Концепция юид в школе

Обновлено: 07.07.2024

Юные инспекторы движения – это не только надежные помощники в деле изучения дорожной безопасности и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, но и отличный способ организации досуга школьников, который помогает им выработать активную жизненную позицию.

Отряды ЮИД действуют на основании Положения об отрядах Юных инспекторах движения, которое утверждается местными отделами/управлениями образования. Также вам в помощь – наши материалы.

Общая характеристика юного инспектора движения

Юный инспектор движения – активный помощник педагогов, сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения в деле пропаганды безопасности дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Юный инспектор личным примером, активной общественной деятельностью формирует у школьников устойчивые навыки соблюдения Правил дорожного движения.

Юный инспектор движения должен знать:

Юный инспектор движения должен уметь:

  • оценивать дорожную ситуацию, определять уровень опасности для пешеходов и велосипедистов;
  • использовать в практической деятельности знание ПДД, в том числе при организации профилактической работы и пропаганды безопасности дорожного движения;
  • проводить беседу по ПДД с детьми младшего возраста;
  • составлять тексты выступлений, статей по проблеме безопасности дорожного движения для печатных материалов и сайта школы;
  • оказывать первую помощь;
  • хорошо управлять велосипедом и устранять возникающие неисправности.

Основные задачи юного инспектора движения:

  • овладение прочными знаниями, умениями и навыками безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • активная помощь учителям школ, сотрудникам ГИБДД в пропаганде Правил дорожного движения;
  • борьба с правонарушениями в сфере дорожного движения среди детей и подростков;
  • волонтерская работа по пропаганде Правил дорожного движения в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования детей;
  • организация работы с юными велосипедистами, юными пассажирами и родителями-водителями;
  • овладение методами предупреждения дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • овладение техническими знаниями и навыками мастерства в управлении велосипедом;
  • сотрудничество со средствами массовой информации – освещение работы отрядов ЮИД в местной печати, на радио, телевидении, интернете;
  • содействие в популяризации деятельности ЮИД в школе, по месту жительства, в городе.

Организационно-правовые основы деятельности отрядов ЮИД

Отряд ЮИД в образовательной организации создается на основании приказа директора, в котором определяется лицо, на которое возлагаются обязанности организатора работы с отрядом и основные направления его деятельности.

Членами отряда ЮИД могут быть учащиеся, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда по пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Прием в члены отряда ЮИД проводится на основе письменного заявления обучающегося. Со всеми вновь принятыми членами руководитель отряда ЮИД проводит занятия в соответствии с календарным планом.

Высшим органом управления ЮИД является собрание его членов. Общим голосованием юных инспекторов движения решаются наиболее ответственные вопросы в работе отряда.

В структуру отряда входит: штаб отряда ЮИД и отделения (группы) по направлениям работы. Количество ребят в группах произвольное.

Руководство работой отряда ЮИД осуществляет штаб, в который входят: командир отряда, заместитель командира отряда, командиры отделений. Штаб избирается на общем собрании отряда.

В начале учебного года на общем собрании отряда ЮИД заслушивается отчет командира о проделанной работе за год, и проводятся выборы на новый срок.

Причинами для переизбрания командира являются:

Примечание: в малочисленных отрядах избирается только командир.

  • возглавляет работу отряда;
  • составляет план работы отряда на год, месяц;
  • организует и контролирует работу групп отряда и их командиров;
  • составляет график патрулирования членов ЮИД и осуществляет контроль за его выполнением;
  • инструктирует членов отряда ЮИД;
  • ведет документацию (список отряда, протоколы заседаний штаба и т.д.) и дневник отряда о проделанной работе;
  • проводит заседания штаба отряда ЮИД.

Командир отделения (группы):

  • составляет план работы группы на год, месяц;
  • ведет учет проводимой работы в соответствии со своим направлением.
  • вовлекает всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения.
  • руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью каждого члена группы.

Работа отделения (группы) организуется по следующим направлениям деятельности:

Отделение учебной работы:

  • проводит занятия по изучению Правил дорожного движения в дошкольных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ;
  • проводит беседы и практические занятия по безопасности дорожного движения на территории школьных автоплощадок;
  • проводит индивидуальную работу с нарушителями Правил дорожного движения, ведет работу по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся своей школы.

Отделение информационной работы (пресс-центр отряда ЮИД):

Отделение шефской помощи:

  • помощь дошкольным образовательным организациям в создании простейших автоплощадок (дорожных разметок) на территории и уголков безопасности дорожного движения;
  • изготовление наглядных пособий для дошкольников (знаки, жезл и т.д.);
  • помощь воспитателям в проведении экскурсий.

Отделение патрульно-рейдовой работы:

  • участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах по соблюдению детьми и подростками Правил дорожного движения;
  • несение дежурства на дорогах перед школой до занятий и после занятий.

Отделение культурно-досуговой работы:

  • организует работу агитбригады;
  • проводит викторины, экскурсии, соревнования, конкурсы, КВНы, тематические утренники, спектакли и др. для школы и жителей микрорайона.

Для работы штаба ЮИД и патрульной службы необходимо выделить помещение, где будут храниться документация отряда (паспорт отряда ЮИД, планы, альбомы, журналы), форма, принадлежности, оборудование для массовых мероприятий, игр.

Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) должен иметь отдельный информационный стенд (уголок), который отражает деятельность отряда ЮИД.

Примерный план расположения информации на стенде отряда ЮИД: заставка или эмблема отряда; девиз отряда; список штаба отряда; план работы на месяц; вести из отряда (информация о работе отряда); окно безопасности (сменная информация о правилах безопасного поведения на дороге)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

hello_html_190488ab.jpg

hello_html_m12a03c04.jpg
hello_html_m7aac175a.jpg

Авторы-составители:

Ермаков А.А. – преподователь-организатор ОБЖ МБОУ СОШ № 20 г.Химки Судент 1 курса , магистратуры МГОУ

В сборнике содержатся рекомендации по созданию и организации работы отрядов юных инспекторов движения в образовательных учреждениях, раскрываются основные направления деятельности отрядов ЮИД.

Данный сборник может быть использован образовательными учреждениями области, в которых только создаются или уже существуют отряды ЮИД для более эффективной организации их деятельности.

2018 г.Мытищи

Глава 1. Формирование навыков безопасного поведения

на дороге у детей младшего и среднего возраста ………………………..

Анализ состояния детского дорожно-транспортного

Психофизиологические и возрастные особенности

поведения детей младшего и среднего школьного

Правила дорожного движения и безопасное поведение

Методика преподавания Правил дорожного движения…….

Нормативные и информационные документы………………

Разработка и внедрение методических рекомендаций по

формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего и среднего школьного возраста …………………………. …… 24

2. 2 Организация работы отряда ЮИД и его структура……………..25

Ежегодно на дорогах России гибнет около 30 000 человек. Гибель детей по причине экстремальных ситуаций на дорогах значительно превосходит все другие источники опасности: на воде, на пожарах, в результате техногенных катастроф, природных стихийных бедствий.

Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах не только важна, но и многообразна. В ряду первейших задач, ее составляющих, задача обучения детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. В свою очередь, задача обучения далеко не однозначна и не проста, она включает:

Знание методики преподавания Правил дорожного движения.

Знание психофизиологических и возрастных особенностей детей.

безопасного поведения на дорогах отведено очень мало, ребенок не может быть полностью подготовлен к суровым условиям дорожной среды.

Неграмотность в дорожной азбуке, неумение предвидеть опасность, детская беспечность приводят к трагедии на дорогах. Эта задача должна решаться на государственном уровне. Никакая, даже самая совершенная система организации и регулирования движения, не решит проблему высокой аварийности на дорогах без радикального изменения отношения самого населения к вопросу безопасности движения, без активного участия каждого пешехода, каждого водителя, каждого пассажира в выполнении требований Правил дорожного движения.

Я считаю, что большая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна проводиться во внеурочное время и одной из форм этой работы является создание отрядов юных инспекторов движения.

заинтересован в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, кому не безразличны вопросы безопасного поведения на дорогах, в проведении внеклассной работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах в младшем и среднем школьном возрасте.

Изучить проблемы формирования навыков безопасного поведения на дорогах в младшем и среднем школьном возрасте.

Выявить факторы, влияющие на формирование навыков безопасного поведения на дорогах в младшем и среднем школьном возрасте.

Разработать и проверить педагогические условия успешного, результативного формирования навыков безопасного поведения на дорогах в младшем и среднем школьном возрасте.

Дать методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах в младшем и среднем школьном возрасте.

Глава 1. Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего и среднего школьного возраста

1.1. Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма

Основные причины нарушения Правил дорожного движения детьми.

Типичные ошибки детей на дороге, наиболее распространенные случаи нарушения Правил дорожного движения детьми.

Основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Особенности дорожной обстановки в зависимости от времен года и суток.

Некоторые данные статистического анализа дорожно-транспортных происшествий с участием детей по Кемеровской области

Анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма позволяет сделать некоторые немаловажные выводы о причинах возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Для предупреждения ДТП большое значение имеет наличие всесторонних знаний о причинах, приводящих к ДТП с участием детей. Эти знания позволяют разрабатывать и осуществлять профилактические мероприятия по снижению детского дорожно-транспортного травматизма.

Учебно-воспитательный процесс здесь играет первостепенное значение, а учитель является главной фигурой в нем.

Статистические данные достаточно красноречивы сами по себе и могут быть успешно использованы учителями в работе со школьниками по изучению ПДД. При этом учитель должен знать, что система любых профилактических мер целенаправленна только в том случае, если она строится на основе вдумчивого анализа статистических данных. Сам по себе анализ несложен и позволяет учителю получить нужные данные о том, на что следует в первую очередь обращать внимание на занятиях с детьми.

Большую часть всех ДТП среди школьников составляют наезды на пешеходов, более 70%. На втором месте стоят ДТП с участие велосипедистов.

Наиболее аварийным днем недели стал понедельник, а самым спокойным – воскресенье.

1.2.Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего и среднего школьного возраста на дороге

Какие физиологические и психические качества имеют первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге.

Факторы, влияющие на психофизиологическое состояние человека на дороге.

Наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием собственных возможностей.

Психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге.

Психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге.

Особенности поведения детей младшего и среднего школьного возраста во дворах, на дорогах, за городом.

Наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем у взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению с нами более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8–1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей,

младшему школьнику требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.

Мозг детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение перейти от плача к смеху и т.д. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

школьников этого возраста технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек, например, убеждением о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на

месте точно так же, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе.

Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего и среднего школьного

Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обуславливают резкие изменения в поведении ребенка, которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего и среднего школьного возраста к категории пешеходов и водителей с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость преподавания Правил дорожного движения и проведения внеклассной работы по формированию безопасного поведения на дорогах детей младшего и среднего школьного возраста.

1.3.Правила дорожного движения и безопасное поведение пешеходов на дорогах

Правила поведения пешеходов на тротуаре.

Тормозной и остановочный путь.

Типы светофоров и их сигналы.

Сигналы регулировщика, разрешающие и запрещающие переход проезжей части.

Правила перехода проезжей части при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка.

Правила перехода проезжей части при наличии подземного или наземного пешеходного перехода.

Поведение пешеходов при приближении транспортных средств с включенными специальными сигналами.

Обязанности и правила поведения пассажиров при посадке, проезде и высадки из транспорта общего пользования, легкового и грузового автомобилей.

Правила пересечения проезжей части после выхода из транспортных средств.

Поведение пешеходов на железнодорожном переезде.

Действия пассажиров при вынужденной остановке транспортного средства на железнодорожном переезде.

Дорожные знаки, их значение. Группы дорожных знаков.

Знаки, регламентирующие движение пешеходов.

Дорожная разметка и ее назначение.

Возраст, дающий право на получение удостоверения водителя велосипеда, мопеда, мотоцикла.

Правила движения пешеходов по загородной дороге.

Значение терминов в ПДД

Прежде чем приступить к изучению Правил дорожного движения, нужно познакомиться с терминами, которые необходимо знать и понимать. Чтобы исключить разноречивое толкование Правил дорожного движения и обеспечить их однозначное понимание и точное соблюдение всеми участниками движения, каждому термину в правилах дается конкретное и четкое определение.

Основные термины:

Дорога – полоса земли либо поверхность искусственного сооружения ,обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Пешеход - участник дорожного движения.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.

hello_html_1e0a30e7.jpg

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Учитель не только сам должен быть аккуратен и точен в использовании терминов, но и должен требовать того же от учеников. Небрежное применение понятий терминов приводит к небрежному толкованию требований Правил дорожного движения и использованию их по своему усмотрению. А всякое отступление от Правил может нарушить порядок и создать угрозу для его безопасности или других участников движения.

В разных ситуациях одно и тоже нарушение ПДД (пересечение проезжей части по красному сигналу), представляющее опасность может повлечь в одном случае незначительную угрозу (испуг), другой раз – реальную опасность, а в третий - может привести к смерти.

При постановке вопроса заключена провокация: он отвлекает внимание от одновременно существующих других опасностей.

Именно другие опасности могут оказаться более опасные для пешехода, чем та, на которую обращено внимание как на самую опасную.

При изучении ПДД следует обязательно уделять особое внимание умению обучающихся ясно и четко выражать свои мысли, добиваться точных формулировок в ответах на вопросы объяснения своих действий, связанных с безопасным поведением на дороге. Это очень важно для дальнейшего уверенного поведения на дороге.

Юные инспекторы движения – это не только надежные помощники в деле изучения дорожной безопасности и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, но и отличный способ организации досуга школьников, который помогает им выработать активную жизненную позицию.

Отряды ЮИД действуют на основании Положения об отрядах Юных инспекторах движения, которое утверждается местными отделами/управлениями образования. Также вам в помощь – наши материалы.

Общая характеристика юного инспектора движения

Юный инспектор движения – активный помощник педагогов, сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения в деле пропаганды безопасности дорожного движения и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Юный инспектор личным примером, активной общественной деятельностью формирует у школьников устойчивые навыки соблюдения Правил дорожного движения.

Юный инспектор движения должен знать:

Юный инспектор движения должен уметь:

  • оценивать дорожную ситуацию, определять уровень опасности для пешеходов и велосипедистов;
  • использовать в практической деятельности знание ПДД, в том числе при организации профилактической работы и пропаганды безопасности дорожного движения;
  • проводить беседу по ПДД с детьми младшего возраста;
  • составлять тексты выступлений, статей по проблеме безопасности дорожного движения для печатных материалов и сайта школы;
  • оказывать первую помощь;
  • хорошо управлять велосипедом и устранять возникающие неисправности.

Основные задачи юного инспектора движения:

  • овладение прочными знаниями, умениями и навыками безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • активная помощь учителям школ, сотрудникам ГИБДД в пропаганде Правил дорожного движения;
  • борьба с правонарушениями в сфере дорожного движения среди детей и подростков;
  • волонтерская работа по пропаганде Правил дорожного движения в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования детей;
  • организация работы с юными велосипедистами, юными пассажирами и родителями-водителями;
  • овладение методами предупреждения дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • овладение техническими знаниями и навыками мастерства в управлении велосипедом;
  • сотрудничество со средствами массовой информации – освещение работы отрядов ЮИД в местной печати, на радио, телевидении, интернете;
  • содействие в популяризации деятельности ЮИД в школе, по месту жительства, в городе.

Организационно-правовые основы деятельности отрядов ЮИД

Отряд ЮИД в образовательной организации создается на основании приказа директора, в котором определяется лицо, на которое возлагаются обязанности организатора работы с отрядом и основные направления его деятельности.

Членами отряда ЮИД могут быть учащиеся, изъявившие желание активно участвовать в работе отряда по пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Прием в члены отряда ЮИД проводится на основе письменного заявления обучающегося. Со всеми вновь принятыми членами руководитель отряда ЮИД проводит занятия в соответствии с календарным планом.

Высшим органом управления ЮИД является собрание его членов. Общим голосованием юных инспекторов движения решаются наиболее ответственные вопросы в работе отряда.

В структуру отряда входит: штаб отряда ЮИД и отделения (группы) по направлениям работы. Количество ребят в группах произвольное.

Руководство работой отряда ЮИД осуществляет штаб, в который входят: командир отряда, заместитель командира отряда, командиры отделений. Штаб избирается на общем собрании отряда.

В начале учебного года на общем собрании отряда ЮИД заслушивается отчет командира о проделанной работе за год, и проводятся выборы на новый срок.

Причинами для переизбрания командира являются:

Примечание: в малочисленных отрядах избирается только командир.

  • возглавляет работу отряда;
  • составляет план работы отряда на год, месяц;
  • организует и контролирует работу групп отряда и их командиров;
  • составляет график патрулирования членов ЮИД и осуществляет контроль за его выполнением;
  • инструктирует членов отряда ЮИД;
  • ведет документацию (список отряда, протоколы заседаний штаба и т.д.) и дневник отряда о проделанной работе;
  • проводит заседания штаба отряда ЮИД.

Командир отделения (группы):

  • составляет план работы группы на год, месяц;
  • ведет учет проводимой работы в соответствии со своим направлением.
  • вовлекает всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения.
  • руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью каждого члена группы.

Работа отделения (группы) организуется по следующим направлениям деятельности:

Отделение учебной работы:

  • проводит занятия по изучению Правил дорожного движения в дошкольных учреждениях и младших классах общеобразовательных школ;
  • проводит беседы и практические занятия по безопасности дорожного движения на территории школьных автоплощадок;
  • проводит индивидуальную работу с нарушителями Правил дорожного движения, ведет работу по фактам дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся своей школы.

Отделение информационной работы (пресс-центр отряда ЮИД):

Отделение шефской помощи:

  • помощь дошкольным образовательным организациям в создании простейших автоплощадок (дорожных разметок) на территории и уголков безопасности дорожного движения;
  • изготовление наглядных пособий для дошкольников (знаки, жезл и т.д.);
  • помощь воспитателям в проведении экскурсий.

Отделение патрульно-рейдовой работы:

  • участие в сопровождении взрослых в патрулировании и рейдах по соблюдению детьми и подростками Правил дорожного движения;
  • несение дежурства на дорогах перед школой до занятий и после занятий.

Отделение культурно-досуговой работы:

  • организует работу агитбригады;
  • проводит викторины, экскурсии, соревнования, конкурсы, КВНы, тематические утренники, спектакли и др. для школы и жителей микрорайона.

Для работы штаба ЮИД и патрульной службы необходимо выделить помещение, где будут храниться документация отряда (паспорт отряда ЮИД, планы, альбомы, журналы), форма, принадлежности, оборудование для массовых мероприятий, игр.

Отряд юных инспекторов движения (ЮИД) должен иметь отдельный информационный стенд (уголок), который отражает деятельность отряда ЮИД.

Примерный план расположения информации на стенде отряда ЮИД: заставка или эмблема отряда; девиз отряда; список штаба отряда; план работы на месяц; вести из отряда (информация о работе отряда); окно безопасности (сменная информация о правилах безопасного поведения на дороге)

Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают наши дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений.

Донести правила и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения - это основная задача учителя и кружка юных инспекторов движения.

Цели программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.

Задачи программы:

Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения через закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;

Выработать навыки поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения

Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи, грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;

Повысить интерес школьников к велоспорту, практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;

Воспитывать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения;

Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;

Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми;

Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы;

Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий. Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций, развивающих игр, конкурсов, соревновании, КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному вождению велосипеда проходят в школьном спортзале.

В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.

Занятия по данной программе решают несколько проблем:

дети могут занять свободное время весьма полезным делом;

ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;

развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;

занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;

различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу.

Создание уголка безопасности дорожного движения;

Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

Встречи с инспекторами ГИБДД.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

самостоятельности в принятии правильных решений;

убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;

ответственности, исполнительности, доброты, взаимовыручки;

внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;

здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.

В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· формулировать свои затруднения, обращаться за помощью;

· предлагать помощь и сотрудничество, осуществлять взаимный контроль;

· слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Аттестация обучающихся проводится в виде тестирования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В тематический план включен следующий материал:

1. Правила дорожного движения:

• правила для водителей;

2. Основы доврачебной медицинской помощи:

• общие принципы оказания доврачебной помощи;

• техника наложения повязок;

• первая помощь при общих ранениях;

• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

• первая помощь при несчастных случаях;

• первая помощь при ожогах и отморожениях;

• транспортировка при различных видах травм.

3. Фигурное вождение велотранспортных средств .

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1 (3ч)

Введение в образовательную программу кружка.

Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.

Раздел 2 (3ч)

История правил дорожного движения.

Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Раздел 3(38ч)

Изучение правил дорожного движения.

Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Раздел 4 (8ч)

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.

Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Раздел 5(10ч)

Фигурное вождение велосипеда.

Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.

Препятствия (прохождение трассы):

- ворота с подвижными стойками;

- коридор из коротких досок.

Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Раздел 6.Традиционно-массовые мероприятия (14ч)

Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны:

правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

серии дорожных знаков и их представителей;

способы оказания первой медицинской помощи;

техническое устройство велосипеда.

работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

пользоваться общественным транспортом;

дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

участия в конкурсах, соревнованиях.

активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 раза в неделю (78 занятий в год)

Тема занятия

Раздел 1: Введение (3ч)

Введение. Цели и задачи кружка ЮИДД. Правила поведения на кружке.

Правила движения – закон улиц и дорог.

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

Раздел 2: История правил дорожного движения (3ч)

Что такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная дорога. Информация о дорожных знаках, автотранспорте

История и развитие ПДД. История создания первого светофора

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Раздел 3: Изучение правил дорожного движения (38ч)

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.

Читайте также: