из круга чтения книги, особенно для него предпочтительные. Он учится ценить в книге содержание, видеть общие контуры содержания в любой книге, прежде всего, через внетекстовую информацию, перепроверять свои догадки о возможном содержании, выделяя ведущие надписи на обложке и в тексте, осваивает прием сопоставления иллюстраций и надписей, обращаясь с просьбой прочитать надписи или пробуя читать их сам.

Так уже на подготовительном этапе обучения занятия внеклассным чтением задают детям не только основу, но и первую ступень типа правильной читательской деятельности - умение и привычку думать над книгой до чтения. Регулирующую, предопределяющую и обогащающую роль в процессе восприятия текста художественного произведения при самостоятельном чтении книги для ребенка-читателя играет внетекстовая информация (иллюстрации, вид и тип издания) и система заголовков.

Рубрики предупреждают читателя о теме и облегчают процесс чтения благодаря невольным паузам, которые читатель вынужден делать перед каждой новой частью, а привычное внимание к иллюстрациям, умение и желание не пропускать их во время чтения, а внимательно рассматривать, позволяют вовремя перепроверять себя: все ли и так ли я представляю, когда читаю текст, оставшись с книгой один на один, без учителя, совпадает ли моя оценка прочитанного с чувством тех, кто писал, оформлял, иллюстрировал книгу, и если нет, то почему?

Это осознанное умение думать над книгой - до чтения, в процессе чтения и после того, когда книга прочитана,- обращаясь за помощью к самой книге (к ее элементам и службам), чтобы добиться полноценного прочтения, и есть тип правильной читательской деятельности, гарантирующий обществу нужного ему квалифицированного читателя.

Если ребенок не приучен вглядываться, вчитываться, вдумываться во внешние приметы содержания книги еще до ее прочтения, если он не возвращается к этим приметам в процессе и после прочтения, он выхватывает из книги отдельные слова, фразы, даже эпизоды, но система образов и мыслей автора остается вне его восприятия, а потому процесс чтения никак не обогащает и не развивает его.

Рассматривание книг и их чтение, чтение и рассматривание - это тот путь, которым через изучение книг-объектов во всем их многообразии учитель ведет учеников от незнания к знанию, от беспомощности к самостоятельности. Основные процессы, характеризующие путь в книгу и в мир книг, и дали название ведущему методу формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности - методу чтения-рассматривания.

Метод чтения-рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых при обращении к книге и книгам умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, а затем, исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения.

Метод чтения-рассматривания обеспечивает полноценность самостоятельного прочтения книги читателем и приучает его идти от общего к частному, а не наоборот.

Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго запоминать книги, к которым они обращались, а на первых этапах обучения ощутимо облегчает им и трудности, связанные с несовершенством техники чтения:

активизирует нужный словарный запас и представления,

задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям,

позволяет выделить свой круг чтения.

При опоре на метод чтения-рассматривания учащиеся обнаруживают качественно иные способности и умения, нежели их сверстники, знакомившиеся с книгами обычным методом чтения вслух, например:

знают в течение первого года обучения не менее 50 книг вместо пяти-шести привычных;

ориентируются при выборе нужной книги на ее общий вид и иллюстрации на обложке и внутри книги 45% учащихся вместо 22-25%;

принимают во внимание при отыскивании нужной книги, кроме иллюстраций, заглавие, или фамилию автора, или то и другое 55% учащихся вместо 6-8%.

И чем дальше, тем все ощутимее становится разрыв в читательских знаниях, умениях, навыках, возможностях и интересах учащихся, обучавшихся специальным методом, и тех, которые знакомятся с миром книг ощупью.

Для уроков внеклассного чтения наряду с методом чтения-рассматривания сохраняет свое значение и метод живого слова в самых различных формах: в форме чтения вслух (особенно наизусть), в форме размышлений о прочитанном и различного рода бесед, рассказов, пересказов. Остальные привычные методические средства выполняют на уроках внеклассного чтения роль приемов, реализующих ведущий метод обучения, а дидактические и литературные игры, конкурсы, кинопросмотры и т. п., стимулирующие интерес к книгам и их самостоятельному чтению, используются тоже, но не на уроках, а при внеурочной работе с детской книгой в школе и вне школы.

Формы, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие фон для уроков внеклассного чтения.

Пропаганда книги. В классе вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Учителем организуются выставки книжных новинок, книги пропагандируются в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

Индивидуальная помощь и контроль. Беседы с учащимися о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т.п.

Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры. На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Запись в библиотеку. В школьную библиотеку первоклассники записываются по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1 - 2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомиться с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

Обычно дети записываются также и в другую библиотеку - по месту жительства, городскую. Посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей.

Учет прочитанного. Учитывать прочитанное можно и по библиотечным формулярам. Желательно к этой работе привлечь каждого школьника-читателя. В школе используются читательские дневники. Прочитанное учитывается и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учителем.

Несмотря на то, что это вспомогательная работа тем не менее, она приучает детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге, а это немаловажная задача.

Внеклассное чтение имеет разные периоды в соответствии с класса: подготовительный – 1 класс, начальный период – 2 класс, основной период – 3-4 классы. Программой для первого класса (подготовительный период) предполагается отводить на работу с детской книгой к 20-ти минут в неделю, это урок-фрагмент, который совпадает с периодом обучения грамоте. В это время школьников только знакомят с художественной литературой (в частности, со сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, прибаутками, пословицами и т. др.). Для продуктивного проведения такого урока стоит брать. одно произведение: то ли рассказ, или сказку, или лирические произведения, добавляя к ним малые художественные жанры - пословицы, поговорки, загадки и тому подобное.

Содержимое разработки

Методика внеклассного чтения
в подготовительный, начальный и основной периоды.


Внеклассное чтение имеет разные периоды в соответствии с класса: подготовительный – 1 класс, начальный период – 2 класс, основной период – 3-4 классы.
Программой для первого класса (подготовительный период) предполагается отводить на работу с детской книгой к 20-ти минут в неделю, это урок-фрагмент, который совпадает с периодом обучения грамоте. В это время школьников только знакомят с художественной литературой (в частности, со сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, прибаутками, пословицами и т. др.). Для продуктивного проведения такого урока стоит брать . одно произведение: то ли рассказ, или сказку, или лирические произведения, добавляя к ним малые художественные жанры - пословицы, поговорки, загадки и тому подобное.
Структуру занятия с детской книгой в 1 классе предлагаем такую:
1) беседа, предшествующая чтению учителем выбранного произведения и позволяет активизировать в памяти шестилеток, приобретенные знания или сформировать реальные представления, которые составляли бы основу понимания ведущих художественных образов нового произведения - 1-2 мин.
2) общее ознакомление с книгой или произведением под руководством учителя: целесообразно продемонстрировать, обсудить название, прочитать фамилию автора, а затем дать детям самостоятельно рассмотреть (она должна лежать на каждой парте) - до 2 мин;
3) выразительное чтение учителем подобранного произведения (до 4-5 мин). Перед чтением учитель дает задание – на что обратить внимание во время слушания;
4) коллективное обсуждение прослушанного (беседа по прочитанным, размышления учеников) - до 4-3 мин;
5) повторное рассмотрение детской книжки, в которой помещены текст, соотнесение иллюстраций с содержанием прослушанного, выборочное чтение детьми указанного учителем места в тексте или учителем - до 2 мин;
6) рекомендации относительно самостоятельной работы с книгой дома или в классе (1-2 мин). Если у детей класса есть специальные хрестоматии для внеклассного чтения, следует посоветовать им поработать с другим текстом указанного до этого урока пособия.
Следовательно, в подготовительный период учитель должен научить детей воспринимать на слух прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, рассматривать обложку и иллюстрации, правильно называть автора и выбирать книгу. Желательно, чтобы в подготовительный период урок внеклассного чтения проводился в один и тот же день недели.
О формирование навыка чтения на таких уроках вопрос не должен стоять остро, потому что основная цель фрагмента урока внеклассного чтения в этот период - привлечь детей к книгам, заинтересовать их в чтении. Кроме того, следует обратить внимание учащихся на "рисование" словесной картинки как основы содержания произведения, ознакомить с книжной выставкой.
Учебная деятельность первоклассников с книгами и среди книг все еще организуется в основном на специально отобранных учителем фондах или заключенных (по требованиям методики и в соответствии с программой) хрестоматиях [3; 4; 5], потому в этот период следует обеспечить детей одинаковыми произведениями. Теперь основная форма работы с учениками – урок-фрагмент. Цель этого урока - заинтересовать детей чтением, формировать слушателя, потому что если с детства не воспитать любовь к книге, если чтение не станет духовной необходимостью, то в годы отрочества подросток может потерять духовные и нравственно-эстетические ориентиры.
Итоговым результатом подготовительного периода внеклассного чтения, наряду с государственными требованиями учебных достижений [1, с. 25], следует считать, исчезновение у детей равнодушия к книгам, которые их окружают, явное желание найти ту или иную из них, разумно пользоваться ими (рассматривать, пробовать читать), то есть выявлять читательский ситуативный интерес.
Целесообразно заметить: нельзя требовать от первоклассника самостоятельного чтения, если он не освоил техники чтения вслух (35-40 слов в минуту), ибо без общеязыковой и речевой читательской готовности не следует требовать ни переводов, ни рассказов. В этот период следует широко применять прием беседы.
Рассмотрение книг также должен проводиться под руководством учителя. Другими словами, главная задача уроков внеклассного чтения в подготовительный период – воспитать активных читателей путем развития их читательской самостоятельности, то есть научить детей основ читательской азбуке.
Поскольку уроки внеклассного чтения в школе являются основной формой руководства самостоятельным детским чтением, то второй период, а именно начальный, следует соотносить с 2 классом начальной школы. Так в 1 классе дети уже овладели грамотой, ознакомились с различными детскими книжками, читали и обсуждали их, теперь, на начальном этапе, характер учебной деятельности меняется.
Во – первых , почти в два раза увеличивается обязательный время обучения, продолжительность занятия рассчитаны уже на целый урок. Программой отводится на внеклассное чтение 40 минут. Проводится такое чтение один раз в две недели параллельно с уроками классного чтения.
Во – вторых, качественно иную роль на уроке начинает играть чтения вслух, потому что читают уже дети.
В – третьих, есть, ведущей роли в этот период начинает приобретать индивидуальная работа ребенка с книгой. Конечно, самостоятельное чтение обязательно только на уроке, под руководством учителя, и ни в коем случае не стоит требовать от учеников читать дома, потому что чтение книги - это очень тяжелый процесс. Так, для выполнения учебного задания начального этапа - сформировать интерес к самостоятельному чтению - целесообразно, чтобы этот процесс был управляемым. Для этого рекомендуем на уроках внеклассного чтения иметь до 15-16 одинаковых книг-комплектов или произведений (по количеству учащихся (парт) в классе) и, если ребенок овладел умением читать, ей можно разрешить чтение самостоятельное.
В - четвёртых; на начальном этапе резко увеличивается количество детских книг, с которыми следует ознакомить второклассников. Каждый. месяц читательский кругозор ребенка расширяется на 4-5 и более книг или 7-8 произведений. Дети должны читать уже. в первом полугодии сказки, стихи, рассказы, загадки общим объемом от 500 до 1500 слов [2]. Они читают о Родине, подвигах людей, детей, зверей, растения, приключения .
Методика проведения уроков внеклассного чтения в начальный период становится сложнее по своей структуре и должно служить основной подготовкой к самостоятельному чтению.
Проводить урок советуем с такой структурой:
1. Объявление темы и цели урока - 2 мин. Тема урока должна быть записана на доске; там же надо оформить выставку книг по этой теме для заинтересованности ею детей. Темы должны быть разные, интересные, как вот:

- Солнышко сказало правду.
- До всех сердец есть ключики.
- Пучок веселых колючек и т. др. [5].
2. Вступительное слово учителя - 5 мин. Оно должно быть кратким, но не только готовить учеников к восприятию произведения, но и выяснять, что второклассники подготовили к уроку, что читали или выучили наизусть. Учащиеся рассматривают книги, чтобы определить тему чтения, то есть решается задача на ориентирование в детских книжках.
3. Чтение рекомендованного произведения учителем с целью заинтересовать слушателей - до 7 мин (l текст). Учитель останавливается на самом интересном и дает задания для домашнего чтения; ученики же должны дочитать это произведение до конца дома. Например:
- Может ромашка (цветок) плакать? Дочитаете рассказ В.А.Сухомлинского "Девочка и Ромашка" до конца и ответите на следующем уроке.
Прослушанную часть произведения анализируют.
4. Беседа на основе прослушанного - до 6-7 минут. Беседа должна занимать важное место на уроке, потому что она готовит детей к самостоятельному чтению. Вопрос следует ставить общие, короткие, "одинарные".
5. Чтение второго (нового) произведения школьниками на время, отведенное учителем, - до 8 минут. Целесообразно, чтобы у учеников были одинаковые произведения или книги. Если нет одинаковой книжки, можно рекомендовать разные, но на одну и ту же тему. В таком случае беседа должна носить синтетический, обобщающий характер (учитель должен сам прочитать все произведения).
6. Беседа и оценка качества самостоятельного чтения, сравнение произведений, прочитанных на уроке учителем и самими учащимися - 6-5 мин.
7. Самостоятельное рассмотрение новой книги или произведения (третий произведение, если есть такая возможность). Рассматривают обложку, читают название, имя автора; учитель рекомендует эту книгу для домашнего чтения в 3 мин.
8. Домашнее задание - это указание на то, что надо дочитать или прочитать - до 3 мин; дочитать первую книгу и дать ответ на вопрос учителя; каждый дочитывает книжку, которая была предлагаемая для индивидуального чтения - кто где остановился; третье задание - прочитать книгу или сочинение, которую только что рассматривали.
Основной период внеклассного чтения совпадает с 3-4 классами. У детей полностью формируется читательская самостоятельность. Два года — срок достаточный. Именно в это время внеклассное чтение в полном его понимании становится внеклассным, то есть подарочным. Уроки теперь становятся формой руководства самостоятельным внеклассным чтением.
В этот период вводится выставления оценок школьникам, но советуем не выставлять неудовлетворительные оценки, потому что они отталкивают ученика от книги. Лучше записать в дневник: "Не прочитал книги для внеклассного чтения", "Не готов к уроку по внеклассному чтению" или нечто подобное. К тому же, когда выставляем ученику положительную оценку, не стоит в нее добавлять овладение техникой чтения. Эти умения должны оцениваться прежде всего на уроках классного чтения.
В 3 классе на уроках внеклассного чтения необходимо продолжить работу, начатую во 2-м, а именно: постоянно работать над расширением кругозора
учеников. Если во 2 классе дети в основном слушали чтение учителя, а затем сами читали сказки, рассказы и стихи, то в 3-м через самостоятельное чтение следует ознакомить их с творчеством детских писателей.

Выделено шесть видов уроков:

1) урок внеклассного чтения по теме;

2) урок внеклассного чтения за автором;

3) урок внеклассного чтения по жанру;

4) урок внеклассного чтения по периодической прессой;

5) урок образцового чтения;

6) урок знакомства с новинками художественной литературы.

Читайте также: