Структура школьного учебника по химии

Обновлено: 05.07.2024

Обучение химии ставит перед собой задачи, которые решаются с позиции единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Школьный курс химии:

– обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий, знакомит с методами химической науки;

– формирует научное мировоззрение, понимание того, что химическое образование – обязательный элемент культуры;

– вносит вклад в формирование естественно-научной картины мира;

– воспитывает трудолюбие, нравственное отношений к природе и окружающим людям, способствует преодолению хемофобии, пониманию приоритета общечеловеческих ценностей;

– развивает мышление учащихся, их самостоятельность и творческую активность, обучает разным видам учебной деятельности;

– формирует практические умения;

– способствует сознательному выбору профессии.

В последние годы возникают профильные классы, что требует усиления внимания к отдельным задачам. Так, например, в гуманитарном профиле на первый план выдвигается раскрытие роли и места химии в формировании естественно-научной картины мира, в культурной жизни общества, подчеркивается гуманистическая сторона предмета.

В классах естественно-научного направления усиливается внимание к изучению теорий и понятий, а также к практической прикладной стороне предмета, целенаправленной подготовки к поступлению в вуз соответствующего профиля.

В физико-математических и технических классах усиливается математическая компонента химии как точной науки.

Вместе с тем следует помнить, что в профильной школе наряду с профильными классами должен быть класс общеобразовательного направления, чтобы ученики, разочаровавшиеся в выборе профиля, могли в него перейти.

Содержание предмета химии представлено четырьмя составляющими: научными знаниями, системой умений (специальных, интеллектуальных, общеучебных), опытом творческой деятельности, ценностной ориентацией.

Все эти четыре составляющие взаимосвязаны. Например, не зная закономерности протекания химической реакции, нельзя осуществить ее практически. Без эксперимента, без работы с учебником нельзя приобрести полноценные знания о веществе и химической реакции. Баз опыта творческой деятельности человек обречен лишь на копирование, не может перенести знания в новую ситуацию. Ценностная ориентация характеризует личность человека. Она определяет его убеждения и мировоззрение.

Дидактические требования к содержанию курса химии

K химическому содержанию предъявляется ряд дидактических требований (принципов), которые необходимо соблюдать для успешного обучения учащихся. Это научность (отражение реальных процессов и веществ, связей между ними, отсутствие химических ошибок). Научность может быть достигнута тогда, когда учащиеся знакомятся не только с готовыми выводами, но и с методами, которыми они получены. Доступность определяется числом внутрипредметных связей изучаемого материала с уже изученным. Например, нельзя объяснить гибридизацию орбиталей, если неизвестна теория строения атома. Нельзя понять сущность электролиза без знания окислительно-восстановительных реакций. Kроме того, доступность ограничивается и принципом учета возрастных особенностей учащихся. Еще два важных принципа – системность и систематичность.

При систематическом построении материала возможны два логических подхода – индуктивный и дедуктивный. Индуктивный – когда отсутствует база фактов, необходимая для теоретических обобщений, а дедуктивный – когда теоретическая база достаточна и может осуществляться прогнозирование. Примером дедукции может служить подход к темам, изучаемым после усвоения периодического закона.

Связь с жизнью, с практикой – это принцип, обеспечивающий мотивацию обучения, носит прикладной характер.

Особое значение имеет принцип историзма, который способствует реализации логики науки в учебном процессе.

Основные дидактические единицы курса химии

Дидактический материал курса объединен в несколько групп.

I г р у п п а – это теории (атомно-молекулярная теория, теории строения атома и строения вещества, учение о периодичности, теория электролитической диссоциации, современная теория строения органических веществ). Некоторые курсы содержат сведения о закономерностях возникновения и протекания химических реакций (элементы химической термодинамики и кинетики).

II г р у п п а – это законы (закон сохранения и превращения энергии, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон сохранения массы веществ и др.).

III г р у п п а – это химические понятия, каждое из которых представляет сложную систему более мелких понятий. Таких систем понятий в школьном курсе химии четыре: вещество, химическая реакция, химический элемент и основы химического производства 1 .

IV г р у п п а – это методы химической науки. Заметьте, имеются в виду не методы обучения химии, а методы исследования, используемые в химической науке, способствующие научным открытиям и созданию химических теорий.

Поскольку химия – наука экспериментально-теоретическая, она знакомит учащихся с общенаучными и специфическими химическими методами исследования. Учащиеся учатся выдвигать гипотезы, проверять их экспериментально, делать выводы, теоретически обосновывать, чтобы использовать на практике. Они приобретают умения, связанные с техникой химического эксперимента, работой с посудой, реактивами и инструментами, осваивают химическую символику и методы моделирования веществ и процессов.

V г р у п п а – это факты. Факты обнаруживаются посредством эксперимента или наблюдения за натуральными объектами, часто фактический материал получают с помощью специальных приборов. Факты можно узнать от учителя, прочитать в учебнике или взять из других источников.

VI г р у п п а – творческое наследие выдающихся ученых. Очень важно показать, что наука делается людьми и все научные достижения являются результатом кропотливого труда.

Химические теории возникали не одновременно. По мере того, как появлялись факты, которые невозможно было объяснить на основе известной теории, создавалась новая теория, расширяющая и углубляющая уже имеющиеся понятия. Именно таким образом построены многие курсы химии.

Kаждая из основных теорий школьного курса представляет своеобразный рубеж, через который проходят химические понятия, претерпевающие качественные изменения (схема 1). Эти изменения и называют развитием понятий.

Структура содержания школьного курса химии


Способы построения курса химии

Построение курса химии может быть различно. Рассмотрим схему 2.

Различие в построении курсов химии

Рассмотрим, чем отличаются друг от друга указанные в схеме принципы построения.

Особенностью несистематических курсов является то, что в них не отражается логика науки и не обеспечено развитие понятий. Обычно эти курсы ограничиваются реализацией формальной логики и руководствуются в основном прикладным содержанием и межпредметными связями. Некоторые из них носят интегративный характер. Например, естествознание включает сведения из разных естественных наук – физики, химии, биологии, географии. Понятно, что логике какой-то одной науки такой предмет подчиняться не может.

1. Водные ресурсы и качество воды.

2. Химические ресурсы.

3. Нефть. Химическое сырье или топливо.

4. Химия и пищевые ресурсы.

5. Ядерные ресурсы. Радиохимия в современном мире.

6. Атмосфера. Химия газов и климат.

7. Химия и здоровье.

8. Химическая промышленность. Проблемы и перспективы.

Пропедевтические курсы химии

При этом рассмотрена энергетическая сторона химических реакций, без которой не может быть современного понимания химии. Большое внимание уделяется химическому эксперименту, т.к. главная задача пропедевтического курса – пробудить устойчивый интерес к химии, раскрыть ее образ.

Построение систематических курсов химии

Систематические курсы химии могут быть построены по-разному, в зависимости от того, какой системообразующий фактор положен в основу формирования курса (см. схему 2). Это может быть либо система понятий о веществе, либо система понятий о химической реакции.

Химические реакции как важнейшие химические понятия рассматриваются через призму свойств веществ. Эта тема служит и для установления межпредметных связей с физикой.

Взаимосвязь важнейших химических понятий


Структура системы понятий о веществе


Нетрудно заметить, что указанные блоки структуры понятий о веществе реализуют разные мыслительные операции. Например, классификация веществ учит обобщать имеющиеся знания. Блоки о составе и строении обучают анализу. Блоки о свойствах, получении и применении веществ требуют установления причинно-следственных связей и понимания практического использования веществ.

Заметим, что школьный курс органической химии чаще всего строится с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе.

Система понятий о химическом элементе включает следующие блоки:

1) атомы химических элементов;

2) распространенность и круговорот элементов в природе;

3) классификация химических элементов.

Система понятий о химической реакции включает следующие компоненты:

1) признаки, сущность и механизмы химических реакций;

2) закономерности возникновения и протекания химических реакций (энергетика, скорость, катализ, химическое равновесие);

3) количественные характеристики химических реакций (соотношения веществ, термохимические расчеты, проявление закона сохранения массы веществ);

4) классификация химических реакций;

5) практическое использование химических реакций;

6) методы исследования химических реакций.

В данной системе понятий особого внимания заслуживает классификация химических реакций, подробно разработанная Т.З.Савич 8 (таблица).

Kлассификация химических реакций

Такая обобщенная таблица формирует у учащихся определенный кругозор, способствует пониманию ими химических реакций. K такой классификации учащиеся приходят в конце обучения постепенно и последовательно.

В зарубежных курсах химии и довольно редко в нашей общеобразовательной школе используется построение курса на основе формирования и развития системы понятий о химической реакции как системообразующего фактора. Примером такого курса может служить переведенная на русский язык книга американских авторов под редакцией Г.Сиборга 9 . Приведем в качестве иллюстрации оглавление этой книги, написанной для американских колледжей (это более продвинутый курс по сравнению со средней общеобразовательной школой).

Глава 1. Химия – экспериментальная наука.

Глава 2. Гипотеза и рабочая модель в науке. Атомно-молекулярная теория.

Глава 3. Химические реакции.

Глава 4. Газы. Kинетическая теория.

Глава 5. Жидкости и твердые вещества.

Глава 6. Строение атома и периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

Глава 7. Энергетические эффекты химических реакций.

Глава 8. Скорости химических реакций.

Глава 9. Равновесие в химических реакциях.

Глава 10. Растворение как равновесный процесс.

Глава 11. Водные растворы кислот и оснований.

Глава 12. Реакции окисления и восстановления.

Глава 13. Химические вычисления.

Глава 14. Доказательства существования атомов.

Глава 15. Электроны и периодическая таблица Д.И.Менделеева.

Глава 16. Молекулы в газовой фазе.

Глава 17. Связь в твердых веществах и жидкостях.

Глава 18. Химия соединений углерода.

Глава 19. Галогены.

Глава 20. Третий период периодической системы.

Глава 21. Вторая группа периодической системы. Щелочно-земельные металлы.

Глава 22. Переходные элементы четвертого периода.

Глава 23. Некоторые элементы шестого и седьмого периодов.

Глава 24. Некоторые вопросы биохимии.

Глава 25. Химия планет и звезд.

Нетрудно заметить, что при таком построении получается курс общей химии, что характерно для курсов, построенных на основе системы понятий о химической реакции.

Во всех случаях следует иметь в виду, что содержание школьного курса химии, в том числе и профильного, не должно сводиться к переносу в школу вузовского курса химии. На данном этапе мыслительный аппарат школьника еще недостаточно сформирован и к такому варианту не подготовлен. Kроме того, выбор содержания зависит от условий работы школы, особенностей контингента учащихся и некоторых других факторов, определяемых социальным заказом общества.

На основании прочитанного попробуйте проверить себя, свое понимание.

1. Докажите, что курс органической химии в средней школе построен с ориентацией на формирование и развитие системы понятий о веществе.

Примерный ответ. Kурс органической химии изучается последовательно от углеводородов к кислородсодержащим и к азотсодержащим органическим веществам, в том числе и к жизненно важным: жирам, углеводам и белкам. При этом прослеживается изменение в строении углеродного скелета и усложнение строения функциональных групп. Химические реакции отражают свойства этих веществ в зависимости от их состава и строения. Из этого можно заключить, что курс органической химии ориентирован на формирование и развитие системы понятий о веществе.

2. Постарайтесь раскрыть последовательность формирования каждого блока понятий о химическом элементе на примере реализуемого вами курса химии.

Примерный ответ. Система понятий о химическом элементе включает три блока: атомы химических элементов, классификация химических элементов и круговорот элементов в природе.

Сначала атом химического элемента рассматривается как химически неделимая частица, имеющая массу, затем изучается внутриатомное строение. Kлассификация химических элементов вначале ограничивается делением на металлы и неметаллы, затем выделяются элементы с двойственными свойствами, и в завершение следует изучение периодического закона и периодической системы элементов Д.И.Менделеева. Периодическая система – это высшее обобщение знаний о химических элементах. Распространенность элементов в природе и их круговорот раскрываются по мере изучения соответствующих им простых веществ.

3. Используя приведенный выше перечень компонентов системы понятий о химической реакции, по образцу схемы 4 постройте схему системы понятий о химической реакции.

Примерный ответ.


Примерный ответ.

Гомогенные реакции – окисление оксида азота(II) кислородом:

и взаимодействие водорода с хлором:

Гетерогенная реакция – взаимодействие оксида серы(IV) с водой:

Окислительно-восстановительные реакции – горение магния в кислороде:

горение аммиака в кислороде:

восстановление оксида меди водородом:

(Названия тем могут быть и другие, в зависимости от того, какими учебниками вы пользуетесь.)

Реакции, где окислительно-восстановительный процесс отсутствует, – взаимодействие нитрата серебра с хлоридом натрия:

и взаимодействие оксида углерода(IV) с едким натром:

Kаталитические реакции – гидрогенизация ацетилена на никелевом или платиновом катализаторе:


окисление оксида серы(IV) в оксид серы(VI) в присутствии V2O5:


Некаталитическая реакция – взаимодействие хлора с йодидом калия:

Обратимая реакция – взаимодействие аммиака с водой:

Необратимые реакции – разложение малахита:

и разложение перманганата калия:

Реакции экзотермические – любые реакции горения.

Реакция эндотермическая – взаимодействие азота с кислородом:

Реакции соединения – взаимодействие аммиака с хлороводородом:

и взаимодействие этилена с бромом:

Реакции разложения – разложение гидроксида меди(II):

1 В последнее время в школьных курсах и образовательном стандарте химическому производству уделяется все меньше и меньше внимания, но это не уменьшает значимость этой системы понятий.

2 Химия и общество. Пособие для учителей. Американское химическое общество. Пер. с англ. М.: Мир, 1995.

3 Волова Н.Ф., Чернобельская Г.М. Пропедевтический курс для семиклассников. Химия в школе, 1998, № 3, с. 29–33.

5 Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. М.: ВЛАДОС, 2003.

6 Иванова Р.Г. Химия. Учебник для 8–9 классов. М.: Просвещение, 1996.

7 Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия-8 и Химия-9. М.: Школа-Пресс, 1998.

8 Савич Т.З. Систематизация и обобщение знаний учащихся о химической реакции в X классе. Химия в школе, 1980, № 2.

9 Химия. Kурс для средней школы. Под ред. Г.Сиборга. Пер. с англ. М.: Мир, 1967.

10 Зайцев О.С. Неорганическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. Учебник для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета. М.: Просвещение, 1997.

В декабре 2018 г. опубликован приказ № 345 Министерства просвещения Российской Федерации о Федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях. Согласно этому документу сократилось количество линий учебников, которые можно использовать в школе.

Глава I. Атомы химических элементов

Глава I. Первоначальные химические понятия

Глава II. Простые вещества

Глава II. Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии

Глава III. Соединения химических элементов

Глава III. Основные классы неорганических веществ

Глава IV. Изменения, происходящие с веществами

Глава IV. Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома

Глава V. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

Глава V. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции

Глава I. Общая характеристика химических элементов и химических реакций (Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева)

Глава I. Обобщение знаний по курсу 8 класса. Химические реакции

Глава II. Металлы

Глава II. Химические реакции в растворах

Глава III. Неметаллы

Глава III. Неметаллы и их соединения

Глава IV. Подготовка к ОГЭ

Глава IV. Металлы и их соединения

Глава V. Химия и окружающая среда

Глава VI. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к ОГЭ

Авторский коллектив

Наименование учебника

Наименование издателя учебника

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др. / под ред. Лунина В.В.

Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др. / под ред. Лунина В.В.

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.

Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н.

Мы рекомендуем наши учебники, поскольку переход на них потребует наименьших временных затрат и минимального изменения рабочих программ (приложения 1, 2). Выпускаемые нами учебники созданы авторами - действующими преподавателями, профессорами ведущих вузов страны (МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) и академиками РАН.

Просим вас представленную выше информацию довести до сведения педагогических работников и ваших партнеров.

Наиболее удачный и продуктивный переход возможен на УМК Н.Е. Кузнецовой при небольшой доработке рабочей программы, а именно:

Остальные темы изучаются согласно авторской рабочей программе, которая полностью соответствует обновленному учебнику. Познакомиться с ней вы можете по ссылке.

Особенностями УМК Н.Е. Кузнецовой является дифференциация учебного материала, обеспеченная уровневым построением учебников и заданиями различной степени сложности, что позволяет легко построить индивидуальную образовательную траекторию учащихся разного уровня подготовки. В соответствии с ФГОС ведущая роль в учебниках отведена системно-деятельностному подходу на основе проблемного обучения. В текст параграфов включены планы характеристики химических объектов, алгоритмы и образцы выполнения действий и решения задач. Для организации самостоятельной работы и самопроверки в конце дана система дифференцированных заданий, помогающих ученикам успешно подготовиться к ОГЭ по химии.

В УМК Н.Е. Кузнецовой, кроме учебника, входят:

Раздел рабочей программы

Рекомендуемое кол-во часов (УМК Кузнецовой Н.Е. и др.)

Рекомендуемое кол-во часов при переходе с УМК О.С. Габриеляна

Рекомендуемое содержание раздела по темам

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева

2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Материал раздела с одной стороны является повторением ранее изученного в 8 классе, с другой стороны, включает материал, который в курсе Н.Е. Кузнецовой изучается в 8 классе, а в курсе О.С. Габриеляна - в 9 классе.

Теоретические основы химии

1. Химические реакции и закономерности их протекания (3 ч)

2. Растворы. Теория электролитической диссоциации (7 ч)

Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения

3. Общая характеристика неметаллов

4. Водород - рождающий воду и энергию

6. Подгруппа кислорода и ее типичные представители

7. Подгруппа азота и ее типичные представители

8. Подгруппа углерода

Раздел изучается полностью

9. Общие свойства металлов

10. Металлы главных и побочных подгрупп

Раздел изучается полностью

Общие сведения об органических соединениях

12. Кислородсодержащие органические соединения

13. Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки)

Раздел изучается полностью

14. Человек в мире веществ

13. Производство неорганических веществ и их применение

Раздел изучается полностью

him_diktant3.jpg

Общие рекомендации по изучению курса химии 9 класса при переходе с УМК О.С. Габриеляна на УМК В.В. Лунина, В.В. Еремина (2 ч в неделю, всего - 70 часов, из них 2 ч - резервное время)

При переходе с УМК О.С. Габриеляна (8 класс) на УМК В.В. Лунина требуется внести в рабочую программу следующие изменения:

Остальные темы изучаются согласно авторской рабочей программе, которая полностью соответствует обновленному учебнику. Познакомиться с ней вы можете по ссылке.

Раздел рабочей программы

Рекомендуемое авторами кол-во часов

Рекомендуемое кол-во часов при переходе с УМК О.С. Габриеляна

Рекомендуемое содержание раздела по темам

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

1. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева - 2 часа

2. Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды - 2 часа

Материал раздела с одной стороны является повторением ранее изученного в 8 классе, с другой стороны, включает материал, который в курсе В.В. Лунина - В.В. Еремина изучается в 8 классе, а в курсе О.С. Габриеляна - в 9 классе.

Стехиометрия. Количественные отношения в химии

3. Моль и молярная масса - 1 час

4. Расчеты по уравнениям реакций - 2 часа

5. Закон Авогадро. Молярный объем - 1 час

6. Расчеты по уравнениям химических реакций с участием газов - 2 часа

7. Контрольная работа №1

Материал раздела в курсе O.С. Габриеляна изучается в 8 классе. Поэтому при переходе целесообразно повторить ранее изученный материал с акцентом на наиболее трудные вопросы с учетом содержания КИМ ОГЭ

8. Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации - 3 часа

9. Решение задач на составление ионных уравнений - 1 час

10. Практическая работа №11

11. Окисление и восстановление - 1 час

12. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций - 2 часа

13. Электролиз - 1 час

14. Тепловые эффекты химических реакций

15. Скорость химических реакций

16. Контрольная работа №2

Материал раздела в курсе О.С. Габриеляна изучается в 8 классе. Поэтому при переходе целесообразно повторить ранее изученный материал с акцентом на наиболее трудные вопросы с учетом содержания КИМ ОГЭ Указано только отличающееся от авторского варианта количество часов на изучение темы.

17. Общая характеристика неметаллов

18. Водород. Химические свойства водорода и его получение - 2 часа

19. Кислород. Химические свойства кислорода. Получение кислорода в лаборатории и в промышленности - 2 часа

20. Воздух. Горение веществ. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни - 2 часа

22. Хлороводород и соляная кислота

24. Сера и ее соединения

25. Серная кислота

28. Практическая работа №2

29. Азотная кислота и ее свойства

31. Фосфорная кислота

34. Угарный и углекислый газ

35. Практическая работа №З

36. Угольная кислота и ее соли

37. Круговорот углерода в природе

38. Кремний и его соединения

39. Практическая работа №4

41. Контрольная работа №3

Раздел изучается полностью в соответствии с рабочей программой к УМК В.В. Лунина - В.В. Еремина.

Для устранения рассогласования в изучении материала по курсу О.С. Габриеляна рекомендуется включить выделенные курсивом темы из учебника химии В.В. Лунина - В.В. Еремина за 8 класс

Раздел изучается полностью

Обобщение сведений об элементах и неорганических веществах

Раздел изучается полностью

Начальные сведения об органических соединениях

Раздел изучается полностью

Сравнительная характеристика наполненности содержания различных учебников и учебных пособий по химии

Количество часов по учебным планам: 8 класс – 70, 9 класс – 70

1. Автор программы О.С.Габриелян построил курс изучения химии на основе концентрического подхода, где весь теоретический материал рассматривается в первый год обучения (8 класс). В 9 классе продолжается изучение химии элементов и водится краткий курс органической химии. В 10 классе изучаются важнейшие органические соединения. В 11 классе обобщаются и углубляются знания по общей химии.

Ведущая идея курса – знания не заучиваются, а выводятся
на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений.

2. Учебники по химии Габриеляна О.С. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Интересен представленный в учебниках химический эксперимент. Отдельные работы сгруппированы в блоки.


3. Рабочие тетради содержат большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, содержащихся в учебниках.

Тетради для лабораторных опытов и практических работ содержит инструкции к лабораторным опытам и практическим работам, предусмотренным программой.

Тетради для оценки качества знаний по химии являются частью УМК и включают проверочные работы по соответствующим разделам учебника. Тетради могут быть использованы как на уроках, так и в процессе самоподготовки.

5. Мультимедийные пособия к учебникам О.С. Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трехмерные модели. Для удобства использования в учебном процессе все объекты структурированы в соответствии с оглавлением учебника. В состав электронных пособий входят уроки, включающие анимации, которые помогают изучить новый материал, интерактивные контролирующие модули, которые можно использовать как для тренинга, так и для контроля знаний, виртуальные лаборатории.

Использование электронного издания на уроке делает обучение более эффективным и информационно насыщенным, использование во внеклассной работе или при самоподготовке помогает лучше изучить, запомнить, усвоить материал учебника.

IV. Стандарты второго поколения ориентированы на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний и умений, а учатся получать, анализировать, перерабатывать эти знания – овладевают универсальными учебными действиями, позволяющими достичь метапредметных, предметных и личностных результатов образования. И это эффективно с УМК О.С.Габриелян

Учебно-методический комплекс О.С.Габриеляна позволяет реализовать интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Пользуясь необычным приемом художественного образа при описании химического объекта, автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из литературы и истории. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности. Внутрипредметная интеграция охватывает однородный материал из программы разных лет обучения, что позволяет сформировать представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их, как для неорганической, так и для органической химии.

УМК Габриеляна постоянно развивается и дополняется, оставаясь современным и отвечающим образовательным стандартам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Публичный отчет учителя химии биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) за 2010-2011г " Анализ педагогической деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г"

В публичном отчете представлен анализ деятельности учителя химии биологии за 2010-2011г. Анализируется учителем выполнение поставленных задач за прошедший год, мониторинг обученности по химии и биолог.


Анализ работы кабинета химии в 2012-2013 учебном году

Анализ работы кабинета химии в 2012-2013 учебном году ежегодно помещаем в паспорт кабинета.


Анализ УМК по химии для 8 -11 классов Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.


Анализ недели биологии-химии, проведенной с 16 по 21 ноября 2015-2016 учебный год.

Анализ недели биологии-химии, проведенной с 16 по 21 ноября 2015-2016 учебный год. .


Анализ деятельности учителя химии, Поповой Татьяны Дмитриевны за 2016–2017 учебный год.

Тема самообразования: Решение расчетных, практических и качественных задач по химии как средство развития мышления в рамках ФГОС ЦЕЛЬ.


В статье поднимается вопрос о качестве учебников нового поколения. Вопрос качества учебников волнует всех. Учебник нового поколения, каким быть? В статье уделяется внимание основным требованиям учебника нового поколения.

Ключевые слова: системно-структурный подход, содержательно-деятельностной подход, задачи обучения химии: когнитивные, поведенческие, ценностные.

The article raises the question of the quality of text new textbooks generation. Questions textbook quality care all.New generation how to be. In the article attention is paid to the basic requirements of a new generation of textbooks.

Keywords: systemic-structural approach, meaningful activity approach, learning objectives chemistry, cognitive, behavioral values.

На данном этапе модернизации школы, качество школьного образования во многом зависит от учебников. Вопрос качества учебников волнует всех, многие учителя выражают недовольство некоторыми учебниками. Учебник нового поколения, каким быть?

В учебнике нового поколения должны два уровня подачи материала: в начале проблемный, за ним обьяснительно-иллюстративный.

Учебники нового поколения могут быть отвечающими следуюшим основным критериям:

— отражение общечеловеческих ценностей и этнокультурных особенностей нашего народа;

— направленность на выполнение требований государственного образовательного стандарта по предмету;

— доступность учебного материала;

—наличие заданий развивающего и творческого характера;

— практическая направленность учебного процесса, т. е. связь теории практики и др.

— наличие материалов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность;

— наличие учебного материала способствующего формированию компетентности;

— ориентированность на достижение результатов.

Выше изложенные требования к подготовке учебника предмета химии показываю насколько это ответственно и сложно.

Таким образом, каждый кыргызстанский учебник должен пройти все этапы создания школьного учебника.

— написание экспериментального учебника соответствующей учебной программе предмета;

— обсуждение экспериментального учебника школьными учителями по предмету и учитывание замечаний, предложений рецензента и эксперта для доработки;

— обсуждение экспериментального учебника с учеными лаборатории или кафедры естественно- математических предметов КАО;

— доработка экспериментального учебника;

— издание учебника как пробного;

— пробный учебник апробировать в определенных школах республики (по приказу министерства образования);

— после апробаций повторная доработка и экспертиза, и издание учебника.

На самом деле выше указанные этапы написание учебника – очень трудное занятие. Требования, предъявляемые к нему – самостоятельная наука. Чтобы написать учебник нового поколения необходимо тщательно изучить теорию учебника, провести много последовательной подготовительной работы.

По определением С. Г. Шаповаленко понятно, что учебник предназначен только для учеников. Следовательно, учебник – это средство, предлагаемое ученику и излагающее научные знания. Это определение указывают на отличительную особенность учебника от других видов литературы. Структура учебника есть последовательное распределение содержания программы в соответствии с дидактическими требованиями (текст, методический аппарат, ориентировочный аппарат, иллюстрации и др.) Распределение учебного текста зависит от объёма предлагаемого материала, его сложности и содержания.

Бекбоев И. Б. [2, с. 12] в статье уделял внимание структуре школьного учебника. Необходимая часть учебника является введение. Введение должно быть ясным, доступным, кратким. Во введении даётся понятия о предмете, основывается необходимость изучения предмета, раскрывается преемственность изученного материала предыдущего класса с материалом последующего класса. Глава учебника – завершенный учебный объект, новая познавательная ступень в системе усвоения предмета. Материалы главы охватываются в параграфе. Текст параграфа соответствует такому объему, который позволил бы объяснить материал в течение урока и домашнего задания для дальнейшего закрепления. В учебнике особое внимание следует обратить на темы. Параграф состоит из темы, которая точно отражает содержание, даёт учащимся понятие о структуре предмета и его внутренних связях, вызывают у них интерес к новой теме. Язык истиль учебника имеет свои особенности, зависимо от каждого предмета. Язык изложения учебника должен быть ясным, четким, выразительным, образным и литературным, придерживаться научно-популярного стиля с учетом принципа доступности.

Составной частью учебника являются вопросы и задания, которые обеспечивают активизацию учащихся и прочное усвоение знаний, развивают их познавательный интерес, формирует навыки самостоятельной работы. В дидактике их называют методическим аппаратом учебника.

Наличие аппарата ориентировки в учебнике считается обязательным. Ориентировочный аппарат помогает ученику и учителю свободно разобраться в структуре учебника, обращает их внимание на основные, главные, опорные понятия и обозначения, способствует их запоминанию, легкому и быстрому поиску в учебнике нужной информации. В ориентировочный аппарат входят: предисловие, оглавление, акцентировка, различные обозначения — символы, указатели.

Учебник был и остается самой эффективной, распространенной педагогической моделью и средством как учения, так и обучения.

В связи с гуманизацией образования недопустимо перегружать ученика учебными материалами, а нужно оптимизировать содержание обучения.

Составители учебников в основном должны руководствоваться следующими положениями: чему нужно обучать? как обучать? что усвоено?

К учебникам устанавливаются следующие требования:

1) Полиграфические: высококачественное полиграфическое исполнение; удобный формат; использование различных шрифтов; наличие иллюстраций.

2) Методические: соответствие возрастным особенностям учащихся; по содержанию, по полиграфическому оформлению, по языку.

3) Разработанный методический аппарат: задания для самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля; практические задания.

4) Структурное деление: условные обозначения методических материалов; выделение глав, параграфов, темы.

В условиях реализации компетентностного подхода к образования нужны новые учебники, которые обеспечивающие формирование ключевых и предметных компетентностей учащихся. Создания учебника и УМК нового поколения по химии осуществляется на основе методологии построения предмета.

При составлении учебника были использованы системно-структурный подход содержательного процесса, необходимый для обеспечения единого педагогического процесса. Системно-структурный подход помогает рассмотреть содержание знания как систему, помогает определить связи. Здесь все методические категории рассмотрены с позиций образовательных, воспитательных и развивающих функций.

В отношении содержательно-деятельностного подхода учёба и учебный процесс будут рассмотрены как единая совместная работа взаимодействия учителя и ученика и учебника.

Во-первых, это означает научить ученика усвоить основы науки, во-вторых, научить учащихся познавательным методам в учебном процессе. Школьные учебники сочетают в себе различные содержательно-методические линии. Принципы конструктирования содержания могуть быть следующими: линейный, концентрический, линейно-концентрический, спиральный, линейно-спиральный, модульный.

В школьном курсе по предмету химии 8–9 классе конструктирования учебного материала сочетаются линейно-концентрическим принципом. Линейно-концентрический принцип конструктирования содержания: учебных тем выстраивается оптимально без дублирования одного и того же материал, но углубляются основные понятия последовательно друг за другом, изучаемые в разные годы обучения. А в 10-11 классах при линейно-концентрическом принципе допускается возможность обращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, предусматривается усложнение и расширение его содержания. С позиции компетентностного подхода определение целей и задач учебного предмета должно предшествовать отбору его содержания [5].

Цели и задачи обучения химии отмеченs в новом предметном стандарте следующие: Учащийся владеет способами описания и исследования веществ и их преобразований в природном и техногенном мире на основе общих химических теорий и закономерностей, навыками рационального и безопасного использования химических технологий и продуктов в различных областях жизни.

Задачи обучения химии: Когнитивные— учащиеся понимают закономерности строения и превращения простых соединений в живых и неживых системах. Изучают осуществление различных химических превращений для получения необходимых веществ заданными свойствами (металлов, пластмасс, минеральных удобрений, лекарств и т. д.); Распознают вещества, изучая их свойства и применение веществ в народном хозяйстве. Способны оценить риски и предупредить возможные последствия использования веществ и технологий, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Поведенческие— учащийся владеет навыками рационального и безопасного использования природных веществ и продуктов технологий в практической деятельности. Применяет полученные знания при проведении химических процессов не приводящие вреда здоровью человека и окружающей среде.

Ценностные— учащийся следует принципам устойчивого развития, безопасного образа жизни, осознает риски и предупреждает негативные последствия применения химических технологий.

Применяет осознанно усвоенные знания о химической картине мира, при изучении других естественных предметов. Владеет химической и экологической грамотностью и культурой.

Исходя из выше изложенного, можно заключить, что при создании школьного учебника по химии нового поколения необходимо учитывать цели и задачи химического образования как основу формирования его содержания. В зависимости от компетентностного подхода меняется функция учебника. Сейчас подготовить не просто учебник источник знаний, а учебник указываюший пути и подходы к овладению материалом, намечающий способы деятельности учащихся и учителя. Технология подготовки такого учебника несколько иного конструктирования учебных материалов, текстовых внетекстовых компонентов соответственно тому, как должна строиться логика обучения, исходя из ожидаемого результата.Учебник нового поколения предполагает новый образовательный результат. Это развитие умений, способов действий и личностых качеств, что дает возможность учащимися самостоятельно открывать новые знания. Такие учебники развивают общеучебные умения через предметные. Они учат решать жизненные задачи на основе предметных знаний.

Выполняя государственную программу по охране здоровья подрастающего поколения впервые в Кыргызстане применено изготовление интегрального переплета обложки, которое делает книгу значительно легче, прочной.

Рекомендуем создание учебников нового поколения на основе следующих концептуальных основы:

- Отражение общечеловеческих ценностей;

- Усовершенствование учебных возможностей учащихся;

- Соответствия предметного стандарта химического образования и учебных программ;

- Соответствия общих принципов дидактики;

- Структура учебника (текст, основные понятия, обьснительная записка, иллюстративные материалы и. т. д.)построено с учетом возрастной особенности учащихся;

- Графическое оформление, соответствие современным технологиям;

- Соответствие содержания материалов для развития ключевой компетентности учащихся;

- Наличие проверочных материалов (тест, эксперимент, задачи) для учащихся;

- Включение местных интересных материалов в содержание учебника;

- При разработке нового учебника применение принципов научности, доступности, преемственности, оптимальности, логичность, систематичности.

Основные термины (генерируются автоматически): учебник, учебник нового поколения, экспериментальный учебник, линейно-концентрический принцип, ориентировочный аппарат, системно-структурный подход, учебный материал, учебный процесс, химическое образование, школьный учебник.

Ключевые слова

системно-структурный подход, содержательно-деятельностной подход, задачи обучения химии: когнитивные, поведенческие, ценностные

системно-структурный подход, содержательно-деятельностной подход, задачи обучения химии: когнитивные, поведенческие, ценностные

Похожие статьи

Современный учебник истории как средство организации.

- Аппарат Ориентировки. Изложение материала учебника начинается с вводного текста.

Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.

Применение систем понятий в обучении химии для активизации.

Целесообразно полнее использовать методический аппарат учебника и в старших классах.

1.Повышение обобщенности, системности и функциональности основных химических понятий курса химии средней школы в процессе обучения

Мультимедийная лекция как современная форма управления.

Вследствие своего центрального положения в учебном процессе, лекция определяет методологические

2) концентрическим — рассмотрение данного явления со всех сторон

5) логическим — системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории

Требования к учебной книге | Статья в сборнике международной.

учебник, учебная книга, дисциплина, требование, знание, учебная литература, будущий специалист, профессиональная деятельность, системный подход, учебный процесс.

Технология дифференцированного обучения на уроках химии

Поэтому и концепция школьного химического образования должна быть направлена на

Применение дифференцированного обучения при изучении нового материала дает учителю большие возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Электронный учебник это программно-методический комплекс.

электронный учебник, учебный материал, учебный процесс, обучающийся, учебник, самостоятельная работа, междисциплинарный курс, лабораторная работа, компьютерная поддержка, самостоятельная работа обучающихся.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества.

- принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК

- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник)

- видео учебно-информационные материалы; - лабораторные практикумы (в том числе и.

Электронный учебник как инновационное средство.

Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения.

Понимание исторического источника учащимися как.

Таким образом, учебная работа с историческими источниками является одной из задач изучения истории в школе, как при концентрическом подходе к ее изучению (стандарты первого поколения), так и при линейном.

Читайте также: