Структура тренинга в школе

Обновлено: 05.07.2024

Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами). Цель тренинга: формирование навыков межличностного общения, самопознания. Данный тренинг регулярно проводился мной на предыдущем месте работы и показал хорошие результаты, по отзывам детей в нем участвовавших и их педагогов.

Цель: школьников преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, владеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.
Ведущим типом деятельности, по классификации Д.Б. Эльконина, в юношеском возрасте является общение и становление межличностных отношений. Поэтому очень актуальным, на данном этапе развития, для наиболее полной и глубокой реализации жизненного потенциала и гармоничного развития личности является овладение навыками эффективного социального взаимодействия.
Структура тренинга: Тренинг состоит из пяти занятий в основу организации, которых положены представлениях о механизме групповой динамики.
Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:
1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.
2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.
3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.
4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.
Организация тренинга: данный тренинг рассчитан на 2 занятия включающие по 3 блока продолжительностью по 2 – 2,5 часа каждое (в зависимости от особенностей группы). Занятия должны проводиться в отдельном, теплом помещении, желательно имеющем звукоизоляцию и запирающимся изнутри. Так же желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла и свободное пространство для перемещений, что способствовало бы повышению эффективности проведения занятий.
Количественные и качественные характеристики группы: тренинг рассчитан на подростков и юношей в возрасте от 15 лет и старше, желающих расширить свой социальный опыт, обрести чувство уверенности в себе, научиться чувствовать и понимать окружающих.
Оптимальной является группа из 6 – 12 человек. Снижение количества участников тренинга меньше оптимального ведет к замедлению групповой динамики по причине качественного снижения активизирующего опыта в обсуждениях. Увеличение числа членов группы больше оптимального, делает группу неустойчивой из-за снижения возможности контроля, за групповыми процессами со стороны тренера.

Первая часть
Цель: знакомство и сплочение группы
Задачи: 1. формирование сплочения группы;
2. выработка групповых правил;
3. мотивирование участников тренинга на работу.

- Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

- Что было трудно сделать в этом упражнении?
- Что почувствовали?

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Первая часть
Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе

Упражнение 2 Волшебная палочка
Цель: разогрев и сплочение группы
Участники движутся по кругу и ведущий дает задание: "У меня в руках волшебная палочка и я хочу, чтоб мы превратились в стадо бегемотов". После того как участники проиграли один круг, ведущий передает палочку следующему и т.д.


Активное слушание Что мешает вашему собеседнику говорить

ТВЕРДЫЕ ОСНОВАНИЯ
Действительно ли тебе нужно отказаться или ты кокетничаешь

Да, надо нет, может, меня уговорят

Создай себе пространство этот алгоритм тебе не подходит
(например, не сиди, если тот, кто тебя
уговаривает, стоит) и помни, ты
Имеешь право отказаться

Упражнение 9. "Титаник"
Цель: завершение занятий в группе
Группа делиться на две подгруппы: одна –отъезжающие, другая – провожающие. Участников просят представить что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано "ТИТАНИК"

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Структура педагогического тренинга

Данная статья даёт сведения о тренинге как специальной систематической подготовке и форме интерактивного обучения учащихся. Детально описаны цели, задачи,все этапы проведения тренинга. Материал будет интересен как для учителей, так и для психологов общеобразовательных учреждений.

Тренинг – специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированная на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Является одним из важнейших методов в системе подготовки учителя.

Тренинг – специальная форма организации деятельности, преследующая конкретные и прогнозируемые цели, которые могут быть достигнуты в относительно короткий срок.

Тренинг – интенсивное обучение, которое реализуется через специальные интерактивные методы.

Тренинг, как и любое учебное занятие имеет определенную цель.
Целями проведения тренингов могут быть :

• информирование и приобретение участниками тренинга новых профессиональных умений и навыков;

• привитие навыков сотрудничества, принципов толерантности путем определения границы собственной терпимости и уважения прав и свобод других людей;

• развитие навыков анализа первоисточников и дефиниций;

• формирование навыков логического мышления, анализа, выбора и презентации информации или проблематике;

• овладение новыми технологиями в профессиональной деятельности, сфере;

• уменьшение чего-то нежелательного (проявлений моделей социально неприемлемого поведения, неэффективного стиля общения, особенностей реагирования и тому подобное);

• изменение стереотипов, взглядов на проблему, процесс обучения, чтобы осознать его преимущества и понять, что он может оказывать воодушевление и удовольствие;

• повышение способности участников относительно позитивного отношения к себе и к жизни;

• поиск эффективных путей решения поставленных проблем благодаря объединению в тренинговой работе усилий группы обучающихся, специалистов, которые имеют разные специальности; представителей различных ведомств, которые влияют на решение этих проблем и т.п.;

• активизация общественности по решению актуальных проблем образования и др.

Структура тренингового занятия должна быть четко определенной. Типовая структура, цель и задачи тренинга вместе служат основой для составления плана его проведения (таблица 1), который может иметь различные формы (таблица, перечень последовательных действий, схема и т. п), но его составление является обязательным, поскольку именно заранее составленный план помогает придерживаться выбранной темы и добраться до желаемой цели.


Таблица 1. Примерная структура планирования тренинга

Часть тренинга

Длительность

Вступительная

Знакомство. Правила. Разминка. Ожидания. Упражнения на рефлексию. Упражнения на развитие двигательной активности

До 15 мин. для тренинга продолжительностью 1,5-3 часа.

- оценка уровня осведомленности по проблематике;
- актуализация проблемы и конкретных задач для ее решения;
- предоставление информации, усвоение знаний;
- формирование умений, навыков, развитие способностей;
- подведение итогов по содержанию работы .

Интерактивные техники. Упражнения на оценку групповых процессов, состояния развития группы.

Рассчитывается как разница общего времени тренинга и времени, нужного для проведения вступительной и заключительной частей вместе.

Заключительная

Подведение итогов по процессу работы.

Оценка полученного опыта. Настройка участников на атмосферу обычной жизни

Упражнения на рефлексию и восстановление сил участников. Прощание .

До 15 мин. для тренинга продолжительностью 1,5-3 часа.

Последовательность подготовки и проведения педагогического тренинга

Подготовка к проведению тренинга охватывает три последовательных этапа:

1) проработка содержания тренинга .

Составить четкое представление относительно содержания будущего тренинга тренеру помогает проработка семи важных вопросов , которые сначала можно зафиксировать на черновике.

Во-первых, следует записать цель тренинга , то есть то, чего хочет достичь тренер в результате всей работы, учитывая потребности участников.

Во-вторых, надо знать предыдущий опыт и уровень знаний участников тренинга , чтобы не только дать им новую для них информацию, но и предсказать возможное столкновение взглядов, создавать целесообразное напряжение, что послужит развитию групповой динамики.

В-третьих, необходимо четко представлять ожидаемые результаты тренинга , то есть то, что участники должны понять или чему научиться в ходе работы (тренер кратко записывает, что изменится для участников после проведения тренинга, формулируя свои записи так, чтобы понять потенциал для изменений).

В-четвертых, следует определить, каким должно быть содержание тренинга , которое будет преподаваться на тренингах по той или иной тематике, то есть о чем участникам необходимо узнать в процессе обучения. Тренер должен овладеть этими материалы в полном объеме, но, планируя конкретный тренинг, спросить себя, о чем слушателям совершенно необходимо узнать в связи с данной темой; что было бы полезным, но не абсолютно необходимым; о чем участникам было бы желательно узнать, если бы времени было достаточно. Распределив согласно этому принципу содержание по каждой теме на три блока, тренер разрабатывает содержательные материалы к конкретному тренингу и использует их в зависимости от лимита времени, который окажется на практике.

Итак, в-пятых, нужно точно знать продолжительность тренингового курса . Знание отведенного времени помогает определить приоритеты содержания материалов тренинга, в определенной степени определяет методы обучения, дает возможность рационально спланировать тренинг, обеспечивая достаточно времени на интеллектуальные и двигательные упражнения, изучение содержания, обсуждение работы, вопросы участников и тому подобное.

В-шестых, тренеру необходимо зафиксировать, готовясь к работе, методы, которые будут применяться в ходе обучения . Выбор тренером тренинговых методов, техник и технологий их применения в каждом конкретном случае будет зависеть от временных границ, содержания материалов, уровня подготовки и характера взаимоотношений в аудитории, технических условий помещения и оборудования, наличия и качества наглядных материалов.

2) разработка плана проведения занятий.

План занятия - это документ, который содержит сведения, необходимые тренеру для проведения тренинга, руководство и ресурсный материал, что дает возможность рационально и организованно провести занятия.

Последовательность разработки плана занятия :

1. Отбор содержательных материалов занятия, их общее описание в нужной последовательности.

2. Отбор методов для каждого компонента занятия.

3. Определение времени на каждый компонент занятия, установление временных границ целостного занятия в общей продолжительности тренинга.

4. Определение временных границ перерывов.

6. Предусмотрение времени в конце каждого учебного дня для вопросов и замечаний участников, ответы на которые будут даваться на следующее утро. (Это помогает контролировать ход тренинговых событий.)

7. Предусмотрение времени в конце последнего учебного дня для решения всех невыясненных вопросов и предоставления участникам возможности завершить тренинг рефлексией (это обеспечивает тренера информацией о том, какие компоненты занятий были отработаны эффективно, а какие стоит улучшить в будущем).

План тренинга должен содержать определенную обязательную информацию :

На первой странице плана приводятся такие данные :

• характеристика группы участников (например, педагоги, молодежь и др.);

• основные учебные методы, которые предполагается использовать;

• раздаточные материалы (книги, пособия, тексты, рисунки, таблицы, плакаты);

• наглядные аудиторные материалы (рисунки, таблицы, плакаты);

• техническое оборудование и аппаратура;

особые условия (если нужно) проведения тренинга.

Текст плана состоит из вступления, где должны быть отражены :

• организация процедуры знакомства участников;

• хозяйственные вопросы (расположение мест для коротких перерывов, удовлетворения гигиенических потребностей участников, порядок использования мобильных телефонов во время занятий и тому подобное);

• общий обзор тренингового курса;

• общий обзор первого занятия.

Далее в тексте отражаются содержание занятия и методы, которые будут применяться, в том числе приводятся:

• подробное описание темы;

• время, отведенное для оценивания каждой темы;

• замечания по использованию технических средств;

• замечания по использованию различных методов обучения;

• замечания для тренера относительно определенных действий (раздать материалы, выполнить определенное упражнение и тому подобное).

В тексте плана также отражается порядок подведения итогов тренинга, процедуры и упражнения, которые будут выполняться в завершении работы. К плану прилагаются приложения, которые содержат все необходимые дополнительные материалы тренинга.

3) детальная проработка процесса ведения тренинга в соответствии с его структурой .

Как уже упоминалось ранее, тренинг имеет достаточно четкую структуру, части которой имеют определенное содержательное наполнение и рекомендуемые временные пределы (Таблица 2).

Таблица 2. Структура тренинга

Часть тренинга

Этап части тренинга

Рекомендованная

продолжительность этапов, %

общего времени

Вступительная

Основная

Оценка уровня информированности о проблеме

Поиск путей решения проблемы, получение информации

Развитие практических навыков

Заключительная

Рефлексия, завершение работы

Вступительная часть тренинга .

Для нее наиболее характерными компонентами является собственно вступление, правила, знакомство и ожидания.

• представление тренерской команды;

• ознакомление участников с методическими и организационными особенностями работы в тренинге.

Правила групповой работы предусматривают, что:

• основные правила предлагает тренер (участники);

• правила записываются на большом листе бумаги и располагаются на видном месте;

• после написания каждого правила (или всех вместе) важно, чтобы каждый участник согласился с ним (для этого тренер использует уместные формулировки вроде: Правило принимается? Принимается! Спасибо).

• в случае нарушения правил, ведущие или участники группы напоминают нарушителю об этом, ссылаясь на перечень;

• правила принимаются ежедневно в начале работы, при этом форма презентации правил может постоянно меняться (надпись на листе бумаги; изображение рисунком, пиктограммой; сценка, разыгранная индивидуально, в паре или группой участников и тому подобное).

NВ: Совместно составленные и принятые правила способствуют избеганию ситуации принуждения и создают атмосферу добровольности и общих действий. Если кто-то не согласен с одним или несколькими правилами, следует объяснить важность их соблюдения для достижения цели тренинга. Можно также пригласить группу высказать свои мысли относительно этого. Наконец, можно предложить несогласному участнику довериться тренеру в начале работы, а позже, после приобретения опыта практического использования соответствующего правила, вернуться к обсуждению его важности / неважности для работы группы, но уже с точки зрения практики применения

Основная часть тренинга обычно состоит из трех последовательных блоков, направленных на определение проблемы, которой посвящен тренинг, поиск путей ее решения, развитие практических навыков, нужных для этого. В частности:

а) блок определения и актуализации проблемы, направленный на как можно более четкое выяснения проблемы, которую должна решить группа, степень ее важности для каждого участника. Он также способствует введению участников в круг понятий и терминов темы занятия, помогает выявить причины актуальности выбранной тематики тренинга и последствия введенного обучения для каждого члена группы;

б) блок поиска путей решения проблемы и предоставление необходимой для этого информации включает упражнения / методы разработки планов конкретных действий для решения поставленных задач, необходимых для решения проблемы тренинга; стимулирование индивидуального поиска каждым участником собственных путей решения этой проблемы; предоставление участникам необходимой информации по проблеме;

в) блок развития практических навыков особенно важен в том случае, когда такая работа включена в задачи тренинга (формирование новых практических навыков определенных действий или изменение соответствующих старых стереотипов), но его полезно применять и тогда, когда задачами тренинга отдельно не предусмотрено специальное овладение теми или иными навыками.

Основная часть предполагает анализ конкретной ситуации, выявление проблем и их обсуждение . Анализ конкретных ситуаций позволяет в условиях обучения обратиться к конкретному опыту с целью его осмысления. Основная задача этого этапа - помочь участникам соотнести свой опыт с предлагаемыми подходами и моделями, провести их обсуждение в ходе групповой работы, самостоятельно выработать ориентиры и способы действий в реальных условиях.

Заключительная часть . Ежедневно тренинговые занятия завершаются специальными упражнениями, которые входят в ритуал прощания. Предшествует прощанию о ц е н к а - а н а л из занятия, цель которого - проверить эффективность обучения, прежде всего, установить, что из выполненного на занятиях было полезным для участников, помогло им изменить некоторые взгляды, возможно, и поведение. Оценка способствует самоанализу участников процесса, стимулирует рождение новых идей, помогает понять, насколько участники достигли поставленной цели, и скорректировать планы следующих занятий. Наиболее удобный способ оценки - анкетирование участников тренинга.

Таблица 3. Ориентировочные временные границы этапов тренингов наиболее распространенной продолжительности

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ТРЕНИНГА В ШКОЛЕ

Учебный план курса

Лекция седьмая.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕНИНГОВЫХ МЕТОДОВ

Прежде чем начать проведение тренингов в школе, психолог должен дать ответ самому себе на два важнейших вопроса:
1. В чем заключается цель проведения психологического тренинга?
2. Есть ли минимально необходимые условия для организации тренинговых занятий?

ЦЕЛЬ И УСЛОВИЯ
Представляется очевидным, что если цель недостаточно осознана специалистом, то не стоит и начинать работу. Прежде всего потому, что в таком случае эта работа становится совершенно бессмысленной и невозможно понять, какой именно тип психологического тренинга следует реализовывать.
Как уже было сказано во второй лекции нашего курса, психологический тренинг, в отличие от других метаметодов работы практического психолога, направлен не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности научиться решать проблемы.
Однако эта общая цель может быть конкретизирована в ряде более узких целей.
Довольно условно можно предложить набор возможных целей групповой психологической работы в школе и тип тренинга, с помощью которого каждая из указанных целей может быть достигнута (см. приложение 1).

Ответ на второй вопрос предполагает наличие:
а) требуемого уровня квалификации психолога как группового тренера, то есть его подготовленность к ведению тренинговых занятий;
б) помещения для проведения таких занятий и его достаточную оснащенность;
в) группы людей (учащихся или учителей), желающих принять участие в подобной работе;
г) тщательно разработанной программы психологического тренинга.
Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.
Помещение для занятий должно быть звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Настоятельная рекомендация — не проводить тренинг в той же аудитории, где у ребят проходят учебные занятия. Тренинг с педагогами не надо проводить в учительской, конференц-зале, а тем паче в кабинете директора. Если мы хотим помочь участникам избавиться от некоторых стереотипов, следует исключить факторы, которые могут автоматически запустить действие этих самых стереотипов.
Поскольку занятия могут длиться три–шесть часов, следует позаботиться о том, чтобы помещение было просторным и периодически проветривалось. Хорошо, если помещение настолько просторно, что круг участников занимает только его половину, а во второй половине на полу лежат маты или есть ковровое покрытие (это удобно для проведения медитаций и ряда упражнений телесной терапии). Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут.

ПРОСТОЙ АЛГОРИТМ
Важнейшие требования к организации психологических тренингов в школе представлены в приложении 2.
Важный момент — желание учащихся (или учителей) стать членами тренинговой группы. Добровольность участия является необходимым профессионально-этическим требованием. Поэтому, приглашая на тренинг потенциальных участников, психолог должен доступно объяснить цели такой работы и ее формы и сформировать у них мотивацию к этой деятельности. Нельзя требовать от учащихся обязательной явки на тренинговые занятия. Для детей до 14 лет необходимо разрешение родителей на участие в тренинге.
Перед началом занятий психолог должен подготовить примерную программу психологического тренинга. Разумеется, эта программа является только ориентиром, поскольку в процессе работы неизбежны отступления от заготовленных сценариев, а иногда — кардинальные изменения стратегии ведения группы. Однако наличие программы представляется обязательным, поскольку ее подготовка позволяет четко осознать основные пути достижения поставленной цели.
С.Д. Дерябо предложил простой алгоритм выбора содержания тренинга (см. приложение 3).
Думается, что разработанную психологом программу следует обсудить с более опытными коллегами (возможно, потребуется ее утверждение районным (окружным) методическим советом по психологии или администрацией школы — при том условии, что руководитель достаточно профессионально подготовлен в области психологии). По окончании занятий программа может быть пересмотрена, уточнена и — как прошедшая проверку — утверждена окончательно.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
Можно предложить примерную структуру программы психологического тренинга в школе.
Титульная страница, на которой представлено название программы и имя автора-составителя (поскольку школьный психолог чаще всего пользуется уже известными тренинговыми играми и упражнениями и его программа имеет обычно компилятивный характер, то называться автором программы не вполне этично).
Пояснительная записка (обозначаются цели и задачи, обосновывается содержание программы и используемые методы, раскрываются важнейшие теоретические положения, указываются организационные условия проведения занятий и общее количество часов).
Тематический план занятий (номера и названия тем, примерное количество занятий и часов, последовательность блоков или тренинговых модулей).
Структура занятий (выделяются и кратко описываются этапы, присутствующие в каждом занятии).
Содержание тренинга (является основной частью программы, представляются сценарные планы всех занятий с достаточно подробным описанием используемых упражнений, игр, психотехник и т.п.; упражнения, которые являются оригинальными авторскими разработками, рекомендуется каким-то образом выделить, например звездочкой после названия; упражнения, заимствованные из литературных или иных источников — даже в случае их модификации — желательно снабдить ссылками или примечаниями с указанием номера источника из списка литературы).
Список литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. — М.: Ось-89, 2002.
2. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. — СПб.: Речь, 2004.
3. Kolb D.A. Experiential Learning: Experience as a Source of Learning and Development. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1984.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Проанализируйте требования, предъявляемые к организационной стороне проведения психологических тренингов в школе, и соотнесите их с условиями, имеющимися в вашем образовательном учреждении.
2. Можно ли, по вашему мнению, пожертвовать выполнением каких-то требований и провести успешный тренинг в условиях ограниченных возможностей?
3. Перечитайте свои ответы, записанные в бланке, который был предложен вам в третьей лекции. Какие изменения вы внесли бы в этот бланк? Что вы бы вычеркнули?
4. Соответствуют ли разработанные вами программы тренинга схемам, предложенным в этой лекции?

Требования к организации
психологических тренингов в школе

Организация пространственно-предметной среды:
• кабинет (не менее 18 кв. м), пригодный как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории;
• ковровое покрытие;
• свободно передвигающиеся учебные столы и стулья.

Минимально необходимые требования к оборудованию:
• стол и стул на каждого ученика;
• доска (стенд для вывешивания плакатов или флипчарт);
• цветные карандаши (или фломастеры), краски и кисточки на каждого участника;
• листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3);
• картонные карточки (размером 9х12 см или чуть меньше)
• маты;
• набор разнообразных игрушек.

Желательны:
• телевизор;
видео- и аудиомагнитофоны;
компьютер;
зеркала на стенах, скрываемые шторками.

Время занятий:
продолжительность каждого занятия: от 35–45 минут до 3 часов с одним 10-минутным перерывом;
частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 6 часов в день).

Женщины хлопают в ладоши на тренинге

Важно не слишком затянуть этот этап. Обычно первая его часть направлена на знакомство участников с ведущим и друг с другом и занимает не больше получаса.

В зависимости от цели важно грамотно регламентировать время на разные этапы тренинга и ключевым уделить больше внимания, чем второстепенным (например, в случае проведения занятия по продажам необязательно представлять участников друг другу).

  1. Вступление. Тренер приветствует участников и кратко представляется им. Озвучивается основная цель тренинга.
  2. Знакомство. Участники формируют рабочую группу, а тренер старается создать дружелюбную психологическую атмосферу в ней.
  3. Согласование цели и задач. Участники высказывают пожелания относительно результатов тренинга, ведущий объединяет цель, поставленную им самим, с личными целями учеников.
  4. Формирование правил. Важно дать участникам понять, какое значение имеет соблюдение всех условий занятия. Для достижения наибольшего эффекта можно записать общие принципы работы на тренинге и предложить каждому расписаться под ними.
  5. Рефлексия. Факультативный этап, он нужен, если проводится несколько взаимосвязанных тренингов (цикл) – именно во вступлении оценивается степень усвоения материала, пройденного на предыдущем занятии.
  6. Разминка. Позволяет участникам настроиться на продуктивную работу, понять направленность основных практических заданий, привыкнуть к коллективу.

Пропускать вступительный этап нельзя, так как без него участники будут дольше включаться в работу, поэтому могут упустить или не понять начало теоретической части.

Основной блок

Включает две составляющие.

Теория

В ходе тренинга этой части блока отводится не больше 40 % (в идеале – около 20 %). Теоретическая информация, с которой знакомятся участники, должна:

  • выражаться в самых простых терминах (особенно если аудитория неподготовленная) и быть максимально понятной;
  • быть поделенной на логические части;
  • сопровождаться любым визуальным дополнением: презентацией, раздаточным материалом и т. п.

Любой участник должен иметь возможность полностью освоить все теоретические знания в ходе тренинга.

Финал работы над теорией традиционно делится на две фазы:

  1. Ответы тренера на вопросы участников. Пояснения помогут устранить недопонимание, окончательно снять напряжение.
  2. Демонстрация участникам содержания и итогов занятия. Может проходить в формате мини-лекции тренера, мозгового штурма, работы в малых группах или завершающей игры. Эта фаза тренинга нужна для того, чтобы у всех присутствующих сформировалось представление о структуре и результатах занятия.

Практика

Это основной блок тренинга, который должен составлять не менее 60 % занятия. Проведение практического этапа подчиняется общепринятым правилам:

  • Цель выполнения упражнений должна быть ясна для участников, а сами упражнения – понятными и максимально полезными.
  • Тренер не должен подсказывать/помогать ученикам. Это может привести к тому, что участники занятия перестанут стараться и привыкнут к тому, что всю работу за них выполняет ведущий.
  • Участники должны получить максимум обратной связи. Это позволит каждому из них увидеть свои сильные и слабые стороны, даст мотивацию для дальнейшей работы. Одно из мощнейших средств – запись упражнений на видеокамеру. Просмотр занятия производит большое впечатление на участников и дает толчок к развитию.
  • Все инструкции к упражнениям должны быть обозначены заранее.

Практический этап тренинга, как и теоретический, тоже проходит в две фазы:

Завершающий блок

На этом этапе тренинга очень важно вернуться к ожиданиям участников и проверить, на все ли вопросы был дан ответ в ходе занятия. Все останутся довольны и почувствуют плодотворность работы, если будут знать, что важные и сложные моменты обговорены, проработаны и теперь не кажутся такими пугающими.

Условно структуру завершающего блока тренинга можно разделить на фазы:

  1. Формирование договоренностей и обязательств между тренером и участниками после занятия (например, ведущий обязуется выслать дополнительные материалы по теме тренинга).
  2. Снятие недовольства отдельными моментами занятия. С помощью методов обратной связи определить итоги тренинга, получить от участников оценку эффективности работы.
  3. Завершение тренинга (может включать раздачу сертификатов или игру на сплочение).
  4. Оценка новой информации. Может быть организована в форме заполнения оценочных карт. Каждому участнику на запись своих впечатлений потребуется разное время, поэтому лучше раздать анкеты уже после окончания занятия, чтобы никому не пришлось ждать.
  5. Эмоциональное завершение тренинга и групповой работы. Возможно, некоторые участники захотят задать дополнительные вопросы лично тренеру. Кофе-брейк по окончании занятия поможет организатору выделить время для каждого интересующегося.

План работы можно оформить в виде таблицы или схемы. Визуализация структуры тренинга позволит четко придерживаться регламента и не упустить ни один из важных вопросов, которые должны быть рассмотрены на занятии. К проработке каждого этапа не стоит относиться формально, все они по-своему важны: первый – для включения участников в работу, второй – для усвоения информации, третий – для осмысления ценности приобретенных знаний.

Читайте также: